Методы бюджетного анализа. Задачи и методы экономического анализа при применении бюджетной системы управления

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рмин где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп (16.2)

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд. (16.3)

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Таблица 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

Методика проведения бюджетного анализа

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.



4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:

Рмин < Дс + Дп,

где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд.

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 1

Таблица 1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

Основными характерными чертами бюджетной системы управления хозяйственными процессами в ОАО «РЖД» являются не только директивный порядок формирования большого числа плановых показателей работы функциональных и территориальных филиалов с последующим доведением их до низовых структурных подразделений, но и строгий контроль их выполнения. Аналитическая работа в большинстве случаев ограничивается оценкой вышестоящей организацией результатов деятельности каждого подразделения преимущественно по уровню выполнения плановых заданий и в некоторой степени сравнением плановых и отчётных показателей текущего периода с отчётными показателями аналогичного периода предыдущего года.

Вместе с тем важнейшим условием эффективности бюджетной системы планирования является экономическая обоснованность величины устанавливаемых бюджетных показателей, которая может быть достигнута только на основе более глубокого экономического анализа на уровне низового технико-экономического планирования.

В связи с этим в дополнение к названным выше анализам выполнения плана и динамики плановых и отчётных показателей могут быть рекомендованы две методики факторного анализа важнейших бюджетных показателей. В зависимости от характера рассматриваемых показателей эти методики могут решать различные задачи:

Анализ полученного в бюджете планового задания должен определить факторы, которые обусловят рост или сокращение этого задания в сравнении с фактическими полученными результатами в аналогичном периоде прошлого года, и на этой основе сформировать новые удельные нормативы и дифференцировать плановое задание между подведомственными коллективами;

Анализ бюджетных показателей по отчёту должен ответить на вопрос, изменения каких объёмных или качественных показателей явились факторами перевыполнения или недовыполнения плана. Результаты этого анализа могут быть использованы при подведении итогов внутрипроизводственного хозяйственного расчёта, итогов производственного соревнования, при материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Внедрение названных методик анализа и решение названных задач на уровне Дирекции по ремонту грузовых вагонов может вызвать определённые трудности, связанные с тем, что Дирекция не является низовым структурным подразделением, а выполняет управленческие функции в отношении целого ряда ремонтных вагонных депо. Успех анализа во многом будет зависеть от полноты и качества экономической информации, поступающей от этих подразделений.



Контроль и анализ исполнения бюджета любого уровня выполняется для выявления отклонений реальных результатов деятельности от запланированных, и нужен для того, чтобы своевременно и оперативно принять меры по обеспечению выполнения плана.

Различают два вида контроля – регулярный (текущий) и итоговый (заключительный) исполнения бюджетов предприятия. Регулярный - выполняется в течение планового периода. Цель регулярного контроля – оперативная экономическая оценка краткосрочных изменений в производственных процессах относительно заданной программы развития управляемой системы и обеспечение ее эффективного функционирования. Текущий контроль производится в форме регулярных отчетов перед вышестоящими руководителями на различных уровнях управления. Фактически текущий контроль осуществляется ежедневно. Итоговый контроль выполняется по завершении бюджетного периода на основе отчетов об исполнении бюджетов линейных предприятий. Особенность итогового контроля заключается в ретроспективном взгляде на хозяйственную деятельность, изучении свершившихся процессов и явлений, выявлении неиспользованных резервов. Для заключительного контроля характерны полный охват всех сторон производственной и финансовой деятельности, привлечение всех отделов и служб структурного подразделения (на уровне дороги). Заключительный контроль дает руководству организации информацию о факте и степени достижения поставленной цели и облегчает принятие мотивированных управленческих решений. Итоговый контроль проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности, что позволяет типизировать процедуры анализа, использовать единые методики.



С целью выявления динамики процессов, происходящих в целом в филиале или его структурном подразделении, оперативного реагирования на них, стимулирования положительных и устранения отрицательных тенденций выполняется всесторонний анализ исполнения бюджетов.

Анализ бюджетов выполняется экономической службой железной дороги и экономическими подразделениями отраслевых служб и предприятий.

Для проведения комплексного анализа исполнения бюджетов на разных уровнях управления можно воспользоваться следующими методами и приемами экономического анализа:

Сравнительный анализ;

Кластерный анализ;

Факторный анализ;

Трендовый анализ;

- «план-фактный» анализ.

Использование метода сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей, а именно единство измерителей, период сравнения, сезонные особенности и географические условия работы, различие в методике расчета показателей. Применение рассмотренного приема анализа позволяет выявить наиболее и наименее доходные подразделения дороги, обнаружить наиболее и наименее прибыльные услуги, сравнивать доходы и расходы разных подразделений по заданной статье бюджета. Результаты сравнительного анализа доходов и расходов различных подразделений могут быть использованы для разработки технологии минимизации затрат, а также для обоснования организационных решений.

Кластерный анализ – один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности, элементы которой характеризуются многими признаками. Кластерный анализ дает возможность объединить статьи бюджета в группы (кластеры) по определенным, заданным аналитиком признакам. Сравнивать эти группы и выявлять среди них наиболее и наименее влиятельные. Например, можно определить наиболее и наименее доходные группы статей центров прибыли, структурных подразделений и дороги в целом.

Факторный анализ это оценка влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Применительно к оценке исполнения бюджетов факторный анализ определяет обстоятельства (факторы) повлиявшие на значения исследуемых бюджетных показателей. На результаты хозяйственной деятельности оказывает влияние множество факторов, находящихся во взаимной связи, зависимости и обусловленности. Все факторы, воздействующие на конечные фактические результаты, могут классифицироваться по различным признакам, основные группы можно охарактеризовать как природные факторы, социально-экономические и третья группа - производственно-экономические факторы. В первую очередь в оценке исполнения бюджетов линейных предприятий интерес представляют производственно-экономические факторы, характеризующие использование производственных ресурсов предприятия. Оценивая влияние этих факторов на величину результативного показателя, получаем количественную оценку, наиболее пригодную для дальнейшего использования и принятия управленческих решений. Влияние природных факторов (продолжительность светового дня, географические условия работы) и социально-экономических факторов (уровень образования кадров, социальные условия) можно оценить на логическом уровне, используя неформализованные методы экономического анализа. Факторный анализ, применительно к бюджетам железнодорожного транспорта дает возможность определить влияние бюджетов каждого структурного подразделения на общий генеральный бюджет дороги в целом, проанализировать состояние бюджетной статьи, исходя из состояния подстатей ее образующих, оценить долю подразделений в формировании значения исследуемой бюджетной статьи.

Трендовый анализ заключается в сравнении каждой позиции бюджета с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя (статьи бюджета), очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов. Тренд создается на основании предварительно сформированной выборки статей бюджета или бюджетных показателей, требующих постоянного контроля над их состоянием.

План-фактный анализ исполнения бюджетов ведется по завершении планового периода (ежеквартально или ежемесячно) по оперативным данным. При проведении план-фактного анализа осуществляется сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от базовых бюджетных. Информационным обеспечением является система комплексного нормативного учета, которая позволяет регистрировать отклонения в течение всего планового периода по большей части подбюджетов и стадий финансового цикла хозяйственной деятельности предприятия.

Отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем параметрам, определенным в бюджете дороги и его структурных подразделений – по стоимостным параметрам (внешние и внутренние – доходы, расходы, маржинальная прибыль, прибыль) и по временным параметрам (день, неделя, месяц, квартал, год).

Прежде чем количественно оценивать влияние причин на фактическое значение результата бюджета необходимо выяснить является ли данное отклонение случайным или постоянным (регулярным). В случае если отклонение разовое и не играет значительной роли в достижении поставленных целей, то и исследовать его не рационально и бессмысленно. Если полученные отклонения регулярны, то возникает необходимость определить причины возникновения. В свою очередь причины могут быть контролируемые и не контролируемые. Не контролируемые (внешние) причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде функционирования организации (налоговая и кредитная политика государства, законодательство и тому подобное). Но структурное подразделение в состоянии в определенной мере влиять на контролируемые (внутренние) причины. Отклонения чаще всего возникают либо из-за ошибок при планировании, либо связанных с реализацией бюджета. Ошибки могут быть вызваны такими причинами, как недостаточность информации, недостоверность прогноза развития, неподходящие методы планирования.

В практике анализа причин отклонений различают анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее (перспективу). При этом анализ отклонений c ориентацией на перспективу возможен в случае, если в филиале, структурном подразделении осуществляется регулярный прогноз развития контролируемых параметров. Сравнивая плановые и прогнозные величины, можно оценить вероятные отклонения в перспективе, а также установить причины возможных отклонений. Прогнозируемое отклонение является предупреждением о том, что запланированная цель может быть не достигнута и что должны быть выработаны корректирующие мероприятия.

Одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является, прежде всего, функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Нормативы и анализ отклонений – наиболее значимая часть финансового анализа и принятия решений. Анализ отклонений охватывает все стороны деятельности организации, а его применение имеет ряд преимуществ, таких как:

Координация деятельности территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги» с помощью сосредоточения работы отдельных подразделений на общих целях;

Регулирование и оценка результатов работы линейных предприятий, производственных участков, цехов;

Контроль затрат и анализ их выполнения всеми подразделениями;

Способность устанавливать ответственность за отрицательный результат, и вовремя применять контролирующие действия;

Четкое планирование потребности производства;

Содействие в принятии мотивированных, обоснованных, четких управленческих решений.

При использовании анализа отклонений сравниваются фактические и нормативные данные. Нормативные значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержатся в бюджетах (операционных и финансовых), фактические значения их, в том же формате, - в отчетах по исполнению бюджетов, которые формируются в учетной системе предприятия и определены Регламентом бюджетного управления ОАО «Российские железные дороги». Анализ может проводиться для территориальных или функциональных филиалов в целом, линейных предприятий, цехов, производственных участков, а также целевых программ или любых других центров ответственности.

Нормативные затраты (сформулированный стандарт) – это определенные заранее расходы на производство или обслуживание в течение заданного будущего (релевантного) периода. С помощью нормативов измеряется как эффективность, так и производительность выполнения работ. Нормативы основываются на оценке конкретной ситуации, хронометрировании и зависят от способов измерения количества и качества, а также могут устанавливаться с помощью математического и технологического анализа. Норматив не является абсолютным и точным значением, в действительности он покрывает интервал возможных результатов.

Оценка отклонений может осуществляться ежегодно, ежеквартально, ежемесячно в зависимости от срочности выявления проблем, но, учитывая сложившуюся в системе ОАО «РЖД» практику ежемесячного контроля корректировки бюджетов, рекомендуемая периодичность проведения аналитических процедур по отклонениям так, же должна быть ежемесячной.

Таким образом, анализ отклонений является основой для результатов деятельности подразделений и центров ответственности. Метод оценки отклонений, по сути дела, включает в себя три этапа бюджетной технологии: контроль, анализ, регулирование. Контроль - заключается в выявлении количественных значений отклонений норматива от факта в относительном и в абсолютном выражении. На этапе контроля может быть использован горизонтальный и вертикальный методы экономического анализа. В ходе реализации горизонтального анализа сравниваются данные за один и тот же период времени, в ходе выполнения вертикального анализа – рассчитывается удельный вес каждого из показателей в общем, итоге отдельно для бюджетных и фактических значений. На этапе анализа используются данные, полученные на предыдущем этапе контроля. При этом оценка полученных отклонений может быть выполнена с применением трендового, коэффициентного, сравнительного, факторного и иных методов анализа. Содержание процедур анализа отклонений на этапе регулирования существенно зависит от принятой самим предприятием политики бюджетного управления. Если составление бюджетов и отчетов об их исполнении осуществляется с одинаковой периодичностью, то процедура регулирования аналогична процедуре планирования. В этом случае на этапе регулирования формулируются рекомендации к бюджетам на следующий период времени. Если же периоды для составления бюджетов и оценки их выполнения различны, то на этапе регулирования принимаются оперативные корректирующие управленческие решения. Отклонения необходимо описать с определенной степенью подробности и точности, а расчет должен соответствовать принципу – затраты/результаты. Отклонения не бывают не зависимыми. Положительное отклонение в одном виде деятельности и хозяйстве, как правило, приводит к отрицательному (неблагоприятному) отклонению в другом виде деятельности и хозяйстве. Значимость отклонений имеет различные уровни:

Отклонение находится внутри допустимого интервала, и нет необходимости применять какие-либо меры по устранению недостатков в работе предприятия;

Отклонение находится вне допустимого интервала, и необходимо применить ряд мер по стабилизации положения или пересмотреть существующие нормативы;

Причиной отклонения как положительного, так и отрицательного может быть использование неверной модели принятия решений и постановки целей. В этом случае необходимо разработать более реальную, адекватную модель.

Анализ отклонений в системе бюджетного управления структурными подразделениями ведется по основным направлениям: отклонения затрат; отклонения в материалах; отклонения по затратам на оплату труда; отклонения по накладным расходам; отклонения по административным расходам. Результаты анализа отклонений оформляются в виде отчета. Отчеты содержат аналитическую информацию и составляются исходя из организационной структуры предприятия, учитывая сферы интересов каждого из участников деятельности.

Таким образом, эффективная система бюджетирования предполагает не только постановку плановых задач по структурным подразделениям, линейным предприятиям и центрам финансовой ответственности, но и своевременный контроль, и анализ исполнения бюджетов с целью принятия эффективных и обоснованных управленческих решений.


Бюджетный анализ позволяет выявить существующие проблемы в развитии муниципальных районов и регионов, скорректировать бюджетную политику соответствующим образом. Систематическое проведение бюджетного анализа является залогом успешного развития отдельных территорий и России в целом.

Согласно бюджетному законодательству в течение бюджетного года и по его окончанию центральные, территориальные и муниципальные финансовые органы проводят аналитическую работу результатов составления и исполнения бюджетов всех уровней. Анализируется финансовая отчетность, которая включает в себя утвержденный годовой бюджет, отчеты об исполнении бюджета в течение финансового года и по его окончанию и др., за определенный период или несколько лет.

Рассмотрим, какую информацию позволяет дать бюджетная отчетность. Например, в опубликованном муниципальном бюджете на очередной финансовый год мы имеем следующую информацию: распределение расходов и доходов по отдельным статьям и разделам, объемы средств, выделяемые на финансирование отраслей народного хозяйства, соотношение доходов и расходов бюджета; объем финансовой помощи из бюджета другого уровня и т.д. Анализ данных, приведенных в отчетности бюджетов, позволяет извлечь необходимую информацию для оценки эффективности и результативности управления бюджетными финансами. Каждая часть бюджета рассматривается в отдельности и в сравнении с другими важными факторами того же порядка, привлекаются дополнительные источники информации в виде бюджетной отчетности прошлых лет, других территорий, пояснительных документов к отчетности бюджета, законов, мнений людей и др.

Следует также отметить, что проведение анализа по всем возможным сферам и направлениям достаточно сложный процесс. Поэтому имеет смысл сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах анализа:

1)Насколько установленный бюджетный процесс территории отражает потребности и интересы разных групп населения;

2)Каким порядком финансируются отдельные отрасли территории – здравоохранение, образование, социальная защита, коммунальное хозяйство и др.;

3)Какое влияние бюджет оказывает на экономическое развитие территории;

4)Каково налоговое бремя для предприятий, организаций, отдельных предпринимателей и граждан;

5)Как развивается доходная база бюджета;

6)Насколько бюджет зависим от вышестоящего бюджета (в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов) и насколько выполняются обязательства вышестоящих органов власти перед данным бюджетом.

При проведении анализа необходимо учитывать факторы развития бюджетной системы и факторы, воздействующие на социально-экономическое развитие территории. Также анализ должен основываться на фактах, содержать минимум политических или субъективных оценок и соответствовать аудитории, на которую он направлен.

Важен и тот факт, что аналитическую работу следует проводить на всех стадиях бюджетного процесса. Особого внимания требует анализ отчета об исполнении бюджета, который позволяет выявить его проблемные стороны и скорректировать бюджетную политику следующего года. Не менее важным является анализ проекта бюджета, который исполнительная власть вносит на рассмотрение депутатам. Необходимо, чтобы проект учитывал проблемы, выявленные в ходе анализа, и содержал решения, направленные на их устранение.

Теперь рассмотрим основные цели бюджетного анализа, которые ставятся при осуществлении бюджетного контроля. Они состоят в следующем:

1)оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

2)обоснование финансово-бюджетной политики правитель­ства и администраций территорий;

3)обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

4)выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

5)обоснование принятия и проверка выполнения постанов­лений и решений органов власти в сфере управления;

6)выявление резервов при составлении и исполнении бюд­жета;

7)обеспечение полного, своевременного и стабильного вы­полнения плана мобилизации в бюджет доходов;

8)обеспечение полного и своевременного выполнения пла­на финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

9)выявление недостатков в деятельности получателей бюд­жетных средств, приводящих к нерациональному, неце­левому и неэффективному использованию бюджетных ас­сигнований;

10)определение экономической и социальной эффективно­сти бюджетных расходов;

11)выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

12)совершенствование бюджетного процесса и межбюджет­ных отношений.

Бюджетный анализ может быть классифицирован по множеству признаков, среди которых присутствуют уровень информационного обеспечения, содержание процесса управления, характер объектов управления, субъекты анализа, периодичность, содержание и полнота изучаемых вопросов, методы изучения объекта. В таблице 1.1 приведена классификация видов бюджетного анализа по вышеперечисленным критериям, которые отражают порядок и цели проведения бюджетного анализа.

Табл.1.1. Классификации видов бюджетного анализа

Признак классификации Виды анализа
Уровень информационного обеспечения внутренний финансовый анализ внешний финансовый анализ
Содержание процесса управления анализ составления бюджета анализ исполнения бюджета оперативный анализ перспективный/ретроспективный анализ
Характер объектов управления анализ бюджетных операций отраслевой анализ (здравоохранение, образование, культура и спорт и т.д.) анализ муниципальных предприятий и организаций анализ доходов и расходов бюджета и др.
Субъекты анализа анализ по заданию органов власти, в компетенции которых находится ведение анализируемого бюджета; анализ по заданию органов власти вышестоящего уровня бюджетной системы; анализ по заданию Министерства Финансов РФ, Казначейства; анализ по заданию контрагентов
Периодичность годовой анализ квартальный анализ месячный анализ декадный анализ ежедневный анализ
Содержание и полнота изучаемых вопросов полный анализ локальный анализ тематический анализ
Методы изучения объекта комплектный анализ системный анализ сравнительный анализ сплошной анализ выборочный анализ

В бюджетном анализе в основном используются следующие инструменты и способы:

1) Метод сравнения

2) Метод группировки

3) Метод цепных подстановок

4) Метод разниц

Наиболее простым инструментом анализа бюджета среди перечисленных является сравнение. Бюджетные по­казатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей необходимо до­биться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных про­цессов в экономике, методов оценки и др. Сопоставимость показателей предполагает:

Единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

Единство периодов времени, за которые производится сравнение;

Сопоставимость условий составления и исполнения бюджетов;

Сопоставимость методики исчисления показателей.

Следующий метод - группировка, при котором показатели группи­руются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналити­ческие расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных яв­лений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение по­казателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных величин. Этот метод по­зволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. Цепная подстановка широко применяется при факторном анализе, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, представляется в виде прямой или обратной зависимости. Анализируемый показатель должен быть представлен как функция нескольких переменных в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного показателя, все остальные считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием расчетных величин каждой подстановки: из второго вычитается первый, из третьего – второй. В первом расчете все величины в базисном счислении, а в последнем – фактические. Из этого вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В ходе проведения анализа методом подстановок, необходимо, во-первых, выявить, четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей. Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя.

Метод разниц является модификацией метода цепных подстановок. Различают способы абсолютных и относительных разниц. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом абсолютных разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки. Способ относительных разниц используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Оба способа имеют существенный недостаток в виде неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Именно этим и объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Тем не менее, проблема разложения остатка решается при использовании интегрального метода, являющегося также модификацией способа цепных подстановок. В нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок и не требуется применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам.

Все рассмотренные нами инструменты анализа применяются в вариациях его методов, среди которых наиболее распространенными являются:

· Горизонтальный анализ (анализ тенденций)

· Вертикальный анализ (анализ структуры)

· Трендовый анализ

· Факторный анализ

· Коэффициентный анализ

В таблице 1.2 приведено краткое описание каждого метода, его основные преимущества и недостатки.

Табл.1.2. Характеристика основных методов бюджетного анализа

Метод бюджетного анализа Описание метода Преимущества метода Недостатки метода
Анализ структуры и динамики Сравниваются те­кущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими (горизонтальный). Определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты (вертикальный). Простота и оперативность использования Не показывает взаимосвязь показателей, не устанавливает причинно-следственные связи
Трендовый анализ Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет, устанавливается или опровергается тенденция. В случае установлении тенденции, она описывается в виде функции от переменных факторов Возможность прогнозирования бюджетных показателей на основе ретроспективных данных Неточность метода, требуется анализ данных за большое количество прошлых лет
Факторный анализ Выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели. При оценке влияния используются способ цепных подстановок, способ абсолютных и цепных разниц, интегральный способ. Отражает взаимосвязь бюджетных показателей, устанавливает причинно-следственные связи Не все бюджетные показатели можно выразить в виде функциональной зависимости с другими
Коэффициентный анализ Инструментами служат коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые вы­ражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться для срав­нения показателей финансового состояния конкретной террито­рии с аналогичными показателями других территорий, для вы­явления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Учитывает взаимосвязь бюджетных показателей, позволяется провести комплексную оценку финансового состояния бюджета и потенциала территорий Бюджетные показатели не однородны, требуют стандартизации и объединения при оценке

Рассматривая все методы в совокупности, а также результаты, которые они могут дать, мы можем сказать, что коэффициентный анализ способен дать наиболее полную картину анализируемых процессов в бюджете, ответить на поставленные перед анализом вопросы, а также оценить возможные пути решения выявленных проблем.

Основные проблемы, связанные с коэффициентным методом, по стандартизации и обобщению показателей лежат в основе многих современных научных трудов по бюджетному менеджменту. С использованием бюджетных коэффициентов разработано множество методик по оценке финансового состояния территориальных бюджетов и качества управления бюджетом. Они затрагивают оценку устойчивости и самостоятельности территориальных бюджетов, экономический и налоговый потенциал территорий, ликвидности и платежеспособности бюджетов, их долговой политики.

Управленческий учет и контроль всегда сопровождает анализ. Цели бюджетного анализа: оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета; выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета; выявление резервов при составлении и исполнении бюджета; обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете; выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований; определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов; выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению.

В зависимости от видов бюджетного контроля различают три вида бюджетного анализа:

· Перспективный;

· Оперативный;

· Ретроспективный.

Перспективный (прогнозный, предварительный) бюджетный анализ изучает экономические явления процессы с позиций перспективы их развития и использования при формировании бюджетов.

Основными целями данного анализа является:

v Всесторонне проанализировать информацию о возможных способах достижения обозначенной стратегии и тактики предприятия;

v Оценить реалистичность тех или иных решений по формированию бюджетов и их соответствие внутренней логике развития бизнеса.

Основываясь на изучении закономерностей развития экономических явлений и хозяйственных процессов, а также на анализе данных о настоящем и прошлом организации, предварительный анализ позволяет выявить наиболее эффективные пути развития предприятия, формируя базу для бюджетного планирования и контроля. В предварительном бюджетном анализе широко используются прогнозные методы.

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Оперативный бюджетный анализ используется непосредственно при исполнении бюджетов при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.

Цель оперативного анализа - оценка отклонения фактических показателей от намеченных бюджетом. Инструментом достижения этой цели служит комплексное, оперативное выявление и измерение причинно-следственных взаимосвязей бюджетных отклонений. В связи с этим можно сформулировать основные задачи оперативного анализа бюджетов:

ь Систематическое выявление уровня выполнения бюджетных показателей по центрам ответственности;

ь Оперативное определение и расчет влияния факторов измерения показателей от заданного уровня;

ь Систематизация позитивных и негативных причин отклонения.

Оперативность в анализе бюджетов означает, прежде всего, своевременность выявления и исследования краткосрочных изменений деятельности центра ответственности, которые либо могут вывести его из заданного бюджета направления развития, либо сигнализируют о появлении дополнительных возможностей, позволяющих перевести его на более эффективный режим функционирования. При этом всегда необходимо учитывать время, в течении которого действуют причины, порождающие отклонения от бюджета. В противном случае результаты оперативного анализа будут бесполезны, так как возникает новая экономическая ситуация с новыми причинно - следственными взаимосвязями и новыми экономическими последствиями.

В связи с этой особенностью оперативного анализа вряд ли может быть однозначный ответ о периодичности его проведения. Это зависит от ряда обстоятельств:

2. От необходимости предвидения отдельных предстоящих изменений в производственных процессах и их экономических последствиях;

3. От учета временного фактора, позволяющего провести анализ и выявить причины, выработать и исполнить оперативные решения по своевременному регулированию производственных процессов или показателей бюджетов.

Ретроспективный бюджетный анализ проводится на основе итоговых результатов деятельности центров ответственности за период, установленный бюджетом. Ретроспективный анализ проводится преимущественно по документированным источникам информации на базе бухгалтерской и статистической отчетности. Это позволяет типизировать процедуры анализа. Для повышения эффективности анализа широко используются единые методики, включающие разнообразные по форме и содержанию математико-статистические методы. Компьютерная техника позволяет существенно сокращать сроки проведения анализа, более полно учитывать влияние выявленных факторов на результат производственно - хозяйственной деятельности, заменять приближенные или упрощенные расчеты более точными вычислениями, ставить и решать многомерные задачи.

В основе определения целей ретроспективного бюджетного анализа лежит принцип исследования хозяйственной деятельности на основе выполнения бюджетных показателей. С помощью ретроспективного анализа должна быть дана оценка напряженности и обоснованности бюджетных показателей, установлены причины отклонений от бюджетных показателей и проведена оценка деятельности менеджеров, структурных подразделений и всего предприятия в целом.

Традиционной задачей ретроспективного анализа является выявление факторов бюджетных отклонений и количественная оценка их влияния. Важно не только выявить сам факт отклонения, но и установить его причины, исследовать прямые и косвенные связи, изучить явные и скрытые зависимости между анализируемыми показателями.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Основными методами являются:

Ш Сравнение.

Метод, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Ш Группировки.

Метод, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Ш Цепных постановок, или элиминирования.

Метод заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет;

4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели;

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва