Почвы и почвенные ресурсы россии. Земельные и почвенные ресурсы

Основные вопросы. Что такое земельные и агроклиматические ресурсы Земли? Назовите основные факторы почвообразования?

Земля – уникальный природный ресурс, без которого не может существовать ни одна отрасль хозяйства. Земельные ресурсы исчерпаемы, они могут быть заняты населенными пунктами, лесами, водными объектами, ледниками, под хозяйственные объекты, или использоваться под пашню, пастбище, для рекреации. (Оцените обеспеченность земельными ресурсами Беларусь по рис.6.1. ) Рис.6.1 .С ростом численности населения Земли обеспеченность пригодными к использованию земель постоянно снижается (рис.6.2). Площадь земельных ресурсов в расчете на одного человека за последние десятилетия сократилась в четыре раза. Плодородные земли занимаются под города, дороги, промышленные предприятия, под водные объекты.

Земельные ресурсы Мира оцениваются в 13,0 - 13,5 млрд. га, часть из которых малопродуктивные земли – пустыни, высокогорья, заняты ледниками, водными объектами. Сельскохозяйственные земли составляют всего 37 % от мировых ресурсов. Пашня и многолетние культуры занимают всего 11 %, а дают около 90% продуктов питания. Лесные земли составляют 1/3 площади земельных ресурсов и выполняют важные функции в природе – климатообразующую, водоохранную, лесохозяйственную. Рис.6.2 .Наша «уменьшающаяся» Земля: изменение площади земельных ресурсов на душу населения, в га.По запасам сельскохозяйственных земель выделяется Европа. Рис. 6.3. Доля сельскохозяйственных угодий в земельном фонде. Страны с высокой плотностью населения мало обеспечены пахотными землями. В первую пятерку стран по обеспеченности пашней входят США, Индия, Россия, Китай Австралия. Для обеспечения растущей численности населения мира возникает необходимость расширения пахотных земель.

Важным фактором, влияющим на обеспечение населения пашней и продуктами питания, является снижение плодородия почв. Общая площадь деградированных земель наиболее высока в Азии, Африке, Южной Америке. Во всех регионах преобладает водная эрозия. В Африке и Австралии на первом месте оказывается выпас скота, в Азии и Южной Америке – обезлесение, в Северной и Центральной Америке и Европе – нерациональное земледелие. (Рис.6.4 . Основные процессы деградации почв и их причины. Рис.6.5 . Распространение деградированных почв в мире)

Факторы почвообразования. Почва, обладающая плодородием, обеспечивает человечество продуктами питания, развитие растительного и животного мира в географической оболочке. На различия почв в разных природных условиях влияют почвообразующие факторы: почвообразующие породы, на которых они развиваются, организмы, климат, рельеф, грунтовые воды, а также время их взаимодействия и человек. Они действуют одновременно и в течение длительного времени обеспечивают развитие почв. Рис.6.6 . Обеспеченность пахотными землями в различных частей света, га/чел.Рис.6.7 . Типы почв в разных природных зонах.

Почвобразующие породы являются основой для образования минеральной части почвы (песок, супесь, суглинок, глины, др.). Они влияют на механический состав почв, некоторые физические и химические их свойства, обеспечивают водный, тепловой и воздушный режим почв.

Организмы , населяющие почву, в разных климатических условиях содействуют накоплению органических веществ в почве и делают их доступными для растений, перемешивают ее, содействуют поступлению влаги и воздуха в почву.

Климат влияет на жизнедеятельность микроорганизмов, перемещение органического вещества, увлажнение и водный режим почвы и определяет интенсивность почвообразовательных процессов.

Характер рельефа сказывается на распределении климатов и растительности с высотой, от крутизны склонов зависит проникновение влаги в почву, от экспозиции склонов – условия нагревания и освещения. Характерным примером изменения типов почв с высотой в горах (высотная поясность).

Вода обеспечивает протекание в почве многочисленные химические и биологические процессы. Избыток влаги снижает содержание кислорода почве, подавляет деятельность некоторых микроорганизмов, способствует образованию болот.

Для образования любой почвы требуется время . Природные условия и почвы изменяются на протяжении длительного геологического времени, происходит эволюция почв.

Человек активно вмешивается в процесс почвообразования, улучшает ее, влияет на плодородие почв, проводит мелиорации почв, изменяет растительность, обрабатывает и вносит в нее различные удобрения.

Основные типы почв, их свойства. В различных природных условиях формируются разные типы почв. В арктическом поясе преобладает морозное выветривание, наблюдается слабое накопление органических веществ (почвы арктических пустынь), в субарктическом – накопление железа и алюминия, процесс оглеения. Для умеренных широт характерен процесс оподзоливания (подзолистые, серые и бурые лесные почвы). Под травянистой растительностью, при высоких температурах и достаточном увлажнении происходит накопление перегноя и образование плодородных черноземных, каштановых почв. При недостатке влаги и бедной растительности развиваются полупустынные и пустынные почвы (серо бурые). В сухом субтропическом климате зональные почвы сероземы, коричневые, черные субтропические и красные субтропические почвы. Основные почвы влажных субтропиков – красноземы, желтоземы, бурые, красноватые. В тропическом поясе при чередовании сухого и влажного периодов, большом количестве осадков и высокой температуре образуются латеритные почвы. При более сухом климате и выраженным сухим сезоном образуются железистые и красные тропические почвы. Наиболее плодородны черноземы. В Европе широко используются в сельском хозяйстве бурые лесные и коричневые почвы.

Агроклиматические ресурсы конкретной территории – это совокупность климатических факторов, которые создают условия для формирования продуктивности сельскохозяйственных культур.

Наличие плодородных почв еще недостаточно для возделывания различных сельскохозяйственных культур. Для периода вегетации культур необходимы оптимальные климатические условия: температура воздуха, влажность почвы, достаточное количество осадков. Неблагоприятные климатические явления (засухи, заморозки в вегетационный период) снижают урожайность сельскохозяйственных культур, а иногда полностью их уничтожают.

1. Назовите основные типы почв. 2. Установите взаимосвязи между климатом, почвами, растительностью. 3. Как влияет человек на развитие почвы? 4. Какие типы почв характерны для вашей местности? 5. Какие характеристики учитываются при оценке агроклиматических ресурсов?

Тип урока и форма учебной деятельности: урок повторения и обобщения знаний, ролевая игра телемост с использованием краеведческого материала.

Задачи урока: повторение и обобщение изученного материала; формирование географического образа малой родины, воспитание географической культуры учащихся.

Цели:

  • Закрепить уровень знаний, умений и навыков, учащихся по изученной теме.
  • Формировать комплекс знаний по теме «Почвы и почвенные ресурсы»;
  • Извлечь полезную информацию из представленных фактов, проанализировать, сравнить, делать выводы, оценить факты с разных точек зрения

Ценностный компонент урока : рассмотреть почву как универсальную ценность с элементами краеведения
Эпиграф: « Береги ее, защищай, заботься о ней, ибо она кормит людей, защищает и заботится о них. Уничтожь ее – и человек погиб». Джон Сторер

Для оформления:

  • В мире мудрых мыслей: Мы наблюдаем теснейшее взаимодействие мира органического и мира неорганического. (В.В.Докучаев)
  • Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей.
  • «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)

Участники: географ, эколог, главный агроном, геохимик.

Оборудование: карта почв области и района – атлас Омской области; учебник И.И. Баринова
«Природа России», материал для проведения лабораторной работы: почва, лакмусовая бумажка, раствор хлорида калия, мультимедийная презентация (Приложение 1 ).

Ценностно-смысловое содержание:

  • профориентационная направленность с выбором ролей специалистов,
  • формируется опыт эмоционально-ценностного отношения к себе и миру,
  • направленное развитие личности обучаемого.

Предварительно несколько учеников выбрали себе роли-профессии (биолога, агронома, эколога и др.) и вместе с учителем обсудили, о чем они будут рассказывать в ходе работы. Материал (и текст, и иллюстрации, и слайд презентацию) подбирали и готовили сами ребята, учитель исполнял роль консультанта. Таким образом, в ходе подготовки к уроку учащиеся приобрели опыт творческой деятельности и умений работать ИКТ.

Ролевая игра на уроке сочеталась с включением прямой трансляции со «специалистами» участвующими на уроке, показом слайд – презентации, что помогло ребятам проявить себя в разнообразных формах деятельности. Важна и профориентационная направленность урока с выбором ролей-специалистов. В ходе урока происходило формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к себе и познанию малой родины.

Каждый этап урока сопровождается слайдом из презентации (Приложение 1 ).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, на предыдущих урока вы изучили тему «Почва» сегодня мы познакомимся с почвами нашего района и их использованием. У нас сегодня необычный урок: Вы участники ролевой игры, ваша задача – принять непосредственное участие в повторении пройденного материала и практической части урока, заслушать сообщения учащихся и записать в тетрадь краткие тезисы.
Оценивание: за каждый правильный ответ получают жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитывается, кто набрал больше жетонов, 5 человек с наибольшем количеством жетонов получат оценку «5».

II. Работа по теме урока

– Мы должны вспомнить основные понятия темы: «Почва» – общие сведения

1. – Что называется почвой?

Почва – очень сложное природное тело, для характеристики свойств которого используются самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек.
Почва – это рыхлый поверхностный слой земли.

– А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Назовите, какие существуют почвообразующие факторы.

Это поможет сделать, прочитав стихотворение (почвообразующие факторы выделены курсивом):

Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!

Край ты наш Омский! Всем ты знаменитый!
Историей, прекрасными людьми !
От лучших черноземов монолиты
Тебя в Париже к славе привели!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

– Назовите основное свойство почвы? (Плодородие)
– Что влияет на плодородие почвы?(Механический,химический состав, структура почвы)

2. Назовите типы почв (работа с картой)

3. Почвенные ресурсы . Земельные, почвенные ресурсы (вспомни определение)

4. Назовите виды мелиорации

5. Назовите ученых , с именами которых связано изучение почвы?

М.В.Ломоносов – первым поставил вопрос о происхождении почвы, и сделал вывод, что почва «происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».
В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.
Горшенин Константин Павлович (1888-1981) – почвовед. Родился 18 июня 1888 года в Самарской губернии. После окончания земской школы и Самарского реального училища, в 1908 году спешно завершает обучение на естественном отделении физико-математического факультета Казанского университета.
Первые научные работы Константина Павловича посвящены изучению почв вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.
В 1920 году Горшенин приехал в Омск, где начал свою педагогическую и научную деятельность на кафедре почвоведения ОмСХИ, а в 1922 он стал зав. кафедрой. В 1921 году вышла его первая книга "К вопросу об эволюции почвенного покрова Западно-Сибирской низменности". Он лично участвовал во многих научных экспедициях по изучению почв Омского Прииртышья, уделяя особое внимание почвам юга области – сибирским черноземам. Научная работа "Почвы черноземной полосы Западной Сибири" (1923) экспонировалась на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве и была награждена медалью.
В 1924 году Константину Павловичу было присвоено звание профессора почвоведения, а в 1936 без защиты диссертации – ученая степень доктора сельскохозяйственных наук. Был проректором по научной работе, деканом агрономического факультета, членом президиума Ассоциации почвоведов, членом редколлегии журнала "Почвоведение", первым редактором журнала "Земля сибирская, дальневосточная". Работа Горшенина "Почвы южной части Сибири" (1955) была отмечена Почвенным институтом им. В.В.Докучаева АН СССР Золотой медалью им. академика В.Р.Вильямса и удостоена Ленинской премии.
Константин Павлович награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и другими правительственными наградами, а также большой Золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

6. Есть ли у почвы враги?

Выступает эколог:

Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек. Под влиянием природных процессов и хозяйственной деятельности человека происходит механическое разрушение (эрозия) и физико-химическое загрязнение почв.
Почва относится к не возобновляемым природным ресурсам, для ее образования требуются сотни и тысячи лет, а резервы сельскохозяйственных земель на планете исчерпаны. Значит, почву нужно охранять, заботясь о ней, улучшая ее состояние. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством. Важно, чтобы каждый человек планеты видел и выполнял свою роль в решении этой проблемы. Рациональность природопользования состоит именно в том, чтобы включаться в естественный круговорот, а не разрушатьего.
Для того чтобы понять важность данной проблемы, необходимо знать, какие воздействия губительны для почв, какие последствия возможны, как их можно приостановить или уменьшить.

Полезные советы:

  • Для того чтобы избавиться от нитратов, накапливающихся в результате нерационального внесения удобрений, овощи следует варить.
  • При варке картофеля и моркови в воде окажется до 60, у свеклы до 40, у капусты до 70% нитратов, содержащихся в этих продуктах.
  • При солении, мариновании или квашении число нитратов значительно уменьшается (в рассол уходит до 60%).
  • Во избежание восстановления нитратов в нитриты (еще более сильные яды), на хранение следует закладывать хорошо отсортированные, неповрежденные овощи.

7. Почему почву называют «большой многонаселённый дом» (биолог)

Действительно, почва похожа на большой дом, в котором жильцы самые разнообразные: и микроорганизмы, и насекомые, и черви, и зверьки. Так, в одном грамме почвы до 10 млрд. микроорганизмов. Трудно переоценить ту роль, которую они играют в жизнедеятельности всей планеты.

Вопрос. Что случилось бы, если бы микроорганизмы почвы не производили свою работу?

Все отмершие растения содержат массу питательных веществ, которыми другие растения смогут воспользоваться только после того, как микроорганизмы сделают их доступными. В почве живет великое множество микроорганизмов, каждые из них выполняют свою работу, вместе же они повышают плодородие почвы. Кроме того, при разложении микроорганизмами растительных остатков из них выделяются не только питательные соли, нужные растениям, но и углекислый газ. Кроме того, в почве живут различные беспозвоночные, которые, находясь в постоянном движении, перерывают почвы, рыхлят, мельчат остатки растений. Особенно большую работу совершают черви, придавая почве структуру. Почва, прошедшая через их кишечник, слипается, в комки, обеспечивающие наличие в почве крупных и мелких пор, благодаря которым, растения имеют в достатке воды и воздуха, могут нормально дышать и пить.
Структурная почва высыхает гораздо медленнее, чем бесструктурная, способствуя сохранению влаги, так необходимой растениям, т.е. повышается влагоемкость и водопроницаемость почвы.
Лучшим склеивающим, веществом является перегной, поэтому для повышения плодородия ее обогащают перегноем. Особенно эффективны в этом процессе многолетние травы. Кроме того, можно вносить органические удобрения (торф, навоз), которые являются источниками перегноя.

Вопрос. Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит? (О плохой структуре почвы, о необходимости рыхления)

9. Какие почвы присутствуют на территории района? (работа картой)

Таблица 1

Типы и свойства почв

10. Выступает почвовед:

На процесс почвообразования оказывает большое влияние рельеф, состав и характер залегания горных пород, воднотепловой режим местности.
Почвенный покров Исилькульского района очень пестрый. Формирование почв происходит в условиях слабоволнистого рельефа, континентального климата, незначительного стока.
Разнообразие почв объясняется также обилием грунтовых и поверхностных вод.
Более широко представлены в районе черноземные почвы.
Образовались черноземы в условиях недостаточного увлажнения под травянистой растительностью степей.
Черноземы относятся к лучшим почвам, пригодны для посева всех сельскохозяйственных культур.
Подтипы черноземов района: обыкновенный, луговой, карбонатный, солонцеватый.
Наиболее ценен в хозяйственном отношении чернозем обыкновенный, содержащий до 10 % гумуса.
Лугово-черноземные почвы наблюдаются в ложбинах, плоских водосборных понижениях близ озер и болот.
В березовых и осиновых колках распространены серые лесные почвы.
В районе преобладают темно-серые лесные почвы. Обладая благоприятными воднофизическими, химическими свойствами эти почвы являются лучшими среди лесных почв района.
Серые лесные почвы используются в земледелии. Сейчас освоены значительные площади земель, находившихся под лесами.
Своеобразный характер поверхности, наличие засоленных грунтов и высокий уровень минерализации грунтовых вод обусловливают широкое распространение в районе засоленных почв: солончаков, солонцов и солодей.
Рассмотрим эти типы почв более подробно.

Солоди

Развиваются в отрицательных формах рельефа (западины и обширные плоские понижения). Солоди – почвы березовых и осиновых колков или зарослей ивняка, встречаются на лугах и болотах. Образовались почвы из солонцов в результате вымывания солей из верхнего горизонта. Внешне солоди похожи на подзолистые почвы, народное название «беляк».
Основными признаками солодей является наличие в профиле почвы отчетливо выраженного белесового горизонта вмывания А2 с присущей ему плитчатой или слоеватой структурой.

Солонцы

Содержание гумуса в солонцах незначительно. Особенно неблагоприятны физические свойства солонцов. Во влажном состоянии почва набухает, становится вязкой и липкой, плохо водопроницаемой, в сухом состоянии настолько уплотняется, что не поддается обработке.
Солонцы характеризуются низким естественным плодородием. Для их использования необходимы гипсование или глубокое увлажнение. Гипс и карбонаты для улучшения солонцов можно использовать из самого профиля почвы путем глубокой вспашки.

Несмотря на сухость климата, в районе имеются болотные почвы . Формируются они на породах тяжелого механического состава, плохо фильтрующих воду. Болотные почвы используют в основном под пастбища и сенокосы.
В результате хозяйственной деятельности человека, ветровой и водной эрозии почвы разрушаются, плодородие их снижается.

11. Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде?

Воспользуйся моей подсказкой (рассмотреть образцы и сделать вывод)
Если в почве больше частиц глины – почва суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они плохо промываются, но легко заболачиваются и засоляются. В такие почвы необходимо (особенно в глинистые) вносить песок, чтобы облегчить механический состав.
Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.
(Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва легкая – песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если трещины неглубокие по внешнему краю – почва суглинистая.. А если трещин нет – то почва глинистая).

12. Могут ли быть почвы кислыми?

Выступление главного научного сотрудника лаборатории геохимии:

Действительно, кислыми бывают лимоны,яблоки и т.д.
А почвы? Оказывается, кислотность почв – один из важнейшихпоказателей, характеризующий ее плодородие. Обуславливается кислотность почвенного раствора наличием в нем положительно заряженных ионов водорода (Н+), а щелочность – отрицательно заряженных гидроксид-ионов (ОН–). С увеличением числа водородных ионов раствор становится кислым, тогда и говорят о кислых почвах. Для большинства сельскохозяйственных культур высокая кислотность неблагоприятно влияет на развитие растений – ухудшается использование растениями питательных веществ из почвы и удобрений.
Проведем лабораторный опыт
Как определить кислотность почвы с помощью индикаторной бумаги?

  • Имеющийся образец почвы (2-3 см куб) смешай с 5-8 мл раствором хлорида калия в фарфоровой чашке.
  • Тщательно перемешай стеклянной палочкой и оставь на 1-2 мин.
  • После этого опусти одну индикаторную бумажку в содержимое чашки на 1-2 сек.
  • Сравни полученную окраску с имеющейся шкалой, определи кислотность.

13. Выступление главного агронома:

Тема почв в наше время очень актуальна так как одной из главных проблем эффективности земледелия области остаётся критическая ситуация в вопросах сохранения плодородия почв. И наш район не исключение.

Задачи: систематическое проведение агрохимических исследований является незаменимым средством контроля за состоянием почвенного плодородия и направленности процессов его изменения, загрязнённостью почв токсичными элементами.
В почвенных образцах определялись кислотность, содержание гумуса, фосфора, калия, микроэлементов, тяжелых металлов.

Общие сведения хозяйстве

Территория Сибирского филиала «ВНИИМК» расположена в южной лесостепной зоне Омской области, в центральной части Исилькульского района. (площадь 4990 га)
Климатические условия на территории хозяйства отличаются континентальностью. Холодные зимы, нередко малоснежные, способствуют промерзанию почвы в отдельные годы до 250 см, а медленнее оттаивание их весной ограничивает деятельность микроорганизмов. Продолжительность безморозного периода 110-120 дней, но в отдельные годы может сокращаться на 15-20 дней. Среднегодовое количество осадков 350 мм, но они крайне неравномерно распределены по периодам.
Рельеф территории хозяйства представляет собой слабоволнистую равнину со слабовыраженным микрорельефом в виде небольших понижений или повышений, а также всевозможных западин.
Основными почвами хозяйства являются чернозёмы обыкновенные и солонцы лугово-чернозёмные.

Агрохимическая характеристика почв

Органическое вещество почвы (гумус) и его содержание является одним из оценочных показателей плодородия почв. Чем больше содержание гумуса, тем благоприятней водный и воздушный режимы почв, выше устойчивость их к техническим нагрузкам, что в конечном итоге сказывается на величине урожая. По данным исследований почв хозяйства содержание гумуса в почве от 2.0 – 6.0 % Необходимо отметить, что содержание гумуса менее 4.0% относятся к критическому уровню для почв черноземного типа, которые определяют основной фон пахотных земель хозяйства.

Агрохимическим обследованием установлены большие различия по содержанию элементов в почвах хозяйства.
Не менее важное значение для жизни растений имеет калий. Егофизиологические функции разнообразны. Калий способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментных систем растений. Калий улучшает поступление воды в клетки, снижает процент испарения, что способствует засухоустойчивости растений при кратковременных засухах.
При хорошем калийном питании увеличивается содержание Сахаров в плодах и овощах, крахмала в картофеле, повышается зимостойкость культур, устойчивость хлебов к полеганию.
Существенное влияние на формирование урожая и его качественные показатели, оказывает обеспеченность почв микроэлементами.
Вся площадь пашни имеет низкое содержание цинка, меди, кобальта и марганца. При определенных условиях данные элементы могут оказаться главным фактором в формировании урожая. Высокая обеспеченность бором, молибденом и марганцем.
Реакция почвенной среды оказывает существенное влияние на рост и развитие растений и почвенных микроорганизмов, на скорость и направленность химических и биологических процессов, обуславливает эффективность применения удобрений.
Как показали результаты химического анализа почвенных образцов – кислотность 6.3 (близкий к нейтральному), что указывает на благоприятную реакцию почвенной среды для возделывания всех районированных сельхозкультур.

Экологическая оценка состояния почв

Повышение требований к сельскохозяйственному производству в экологическом отношении и требований к качеству продукции в условиях рыночной экономики, вызвало необходимость определения в почвах тяжёлых металлов (ТМ). Данные по содержанию ТМ в почве определяет их поступление в растение, а затем и в конечную продукцию. По данным анализов содержание ТМ в пахотном слое почвы позволяет получать экологически чистую продукцию.

Мероприятия по повышению плодородия почв

1. Соблюдение технологии обработки парового поля, решения проблемы борьбы с сорняками, создания хорошей влагообеспеченности культур,
2. Проблему обеспечения сельскохозяйственных культур азотом во многом можно решить расширением посевов бобовых культур, под которые практически не требуется дополнительного применения данного элемента питания.
3. Использование до 30 % соломы на удобрительные цели позволит снизить потери гумуса на 500 т и дополнительно внести азота 16 % фосфора – 8 т и калия – 25 т.
4. В определенной мере проблему органического вещества можно решить за счёт сохранения использования многолетних трав на одном поле до 3-4 лет.
5. Освоение почвозащитной технологии определит снижение потерь гумуса и элементов питания от водной и ветровой эрозии.
В условиях Омской области одна тонна минеральных удобрений, при соблюдении научно-обоснованного применения даёт дополнительно 3-5 тонн зерна, 30-40 тонн силосных культур, 15-20 тонн картофеля и т.д.

Вопрос. Какие виды мелиораций проводят в вашей местности? (Осушение, внесение удобрения, перегноя, правильная обработка полей и т.д.) Почему? (Большая заболоченность и наличие не везде черноземов)

III. Заключение

Итак, почва – это не только многонаселенный дом, но и огромный химический завод, на котором в результате разнообразных химических реакций происходят сложнейшие биохимические процессы, обеспечивающие в конечном итоге жизнь на Земле. Совершенно очевидно, что для повышения производительности данного «производства», необходимо досконально изучить весь «технологический процесс», а вмешиваясь в него, помнить золотое правило; «Не навреди!» Именно в этом и заключается главная роль человека разумного.

IV. Вопросы и задания для работы дома:

  1. Составь план своего приусадебного участка, размещения на нем культур.
  2. Как ты оцениваешь свойства почвы на вашем участке (плотность, структура, цвет, влагоемкость и т.д.) по косвенным наблюдениям (при необходимости уточни данные у родителей)? Как это отражается на плодородии?
  3. Можно ли считать почву на вашем участке плодородной ипочему? Обоснуй свое мнение.

Игра «Счастливый случай»

1 гейм Словарные слова

1.почва

2.В.В.Докучаев

3. чернозем

4.эрозия

5. мелиорация

6. заповедник

7.биосферный заповедник

8.национальный парк

9.природные ресурсы

10.рекреационные ресурсы

2 гейм «Заморочки из бочки»

  1. Если в почве нет дождевых червей о чем это говорит?(о плохой структуре почвы, о необходимости ее рыхлить)
  2. Почему В.В.Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»
  3. Методы защиты почв.(лесополосы в степи, укрепление оврагов, регулирование стока рек,снегозадержание, устройство прудов, плотин)
  4. Назовите условия почвообразования.(материнская порода, растения, животные, климат-тепло, влага, рельеф, время.
  5. Справедливо ли В.В.Докучаев назвал чернозем «царем почв»(трава-самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный, нет промыва, т.к. увлажнение недостаточное, что что способствует накоплению гумуса, длительное теплое лето-более длительный период почвообразования.)
  6. Как приспособились к условиям среды животные тундры?(кочевание у северных оленей в поисках пищи, теплый мех на зиму, линька, защитная окраска меха)
  7. Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей?(стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, а хищников заметить из-за деревьев даже стаду очень сложно. Олени в тундре на ветру согревают друг друга, а в тайге нет ветра.)
  8. Почему в Восточной Сибири тайгу образуют только лиственницы?(ель, пихта имеют глубоко уходящие в почву корни, а в Сибири вечная мерзлота позволяет расти корням только в верхних слоях. В суровые зимы трескается ствол ели и пихты, т.к. в нем много влаги, которая превращается в лед, лиственница сбрасывает хвою, т.о. сохраняет тепло.)

3 гейм «Ты мне-я тебе»

4 гейм «Темная лошадка»

2.Условия почвообразования.

5 гейм «Гонки за лидером»

А)мир растений, б) мир животных

6.В этой природной зоне нет деревьев, потому что не хватает влаги:(тайга, тундра, степь)

7.В каком природном сообществе животные распределены только по ярусам: в степи, в тайге, в тундре?

8. В какой природной зоне животные живут стадами(тундра, тайга, лес.

13.Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира (Биологические)

15. Лекарство, которое получают из рогов маралов, оленей (пантокрин)

16.Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров(тундра)

Ученикам

Обобщение по теме: «Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир.Биологические ресурсы»

1.почва

2.В.В.Докучаев

3. чернозем

4.эрозия

5. мелиорация

6. заповедник

7.биосферный заповедник

8.национальный парк

9.природные ресурсы

10.рекреационные ресурсы

1.Если в почве нет дождевых червей о чем это говорит?

2.Почему В.В.Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»

3.Методы защиты почв.

4.Назовите условия почвообразования.

5.Справедливо ли В.В.Докучаев назвал чернозем «царем почв»

6.Как приспособились к условиям среды животные тундры?

7.Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей?

8.Почему в Восточной Сибири тайгу образуют только лиственница?

Подготовить по 2 вопроса

1.Чем отличается заповедник от национального парка?

2.Условия почвообразования.

3.Смена природных зон с севера на юг на Восточно-Европейской равнине.

4.Значение почвы для жизни и хозяйственной деятельности человека.

5. Основные виды сельскохозяйственной мелиорации.

6.Классификация природных ресурсов.

1.По видовому составу богаче:

А) мир растений, б) мир животных

2. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны:

Лишайник, брусника, ковыль типчак, голубика.

3. Лемминг – представитель фауны: тундры, лесов, степей, пустынь.

4.Первый советский заповедник

5.Основным продуктом леса является: лекарственное сырье, древесина, орехи, грибы.

6.В этой природной зоне нет деревьев, потому что не хватает влаги.

7.В каком природном сообществе животные распределены только по ярусам?

8. В какой природной зоне животные живут стадами?

9.Растительное сообщество с преобладанием хвойных.

10.Растительное сообщество состоящее из разнотравья, формируется на черноземах при недостаточном увлажнении.

11. Национальный парк в Самарской области

12. Заповедник в Самарской области

13.Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира

14. Ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека.

15. Лекарство, которое получают из рогов маралов, оленей

16.Безлесное сообщество, которое формируется в условиях избыточного увлажнения, короткого прохладного лета и сильных ветров



Почвенный ресурсы - вид потенциально возобновляемых природных ресурсов. Почвенные ресурсы представляют собой запасы качественных, плодородных земель, годных для использования в сельском и лесном хозяйстве как средства производства. Почвенные ресурсы характеризуются постоянством своего месторасположения, взаимосвязью с природными условиями. Земля является продуктом самой природы и возникла за много тысяч лет до появления человека вследствие совокупного действия факторов, которые сформировались на определенной территории. Земля территориально ограничена и не может быть увеличена или вновь создана. Однако ограниченность почвенных ресурсов вовсе не означает ограниченность ее продуктивных свойств. Также они не могут быть заменены другими средствами производства. Среди почвенных ресурсов можно различать три большие группы: 1)продуктивные земли; 2) малопродуктивные земли; 3) непродуктивные. К продуктивным земельным ресурсам относятся пахотные угодья, сады и плантации, луга и пастбища, леса и кустарники; к малопродуктивным земли тундры и лесотундры, болота, пустыни; в группу непродук­тивных земель входят застроенные и нарушенные человеком земли, пески, овраги, ледники и снежники.


Значение данного вида ресурса: Почвенные ресурсы являются неотъемлемой и основным условием жизни и функционирования процесса общественного производства. В аграрном секторе почвенные ресурсы главное средство производства, важнейшая составная часть ресурсной базы земледелия. А характер и качество земель, плодородие сельскохозяйственных угодий определяют эффективность аграрного производства, разрешение продовольственной проблемы, производительность труда в аграрной сфере. Почва главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для некоторых отраслей промышленности. 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, получаемые за счет выпаса скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастет до 98%. Но ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Через почвенный покров суши эту тончайшую ее поверхностную оболочку идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.


Запасы: Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных странах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно. В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) используются в животноводстве. Страны, обладающие наибольшими массивами пахотных земель (млн. га): США 186, Индия 166, Россия 130, Китай 95, Канада 45. Различна обеспеченность регионов пашней в расчете на душу населения (га/чел.): Европа 0,28, Азия 0,15, Африка 0,30, Северная Америка 0,65, Южная Америка 0,49, Австралия 1,87, страны СНГ 0,81.


Размеры использования почвенных ресурсов: Размеры использования почвенных ресурсов более чем велики. Это, конечно, связано с большим значением данного вида ресурсов (о значении было написано ранее). Почва используется каждой страной и в больших количествах, в зависимости от величины принадлежащих им почвенных ресурсов. В наше время использование земель очень динамично и общая картина распространения антро­погенных ландшафтов постоянно меняется. Своеобразное земле­пользование имеет и каждый ландшафтно-географический пояс Земли.


Распространение данных ресурсов: Площадь почвенных ресурсов мира, доступной «для жизни» разнится в различных странах и определяется природно-климатическими условиями и историческими аспектами развития. Так, в 2007 году на 1 жителя России приходилось 12,07 га общей площади земель страны. В Австралии этот показатель существенно выше – 40,4 га на 1 жителя, в Канаде – 32,4 га на 1 жителя, а в США - 3,4 га на 1 жителя. Пахотные земельные ресурсы мира в основном сосредоточены в степных и лесостепных районах. Пашня и многолетние насаждения в составе сельскохозяйственных земельных ресурсов мира планеты занимают около 1,5 млрд.га (11% всей поверхности суши), сенокосы и пастбища – 3,7 млрд.га (23% поверхности суши). Общая площадь пригодных для пахоты земельных ресурсов мира оценивается экспертами в различных источниках от 2,5 до 3,2 млрд.га (т.е. от 18 до 24% от общей поверхности суши). На Европу и Азию (включая Россию) приходится 2,1 млрд. га пашни и пастбищ, или более 40% обрабатываемых земельных ресурсов мира. Россия обладает значительными земельными ресурсами, территория страны занимает 12% суши планеты, а земельный фонд России располагает 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий.


Проблемы использования почвенных ресурсов: К началу 21 века около 2000 млн. га почв деградировало. Основные причины: водная и ветровая эрозия, химическая деградация (обеднение гумусом, засоление, закисление и пр.). Проблема экономного, рационального использования и охраны земельных ресурсов в последнее десятилетие стала объектом пристального внимания многочисленных международных организаций. Почва относится к легкоразрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественные враги почвы это водная и ветровая эрозия. Резко усиливает эрозию хозяйственная деятельность человека. Возделывая почву, человек лишает все большие площади земли естественного травяного покрова. Распаханные, не защищенные скрепляющей дерниной почвы подвергаются смыву и размыву. Из-за эрозии урожайность полей снижается на 2040%, поэтому борьба с эрозией важнейшее средство поддержания плодородия, обеспечения высоких урожаев.


Перспективы использования: При условии сохранения существующих технологий обработки земли и мировых темпов роста населения, потенциал сельскохозяйственных земель для производства продуктов питания для человечества может достигнуть своего предела уже к 2050 г. С учетом ограниченности земельных ресурсов мира, ежегодного роста населения планеты, а также высокой степени освоенности пригодных для производства продуктов питания территорий, Россия обладает наибольшим в мире потенциалом развития сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольственной безопасности как российского государства, так и планеты в целом. Спасибо за внимание *при составлении презентации использовались ресурсы интернета.

Тема: Почва и почвенные ресурсы

Урок: Почвы и факторы их образования

Цель урока : * узнать, что такое почва, из чего она состоит

* познакомиться с факторами образования почв.

Ход урока.

1. .

Почва всегда имела большое значение для человека, но изучать почву стали только с XIX века, так родилась наука почвоведение, у истоков которой стоял русский ученый В.В. Докучаев. Его знаменитый труд – «Русский чернозем».

Рис. 1. В.В. Докучаев ( )

Почва – верхний рыхлый слой земной коры на суше, образованный в результате взаимодействия живой и неживой природы. Главное свойство почвы – плодородие – способность производить урожай.

Состав почвы:

1. Минеральные вещества

2. Гумус (перегной)

3. Животные и растения

4. Почвенная влага

5. Почвенный воздух

Рис. 2. Почва ( )

Чем больше гумуса и питательных веществ в гумусе, тем более плодородная почва. Именно живые организмы обеспечивают перегнивание в почве органических остатков.

Рис. 3. Обитатели почвы ( )

Почвенные организмы можно разделить на три группы:

1. Микрофлора

2. Макрофлора

3. Мезофлора

Так же в почве содержится вода, которая представляет собой раствор органических и не органических соединений. Почвенную влагу употребляют растения, животные, она влияет на плодородие почвы.

Почвенный воздух так же играет важную роль в почве. Чтобы увеличить содержание воздуха в почве проводят распашку, рыхление, пр.

Рис. 4. Рыхление почвы ( )

Механический состав почвы – соотношение в почве минеральных обломков разного размера. Механический состав влияет на содержание воды, воздуха в почве и ее внешний вид.

Виды почв по механическому составу:

1. Песчаные

2. Супесчаные

3. Суглинистые

4. Глинистые

Рис. 5. Песчаная почва ( )

Структура почвы (виды и соотношение комочков почвы):

1. Зернистая

2. Комковатая

3. Ореховатая

4. Листовидная

5. Столбчатая

6. Призматическая

7. Пластинчатая

Рис. 6. Структуры почвы ( )

От структуры зависит способность почвы содержать влагу и воздух.

Смена почв подвержена закону зональности.

Процесс почвообразования длительный, за 100 лет почвы увеличиваются всего на 2 сантиметра.

1. Климат (количество осадков, влажность, температура воздуха)

2. Рельеф

3. Растительный и животным мир

4. Горные породы

5. Деятельность человека

6. Время

Рис. 7. Распашка почвы ( )

Домашнее задание

Параграф 18.

1. Что такое почва?

Список литературы:

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо