Учебная и справочная литература общего характера. Блинников Л

Западная Сибирь одной из больших территориальных единиц России. Её площадь исчисляется 2451, 1 тыс. км 2 , что составляет 15 % всей территории страны.

Индустриальное развитие региона находится на высоком уровне, и ежегодно увеличивает масштабы.

Население края

Численность региона составляет около 15 млн., и эта цифра, благодаря активному индустриальному развитию, активно увеличивается. Средняя плотность населения Западной Сибири невелика и составляет всего 2 человека на км 2 . Такие показатели обусловлены особенностями природного ландшафта и климата региона. Само же распределение населения в регионе не равномерное и показатель плотности каждой области колеблется в диапазоне от 0,5 чел./ км 2 (в Ямало - Ненецком автономном округе) до 33 чел./км 2 (Кемеровская область). Больше всего населения проживает в приречных регионах, а так же в районах предгорья Алтая.

Около 73% всего населения составляют городские жители, проживающие в 80 городах региона. Так же в западной Сибири насчитывается 204 населенных пунктов, имеющих статус поселка городского типа. Больше всего на данной территории проживает русских, и лишь 10 % от общей численности населения составляют малочисленные нации, такие как коми, эвенки, ханты и другие.

Промышленность Западной Сибири

О топливно-энергетической мощности России наслышаны многие, и во многом, такой популярность удалось достичь именно благодаря промышленности Западной Сибири. На территории региона находятся на высоком уровне и продолжают развиваться такие индустриальные отрасли, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, электротехническая и другие. Каждое из этих направлений дает высокие результаты продуктивности и наращивает объемы производства, что сказывается на приросте населения края. По удельному весу промышленности каждая из областей региона показывает свои показатели, но лидирующие места в этом списке принадлежат Тюменской и Кемеровской областям.

Топливная промышленность

Западная Сибирь по праву называют базой топливной промышленности страны. Ведь множество предприятий по добыче, транспортировке угля и нефти обеспечивают не только потребность страны в ресурсах, но и экспортируются во многие страны, таким образом, пополняя государственную казну.

На сегодняшний день самым большим нефтеперерабатывающим комплексом, который перерабатывает около 80% добытого сырья, является НПЗ в городе Омске. Часть объема обрабатывает нефтеперерабатывающий завод в Тобольске. НО так как транспортировка с месторождений до мест переработки достаточно затратная, сегодня идет рассмотрение возможности строительства экономичных мини - НПЗ. Такие промышленные объекты планируют построить в местах добычи, снизив таким образом себестоимость топлива.

Черная металлургия

Еще одним из основных направлений промышленности Западной Сибири выступает черная металлургия. Основная её мощность приходится на Кемеровскую область. Именно в этом регионе успешно работают такие предприятия, как Западно - Сибирский завод полного цикла, а так же Новокузнецкий металлургический комбинат.

Что касается производства готового металлопроката, то над этим направлением так же трудится большое предприятие в Новосибирске.

Машиностроение

В развитой промышленности Западной Сибири особое место занимает отрасль машиностроения. Её крупнейшими центрами являются Омск, Кемерово, Новосибирск, А также Алтайский край. Именно на территории этих регионов расположены крупнейшие машиностроительные предприятия, которые выпускают множество разнообразной продукции, от ткацких станков, до крупных единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.

Сельское хозяйство Западной Сибири

В отличие от других соседних экономических регионов, климат и ландшафтные возможности Западной Сибири позволили достаточно широко развить различные направления сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории достаточно велика и составляет 1/6 от всех земель, выделенных под сельское хозяйство государством.

Основными областями, в которых максимально развито данное направление выступают Новосибирская, омская и южная часть Тюменской области. На этих территориях активно выращиваются зерновые культуры и овощи, хорошо развито животноводческое направление.

В северных районах данного региона, процветает оленеводство, пушной промысел и рыболовство. А вот на территории Алтайского края, жители деревень промышляют пчеловодством, пантовым оленеводством, а также промышленной заготовкой лекарственных растений.

Кроме того, в настоящее время ведутся работы по расширению сельскохозяйственных угодий Западной Сибири: осуществляется осушение Барабинской лесостепи, а так же орошение Кулиндинской степи.

Западная Сибирь — это удивительное место. Мало где можно найти такие живописные пейзажи, столь чистый воздух, красивые горы и прозрачные озера. К тому же Западно-Сибирская низменность является третьей по величине во всём мире.

Габариты и масштабы

Стоит только представить — Западная Сибирь занимает порядка 2,6 миллиона квадратных километров! Это просто невероятные масштабы. Она протянулась на 2500 километров от до полупустынь Казахстана (с севера на юг) и от Енисея до Урала (с востока на запад) на 1900 км. Огромные просторы Сибири просто завораживают.

Интересно, что поверхность низменности в большинстве своём равнинная, а если и встречаются перепады, то они незначительные. Возвышенности являются характерной особенностью для всех окраин, кроме северной. На южной, западной и восточной они встречаются довольно часто. Но они невысокие — максимум 300 метров. В центральных районах высота низменностей составляет как максимум 150 метров над уровнем моря. Вообще, надо отметить тот факт, что природа здесь удивительная, и это является одной из особенностей, которыми отличается Западная Сибирь.

Ресурсы и природные условия

Территория низменности представлена всей гаммой почв — здесь можно встреть как черноземы, так и тундровые породы. Отдельным вниманием следует отметить климат Западной Сибири. Он резко континентальный.

В зимнее время года в этих местах очень холодно, к тому же тут падает давление — медленно, но верно, и держится оно на низком уровне довольно долго. Также здесь бывают ветры южных румбов. способен вынести далеко не каждый человек — незакалённым тут не место, поскольку абсолютный температурный минимум только на юге составляет -50 градусов. В центре и в северной части данный показатель составляет -55`C. Самый "тёплый" (если его можно таковым назвать) район — это юго-западный. Там температура зимой сравнительно невысока — максимально до минус 28. Действительно, для сибиряков это абсолютно нормальный показатель, зато южане моментально вздрагивают, заслышав показатель -10. Что и говорить о таких температурах, как, например, -60, а это здесь не редкость.

Неудивительно, что снег здесь — обыкновенное явление. Западная Сибирь покрыта белым пушистым покровом примерно 270 дней в году. Но это на севере, в южной части этот показатель равен 160 дням. Толщина снежного покрова немаленькая — более полуметра. Действительно, впечатляет.

"Тёплая" Сибирь

Лета в Сибири, как уже можно было понять, нет. Однако потепления наблюдаются. Ближе к лету давление начинает нормализоваться, а температура — повышаться. Воздух, кстати, прогревается довольно быстро. Самая "жаркая" погода в этих местах разная — зависит от района. На севере, неподалеку от побережья Ямала, летом — это четыре градуса тепла. Если брать во внимание Полярный круг, то там показатель выше — целых 14 `C. На крайнем юге июль уже больше похож на лето — там достаточно тепло, термометры показывают +22. На севере тоже приятный климат, и температурный показатель в июле составляет 28 градусов. И, наконец, юг — там даже слишком жарко, поскольку термометры нередко показывают +45 `C.

В Сибири довольно часто идут дожди. Начиная с апреля и вплоть до октября здесь идет "ливневый" сезон. Около 80% осадков приходится именно на этот период. Это происходит во всех местах, кроме южных районов — там иногда и совсем обходится без дождей.

Многим известно, насколько богаты месторождения Западной Сибири. Она славится своими запасами газа, торфа, угля и нефти. Бахиловское, Высокоостровское, Карамовское, Майское - эти и многие другие месторождения ценных ископаемых находятся именно на территории Западно-Сибирской равнины. Так что это не только живописный край Российской Федерации, но и источник дорогих и полезных ископаемых. Сибири играют важнейшую роль в формировании её специализации, а также в экономике нашего государства.

Ещё интересен тот факт, что её народнохозяйственный комплекс производит порядка 14 процентов валового продукта всей Российской Федерации. Сибирь находится на третьем месте среди 11 самых развитых экономических районов государства. Этому способствует всё — качественные ресурсы, богатые месторождения и разнообразие

Сибирские города

И, конечно же, стоит уделить внимание такой теме, как города Западной Сибири. Первый, и самый известный — это Новосибирск. Является третьим самым населенным мегаполисом России. Крупнейший транспортный узел нашего государства, а также развитый научный, промышленный и, конечно же, культурный центр. "Сибирская столица" — вот как его ещё называют.

Омск — город с богатейшей культурой, бывшая столица Белой России; Тюмень — самый старинный город во всей Сибири; Барнаул — центр Алтайского края; Новокузнецк — именно в нём находится крупнейшее металлургическое предприятие России... Эти и многие другие города играют огромную роль для всей Российской Федерации. Томск, Кемерово, Курган, Сургут — эти названия известны каждому. Они - тоже часть могучей Западной Сибири, нашей российской кладовой и крупнейшего района добычи ценных ресурсов.

Западная Сибирь - крупный географический регион, который протянулся от Карского моря до казахстанских степей. Этот край на 60 % покрыт лесами и болотами и отличается богатейшим минерально-ресурсным потенциалом. Каковы главные особенности географического положения Западной Сибири? Какие полезные ископаемые здесь добываются? И какое место занимает регион в общероссийской экономической системе?

географическое положение региона

Западная Сибирь - это крупнейший регион, по площади сопоставимый с такими странами, как Аргентина или Индия. Он находится в пределах двух государств (России и Казахстана). Географическое положение Западной Сибири отличается несколькими характерными чертами. Какими именно?

Физико-географическое положение Западной Сибири описывает местонахождение данного региона относительно макроформ рельефа, крупных рек, морей, океанов, природных зон и т. п. Регион вытянулся с севера на юг почти на 2500 километров. С запада на восток его протяженность изменяется от 1000 км в северной части до 2000 км в южной.

Если говорить о рубежах этого региона, то географическое положение Западной Сибири будет таким: на севере регион выходит к берегам Карского моря, а на юге ограничивается склонами Казахского мелкосопочника. Западная граница проходит по горам Урала, а восточная - по реке Енисей. К юго-востоку Западная Сибирь постепенно возвышается, плавно переходя в предгорья Алтая и Кузнецкого Алатау.

Чем еще интереса Западная Сибирь? Географическое положение этого региона характерно тем, что он практически полностью лежит в пределах одноименной Западно-Сибирской равнины. Это самая крупная равнина планеты, занимающая площадь почти в 2,6 млн кв. км.

По своей площади Западная Сибирь занимает около 15 % территории России. Здесь проживает не более 10 % российского населения (14,6 млн человек). Население сконцентрировано преимущественно в южной части этого региона. В пределах Западной Сибири расположено 11 субъектов РФ, Северо-Казахстанская область (целиком) и отдельные районы некоторых других областей Казахстана. Крупнейшие города региона: Тюмень, Барнаул, Кустанай и Нижневартовск.

Западная Сибирь: краткий физико-географический обзор

Регион лежит в зоне континентального климата, которая разделена на пять подзон, от тундровой на севере до степной на юге. Зимой температуры воздуха могут достигать -30…-40 градусов, летом они колеблются в пределах от +10 до +20. В теплое время года играют роль огромного кондиционера, охлаждающее действие которого распространяется почти на всю Западную Сибирь.

Все водотоки региона так или иначе несут свои воды в Карское море. Обь с Иртышом - это главная речная система Западной Сибири. Другие крупные реки - Пур, Томь, Тобол, Чулым, Таз, Бия, Надым. В западносибирских лесах произрастает 40 видов деревьев и 230 видов кустарников. Фауна края также довольно богата: около 100 видов млекопитающих, 350 видов пернатых и 60 видов костных рыб.

Уникальная природа Западной Сибири охраняется в нескольких заповедниках. Старейший из них, Юганский, был создан в 1982 году. Здесь охраняются краснокнижные виды животных - беркут, орлан-белохвост, черный аист и другие.

Особенности рельефа Западной Сибири

Как уже говорилось выше, основная часть географического региона лежит в пределах Западно-Сибирской равнины, которая отлично просматривается на физических картах. Она «зажата» между Уральскими горами и Среднесибирским плоскогорьем. Равнина условно разделена на две части Сибирскими Увалами - возвышенностью с абсолютными высотами 200-300 метров.

Вся орографическая структура лежит на одноименной плите с фундаментом палеозойского возраста. Сверху этот фундамент перекрыт мощными отложениями мезозоя, палеогенового и четвертичного периодов. Суммарная толщина этих пластов достигает 6 километров! Западно-Сибирская плита преимущественно сложена сланцами, глинами, песками и песчаниками.

Поверхность Западной Сибири не отличается значительными перепадами высот. Тем не менее рельеф этого региона достаточно разнообразен. Здесь встречаются и участки равнин, и заболоченные низменности, и возвышенности с небольшими плато.

Западной Сибири

В пределах края четко прослеживается широтная зональность. Здесь выделяется пять природных зон, границы которых сменяют друг друга с невероятной правильностью:

  • Тундра.
  • Лесотундра.
  • Тайга.
  • Лесостепь.
  • Степь.

Безлесная тундра со мхами и лишайниками занимает крайние северные просторы Западной Сибири и Ямал). Южнее ее сменяет лесотундра, в которой мозаично сочетаются участки болот, кустарниковых зарослей и редколесья.

Лесная зона (или тайга) - это почти 1000-километровая зона между 55-м и 66-м градусами северной широты. Типичный ландшафт этой зоны - темнохвойный лес с преобладанием пихты, ели и кедра. Местами встречаются сосновые и березово-осиновые леса.

Южнее тайги начинается лесостепь. Здесь ее отличительной чертой является большое количество бессточных соленых озер. Еще южнее эта природная зона сменяется степью. Помимо классического разнотравья, здесь встречаются сосновые ленточные боры. Они сформировались в ложбинах стока вод древних ледников.

Природные ресурсы и полезные ископаемые региона

Природные ресурсы этого края очень разнообразны. Западная Сибирь дает более 70 % общероссийской добычи нефти и около 10 % - древесины. Именно здесь находится мощнейший нефте- и газодобывающий комплекс в стране.

Кроме нефти и природного газа, в Западной Сибири есть немалые запасы угля, торфа и соли. Однако освоить минеральные ресурсы края весьма непросто. Ведь матушка-природа надежно защитила местные месторождения при помощи мерзлых грунтов и непроходимых болот. Зимой рабочим здесь мешают морозы и ветра, летом - стаи кровожадных комаров.

Еще одно огромное и практически неисчерпаемое богатство Западной Сибири - это ее вода. Помимо многочисленных пресных озер и рек, в регионе обнаружены крупные запасы подземных вод. Издавна озера Сибири снабжали человека рыбой, а леса - пушниной и древесиной.

Экономико-географическое положение региона

Географическое положение Западной Сибири (ЭГП) во многом определяется, с одной стороны, максимальной концентрацией топливных месторождений мирового значения, а с другой - относительной близостью к местам потребления этих топливных ресурсов. Именно здесь формируются масштабные грузовые потоки нефти и газа, направленные преимущественно на запад.

Еще одна положительная черта экономико-географического положения Западной Сибири заключается в выгодном транспортном положении этого региона. Трубопроводы быстро и сравнительно дешево доставляют сибирскую нефть и газ в страны СНГ, Восточной и Западной Европы. На западе регион непосредственно граничит с промышленно развитым а на юге имеет выход к государственным границам Казахстана, Монголии и Китая.

Негативных черт ЭГП западной Сибири можно назвать лишь две:

  1. Экстремальные природно-климатические условия, которые существенно усложняют и удорожают процесс добычи местных энергоресурсов.
  2. Значительная протяженность границы с Казахстаном, которая на многих участках остается не обустроенной.

Особенности экономики Западной Сибири

В этой части страны выделяется Западно-Сибирский экономический район. Его условные границы примерно совпадают с природными рубежами рассматриваемого географического региона.

Экономика Западной Сибири основана на нефте- и газодобыче, лесной и химической промышленности, а также на агропромышленном комплексе с преобладанием зернового хозяйства. Но в первую очередь Западная Сибирь - это важная нефтяная база страны. В Омске работает один из лучших в России нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки «черного золота» здесь достигает 80 %. Добываемые в регионе энергоресурсы перерабатываются также и в Тобольске.

В Западной Сибири получило развитие и машиностроение. Крупнейшие центры этой отрасли промышленности сосредоточены в Омской, Новосибирской области и в Алтайском крае. В регионе производят ткацкие станки, энергетическое и угольное оборудование, паровые котлы, дизельные двигателя и грузовые вагоны.

Заключение

Теперь вам известно, какими особенностями отличается географическое положение Западной Сибири. Природными границами этого региона служат Уральские горы (на западе), река Енисей (на востоке), побережье Карского моря (на севере) и склоны Казахского мелкосопочника (на юге).

Экономико-географическое положение Западной Сибири в целом достаточно выгодное, хотя оно и имеет некоторые свои слабые стороны.

Абеляр

Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении "История моих бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их переписки. Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры. Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр - ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах, недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии. Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.) В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время. В произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести. Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека. В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.

Августин

Аврелий Августин Блаженный (354-430) -, крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Годы жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла и даже приходятся на более ранний период, чем жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому некоторые исследователи полагают, что его творчество лучше рассматривать в русле греческой философии. Более того, Августин пришел к христианству через манихейство под воздействием трудов неоплатоников. В философии Августина много от неоплатоников, однако душа его, сочинений религиозный, не сорместимый с духом античной философии. Родина Августина - город Тагаст (Северная Африка) - современный Алжир. Интерес к философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона. Августин оставил после себя богатое литературное наследство. Им написаны десятки значительных произведений: "Против академиков", "О блаженной жизни", "О бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли", "Исповедь", "О граде Божьем" и др. По своим философским воззрениям Августин сначала примыкал к манихейству - религиозному течению, исповедовавшему противоположность добра и зла, света и тьмы, - но, разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После знакомства с Амвросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по распространению христианского вероучения, что дало возможность исследователям его творчества называть его "молотом еретиков". Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина - Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется и зависит от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, так как в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма раскрывается Августином всесторонне и с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит. Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции фатализма, что является характерной чертой-августианизма. Все, что происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. Даже развитие растений и животных предопределено волей Бога, который трансцендентно определяет зарождение и развитие индивидуальных существ. Это приводит к иррационалистическому истолкованию действительности Августином, полагавшим, что таинственные, непостижимые человеком явления природы вполне определяет воля Божья. Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для Августина весь органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уже о неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих элементов или также некоторых из них" . Августин понимает человеческую душу как нематериальную сущность, как бестелесное образование. При этом он считает, что человеческая нематериальная душа находится в материальном теле человека, и здесь возникает проблема их взаимодействия, но не дает ответа на этот вопрос. В произведении "О граде Божьем" он пишет: "Тот способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека: а между тем это и есть человек" . Разделяя тело и душу человека, Августин отдает превосходство человеческой душе над телом. Он рассматривает душу как "разумную субстанцию, приспособленную для управления телом" [О величине души. XII, 22]. Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности. В воле Августин видел характерную особенность человеческого существа, именно воля определяет человеческую активность, а не мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Рассматривая проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о ее свободе. В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи - проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Августин руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что Верховный творец добр по своей природе и все, что творит, он творит по образу и подобию своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло - это просто отсутствие добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах. В связи с проблемой креационизма Августин рассматривал проблему времени, которая имеет общефилософское, а не только теологическое значение. "Что такое время? - спрашивал он в своей "Исповеди" и отвечал: - Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик" . При решении этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и полагает, что время не существовало до сотворенных Богом вещей, в возникло вместе с ними по воле Божьей. Рассматривая проблему времени, Августин утверждает, что при анализе времени мы впадаем в парадоксы. Думая о природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя измерить, так как прошлое время не существует, раз оно прошло, будущее время еще не существует, так как т наступило, а настоящее время становится прошлым, как только осуществляется. В конце концов Августин решает, что время - это определенный вид протяженности, и то, что мы измеряем, когда измеряем время, - это впечатления и отпечатки памяти. Обращаясь к своему сознанию, он говорит: "В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени. Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи производят на меня в то время, как они проходят мимо меня. Я не измеряю сами вещи, а только впечатления, которые оставляют вещи, когда они проходят мимо меня. Это есть то, что я измеряю периоды времени". Августин решает трудность проблемы несуществования прошлого и будущего времени ссылкой на впечатления, память и ожидания будущих событий. Подчеркивая быстротечность и изменяемость окружающих вещей реального мира, Августин указывал на вечность Бога, который не изменяем. Августин не обошел и проблему соотношения веры и разума. Как и другие "отцы церкви", он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы понимать", которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Однако в вопросах познания он больше склоняется к рационализму. Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может сомневаться в своем мышлении, и это является несомненным фактом. "Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину" [Об истинной религии. XXDC, 73]. Это положение часто рассматривают в качестве аналогичного декартовского "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую"). Конечно, зерно рационалистического подхода к познанию у Августина существует, однако отождествлять эти положения, разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не вкладывал в свое положение того смысла, который Декарт вкладывал в свое "Cogito". Кроме того, это положение следует рассматривать в системе августианизма, который придавал божественному творчеству и божественному вмешательству первенствующее значение в познании. Бог у Августина выступает "отцом нашего озарения". Человек лишь пассивно воспринимает божественные идеи. Познание настоящих истин происходят посредством божественного озарения. В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха в божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они ввали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено Богом. Только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла божеская благодать. В этом состоит понятие божеского "предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю. Свою доктрину Августин развивал в борьбе с пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий. Пелагий отрицал наследственность первородного греха Адама и испорченность вследствие этого всего человечества. Он полагал, что человек действительно обладает свободной волей, которая дает ему возможность пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божеского предопределения. Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами. Все это не могли принять Августин и церковь, поскольку этим подрывались власть и авторитет церкви. Пелагианство было в конце концов осуждено церковью. Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь человека к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу", - пишет Августин в "Граде Божием" . Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина, согласно которому добродетель состоит в том, чтобы отказаться от большего количества вещей, которыми живет обычный человек. В согласии с основными положениями эллинистической философии Августин полагал, что цель человеческой жизни - счастье человека, которое состоит в познании Бога и испытании души. Августин защищал концепцию неравенства людей, которое рассматривал как необходимое явление в социальной жизни общества. Неравенство, полагал он, будет всегда в обществе и здесь бессмысленно что-либо менять, так как богатство одних и бедность других обусловлены божественным промыслом. Августин был один из первых, кто поставил в своем творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку объяснить ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он писал, что большинство людей в своей ограниченной жизни "не обладают способностью проникать в дух предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом настоящего времени" [Ш, 7]. Интерес Августина к общим проблемам истории возник в связи с разграблением Рима готами в 410 г. под руководством короля Алариха. Понимание истории Августином является провиденциалистким, так как власть и воля Бога распространяется не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. циалистским, так как власть и воля Бога распространяются не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его истерию. В своей философии истории Августин проводил периодизацию истории земных обществ, которая у него состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни у Августина являются: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя началась с прихода Христа и возникновения христианства и закончится со вторым пришествием Христа и концом человечества. Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают те праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором - те, которые забывают о Боге. Однако на земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье и земное соединены вместе. Августин подвергает критике все то в обществе, что связано с земным царством. Он указывает на насильственный характер государства, которое называет "великой разбойничьей организацией". Августин осуждает все эгоистические стремления к накоплению богатств, низменные страсти, попытки господствовать над людьми. В то же время критика общества и государства ограничена его теологическими воззрениями, так как, согласно Августину, любая власть, даже самая плохая, возникает по воле Бога и осуществляет все то, что ей предназначено провидением, т.е. поддерживает порядок и скрепляет социальные узы. Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство греха и основано на любви только к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на земле. Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - победу христианства во всемирном масштабе. В последующих концепциях социального прогресса последний стал уже связываться не с прогрессом в деле христианизации, а с прогрессом в развитии производства и наук.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва