Социальная сказка примеры успей сказать. Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста

Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является довольно новым методом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители.

В дошкольных учреждениях такую терапию используют широко. Ведь дети очень любят, когда им читают сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой.

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Сказкотерапия как средство примерки на себя определенной роли несет в себе определенный смысл, который читатель должен уметь увидеть в описанной ситуации. Он может быть:

  • Познавательным, с помощью которого дети знакомятся с окружающим миром.
  • Воспитательным, который позволяет различать понятия добра и зла.
  • Коррекционным, помогающим исправить плохое поведение детей, приводя подобный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, применяют приемы сказкотерапии, когда читают своим деткам различные произведения на ночь. Такое лечение является очень полезным и интересным, поэтому его можно осуществлять и в домашних условиях, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитывать положительные качества характера;
  • исправлять недостатки в поведении;
  • указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
  • помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

С помощью сказкотерапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, малыш совсем не хочет кушать овощи и фрукты, которые так необходимы подрастающему организму. В этом случае можно подобрать историю, в которой употребление данных продуктов восхваляется. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей кушать, если они этого категорически не хотят. До ребенка нужно постараться донести, что употреблять полезные продукты важно для его здоровья, чтобы он мог самостоятельно понять требования родителей. Точно таким же методом можно повлиять на детей, если они не желают ложиться спать вовремя, садиться на горшок, умываться, убирать игрушки и так далее.

Если родители самостоятельно не могут сориентироваться в выборе нужной сказки для сказкотерапии, то следует посетить детского психолога, который поможет подобрать соответствующие произведения и скажет, на что нужно обратить внимание в конкретном случае.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Сказкотерапия для детей – эффективный способ, который можно и нужно использовать для воспитания малышей.

Еще наши предки знали, что сказка – невероятно мощный инструмент в формировании детей.

С помощью короткой истории с выдуманными героями можно добиться большего, чем системой наказаний и поощрений, криками, подарками и многим другим.

Но почему-то далеко не все родители понимают, что такое сказкотерапия для детей и насколько она важна для гармоничного воспитания маленького сокровища.

Пробелы в познаниях об этом чудесном методе психологической работы с детьми мы и будем сегодня устранять.

Сказкотерапия для детей – выдумка или реальность?

Все мы родом из детства.

А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни.

Именно поэтому основное задание родителей – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение, исправлять скверные черты характера, мотивировать на успех.

И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.

Современное мне иногда напоминает соревнование родителей: чье чадо быстрее научиться сидеть, ползать, ходить, говорить, читать.

Иногда родители, стремясь вырастить вундеркинда, начинают мучить крошечного карапуза занятиями, которые он не способен осилить и, если, не дай Бог, соседская Машенька уже умеет складывать пирамидку из кубиков, а Ванечка – еще нет, то занятия возобновляются с удвоенной силой.

Если малыш совершил проступок (взял без спроса чужую игрушку, соврал, стукнул друга в песочнице), то родители пытаются его вразумить различными способами: криком, объяснениями, наказанием, игнорированием, но почти никогда – при помощи сказки.

Сказка многими родителями воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это мощный метод психотерапии, который успешно используют и родители, и воспитатели в садах, и учителя, и психологи по всему миру.

Что такое сказкотерапия для детей: научная трактовка


Чтобы вы не думали, что сказкотерапия – выдумка заграничных психотерапевтов, которая не подходит для наших детей, я расскажу вам немного о научных исследованиях данного вопроса.

Если говорить о научной трактовке термина, то наиболее распространенное определение звучит так: « для детей – метод психотерапии, цель которого – воздействие на человека с целью лечения его фобий, коррекции его поведения, развития его творческого потенциала, расширения его сознания».

Исследованием сказкотерапии для детей занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследования, то много этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и прочие.

Чего можно добиться с помощью сказкотерапии для детей?


Основное преимущество сказкотерапии перед другими методами в том, что ее легко использовать в домашних условиях.

Не нужно специального образования или длительного теоретического изучения, чтобы воспитывать своих детей при помощи сказки.

И все же, используя любой из методов психотерапии, вы должны понимать, для чего вы это делаете и чего с его помощью хотите добиться.

При помощи сказкотерапии можно:

  1. Избавить кроху от различных фобий: страха высоты, темноты, воды, врачей и прочего.
  2. Развить творческие навыки и даже – открыть таланты.

    Наиболее верный способ – написание сказок совместно с родителями.

  3. Объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо.
  4. Выявить причины тех или иных его поступков.
  5. Растолковать, что обижать других детей / брать без просу чужие вещи / лгать родителям (подчеркните или допишите нужное вам) нельзя.
  6. Избавить дитя от расстройства поведения с физическими проявлениями, например, отсутствия аппетита, писанья в постель и т.д.
  7. Пережить потерю родственников, друзей или домашних животных.
  8. Справиться с агрессией и гиперактивностью детей.
  9. Объяснить многие вещи, которые кажутся маленькому человеку несправедливыми, например, почему папа не живет с вами или почему Васе родители могут купить новый велосипед, а ему – нет.
  10. Научить малыша принимать самостоятельно правильные решения, подготовить его к взрослой жизни и многое другое.

Как правильно использовать сказкотерапию для детей?


Существует два наиболее распространенных способа использовать сказкотерапию:

    Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят.

    Например, сюжет известной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно использовать, чтобы объяснить сыну или дочери, что нужно слушаться старших, ведь с теми, кто не прислушивается к советам родителей или старших братиков/сестричек, могут случаться неприятности.

    Придумать свою сказку с главным героем, который бы походил на вашего карапуза и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.

    Например, чтобы научить детей убирать за собой игрушки, можно рассказать сказку о девочке, которая ничего не хотела делать, поэтому на Новый год Дед Мороз решил не приносить ей подарка.

    И лишь в следующем году, когда девочка начала складывать свои игрушки, чистить утром и вечером зубы, заправлять свою постель (формируйте ситуацию в зависимости от того, чего хотите от детей добиться), то нашла подарок под елочкой от Деда Мороза.

Важно не только рассказать сказку, но и обсудить ее с детьми, чтобы убедиться: они поняли, в чем ее мораль.

Чем еще может помочь сказкотерапия в воспитании детей

смотрите в видеосюжете:

Сказкотерапия для детей – это реально работает?

Когда я писала эту статью, мне очень хотелось подкрепить ее реальным примером из жизни, то есть, найти родителей, которые бы воспитывали своих детей при помощи сказкотерапии.

У меня не так много друзей и знакомых, у которых есть малыши, поэтому поиски усложнились.

Мудрую маму я нашла совершенно случайно, присев в парке на лавочке отдохнуть и услышав, как молодая женщина с четырехлетним карапузом рассказывает ему сказку о мальчике, который брал без спросу игрушки других детей, из-за чего с ним все отказались дружить.

И лишь когда он перестал это делать и начал спрашивать разрешение, прежде чем взять то, что не принадлежит ему, то снова обрел друзей.

После того, как мама рассказала историю, начала задавать наводящие вопросы: «Никого тебе этот мальчик не напоминает?», «Как ты думаешь, правильно ли поступал этот мальчик, беря без спросу чужие игрушки?», «Что позволило ему снова обрести друзей?», «Почему брать чужое нельзя?» и т.д.

Когда после малыш побежал играть с другими детьми, я решила заговорить с мамой, чтобы узнать, часто ли она воспитывает своего сына при помощи сказки.

Лена (так ее звали), сказала, что о сказкотерапии узнала полтора года назад и за это время успела убедиться в ее эффективности.

Характер у Макара (ее сына) весьма сложный и разговоры, наказания и объяснения не слишком помогали, а вот при помощи сказки ей довольно легко удается корректировать его поведение.

Как видите на реальном примере, сказкотерапия для детей – эффективный способ, который можно и нужно использовать для воспитания малышей.

От него будет куда больше толку, чем от криков и наказаний.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!

Анастасия Аллахвердян
Конспект занятия по сказкотерапии для детей 5–6 лет «Сказка о мальчике, который ушел далеко»

Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну , в которой узнаем о приключениях мальчика Вани .

Для начала давайте поиграем в "солнечного зайчика" и поздороваемся друг с другом, передавая искорку. Отлично, искорка вернулась к нам. А теперь давайте присядем и послушаем сказку .

В одной сказочной , а может быть, в самой обычно стране, жил-был мальчик , и звали его Ваня.

Ему было 5 лет, и он жил в красивом доме вместе со своими мамой и папой. Вместе с мамой они часто проводили время вместе, ходили в парк, читали книги. Мальчик Ваня очень любил проводить время с папой : гулять и смотреть фильмы.

Каждое утро вся семья просыпалась, одевалась и шла на работу, а Ваню отводили в детский сад. В детском саду у него было много друзей, и группа была большая. Среди нее были и мальчики , и девочки. Девочки очень любили прыгать со скакалкой и играть в куклы. А мальчики играли в машинки , танки, догонялки.

Но однажды в детском саду появился новый мальчик . Он был очень непослушным, и звали его Петя. Петя всегда баловался, иногда даже потрошил шкафчики без разрешения. Воспитатель часто наказывал Петю за то, что он брал чужие вещи, но это не помогало. И еще Петя очень любил командовать. Он придумывал игры и хотел, чтобы другие дети играли вместе с ним.

Однажды вся группа отправилась на площадку. Петя играл с Ваней, Лешей, Сережей и Мишей. Сначала они бегали, догоняли друг друга, а потом Петя предложил новую игру. Он захотел поиграть в шпионов и проследить, кто ходит мимо калитки детского сада. Все отправились за ним и подкрались к выходу из детского сада. За калиткой росли березы и липы, цвели цветы, стоял яркий солнечный день. Изредка проходили тети и дяди, но никто не заходил в детский сад. Ребятам было очень весело, придумывать, кто из них кто и сочинять истории. Им было интересно прятаться, их никто не замечал. И тут Петя скомандовал :

Теперь мы идем туда! – и показал на улицу, к тропинке, которая вела к магазину . – Там будем следить за прохожими и искать шпионов, которые ходят в вон тот синий магазин.

Дети переглянулись : они знали, что это опасно, и воспитательница может поругать. Кроме того, Ваня помнил, как мама рассказывала , что дети на улицу не ходят без взрослых, потому что там есть нехорошие люди, которые крадут детей .

Сначала дети хотели отказаться. Когда Сережа сказал , что он не пойдет, Петя топнул ногой и крикнул :

Тогда я не буду с тобой дружить! И вами – тоже!

Ваня очень переживал. С одной стороны, играть в шпионов было очень интересно, он как раз недавно с папой смотрел про них фильм. С другой стороны, воспитательница могла начать их искать и потом могла поругать, за то, что они вышли из сада. Ванне очень хотелось, чтобы все мальчики с ним дружили , даже Петя. А Петя сказал , что не будет дружить с теми, кто не пойдет. А еще Ваня очень волновался, потому что мама и папа говорили, что без взрослых ходить на улицу опасно. Он думал-думал, так и не успел ничего придумать, как Петя отворил калитку, и дети вышли со двора. Ваня тоже пошел.

Но тут приехала полицейская машина. Из нее вышел офицер и обратился к ребятам.

Так, так. Кто это тут ходит без взрослых? Нам как раз нужны такие дети. Мы ищем беспризорников и тех, кто потерялся, забираем в полицейский участок, чтобы выдать родителям, когда они начнут искать вас. Запрыгивайте в фургон!

Ванне стало очень страшно. А вдруг мама и папа будут его искать? А вдруг воспитательница их не найдет, когда позовет на ужин?

Мы больше не будем! – хором ответили Сережа, Миша, Леша, Ваня. А Петя решил удрать. Он пустился со всех ног в сторону магазина. Полицейский поймал его и чуть не забрал в участок, но тут вышла воспитательница и сказала : «Дети, я ищу вас! Идите ужинать!» Воспитательница накормила их ужином, но поставила в угол. Дети больше никогда не убегали. Даже если они играли в шпионов, то только внутри детского сада.

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? Правильно, она учит нас не уходить далеко без взрослых .

Давайте возьмем карандаши и нарисуем тот момент из сказки , который понравился вам больше всего.

На этом наше занятие заканчивается , до свидания!

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо