Как работают основные механизмы памяти. Наш мозг создан не для того, чтобы запоминать В прошлом главной задачей человеческого мозга было обеспечить выживание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Прокачай свой мозг. Давайте попробуем разобраться, как человек запоминает.

В мы разобрались, что память активный процесс, при котором отбираются наиболее важные данные и сохраняются в кодированной форме. Хотя есть мнение, что мы запоминаем всю информацию, поступающую на наши органы чувств, но, к сожалению не все можем вспомнить или не знаем, как это сделать. Но давайте к этому вопросу вернемся позже, а чтобы не пропустить, кому это будет интересно, подписывайтесь на RSS . А пока продолжим.

Итак, что же происходит во время запоминания? А происходит следующее: наш мозг получает информацию, кодирует и складирует ее, а затем при необходимости восстанавливает. И самое интересное то, что основные проблемы с памятью возникают на этапе восстановления информации, которые в большинстве случаев связаны с проблемами в кодировании, что в свою очередь может проистекать от сбоев в восприятии информации или неправильном складировании.

Наша память в каком-то смысле похожа на библиотеку, хранящая всю поступающую в мозг информацию. Для того чтобы наше представление о памяти было максимально близко к естественному положению вещей нужно, помимо материального воплощения библиотеки учитывать и принципы ее функционирования.

Для этого рассмотрим с вами следующий пример. В библиотеке любой пользователь, в случае если затрудняется найти нужную ему книгу, может обратиться к библиотекарю и получить необходимые указания. Поскольку библиотечные работники поддерживают там определенный порядок, они могут дать совет, где можно найти интересующую вас информацию. Продолжая сравнивать память с библиотекой, для долговременной памяти мы отведем шкафы и стеллажи. В роли библиотекаря у нас выступают активные механизмы памяти. Столом, за которым библиотекарь знакомится с новыми книгами, будет кратковременная память. Здесь происходит ее классификация и определение места на стеллаже долговременной памяти. Активные механизмы памяти, также как и библиотекарь, никогда не размещает информацию на стеллажах долговременной памяти , если она не прошла обработку за столом. Но рабочий стол имеет ограниченные размеры, а кратковременная память ограниченные возможности. Чтобы освободить место для новой информации библиотекарь должен регулярно очищать стол, упорядочивая поступающую информацию и освобождаясь от ненужных компонентов. После проведения таких работ часть материалов систематизируется и размещается на стеллажах, а часть материала неизбежно попадает в корзину. То есть библиотекарь – это тот механизм, который отбирает и кодифицирует полезную и необходимую информацию, облегчая ее дальнейший поиск. И секрет функционирования нашей памяти скрыт именно в работе библиотекаря: он знает какую информацию оставить и куда ее деть.

В один прекрасный день в библиотеку прибывает серия книг, которые нужно определить на хранение. Подготовив для работы необходимые материалы: инвентарь книг, правила каталогизации, этикетки библиотекарь приступит к работе с новыми книгами. Проведя классификацию, он расклеит все необходимые этикетки и расставит их на стеллажи. По этим этикеткам в дальнейшем библиотекарь может легко и быстро найти необходимую книгу.

Но есть и обратная сторона этого процесса, если на рабочем столе беспорядок или книг очень много, то какие-то книги могут просто упасть со стола и затеряться. У библиотекаря может не хватить времени на анализ информации и наклейку этикеток и он, чтобы освободить рабочий стол, поместит книги на стеллаж без квалификации, что затруднит их поиск. Ну и в худшем случае библиотекарь просто выбросит некоторые книги, посчитав их не интересными.

Как и в случае с библиотекой, для хорошей памяти мало только составления каталога поступающей информации, необходим еще и полноценный доступ к ней. То есть, нужен библиотекарь, способный анализировать информацию, снабжать ее этикетками и быстро находить ее на огромном складе информации нашей памяти . Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что не размер библиотеки, не количество информации не влияет на эффективность библиотеки нашей памяти . А влияет на нее именно библиотекарь умеющий квалифицировать и складировать информацию. И чем качественнее и эффективнее работает библиотекарь, тем легче в дальнейшем найти книги. И по аналогии: хорошая память кроется в хорошей квалификации, кодификации и складировании.

А что вы думаете о такой аналогии? Насколько она адекватна?

Если вы считаете, что секрет эффективных умственных способностей заключается в том, чтобы загружать память как можно большим количеством информации, подумайте еще раз.

Посмотрите, вот что появится у вас в голове, когда я попрошу вспомнить вид ночного города:

Когда дело касается запоминания, наш мозг, как правило, не лучше карты памяти на 8 Гб.

Нас постоянно бомбардирует информацией. Если бы при запоминании всего, что возможно, мы бы полагались на свой «8-гигабайтный объем», то единственным способом все вместить стало бы хранение информации в низком разрешении. Так мозг и поступает. И когда мы просматриваем то, что когда-то узнали, в ужасе обнаруживается только «размытая» информация и смутное подобие того, что когда-то видели так ясно.

В прошлом главной задачей человеческого мозга было обеспечить выживание

Давайте на минуту оставим современный мир компьютеров и отправимся назад в то время, когда информационное поле было совсем другим. Представьте себя одним из своих доисторических предков.

Доисторическая окружающая среда была сложной и суровой, поэтому большую часть времени вы бы старались просто выжить: поддерживать жизнь (еда, укрытие, взаимоотношения) и справляться с опасностями (хищные животные, погодные условия).

Другими словами, «доисторический вы» приоритизировали бы не запоминание, а обработку информации: к примеру, размышления «это опасная местность», «это съедобно».

Чем цивилизованнее мы становились, тем больше нужно было запоминать

По мере развития цивилизации - с развитием устного и письменного языка - запоминание информации, которая не являлась критически необходимой для выживания, стало полезно. Это позволяло людям общаться с себе подобными и узнавать, как действовать, основываясь на опыте других, без необходимости самим подвергаться риску и совершать те же ошибки. Тем не менее объем информации, доступной индивидууму, все еще был весьма ограниченным по современным стандартам, и потому над ней можно было размышлять и подвергать сомнению.

Однако в современном мире мы имеем беспрецедентный доступ к информации: , телевидение, радио, игровые приставки, мобильные телефоны и, конечно же, интернет, что в результате привело к взрыву информационного потребления. Это и благословение, и проклятие: теперь мы можем обмениваться массой знаний гораздо быстрее, чем когда-либо раньше, но нужно понять, .

Если мы так и будем полагаться на мозг, то будем переполнены

Каждый день мы потребляем колоссальные 34 Гб информации . Добавьте к этому 50 тысяч мыслей, которые ежедневно генерирует наш мозг. Становится ясно, что сами мы не справляемся с задачей управления информацией из памяти и нужно найти .

Теперь попробуйте вот что. Посмотрите на следующую последовательность цифр в течение 5 секунд и запомните их в правильном порядке:

92748109382301832

А теперь вычислите:

(Ответы: 207 и 182)

Теперь попытайтесь вспомнить длинную цепочку цифр. Сколько вы можете вспомнить? Я проводил этот опыт с несколькими моими коллегами и ни один из них не смог вспомнить всю последовательность, что неудивительно.

Если бы вам дали только одно из этих заданий, вы бы, без сомнения, справились лучше. Но так как вы одновременно пытались и запомнить, и обработать информацию, ваш мозг подвергся значительно большей нагрузке.

И вот с этим нашему мозгу приходится сталкиваться постоянно.

Наш мозг не предназначен для записи точной и объективной информации. Попытка воспринять слишком много приводит к перегрузке и переполнению. Более того, мы вмешиваемся в то, в чем наш мозг поистине хорош: .

Как освободить место в мозгах

То, что теперь информация у нас прямо на кончиках пальцев, не значит, что мы должны становиться ее рабами. Нам нужно больше походить на себя доисторических, и вместо подчинения информации нужно знать, как и когда получать доступ к информации, необходимой для своих потребностей.

Нужно освободить все место, занятое бесполезными данными, чтобы мозг мог делать то, что делает лучше всего: обрабатывать информацию. Вот два отличных способа этого достичь:

1. Развивайте свой «Карманный мозг»

Разработайте систему организации и хранения потенциально полезной информации и отдайте «на аутсорс» работу по запоминанию. Компьютер, конечно, является отличным инструментом для упорядоченного хранения и надежного доступа к .

Главная идея заключается в том, чтобы стать опытным обработчиком данных, а не пытаться загрузить свои мозги информацией.

2. Осмысленное обучение

Наряду с «карманным мозгом» вам также необходимо знать, как наиболее эффективно использовать память для осмысленного обучения.

Желаемым результатом будет сделать так, чтобы информация была для вас настолько значимой, что не требовалось бы никаких усилий для ее вызова в случае необходимости. Подумайте, например, о том, как легко вы разговариваете на своем родном языке - это знание, которое стало частью вас самих.

Яндекс.Директ

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства.

Прекрасный тому пример — испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Ещё одно неожиданное открытие, связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям.

В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент. Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Как работает мозг? Можно ли помочь ему запомнить информацию или избавиться от ненужной? Можно ли договориться с ним или хотя бы понять его правила игры? И хотя вопросов здесь больше, чем ответов, все же такие способы существуют.

Первая плохая новость, к которой пришли все нейробиологи, нейролингвисты и нейрофизиологи, что это мы принадлежим мозгу, а не мозг принадлежит нам. Об этом говорят в своих лекциях и Черниговская, и Анохин, и Бехтерева.

Следующая новость: мозг ленив, избирателен, и к тому же он искусный обманщик. Он подсовывает нам ложные воспоминания, меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Память — одна из функций мозга, и на ее примере отлично видно, какой непростой у него характер.

Как мозг запоминает информацию

Оказывается, наш мозг эмоционален и любопытен. Если его удивить (то есть как следует удивиться самому), то мозг, так и быть, запомнит эту информацию. Но игра по системе Станиславского не подойдет, удивление должно быть настоящим. Если вас поразила сама информация -

«Как! Морской огурец, спасаясь от врагов, выбрасывает свои внутренности!» - то, скорее всего, этот факт запомнится. Либо постарайтесь придать информации эмоциональную окраску: «Фу, какая гадость - плеваться своим кишечником!» Эмоционально окрашенное событие мозг запоминает лучше.

Мозг нужно убедить в том, что эта информация вам действительно нужна. И повторить это ему придется не один раз.

Вы: “Мне это надо!”

Мозг: “А вот и не надо!”

Вы: “Все-таки надо!”

Мозг: “А может не надо?”

Кто упрямей, тот и победил. Для тех, кому очень нужно запомнить, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, лучше всего подойдет схема Эббингауза. Повторите сразу по окончании чтения, потом повторите через 20 минут, затем через 8 часов и, наконец, через сутки. Если же эти даты нужно пронести через всю жизнь, то придется повторить еще через две недели и спустя два месяца.

В неравной борьбе с мозгом собираем все шесть чувств и используем их для запоминания: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Чем больше сможем подключить, тем больше шансов, что мозг что-нибудь запомнит. Если вы визуал, все равно не лишним будет прочитать вслух, а аудиалу — прописать конспект. В идеале это выглядит так: ты слушаешь лекцию, пишешь конспект, ешь булочку с корицей, рядом дымится палочка сандала и ты поглаживаешь (ногой) пушистую кошку.

После такой массированной атаки оставьте мозг в покое — лягте спать. Это время необходимо для того, чтобы перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, на этом сходятся и нейробиологи, и народная мудрость «утро вечера мудренее». Но если вы планируете сдать экзамен и быстрее все забыть, то ложиться спать необязательно.

Мозг — сторонник здорового образа жизни, он хочет, чтобы мы бегали, ходили или хотя бы приседали, поскольку физическая активность стимулирует рождение новых нейронов, которые и отвечают за немедленное . Вы можете выращивать свои новые нейроны ежевечерними пробежками, можете отойти от рабочего стола и сделать пару приседаний, но сотрудники Эдинбургского университета подсказывают, что улучшают запоминание материала физические нагрузки, выполненные через 4 часа после обучения.

Как мозг стирает информацию

Если вы не пользуетесь информацией — delete.

Если вам срочно поступает новая информация, старая — delete.

Но в некоторых случаях стереть информацию неплохо. Это реально, когда вы в момент извлечения информации ее меняете. Неудачный опыт (вождения, знакомства, выступления) заменяется успешным вариантом события. Если история не была травматической, конечно. Но и в этом случае есть успешные эксперименты, например, с американскими военными, прошедшими операцию «Буря в пустыне». На фоне «извлечения» воспоминания они принимали фармпрепараты, которые не давали информации «перезаписаться», и событие стиралось из памяти.

У мозга нет специальной комнаты с воспоминаниями, поэтому каждый раз, реконструируя какое-либо событие, он слегка его видоизменяет. В науке этот процесс называется «реконсолидация». В одном из экспериментов, которые провел британский ученый Ф. Бартлетт, студент рисовал древнеегипетскую букву М по памяти, и в итоге через год буква превратилась в фигуру кошки. Произошло это потому, что каждый раз мозг, обращаясь к последней реконструкции воспоминания, обогащает ее новым опытом и новым контекстом. Это говорит о том, что наш мозг созидающий и творческий.

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо