Среда как важнейший фактор развития. Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет. Два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку.

В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. Среда является важным фактором развития личности ребенка. Леонтьев А.Н. отмечал, что развитие детерминировано внутренними и внешними условиями . Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Влияние среды – это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое .


Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того, среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. По мере взросления ребенка могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Изучая литературу по данной теме, я выяснил, что различают три типа моделей, объясняющих влияние социальной микросреды на интеллект и умственное развитие детей ).В первой группе моделей выступает решающая роль общения между родителями и детьми на развитие интеллекта последних. Полагается, что чем длительнее общение между родителем и ребенком, тем большее интеллектуальное влияние родителя. Данные психологических исследований не подтверждают эту модель: согласно ей, в исследованиях должны получаться большие корреляции уровней интеллекта детей и интеллекта матерей, чем отцов, что не наблюдается.Главная ошибочность этой модели: игнорирование эмоционального отношения ребенка к родителю - влияние оказывает субъективно значимый другой, более того - тот, с кем ребенок себя идентифицирует.Ближе к этой позиции идентификационная модель. В ней предполагается, что в ходе социализации ребенок осваивает новые роли, и при идентификации ребенка с родителем того же пола первый овладевает способами поведения, характерными для родителя. К сожалению, при всей привлекательности этой модели в исследованиях она не подтверждается.Не ясно, почему «значимым другим» должен быть родитель, с половой ролью которого идентифицирует себя ребенок.Наконец, третья модель, автором которой является Р. Зайонц, прогнозирует зависимость интеллекта ребенка от числа детей в семье. Это единственная из моделей, находящая эмпирическое подтверждение .

Как в теоретическом, так и в практическом плане небезын­тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на умственное раз­витие человека - среда или наследственность? Мнения специа­листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред­почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене-тического, социологизаторского) - среде. Многие исследовате­ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу­чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель­ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен­кам представителей социогенного направления, может дости­гать 90%; влияние наследственности, считают сторонники био­генного направления, отнюдь не менее значимое - 80-90%. Разумеется, наука стремится к точности, это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол­ностью соответствовать действительности. Но однозначно можно сказать, что внешняя среда имеет большое значение для умственного развития личности .

Таким образом, реальная действительность, в условиях которой происходит развитие интеллекта и личности ребенка, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. И внешняя среда, которая обусловливает активное, систематическое, целенаправленное влияние на психическое и физическое развитие, имеет решающее значение для умственного развития детей.


Заключение

В ходе работы удалось определить влияние физического воспитания на умственное развитие детей, аименно определитьроль физических упражнений на умственную деятельность головного мозга. Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.Также были раскрытыпонятия «физическое развитие» и «физическое воспитание» детей. В данной работе рассмотрел вопрос о влиянии внешней среды на развитие личности. Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды, значит среда является важным фактором развития личности ребенка.Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.Хотелось бы привести высказывание Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Таким образом, умственное развитие ребенказависит от комплекса социальных и биологических факторов, в том числе от физического развития и условий внешней среды, в которой воспитывается ребенок.


Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольногоучреждения № 199 г.Н.Новгород / В.Г.Алямовская. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. 64с.

2. Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

3.Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

4.Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей - М.: Наука, 1994. - 368 с.

5.Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогико психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7. Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8.Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

9. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

10. Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

11. А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - 1-е изд. - М.: Медицина, 1986. - 432 с.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

13. Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис.канд.пед.наук/ И. В. Стародубцева, науч.рук.работы Е. А. Короткова; Тюм.гос.ун-т. – Тюмень, 2004. – 141 c.

14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

15. Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

16. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011. - 24 с.

17. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013. - 480 с.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»

_________________________________________________________________

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

Контрольная работа по разделу

«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»

Тема: №11 «Среда как фактор психического развития»

Направление 440301.63 – Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

Сдала: Студентка 2курса

Гамбург Ю.С.

Проверил (а) __________________

На процесс развития биологический фактор влияет посредственно. Врожденные и наследственные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход зависит от того, в какую среду и систему условий жизни, взаимоотношений будет находиться личность.

В понятие среда включается совокупность условий, в которых происходит развитие организма. Среда включает в себя три составляющие:

  1. Природную
  2. Материальную или же предметную
  3. Социальную

Природная среда – климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых.

Материальная среда – искусственный мир, созданный самим человеком – это бытовые предметы, строения, книги, произведения искусств итд. В процессе развития ребенок осваивает способы употребления этих вещей. Предметы, которые находятся вокруг него, способствуют формированию представлений. Наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Доказано, что вне человеческого общения не возможно младенцу стать человеком, личностью.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

Макросреду – составляет общество, определенные социально – экономические и социально – политические условия жизни. Её воздействие осуществляется через СМИ, книги, законы общества, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда – включает национально – культурные и социально – демографические особенности региона, где проживает ребенок.

Микросреда – это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует(семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ним, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

В различные контактные группы ребенок вступает по мере своего взросления.

Первая и самая значимая группа в жизни микрогруппа – семья. Формирование личностных качеств ребенка, по утверждению Е.В. Субботского, в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата. Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют больше преимуществ перед детьми, живущих в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что в семьях нарастают негативные тенденции, все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско – родительских отношениях. В числе основных причин – это занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные комнаты, компьютеры и планшеты у каждого члена семьи итд). Все это приводит к формализации контактов и объединению общения между родителями и детьми.

3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда - это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда - имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли.

Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда - колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда - это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Психологическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда психологи говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему.

Социальная среда -- понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда -- это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может -- не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители.

Социальная среда -- все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста.

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая среда создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание - это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности - как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

социальный эмоциональный личность дошкольник

Среда как совокупность условий существования человека и других живых организмов и

воспитание относятся к внешним факторам развития личности. (Условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.)

Понятие «среда» имеет несколько значений. Среда окружающая – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Из этого определения следует, что частью окружающей среды являются: 1)среда - географическая - это определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.;

2) среда социальная - «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 651).

Географическая среда несомненно влияет на процесс формирования личности. История человеческого общества свидетельствует о том, что все известные древние цивилизации существовали на территориях исключительно благоприятных с точки зрения географической среды. Не смотря на то, что в условиях технического прогресса роль природных факторов несколько снижается, и в настоящее время есть районы на Земле (вечной мерзлоты и избыточной влажности, пустынь и гор, землетрясений и т.п.), в природных условиях которых затрудняется социализация личности. Вместе с тем, некоторые западные ученые полагают, что географическая среда играет чуть ли не первостепенную роль в развитии народов. По их мнению, народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Наоборот, народы, живущие в более суровых условиях, закалились в борьбе с ними и создали мощный промышленный и интеллектуальный потенциал. С этим отчасти можно согласиться.

Большинство исследователей, признавая роль географической среды, считают ее лишь предпосылкой для формирования личности. Подчеркивая определенное формирующее влияние на человека природной среды, с определенной долей условности говорят о «педагогике гор», «педагогике степей», «педагогике моря» и т.п.

К важным факторам формирования и социализации личности относят именно социальную среду . При этом выделяют (по А.В. Мудрику):

    мегафакторы среды (мега – всеобщий, очень большой) – космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

    макрофакторы среды (макро – большой) – страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

    мезофакторы среды (мезо – средний, промежуточный) – влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т.д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

    микрофакторы среды – непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание. В результате взаимодействия всех вышеназванных факторов и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит саморазвития личности. В процессе социализации проявляются две тенденции: социальной типизации с одной стороны, и автономизации, индивидуализации личности, с другой.

Итак, сущность социализации раскрывается в процессах адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации.

Социализация – непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения, в соответствии с эти выполняет разные социальные роли. Вот почему он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя так или иначе на свое социальное окружение.

В самом широком смысле социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Если же взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, т.е. целенаправленно, то вступает в действие третий важный фактор формирования личности, а именно воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс.

Воспитание (образование, обучение) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание упорядочивает насколько это возможно весь спектр влияний на личность и в тоже время создает благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Воспитание будет наиболее эффективным, если оно будет, согласно Л.С. Выготскому, направлено не столько на актуальную зону развития ребенка, сколько на «зону его ближайшего развития». Под «зоной ближайшего развития», как известно, ученый понимал все то, что ребенок сможет сделать в сотрудничестве и под руководством взрослых или более старших детей. Воспитание, ориентированное на «зону ближайшего развития» ребенка, «ведет за собой его развитие».

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва