Основные закономерности менеджмента. Закономерности управления различными системами

Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход к менеджменту. Системный подход строится на основных свойствам системы:

1. Целостность - не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем разделении элементы системы. Первичность целого - основной постулат теории систем. Целостность систем заключается в единстве многообразия форм, аспектов деятельности, организационных структур и т.п. в материальной и духовной жизни общества как целого.

2. Второе свойство систем - взаимозависимости и взаимодействия системы и внешней среды.

Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы. Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать фирма. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды.

3. Структурность - совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. При исследовании системы структура выступает как способ описания ее организации. Оптимальная структура системы должна иметь минимальное количество компонентов, но, вместе с тем, они в полной мере должны выполнять заданные функции. Структура должна быть мобильной, т.е. легко приспосабливаемой к изменяющимся требованиям и целям.

4. Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы. Например, фирма является подсистемой системы более высокого уровня - корпорации, компании, траста, объединения, отрасли, региона и т.д. Это свойство систем следует учитывать при изучении эффективности функционирования любых подразделений фирмы и фирмы в целом.



Виды менеджмента могут быть разными, и их число продолжает расти. В реальном производстве пробуются новые модели, специалисты используют новые термины и определения. Виды менеджмента – это отдельные области деятельности управления, которые призваны решать разнообразные задачи.

По объектам управления выделяют организационный, стратегический, тактический и оперативный менеджмент. Организационный менеджмент стоит у истоков создания структуры, механизма управления, выработки комплекса управленческих функций, правил и стандартов. Стратегический менеджмент реализует долгосрочные цели в управленческой деятельности после их предварительной установки. Потенциал человеческих ресурсов, переориентация потребностей потребителя на эффективную организацию производства – это основа стратегического менеджмента. Существуют различные модели стратегического менеджмента. Тактический менеджмент в чём-то схож со стратегическим, он разрабатывается в развитие стратегии. Уровень организации таких методов управления – среднее звено управления, и отрезок времени для прогнозирования гораздо короче. Оперативный менеджмент решает задачи, возникающие в процессе производства. Он основан на распределении работ и ресурсов, отслеживание хода выполнения заданий в текущий момент времени.

Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы.

К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений. Интеграция, т. е. объедине­ние, в менеджменте вытекает из потребности самого производ­ства и управления им. Это объединение, с одной стороны, спе­циализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный орга­низм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объ­единяться в различные организационные формы рыночной эко­номики. Пределы этого объединения регулируются точными от­ношениями производства и управления. Интеграционные про­цессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют вы­соким темпам нововведений, мобильности технологической пе­реориентации, внедрению изобретений, высокому уровню заня­тости в условиях острой конкурентной борьбы.В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятель­ности и развития системы, требования рынка.

Анри Файоль выделял 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2.Полномочия и ответственность Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо

3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должнабыть объедена единым планом.

6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7.Вознаграждение персонала Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация В любой организации должен быть управленческий центр.

9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10.Порядок, Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11.Справедливость, Сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала.

13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Формы организации системы менеджмента = организационные структуры (тетр.)

8. Закономерности управления различными системами. Принципы менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

Процессы управления и производства объективны. Они проявляются в деятельности людей, и от того, насколько полно и глубоко люди осознают закономерности развития производства и управления и учитывают их в своей деятельности, зависит и состояние этих сфер деятельности людей.

В отечественной теории управления выделяют следующие закономерности:

1. Единство системы управления производством:

o единство принципов управления всех звеньев;

o единство организационных форм системы управления, проявляющееся в типизации структурных характеристик;

o единство функций управления;

o единство методов управления;

o единство процесса управления в его ритмичности, согласованности всех операций;

o единые требования к кадрам.

2. Пропорциональность производства и управления.

3. Централизация и децентрализация.

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Принципы менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражаются при постановке практических и хозяйственных задач управления. Отсюда основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

Принципы менеджмента

1) Принцип научности - понимается как причины несовпадения целей и результатов, видение противоречий между теорией и практикой, знание теории управленческих систем, определенных методов трудовой деятельности.

2) Принцип системности и комплексности - определение наиболее значимых комплексов взаимосвязанных и взаимообусловленных систем, подсистем, входящих в организацию. (Система кадров, подсистема - подготовка на рабочем месте)

3) Принцип единачалия и коллегиальности выработки решений - когда за реализацию коллективно принятого решения ответственность несет руководитель организации.

4) Принцип демократического центризма - необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начала в управлении соотношения прав и ответственности между руководством и коллективом.

5) Принцип баланса власти - главное: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя. Это закон.

6) Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов) интересов.

7) Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.

8) Принцип оптимального сочетания социально-психологических аспектов - это постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию

9) Структура системы менеджмента

структура системы менеджмента – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

структура системы менеджмента:

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4 – организационно-техническое развитие производства;

1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения.

Система менеджмента - это система управления людьми и техническими средствами, как объектами управления, для достижения предопределённых целей данными объектами управления. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей.

Система управления (система менеджмента) целой организации разрабатывается с учётом специфики организации. Ключевыми аспектами при разработке систем управления являются следующие:

1. Миссия и виденье организации

2. Оперативные, тактические и стратегические цели (задачи) организации (системы управления)

3. Правильный выбор ключевых показателей эффективности (KPI) для мониторинга и анализа процесса достижения поставленных стратегических задач

4. Структура процессов производства продукции или услуги

5. Организационная структура сотрудников и подразделений (дивизионов...)

6. Наличие и качество систем информационного обеспечения

7. Знания соответственных методов теории принятия решений и исследования операций

8. Учёт специфики управления персоналом

9. Соблюдение финансового равновесия организации (

Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения. Системы менеджмента могут служить помощью в принятии решений управленцам и могут быть "принимающими решения" и таким образом "прописывающими" действия управленцев, при стандартном исполнении. Последнее делается с целью понижения ошибок менеджмента при обработке большого объёма информации или при решении комплексных задач

10.Природа и состав функций менеджмента

Менеджмент - это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом; посредством выполнения четырех основных функций: планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

Общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

Управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

Конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Чтобы выполнить свои функции, менеджеры используют разнообразные навыки, которые могут быть объединены в три ключевые группы навыков, - концептуальные, гуманитарные и технические. Хотя некоторые теоретику менеджмента определяют еще некоторые дополнительные функции (подбор персонала, налаживание коммуникации, координация, принятие решений), однако все они включаются в четыре основные функции.

1. Планирование.

Выбор целей и путей их достижения (планирование основывается на знании внешней среды организации, в том числе глобальной, понимании социальной ответственности организации и ее социальной сущности, понимании сущности и специфики самой организации или управляемого объекта, его природы, включает организационное планирование и постановку целей, принятие управленческих решений).

2. Контроль.

Мониторинг и корректировка деятельности.

3. Организация деятельности.

Установление ответственности за выполнение задания (это разработка структуры, осуществление и изменений и развития, управление человеческими ресурсами, управление разнообразием персонала).

4. Лидерство.

Использование влияния, чтобы стимулировать сотрудников (по Дафту это означает понимание и реализацию природы и основ организационного поведения, лидерства, мотивации, коммуникаций и командной работы).

Менеджмент использует для достижения целей организации следующие виды ресурсов.

Человеческие.

Финансовые.

Сырьевые.

Технологические.

Информационные.

Результат деятельности менеджера в общем случае выражается в следующем.

Достижение целей.

Продукты.

Эффективное использование ресурсов (экономичность).

Эффективность.

11.Цели и функции менеджмента. Миссия организации

Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

Товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский

учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Предвидение - прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование - это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления.

Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

Формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

Положение фирмы по отношению к внешней среде;

Культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

Кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные и мнимые.

9. По достижимости: реальные и фантастические.

10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

12. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функции управления – относительно самостоятельные участки управленческой деятельности.

Основные функции управления – те функции, которые выполняет любой менеджер независимо от уровня управления и сферы деятельности организации.

Планирование - функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации и задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей

Понятие “планирование” обычно имеет два значения: планирование означает определение целей организации и определение путей их достижения.

Таким образом, планирование имеет три взаимосвязанных компонента:

· определение целей - Чего мы хотим?

· оценка состояния - Где мы сейчас?

· описание действий - Как этого достичь?

Организация - функция управления, связанная с постановкой и группированием задач для подразделений и выделением ресурсов для этих подразделений.

Заметим, что слово "организация" приобретает два значения. Организация как группа людей и организация, как функция управления. В некоторых источниках функцию управления определяют как "организовывание".

Данная функция создает реальные условия для достижения запланированных целей. Организовывание включает в себя создание структуры организации, то есть разделение и распределение работы в организации, установление взаимосвязи между различными работами, а также распределение полномочий и ответственности за выполнение работы. Другая задача этой функции – создание условий для формирования организационной культуры организации.

Мотивирование- это руководящая функция, связанная с использованием влияния для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности организации.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль - функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения организации к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.

(управленческий цикл)

У всех основных функций есть две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация, т.е. эти две характеристики связывают все четыре основные функции, обеспечивая их взаимозависимость, поэтому их называют связующими процессами.

Отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли), на сферу деятельности туристского региона, – туристские организации и их структуру, виды туристских организаций и туристические предприятия. При изучении темы № 4: «Экскурсионный менеджмент». Студенты должны обратить особое внимание на роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности, – деятельность менеджера и его задачи...





3. Разработайте производственный план организации. 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны развития. Занятие № 4. Принятие управленческого решения как основная управленческая функция стратегического менеджмента Вопросы для обсуждения: 1. Системный подход как основа разработки стратегии. 2. В чем значение системного анализа. Какую роль играет при...

Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления:

Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);

Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);

Ø на микроуровне (организация, предприятие).

При этом существует ряд общих законов функционирования систем управления . Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести:

1) закон синергии;

2) закон информированности и упорядоченности;

3) закон развития;

4) закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации .

Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии , согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.

Но по закону синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения .

Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии . Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения . При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей , т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.

В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию , т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно .

Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.


Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.

Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению . Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.

К общим закономерностям управления можно отнести:

1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.

Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.

2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов.

Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.

3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.

В качестве примера можно привести Китай.

Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:

v с одной стороны , дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;

v с другой стороны , разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности , характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:

1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.

Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.

Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.

4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.

Оптимальным считается наличие 7 – 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

1,2,3 – закономерности закона

В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления.

Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.


7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Известно, что любая наука, изучая свой объект, стремится обнаружить законы и закономерности его функционирования. Данные категории устанавливают общие, наиболее существенные связи между компонентами объекта исследования и позволяют определить тенденции их развития. Разница заключается в степени изученности объекта. Как правило, обнаружение закономерности выступает своего рода первой стадией формулирования закона. Управление не является исключением. Именно знание закономерностей, а в перспективе и законов развития и функционирования систем управления служит залогом успешной деятельности субъекта. Рассмотрим, какие закономерности уже изучены теорией управления и менеджментом, как частью управления.

Закономерности управления

1. Единство системы управления — данная закономерность означает, что система управления может успешно функционировать только в том случае, если обеспечена её системная целостность, единство. При этом подразумеваются следующие моменты:
. наличие всех отмеченных выше компонентов системы управления;
. наличие устойчивых связей и отношений между компонентами системы управления;
. следование единым принципам управления на всех уровнях управленческой пирамиды;
. наличие единых требований как к представителям управляемой, так и управляющей подсистем;
. непрерывность и ритмичность процесса управления.
2. Централизация и децентрализация управления — эта закономерность подразумевает, что успешное функционирование системы во многом зависит от разумного сочетания централизации и децентрализации внутри неё. Речь идёт о том, насколько оптимально распределены задачи, полномочия и ответственность между представителями различных уровней управления. Дело в том, что сами по себе эти величины являются относительно постоянными. Задачи, стоящие перед организацией, необходимо выполнять, и весь вопрос заключается в том, кому будет поручено их выполнение. Централизация подразумевает сосредоточение максимального числа функций на верхних этажах управленческой пирамиды. Децентрализация, напротив, предусматривает передачу как можно большего числа функций нижестоящим менеджерам с одновременным делегированием им властных полномочий, необходимых для реализации этих функций. И тот, и другой варианты имеют свои преимущества и недостатки. Следовательно, целесообразно избрать вариант, наиболее эффективный для конкретной организации.
3. Пропорциональность, соотносительность и адекватность субъекта и объекта управления — исследования систем управления свидетельствуют о том, что для успешного их функционирования субъект и объект управления должны быть сопряжены между собой, а также состоять из пропорционально соотносящихся и сопряжённых между собой подсистем. Так, хорошо организованное, оснащённое новым техническим оборудованием основное производство на предприятии не будет эффективно работать, если службы снабжения и вспомогательные производства будут плохо организованы и технически оснащены. Управление, в свою очередь, не будет эффективным, если, к примеру, штат заводоуправления будет чрезмерно расширен, в то время как менеджеров среднего и нижнего звена не будет хватать. В процессе дальнейшего развития организации возможен опережающий рост субъекта управления по отношению к объекту или наоборот. Данная диспропорция также способна дестабилизировать нормальную работу всей системы, и её следует немедленно устранить.
Знание закономерностей функционирования систем управления — не самоцель. Оно позволяет перейти к рассмотрению принципов управления или, проще говоря, основных правил, которыми целесообразно руководствоваться в процессе осуществления управленческой деятельности. На сегодняшний день разные школы и отдельные исследователи предлагают различные варианты, однако, наиболее распространёнными из них являются следующие принципы управления организацией.
1. Принцип демократического централизма подразумевает, что менеджер может советоваться со своими подчинёнными в процессе выработки решения, но принимать решение он должен сам, так как ответственность за последствия его реализации несёт именно он.
2. Принцип ответственности означает, что власть менеджера должна оптимально сочетаться с той ответственностью, которая возложена на него за успешное функционирование и развитие вверенной ему организации.
3. Принцип научности управления ориентирует менеджеров на использование в своей деятельности теоретических знаний, накопленных и осмысленных в процессе развития управленческой науки.
4. Принцип планового осуществления управленческой деятельности означает, что деятельность менеджера, в том числе и по управлению своими подчинёнными, должна осуществляться планово.
5. Принцип правильного полбора и расстановки кадров гласит, что успех деятельности менеджера во многом зависит от умения правильно подобрать и расставить на соответствующие должности компетентных сотрудников.
6. Принцип материального и морального стимулирования ориентирует менеджера на поиск оптимального сочетания материальных и моральных способов стимулирования своих подчинённых.
7. Принцип экономичности и эффективности означает, что создаваемая менеджером система управления должна быть дешёвой, но эффективной.
8. Принцип преемственности управленческих решений означает, что в своей деятельности менеджер должен учитывать всё лучшее, что было достигнуто в организации ранее, и опираться на эти достижения, планируя дальнейшие действия.
Изучив закономерности и определив для себя принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе управленческой деятельности, менеджер оказывается перед решением ещё одной серьёзной проблемы — ему необходимо найти оптимальные способы воздействия на объект управления. Эта проблема решается посредством методов управления. «Метод» в переводе с греческого означает «путь познания» или, в более свободном переводе, «путь решения проблемы».

Методы управления — это способы реализации функций менеджмента

Все методы управления можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее распространённым является деление методов управления на следующие группы:
Административные методы реализуются путём прямого воздействия менеджера на подчинённых. Такое воздействие может осуществляться на основе заключённых договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчинённых лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.
Экономические методы. Их сущность заключается в том, чтобы путём воздействия на экономические интересы работников и контрагентов с помощью изменения цен, гибкой оплаты труда, предоставления кредита, привлечения сотрудников к распределению прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач, без специальных на то распоряжений.
Социально-психологические методы заключаются в том, чтобы путём воздействия на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизировать творческую или исполнительскую активность сотрудников. Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов — убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения и т.д.
Следует учитывать, что методы управления не могут использоваться изолированно. Административные, экономические и социально-психологические методы тесно взаимосвязаны между собой и используются комплексно. Более того, структурно они входят в состав механизма управления и образуют одну из его подсистем.

Лекция, реферат. Закономерности, принципы и методы управления - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо