Типичные ошибки егэ по географии. Какие ошибки находят в российских учебниках и тетрадях

Мнение эксперта. Анализ основных ошибок, допущенных при сдаче ОГЭ по географии в 2017 году.

ОГЭ по географии в 9 классе.

Являясь экспертом на ОГЭ по географии в 2017 году, могу отметить, что в экзаменационной работе по географии 30 заданий: 17 - базового уровня, 10 - повышенного, 3 - высокого. Из них 27 требуют краткого ответа и лишь 3 - обоснованного, развернутого.

Какие основные ошибки допускают сдающие этот экзамен?

Самая частая встречающаяся ошибка - неполный ответ. От волнения или страха не успеть выполнить полностью работу выпускники читают только начало задания или все, но «по диагонали», ухватывают его суть (как им кажется) и начинают отвечать, не дочитав до конца. И получается, что спрашивают об одном, а ответ совершенно о другом.

Такая невнимательность характерна для школьников и в период обычного обучения в течение года. Поэтому необходимо приучать ребенка полностью читать задания, осмысливать их, не торопясь спросить себя: какая информация дана, что я могу извлечь из нее, какие конкретно вопросы поставлены и сколько их. И ответить необходимо на каждый. В задании значимо каждое слово - лишних, не несущих какой-то важной для его решения информации, нет. Правильно прочитанное и понятое задание - это уже половина его успешного выполнения. Обидно, когда знающий школьник получает низкие баллы из-за невнимательности.

Если требуется привести два аргумента, подтверждающие ответ, значит, столько и должно быть написано. Больше не обязательно, так как будут учитываться только два, которые и являются ответом. Поэтому не стоит бессмысленно тратить время, которого на экзамен отводится не так и много - 120 минут.

В заданиях проверяется и умение делать логические выводы между особенностями природных условий и развитием жизнедеятельности человека в этих местах. Например, почему в одном месте природно-ресурсная база позволяет разместить целлюлозно-бумажный комбинат, а в другом - геотермальную электростанцию?

Особенно трудно даются девятиклассникам определение поясного времени, чтение карт и правильное оформление сделанных выводов.

Очень полезно чаще тренироваться в определении своего местонахождения на карте, пробовать составлять план местности, давать географические характеристики различных территорий. Нужно добиваться полного понимания того, как определяется расстояние и направления на карте.

Нелегко даются девятиклассникам и указание географических координат объектов или нахождение по ним географической точки на карте. Овладеть этими знаниями, умениями, навыками за день-два невозможно. Требуется постоянная тренировка под руководством опытных преподавателей, отлично знающих особенности сдачи данного экзамена.

Необходимо добиваться знания и понимания географических терминов, а также свободного уместного применения их при выполнении заданий. Если спрашивается, почему в одном месте земного шара наблюдаются сильные наводнения, в то время как в другом - необыкновенно жаркая погода и, как следствие, лесные пожары, то не стоит по-простому объяснять данные явления тем, что там идут проливные дожди, а здесь - засуха. Для таких пояснений не обязательно вообще изучать курс географии, да еще столько лет, достаточно обладать бытовой логикой. Ожидается, что школьники будут оперировать такими понятиями, как «пояс», «перемещение воздушных масс», «смещение атмосферного давления» и затем последует вывод.

Экзамен по географии очень непростой, готовиться к нему необходимо основательно и начинать заранее. Но трудолюбивых девятиклассников непременно ждет успех и высокие баллы.

Из года в год Минобрнауки утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки - и орфографические, и фактические. Именно ошибками в существующих пособиях президент Владимир Путин объяснял необходимость создания нового единого учебника истории. В конце 2013-го процедура экспертизы учебников изменилась - к научной и научно-педагогической проверкам добавилась еще и общественная. Эти новые правила фактически не дают возможности вносить правки в учебники оперативно. «Лента.ру» посмотрела, какие ошибки находят в пособиях, допущенных и рекомендованных к использованию в школах в последние годы.

В учебнике русского языка Гоголя путают с Горьким. В учебнике по истории России восстание Пугачева относят к XVII веку. На обложке учебника по естествознанию глобус изображен в зеркальном отражении. А в тетрадке в клетку, фотография которой появилась в фейсбуке в середине января 2014 года, на таблице умножения утверждается, что 6×6 = 32, а 7×3 = 24. Никаких опознавательных знаков, правда, на тетради нет, и понять, кто ее производитель, невозможно.

Сама тетрадь, по словам автора фотографии, была куплена в Ташкенте. Но и в российской школьной продукции попадаются ошибки в таблицах умножения. В марте 2013 года телеканал «Екатеринбург-ТВ» показал сюжет о таблице умножения, согласно которой 4×9 = 38. Тетрадки с такой же ошибкой фигурировали и в блогах . На них виден изготовитель - российская компания «Хатбер-М» (торговая марка - Hatber). Впрочем, тетрадки, которые «Лента.ру» изучила в московских магазинах, таких ошибок не содержали.

Единых правил контроля за справочными материалами (помимо таблиц умножения неверными могут быть даты жизни писателей, тригонометрические формулы, даты исторических событий и так далее) в школьных тетрадях нет. Выпускающий редактор Hatber Инна Степанова рассказала «Ленте.ру», что значительная часть справочных материалов в их продукции проверяется своими силами - их, в частности, отдают на редактуру учителям. И только справочные материалы в тетрадях для старшеклассников получают учебный сертификат от Российской академии наук.

Полотняно-заводская бумажная фабрика поступает со школьной продукцией по-другому. Как пояснила «Ленте.ру» директор по организации процесса исправления отдела качества фабрики Светлана Никольская, справочные материалы в их тетрадях одобряет Министерство образования и науки Калужской области (именно в этом регионе располагается фабрика, продукцию которой можно встретить в магазинах Москвы).

Впрочем, это не касается таких простых вещей, как таблица умножения и алфавит (именно они размещаются на тонких тетрадях в клетку и в линейку) - они проходят только внутренний контроль, зато на нескольких этапах. «У нас есть свои отделы, контролирующие качество продукции. Кроме того, у людей, которые подготавливают обложку, есть сотрудники, проверяющие выходные данные», - пояснила Никольская.

Справочные данные с ошибками печатают не только на тетрадях. В 2011 году московские школьники получили дневники , на которых текст об Архангельском соборе иллюстрировался Успенским собором. Кроме того, по версии издателей, Дворец Советов якобы планировали строить на месте гостиницы «Россия», а не храма Христа Спасителя и бассейна «Москва».

Но тетради и дневники - это все-таки не учебники: процедура экспертизы пособий централизована и законодательно закреплена. В ноябре 2013 года широко освещалась история с учебником для третьеклассников по предмету «Окружающий мир» (Наталья Виноградова, Галина Калинова, издательство «Вентана-Граф»). Сначала ошибки (на компасе перепутаны запад и восток, неверно указан масштаб карты и дана неправильная толщина атмосферы Земли) в пособии нашла «Правда.ру», затем о них отчиталось и Минобрнауки (при этом ни издание, ни ведомство не стали уточнять, что дефектный компас изображен на иллюстрации к началу главы, а не на схеме в учебном тексте или упражнении; в самом тексте компас был изображен без ошибок).

«Окружающий мир» с дефектным компасом попал в перечень учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в школе. Такой перечень Минобрнауки до недавних пор создавало ежегодно - вот, к примеру, вариант на 2013/2014 учебный год. Чтобы попасть в него, учебник должен был пройти две экспертизы: научную в РАН и научно-педагогическую в РАО. Эксперты, прочитав оригинал-макет, присылали свои замечания и давали определенный срок на их исправление, рассказала «Ленте.ру» заведующая отделом планирования «Вентаны-Граф» Наталья Червякова. Затем издательство вносило правку и вновь отдавало оригинал-макет экспертам.

Ошибки, опечатки, пропущенные запятые и «поехавшую» в типографии пленку издательство может исправить в следующем издании или при допечатке, рассказала Наталья Чернякова из «Вентаны-Граф». К примеру, издательство «Просвещение» в 2008 году , что ошибка в учебнике по географии для 7 класса была исправлена во втором издании.

«ЕГЭ. География. Типичные ошибки. Меры их преодоления. Исполнитель: Ярикова Ирина Георгиевна учитель географии г.Реутов 2015г. Оглавление Введение Основная часть Заключение Список...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных

предметов» г.Реутова

ЕГЭ. География. Типичные ошибки. Меры

их преодоления.

Исполнитель: Ярикова Ирина Георгиевна

учитель географии

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы:

Введение

География –особая область школьного образования, сочетающая в



себе как гуманитарное, так и естественное направление, знания экономические, естественно-научные и социальные. Базируются эти знания на понимании пространственной организации природы и общества. Все это предполагает осознанную, качественную учебную работу на протяжении всех лет обучения в школе, из урока в урок,- если есть желание добиться высокого результата на экзамене, так как объем знаний, умений и способов деятельности, проверяемых в ходе экзаменационной работы по географии, значителен.

Целью единого государственного экзамена по географии является объективная оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования по географии, для их дифференциации по уровню подготовки и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

ЕГЭ по географии является формой государственного (итогового) контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

ЕГЭ по географии проводится с 2001 года. За это время экзамен, безусловно, оказал влияние на методику изучения географии в школах России, что подтверждает изучение опыта работы учителей и методистов, а также анализ учебно-методических пособий. Так, спецификации и демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ разных лет позволили учителям более четко увидеть конечный результат обучения географии в школе, показали ориентиры глубины формирования конкретных знаний и умений выпускников.

Объектами контроля ЕГЭ по географии являются требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по географии (базовый и профильный уровни), и ряд требований стандарта основного общего образования, достижение которых имеет большее значение для успешности продолжения географического образования.

Основная часть В экзаменационной работе 2013г общее количество заданий сократилось с 44 до 43, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 54 до 53.Некотоые изменения содержания экзаменационной работы по сравнению с 2012г. Были направлены на более полный охват требований образовательного стандарта.

Часть 1 состоит из 24 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов.

Часть 2 содержала 13 заданий с кратким ответом. В ней использовались следующие разновидности заданий: задания, требующие написать ответ в виде числа или слова; задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка; задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик, представленных в двух перечнях, и задания на установление правильной последовательности.

Экзаменационная работа содержала задания разных уровней сложности в том числе: 28-базового, 9-повышенного и 6 заданий высокого уровня сложности.

Задания базового уровня сложности проверяли овладение наиболее значимым содержанием в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации(знание географической номенклатуры, основных фактов, причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями), и базовыми картографическими умениями (читать географические карты различного содержания; определить по карте направления, расстояния и географические координаты объектов).Для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности требовалось владение всем содержанием и спектром умений, обеспечивающих успешное продолжение географического образования. На задания базового уровня приходилось 56% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного и высокого уровней –по 22%.

На выполнение экзаменационной работы отводилось 180 минут. При выполнении заданий экзаменуемые могли использовать линейки, транспортиры и непрограммируемые калькуляторы. Атласами и другими справочными материалами при выполнении работы пользоваться не разрешалось.

В экзаменационной работе 2013г большая часть заданий(21задание) нацелена на проверку блока «знать и понимать» требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Эти знания проверяли как знание фактов и географической номенклатуры, так и понимание важнейших географических закономерностей. Достижение требований блока «уметь» проверяли 18 заданий (сформированность общих интеллектуальных и предметных умений).Достижение требований блока «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» проверялось 4 заданиями.

Экзаменационная работа включала в себя задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии.

–  –  –

Задания, требующие воспроизведения изложенного в учебниках материала или показа на карте положения географических объектов, составляли менее половины всех заданий экзаменационной работы;в остальных проверялись умение рассуждать, способность применить знания для сравнения и объяснения географических объектов и явлений. Значительная часть заданий КИМ ЕГЭ по географии проверяла способность извлекать, анализировать и интерпретировать информацию, представленную на картах, графиках, в статистических таблицах.

В КИМ 2013г. было включено новое задание базового уровня сложности (А24), проверяющее умение определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений, и задание повышенного уровня сложности(В5), проверяющее умение решать задачи на определение различий во времени в различных частях страны с использованием карты часовых зон.

В КИМ 2013г.отсутствовали включавшиеся в КИМ предыдущих лет задания, целенаправленно проверяющие знание типов административнотерриториального устройства и форм правления отдельных государств, а также знание состава отраслевых и региональных интеграционных союзов.

Однако данный материал не исключен из содержания проверки.

Соответствующие знания требовались как при выполнении заданий А15, в которых проверялось знание специфических особенностей отдельных стран мира, так и при выполнении заданий В10, в которых требовалось определить страну по ее краткому описанию.

Также в экзаменационной работе ЕГЭ 2013г по географии отсутствовало задание, проверяющие знание положения на карте отдельных субъектов РФ.В то же время очевидна важность этих знаний. Правильное представление о географическом положении субъекта РФ в ряде случаев позволяет определить особенности его природы, понять специфику размещения и миграции населения, особенности хозяйства.

Соответствующие знания и представления были необходимы при выполнении ряда заданий на позициях А4-А6 и А17-А20, а выполнение заданий на определение региона России по его краткому описанию(В11) без этих знаний было просто невозможно.

Основные элементы содержания раздела 3 «Население мира», проверяемые заданиями КИМ: численность и воспроизводство населения; половой и возрастной состав населения; этногеография; география мировых религий;

миграция, виды миграций, география международных миграций; размещение и плотность населения; уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира; анализ демографических ситуаций.

Опыт работы показывает, что залогом хороших результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение требований стандартов географического образования.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии не должна сводиться к «натаскиванию» на выполнение различных заданий. Выпускник в первую очередь должен не просто знать те или иные факты (площадь и население стран, уровень урбанизации, ВВП на душу населения стран и т.п.), а уметь применять знания в конкретных ситуациях (например, знания о типологических чертах стран, климатообразующих факторах, о географических закономерностях для выявления и объяснения особенностей разных территорий). Этому нельзя научиться за короткое время. Эти результаты должны целенаправленно достигаться на протяжении всех лет изучения географии в школе.

Основой успеха на экзамене является систематическое, последовательное повторение основных вопросов курса школьной географии, восстановление в памяти с помощью карт атласов представлений о положении на карте основных географических объектов.

Для успешной подготовки к экзамену большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знания. Для выявления таких пробелов важно принимать во внимание типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий экзаменационной работы. Рекомендуется при изучении той или иной темы, обращать внимание учащихся на такие ошибки и объяснять, с чем они связаны.Для такой профилактики большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в знаниях учащихся.

Анализ ответов на задания третьей части экзаменационной работы показывает, что типичные ошибки, допускаемые выпускниками с хорошим в целом уровнем подготовки, связаны с неумением четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют мало возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Целенаправленно формировать это умение необходимо начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися. Многие слабо подготовленные выпускники ошибаются при объяснении особенностей возрастной структуры населения стран, так как сравнивают абсолютные значения вместо процентных долей. При определении показателя естественного прироста населения они делят значение показателя рождаемости на значение показателя смертности и т. п. В действующих учебно-методических комплектах по географии имеются тренировочные задания, предназначенные для отработки соответствующих умений, но их, видимо, недостаточно. В связи с этим для учащихся, не овладевших этими несложными умениями, целесообразно предусмотреть дополнительные упражнения. В качестве раздаточного материала при этом могут быть использованы картосхемы, диаграммы и статистические таблицы, используемые в опубликованных заданиях ЕГЭ Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи. В практике обучения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь на ЕГЭ с заданиями, включающими избыточную (как любой реальный источник географических знаний) информацию, экзаменуемые пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения, которые они могут извлечь из данной в условии карты или статистической таблицы. Для формирования умений, нужных для решения таких задач, требуется соответствующая тренировка учащихся. При создании необходимых для этого заданий учителю также рекомендуется использовать опубликованные материалы ЕГЭ. Например, из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию стран, удалить строку с данными о показателе смертности и дать задание (для слабых учащихся) установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения, или (для сильных учащихся), удалив стоку с данными, характеризующими среднюю продолжительность жизни, определить, какие данные дополнительно требуются для объяснения различий в возрастной структуре населения стран.

Задания С2 может базироваться на разном содержании. Так, в задании С2 может потребоваться объяснить особенности демографической ситуации.

Типичные ошибки при выполнении подобных заданий связаны, главным образом, с неверным пониманием взаимозависимостей между показателями рождаемости населения, возрастной структурой и смертностью, продолжительностью жизни и возрастной структурой населения. Многие выпускники пытаются объяснить сравнительно высокую смертность в развитых странах экологическими проблемами. Кроме того, затруднения вызвали задания, где требовалось применить знание признаков основных этапов демографического перехода для прогнозирования возможных социально-экономических проблем, связанных с демографической ситуацией в той или иной стране.У выпускников недостаточно сформированы представления о размещении населения мира. Слабо усвоены знания о различиях в уровне урбанизации развивающихся стран. Многие выпускники ошибаются, считая, что во всех развитых странах наблюдается отрицательный прирост населения.

Пример:

В таблице представлены статистические данные, характеризующие население Камбоджи и Республики Корея. Используя данные таблицы, объясните, почему в Камбодже доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения меньше, чем в Республике Корея. Укажите две причины. Если Вы укажите более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Демографические показатели Камбоджи и Республика Корея в 2011г.

–  –  –

В ответе указаны следующие причины:

1) В Камбодже рождаемость больше ИЛИ больше детей;

2) В Камбодже ожидаемая продолжительность жизни ниже

–  –  –

Пример типичного неправильного ответа:

В Камбодже доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения меньше, чем в Республике Корея потому что: В Республике Корея проживает 49 мил. человек, что выше чем в Камбодже - 14,7 млн.человекэто значит что Республика Корея более развита чем Камбоджа.

Смертность в Камбодже- 8%, что выше чем в Корее - 5 %.

В данном случае выпускник ошибочно полагает, что на долю лиц пожилого возраста в обшей численности населения оказывает влияние коэффициент смертности, а не показатель средней продолжительности жизни.

Максаковский «Экономическая и социальная география мира». При подготовке к экзамену следует обратить внимание на знание выпускниками фактического материала, понимание общих тенденций и закономерностей развития естественного движения населения, миграционных процессов, национального и религиозного состава населения мира и России. Один из узловых вопросов раздела состоит в характеристике естественного движения населения. Учителю необходимо обратить внимание на то, что человечество растет и развивается в процессе непрерывной смены поколений, режим которой, прежде всего, определяется соотношением рождаемости и смертности людей. На уровень рождаемости влияют и чисто демографические процессы – состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию. Однако решающее влияние оказывают социально-экономические факторы, национальные и культурные традиции народов, религия, уровень грамотности и благосостояния людей, общественное положение женщин, характер расселения, климатические особенности. На деторождение влияют войны, экономические кризисы, безработица.

Уровень смертности обусловлен в первую очередь степенью благосостояния людей и развитием общественного здравоохранения, доступностью медицинской помощи, характером питания и жилищных условий, состоянием окружающей среды. На общие коэффициенты смертности сильно влияет возрастной состав населения, так как смертность людей разного возраста весьма неодинакова – она повышена среди младенцев до 1 года и среди людей старше 60 лет. На глобальных показателях смертности сказывается то, что более 1 млрд. людей на Земли живут в нищете, большая часть которых плохо питается или голодает. Более 10 млн. людей во второй половине XX в. погибли в «локальных войнах», которые ведутся на всей планете почти непрерывно. Общее состояние здоровья и жизнеспособность населения наиболее адекватно характеризуют показатели смертности у людей разного возраста и величина ожидаемой средней продолжительности жизни.

В настоящее время население мира продолжает быстро увеличиваться, растет ежегодно более чем на 75-78 млн. человек, хотя с 70-х гг. главные тенденции развития демографической ситуации в мире сводятся к замедлению темпов рождаемости, которые опережают снижение уровня смертности и ведут к росту продолжительности жизни людей и сокращению темпов роста населения мира. Однако этот «демографический переход» по-разному преломляется в экономически развитых и развивающихся странах. Для первой группы стран в настоящее время характерен так называемый современный или рациональный тип воспроизводства населения с низкой рождаемостью и средним уровнем смертности (сказывается высокая доля пожилых людей), что обеспечивает простое либо суженное воспроизводство поколений. В некоторых из этих государств, например, в Германии, где смертность и рождаемость приблизительно равны, происходит естественная депопуляция. Еще хуже современная демографическая ситуация в России, где политический и экономический кризис середины 90-х гг. способствовал спаду рождаемости и росту смертности и обусловил естественную убыль населения в 1992-1998 гг. более чем на 3,5 млн. человек.

Свыше 90% всего прироста населения на Земле приходится на развивающиеся страны, где сохраняются высокие показатели рождаемости и смертности людей при малой продолжительности жизни (архаичный тип воспроизводства). Таковы показатели у Афганистана и Эфиопии. У части развивающихся стран, например, Мексике, за последнее время уровень смертности заметно снизился в основном в связи с успехами медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями. Это так называемый переходный тип воспроизводства населения. Эти страны сохраняют и в перспективе высокие темпы роста населения из-за высокой доли людей молодого возраста.

Таким образом, при изучении темы учащиеся подводятся к основному выводу о том, что демографические проблемы для стран разных типов и разного уровня социально-экономического развития неодинаковы. Ситуация требует для каждой из стран разрабатывать и осуществлять собственную демографическую политику, которая отвечала бы интересам общества, содействовала бы улучшению жизни людей. Более чем в 20 странах мира, прежде всего в Европе, проводится политика, направленная на увеличение рождаемости, примерно в 85 странах – на ее снижение, в остальных странах рост населения практически не регулируется.

Миграции населения как массовая пространственная подвижность населения (как переселения, так и «маятниковые» связи) имеют международный характер и выступают следствием интернационализации жизни на планете, распада многонациональных государств, растущей мобильности капитала и углубления территориального разделения труда, совершенствования системы транспорта и связи. Главная причина миграций – экономическая, но большое значение имеют и переезды людей по семейным обстоятельствам, на учебу, уход на пенсию. Волны миграций вызывают войны, другие политические события. Миграции – второй главный фактор, порождающий заметные изменения в размещении людей как внутри стран, так и между ними и регионами мира.


Во внутренних миграциях люди направляются главным образом из сельской местности в крупнейшие городские агломерации – центры систем расселения. Этот процесс особенно характерен для развивающихся стран и отсталых районов, где в сельских поселениях велики масштабы скрытой безработицы и открытой нищеты и поэтому люди стремятся в города. В развитых высокоурбанизированных странах обмен людьми между городскими и сельскими поселениями приобретает более сбалансированный характер. В некоторых крупных странах (Бразилия, Индонезия) сохраняются миграции, связанные с освоением обширных и пока еще слабообжитых территорий. Итак, миграции населения – ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба эти вида миграций широко представлены в мире и в нашей стране. Внешние миграции подразделяются на эмиграцию – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства или более или менее длительный срок и иммиграцию – въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции сегодня уменьшились, но заметно возросли потоки внутриконтинентальных миграций. При этом особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Особенно она проявилась в Европе, которая из центра эмиграции, существующего несколько столетий, превратилась в очаг притяжения рабочей силы из стран Средиземноморья и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США и нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Специфика современной географии международных миграций порождена распадом СССР и Югославии. Главные направления этих миграций – Западная Европа, Израиль, США. Другими лидерами по приему эмигрантов являются Германия, Франция, Канада, Австралия. Но наибольшее количество эмигрантов поставляют развивающиеся страны Азии.

Соотношение городского и сельского населения на протяжении человеческой истории значительно менялось. Большие различия наблюдались также между отдельными регионами мира. В наши дни, несмотря на то, что около половины населения мира живет в сельской местности, размещение населения все более определяется географией городов. Города играют ведущую роль в экономической, политической и культурной жизни народа.

Уровень урбанизированности, как правило, наиболее высок в индустриальных и постиндустриальных странах, ниже всего – в отсталых аграрных странах. Однако прямой зависимости между этими показателями нет. Например, в некоторых районах и странах с неблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства (северные или аридные зоны) наблюдается высокий процент городского населения даже при слабом промышленном развитии (Исландия, Иордания). Следует иметь в виду также, что в настоящее время городское население растет в основном за счет лиц, занятых в непроизводственной сфере.

В конце XX в. темпы урбанизации высоки в развивающихся странах Азии и Латинской Америки, но особенно они стремительны в Африке. В некоторых странах, например, в Великобритании (из-за оттока горожан в сельские пригороды), в Таджикистане, Туркмении (из-за очень высокого естественного прироста сельского населения), доля горожан в последнее десятилетие сокращается. В целом же в мире усиливается тенденция к сближению уровней урбанизированности регионов и стран. Во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки население концентрируется в немногих крупных городах, выросших у моря, в богатых природными ресурсами районах. Их рост – следствие колониализма в его прямой или скрытой форме. Развитие же городов во внутренних районах таких стран тормозилось слабым развитием рыночных отношений. При изучении этих вопросов учащиеся должны знать крупнейшие агломерации мира и уметь показывать их на карте.

Заключение

ЕГЭ по географии всегда был экзаменом по выбору, поэтому говорить о том, что выводы по его результатам можно распространить на всю совокупность выпускников страны, не представляется возможным. Однако анализ данных объективного измерения сформированности географических знаний и умений у достаточно большого количества выпускников из многих регионов России позволяет делать некоторые достоверные выводы и о состоянии школьного географического образования.

Анализ результатов выполнения экзаменационных работ и сравнение экзаменуемых по степени успешности овладения различными знаниями и умениями позволили выявить типичные ошибки, допускаемые на экзамене выпускниками, обоснованно выделить наиболее сложные для усвоения темы и умения. Разработанные на основе этого анализа рекомендации по совершенствованию учебного процесса нашли отражение в ежегодных методических письмах и в статьях, опубликованных в профильных журналах. Эти рекомендации позволили внести необходимые коррективы в свою работу: они нацеливали учителей на формирование умений применять знания, использовать их для объяснения сущности конкретных географических процессов и явлений, особенностей их распространения, показывали конкретные пути предупреждения типичных недостатков географической подготовки выпускников.

За годы проведения экзамена значительно выше стали показатели успешности выполнения заданий, проверяющих сформированность умений определять географические координаты, направления, сравнивать ресурсообеспеченность, демографические показатели разных стран, использовать географические знания и умения для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. В частности, результаты ЕГЭ показывают, что выпускники последних лет умеют извлекать информацию из предложенного рисунка, таблицы, картосхемы (в первые годы проведения экзамена многие экзаменуемые испытывали затруднения при выполнении такого рода заданий).

Динамика изменения результатов экзамена позволяет сделать вывод о положительном влиянии ЕГЭ на качество школьного географического образования.

Список литературы:

Герасимова Т.П., Душина И.В.О новом подходе к методам обучения географии // География в школе. – Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: учебное пособие / И. В. Душина и др.. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие./ Т.И. Шамова и др. – М.:

Педагогическое общество России, 2007.

Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие / Д.П.

Финаров. – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Похожие работы:

« самостоятельной работы студентов по дисциплине «Микроэкономика» для направления подготовки «Экономика», профиль подготовки «Налоги и налогообложение» Махачкала – 2015 г. УДК 330 (073) ББК 650 Составитель: Рустамова Мариям Гасановна, старший преподаватель кафедры экономики Дагестанского государственного института народного хозяйства....»

«ОДМ 218.8.004-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Рекомендации по повышению экономического эффекта использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР) МОСКВА 2013 ОДМ 218.8.004-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА И ПРИДОРОЖНЫХ ПОЛОС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ...»

«Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Теория и практика УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 2-е издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» и по направлениям 080300.62 «Коммерция», 100700.62 «Торговое дело» Книа оступна в ектронной ииотеной системе...»

« «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра экономической теории и прикладной экономики Лейман Т.И. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика» профиля подготовки «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной форм...»

«Миронова Д.Ю.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ И МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ Санкт-Петербург МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТ ИТМО Миронова Д.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ И МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ Учебное пособие Санкт-Петербург Миронова Д.Ю., Современные тенденции развития науки и техники и маркетинг инноваций. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 83 с. В учебном пособии рассматривается круг вопросов, связанных с анализом тенденций развития...»

«НП «Техникум экономики и предпринимательства» СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ о работе техникума за 2014-2015 учебный год ТАМБОВ 20 ОГЛАВЛЕНИЕ № Наименование разделов Cтр. п/п Учебно-материальная база I II. Состав преподавателей Контингент студентов и трудоустройство выпускников III Учебная и методическая работа IV Базы практик 4.1 Достижения в области социального партнерства 4.2 Научно-методическая работа 4.3 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 4.4 Научная-методическая работа...»

«Содержание этого письма неправильно отображается? Щелкните сюда вторник, 1 декабря 2015 номер 694 Вестник в формате PDF Фонд в и Мобильное приложение Фонда доступно в Appstore и Google Play Перспективы в преддверии испанских парламентских выборов Автор: Angel Sanchez Navarro 20 декабря в Испании пройдут выборы в парламент. Анхель Санчес Наварро, профессор Мадридского университета Complutense, подводит итоги правления Мариано Рахоя с 2011 года, напоминая об условиях его победы и говоря...»

«СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18 2.1 Основные образовательные программы, реализуемые в Брян18 ском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова 2.2 Организация учебного процесса 2.3 Информационно-методическое обеспечение учебного про33 цесса 2.4 Результаты приёма 2014 г. 39 2.5 Результаты промежуточной аттестации 44 2.6 Результаты итоговой аттестации 69 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 79 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 90 5....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске Рабочая программа дисциплины Экономическая демография Направление подготовки 080400.62 Управление персоналом Направленность (профиль) подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Прокопьевск 2014 СОДЕРЖАНИЕ 1. Перечень планируемых...»

« заседании Ученого совета Ректор 24 октября 2013 г., протокол № 3 Кривошеева Г.Б. _ «24» октября 2013 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит на 2014 год Москва 2013 Составитель: к.э.н....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕНЗА 2015 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Экономика Методические указания к выполнению контрольной...»

« для специальности 19.02.10. «Технология продукции общественного питания» СПО Махачкала 2015 УДК 620.2 ББК 30.609 Составитель: Атаева Аида Уллубиевна, руководитель ППССЗ по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания Внутренний рецензент – Минатуллаев Арслан Айнутдинович, кандидат экономических наук, доцент, зав....»

«Красноярский финансово-экономический колледжфилиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Утверждено на заседании ЦК УТВЕРЖДАЮ финансовых дисциплин Заместитель директора протокол № _ по учебной работе «_» _2014 г. С.Ю.Биндарева Председатель цикловой комиссии «_»2014 г. Н.С.Арчемашвили МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по...»

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика». Очная, заочная форма обучения Автор: Ефимова Г.З. Объем 22 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол заседания кафедрой общей и Акулич..2015 к электронному кафедры от..2015 экономической М.М. изданию...»

«Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет социальных наук Департамент государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики Программа дисциплины «Семейная и миграционная политика» Дисциплина для магистратуры Автор программы: Хорева О. Б., к.э.н., доцент [email protected] Одобрена на заседании кафедры управления...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики Вакорин Д.В. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» профилей подготовки «Логистика», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент» очной и заочной...»

«А.А. Носенко МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ (ПС) (Выполнены в соответствии с методикой В.А. Палицына «Техникоэкономическое обоснование дипломных проектов», часть 4. Проекты программного обеспечения. Мн, БГУИР 2006 г.) После названия главы «Технико-экономическое обоснование проекта» необходимо дать краткую характеристику программного продукта, а также показать целесообразность его технико-экономического обоснования. 6.1 Расчет экономической...»

« гражданско-правовых дисциплин МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ Экологическое право Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки общий Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Волжский, 2011 г. Учебно-методический комплекс дисциплины Экологическое право разработан...»

«ЭКОНОМИКА ТАТАРСТАНА УДК БКК Авторы: к.э.н., доц. Р.М. Кундакчян – гл. 5 разд. 1; д.э.н., проф. Н.М. Сабитова – гл. 4 разд. 1; к.э.н., доц. С.Г. Свалова – гл. 2 разд. 2; к.э.н., доц. Л.А. Ульянова – гл. 4 разд. 2; к.г.н., доц. Р.В. Ухванькова – гл. 2 разд. 1, гл. разд. 2 (в соавторстве с Ф.Г. Хамидуллиным); д.э.н., проф. Ф.Г. Хамидуллин – гл. 1, гл. 3 разд. 1, 3, 4, 5, гл. 5 разд. 2, 3, 4, 5, 6. Научный редактор: Доктор экономических наук, профессор Ф.Г. Хамидуллин Рецензенты: доктор...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела О.С. Елфимова ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (ПРАКТИКУМ) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

По географии

по тексту отдела образования администрации

города Георгиевска в 8-х классах

12.03.2013 г. в МБОУ СОШ города Георгиевска была проведена контрольная работа по географии в 8-х классах по тексту отдела образования.

Контрольная работа была составлена на основе базового и обязательного уровня знаний, соответствовала программному материалу, состояла из двух вариантов, каждый из которых содержал 20 заданий, взятых из сборника для подготовки к экзамену по предмету в новой форме.

Задания по темам раздела «Природа России» включали тесты с выбором одного ответа, нескольких из предложенных, на установление соответствия географических объектов, а также в форме развёрнутого ответа и формулировки причин тех или иных географических явлений.

Сводная таблица анализа контрольной работы по школам города выглядит следующим образом:

МБОУ СОШ №

Всего учащихся

Выполняли работу

Получили отметку «5»

% успеваемости

% качества знаний

Из данных таблицы видно, что учащиеся 8-х классов школ города с контрольной работой по географии в целом справились. Большое количество учащихся (125 из 650) отсутствовали на контрольной работе по причине болезни, в том числе и «сильные», что не позволило выявить более точных результатов.

Уровень обученности составил 99 %. Самым низким он оказался в СОШ № 7 (95 %), учитель, 2 неудовлетворительные оценки. Двойки получили также учащиеся МБОУ СОШ № 1 и 3 (и). Со 100 % успеваемостью работу выполнили ученики гимназии №2, МБОУ СОШ № 3, 4, 5, 6, 9 и 29.

Общий процент качества знаний по школам города – 60 %. В СОШ № 1 () и 2 () обучаемые показали более высокие результаты, и качество знаний здесь 79 и 81 % соответственно. Наименьшее количество пятёрок и четвёрок по итогам работы имеют восьмиклассники МБОУ СОШ № 3 и 9 (40 и 47 %), учителя и Киселёва Л. М. На уровне среднего % качества МБОУ СОШ № 6, 7 и 29.

В большинстве школ результаты оказались выше, чем по итогам II четверти на 2-14 %, кроме гимназии № 2, МБОУ СОШ № 3 и 5 (ниже на 8, 10 и 24%).

Анализ ошибок показал, что некоторые учащихся недостаточно хорошо усвоили изученный материал. Трудным для них оказалось определение терминов и понятий. Не все также знают карту, поэтому не смогли ответить на соответствующие вопросы тестов, допустили ошибки при установлении соответствия между природными зонами и находящимися в них почвами, древесными породами, представителями фауны; при ориентировании по шкале высот и глубин; при даче характеристики климата России.

Обучающиеся испытывали трудности при ответе на вопросы по темам: «Климат», «Рельеф», «Почвы», «Природные зоны». Некоторые не приступили к вопросу с развёрнутым ответом.

Для устранения пробелов учителям географии необходимо провести коррекцию знаний обучаемых по пройденным темам.

Учить учащихся решать задания ГИА и ЕГЭ;

Продолжить формирование умения работать с географической картой;

Больше внимания уделять изучению основных терминов и понятий курса;

Усилить практическую деятельность обучаемых, использовать на уроках схемы, таблицы, графики, диаграммы, словари терминов, электронные пособия и т. д.

Составили
8,1% от общего числа участников ЕГЭ по географии. Эти выпускники не продемонстрировали достижение ни одного из требований ФК ГОС, проверяемых на ЕГЭ по географии. Знания таких участников ЕГЭ фрагментарны, не имеют системы, зачастую основаны на обыденных представлениях. Для выведения таких обучающихся из «группы риска» могут быть использованы различные виды деятельности, однако с учетом дефицита времени целесообразно сосредоточиться на тех из них, которые помогут при выполнении сразу многих заданий, включаемых в КИМ.
Как уже отмечалось выше, в КИМ включаются справочные материалы (контурные карты – политическая мира и федеративного устройства России с показанными на них государствами и субъектами РФ). Эти карты не только необходимы при выполнении задания 1 КИМ, но и могут помочь при выполнении ряда других заданий экзаменацион- ной работы: заданий на определение страны (региона России) по краткому описанию, на сравнение плотности населения отдельных стран или регионов нашей страны и других заданий, для правильного ответа на которые необходимо представлять положение на карте стран (регионов России), указанных в условии.
Знание географической номенклатуры, положения на карте географических объектов необходимо при выполнении не только тех заданий экзаменационной работы, которые непосредственно его проверяют, но и для многих других заданий. Для наименее подготовленных обучающихся можно рекомендовать подписывание на контурной карте выборочно (наиболее значимых и часто проверяемых в ЕГЭ) отмеченных на ней учителем географических объектов (островов и полуостровов, форм рельефа материков, частей
Мирового океана, рек и озер).
Варианты КИМ включают от 5 до 7 заданий на установление правильной последо- вательности. Это задания на сравнение продолжительности дня на трех параллелях в тот или иной день года, сравнение климата (средних температур воздуха, количества атмо- сферных осадков) отдельных территорий, сравнение уровня и качества жизни населения различных стран, возрастной структуры их населения. При выполнении этих заданий от
15% до 30% участников экзамена указывают последовательность, обратную правильной, что может свидетельствовать не только о неправильном понимании закономерностей, проверяемых в этих заданиях, но и о непонимании текста задания, используемой в нем географической терминологии.
Так, например, в следующем задании требовалось всего лишь прочитать показан- ные на карте данные.

10
С помощью карты сравните средние температуры воздуха января в точках, обозначен-
ных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите эти точки в порядке повышения темпера-
туры воздуха.
Средняя температура воздуха января 2007 г. (в °С)

Запись в ответе последовательности цифр, обратной правильной, свидетельствует о непонимании того, что означает «повышение температуры воздуха» применительно к отрицательным температурам, что температура –25 °С выше, а не ниже –35 °С.
Как показывает практика, у значительной части обучающихся недостаточно сформирована функциональная грамотность, и без целенаправленного осмысления им трудно понять то, о чем их спрашивают в задании. При подготовке к выполнению заданий на установление правильной последовательности со слабыми обучающимися рекомендуется разбирать, ЧТО и КАК проверяется в том или ином задании. Это можно делать различными способами. Покажем это на примере следующего задания.
На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы, были одновременно
проведены измерения атмосферного давления. Расположите эти метеостанции
в порядке повышения значений атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее
высокому).
Метеостанция
Высота над уровнем моря, м
1 1250 2
870 3
630
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Ответ:

11
Рекомендуется последовательно попросить обучающихся ответить на вопросы, связанные с заданием.
1. Что дано в задании? (Номер метеостанции и высота каждой над уровнем моря.)
2. Связь между какими характеристиками нужно установить для решения задания?
(Связь между абсолютной высотой метеостанции и атмосферным давлением.)
3. Какое из перечисленных показаний атмосферного давления самое низкое, а какое самое высокое?
4. Какая существует закономерность атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем моря? (С увеличением высоты атмосферное давление понижается.)
5. Как переформулировать эту закономерность для решения данной задачи, где да- ны высоты и требуется соотнести атмосферное давление с высотой? (Чем меньше высота, тем выше атмосферное давление.)
6. Какая метеостанция расположена на наибольшей высоте? Означает ли это, что там атмосферное давление будет наименьшим?
7. Какая метеостанция расположена на наименьшей высоте? Означает ли это, что там атмосферное давление будет наибольшим?
8. После ответов на эти вопросы нужно попросить учащихся записать метеостанции в порядке повышения значений атмосферного давления.
На знании и понимании типологических особенностей стран, имеющих разные уровни социально-экономического развития, базируется целый ряд заданий КИМ ЕГЭ по географии. Однако анализ ответов участников экзамена показывает, что причиной ошибок является не только незнание проверяемых на ЕГЭ особенностей населения и хозяйства развитых и развивающихся стран, но и элементарное незнание некоторых стран и связанная с ним неспособность отнести их к той или иной группе. Слабые обучающиеся просто не знают, например, такой страны, как Непал, путают Венгрию с Венесуэлой,
Либерию с Латвией, а Ливию с Литвой. Для устранения этой проблемы в их подготовке можно рекомендовать им провести работу по классификации по группам стран, указанных в приложении учебника, а для закрепления – дать задания по разделению списка стран на две группы. При наличии времени желательно дополнить эту работу нанесением этих стран на контурную карту.
Самая многочисленная (51,4%) группа участников имеет удовлетворительный
уровень подготовки . Эта группа экзаменуемых демонстрирует достижение многих про- веряемых требований ФК ГОС. Они знают и понимают основные термины и понятия эко- номической и социальной географии,знаютфакты и номенклатуру, типологические ха- рактеристики стран современного мира, особенности рельефа материков и России Их под- готовка характеризуется достаточно хорошим владением материалом разных тем, наличи- ем детальных пространственных представлений, о размещении географических объектов и явлений. Они обладают необходимыми базовыми умениями – умеют использовать картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации (умеют читать географические карты различного содержания, определять по карте географические координаты и расстояния, определять различия во времени).
В то же время знания выпускников этой группы не являются полными, не имеют системы. Характерный недостаток их подготовки – слабое владение понятийным аппара- том физической географии и недостаточное понимание географических явлений и процес- сов в геосферах, что хорошо заметно по результатам выполнения ими задания 4.
Эти результаты свидетельствуют о том, что многие из пришедших на экзамен выпускников не имеют полного правильного представления об изученных географических процессах и явлениях. Они выучивают одно или два из нескольких признаков, что не позволяет им осознать сущность изучаемых процессов и, следовательно, узнавать их и правильно описывать. Такое ограниченное восприятие, возможно, будет затруднять экзаменуемым успешное дальнейшее обучение по географическому профилю.

12
Теоретические знания о пространственных, причинно-следственных связях между географическими объектами и явлениями усвоены выпускниками этой группы значительно хуже, чем фактологические знания, что очень заметно на примере темы
«Земля как планета» (задание 6). Понимание географических следствий формы, размеров и движений Земли являются базовыми для понимания всех географических закономерностей. Об отсутствии понимания географических следствий годового движения Земли при наклонном положении ее оси более чем половиной этой группы уча- стников экзамена свидетельствует то, что они не могут применить знания о положении
Солнца над горизонтом на разных параллелях в течение года для сравнения продолжительности светового дня, высоты Солнца над горизонтом. Причинами ошибок является наличие у некоторых из них неверных представлений о прямой взаимосвязи между высотой Солнца над горизонтом и продолжительностью дня на разных широтах
(связаны с непониманием географической сущности понятий «тропик», «полярный круг»).
Сложности с выполнением этих заданий связаны с тем, что обучающиеся не понимают, какие из изученных закономерностей им следует применить для решения данной задачи, что свидетельствует о неглубоком усвоении данных знаний даже на репродуктивном уровне.
К значимым недостаткам подготовки этой группы выпускников по экономической и социальной географии мира можно отнести несформированность умений: находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, оценки обеспеченности территорий человеческими ресурсами; оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономическим объектов, процессов и явлений.
Существенно повысить уровень подготовки выпускников этой группы по экономи- ческой и социальной географии можно, оказав им помощь в систематизации их знаний о типологических особенностях населения групп стран, выделяемых внутри групп развитых и развивающихся стран. Можно рекомендовать обучающимся, используя статистические данные, самостоятельно сравнить показатели рождаемости и естественного прироста населения в развитых странах Африки, с одной стороны, и Латинской Америки – с другой. Один из недостатков подготовки выпускников из этой группы – неумение сопоставлять и интерпретировать географическую информацию, поэтому, кроме общих выводов по результатам сравнения, рекомендуется также предложить обучающимся объяснять выявленные различия.
При изучении курса «Экономическая и социальная география мира» необходимо провести предусмотренную программой практическую работу по определению ресурсообеспеченности какой-либо страны с разными видами природных ресурсов. На примере США, Канады или Китая обучающимся можно предложить рассчитать показатель ресурсообеспеченности водными, лесными и земельными ресурсами, нефтью и каменным углем. Обязательно следует провести анализ результатов работы с индивидуальным разбором ошибок.
Менее 50% этой группы выпускников справились с заданиями, в которых требова- лось на основе статистических данных, характеризующих динамику показателей социаль- но-экономического развития отдельных регионов России в процентах к предыдущему году, определить, в каких регионах наблюдался рост объемов производства в рассматри- ваемый в задании период. Очевидно, что значительная часть обучающихся не понимают, что любое значение показателя более 100% означает прирост объемов по сравнению с предыдущим годом, и наоборот, любое значение показателя менее 100% означает уменьшение объемов производства.
Можно предположить, что одним из факторов, снижающим результаты этой группы выпускников , является недостаточная математическая подготовка.
Компенсировать этот недостаток можно, напомнив им порядок расчетов показателей

13 в процентах и в промилле (практиковаться в этом целесообразно при изучении регионального раздела: для расчетов долей отдельных стран в производстве и поставках на мировой рынок различных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции).
Описанные выше виды деятельности будут способствовать достижению обучающимися с удовлетворительной подготовкой сразу нескольких требований, владение которыми демонстрируют обучающиеся с хорошим уровнем подготовки.
Выпускники с хорошим уровнем подготовки составили 32,6% участников экзамена в 2016 г. Они демонстрируют достижение практически всех требований образовательных стандартов. Их подготовка характеризуется хорошим знанием фактологического материала, наличием детальных пространственных представлений, отражающих географические различия природы, населения, хозяйства мира и России (они знают и понимают географические особенности климата материков и России, отраслевой структуры мирового хозяйства, размещения основных отраслей промышленности мира и отраслей хозяйства России). У этих выпускников сформирована система теоретических знаний (понятия, закономерности, понимание географических следствий движений Земли, географических явлений и процессов в геосферах; зональность и поясность); они умеют применить свои знания анализа демографических ситуаций, решения типовых заданий на объяснение особенностей природы, населения, хозяйства отдельных территорий. В то же время, обладая всеми необходимыми знаниями, эти обучающиеся не всегда могут их применить или не могут сориентироваться, какую закономерность следует учитывать при решении конкретной задачи нового для них типа. Например, анализ результатов выполне- ния заданий линии 30 показал, что эта группа выпускников успешно справляется с типовыми заданиями на определение участков местности, на которых существует опас- ность развития водной эрозии почв, определения взаиморасположения по климатограм- мам, отражающих особенности их климата. В то же время менее половины этой группы участников успешно справляются с относительно нестандартными заданиями на выявле- ние и обоснование различий в количестве суммарной солнечной радиации в разное время года в пунктах, находящихся на разных широтах. Обучающиеся в целом усваивают зависимость количества солнечной радиации от широты, однако не учитывают факторов изменения продолжительности дня по временам года, прозрачности воздуха, так как для этого требуется использовать знаний, относящихся к другой теме. Актуализировать эти знания можно и в курсе «Экономической и социальной географии мира» (при изучении новых современных тенденций развития электроэнергетики мира проанализировать под- ходы к выбору мест для строительства новых крупных солнечных электростанций).
В целом важным резервом повышения уровня подготовки этой группы выпускни- ков является развитие у них умений интегрировать имеющиеся знания с новой информа- цией, использовать их для решения задач в новых, нестандартных ситуациях.
Выпускники с отличным уровнем подготовки (высокобалльники) (14,9%) де- монстрируют овладение всеми требованиями ФК ГОС.
На основании анализа результатов экзамена, выявленных недостатков подготовки выпускников можно предложить некоторые меры по совершенствованию преподавания географии в школе.
Выявленные недостатки подготовки выпускников, вероятно, могут быть связаны с различными факторами, в значительной степени это недостаток времени на изучение географии в базовом учебном плане, перегрузка как обучающихся , так и учителей.
На результаты школьного географического образования негативное влияние также оказывают невысокий интерес обучающихся к предмету и низкая мотивация к его изучению, которые связаны с нарушением принципа связи школьного географического образования с жизнью, излишней академичностью и фактологичностью содержания предмета, сохраняющейся репродуктивной направленностью образовательного процесса.

14
В период постепенного перехода на работу по новым примерным основным образова- тельным программам эти проблемы необходимо постепенно решать.
Для профилактики недостатков подготовки школьников, повышения системности их знаний, большое значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Изучение многих вопросов курсов географии России и мира должно строиться с опорой на знание общих физико-географических закономерно- стей, изучаемых ранее. Поэтому при планировании образовательного процесса рекомен- дуется предусмотреть перед началом изучения каждого нового раздела курса школьной географии время на диагностику аспектов подготовки, являющихся опорными при изуче- нии тех или иных вопросов. Особое значение имеет проведение в начале учебного года стартовой диагностики, нацеленной на проверку сформированности общеучебных инфор- мационно-коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельно- сти. Такую работу можно и нужно планировать и проводить совместно с другими учите- лями естественно научного и социально-гуманитарного циклов. Полезными при составле- нии соответствующих диагностических работ могут быть как задания из различных сбор- ников, предназначенных для проведения тематического контроля, так и сборники заданий для оценки метапредметных результатов обучения.
Отмеченное выше у значительной части выпускников неуверенное владение географической терминологией, неполное знание признаков географических процессов и явлений ведут к искаженному восприятию этих процессов, затрудняют успешное продвижение обучающихся по образовательной траектории и препятствуют формирова- нию научной картины мира.
Повышению эффективности образовательного процесса будет способствовать усиление акцента на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий (это фундамент достижения многих требований образовательных стандартов).
Полноценная сформированность географических понятий характеризуется способностью применять их при решении задач, использовать их для выражения своих мыслей
(а не для воспроизведения текстов учебника). Для обеспечения такого уровня овладения понятиями целесообразно даже при дефиците времени отрабатывать все признаки, харак- терные черты рассматриваемого географического явления (процесса). Понятие должно усваиваться во всей полноте, иначе у учащихся возникает искаженная картина действи- тельности. Целесообразно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, ин- формационные, публицистические – для узнавания изучаемых объектов. Необходимо учить школьников критически относится к информации, разбирая кто, как и почему именно так описывает явление: все ли признаки явления указаны; почему автор описал не все признаки; с какой целью автор описал это явление; если не все признаки указаны, значит ли это, что остальными признаками это явление не обладает, можно ли его отнести к изучаемым понятиям и т.п. (здесь может оказать помощь учитель русского языка, так как на этом предмете изучаются тексты разных жанров). При органи- зации текущего и тематического контроля знаний, проведении «географических диктан- тов» рекомендуется не ограничиваться проверкой знания учащимися определения поня- тий, а предлагать задания, требующие их применения.
Очевидно, что необходимость включения в образовательный процесс новых видов деятельности в условиях дефицита времени требует методических решений, которые позволят обеспечить достижение большинством учащихся требований образовательных стандартов без значительных дополнительных временных затрат, а таких методических решений , которые позволят найти резервы времени в учебном плане. В первую очередь время, необходимое для включения в образовательный процесс новых видов деятельно- сти, рекомендуется выделять за счет сокращения времени, отводимого на репродуктивные виды деятельности обучающихся, в том числе на пересказ изученного материала.
Достижение планируемых результатов обучения по курсу географии России имеет особое значение. Как уже отмечалось выше, существенным недостатком подготовки

15 выпускников является недостижение требования стандарта знать и понимать особенности природы населения и хозяйства крупных географических районов России, и причиной этого недостатка является незнание состава территории географических районов страны, отсутствие пространственных представлений об их границах и положении на карте.
Очевидно, что широко распространенное в практике обучения простое заучивание состава территорий районов и нанесение на контурную карту их границ не достигают желаемого результата. Сформированность этого знания возможна только при условии его использования на практике, когда это знание для учащихся из категории цели переходит в категорию средства решения учебной задачи (деятельность). Для реализации этого приема рекомендуется при изучении каждого из географических районов предусматри- вать самостоятельную работу обучающихся с тематическими картами России
(а не отдельных районов) для составления кратких характеристик природы и населения географических районов. В процессе выполнения таких заданий обучающиеся будут неоднократно актуализировать знания о составе территории, районах, их границах, в результате чего у них должны сформироваться твердые пространственные представле- ния об их положении на карте. Повышению степени сформированности таких представ- лений будет способствовать проведение самостоятельных работ обучающихся с тематиче- скими картами атласа по сравнению и объяснению различий природных условий отдель- ных регионов при отработке знаний о закономерностях изменения природных условий на территории страны, сравнение особенностей населения и хозяйственной специализации регионов.
Работа по профилактике типичных ошибок может значительно повысить эффективность преподавания. Эта работа не требует больших дополнительных затрат времени: в большинстве случаев достаточно при изучении соответствующей темы обратить внимание обучающихся на такие ошибки и объяснить, с чем они связаны.
Типичными являются ошибки, связанные с непониманием закономерностей изме- нения средних температур воздуха в умеренном климатическом поясе Евразии и в России в зимнее время.
Приведем пример задания.
Расположите перечисленные ниже города в порядке повышения средней многолетней
температуры самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой.
1) Красноярск
2) Кострома
3) Мурманск
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Ответ:
При выполнении данного задания типичной ошибкой является указание
Мурманска как города с самыми низкими зимними температурами воздуха. То, что
Мурманск является самым северным из указанных в задании городов, выпускникам известно. Неверный ответ свидетельствует об обыденном представлении: «чем севернее, тем холоднее». Для профилактики подобных ошибок важно актуализировать изучаемые в 7–8 классах закономерности при изучении регионального раздела курса географии Рос- сии. Известно, что при изучении крупных географических районов России часто основное внимание уделяется их населению и хозяйству, а климат, например, рассматривается достаточно бегло. Рекомендуется при изучении каждого из районов фиксировать в таблице данные об особенностях климата одного из регионов (административных центров регионов), входящих в состав географических районов. В конце изучения курса можно предложить обучающимся сделать вывод о том, какую из изученных ими законо- мерностей подтверждают собранные данные.

16
Типичные ошибки участников экзамена по теме «Население России» обусловлены ложным представлением о том, что в Азиатской части страны повсеместно плотность населения очень низкая. Причины формирования таких представлений могут быть связаны тем, что при изучении географических районов Азиатской части страны обраща- ется внимание на то, что значение показателя средней плотности населения в этих районах ниже среднего по стране. При изучении всех географических районов рекоменду- ется выделять для каждого из них входящие в них регионы с максимальной и минималь- ной плотностью населения. Это будет способствовать формированию представлений о том, что и в Европейской части страны есть регионы с низкой (ниже средней по стране) плотностью населения (Архангельская и Мурманская области, Республики Карелия, Коми и Калмыкия), а также о том, что и за Уралом есть достаточно густонаселенные регионы.
В целях профилактики таких ошибок, связанных с непониманием особенностей компонентов природных зон России, рекомендуется проводить сравнение природных зон по определенным параметрам (количеству гумуса в почве, плодородию почвы, степени увлажнения). При изучении коэффициента увлажнения в 8 классе закрепление может быть проведено на примере природных зон мира (новая ситуация для данного умения).
При изучении географии населения и сельского хозяйства целесообразно актуализировать знания об особенностях компонентов природных зон, рассматривая их влияние на специа- лизацию сельского хозяйства.
Наиболее значимым недостатком подготовки выпускников по курсу «Экономиче- ская и социальная география мира» является недостаточное знание и понимание географической специфики наиболее крупных стран мира, особенностей их природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры. Как уже отмечалось выше, причина этого недостатка кроется как в несформированности страноведческих знаний, которые должны были быть получены при изучении вводного отраслевого раздела курса , так и в неспособности выпускников связать знания об отдельных странах, полученные при изучении общей части курса «Экономическая и социальная география мира», со знаниями, полученными при изучении региональной части этого курса.
Некоторые современные учебно-методические комплекты по географии перед каждой темой имеют специальную рубрику «Вспомните», включающую вопросы и задания, направленные на повторение и актуализацию ранее изученного материала, восстановление необходимых при изучении темы умений и навыков, но независимо от наличия такой рубрики и ее содержания рекомендуется перед изучением любой страны давать задание повторить (найти информацию в отраслевом разделе или в статистическом приложении учебника) о формах правления и государственного устройства этой страны, о видах продукции, по производству которых эта страна относится к числу мировых лидеров, о членстве этой страны в международных интеграционных организациях.
При изучении страноведческого материла, особенно в старших классах, можно по- рекомендовать использовать получающую в последнее время распространение техноло- гию «перевернутого учебного процесса». Такая технология вместо традиционных домаш- них заданий предполагает опережающее самостоятельное изучение обучающимися дома материла в УМК, составление характеристик стран по типовому плану с последующей от- работкой этого материала в классе под руководством учителя в процессе проведения сравнения стран, проведения практических работ, базирующихся на изученном содержа- нии.
Среди типичных ошибок, допускаемых выпускниками при выполнении заданий по теме «Мировое хозяйство», можно выделить ошибки в заданиях, в которых требовалось установить соответствие между странами и диаграммами, отражающими распределение их экономически активного населения по секторам экономики. Успешность выполнения этих заданий зависит от знания типологических особенностей стран с разными уровнями развития экономики и экономических особенностей наиболее крупных стран мира.

17
Типичные ошибки связаны с ошибочным представлением о том, что в некоторых экономически развитых странах с высоким уровнем развития сельского хозяйства доля сельского хозяйства в ВВП и в структуре занятости населения велика. Важно формировать правильное представление о том, что во всех экономически развитых странах основное место в структуре экономики принадлежит непроизводственной сфере
(сфере услуг), а в наиболее отсталых, беднейших странах мира – сельскому хозяйству.
С этой целью рекомендуется при изучении регионального раздела курса географии 10–
11 классов, рассмотрении отдельных стран акцентировать внимание на особенностях их отраслевой структуры хозяйства, предлагать обучающимся анализировать статистические данные, характеризующие структуру ВВП и структуру занятости населения, и делать соответствующие выводы.
Очень значимым недостатком подготовки выпускников является слабое владение языковыми средствами – несформированность умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, правильную географиче- скую терминологию. Это умение тесно связано с умением географического анализа тек- стовой информации, с навыками смыслового чтения текстов, формирование которых пре- дусматривается метапредметными результатами освоения основных образовательных программ ФГОС.
Причина несформированности этого умения – препреобладание практики организации учебного процесса по географии с опорой на чтение текстов географического содержания (кроме учебников, с их специфическим языком, воспроизводить который дети пытаются в своих ответах). Необходимо поощрять формулирование своих мысли (устно или письменно). Но хотя в современных КИМ ЕГЭ по географии это умение и не оцени- вается, уже в обозримом будущем соответствующие критерии оценивания должны быть добавлены к критериям оценивания ответов на задания с развернутыми ответами.
Уже сейчас важно начинать включать в учебный процесс задания на работу с тек- стами географического содержания. Эти задания должны постепенно усложняться: от за- даний на поиск и выявление информации, представленной в явном виде , формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпре- тацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содер- жания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полу- ченных географических знаний.
При отборе текстов для использования в образовательном процессе следует руко- водствоваться двумя главными критериями: во-первых, для того, чтобы содержание текста стимулировало школьников к размышлению, использованию их географических знаний для решения познавательных и практико-ориентированных задач, оно должно иметь или личностную, или общественную значимость; во-вторых содержание текста должно позволять сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
В КИМ ЕГЭ по географии 2017 г. не запланировано никаких изменений, по сравне- нию с КИМ 2016 г. Будет изменена только система оценивания отдельных заданий: мак- симальный балл за выполнение заданий 3, 11, 14, 15 будет увеличен с 1 до 2 баллов, а максимальный балл за выполнение заданий 9, 12, 13, 19 будет уменьшен с 2 до 1 балла.

18
Приложение
Основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ 2016 г.
по ГЕОГРАФИИ
Анализ надежности экзаменационных вариантов по географии подтверждает, что качество разработанных
КИМ соответствует требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам учебных достижений. Средняя надежность (коэффициент альфа Кронбаха)
3
КИМ по географии – 0,92.

Проверяемые требования (умения)
Коды
прове-
ря-
емых
требо-
ваний
(уме-
ний)
(по
КТ)
Коды
прове-
ряемых
элемен-
тов
содер-
жания
(по
КЭС)
Уро-
вень
слож-
ности
зада-
ния
Макси-
маль-
ный
балл за
выпол-
нение
задания
При-
мерное
время
вы-
полне-
ния
зада-
ния
(мин.)
Сред
ний
про-
цент
вы-
пол-
не-
ния

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва