Я ты мы психологические возможности улучшения общения. Этика делового общения

Психология симпатии

Люди не только воспринимают и познают друг друга, но и относятся друг к другу. Для того, чтобы с тобой общались, ты должен вызывать симпатию.

Симпатия (аттракция) - оценочный эмоционально окрашенный компонент, возникновение привлекательности одного человека для другого.

Люди, вовлеченные в положительные эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, и наоборот.

Внешние данные. Оценка физической привлекательности происходит с учетом принятых в данной культуре норм. Существует стереотип: «Красивый - значит хороший». Приписывание интеллекта и профессионализма положительно связано с физической привлекательностью для субъектов-мужчин и отрицательно для субъектов-женщин. На симпатию влияют тембр голоса, конституция, удачливость. Большей популярностью пользуются люди, предпочитающие cмотреть в глаза собеседнику, улыбающиеся. Любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим.

Человек, находящийся в более комфортных условиях, позитивнее относится к другим людям. Температура, скученность в помещении, пространственная близость оказывают влияние на состояние человека. Страх способствует усилению привлекательности тех субъектов, которые находятся в таком же или худшем положении.

Факторы для стабилизации эмоциональных отношений:

Адекватная организация взаимоотношений;

Наличие у партнеров определенных личностных свойств;

Включенность партнеров в совместную деятельность.

Отношения людей - это всегда работа, часто трудная, не терпящая перерывов. Правильно, когда в этом процессе принимают активное участие обе стороны. Однако в реальной жизни иногда приходится работать в этом направлении одной стороне. Такое взаимодействие требует большого напряжения физических и эмоциональных сил.

Распад эмоциональных отношений тяжел для человека, оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние.

Проблемы общения также многообразны, как и люди, испытывающие эти трудности. Улучшить свое общение с людьми возможно и, в первую очередь, стоит разобраться, в чем именно заключается причина – боязнь открыться в общении и показать свои чувства и эмоции, непонимание мотивов другого человека или банальная усталость и нежелание общаться вообще…

Кому-то в общении не хватает смелости и открытости, кому-то не мешало бы научиться отстаивать свои интересы, защищать чувство собственного достоинства. А кому-то, наоборот, стоит общаться деликатнее, чтобы не отталкивать от себя других людей…

Боязнь открыться:

Это самая частая причина, которая находится в основе социальной фобии. Защитные психологические реакции не дают человеку возможность проявить себя, выразить своё отношение к предмету, показать свои эмоции и чувства. Причина этого - подсознательный страх, страх рефлекторный, часто не осознаваемый человеком и трактуемый им как застенчивость и стеснительность, «характер такой». Тем не менее, социальная фобия – это расстройство, которое успешно преодолевается - тренинг личностного роста.


Непонимание мотивов:

Из-за чего тот человек буркнул что-то в ответ - из-за невежливости или из-за собственного страха перед общением? Что стоит за вспышкой раздражения, гнева? Внутреннее противоречие или желание изменить правила взаимоотношений?

Очень легко приклеить к человеку ярлык, например, «неуверенного в себе» или «странного человека», на основании первого впечатления о манере речи или внешнем виде. Гораздо труднее понять мотивы поступка и принять человека таким, какой он есть. С проблемами общения лучше всего работает поведенческая психотерапия или как ее называют специалисты – когнитивно-бихевиоральная терапия). Первая часть – работа с когнитивным компонентом - представляет собой индивидуальное консультирование человека по вопросам понимания других людей. Вторая часть – изменение привычных стратегий поведения может протекать как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Усталость, нежелание общаться:

Это частый симптом неврастении. Длительная напряжённая работа или нерешённая психологическая проблема, которая изнуряет человека, могут привести к состоянию раздражительной слабости. В этом состоянии человек легко раздражается по пустякам и из-за этого начинает страдать общение.

Если причиной неврастении является напряженная работа – важен отдых.Возьмите отпуск, путёвку минимум на 3-4 недели. Отдых при неврастении должен быть длительным! «2-3 дня отдыха» часто утяжеляют состояние, так как организм за это время не может адаптироваться к смене режима… Если причиной неврастении является внутренний психологический конфликт, нерешённая проблема – желателен курс психотерапии у врача-психотерапевта.

Психологические основы улучшения общения

Психология симпатии

Люди не только воспринимают и познают друг друга, но и относятся друг к другу. Для того, чтобы с тобой общались, ты должен вызывать симпатию.

Симпатия (аттракция) - оценочный эмоционально окрашенный компонент, возникновение привлекательности одного человека для другого.

Люди, вовлеченные в положительные эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, и наоборот.

Внешние данные. Оценка физической привлекательности происходит с учетом принятых в данной культуре норм. Существует стереотип: ʼʼКрасивый - значит хорошийʼʼ. Приписывание интеллекта и профессионализма положительно связано с физической привлекательностью для субъектов-мужчин и отрицательно для субъектов-женщин. На симпатию влияют тембр голоса, конституция, удачливость. Большей популярностью пользуются люди, предпочитающие cмотреть в глаза собеседнику, улыбающиеся. Любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим.

Человек, находящийся в более комфортных условиях, позитивнее относится к другим людям. Температура, скученность в помещении, пространственная близость оказывают влияние на состояние человека. Страх способствует усилению привлекательности тех субъектов, которые находятся в таком же или худшем положении.

Факторы для стабилизации эмоциональных отношений:

‣‣‣ адекватная организация взаимоотношений;

‣‣‣ наличие у партнеров определœенных личностных свойств;

‣‣‣ включенность партнеров в совместную деятельность.

Отношения людей - это всœегда работа͵ часто трудная, не терпящая перерывов. Правильно, когда в данном процессе принимают активное участие обе стороны. При этом в реальной жизни иногда приходится работать в данном направлении одной стороне. Такое взаимодействие требует большого напряжения физических и эмоциональных сил.

Распад эмоциональных отношений тяжел для человека, оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние.

Проблемы общения также многообразны, как и люди, испытывающие эти трудности. Улучшить свое общение с людьми возможно и, в первую очередь, стоит разобраться, в чем именно заключается причина – боязнь открыться в общении и показать свои чувства и эмоции, непонимание мотивов другого человека или банальная усталость и нежелание общаться вообще…

Кому-то в общении не хватает смелости и открытости, кому-то не мешало бы научиться отстаивать свои интересы, защищать чувство собственного достоинства. А кому-то, напротив - стоит общаться деликатнее, чтобы не отталкивать от себя других людей…

Боязнь открыться:

Это самая частая причина, которая находится в базе социальной фобии. Защитные психологические реакции не дают человеку возможность проявить себя, выразить своё отношение к предмету, показать свои эмоции и чувства. Причина этого - подсознательный страх, страх рефлекторный, часто не осознаваемый человеком и трактуемый им как застенчивость и стеснительность, ʼʼхарактер такойʼʼ. Тем не менее, социальная фобия - ϶ᴛᴏ расстройство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ успешно преодолевается - тренинг личностного роста.

Непонимание мотивов:

Из-за чего тот человек буркнул что-то в ответ - из-за невежливости или из-за собственного страха перед общением? Что стоит за вспышкой раздражения, гнева? Внутреннее противоречие или желание изменить правила взаимоотношений?

Очень легко приклеить к человеку ярлык, к примеру, ʼʼнеуверенного в себеʼʼ или ʼʼстранного человекаʼʼ, на основании первого впечатления о манере речи или внешнем виде. Гораздо труднее понять мотивы поступка и принять человека таким, какой он есть. С проблемами общения лучше всœего работает поведенческая психотерапия или как ее называют специалисты – когнитивно-бихевиоральная терапия). Первая часть – работа с когнитивным компонентом - представляет собой индивидуальное консультирование человека по вопросам понимания других людей. Вторая часть – изменение привычных стратегий поведения может протекать как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Усталость, нежелание общаться:

Это частый симптом неврастении. Длительная напряжённая работа или нерешённая психологическая проблема, которая изнуряет человека, могут привести к состоянию раздражительной слабости. В этом состоянии человек легко раздражается по пустякам и из-за этого начинает страдать общение.

В случае если причиной неврастении является напряженная работа – важен отдых.Возьмите отпуск, путёвку минимум на 3-4 недели. Отдых при неврастении должен быть длительным! ʼʼ2-3 дня отдыхаʼʼ часто утяжеляют состояние, так как организм за это время не может адаптироваться к смене режима… В случае если причиной неврастении является внутренний психологический конфликт, нерешённая проблема – желателœен курс психотерапии у врача-психотерапевта.

Психологические основы улучшения общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические основы улучшения общения" 2017, 2018.

Опираясь на работы Давида Джонсона, Е. Мелибруда предлагает одну из возможных моделей поведения в конфликтной ситуации. Автор вы­деляет факторы, которые, по его мнению, могут способствовать конст­руктивному разрешению конфликтов. От страницы к странице психо­лог настойчиво призывает нас заняться в первую очередь собой, свои­ми ошибками в общении, недостатками своей личности; только при этом условии перед нами могут открыться новые перспективы меж­личностных отношений .

Печатается по изданию: Мелибруда Е. Я -Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения.

Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1986.

Я уже писал о широко распространенном убеждении об отрицательной роли конфликтов. Большинство людей предпочитает избегать конфликтных отношений, не гово­рить о них, скрывать их, пока возможно. Писал я и о не­благоприятных последствиях подобного образа мышле­ния.

Всем понятно, что конфликты существовали и будут су­ществовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимо­отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты беспо­лезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с дру­гом. Картина общества без межличностных конфликтов ка­жется мне чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентично­сти. Однако ничто Подобное нам не угрожает. Поэтому вместо того, чтобы пугать себя картинами бесконфликт­ного существования, давайте лучше задумаемся о том, су­ществует ли какая-нибудь возможность конструктивного и успешного поведения в случае конфликта. Эта тема во­истину неисчерпаема, ей одной можно было бы посвятить целую книгу.

Здесь же, опираясь на работы Давида Джонсона, идеи которого я неоднократно использовал в своей психологи­ческой практике, я хочу предложить одну из возможных моделей поведения в конфликтной ситуации.

Важную роль в конструктивном разрешении конфлик­тов играют следующие факторы:

Адекватность отражения конфликта;

Открытость и эффективность общения конфликту­ющих сторон;

Создание климата взаимного доверия и сотрудни­чества;

Определение существа конфликта. Остановимся на каждом из этих факторов отдельно.

Адекватное восприятие конфликта

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и пози­ции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оп­понента. К типичным искажениям восприятия относятся:

«иллюзии собственного благородства» - в конфликт­ной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жер­твой нападок злобного противника, моральные прин­ципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конф­ликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет.

«Поиск соломинки в глазу другого» - каждый из про­тивников ясно видит недостатки и погрешности друго­го, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реа­гирует на его действия.

«Двойная этика» - даже тогда, когда противники осоз­нают, что совершают одинаковые поступки по отно­шению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и за­конные, а действия оппонента - как нечестные и не­позволительные.

«Все ясно» - очень часто каждый из партнеров чрез­мерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнеры ис­пытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказал­ся от своей позиции, с другой - у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоот­ношений, а также стремлением к взаимопониманию и со­гласию.

Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости, потому что ясно видишь и чув­ствуешь только враждебность партнера, не замечая ника­ких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допус­кая, что партнер настроен исключительно враждебно, на­чинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представле­ниях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях: не возникают ли подобные искажения и у Вас, когда вы пытаетесь разрешить тот или иной конфликт.

Это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуа­ции коммуникация, как правило, ухудшается. Противни­ки охотнее пользуются способами общения, затрудняю­щими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может по­мочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Догадываюсь, что многие читатели в этом месте пожимают плечами и ду­мают: «Легко сказать, а на самом-то деле...».

Действительно, когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмыслен­но пытаться что-то решать, главное, о чем надо заботить­ся, - это о том, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отпо­ведь, которую противник будет помнить всю жизнь. Под­час, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство дру­гого, уничтожая в нем его образ самого себя. В результате партнеры отказываются от поиска конструктивных выхо­дов из конфликта, а только «зализывают раны» и думают о возможной мести.

Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуни­кации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:

Что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

Каких реакций я жду со стороны другого?

Что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?

На какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Вероятно, конструктивному решению конфликта мо­гут способствовать некоторые формы общения, о которых я писал выше, например:

Высказывания, передающие то, как я понял его слова или действия, и стремление получить подтверждение того, что я понял их правильно;

Открытые и личностно окрашенные высказывания, ка­сающиеся моего состояния, чувств и намерений;

Информация, содержащая обратную связь относитель­но того, как я воспринимаю партнера и толкую его по­ведение;

Демонстрация того, что я принимаю партнера как лич­ность вопреки критике или сопротивлению в отноше­нии его конкретных поступков. Можно также упомянуть, хотя это и кажется очевид­ным, о том, что следует избегать угроз, вранья, попыток скрывать манипуляции партнером, потому что эти дейст­вия продиктованы стремлением взять верх над противни­ком, а не добиться обоюдного согласия.

Создание климата взаимного доверия и сотрудничества

Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего резу­льтата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совме­стной деятельности во имя достижения общей цели сбли­жает партнеров, позволяет открывать новые, дополните­льные способы преодоления трудностей и неприятно­стей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень вза­имного доверия, что облегчает риск открытости в обще­нии. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно со­трудничать с человеком, с которым находишься в конф­ликтных отношениях.

Определение существа конфликта

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели со­гласовать свои представления о том, как определить ситуа­цию конфликта. Последовательное поведение, направлен­ное на преодоление конфликта в целом, предполагает не­сколько этапов.

1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее опре­деление характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосно­вения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осозна­ются, а сходства оказываются неизвестными:

Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и за­креплению конфликта?

Как мой партнер видит проблему? Какие, по его мне­нию, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

Соответствует ли поведение каждого из нас сложив­шейся ситуации?

Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?

В каких вопросах мы с партнером расходимся?

В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведе­нии, все равно существует большая вероятность, что кон­фликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конф­ликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вооб­ще избежать их:

Нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемле­мым;

Нужно понять, какие мои действия в конфликтной си­туации неприемлемы для партнера;

Необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

Что мог бы сделать для этого мой партнер?

Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последст­вия каждого из способов разрешения конфликта и осозна­вать, что только совместные усилия партнеров могут при­вести к желаемому результату:

Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разре­шения конфликта. Если проблему разрешить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

И еще на двух моментах мне хочется остановиться.

Первое - перечисленные выше предложения не яв­ляются рецептом чудодейственного способа разреше­ния конфликтов. Не существует универсальных прие­мов, позволяющих справиться с любой ситуацией. Единственным нашим «средством» является наша лич­ность. Описанные этапы разрешения конфликта содер­жат лишь некоторые указания, реализация которых тре­бует с нашей стороны вовлечения.всей нашей личности, усилий, умения, упорства и доброй воли. Но и при этом я не могу гарантировать успех. Вероятность его, однако, тем больше, чем более сознательно мы действуем, ори­ентируясь на какие-то путеводные знаки. Единствен­ным автором своего успеха является тот, кто что-то де­лал и пробовал.

Второе - все последовательные шаги на пути к выходу из конфликта, более или менее сходные с теми, что описа­ны здесь, должны быть в каждом конкретном случае пред­приняты обеими сторонами. Основой для совместных по­исков может стать обмен мнениями, предложениями, со­ображениями по поводу каждого очередного этапа. Это требует, как видим, тесного сотрудничества. Поэтому поиск следует начать, заручившись согласием на такое сотрудничество.

Вспомогательным средством может оказаться запись своих соображений по поводу каждой очередной проб­лемы и своевременное знакомство партнера с ними. Следует помнить, что неудачи вначале еще не определя­ют конечный результат. Важно пробовать, пробовать и пробовать.

Не стоит хвататься за сложное, не освоив простого. Лучше хорошо выполнять самые простые упражнения, чем плохо делать сложные. Это повышает самооценку и дает чувство удовлетворения от проделанной работы. Принцип правильного направления – «следуя за стрелой», то есть следуя правильной методике

Пока вы не приобретете достаточного опыта в даосских психотехниках, чтобы начать экспериментировать, выполняйте упражнения так, как они описаны в этой книге. Принцип спокойствия – «истинное спокойствие»

Не желать большего, чем ты имеешь в данный момент, не подгонять себя, не ставить рекордов. Принцип напряжения – «натянутый лук»

В случаях, когда обстоятельства этого требуют, необходимо приложить все свои силы для того, чтобы добиться нужного результата. Принцип «озера радости»

Получение от любой деятельности удовлетворения, граничащего с наслаждением. Для применения этого принципа необходимо освоить упражнения по созданию стабильного положительного эмоционального фона. Процесс занятий должен доставлять не меньшее удовольствие, чем результат. Принцип стимула – «убегая от тигра»

Использование деятельности или ситуаций, в которых только правильные действия обеспечивают выживание. В более мягкой формулировке этот принцип означает, что иногда нужно ставить себя в условия, в которых вы вынуждены будете сделать то, что не можете сделать в других обстоятельствах. Например, если вам слишком лень заниматься дома физическими упражнениями, запишитесь в группу аэробики, заплатив приличную сумму. Тогда, чтобы деньги не пропали зря, вы будете ходить в спортзал, а там уж волей-неволей придется тренироваться. Принцип «беря большое, не упускай малое»

Обращать внимание на все детали, не забывать о мелочах. Принцип «беря малое, не упускай большое»

Не терять общей картины, концентрируясь на деталях. Принцип «озера удивления»

Не переставать удивляться всему вокруг. Удивление, особенно радостное удивление, – это особое и прекрасное состояние ребенка, открывающего для себя мир. Открывая для себя новые удивительные грани жизни, ребенок вносит их в свою модель мира. Рано или поздно, закончив построение основного здания своей модели, он перестает подмечать в мире нечто новое, волнующее и интересное, и жизнь его становится пресной, скучной и однообразной. Чувство влюбленности в чем-то напоминает удивленное и радостное постижение ребенком окружающего мира, но в данном случае оно распространяется на постижение любимого человека, становящегося таким же волнующим и прекрасным, как целый мир. Но, в свою очередь создав модель образа возлюбленного и внеся ее в свою модель мира, человек снова теряет ощущение волнения и радости узнавания, и эта потеря приносит ему разочарование. Умение отыскивать в окружающем мире что-то новое, волнующее и интересное – это неотъемлемая черта истинно счастливого человека, приносящая ему множество положительных эмоций. Принцип невозмутимости – «водная гладь»



Не удивляться ничему, даже если происходит что-то невероятное. Принцип невозмутимости не означает нечто противоположное принципу «озера удивления». Его суть в том, что человек, пытаясь адаптироваться к внезапным и резким переменам в своей жизни или к неожиданным событиям, должен оставаться невозмутимым, чтобы не терять картины мира и чувства самоосознания. Для выработки подобных качеств существует свой комплекс упражнений. В одной из следующих книг серии «Технология счастья» мы о нем поговорим. Принцип осознавания каждого своего действия – «сияние полной луны»

Одним из применений этого принципа служит отслеживание неадекватных программ своей модели мира. Упрощенно говоря, смысл его состоит в том, чтобы, совершая что-то, осознавать подлинные мотивы и побудительные причины своих поступков.

Это далеко не полный список общих принципов обучения Шоу-Дао, но для начала этого достаточно. Наверняка, читая этот список, вы уже обратили внимание на то, что некоторые из этих принципов, казалось бы, противоречат друг другу. Это наблюдение подводит нас к одному из важнейших понятий в учении Спокойных – понятию о «срединном пути». Но сначала мы поговорим о том, как при помощи медитации осознания ввести в свою модель мира глубинное понимание этих принципов.
ВВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ТРЕНИРОВОК В МОДЕЛЬ МИРА С ПОМОЩЬЮ МЕДИТАЦИИ ОСОЗНАНИЯ

По-латыни слово «медитация» означает размышление. Но слово «размышление» лишь отчасти отражает суть того, что считается медитацией в восточных религиях и эзотерических учениях. Медитация представляет собой специфический метод саморегулирования, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов и предназначенный для самых различных целей, начиная от простого расслабления и улучшения самочувствия, расширения возможностей по управлению сознанием и программами модели мира и заканчивая глубокими трансовыми состояниями, в которых человек достигает «просветления». Медитация – это не столько размышление, сколько концентрация внимания на единственном и неизменном объекте. Это может быть предмет, звук, процесс или абстрактное понятие вроде спокойствия, любви, доброты, силы и т.д. В процессе медитации на некоторый промежуток времени прекращается обработка любой поступающей в сознание информации, за исключением информации об объекте медитации, на которой полностью концентрируется внимание. Поскольку основными условиями записи программ в человеческий биокомпьютер является сильное, пусть даже кратковременное сосредоточение на информации, составляющей основу программы, подкрепленной яркой эмоциональной окраской события, способствующего внесению соответствующей программы в модель мира, некоторые виды медитации, обеспечивающие поступление в сознание и подсознание лишь конкретной эмоционально окрашенной информации, предназначены как раз для введения в человеческий биокомпьютер новых нужных программ. На начальных этапах занятий вам вряд ли удастся достичь необходимой степени погружения в медитацию для того, чтобы раз и навсегда вписать в свою модель мира программы следования общим принципам тренировок или какие-то другие интересующие вас программы. Поэтому на первых порах вам придется «заменить качество количеством» и выполнять кратковременные и неутомительные медитации осознания достаточно регулярно, особенно в случае, если ваши тренировки, бытовая или профессиональная деятельность настоятельно требуют применения какого-либо из принципов. Я уже упоминала о том, что обучение искусству быть счастливым в чем-то сродни обучению иностранному языку. Если вы просто прочтете изложенные выше общие принципы тренировок и через пару дней забудете о них, это принесет не больше пользы, чем прочтение в словаре нескольких иностранных слов. Если вы выучите их наизусть, то они отложатся у вас в памяти как пассивный словарный запас иностранных слов, то есть, потрудившись, вы вспомните, как они формулируются, и, приложив дополнительные усилия, даже сможете применить их в нужной ситуации. «Активный словарный запас» – это программы, внесенные в вашу модель мира, вспоминающиеся и срабатывающие автоматически, без усилий во всех необходимых случаях. Для того чтобы перевести слово из пассивного словарного запаса в активный, вам нужно для начала хорошенько выучить его, а затем воспользоваться им много раз в составе самых разных фраз и выражений, запомнив основные случаи его применения и сделав его настолько привычным, что вам не надо больше напрягаться и затрачивать усилия на то, чтобы вспомнить его в нужный момент и вставить в нужное место. Медитация осознания начинается с расслабления, «внутренней улыбки» и создания стабильного положительного эмоционального фона. Затем вам предстоит перейти к процессу размышления и сосредоточения. Для начала вспомните формулировку выбранного вами принципа и несколько раз повторите его про себя, особенно внимательно вслушиваясь в его образное китайское название. Например, вы выбрали для медитации принцип преодоления – «разящий меч». Для людей волевых и решительных, не боящихся риска и совершения напряженных усилий, привыкших бороться до конца, преодолевая все трудности, этот принцип уже является составной частью их модели мира. Для тех же, кто не рвется бороться и побеждать самого себя или обстоятельства, для тех, кто даже в случае, когда это необходимо, не может совершить волевое усилие, придется затратить некоторое количество времени, чтобы сделать осознание принципа преодоления частью своей модели мира. Представьте себе как можно более образно, что именно олицетворяет символика «разящего меча». Вы можете увидеть прочную, но гибкую сталь клинка, направляемого мощной и умелой рукой мастера и сокрушающего все препятствия. Меч может колоть, рубить и разрезать. Он может пронзить противника, двигаясь по прямой траектории, а может обрушиться на него сбоку, он может маневрировать и заманивать врага в ловушки и т.д. Почувствуйте тяжесть меча в своих руках, постарайтесь увидеть его внутренним взором, услышьте пронзительный свист, с которым он рассекает воздух, устремляясь к цели, представьте, какие ощущения испытывает меч, перерубая препятствие или вонзаясь в горячую человеческую плоть. Затем вы сами должны стать этим мечом, ощущая в себе непреклонную, нерассуждающую, не знающую сомнений и колебаний целеустремленность, с которой разящий меч преодолевает все на своем пути. Когда нужное интенсивное эмоциональное ощущение символики «разящего меча» сформируется окончательно, постарайтесь запомнить его не мыслями, не логикой, а всем своим существом, своим телом, своей душой, своим сознанием и подсознанием. Вы должны запомнить его настолько хорошо, чтобы лишь при одном произнесении слов «разящий меч» или при его представлении вас тут же захватывал нужный образ целеустремленности, непреклонности и силы. Затем обратитесь к своему прошлому или настоящему. Вспомните, в каких ситуациях вам было бы неплохо применить принцип преодоления, но вы из-за лени, страха или недостатка силы воли не смогли использовать его. Возьмем самую обычную бытовую ситуацию: рано утром звонит будильник, а у вас нет ни желания, ни сил вовремя подняться с постели. В результате вы не успеваете позавтракать, одеваетесь и собираетесь в жуткой спешке, забываете дома ключи или кошелек, опаздываете на работу, вас ругает начальник, и настроение у вас испорчено окончательно. Ночью вы, расстроенный пошедшим насмарку днем, долго не можете заснуть, вас терзают былые обиды и неприятности. В результате на следующий день вы снова не находите в себе сил вовремя встать с постели, и все начинается сначала... Если вы уже несколько раз выполняли медитацию осознания принципа преодоления «разящий меч» и сумели сформировать эмоционально окрашенный образ «разящего меча», с которым научились отождествляться, легким и ненапряженным сосредоточением вызовите это состояние, как только будильник разбудит вас. Меч не может быть сонным, тем более что этот меч всегда готов к бою. Представьте свою сонливость как кокон прозрачной шелковой ткани, окутывающий вас и мешающий вам двигаться. Шелк – не препятствие для меча. Представьте, как вас, то есть разящий меч, охватывает неудержимый волевой импульс пронзить шелковый кокон сна и выйти на свободу. А затем, когда вы сделаете это, просто встаньте с постели, стряхнув с себя остатки сна, как лоскуты изрезанного острым сверкающим лезвием шелка. Если, выполняя это упражнение, вы воспользуетесь принципами постоянства, последовательности и «озера радости», то в скором времени процесс утреннего вставания станет для вас удовольствием, моментом, в который вы демонстрируете самому себе свои новые волевые и личностные качества. Ваша самооценка повышается. Теперь вы знаете, что если вы смогли преодолеть маленькое препятствие, то постепенно в соответствии с принципом «со ступени на ступень поднимаясь по небесной лестнице» вы сможете преодолеть и препятствия более серьезные. В конце концов, по мере преодоления новых препятствий, к вам придет уверенность в том, что вы, и никто другой, хозяин своей судьбы, а эта уверенность – прочная база для того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным и счастливым. В медитациях осознания принципа преодоления вы можете возвращаться в прошлое, в своем воображении преодолевая ситуации, в которых раньше вы пасовали, становясь все более уверенным в себе и тем самым все глубже вводя осознание этого принципа в свою модель мира, до такой степени, что в случаях необходимости вы автоматически будете следовать этому принципу, больше не прибегая для его осуществления к медитациям. Медитации осознания других принципов проводятся аналогично.
«ТЕЧЕНИЕ РЕКИ» И «ОЗЕРО РАДОСТИ»

Результатом воплощения в жизнь двух общих принципов тренировок: принципа постоянства – «течение реки» и принципа «озеро радости» – получения от любой деятельности удовольствия, граничащего с наслаждением, является бесценное качество личности – терпение. Если терпение с детства было заложено в вашу модель мира, это качество дает вам неоспоримое преимущество в способности равномерно и неуклонно двигаться к своей цели. Лишь с помощью терпения и настойчивости вы сможете добиться устойчивых результатов в преобразовании своей личности с помощью методов, описанных в этой книге. Но, к сожалению, для множества людей терпение не входит в число их добродетелей. В моей модели мира это качество тоже отсутствовало. С детства мне было достаточно легко справляться с задачами, требующими не слишком продолжительных затрат времени. Их мне удавалось решать с помощью изобретательности и энтузиазма, поскольку я знала, что в обозримом будущем так или иначе я добьюсь поставленной цели. Но любые задания, требующие долгого, монотонного и кропотливого труда, раздражали меня, и обычно я бросала их в самом начале. Впервые понимание необходимости выработки терпения пришло ко мне в возрасте четырнадцати лет. Тогда же я интуитивно пришла к осознанию принципов постоянства и «озера радости». Произошло это так. Моя мать, геолог по специальности, на лето взяла меня с собой в геологическую экспедицию, отправившуюся на поиски бокситов – сырья для производства алюминия – в глухие места Восточной Сибири. Там я однажды необдуманно вызвалась распутать двадцатипятиметровый моток веревки, запутавшийся почти до состояния гордиева узла. Сидя на берегу широкой, неспешно катящей свои воды реки, я с типичным для меня энтузиазмом схватила спутанный моток и принялась дергать за относительно свободные веревочные петли в надежде отыскать конец шнура. За несколько минут этой бессмысленной деятельности я окончательно убедилась в том, что мгновенно распутать веревку с помощью гениального озарения мне не удастся, и я с удивлением поняла, насколько меня раздражает мысль о том, что я могу провозиться с проклятым мотком около часа. Но дело надо было сделать, и неожиданно осознание того, что необходимость медленно и спокойно распутывать веревку приводит меня в бешенство, стало для меня любопытным, хотя и неприятным открытием. Мне не нравилось мое настроение. Тут-то я и поняла, насколько мне не хватает терпения, и решила, что пришла пора вырабатывать его. Я посмотрела вокруг, на сероватые воды реки, на мрачные дебри тайги, бесконечной неприступной стеной окружавшей меня со всех сторон, и вдруг поняла, что мне некуда спешить. Лес и река оставались почти неизменными в течение множества веков, и они останутся такими же, когда меня уже не будет на земле. У меня не было никаких дел, тайга не была местом, предлагающим много развлечений, и распутывание такого сложного мотка веревки вполне могло стать развлечением для меня, если подойти к этому вопросу спокойно и творчески. Тут я почувствовала, как меня захлестывает радость. Распутывание веревки показалось мне приятным и увлекательным делом. Нужно было только не спешить и действовать последовательно и хладнокровно. Я отыскала свободный конец и стала распутывать моток с него, аккуратно вытягивая его из всех узлов. По мере приобретения навыка свободный конец удлинялся все быстрее и быстрее. Минут за двадцать работа была закончена. Я тщательно смотала веревку со странным чувством любви и благодарности к ней, так, словно она была живым существом, преподавшим мне очень важный урок. Теперь я знала, что при желании самый скучный и бессмысленный труд можно превратить в процесс, доставляющий удовольствие, если обладать терпением и не раздражаться из-за ситуации, которую ты не в силах изменить. Однако осознание важности терпения еще не означало, что терпение стало частью моей личности. Я вырабатывала его постепенно, приучая себя к делам, требующим больших затрат времени. Когда я начала учиться вязать, мне казалось, что это бесконечное занятие никогда не закончится. Но проходили дни, я вязала все быстрее и лучше. Вязание превратилось для меня в отдых, в приятный способ расслабиться, и, кроме того, как-то между делом у меня стали появляться новые красивые и удобные свитера. Написание книг, несмотря на то, что я всегда хотела стать писателем, поначалу показалось мне еще более кошмарным занятием, чем вязание. Мне бы хотелось пару вечеров постучать на пишущей машинке, а на следующий день получить пахнущий свежей типографской краской бестселлер. Но, увы, в жизни все не так просто. Первую книгу я писала несколько месяцев, и мне казалось, что она никогда не кончится. Затем потянулись месяцы ожидания, пока она будет опубликована... С каждой новой книгой писать становилось все легче и легче. Я перестала ждать конца книги. Я просто садилась за пишущую машинку и получала удовольствие, создавая текст. День проходил за днем, как-то незаметно одна книга заканчивалась и начиналась другая... Когда вы начинаете заниматься шоу-даосскими психотехниками, в первый день или даже через неделю вам может показаться, что ничего особенного не происходит, и если вы вопреки здравому смыслу будете, «выполняя пятилетний план в три дня», ожидать, что вы станете счастливым, гармоничным и успешным в жизни за неделю или в крайнем случае за месяц, вы не добьетесь значительных успехов. Основной смысл этих занятий в том, чтобы изменяться мало-помалу, получая удовольствие не только от предвкушения результата, но и от самого процесса занятий, от приятных ощущений, которые доставляют вам «внутренняя улыбка», потоки оргазмических ощущений или медитации «вкуса жизни». Сначала выбирайте для выполнения самые легкие и приятные для себя упражнения. И когда через месяц вы с удивлением отметите, что стали более радостными, энергичными, доброжелательными и открытыми к общению, вам самим захочется достичь еще больших успехов, освоить более сложные и интересные методики тренировок. Не стоит с нетерпением ждать результата. Просто наслаждайтесь процессом и будьте уверены, что результат не замедлит порадовать вас. Выполните медитации осознания принципов постоянства и «озера радости», постепенно вводя эти принципы в свою модель мира. Помедитируйте над понятием «терпение», выполняя медитацию осознания. Создайте символический эмоциональный образ того, что именно представляет для вас терпение. Попробуйте представить, как вы могли бы нарисовать терпение на бумаге, какой у него цвет, вкус, запах, какова его форма, какое оно на ощупь. Единственное, что важно в создании нужного образа, – это то, что он должен иметь для вас исключительно положительную окраску. «Терпение» должно быть приятным вам. Оно должно стать вашим другом и верным помощником. Выполняя нудную и неинтересную работу, вызывайте в памяти символический образ терпения, дополняя его внутренней улыбкой и потоками приятных оргазмических ощущений. Пробудите у себя позывы к творчеству, стараясь выполнить работу как можно быстрее и лучше, но без нервозности и спешки. Тогда скучный труд превратится для вас в увлекательный и радостный процесс, а ваша жизнь на какое-то время станет еще чуточку лучше.
СРЕДИННЫЙ ПУТЬ – РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ «ДА» И «НЕТ»

Основная проблема любых схем описания человеческой личности, рекомендаций поведения и выбора оптимальной стратегии заключается в том, что каждый «мудрый совет» работает только в каком-то определенном контексте, а в жизни встречаются ситуации, когда нужно действовать прямо противоположным образом. Характерной чертой европейского мышления является поиск четких ответов на свои вопросы, попытка решить любую проблему с помощью «да» или «нет». Именно это и является причиной такого огромного количества внутренних конфликтов в моделях мира европейцев. Могу проиллюстрировать свои слова самым типичным примером: с раннего детства ребенок, воспитываемый в христианских традициях, вносит в свою модель мира установку о том, что он должен любить своего ближнего и относиться к нему с добротой и пониманием. Но реальная жизнь в условиях жестокой конкуренции, где успех и зачастую само выживание и благополучие индивида зависят от его умения бороться иногда не самыми благородными по отношению к ближним методами, заставляет его действовать по-другому, что порождает внутренние конфликты, угрызения совести или общее чувство неблагополучия. Подобные внутренние конфликты в вещах более серьезных и в мелочах встречаются на каждом шагу, вызывая как чувство тревожности и общего неблагополучия, так и противоречивость поведения в межличностных отношениях, тоже не способствующие состоянию удовлетворения жизнью. Полярность мышления проявляется не только во внутренних конфликтах, но и в конфликтах мировоззрений. Спокойные научились избегать подобных внутренних и по возможности внешних конфликтов, внеся в свои модели мира осознание многозначности решений и возможных ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Один лишь этот маневр помогал им не только сделать свою модель мира достаточно гибкой, чтобы воспринимать жизнь без резких эмоциональных потрясений, происходящих в результате несоответствия ожиданий, записанных в модели мира, реальным ситуациям, но и относиться к мировоззрению окружающих людей с пониманием и доброжелательно воспринимать их даже в случае, если их модель мира чересчур жестка и категорична. В качестве иллюстрации мне хотелось бы привести одну из притч Шоу-Дао, демонстрирующую мно гозначность мышления в о тношении к труду и обоснованность выбора срединного пути. Встретились однажды в пути два монаха и, чтобы скоротать время, затеяли разговор о труде и безделье. Один из них утверждал, что в поднебесье лишь труд в почете, другой же настаивал на том, что люди больше ценят лень и безделье. Спорили они, спорили и решили обратиться к первому встречному, чтобы рассудил их и сказал, кто из них прав, а кто - нет. Смотрят – идет по дороге крестьянин. Подошли к нему монахи и попросили стать судьей в их споре. Крестьянин не заставил себя долго уговаривать и велел монахам задавать ему вопросы по очереди. – Дорог ли тебе твой труд? – спросил крестьянина первый монах. – Мне-то он дорог, а вот людьми не ценится. Тяжек мой труд, но платят за него мало, - ответил тот. Настала очередь второго монаха задавать вопрос. – Если бы ты имел выбор – работать или не работать, в обоих случаях получая одинаковый доход, что бы ты предпочел? - поинтересовался он. – Я сделал бы то, что и любой другой смертный на моем месте, - ответил крестьянин. – А если бы все были трудолюбивы, захотел бы ты жить в таком мире? - спросил первый монах. – Если бы все любили труд, то никто не хотел бы его облегчить. Нет, я не хочу жить в таком мире, - сказал крестьянин. Так и проиграл спор трудолюбивый монах. Надо было ему задавать другие вопросы... Народная мудрость – пословицы и поговорки – также дает совершенно полярные толкования отношения к труду: с одной стороны – «без труда не вынешь и рыбку из пруда», а с другой стороны – «работа не волк, в лес не убежит». В модели мира почти каждого человека в той или иной форме присутствует установка о том, что нужно быть трудолюбивым, что труд – почетен, а лентяем и тунеядцем быть плохо и постыдно. В то же время естественное желание человека не надрываться на работе, особенно если работа ему неприятна, может породить внутренний конфликт в случае, если его материальное благополучие оставляет желать лучшего или если от него зависит семья и его регулярно пилят за отсутствие трудового рвения. Внутренний конфликт, вызывающий угрызения совести оттого, что он недостаточно трудолюбив, может привести к понижению самооценки и к устойчивому ощущению неблагополучия. Но излишнее трудолюбие, даже принося хороший доход, также не обязательно служит источником удовлетворения и может стать причиной хронических неприятностей. Лет двенадцать назад я познакомилась с Машей, которая, следуя установкам, записанным в ее модели мира, была патологическим трудоголиком. Помимо трудолюбия, Маша отличалась еще и хорошими организаторскими способностями, и она более или менее честными путями зарабатывала, по мерке среднего советского человека, колоссальные деньги. Даже если бы она работала не с утра до глубокой ночи, а в четыре раза меньше, денег, которые она получала, хватило бы и на регулярный отдых за границей, и на массажиста, и на машину с личным шофером, и на многое другое. Но к сожалению, модель мира Маши была сформирована таким образом, что главное место в ней занимала именно необходимость трудиться, а не деньги, не здоровье или удовольствия. Иногда у меня создавалось впечатление, что Маша специально делала все для того, чтобы не прекращать работать. Почти все, что она зарабатывала, она ухитрялась тут же потерять. То она устраивала колоссальный и безумно дорогой евроремонт, и через пару месяцев у нее сгорала квартира, то она вступала в связь с очередным мужчиной, который щедрой рукой тратил ее деньги на рестораны и пьяные вечеринки, а затем исчезал, обобрав ее буквально до нитки. Так происходило все время. Работа по двенадцать часов в сутки истощала организм Маши, но, когда я предлагала ей походить в бассейн или на массаж, съездить отдохнуть на море или хотя бы за город, она отмахивалась, говоря, что ей надо работать. Даже когда Маша после тяжелого трудового дня приходила ко мне в гости, она по своей инициативе принималась готовить или, если она видела невымытую посуду в раковине, она начинала ее мыть, несмотря на то что я всячески убеждала ее сесть, расслабиться и отдохнуть. В то же время я встречала людей, которые, мечтая о том, что они могли бы свершить и до каких высот подняться, фактически были бездельниками, неспособными организовать свое существование таким образом, чтобы хоть как-то попытаться воплотить в жизнь свои мечты. Это тоже перекос в модели мира, который вносит свой вклад в то, чтобы человек чувствовал себя несчастным и неудовлетворенным. В данном случае проблема этих людей связана не только с неумением избрать в своих действиях срединный путь, но в основном с неумением осознавать и гармонично удовлетворять свои основные потребности. О потребностях мы еще поговорим, а пока вернемся к вопросу о срединном пути. С точки зрения Спокойных, в вопросе о труде срединным путем было бы решение, избегая крайностей, работать и не работать одновременно, выполняя только то, что действительно нужно сделать, но не затрачивая времени на ненужные усилия; выполняя необходимую работу как можно лучше и быстрее и доводя это выполнение до совершенства. В то же время последователи Шоу-Дао воспринимали работу не как неприятную обязанность, а как упражнение по саморазвитию, извлекая из нее наслаждение интеллектуальное – от выбора наилучших решений, эмоциональное – так как оно необходимо для поддержания устойчивого положительного эмоционального фона, и физическое – оттого что тело укрепляется и тренируется в процессе правильно выполняемой работы. Не правда ли, это вполне оптимистический и жизнеутверждающий подход. Раз уж в нашей модели мира должно быть записано наше отношение к работе, предпочтительнее, чтобы соответствующая этому пункту программа рассматривала работу как приятное и способствующее самосовершенствованию упражнение, улучшающее общий уровень жизни и уровень самооценки человека, чем как тягостное, но необходимое занятие, которого, увы, невозможно избежать и с неизбежностью которого надо смириться, как с неизбежностью старости и смерти. Что же такое срединный путь? Это умение уравновешивать противоположности, находить решение, лежащее между двух крайностей, между двух сторон медали. Это искусство разрешать внутренние конфликты простым осознанием того, что на самом деле конфликта нет, потому что не нужно выбирать между «да» и «нет», а нужно отыскать компромисс между двумя с первого взгляда кажущимися противоречивыми утверждениями. Вот одна из философских концепций Спокойных, отражающая глубинное осознание срединного пути:

В мире нет ничего удивительного, так как в мире все удивительно, и поэтому удивляться чему-то одному - это означает терять картину мира в целом и, следовательно, становиться уязвимым. Только разлитое спокойное удивление окружающим нас миром приносит наслаждение им, заставляет каждодневно по-новому ощущать его вкус и приносит знание о нем. В мире нет четких ответов, в мире есть лишь желание чего-то. Ты не можешь сказать «да», ты просто желаешь этого; ты не можешь сказать «нет», так как отрицательный ответ - лишь проявление твоих желаний. Если ты не веришь во что-то, это значит, что ты не желаешь в это верить, и это вовсе не значит, что этого нет. То же самое с твоим желанием верить. Истинное равновесие между движением и покоем – это спокойствие. Истинное равновесие между «да» и «нет» - это Шоу.

Это высказывание не рассчитано на логику, потому что логика предполагает лишь два варианта – «да» или «нет» (хотя в математических теориях существует и многозначная логика, предполагающая уже три возможных ответа – «да», «нет» и «ни да, ни нет», более близкая шоу-даосскому мировоззрению). Это скорее парадоксальное высказывание, близкое к дзенским коанам и направленное на создание у человека специфического момента осознания. На самом деле не важно, поймете вы его или нет, оно должно лишь дать толчок к осознанию того, что представляет собой срединный путь. Главное не то, каким образом мы описываем срединный путь. Для каждого он индивидуален, и его, как и понятие Дао, невозможно точно выразить словами. Важно умение отыскать его для себя в самых разных ситуациях, умение применять в жизни его концепцию, а это, поверьте, при определенной практике не так уж и сложно. Итак, подведем итоги.

Далеко не все люди могут без проблем общаться с другими и тут же располагать к себе. Из-за этого у них могут возникать самые разные проблемы и недоразумения.

Однако любая, даже самая печальная, ситуация поправима. Читаем далее, не останавливаемся...

Самое нежное общение в мире бывает меж теми, кто не заинтересован в общении.
Марсель Пруст


Всем, кто испытывает трудности при взаимодействии с людьми, просто нужно чётко понять все свои слабые стороны и заняться их ликвидацией. О том, как правильно это провести, мы сегодня и поговорим.

Улучшаем свои навыки общения

Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.


Итак, что же вам нужно уметь для того, чтобы сделать своё общение с другими более продуктивным?

Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.


Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

Умейте не обращать внимания на психологические барьеры

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения. Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.

Умейте руководить процессом общения

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.


Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

Умейте быть обаятельным

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

Умейте слушать и слышать собеседника

Умейте слушать интуицию

Все люди разные, а значит, и общаться с ними нужно совершенно по-разному. Не получиться выбрать какую-то одну тактику общения и следовать ей на протяжении всей жизни – её придётся менять в зависимости от ситуации и от того, какой именно человек находится перед вами.

Умейте следить за своим голосом и дикцией

Они должны быть чёткими и спокойными, иначе вам просто не удастся выстроить конструктивный диалог.

Умейте наблюдать за другими

Среди ваших знакомых есть люди, которых можно назвать едва ли не гениями общения? Тогда не стесняйтесь наблюдать за ними и подражать. Можно, конечно, этого не делать, но добиваться успехов исключительно методом собственных проб и ошибок, гораздо труднее.

Умейте говорить больше

Особенно это пригодится тем, кто частенько испытывает чувство стеснения. Конечно, каждый из нас может очутиться в незнакомой и не вполне располагающей компании, в которой и говорить-то совсем не хочется, но что делать, если вы стесняетесь постоянно?


В таком случае лучше всего заводить разговоры на отвлечённые темы, по поводу которых может высказаться каждый: о ценах на бензин, о погоде или о вездесущих пробках на дорогах. Задайте вопрос и дайте своему собеседнику высказаться.

Умейте общаться чаще и с разными людьми

Вокруг нас всегда есть масса людей, с которыми можно поговорить – начиная от сотрудников вашего офиса и заканчивая кассиром в супермаркете. Не бойтесь завязывать с ними разговор – вы получите бесценный опыт общения в разных стилях и сможете увеличить свою уверенность в себе.

Итог

Помните о том, что все мы когда-то чему-то учились, также и те люди, которые сейчас вызывают у вас восхищение своим умением общаться, тоже не всегда им обладали.


Главное – расширьте свой круг общения, это заставит вас искать новые идеи и способы для общения, и тогда результат придёт сам собой.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва