Егэ обществознание как делать 21 задание. Основания легитимной власти в государстве

Единый государственный экзамен ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к Единый государственный экзамен ЕГЭ по обществознанию Варианты Единый государственный экзамен ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор Единый государственный экзамен ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Демонстрационный вариант Единый государственный экзамен ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться
добывать средства к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?

Решение:

См предложение 2 (Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением».)

Ответ: Культура – это система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением.

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Решение:

См предложения(Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.)

Ответ:

1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Решение:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.

Решение:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

Пример задания. Текст к заданиям 21-24.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

21. . Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

22. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
– благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
– расширение производства общественных благ;
– создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
– принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
– борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
– проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.

Возможны иные правильные ответы.

24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
– налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
– судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
– предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
– избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Разберем подходы к решению заданий, которые вы встретите в варианте ОГЭ под номером 21.

Задание номер 21 ОГЭ по обществознанию:

Обратите внимание: у вас есть какая-то информация. В данном случае - информация о политическом режиме двух государств. И этой информации вполне достаточно для того, чтобы определить, какие признаки, перечисленные в вариантах ответа, можно считать чертами сходства политических режимов, а какие - чертами различия. Для того чтобы сравнить, нужно вспомнить, что они собой представляют.

Демократия

Демократия - народовластие, когда основные органы власти формируются опираясь на мнения, желания и интересы народа. Правительство избирается народом. Но кроме этой основной черты демократический режим предполагает, что государство постоянно сверяет свою политику с мнением граждан, их интересами, целями, соблюдает и защищает права граждан.
Ещё одна неотъемлемая черта демократического государства - разделение властей. Судебная власть независима. Только она может наказывать за нарушение закона, принимать решение о том, виновен человек или нет.

Тоталитарный режим

При тоталитарном режиме государство осуществляет полный контроль над жизнью страны, над всеми ее сферами. Государство всесильно, права человека могут быть записаны в каких-то законодательных актах, но реального механизма их защиты нет. Очень сложно или даже невозможно отстоять права граждан, если государство считает, что это не нужно.

Исходя из этого, давайте попробуем заполнить таблицу ответов.

Пресечение нарушений общественного порядка

Пресечение нарушений общественного порядка - черта, которая характерна для любого государства. Поддержание порядка в обществе, обеспечение такой ситуации, когда каждый человек, каждая организация, каждое учреждение, каждый государственный служащий выполняет закон, - неотъемлемый признак любого государства, будь оно демократическим, тоталитарным или авторитарным, монархией или республикой.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Итак, первый вариант ответа мы относим к чертам сходства.

Наличие органов исполнительной власти

К органам исполнительной власти мы относим, прежде всего, правительство. В любом государстве есть правительство - и в демократическом, и в тоталитарном.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

В свободную ячейку черт сходства мы ставим цифру два.

Если мы с вами правы, то дальнейшая работа для нас очень упрощается, потому что нам остается на свободные места поставить две оставшиеся цифры. Но не стоит торопиться, даже если вы уверены в том, что первые два варианта — это черты сходства демократического и тоталитарного режима. Даже если ответ очевиден, все равно проверяем до конца.

Свободные выборы на альтернативной основе

Альтернатива — это наличие взаимоисключающих вариантов. Человек приходит на выборы и самостоятельно решает, за какую кандидатуру ему голосовать. Это значит, что он реально высказывает свое мнение. Это черта демократического режима.

В условиях тоталитарного общества могут проходить выборы, может быть всеобщим избирательное право, но эти выборы могут быть фикцией: если выбирать не из кого, если только один кандидат на ту должность, которую предстоит занять (в Советском Союзе в свое время это называли “выборы без выбора”).

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Итак, третий признак демократического режима мы относим к чертам различия.

Вынесение приговоров внесудебными органами

Мы с вами говорили, что для демократического режима характерно разделение властей, что следить за исполнением закона, устанавливать, нарушен ли закон в том или ином случае, выносить решение о наказании для правонарушителя должен только суд. То есть для демократического режима вынесение приговоров внесудебными органами не характерно. Эта черта присуща лишь тоталитарному режиму. Это черта различия. Вносим четверку в последнюю свободную ячейку.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Видите, как интересно получилось: все по порядку - 1, 2, 3, 4.

Алгоритм работы с заданиями 21-24

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

10.Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста? Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

Понять, что именно требуется для успешного ответа;

Уяснить, из каких частей складывается задание;

Стараться выполнить все задание;

Если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов

Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;

Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Алгоритм работы с заданием 25

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Подробнее.

25 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла. Задания 25 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. Первая разновидность задания 25 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.

Начиная выполнять задание 25, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Алгоритм работы с заданием 26

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности. 6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан.

26 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую- либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию.

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.

Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и

2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий. Модели условия задач

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Модели требования задач

По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Алгоритм работы с заданием 28

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

В 24 задании ЕГЭ по обществознанию нужно все писать самому, основываясь на собственных знаниях курса – или приводить аргументы к предложенной позиции, или давать какие-либо предположения и приводить примеры. Максимально можно получить три первичных балла (например, нужно указать два положения и привести два примера, и все это сделано верно), при наличии недочетов – два (например, указано два положения и один пример или два примера и одно положение), если написано немного, но правильно – один (например, указано одно положение и один пример, или же только положения/примеры), и если совсем ничего не правильно, первичные баллы вообще не начисляются. Чтобы не потерять баллы, нужно уделить внимание этому заданию, прорешать много тестовых вариантов, и, конечно, хорошо знать программу по обществознанию.

Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

(А.Б. Венгеров)

Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Давайте вспомним различия между эгоизмом и альтруизмом. Эгоист делает все «для себя», исходя из собственных потребностей и желаний, не заботясь об интересах других людей. Альтруист, наоборот, делает все «для других» и думает в первую очередь о желаниях окружающих, о некоем общем благе. В ответе на первую часть вопроса можно указать, что эгоизм и альтруизм различаются именно отношением к окружающим людям – деятельностью, осуществляемой «для себя» и «для других».

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Альтруистическое поведение , при котором поступки совершаются во имя общего блага, напротив, иногда может идти вразрез с правовыми нормами. Что-то может быть хорошо для какой-то части общества, к которой принадлежит человек, но плохо для другой части общества, или же человек может субъективно интерпретировать понятие «общего блага». Наконец, человек может пойти на правонарушение ради других людей – например, в повести «Судьба человека» главный герой убивает солдата, который хотел сдать соотечественника немцам. Никто не сомневается в том, что это было сделано для спасения жизней тех, кого он мог сдать, однако было совершено правонарушение – убийство.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Мотивы эгоистического и альтруистического поведения различаются тем, что эгоизм подразумевает совершение поступков «для своего блага», а альтруим – «для общего блага».

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Альтруистическое поведение может быть причиной нарушения правовых норм, так как понимание «общего блага» может не соответствовать нормам права, а также человек может нарушить их ради какого-либо «общего блага».

Второй вариант задания

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

Используя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дезориентированы.

Культура (во всех ее смыслах) оказывала и оказывает большое влияние на жизнь людей. Она выполняет, например, такие функции, как:

  • Познавательная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Социализации
  • Информативная
  • Коммуникативная

Культура может быть материальной – тогда под ней подразумевается все, что создано как результат производства – и духовной, под которой понимаются духовные ценности, нематериальные блага, удовлетворяющие духовные потребности людей. К культуре можно отнести как и то, что сразу приходит на ум – театр, литературу, музыку – так и, например, язык, церковь. Давайте подумаем над вопросом задания. Культура на самом деле помогает людям приобрести какую-то нравственную ориентацию , освоить накопленный предыдущими поколениями опыт, а также дает им возможность получить эстетическое наслаждение .

Вариант ответа может выглядеть так:

Языковая система, которая помогает людям осуществлять коммуникацию, является частью культуры. При отсутствии языка люди не смогли бы понять друг друга, и их взаимодействие было бы невозможным.

Культура напрямую участвует в формировании моральной и ценностной системы человека: приобщаясь к культуре, у человека формируется определенное самосознание, помогающее отличать плохое от хорошего, зло от добра, правильные поступки от неправильных. Без культуры самосознание человека развивалось бы сложнее.

Религия, которая также является частью духовной культуры, помогает многим людям найти некий смысл жизни, дает ответы на их вопросы и предоставляет ориентиры, помогает пережить сложные времена.

Третий вариант задания

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову)

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Мы помним, что первые государства возникли около 5 тысяч лет до нашей эры. А первые поселения людей возникли более нескольких миллиардов лет назад, и уже тогда на планете существовали первобытные общества. Получается, что общество возникло намного раньше государства, которое возникает тогда, когда это самое общество достигает некоторого уровня развития и осознает необходимость в установлении какого-либо порядка, в организованной защите территории и имущества, отстаивании интересов во время контактов с другими общностями. Первое объяснение есть.

Давайте подумаем над самим определением понятия «государство» - это некоторая политическая единица, которая осуществляет регулирование жизни населения определенной территории. Главная функция государства – поддержание правопорядка в обществе, обеспечение его развития. Получается, что государство является главным политическим институтом общества, который также выполняет и некоторые экономические, социальные функции; то есть государство – часть политической сферы жизни общества, и никак не может совпадать с ним.

Также можно отметить, что государство представляет собой органы власти, проводимая которыми политика может идти вразрез с интересами граждан, т.е. общества; более того, жизнь общества регулируется не только государством, но и, например, нормами морали, религиозными нормами, обычаями и традициями.

Ответ может выглядеть так:

  1. Возникновение общества произошло намного раньше возникновения государства.
  2. Государство является частью политической сферы жизни общества; само понятие «государство» более узко, чем понятие «общество».
  3. Проводимая государством политика может не совпадать с интересами общества, что иногда даже приводит к конфликтам между государственными органами и общественностью.

Современный ЕГЭ по обществознанию весьма вариативный предмет, который диагностирует различные умения выпускника. Одно из уже ставших привычным заданий открывает 2 часть экзамена. Здесь представлены 21-24 задания по обществознанию , которых объединяет общий текст.

Здесь представлены задания, требующие развернутого ответа. По мнению разработчиков, они позволяют показать особые знания и умения, отражающие глубину сформированности обществоведческих навыков. Задания 21 и 22 имеют базовый уровень сложности, а 23 и 24 повышенный. Они требуют не только нахождения требуемого элемента в содержании текста, но и правильной интерпретации с учетом имеющихся знаний и социальной практики.

В сумме за все задания выпускник получит 10 баллов, по схеме 2+2+3+3. Каждый старшеклассник заинтересован в качественном написании работы. Для этого нужно запомнить и научиться выполнять несколько простых правил, которые помогут дать обоснованные и правильные ответы на ЕГЭ по обществознанию .

1.Внимательно прочитайте текст целиком. Это позволит увидеть его внутреннюю структуру, выделить основные мысли и соотнести его тематически с какой-либо содержательной линией, к примеру, политика или экономика.

2.Выделите главную мысль текста, постарайтесь понять идею, которую хотел донести автор.

3.Старайтесь придерживаться в ответе порядка, установленного в задании. Последовательно отвечайте на вопросы начиная с 21 задания. Так вы не запутаетесь в ответах и не пропустите важную информацию.

4.Иногда у выпускников возникают сложности в том, где нужно отойти от текста и использовать имеющиеся знания. Рецепт здесь один-внимательно читайте задания, там напрямую указывается данное требование. Как правило оно обозначается фразами-конкретизируйте, уточните позицию автора или опираясь на знание обществоведческого курса.

5.Не нужно ради объема выходить за рамки обозначенного вопроса. Несмотря на работу с текстом ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 предполагают конкретный ответ, соответствующий заявленным требованиям.

6.Старайтесь придерживаться правильного стиля оформления. Пишите максимально разборчиво и понятно. Каждый ответ начинайте с нового абзаца.

При подготовке к экзамену очень важна отработка задания 21-24 ЕГЭ по обществознанию, поэтому на примере конкретного текста давайте разберем как нужно отвечать.

ПРО­БЛЕ­МЫ МА­ЛО­ГО БИЗ­НЕ­СА И ПУТИ ИХ ПРЕ­ОДО­ЛЕ­НИЯM

Ис­сле­до­ва­ние про­цес­са за­рож­де­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства в оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ке вы­яви­ло на­ли­чие про­ти­во­ре­чи­вой си­ту­а­ции. С одной сто­ро­ны, в Рос­сии уже име­ют­ся все фор­маль­ные пред­по­сыл­ки для его успеш­но­го раз­ви­тия. При­ня­ты со­от­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны и мно­го­чис­лен­ные под­за­кон­ные акты о го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке малых пред­при­я­тий. Со­зда­на не­об­хо­ди­мая ин­фра­струк­ту­ра в лице го­су­дар­ствен­ных агентств и фон­дов, ас­со­ци­а­ций пред­при­ни­ма­те­лей. Име­ет­ся рынок ре­зерв­ной ра­бо­чей силы, вклю­чая вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих и ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Важ­ность раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства под­твер­жде­на вы­ступ­ле­ни­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей, по­ли­ти­ков, ру­ко­во­ди­те­лей круп­ней­ших бан­ков и кор­по­ра­ций, ве­ду­щих уче­ных.

С дру­гой сто­ро­ны, фак­ти­че­ское со­сто­я­ние ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства пред­ста­ви­те­ля­ми всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон оце­ни­ва­ет­ся как край­не не­удо­вле­тво­ри­тель­ное. В Рос­сии на­блю­да­ет­ся ярко вы­ра­жен­ная не­раз­ви­тость дан­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. В свете ре­фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ской си­сте­мы и все еще не до­ве­ден­но­го до конца пе­ре­хо­да к ры­ноч­ной мо­де­ли, малым пред­при­я­ти­ям сле­ду­ет уде­лять осо­бое вни­ма­ние. Чрез­мер­ная кон­цен­тра­ция про­из­вод­ства в Со­вет­ском Союзе стала одной из глав­ных при­чин упад­ка малых го­ро­дов, ра­зо­ре­ния де­сят­ков тысяч сел и де­ре­вень. Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти. Раз­ви­тие малых пред­при­я­тий не­об­хо­ди­мо Рос­сии для ста­нов­ле­ния эф­фек­тив­ной и ста­биль­ной эко­но­ми­ки , но на­деж­ды, ко­то­рые воз­ла­га­лись на малый биз­нес в конце 1980-х — на­ча­ле 1990-х годов, пока пол­но­стью не оправ­ды­ва­ют­ся.

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, поз­во­ля­ю­щие ма­ло­му биз­не­су ди­на­мич­но раз­ви­вать­ся. К ним от­но­сят­ся: быст­рое ре­а­ги­ро­ва­ние на конъ­юнк­ту­ру; ре­ше­ние со­ци­аль­ных во­про­сов, на­при­мер воз­мож­ность быст­ро со­зда­вать новые ра­бо­чие места; про­ти­во­дей­ствие мо­но­по­лиз­му в эко­но­ми­ке; ак­ти­ви­за­ция струк­тур­ной пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки.

Таким об­ра­зом, труд­но пе­ре­оце­нить зна­чи­мость раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са для нашей стра­ны. Оно спо­соб­но ко­рен­ным об­ра­зом и без су­ще­ствен­ных ка­пи­таль­ных вло­же­ний рас­ши­рить про­из­вод­ство мно­гих по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и услуг (в первую оче­редь для ма­ло­обес­пе­чен­но­го боль­шин­ства на­се­ле­ния) с ис­поль­зо­ва­ни­ем мест­ных ис­точ­ни­ков сырья, ре­шить про­бле­му за­ня­то­сти, уско­рить на­уч­но- тех­ни­че­ский про­гресс и со­ста­вить по­зи­тив­ную аль­тер­на­ти­ву кри­ми­наль­но­му биз­не­су.

Задание 21. Автор при­во­дит ряд не­га­тив­ных по­след­ствий, ко­то­рые воз­ник­ли в ре­зуль­та­те чрез­мер­ной кон­цен­тра­ции про­из­вод­ства в усло­ви­ях ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной эко­но­ми­ки. Ука­жи­те три из них. В вопросе содержится конкретное требование с указанием количества элементов ответа-ищем их в текстовом фрагменте. Вот предложение, содержащее ответ на вопрос(в тексте выделено зеленым). Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти . Количество представленных элементов здесь даже больше требуемого.

И опять мы видим вопрос точно по тексту с указанием количества элементов. Внимательно читая находим нужный блок (в тексте обозначен красным). Из него выделяем главные мысли и четко формулируем ответ:

· развитие рынка труда с учетом интересов малого бизнеса;

· формирование законодательной базы, направленной на поддержку малого предпринимательства;

· приоритет развития малого бизнеса неоднократно подчеркивался в словах крупнейших предпринимателей, политиков, ученых, финансистов.

Задание 23. Ка­ко­ва, на ваш взгляд, по­зи­ция ав­то­ра в оцен­ке воз­мож­но­стей раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са в ре­ше­нии эко­но­ми­че­ских про­блем в Рос­сии? По каким по­ло­же­ни­ям тек­ста вы это опре­де­ли­ли? (Ука­жи­те любые два по­ло­же­ния-ар­гу­мен­та.) При­ве­ди­те при­мер ре­ше­ния кон­крет­ной эко­но­ми­че­ской про­бле­мы с по­мо­щью ма­ло­го биз­не­са.

Требования усложнились-нужно еще раз внимательно перечитать фрагмент и постараться выделить авторскую позицию (подчеркнуты желтым цветом), сославшись на конкретные положения (в тексте подчеркнуты синим). Почему именно это посчитали авторской позицией? Потому что все содержание проникнуто мыслью о важности и необходимости поддержки и развития малого бизнеса. Требуемые положения указаны сразу после тезиса.

Далее нам нужно придумать пример. Он должен быть конкретным и по существу иллюстрировать вышеприведенную мысль. Мы представляем такой вариант. Малое предпринимательство способно качественно обслуживать потребительский сектор, не используя огромных капиталовложений на основе местных ресурсов.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва