Патриотизм системе ценностей российской молодежи. Значение патриотизма в развитии современного общества

Системный кризис, поразивший все стороны жизни российского общества, ведет к тому, что возникает реальная возможность углубления социальных противоречий разных слоёв населения, находящимися на грани выживания и имеющими явную недостаточность тех или иных материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценной жизни.

Реальной становится угроза неудовлетворения потребностей людей в питании, одежде, жилище, не говоря уже о доступности детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и досуга.

Особенность кризиса современного российского общества заключается в ещё и в том, что идет активное (и даже агрессивное) насаждение ценностей западной цивилизации. Дело в том, что нестабильное общество становится открытым к внешним воздействиям, принципиально готовым к восприятию извне неких новых форм жизни как стремление к личному и общественному спокойствию, стабильности и безопасности.

Надежды населения стабильное будущее, не подкреплённые реальными гарантиями власти придают современному российскому обществу опасность стать обществом риска.

Резкое нарушение сложившегося за десятилетия баланса интересов человека и окружающих его людей оборачивается неустойчивостью внутреннего состояния людей, что является дополнительным основанием наращивания нестабильности общества.

Следовательно, не может и формироваться духовно-нравственное патриотическое отношение человека к коллективу, к социальной среде в которой он живёт, российскому обществу и, в целом, к государству.

Современная общественная наука отмечает, что в сознании и поведении людей среднего и старшего поколений проявляется специфический эффект, который называют «эхом » советского периода. Речь идет о том, что социальные условия соответствующего реалиям данного периода «впечатались » в психику людей, а социальная ситуация уже начинала динамично меняться. Именно эти стереотипы советской эпохи противостояли формированию соответствующего поведения в условиях начавшихся рыночных преобразований. Надо учитывать и то, что рыночные преобразования связаны с резким снижением роли государства в экономике и общественной жизни.

Теперь человек должен действовать не в соответствии с замыслом окружающих его властных структур, выражающих волю государства, а из своих побуждений, что в корне противоречило сложившимся у большинства людей представлениям о жизни и способам осуществления жизнедеятельности.

Эпоха, в которую вступила Россия сегодня —чрезвычайно сложная. Произошли существенные изменения во всех системах противоречий на глобальном, региональном и национальном уровнях. Формируется новый мировой порядок, в котором противоборствуют тенденция к установлению многополярного мира и тенденция создания однополярного мира.

В постсоветской России формируется общество, которое многое унаследовало от советской эпохи, но на иных, качественно отличных от советских, экономических и социальных основах, а также на противоположной идеологической основе —на западно-либеральных идеях.

Вследствие этого личность приобретает новые качества, существенно меняется ее взаимосвязь с обществом и государством. Да и само российское общество, а также и государство имеют существенно иной, чем в советский период, характер.

В переходный период общественное сознание происходящего становится шире и контрастнее, поскольку человеку трудно понять, в каком направлении меняется общество. В таком состоянии кризисного общества для человека, теряющего свои прежние позиции и установки, привычные представления и ориентиры, оценка собственной жизни приобретает болезненный характер: человек реагирует не только на реальное положение других людей из своего окружения, но и на уровень их жизни, на возможный их выигрыш и на вероятный свой проигрыш.

Тем самым особенностью кризисного общества является поиск практической выгоды от взаимодействия с другими людьми, доминирование сиюминутных интересов и целей.

Пик кризиса личности советского человека пришелся на 1991-1993 гг. , когда рухнула прежняя политическая система, был развален Советский Союз, оказались отброшенными прежние мировоззренческие и идеологические нормы и установки.

Россияне в своем большинстве не одобрили такой поворот событий, оказались неспособными адаптироваться к изменившимся условиям как в ситуации неприятия новых реалий западного образца, так и из-за отсутствия необходимого для этого опыта. Действительно, попытка прямого «переноса » на Россию ценностей и принципов Запада, которую предприняли наши либералы в начале 90-х годов, провалилась именно потому, что эта модель жизнеустройства совершенно не учитывала социально-культурную особенность России. Действительно, эта модель индивидуализма в современном обществе выглядит уже мифологичной не только потому, что сегодня «экономический индивид » XVIII века как основной «агент действия » в этой модели не существует из-за сложнейшей сети социальных связей, институтов, наработанных в современном обществе.

Сознание людей, населяющих постсоветское пространство, к тому времени во многом раздвоенное и противоречивое под давлением складывающихся обстоятельств и массированного воздействия средств массовой информации, оказалось заблокированным.

Приватизация по неолиберальным западным принципам расколола российское общество. Судя по данным Госкомстата России, денежный доход населения в целом увеличивается, но крайне неравномерно:30%самых крупных сумм достаются лишь 10%жителей страны. 68%выплат за проделанную деятельность распределяются среди 80%малоимущего населения, оставшимся 10%нищих достаются только 2%от общих доходов.

На основе данных изменений и под воздействием всей совокупности политических, правовых и духовных факторов общественных отношений происходит активная перестройка духовных механизмов, связанных с новым представлением личности о своем месте и роли в обществе, патриотическим самосознанием, включая образы собственного «Я », самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение человека. Происходят заметная переориентация идеалов и ценностей личности, ее нравственных устоев, моральное обоснование личного благополучия, стремление максимально использовать данные обществом права и свободы в русле единства коллективных, общественных и государственных интересов.

История российского общества показывает, что установление гармоничного сочетания государственных, коллективных, общественных и личных интересов-дело привычное для стабильных времён, оно обостряется в судьбоносные времена, когда ставится под вопрос само существование России. Ибо, “блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …” (А. С. Пушкин).

За последние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно, испытаниям, как патриотизм.

Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Так была брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – это чувство примитивное, оно есть даже у кошки». Предполагалось, что патриотизм - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.

Прошло некоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалам пришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российского менталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как "Отечество" и "патриотизм".

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление "мы - россияне".

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Похожее определение дает В.Соловьев: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма". Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв "положить жизнь за Отечество" звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". , "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета "советского человека", по выражению Л.Н.Пушкарева "сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях".

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: "...Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. "Нажива" стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер".

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А.Кивы "Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии".

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».

Список литературы

Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Л.А.Галиева зам директора по УВР начальных классов, учитель высшей категории ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

О.П. Федотова Учитель 1 категории начальных классов ГОУ средней общеобразовательной школы №596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт – Петербурга

Любимая наша Родина! Мы – все твои дети, старые, молодые, совсем юные и те, кто только переступает порог школы, - все!

Нет у нас дороже земли, чем родная земля. За неё наши отцы, деды, прадеды готовы были умереть в бою.

Ещё в давние времена народ сложил поговорку: «Жить – Родине служить».

Множество поколений распахивало пашни, возводило дивные города, сажало сады, стараясь, чтобы земля родная стала самой прекрасной на свете. Люди добывали руду, плавили сталь, проникали в тайны природы и постигали законы развития человеческого общества.

Они не только мечтали о светлом будущем, но и трудились для того, чтобы оно быстрее пришло на нашу землю.

Отцы завещают детям продолжать начатое дело. И будущее поколение детей, повзрослев и возмужав, займёт своё место среди тех, кому предстоит своим трудом умножать славу Родины.

Это к ним обращены из дали лет призывные пушкинские строки:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В настоящее время социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Историко-этнографический музей школы № 596 города Санкт Петербурга является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

По своему профилю музей ГОУ средней школы №596 является историко-этнографическим, рассказывающим о том, как жили люди на территории Северо-Западного региона страны с древнейших времен.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по более глубокому изучению учащимися исторического прошлого приневских земель, усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, рассказывающие о том, как жили наши предки, о событиях героической истории Северо-Запада, о боевом прошлом русского народа в период войны 1812 года и Великой Отечественной войны, об истории школы и многом другом. Основная работа нашего музея - пропаганда трудовых, культурных и боевых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности лицейского научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Материалы раздела школьного музея, посвященного блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне, способствуют изучению детьми своих родословных, воспитывают уважение к семье, своим предкам.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее, использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории, истории и культуре Санкт-Петербурга, химии, технологии, по истории родного учебного заведения.

Музей является организатором конкурсов и народных праздников для учащихся начальной школы. На базе экспозиции музея учащиеся проводят подготовку к различным районным и городским конкурсам, заочным викторинам.

В результате осуществления программы развития музея ожидается: обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых, трудовых и культурных традиций, оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Огромное воспитательное значение имеет обращение школьников к истории семьи, самых близких для них людей.

Благодаря музею ребята проникают гордостью за своих бабушек и дедушек, Родственников своих товарищей, соседей по дому и улице. Пополняя фонды музея, школьники получают предметный урок уважения к старшим и к делу их жизни, а формирующееся у них чувство патриотизма приобретает осязательные, конкретные примеры, достойные подражания и продолжения. Повысился авторитет многих родителей в делах школы.

История нашей Родины началась много тысяч лет назад. Одна у нас земля– просторная, обильная, богатством природы одарённая. Всё своё тепло и все свои сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому место на ней найдётся, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю.

Литература

1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

2. Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

3. Положение о школьных музеях.


Д.ю.н. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А.

В последние годы наблюдается возврат к традиционным базовым ценностям государства и общества, к проблемам формирования у российской молодежи гражданской позиции, внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитании уважения к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию. Приоритетным направлением реализации данных задач, на наш взгляд, являются образовательные технологии, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня уже порядком подзабытое слово «патриотизм» снова звучит с самых высоких трибун. Так, в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к исто-рии, традициям, культуре своей страны».
Согласно справочной и научной литературе, понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. В разные исторические и у разных народов идея патриотизма понималась соответственно уровню развития государства и общества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отметил, что «… употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним» .
Слово «патриотизм» греческого происхождения. В широком смысле означает любовь к Отечеству. Но есть и другие трактовки этого термина:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, за-боту о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967) .
Практически все указанные выше определения подчеркивают направленность патриотизма на государство, территорию, народы, ее населяющие. Эту особенность отметил Г.Гегель, утверждавший, что «патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству» .
При этом любое государство не может обходиться без ценностей как генераторов, вырабатывающих цели своего развития. Вопрос в ценностном выборе, механизмах трансляции ценностей обществу, открытом или скрытом их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Под высшими ценностями государства, как правило, понимаются желаемые со-стояния наиболее важных для его устойчивого существования и развития факторов.
Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении. Подобный подход отнюдь не случаен, ибо любое государственное управление не может обходиться без активного использования базовых ценностей в качестве генератора целей своего развития. Проблема заключается в их выборе, механизмах трансляции обществу, открытом или завуалированном их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления, алгоритме обратной связи общества и государства. Базовые ценности весьма сложно сформировать искусственно и насильно навязать обществу, как это пытались сделать и в 1917 г., и в начале 90-х гг. прошлого века. Как показало время, нежизнеспособные элементы через короткий исторический период были отторгнуты обществом, ибо базовые ценности объективно формируются независимо от желания индивидов в процессе функционирования конкретного государства в конкретной политической обстановке.
При этом в мировой практике имели место случаи, когда базовые ценности закреплялись и транслировались обществу в форме нормативных правовых актов. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. Президент США Дж. Буш подписал «Патриотический акт» (Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему), единогласно поддержанный Конгрессом США .
Данный акт значительно расширил права и возможности специальных служб в контроле за на-селением, что вызвало поток протестов со стороны либералов и поборников гражданских свобод. Но сферы конституционно охраняемых прав и свобод американцев закон не коснулся, так как предусматривал расширение спектра действий разведки и контрразведки по обеспечению национальной безопасности. Поэтому закон нашел понимание у большинства населения страны. Следует отметить, что национальная безопасность, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства – один из центральных вопросов политологии и права. Таким образом, в современном научном дискурсе концепт национальной безопасности соотносится с безопасностью личности, бизнеса, государства и общества в целом. При этом национальная безопасность обеспечивается не только с помощью специальных служб. В числе существенных факторов национальной безопасности, как отмечено выше, особо выделяется патриотизм. Анализ современной политической ситуации в Российской Федерации со всей очевидностью диктует задачу активизации патриотического компонента, необходимость отражения ценностного позиционирования в официальных документах высшего государственного уровня. В этой связи значительно возрастает роль и значение культуры, так как именно в сфере культуры общество выявляет и закрепляет базовые ценности, а на государство ложится обязанность их поддержки и защиты. Негативные социокультурные процессы, имевшие место в последние десятилетия, стали одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации, так как они ведут к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации базовых ценностей. Фактически речь идет о кризисе культуры, который при непринятии должных мер в конечном счете неминуемо приведет к падению демократической власти, как это имело место на Украине.
Как известно, культура (от латинского cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях . Основная миссия культуры – формирование личности, деятельной сущности человека. Таким образом, кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности и, как следствие, с обеспечением существования общества и государства. Большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить уважение к базовым ценностям.
Каждое общество исторически вырабатывало свой набор базовых ценностей. Однако до на-стоящего времени ценностные ориентиры наших соотечественников постигались в основном интуитивно или в философском ключе аксиологии, что породило идейную разноголосицу, а также дискуссию о патриотизме с преобладанием публицистической риторики. Как следствие, перед научным политологическим сообществом возникает задача анализа патриотического ценностного основания государственной политики Российской Федерации как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере.
Исследование значимости базовых ценностей для государства осуществляется в пространстве исторического времени. В качестве критериев оценки следует принять устойчивость и воспроизводство базовых ценностей по истечении определенного исторического периода. Самовоспроизведение базовых ценностей означает их родовую связь с существованием общества. Субъективная воля индивида может стать фактором изменения общественного сознания, ведущего к социальной дезорганизации, к появлению модели, которую Л. Гумилев определил понятием «химеры» . Так, в период предшествующий Первой мировой войне и последовавшими за ней революциями, патриотизм перестал быть базовой ценностью прежде всего для российской элиты того времени. Как отмечала современница указанной эпохи А. Тыркова-Вильямс, «это слово произносилось не иначе как с улыбочкой. Прослыть патриотом было просто смешно. И очень невыгодно. Патриотизм считался монополией монархистов, а все, что было близко самодержавию, полагалось отвергать, поносить ».
Рассуждая о проблемах, приведших к революции 1917 г., А.Солженицын писал, что «ее причины нельзя объяснить единой глупостью или единым низменным движением, природной склонностью к измене, задуманным предательством. Это могло быть только чертою общей моральной расшатанности власти… померкло национальное сознание («примитивный патриотизм») и образованный слой переставал усматривать интересы национального бытия. Национальное сознание было отброшено интеллигенцией – но и обронено верхами. Так мы шли к своей национальной катастрофе» .
Интересная черта истории – способность повторяться для тех, кто не делает должных выводов из трагического прошлого. Так, отсутствие патриотизма, предательство «верхами» национальных интересов своей страны привело к катастрофическим последствиям для постсоветской Украины.
В период строительства советского государства произошел возврат к базовым ценностям. Патриотизм стал основой национального единения, который помог стране выстоять в Великой Отечественной войне. Однако в 90-е годы, когда происходило разрушение советской идеологической парадигмы, обществом вновь овладела «химера» космополитизма. Сторонники глобализационных процессов стали считать путь унификации культур через разрушение национальных государств и цивилизаций объективным вектором развития миросистемы. Проповедуется коллаборационистский подход, суть которого заключается в бессмысленности сопротивления Российского государства и общества внешнему влиянию господствующих мировых сил.
Следует объективно признать наличие противоречий в формулировках идеологических постулатов по вопросу базовых ценностей в современной российской политике. Поиск путей их разрешения является в современной обстановке весьма актуальным. Сегодня патриотизм проявляется не в той степени, как это было в советское время. Однако возможность гордиться своей страной является та-кой же потребностью граждан России, как это было в прежние времена. Если в 90-е годы оценки молодым поколением собственной страны резко упали, то к 2010 г. число молодых людей, гордящихся Родиной, возросло: согласно опросу Фонда общественного мнения с 2006 г. по 2014 г. число россиян, считающих себя патриотами, выросло с 57 до 75 % . Заслуживает внимания тот факт, что в дейст-виях политических лидеров население желает видеть приверженность не только закону, правопорядку, справедливости, но и приверженность патриотическим ценностям (свыше 45 %).
Уровень патриотизма россиян с особой силой проявился в вопросе о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. Президент России В. Путин в своем обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества подчеркнул, что «в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бес-сильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века. Твёрдость внешнеполитической позиции России основывалась на воле миллионов людей, на общенациональном единении, на поддержке ведущих политических и общественных сил. Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой. Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же консолидацию, чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией» .
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня большинство россиян считают себя патриотами России, уважают традиции и культуру своей страны, сохраняют память о своих предках, гордятся необъятными размерами своей страны и запасами полезных ископаемых. Мечтают видеть Россию ведущей мировой державой, богатой и процветающей страной .
Важным условием укрепления российской государственности является сохранение целостности страны и единства ее народов. Необходимым условием успешного решения этой задачи является формирование общероссийского и регионального патриотизма. По существу следует выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную миросистему. Глобализация не отменяет национальные государства, но изменяет форматы коммуникаций между ними. Появление качественно нового типа мировой культуры ставит перед Российским государством задачу переформулирования содержательного понятия патриотизма от теоретического и общеизвестного «патриотизм – это лю-бовь к Родине» к действенному «патриотизм – это также служение Родине». Ведущую роль в решении данной задачи должно взять на себя политологическое сообщество.
Литература
1. Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 05.12.2014. Доступ: http://skuky.net/96248 Дата обращения: 20.04.2015.
2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. М., 1947.
3. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. Доступ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284 Дата обращения: 25.05.2015.
4. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
5. USA PATRIOT Act of 2001 Доступ: http://itlaw.wikia.com/wiki/USA_PATRIOT_Act_of_2001 Дата обра-щения: 20.04.2015.
6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003. 600 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез в биосфере земли. М.: Мысль, 1993.
8. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. Том первый 1799-1824. // Доступ: http: lib.rus.ec/b/139691/read Дата обращения: 20.04.2015.
9. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4303. 2007. 27 февраля.
10. О патриотизме. Сколько патриотов среди россиян? И кого можно считать патриотом? 23.04.2014. Доступ: fom.ru/TSennosti/11471 Дата обращения: 20.04.2015.
11. Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 Дата обращения: 20.04.2015.
12. Россияне считают себя патриотами / Доступ: http://news.rambler.ru/14298506/ Дата обращения: 20.04.2015.

(С) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение патриотизма в развитии современного общества

Т.С. Косенко, С.В. Камашев

Новосибирск

Идея патриотизма во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества: идеологии, экономике, политике, образовании (обучении и воспитании), культуре, экологии и т. д.

Содержание и направленность патриотизма определяются духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные бедствия, войны и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Современное общество находится на этапе выработки ведущей национальной идеи в России, которая, по мнению В.И. Лутовинова, "вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины" .

Обновление общественных отношений в современном обществе повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Как отмечает Б.Т. Лихачев: "в сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; освобождение от идеологической засоренности, давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни. Очевидно, что сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов, третьи - "без руля и без ветрил", освободившись от всякой идеологии, руководствуются лишь циничной жаждой наживы и получения удовольствия" .

С одной стороны, падение духовно-нравственных ценностей в условиях социально-политической, социально-экономической нестабильности приводит к кризису национального самосознания, духовному вакууму и дефициту патриотических чувств, а с другой - процесс глобализации, в которую включена Россия, провоцирует рост космополитических чувств, характеризующихся приматом глобальных общечеловеческих приоритетов над чувством патриотизма. Все это ослабляет патриотические настроения .

В такой ситуации ведутся поиски выработки ведущей национальной идеи в России. В основу данной идеи в трудах многих отечественных мыслителей (в том числе в законодательных документах) излагаются различные точки зрения на патриотизм и гражданственность как стержневой компонент русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, консолидации российского общества и государства. Считается, что данная идея может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности в современной России, так как идея патриотизма во все времена занимала особое место и во всех важнейших сферах деятельности общества - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Еще Я.А. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, своему дому, месту, где он родился, а затем - к Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм как стремление к общим целям и интересам государства. М.В. Ломоносов считал, что "воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса". Н.М. Карамзин писал: "любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма" .

Мы склонны считать, что проблема остается открытой в связи с тем, что ее решение видится посредством воспитания, но без концептуального учета содержания, уровней, условий формирования такого чувства. Необходимо говорить не просто о воспитании, а о последовательном многоуровневом формировании патриотизма в качестве рефлексивного чувства, предполагающего проецирование личностью социального, культурного, политического пространства посредством любви к Родине, своему Отечеству. патриотизм гражданственность общество национальный

Попытаемся раскрыть смысл данного чувства. Как известно, патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Так, русский философ А.Ф. Лосев считал, что любовь к Родине - это "любовь чистая и ясная, любовь идейная, любовь бескорыстная, которая готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения. Любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых" . патриотизм гражданственность общества национальный

Термин "патриот" стал широко применяться в России с эпохи Великой Французской революции (1789 г.), но исторические корни патриотизма имеют давнюю многовековую традицию. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Отечеству являлась предметом пристального внимания общественных деятелей, ученых, мыслителей, педагогов и др. В центре их внимания - духовный потенциал патриотической идеи: нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимание ее как идеи отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идеи равноправности народов, идеи морального долга перед обществом, идеи ответственности за судьбу Отечества. Таким образом, патриотизм понимается как одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, и как важнейшее духовное достояние личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, ее готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение и любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям.

И в современной трактовке определения "патриотизм" мы не увидим особых отличий. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы; он предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими представителями народа; это источник формирования привязанности к родной земле, языку, традициям; патриотизм является составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии и т. п. . Таким образом, патриот - это личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества.

Патриотизм понимается как "одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, который является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине" .

Говоря о патриотизме, следует упомянуть о таком понятии, как "гражданственность"; это интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.

Таким образом, патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнедеятельности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины XIX в. особое внимание обращалось на гражданское воспитание молодежи (например, К.Д. Ушинский выдвинул идею о введении учебного предмета патриотической направленности - "отечествоведение" ). В советской России воспитание было построено на основе коммунистической идеологии, большой акцент сделан на патриотическое воспитание. В начале 1990-х гг. в нашей стране произошел "кризис" воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, поисковая деятельность, краеведение и др.), и важнейшим качеством гражданина-патриота выступает его способность успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Известно, что с крахом Советского Союза русский народ оказался на историческом распутье. Развал советской системы образования и воспитания привел к тому, что молодое поколение, не усвоив ценностей патриотизма и коллективизма, стало формироваться на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, что вызвало массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой отсутствовала какая-либо идеология или система ценностей. Образовался идеологический вакуум, в который стали проникать всевозможные идейные ("безыдейные") течения и направления, направленные на разрушение основ русской государственности, национального самосознания - вековых нравственных ценностей.

Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она попадает в "ловушку" ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то автоматически возникает реакция, не зависящая от личности - агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных проявлениях: терроризм, наркомания, алкоголизм, преступность и т. п. Человек в современной России, с одной стороны, стремится жить в обществе (по законам общества, следуя традиционным ценностям) и в то же время пользоваться достижениями науки и техники. Таким образом, в России столкнулись две системы ценностей - либеральная, сменившая социалистическую как ее антитеза, и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате увеличилось число людей, которые одновременно стремятся к противоположным ценностям. В современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными и духовными, человек зациклился на личном благополучии (приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культу потребления, богатству). Мы можем утверждать, что сегодня в российском обществе отсутствует гражданское самосознание, оставляет желать лучшего и морально-психологическое состояние граждан, поскольку отсутствует единая государственная политика в области патриотического воспитания.

Когда речь заходит о патриотизме современной молодежи, то обычно отмечают следующее: мало понимает и принимает "патриотизм" как ценность; не знает истории своего Отечества; слабо понимает, как применить "патриотизм" на практике; не знает традиционных ценностей и т. п. Так, молодым новосибирцам был задан вопрос о герое нашего времени. Результаты следующие: 82 % - не могут назвать конкретных героев, причем 37 % из них считают, что таких нет вообще, 36 % - не знают их, 9 % - думают, что герои есть, но не ведают, кто они . А если нет образцов для подражания, молодежь в замешательстве: с кого брать пример? Вот и ищут свои идеалы самостоятельно, чаще прибегая к СМИ, Интернету, искажающим их сознание. В этом нельзя винить только подрастающее поколение, это один из главных показателей кризисной ситуации современного общества и государства.

Отметим, что в настоящее время отсутствует комплексный анализ данной проблемы, имеются разрозненные концепции, но и они требуют всестороннего системного анализа.

Как известно, патриотизм можно сформировать только через процесс воспитания. Воспитание "человеческого в человеке" невозможно без укрепления чувства исторического достоинства, без обращения к нравственным основам и культурным традициям предшествующих поколений, поэтому патриотическое воспитание молодого поколения является задачей огромной значимости.

Таким образом, в современных условиях России, во-первых, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Ее реализация требует создания такой системы патриотического воспитания граждан, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов и государства в данном направлении. Во- вторых, в системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей, являющихся опорой в развитии и процветании Отечества; патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его предстоит сформировать. Вершиной патриотического воспитания является осознание человека себя как гражданина России, ему должны быть близки такие понятия, как Родина, Отечество, Отчизна. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в знакомстве с историей, традициями, социальными условиями жизни своего народа и т. д.

Список литературы

1. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. - М. : АС-Траст, 2009. - С. 27-38.

2. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара: Самар. ин-т упр., 1997. - 84 с.

3. Головинов А.В. Воспитание патриотизма в философско-просветительском наследии Сибири // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 142-148.

4. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. - М. : Республика, 1992. - 503 с.

5. Авдонин В.С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания. - Рязань, 1996. - 23 с.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - С. 194-257.

7. Оценка за патриотизм. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta- licey.ru/content/view/115/1/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика макроидентичности России. Определение понятий национальной идентичности, идеи нации, национальной идеи. Индивидуальная идентичность - совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности. Проекты национальной идентичности.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Узбекская модель развития создаваемого нового общества в Узбекистане. Развитие общества и созидательные идеи. Разрушение общества путём национализма, терроризма и экстримизма. Формирование идеи национальной независимости как историческая необходимость.

    презентация , добавлен 06.05.2016

    Понятие термина "национальность". Оценка исторического развития, современного состояния проблемы идеологии национального духа, "Русской идеи". Перспективы развития проблемы. Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей. Самобытность русского пути.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Природно-космологический фактор и его воздействие на формирование естественного субстрата нации. Разделение идеи национального единства и идеи народного суверенитета в конституционно-монархических странах. Национальное своеобразие русского народа.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества. Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма. Стратегическое партнерство государства и бизнеса. Социология налогов и понятие экономической выгоды в уклонении от их уплаты.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Национально-этнические, религиозно-конфессиональные и духовно-нравственные идеи в республике Дагестан. Использование традиций в развитии местного самоуправления как атрибут демократизации общества. Проблема построения гражданского общества в регионе.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Сущность и основное содержание понятия "патриотизм", оценка его роли и значения в обществе на современном этапе. Необходимость и значение патриотических настроений в независимом государстве как один из основных факторов его роста и развития в будущем.

    эссе , добавлен 09.10.2012

    Жизненный путь М. Хальбвакса. Жизнь и творчество С. Бугле. Идеи М. Хальбвакса как социолога периода первой половины ХХ века. Концепция эгалитаризма С. Бугле. Влияние объединения общества на эгалитарные идеи. С. Бугле и Французская социологическая школа.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Предмет и объект науки "Идея национальной независимости". Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия. Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его развития. Влияние разрушительных идей в обществе.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва