Модели предоставления социальных услуг. Разработка и применение стандартов социальных услуг
Социальная защита пожилых людей и модели
Социальная зашита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
В соответствии с действующим законодательством, социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей. В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:
Предоставление государственных гарантий;
Обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступность;
Преемственность всех видов социального обслуживания;
Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
Приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями
социального обслуживания сталитакие, как:
Социальное обслуживание на дому;
Полустационарное обслуживание в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.;
Срочное социальное обслуживание;
Социально-консультативная помощь;
Предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.
Несмотря на разнообразие форм социальной работы на местах, уже можно выделить основные принципы и формы становления социальных служб, занимающихся решением проблем пожилых людей. Это создание и развитие центров социального обслуживания различного типа (дневного, недельного, временного пребывания); организация надомного обслуживания, платного и бесплатного (платного для тех, кто живет в семьях и кому понадобилась временная помощь); создание на основе различных форм собственности центров социально-психологической помощи, столовых для бесплатного питания, сети магазинов для продажи товаров по социально низким ценам; предоставление льгот по социально-бытовому обслуживанию и обеспечению занятости пожилых людей. Начали открываться дома ночного пребывания, социальные гостиницы и т.д.
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых. Центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит:
Выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
Определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;
Анализ социально-бытового обслуживания населения;
Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально- бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали своих бывших работников, оказывали помощь и проявляли к ним внимание.
Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям.
В подобных центрах работают врачи, социальные работники, психологи, юристы, специалисты по социальной реабилитации и др.
Социальное обслуживание на дому это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся:
Организация питания и доставка продуктов на дом;
Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
Содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения;
Помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
Содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших;
Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);
Помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.
Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, которые обязаны содержать их по закону, но проживают отдельно, а также проживающие в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.
Все более широкое развитие получают и отделения дневного пребывания, создаваемые также на базе центров социального обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни. Эти отделения создаются в соответствии с законодательством и обслуживают не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного положения, но сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного желания и медицинского заключения.
В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной работы, мастерских, библиотеки. Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.
Посильная трудовая деятельность в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобных хозяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финансовых средств и зачисления их на счета ЦСО.
По решению руководства центра и местной администрации в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные платные услуги: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание парикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и направляются на его развитие, улучшение питания и обслуживания пенсионеров и инвалидов.
Таким образом, отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.
В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи, основной целью которой является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные государством услуги:
Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
Обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;
Разовое оказание материальной помощи;
Содействие в получении временного жилья;
Оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;
Оказание юридической помощи в пределах своей компетенции;
Оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.
Деятельность службы основывается на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе Центра социального обслуживания.
Как отмечается в Положении, утвержденном Министерством социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно (недельное и дневное пребывание). В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Здесь они обеспечиваются медицинской помощью, рядом мероприятий реабилитационного характера, с ними проводится работа по социально-психологической адаптации к новым условиям, изучаются особенности их характера, привычки, интересы, потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга и т.п. Вес это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при поселении людей на постоянное местожительства, для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде регионов РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступил, в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.
В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, такой дом предназначен для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется в соответствии с Положением медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами. В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д. Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан. Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие.
Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда является то, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учреждении, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, нарушают спокойствие в коллективе. Решить эту проблему можно введением в штат дома-интерната психиатра.
Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы. Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления. Зарубежный опыт оказания социальных услуг. Анализ реализации социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ. Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы. |
|
Бесплатная оценка | |
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата. | |
РЕФ-Мастер
- уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Социальные услуги.
|
|
Как правильно написать введение?
Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы. |
|
Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса. |
|
|
|
(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.
Похожие работы:
8.01.2009/контрольная работа
Границы социальных групп. Социальные агрегаты: понятия и виды. Социальные классы и социальные слои, их характеристика. Специфика понятий аудитория и публика. Этимологические понятия. Образцы поведения и социальные нормы. Политическая публичная сфера.
26.11.2009/контрольная работа
Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации.
19.11.2009/реферат
Социальный портрет современного российского предпринимателя. Влияние государственного регулирования на неформальный экономический порядок. Корпоративное социальное партнерство как технология управления персоналом. Социальная поддержка работников.
16.01.2010/реферат
Системный подход к характеристике процессов внедрения стандартов социальной ответственности в Украине на основе принципов Глобального договора ООН. Идея корпоративной социальной ответственности. Основные элементы типичной схемы управления организацией.
7.06.2010/реферат
Социальные гарантии в сфере занятости. Материальные блага, входящие в соцпакет. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, дополнительные социальные гарантии. Гарантии и компенсации безработным, пособия по безработице.
25.02.2003/реферат
Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.
27.07.2009/реферат
Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.
3.12.2007/лекция
Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.
29.06.2010/контрольная работа
Социальное действие и поведение как проявление социальной активности, типы взаимодействия. Социальные группы, их типология, структура, факторы и особенности их функционирования. Понятие и теории социальной организации, ее организационные структуры.
16.03.2010/контрольная работа
Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.
21.09.2009/контрольная работа
Понятие социологии и ее место в системе наук, основные функции и назначение в обществе. Методы и этапы социологического исследования. Предпосылки и процесс развития гражданского общества, его структура и основные компоненты, отличия от "негражданского".
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- - в рамках ЦСС;
- - в других организациях, которые оказывают социальное обслуживание в координации и при обмене информации с ЦСС.
Принципы стандартизации социальных услуг. Роль стандарта в формировании социальной сферы. Право граждан на социальное обслуживание. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России: политическая, методологическая и теоретическая причина.
курсовая работа , добавлен 04.03.2014
Анализ качества оказания услуг в доме-интернате для престарелых. Принципы обеспечения качества социальных услуг. Осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов. Совершенствование методов обслуживания.
дипломная работа , добавлен 21.11.2015
Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.
презентация , добавлен 08.12.2013
Социальная стандартизация в учреждениях по предоставлению услуг семье и детям. Исследование особенностей стандартизации социальных услуг государственных учреждений Ленинградской и Новосибирской областей. Анализ отличий социальных стандартов областей.
дипломная работа , добавлен 27.08.2013
Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования.
курсовая работа , добавлен 27.03.2013
Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии, управление ими. Формы и методы за рубежом, особенности применения их в практической работе в отечественных условиях. Анализ инновационных технологий.
контрольная работа , добавлен 07.03.2016
Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.
На рис.1 представлена общая схема оказания адресной социальной поддержки, на основе которой проводится моделирование обращений граждан и принятия управленческих решений в условиях конкретного города. Схема основана на разделении формализованных и неформализованных процедур.
Рекомендуется создать единый Центр социальных субсидий (ЦСС). В больших городах у него могут быть районные (окружные) отделения. Целесообразно создавать ЦСС на базе служб жилищных субсидий. Как правило, они имеют опыт работы по оценке доходов и достаточную техническую оснащенность.
Центр социальных субсидий собирает и анализирует информацию о доходах, ведет учет льгот и оформляет "социальный паспорт" семьи. Право на получение такого паспорта получают семьи и одиноко проживающие граждане с низким душевым доходом (критерий нуждаемости определяется по решению местной администрации). Сотрудники ЦСС проводят оценку доходов на основе представленных документов, а при необходимости и с помощью других мер - посещения на дому, запросов по месту работы и др.
Центр занимается начислением жилищных субсидий и других адресных видов денежных пособий и компенсаций, в том числе пособий по нуждаемости (если принято решение о реализации такой региональной или городской программы). ЦСС может заниматься также начислением детских пособий (при введении в действие нового законодательства о выплате только семьям с душевым доходом не выше 150 процентов прожиточного минимума). Все данные о семьях, обладающих "социальными паспортами", вносятся в базу данных. База данных содержит сведения о полученных семьями социальных выплатах и бесплатных (льготных) услугах, которые используются для корректировки дохода.
Схема оказания помощи основана на использовании метода социальной работы, который называется "ведение случая". Он включает три основных этапа:
Открытие дела/случая: определение нужд клиента, оценка положения и состояния клиента (включая оценку дохода), формирование плана обслуживания, выделение приоритетов в обеспечении потребностей, определение стоимости услуг, составление "пакета услуг", подписание договора с клиентом.
Непосредственное оказание услуг:
Обзор проведенной работы и оценка оказанных услуг: оценка влияния оказанных услуг на положение клиента, формирование нового плана обслуживания с учетом изменившегося положения клиента, либо закрытие случая.
Социальные услуги могут оказываться на платной или бесплатной (льготной) основе, в последнем случае - при предъявлении "социального паспорта" малоимущей семьи.
При первичном обращении за помощью граждане приходят на прием в ЦСС, отдел социальной защиты или другую социальную службу по месту жительства.
Социальный работник проводит индивидуальное собеседование, в результате которого определяются потребности клиентов и формируются соответствующие пакеты социальных услуг, льгот и помощи.
Социальный работник планирует "путь", который клиенту/клиентке нужно пройти для решения кризисной ситуации. Социальный работник направляет клиентов в ЦСС для оценки доходов и определения права на получение такого паспорта, а при необходимости - начисления денежных субсидий и компенсаций.
Используя рекомендации социального работника, клиенты обращаются в различные социальные службы (центр социального обслуживания, благотворительную столовую, кризисный центр и др.). Это могут быть учреждения разной формы собственности, среди которых на конкурсной основе был размещен социальный заказ на оказание услуг малоимущим семьям. При получении социальных услуг бесплатно или на льготной основе в "социальном паспорте" ставится соответстветствующая отметка; сведения сообщаются в базу данных ЦСС для последующей корректировки дохода. Рекомендуется, чтобы завершающую фазу (оценка полученных услуг и закрытие договора) проводил тот же социальный работник, у которого клиенты были на первичном приеме.
Рис.1
Получение бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия
Рис. 2 дает представление о том, как может быть организована социальная помощь, если будет действовать программа выплаты государственного (областного) адресного социального пособия. В случае, когда нет возможности одномоментно выплатить пособие по нуждаемости всем гражданам, имеющим на него право, целесообразно зарегистрировать этих граждан и сформировать очередь. Во время ожидания выплаты адресного пособия граждане смогут пользоваться другими видами социальной помощи. Порядок и приоритеты оказания поддержки устанавливаются решением органов местного самоуправления. Муниципалитеты определяют также критерий участия в городских социальных программах (городской норматив нуждаемости).
Определенным этапом в предоставлении социальных услуг называют 60-е годы XX века, когда эта сфера развивалась особенно бурно. Именно этот период характеризовался интенсификацией промышленного развития, ускоренным процессом урбанизации и перемещением населения. Во многих странах Европы и Америки значительно были расширены возможности предоставления социальных услуг, расширена сеть лечебно-реабилитационных и образовательных учреждений.
своей сути вся сфера предоставление услуг в социальной сфере превратилась в институт, действующий в системе общественных отношений - удовлетворение коллективных интересов, то есть защиту интересов всего общества в целом, одновременно не ущемляет интересов отдельного индивида. Предоставление социальных услуг тесно связана с таким понятием, как благосостояние человека и общества. Это понятие в наиболее общей форме может быть сформулирована как попытка создать общество, каждый член которого имел бы возможность реализовать свои потребности, развивался бы в соответствии с принятым этим обществом ценностей и был бы защищенным этим обществом от социальных и природных катаклизмов. Любая современная индустриально развитое государство имеет социально ориентированную экономическую политику, которая реализуется государственными, общественными, частными учреждениями.
В конце 80-х годов в связи с экономическим кризисом, подход по развитию сферы социальных услуг несколько меняются. Ставка делается на социально-идеологически модель, которая была предложена либерально-консервативными политиками, в частности переход к смешанной формы предоставления социальных услуг, большую часть из которых должны оплачивать сами граждане. Несмотря на критику в отношении неэффективности и убыточности для рыночной экономики, никто из современных официальных политиков как на Западе, так и на Востоке не собирается (а точнее не в состоянии изменить мнение о том, что развитие социальных услуг является фактически стабилизатором общественной жизни, а их развитие - залог повышения качества жизни людей. В противном же случае современное общество потеряет признаки цивилизованности, условия для стабильного социального развития. Решение актуальных проблем, удовлетворения потребностей как личностных, так и общественных порождает новые потребности, новые проблемы, причем, как правило, более сложные и менее решаемые традиционными методами.
Сфера предоставления социальных услуг внутренне противоречива: с одной стороны, она ориентирована экзистенциально помочь личности, стимулирует ее индивидуализацию, а с другой - не противоречить социальной политике государства, поддерживать социальный порядок в обществе.
В научной литературе, освещая зарубежный опыт, выделяют различные экономические модели (их можно считать маркетинговыми) удовлетворение социальных потребностей - англосаксонская (или неоамериканская) и рейнская. Для обеих моделей социальные нормативы уровня и качества жизни человека и общества в целом являются ориентирами социально-экономического развития. Рыночность же экономики с ее определенными преимуществами - лишь путь к удовлетворению социальных потребностей человека. Такой подход был разработан немецкими учеными в середине XX века и реализован в Германии в виде "немецкого экономического чуда". Потом к такому пониманию экономических процессов присоединились другие государства. Преимущества такого подхода заключались в его основных принципах: опора на право и гарантии соблюдения прав для всех субъектов хозяйствования и всех слоев населения; равная возможность свободной занятости, реализация трудового и интеллектуального потенциала, и обеспечение на этой основе своих социальных потребностей; общая ответственность всех членов общества за его благополучие с солидарной заботой всех членов общества о тех, кто еще или уже не работает, на основе развитой системы социальной защиты; ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, недопущения разрушительных действий рыночных сил (безработица, кризис, инфляция, противостояние богатых и бедных); признание системы социального партнерства как главного механизма достижения социального согласования и мира; ориентация на сохранение и развитие культурного, морального и духовного наследия народа.
Однако эти принципы, реализуемые в различных регионах и странах, приобрели своих особих форм. При таких обстоятельствах появилась потребность в понятии, которое бы смогло вместить в себя своеобразие, и не потерять при этом всеобщность принципов, которые реализуются. Таким стало понятие "маркетинговой модели".
Маркетинговая модель отражает различные исторические, географические, демографические, этнические ценности и другие особенности разных стран, но критериями отношение к такой модели является приоритетность в общей государственной политике социальных задач, обеспечивающих: социальную устойчивость и отсутствие социальных конфликтов в стране (регионе); доля населения, находящегося за чертой бедности, и не превышает уровень безработицы; уровень безработицы, не превышающий "естественной" уровень (до 5 %); дифференциацию населения по доходности на уровне природноекономічної (децильний коэффициент дифференциации на уровне не выше 1:10); продолжительность жизни в стране превышает среднемировой уровень. Учитывая эти аспекты, к первой модели относятся государства Северной Америки и Великобритания, а ко второй - "рейнской" - Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Швеция и другие страны. К тому же следует заметить, что социальное направление сферы услуг не столько дань гуманизму, социуму и его проблемам, сколько объективная и более острая необходимость. Эта необходимость на этапе индустриального развития обуславливалась тем, что главные действующие лица экономического процесса - работодатели (собственники средств производства) вынуждены были понять и признать, что без удовлетворения социальных потребностей в полной мере, без предоставления высококачественных социальных услуг другим субъектам - наемными работникам - они не просто не в состоянии реализовать свой главный интерес - максимизация прибыли.
Кроме того, экономика ХХ-ХХІ вв. - это экономика интеллекта и интеллектуальных технологий. Богатство от ума, а не от станков - такова новая парадигма и новая реальность экономики, такой есть "соль" новой экономики. В связи с этим, становится все более очевидным, что работодателям необходимо искать и умножувати, в первую очередь, интеллектуальной ресурс своего предприятия, "компании" и экономики в целом. А этот ресурс формируется, в отличие от станков, не экономикой, а социумом. Вся экономика, таким образом, становится зависимой от качества, интеллектуальности человеческого ресурса (к тому же главного!), а следовательно, становится заинтересованным в развитии сферы предоставления социальных услуг.
Разделение на неамериканську и рейнскую модели предоставления социальных услуг является достаточно условным, потому что речь должна идти о модели инструментовки социальной политики, различных формах реализации концепций общественного и социального благосостояния. И природные циклы экономических колебаний вносят свои коррективы в состояние предоставления социальных услуг населению. За последние десятилетия социальная политика большинства европейских стран, начиная с Г. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании, имеет целью или поддержать на прежнем уровне или даже увеличить разрыв между бедными и богатыми. Особенно остро стала проблема занятости и ее соотношение с социальным обслуживанием в Швеции, Канаде, Испании, Индии и США.
Экономический кризис стал причиной возвращения многих стран Западной Европы к консервативной социальной политики; концепция "государства всеобщего благоденствия" фактически была отброшена в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Израиле и других странах. Новая социальная политика свела к минимуму ответственность общества за существование социальных проблем отдельного человека и была нацелена скорее на удовлетворение отдельных потребностей "ослабленных" групп населения, а не повышение качества жизни всех своих граждан.
Направленность социальных услуг в значительной степени зависит от традиций. Например, традиция индивидуализма и ее антипод - традиция сотрудничества породила различные восприятия моделей удовлетворение социальных потребностей в США и Швеции. Традиции родства и родственных связей являются характерными для большинства систем снабжения социальных услуг, но в некоторых странах, особенно в тех странах (Иран, Китай, Индия), они являются базовыми в их организации. Например, социальные услуги в частных стационарах, санаториях и частное обслуживание на дому людей пожилого возраста является распространенной практикой в развитых странах Запада и пока не является показательной в азиатских странах, где люди преклонного возраста имеют традиционно высокий авторитет в системе родственных связей и забота о них - дело исключительно семьи, а не отдельных организаций или учреждений.
Во всех странах мира, за исключением (Швеции, Финляндии, Исландии), система социальных услуг финансируется практически по остаточному принципу. В настоящее время в странах мира является распространенной смешанная модель предоставления таких услуг: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют дополняя друг друга государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания принадлежит общественным, частным и коммерческим службам, количество которых постоянно увеличивается.
Как уже отмечалось, социальная политика государства определяет приоритетные сферы социальных услуг и является фактической реализацией социальных устремлений и социальных интересов групп и отдельного индивида. Эти приоритеты меняются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития того или иного государства.
Так, в Германии стержнем в понимании и предоставлении социальных услуг является социальность государства, концепция которого возникла после Второй мировой войны и которая понимается как забота государства о том, чтобы "предоставить экономической реальности человеческое лицо и социальную справедливость". Следует отметить, что социальная политика в Конституции воссоздана "не в милосердной популярности определенного подояння, а выступает как результат заботы социального государства". Кстати, это означало коренное возвращение в понимании социальной политики в целом в истории различных стран мира.
Забота государства по удовлетворению потребностей человека отразилась в представлении о конкуренции как добросовестное рыночное соперничество. Такая политика закрепилась целым рядом законов: антикартельним, о товарном знаке, о патентах, о недопущении недобросовестной конкуренции, гарантии качества товара и т.д. Составной частью германской модели социальной политики является прочный правовой защите сотрудников. И, прежде всего, это тарифная автономия. Конституция Германии содержит общие положения о свободе выбора профессии и рабочего места также гарантирует свободу заключения тарифных соглашений. Это означает тарифную автономию, которая связана с отсутствием прямого государственного вмешательства в договоренности по поводу хозяйствования и условий труда. В соответствии с Законом о тарифах и некоторым другим законодательным актам, субъектами тарифных договоренностей являются профсоюзы и работодатели или их объединения. В случае, когда отсутствуют такие договоренности, федеральное министерство труда и социального обеспечения определяет обязательные для всех тарифные условия, на основе этого всем работникам в отрасли определяется обязательная "зарплата по тарифу".
Закон о труде предусматривает предоставление государством услуг по переподготовке и повышению квалификации. Такие меры означают участие государства в формировании и накоплению человеческого капитала, а через него - способствуют росту жизненного уровня рабочего.
Гарантией получения необходимых социальных услуг является обязательное социальное страхование. В немецкой модели в него входят: пенсионное страхование, страхование в случае болезни, страхование по безработице, а также минимум социальной помощи.
По принципам "рейнской" модели предоставляются социальные услуги в Австрии.
В этой стране была основана одна из самых прогрессивных социальных систем. Все работающие и их семьи застрахованы от рисков, социальный баланс между бездетными и семьями с детьми осуществляется за счет единого страхования и по сей день.
Общий закон о социальном страховании закрепил социальные права трудящихся. С принятием закона были выполнены три важнейших задачи: кодификация социального права, его "австрифікація" после периода национал-социалистского господства и оккупации и, наконец, ряд улучшений уже достигнутых условий, например, появилась свобода выбора врача, тринадцатая зарплата и надбавка к заработной плате пенсионеров.
В 50-х годах происходит срочном реформировании социальных услуг для людей пожилого возраста. Это означало, что для этих учреждений необходимо найти новую модель при обслуживании таких людей. Примерами для реорганизации послужили датские и шведские дома престарелых, где проживающие получали свое собственное жилье. В 1960 г. основана попечительский совет венских домов для пенсионеров. В 1997 г. дома для пенсионеров были переименованы в жилые дома для пенсионеров. При участии социальных служб люди преклонного возраста имеют возможность дольше оставаться в доме. Кроме того, в этих учреждениях появились пункты помощи.
Прогрессивный маркетинговый подход в удовлетворении социальной потребности в жилье превратили столицу Австрии - Вену - в крупнейшего и самого успешного коммунального хозяина в Европе.
К концу XIX века рабочие слои населения жили в казармах временем в абсолютно неприемлемых условиях. Для решения проблемы на рубеже столетий предпринимались попытки строительства первых жилых домов для рабочих. Для того, чтобы покончить с нищетой в перенаселенных кварталах, местный совет 21 сентября 1923 г. впервые принял пятилетнюю программу строительства жилья, что предусматривает строительство 25 тыс. квартир за счет налоговых отчислений.
В современных условиях приоритет отдан строительству так называемых "суперблоків" с такими интегрированными сооружениями коллективного пользования, как централизованные прачечные, детские сады, женские консультации, народные библиотеки, залы для проведения мероприятий и собраний, мастерские, торговые помещения и потребительские кооперативы. Все это имело, конечно, сильны политические мотивы, что позволило в течение десяти лет построить около 65 тыс. новых квартир.
На сегодняшний день ежегодно ведется строительство 5 тыс. новых квартир, проводится санация старых. Данные меры не столько направлены на повышение качества жизни, сколько представляют собой важный фактор, что позволяет решить проблему занятости населения: строительные работы, проведенные в Вене, позволяют дополнительно создать более 20 тыс. рабочих мест в год.
В одном другом крупном городе Европы не существует такого соотношения между предложением квартир и количеством жителей, как в Вене и, наверное, именно по этой причине арендная плата за жилье в Вене не превышает среднеевропейские показатели. Ввод общих государственных пособий для покрытия расходов по найму жилых помещений позволило городу сделать важный шаг в направлении к социальной справедливости. Семьи, проживающие в арендованных квартирах и домах, могут получать государственную помощь. В целом около 62 тыс. венских семей получают помощь на аренду жилья и помощь молодым семьям.
Из 1,6 миллиона жителей, проживающих в Вене, каждый четвертый живет в коммунальных домах. Всего в столице насчитывается около 220.000 коммунальных квартир. Таким образом, город является крупнейшим "домоуправлінням" в Европе. Ежегодно в Вене распределяются около 10 тыс. коммунальных квартир. С 1994 г. была заново отстроена примерно треть квартир (68.842 квартиры). Больше половины этих коммунальных зданий в период с 1994 по 2005 гг. были отремонтированы и благоустроены, если говорить цифрами, то речь идет о 2522 домах с 122 тыс. квартирами. Расходы на санацию составили € 2,9 млрд. В целом в Вене в период с 1994 года в современное строительство жилья вложено почти € 5 млрд (4,829 миллиарда).
В будущем Вена также предложит помощь всем нуждающимся.
В 2000 г. в Вене социальную помощь получили около 41700 человек. Через четыре года помощь получили уже более 75700 человек, то есть на 82 % больше! Это количество продолжает расти, причем непропорционально увеличивается количество людей, что, помимо низкого дохода (пособие по безработице, пенсия и т. д.) получают социальную помощь. Такая ситуация прежде всего связана с ростом безработицы (особенно длительного) и обострением социальной ситуации в федеральной сфере.
Переломным моментом в сфере социального обеспечения в Вене можно считать включение в "Социального фонда Вены" таких сфер, как уход за престарелыми, помощь инвалидам, бездомным, что было реализовано во время пребывания на посту советника по здравоохранению и социальному обеспечению Ренате Браунер.
С помощью "Социального фонда Вены" и отделений магистрата были созданы оптимальные организационные структуры с мстою поддержки в Вене в ближайшие годы высоких социальных стандартов.
В будущем повсеместные социальные центры вполне заменят нынешние социальные отделения и представительства по социальной работе. Новые учреждения предлагают как материальную помощь (социальную помощь), так и личную помощь (консультация, социальное обслуживание и социальная работа). На данный момент социальные центры Вены помогают около 48000 гражданам, это 31,5 тыс. домашних хозяйств. Дополнительно собственно "Сервисное отделение социальной службы" предлагает оперативную помощь и предоставление информации по вопросам получения социальной помощи для всех людей, имеющих финансовые проблемы.
Ежегодно около 22 тыс. жителей Вены обращаются к услугам амбулаторных социальных служб. Вид и объем социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей. На основании амбулаторного подхода в городе существует активная поддержка людей пожилого возраста, что позволяет им как можно дольше оставаться в ближайшем для них окружении, жить в собственной квартире.
Чтобы нуждающиеся люди или их близкие могли без препятствий получить информацию об условиях обслуживания, в Вене существует восемь центров здоровья и социальной поддержки. Ежегодно выявляется около 30 тыс. информационных и консультационных услуг, а также около 4,5 млн. индивидуальных услуг, начиная от ухода за больными на дому и заканчивая доставкой еды.
Компетентным центром, где сосредоточены все предложения по предоставлению социальных услуг в Вене, есть новая центральная сервисная служба "Прием в дома для проживания и ухода" на Гульгассе. С помощью данной сервисной службы обеспечивается легкий доступ ко всем частным и городским учреждениям по уходу и социальном обслуживании населения.
Семь государственных центров и восемь частных центров является важной составной частью социального обслуживания людей пожилого возраста в Вене, для того чтобы они как можно дольше смогли находиться в привычном для них окружении. Таким образом снимается и чрезмерная нагрузка из близких, занимающихся уходом за ними. В дневных центрах ежедневно обслуживаются около 350 жителей Вены.
Дипломированные специалисты в области здравоохранения и ухода за больными оказывают услуги на дому больными людям и инвалидам различных возрастных категорий. Такая услуга является бесплатной в течение 28 дней с момента предписания врача. Если есть необходимость в уходе за больным на время, что выходит за рамки данного срока, то финансирование происходит не за счет социального страхования, а согласно закрепленных тарифов. На основании новых правил все жители Вены имеют одинаковые критерии доступа к услугам по уходу на дому, и, кроме того, гарантируется высокое качество предоставления такого вида услуг.
Международный опыт предоставления социальных услуг убедительно свидетельствует о том, что для всех стран характерны общие стратегические проблемы социального развития, которые решаются в каждой стране по-разному, а действующая система маркетинга социальных услуг является залогом социального благополучия, высоких жизненных стандартов социума. Социальный институт маркетинга социальных услуг является необходимой, неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально-экономического развития оно не находилось.