Влияет ли эмоциональное. Как на состоянии здоровья сказывается частая грусть

Наши мысли и эмоции напрямую влияют на нашу жизнь. Помимо образа жизни, генетической предрасположенности и воздействия внешних факторов, на состояние здоровья воздействует и наше эмоциональное состояние. Эмоции влияют на самочувствие человека, его коммуникационные навыки и даже на положение в обществе, потому очень важно научиться правильно выражать свои чувства - если не давать выхода негативу и прочим негативным эмоциям, в конечном итоге это может сказаться на Вашем здоровье..

Как эмоции влияют на состояние здоровья человека

Хорошее эмоциональное состояние - редкость в наши дни. Негативные эмоции могут значительно влиять на состояние здоровья. К сожалению, от негативных эмоций невозможно уберечь себя: увольнение с работы, финансовые трудности, проблемы в личной жизни и прочие проблемы неизбежно сказываются на настроении и иногда самочувствии человека.

Потому сайт расскажет Вам, как следующие негативные эмоции влияют на состояние здоровья человека:

  • гнев;
  • волнение;
  • грусть;
  • стресс;
  • одиночество;
  • страх;
  • ненависть и нетерпение;
  • зависть и ревность;
  • тревожность.

Как гнев влияет на состояние здоровья

В «малых контролируемых дозах» гнев полезен , однако если Вы испытываете эту эмоцию слишком часто и к тому же не умеете ею управлять, гнев негативно сказывается на способности рассуждать логически, а также на здоровье сердечно-сосудистой системы.

Гнев запускает реакцию «бей или беги», приводя к выбросу адреналина, норадреналина и кортизола. В результате этого миндалевидное тело (область мозга, отвечающая за эмоции) активируется и способствует притоку крови к лобной доле (области мозга, отвечающей за логическое мышление). Потому гнев мешает мыслить трезво и мы, гневаясь, можем совершать импульсивные поступки.

Гнев замедляет заживление ран, повышает риск болезней сердечно-сосудистой системы и ухудшает логическое мышление.

Более того, когда мы гневаемся, кровяные сосуды сужаются, давление крови повышается, как и скорость дыхания. Исследования показали, что склонность к гневу повышает риск коронарной болезни сердца у людей среднего возраста. Помимо этого, риск нежелательных сердечно-сосудистых явлений значительно повышается через два часа после вспышки гнева.

Также гнев замедляет заживление ран на 40% из-за активности кортизола, а также повышает уровень цитокинов (молекул, запускающих воспалительные процессы), в результате чего увеличивается риск развития артрита, диабета и рака.

Как частое волнение сказывается на здоровье человека

Частое волнение сказывается на состоянии селезенки, ослабляет желудок и ухудшает функцию нейромедиаторов, в особенности серотонина. Поэтому постоянное волнение может привести к появлению тошноты, диарее, проблемам с желудком и прочим хроническим заболеваниям. Также волнение связано с:

  • болью в груди;
  • повышенным кровяным давлением;
  • ослабленной иммунной защитой;
  • преждевременным старением.

Психологи также утверждают, что постоянное волнение препятствует социальным отношениям человека и приводит к нарушениям сна, которые в свою очередь негативно сказываются на здоровье.

Как на состоянии здоровья сказывается частая грусть

Пожалуй, грусть - одна из наиболее долгоиграющих эмоций, влияющих на здоровье человека, ослабляя функцию легких, вызывая усталость и затруднения дыхания.

Когда мы сильно грустим, бронхиолы сужаются, и проникновение воздуха в легкие и обратно затрудняется. Потому склонные к печали люди чаще подвержены проблемам с бронхами и дыханием.

Депрессия и меланхолия также негативно сказываются на состоянии кожи и весе, а также повышает привыкание к наркотическим веществам.

Если Вам грустно, лучше поплакать - это поможет снизить уровень стрессовых гормонов и нейромедиаторов.

Влияние хронического стресса на здоровье человека

Мы реагируем на стресс по-разному. Кратковременный стресс помогает организму адаптироваться и функционировать лучше, однако в условиях хронического стресса наблюдается повышение давления крови, увеличивается риск развития астмы, язв, синдрома раздраженного кишечника.

Проблемы с сердечно-сосудистой системой - распространенное следствие постоянных стрессов из-за повышения давления крови, уровня холестерина, а также склонности к вредным привычкам и перееданию.

Также хронический стресс связан с рядом проблем:

  • мигрени;
  • бруксизм;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • тошнота;
  • выпадение волос;
  • раздражительность;
  • боли в различных частях тела;
  • акне;
  • экзема;
  • псориаз;
  • нарушения со стороны репродуктивной системы;
  • заболевания ЖКТ

Как на нашем здоровье сказывается чувство одиночества

Данная эмоция влияет на человека очень сильно, заставляя впадать в меланхолию. Это мешает работе легких, циркуляции крови, а также может привести к резким вспышкам гнева.

Если человек чувствует себя одиноким, в организме вырабатывается больше кортизола, в результате чего может повышаться давление крови и снижаться качество сна.

У людей в возрасте одиночество повышает риск развития психических заболеваний, снижения когнитивных функций, заболеваний сердца и инсультов, а также ослабления иммунной системы.

Как страх влияет на организм человека

Данная эмоция влияет на самооценку, вызывает тревожность, в результате чего страдают почки, надпочечники и репродуктивная система.

Больше всего страх сказывается на состоянии почек, ухудшая их функцию. Иногда, помимо прочего, в результате чувства страха наблюдается частое мочеиспускание.

Что касается надпочечников, во время страха они вырабатывают больше гормонов стресса, которые в дальнейшем негативно сказываются на работе организма.

Также частый страх может стать причиной болей в нижней части спины.

К каким изменениям в организме приводит состояние шока

Состояние шока может возникать в ответ на травму, вызванную неожиданной ситуацией, с которой человек не в состоянии справиться.

Шок бьет по нервной системе, почкам и сердце. Такая реакция приводит к выбросу адреналина, в результате чего учащается сердцебиение, возможна бессонница и возникновение тревожности.

Шоковое состояние даже может менять структуру мозга, воздействуя на лобную кору.

На физическом уровне шок может вызывать:

  • нехватку энергии;
  • бледность кожи;
  • проблемы с дыханием;
  • учащенное сердцебиение;
  • бессонницу;
  • снижение либидо;

Влияние нетерпения и ненависти на состояние здоровья

У человека, склонного к ненависти и/или нетерпению, часто возникают проблемы с кишечником и сердцем.

Такие эмоции также влияют на организм, поскольку активируют выработку стрессовых гормонов, которые в свою очередь повышают давление крови и ЧСС, а также:

  • ускоряют старение на клеточном уровне;
  • вредят печени и мочевому пузырю.

Зависть и ревность: как эти эмоции влияют на организм

Ревность ухудшает внимание, мешает сконцентрироваться на важных вещах. Помимо этого, чувство ревности приводит к появлению симптомов стресса, тревожности и депрессии, что чревато повышенной выработкой адреналина и норадреналина в организме.

Зависть, ревность и фрустрация - враги мозга, мочевого пузыря и печени.

Ревность, в силу повышенной выработки определенных гормонов, приводит к застою крови в печени, то нарушает выработку желчи в желчном пузыре. В результате этого организм не справляется с выведением токсинов и наблюдается:

  • ослабление иммунитета;
  • бессонница;
  • повышение давления крови;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенный уровень адреналина;
  • повышенный холестерин;
  • проблемы с пищеварением.

Как частая тревожность сказывается на состоянии здоровья

Тревога - часть жизни каждого человека. Когда мы испытываем это чувство, давление крови и ЧСС повышаются, кровь приливает к мозгу - это вполне нормальное явление.

Однако постоянная тревожность, как другие негативные эмоции, влияет на физическое и психическое здоровье человека негативно.

На физическом уровне тревожность может привести к:

  • появлению болей;
  • тошноте;
  • затрудненному дыханию;
  • слабости и головокружениям;
  • расстройствам желудка;
  • проблемам с селезенкой и поджелудочной железой;
  • несварению.

В целом, часто испытываемые негативные эмоции, согласно исследованию, опубликованному в журнале Journal of Psychosomatic Research («Журнал исследований в области психосоматики») в 2000 году, нарушают работу всего организма. При этом тревожность - самый частый фактор, связанный с болезнями сердца. В связи с этим, сайт советует Вам научиться контролировать негативные эмоции , чтобы нейтрализовать негативное влияние данного фактора на Ваше здоровье и самочувствие.

эмоции чувство воспитание

Эмоциональное воспитание человека - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. П. К. Анохин Анохин Пётр Константинович - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972). писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Положительные эмоции и чувства (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций и чувств возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

В физиологическом плане положительные эмоции и чувства, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Положительные эмоции и чувства оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1) Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию). ТАТ включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, получающими инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, а также о временном, текущем состоянии испытуемого, его настроении.), благожелательных описаний социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении.

2) Память. В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием.

3) Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. Эксперименты показали, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне. Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.

4) Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т.п.). Люди, находящиеся в хорошем настроении считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в хорошем расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка.

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Эмоциональный фактор может оказывать на человека очень сильное влияние и даже привести к значительно более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии.

Психические напряжения, особенно так называемые отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей. И чем больше будут господствовать мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.

Многие привыкли думать, что отрицательные эмоции и чувства (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено "рациональное" зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы.

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими--отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она -- в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств -- хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по современной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

  • Первый принцип
  • Второй принцип
  • Третий принцип
  • Четвертый принцип
  • Эмоция как ускоритель

Значение эмоций в жизни человека невероятно высоко. Оказывается, что эмоции являются полезным инструментом, который можно активно использовать. Было доказано, что низкий градус эмоций вносит дезорганизацию, а высокий – приводит к стремительному истощению.

Для каждого человека работают основные настройки эмоций, однако вы можете организовать их под себя, создать оптимальные режимы. Давайте посмотрим, как это работает, какие четыре основных закона действуют в этой области.

Первый принцип

Чем выше эмоциональное возбуждение, тем качественнее человек выполняет свою работу. Эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Затем, если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона . Он гласит, что существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться. Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся вашим врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют ваше внимание не на том, что нужно в данный момент.

Второй принцип

Этот принцип, объясняющий влияние эмоций на человека , вытекает из закона силы И. П. Павлова. Закон гласит, что возбуждение может перейти в запредельное торможение, если на организм воздействуют сильные раздражители.

Один из наиболее сильных раздражителей – это волнение. Всем нам знакома ситуация, когда из-за волнения мы не можем сосредоточиться на выполнении работы, забываем элементарные вещи, которые ранее не вызывали сложностей. Например, первый полет курсанта летного училища будет проходить под строгим контролем командира, который озвучивает все действия по посадке самолета. Хотя курсант отлично знал всю процедуру, но из-за волнения все забыл. Деструктивное влияние может оказывать и радость. Слишком сильная радость от предстоящей победы может повлиять на выступление спортсмена, и он покажет худший результат, чем мог бы показать.

Второй принцип не так прост, здесь есть ряд оговорок. Высокий уровень возбуждения положительно сказывается на выполнении простых действий. Человек бодрится, перестает быть вялым и пассивным. Средние по сложности дела должны сопровождаться средним возбуждением. А при выполнении серьезных задач стоит снизить влияние эмоций на деятельность человека, чтобы сделать их хорошо.

Если вы ощущаете высокий уровень возбуждения, то лучше не приступать к сложным заданиям. Переключитесь на то, что не требует серьезной мозговой деятельности. Уберитесь на столе, приведите в порядок бумаги. В спокойном состоянии стоит обратить внимание на более сложные дела. Так можно достичь максимальной концентрации внимания и эффективности.

Иногда повышенное возбуждение возникает во время трудового или учебного дня, когда необходимо выполнять сложные задачи. В этом случае нельзя стимулировать тревожность или напряжение. Постарайтесь снять перевозбуждение. Можно ненадолго переключиться на более простые действия, пошутить, использовать жесты поддержки, чтобы снять влияние эмоций.

Третий принцип

Чем выше эмоциональное напряжение, тем хуже мы делаем выбор. Очаги возбуждения приобретают силу, они начинают доминировать над памятью. Так мы перестаем видеть правильные решения . Интенсивные эмоции заставляют игнорировать контраргументы. Человек считает себя абсолютно правым.

Четвертый принцип

Этот принцип сходен с правилом движения по реверсивной полосе. Существует две группы эмоций. Первая – активные, положительные эмоции человека, также называемые стеническими. Сюда относятся те чувства, которые благоприятно влияют на организм, например, восхищение, радость, удивление. Вторая группа – это пассивные эмоции, также называемые астеническими. Скука, грусть, апатия, стыд. Они негативно сказываются на жизненных процессах нашего организма. Обе группы эмоций работают по принципу одностороннего движения.

Работа стенических эмоций происходит следующим образом. Если человек испытывает радость или удивление, то его мозг и другие органы получают дополнительное питание из-за расширения кровеносных сосудов. Человеку несвойственна усталость, наоборот, он старается больше работать, находиться в движении. Нам знакома эта ситуация, когда радость вынуждает бегать, кричать, прыгать от восторга, громко смеяться и сильно жестикулировать. Мы ощущаем дополнительную энергию, силу, которая заставляет нас двигаться. Радостный человек чувствует прилив бодрости. Более того, расширение кровеносных сосудов стимулирует мозг на продуктивную работу. У человека могут возникнуть яркие и неординарные идеи, он быстрее думает и лучше соображает. Во всех областях наблюдается положительная роль эмоций в жизни человека.

Прямо противоположное влияние эмоций на человека наблюдается при астенических эмоциях. Кровеносные сосуды сужаются, из-за чего внутренние органы и, самое главное, мозг испытывают недостаток питания, анемию. Грусть (или другие астенические эмоции) стимулируют бледность кожи, снижение температуры. Человек может чувствовать озноб, затруднение дыхания. Естественно, что качество умственной деятельности снижается, возникает апатия и вялость. Человек теряет интерес к выполнению задач, медленнее соображает. Астенические эмоции провоцируют усталость и слабость. Появляется желание сесть, так как ноги перестают держать. Если пассивные эмоции оказывают долгосрочное воздействие на организм, то и все жизненные процессы начинают испытывать их негативное влияние (может возникнуть депрессия, выйти из которой не всегда просто).

Правило одностороннего движения, о котором говорилось выше, работает в случае однозначных эмоций. У этого правила есть незначительные исключения. Но 90% однозначных эмоций могут либо снизить человеческий потенциал, либо увеличить его.

Но влияние эмоций на деятельность человека не может быть настолько простым. Существуют также неоднозначные эмоции, которые и выступают в качестве полос с реверсивным движением. Они могут обладать разной направленностью, от которой зависит, будет ли влияние на организм благоприятным или отрицательным.

Лучше понять принцип работы поможет такая эмоция как гнев. Если гнев используется в качестве психологического влияния на окружение, то эффективность работы группы и ее равновесие разрушаются. Изменяются эмоции и поведение человека в группе. Зато гнев может стимулировать внутреннюю силу человека, что наоборот, повышает эффективность его работы.

Гнев может оказывать положительное воздействие на конфликтные ситуации, когда они развиваются медленно. Он стимулирует появление разногласий, которые ранее не появлялись, не были обговорены. Гнев обостряет конфликт, что ведет к его разрешению. Поэтому эмоции человекаможно распределить по следующим группам:

  • однозначные эмоции, положительно влияющие на деятельность;
  • однозначные эмоции, отрицательно влияющие на деятельность;
  • неоднозначные эмоции, оказывающие двойственное влияние в зависимости от их направленности.

Эмоция как ускоритель

Влияние эмоций на деятельность человека может существенно повышать ее эффективность. За это отвечают разные эмоции. Воздействие оказывается не только на интеллектуальную сферу, но и на остальные области жизни. В группу эмоций, положительно сказывающихся на деятельности, можно отнести:

  • Принятие. С принятия начинается доверие. Доверие проецирует защищенность и веру в человека, мнение или ситуацию. При наличии доверия мы можем полностью положиться на другого, избавить себя от необходимости контроля, от изучения определенного вопроса.
  • Доверие. Доверие становится причиной появления многих эмоций, некоторые из них полярные. Например, доверие может стимулировать и любовь, и ненависть. Может стать причиной возникновения разных состояний – и комфорта, и стресса. Атмосфера доверия является благоприятной, однако само это чувство не является мотивацией. Обычно начало работы над многими проектами начинается с принятия и доверия. Они соседствуют с эффективностью деятельности. Чем ниже доверие, тем ниже эффективность. Его наличие определяет внутреннюю атмосферу в любом коллективе. Наблюдается положительное влияние эмоций на деятельность человека.
  • Ожидание. Ожидание связано с нашими представлениями о результате. Оно возникает еще до того, как появился результат, выражает эмоцию предвосхищения. Ожидание имеет большую силу, чем принятие и доверие. Оно стимулирует деятельность человека, он готов к выполнению любой работы, которая будет направлена на достижение желаемого результата.
  • Радость. Эта положительная эмоция вызывает ощущения удовлетворения и активности. Она появляется весьма стремительно, часто граничит по силе с аффектом. Человек ощущает радость, когда получает желанный или приятный подарок, новость и так далее. Творчество сильно связано с радостью и с интересом. Эти эмоции в совокупности настраивают нас на конструктивный и продуктивный творческий процесс. Даже если радость не имеет отношения к рабочему процессу, положительное влияние этой эмоции может перейти на деятельность, увеличить ее эффективность. Радость – это сильный стимул, большим по силе будет только удивление.
  • Удивление. Эта эмоция вызвана сильным впечатлением от необычного или странного предмета или события. Часто удивление называют эмоцией, отвечающей за очищение каналов, т.к. именно оно готовит нервные пути к активности, освобождает их. С помощью удивления мы можем выделить и отметить что-то новое и необычное для нас. Человек отличает старое от нового, стимулирует внимание к нетипичной ситуации, заставляет провести ее анализ. Так повышается эффективность умственной деятельности, так как мозг хочет полностью изучить явление или событие, которое побудило в нем удивление.
  • Восхищение. Восхищение возникает на небольшой промежуток времени. Иногда это чувство путают с восторгом. Отличие заключается в направленности – восхищение появляется к определенному человеку или предмету. Из всех описанных эмоций восхищение является самой сильной. Она существенно влияет на активность и деятельность, заставляет работать на получение результата. Если человек чувствует восхищение, это значит, что он видит определенное положительное качество. Когда подчиненные следят за ведением успешных переговоров, они стараются достичь тех же высот, которых достиг их руководитель. Когда проект восхищает его участников, то увеличивается их ответственность за результат. А если восхищение соседствует с интересом, то этот симбиоз уже становится верным рецептом успеха.

Разобравшись и поняв, как эмоции влияют на нашу деятельность и жизнь в целом, можно научиться их контролировать. Развитие эмоционального интеллекта – один из этапов в построении внутренней гармонии и серьезный шаг на пути к большому успеху.

Воздействие эмоций на человека К. Изард


Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. В последующих главах мы подробно рассмотрим, как специфические эмоции сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. Здесь же мы лишь в самых общих чертах обрисуем то огромное влияние, которое оказывают на нашу жизнь эмоции.

Эмоции и тело

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974). Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975). Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлени и и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психи ческим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватн ое эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954). Но совсем не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Влияние эмоций на физиологию человека подробно обсуждается в недавней работе Томпсона (Thompson, 1988).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх - и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, - наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством, что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энерги и, что кровь пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать - чтобы выплеснуть переполняющую вас радость. Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства. Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985). Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

Взаимодействие эмоций, процессов развития личности и социальных отношений

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности - его работы, учебы, игры. Например, один студент увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой - испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому он принесет радость и счастье познания, второму - вечный страх перед провалом на экзамене.

Эмоции и развитие личности . При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них - влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере. Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения. Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977). Тем, кто сомневается в значении генетических предпосылок эмоциональности, кто готов оспаривать роль фактора наследственности в процессе формирования индивидуальных особенностей эмоциональных переживаний, эмоциональной экспрессии и эмоционального поведения, я советую несколько часов понаблюдать за такими одинаковыми, на первый взгляд, малышами.

Если у ребенка низкий порог переживания какой-то эмоции, если он часто испытывает и часто проявляет ее, это неизбежно вызывает особого рода реакцию и особого рода отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Подобного рода взаимодействие генетического и внешнего факторов неизбежно приводит к формированию отчетливых личностных характеристик.

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Томкинс (Tomkins, 1962) считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения - в его физическом развитии.

Эмоции и секс . Еще в 1935 году Бич (Beach, 1935) заявил, что страх и копуляция несовместимы. Он пришел к этому выводу, проведя опыты на крысах, однако обнаруженную им закономерность можно применить и к отношениям между людьми, в пользу чего свидетельствует не только здравый смысл , но и данные клинических наблюдений. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением, оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Эмоции, супружество и родительское чувство . Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют и способ ухаживания, и выбор партнера для совместной жизни. К сожалению, психологи не уделили должного внимания изучению той роли, которую играют эмоции в ухаживании и в супружеской жизни, однако данные исследований, проведенных в смежных областях, позволяют предположить существование двух тенденций. С одной стороны, человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциал ьного спутника жизни не шли вразрез с его переживаниями и способами выражения эмоций. С другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем - с теми же порогами переживания и с теми же способами эмоциональной экспрессии.

Эмоции влияют не только на сексуальное влечение и на отношения между супругами, они во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энерги ей и организуют мышлени е и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энерги и. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение прилива энерги и. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности - ив этом первый признак того, что эмоция организует мышлени е и деятельность. Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете. Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его рассудок, когда он испытывает страх. В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению или человеку - жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard, Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы. С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях. (Стереоскоп - устройство, позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое - правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.) Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них. При этом раздраженные испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо