Социология и психология. Основы социологии

Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии

Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.

В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.

Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида , очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.

Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:

"Рассматривая индивида в контексте истории как процесса, меняется, историческая психология имеет дело с динамическими аспектами психического мира и изучает историогенез человечества и человека".

Замечание 1

Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов - общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории. Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических - в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.

Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии - К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др. Как отмечает Ч.Тилли:

"социология XIX века состояла из исторического и психологичного критицизма - попыток найти лучшее решение дилемм времени и общего направления развития человечества путем постановки настоящего в рамки длительных масштабных социальных процессов".

Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.

Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности. Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида. Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.

Теоретическая деятельность и методология в работах известных психологов и социологов

В своей теоретической деятельности Элиас выделил две основные линии исследования - психогенезис и социогенезис. В первом случае речь идет об изменениях в структуре личности, во втором - об изменениях в социальных структурах. Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала она их усваивает под руководством взрослых людей, а потом без контроля со стороны других; она выполняет большинство правил уже автоматически.

"Социальный стандарт, к которому индивид приспосабливается сначала извне, под внешним принуждением, наконец восстанавливается в нем более или менее беспрепятственно благодаря внутреннему принуждению, который срабатывает до определенного момента даже тогда, когда индивид сознательно этого и не желает."

Внимание немецкого исследователя привлекли не ситуативные изменения в психике индивиды, а те изменения, которые имеют долгосрочный характер, то есть формируются и передаются на протяжении поколений. На формирование такой точки зрения, влияние друг Элиаса - К.Мангейм. Последний писал:

"Даже постепенные видоизменения в способах мышление не осознаются членами группы, которые находятся в стабильной ситуации, до тех пор, пока процесс адаптации мышления к новым проблемам происходит настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В таких случаях представители одного поколения в течение своей жизни почти не замечают перемен ".

В психогенезе Элиаса изучаются аффективные состояния, которые присущи "оно". В исследованиях Элиаса доказывается, что чем более цивилизованный человек, тем более подвластны ей эмоциональные состояния, тем сильнее она контролирует состояния аффекта. Под "цивилизованной" понимается тот индивид, который усваивает существующие социальные стандарты и нормы, существующие и поддерживаются социальной структурой и, частью которой он становится от рождения. Процесс передачи знаний, социализация индивида, "навязывание" ему социальной ответственности - это социогенезис. В этой области исследования описывается психологическая инстанция "Сверх-Я".

Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении ним долгосрочного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками настоящего. Социология и общество, в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда "идет вперед", развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому - мода). Элиас отмечает, что "особенность истории в ее возвратности и цикличности". Для него общество является целостным, длительным процессом.

Норберт Элиас, в отличие от другихпсихологов и социологов, рассматривал индивида и общество как равноправных по важности, для этого он использовал понятие "фигурация". Элиас пишет:

"То, что обозначается двумя разными понятиями" индивид "и" общество "- как это представлено в современном использовании, - есть не двумя порознь существующими объектами, а отличными, но нераздельны уровнями человеческого универсума".

Замечание 2

Таким образом и индивида, и общество Элиас рассматривал в цивилизационном развитии, в трансформации, которая меняет как психику, так и социальные фигурации.

Для Элиаса, индивид может выступать как в качестве субъекта, так и в качестве объекта, если его рассматривать по отношению к другим индивидам. Объектом он становится тогда, когда становится причиной изменений другого субъекта, когда его идентифицируют как представителя другой социальной группы, института. Будучи объектом, индивид меняет другого объекта и меняется сам.

Проявление внешних факторов - это рационализация поведения индивидом, а внутренних - повышение порога стыда (когда человек нарушает собственные запреты) и чувство огорчения. Под рационализацией поведения понимается ориентация индивидов на долговременные стратегические планирования, вычисления рисков и возможных перспектив, попытки индивидов действовать взвешенно, не поддаваясь на короткие эмоциональные состояния. Чем более цивилизованная становится поведение индивида, тем разнообразные становятся чувства стыда и огорчения.

Элиас приходит к выводу, что развитие общества приводит к функциональной зависимости между индивидами, а поэтому и к большему контролю, к взаимному надзора. Изменение в способе существования порождает новые образцы, новые представления о причинах стыда и огорчения.

Рациональное поведение и сдержанность, по мнению Элиаса, начинается от элиты и распространяется к остальному населению. Сочетание объективизма и субъективизма присутствует в работах Элиаса. Он доказывал, что социально-исторический процесс продолжается в течение столетий, и исследовать его можно с помощью изучения эмпирического материала, который собрался за несколько поколений. На обыденном, а не научном уровне, динамику изменений в культурологическом срезе можно увидеть при воспитании ребенка с самого первого дня его рождения.

Каждый отдельный человек проходит "курс" для понимания других в процессе своего развития и взросления. Как и в истории, развитие не всегда означал улучшение существования человечества, так и в процессе жизни отдельного человека, не всегда развитие отождествляется с улучшением ее пребывания в социальной реальности. Изменения на индивидуальном уровне, а именно обуздание состояния аффекта, повышение уровня чувство стыда, уменьшение эмоциональности - это элементы исторического и природного развития, но это не всегда развитие к лучшему, счастливого будущего каждого отдельного индивида. Двигателем изменений Элиас определяет душевный аппарат каждого человека, который наделен собственными природными законами.

Замечание 3

В рамках этих законов формируется исторический процесс. Природные и исторические процессы неразделимы. Хотя начало "уходит" от естественного процесса, он становится взаимозависимым с историческим и образует баланс между психическими и социальными (цивилизационными) законами.

Элиас пишет, что "нет нулевого пункта в истории развития человека, подобно тому, как нет нулевого пункта в истории его социального существования, общественного взаимосвязи между людьми". Процесс образования чувств стыда и огорчения, изменение их границ - "олицетворяют человеческую природу в общественных условиях определенной формы, и в исторически-общественной процессе они отражаются, со своей стороны, как один элемент". Описывая придворное общество, Элиас показывает, что желание власти, поручение к материальным ресурсам, приводит к изменению в поведении индивидов, применение стратегических действий и обуздания эмоциональности.

Процесс приспособления к внешним обстоятельствам и регуляция собственного поведения, в соответствии с этими обстоятельств, принадлежит теории социальных изменений, в которой концентрируется внимание не в статическом рассмотрении существования социальной реальности, а на динамическом, постоянно изменяющемся процессе, который можно наблюдать, если учитывать длительное развитие ее на протяжении веков. Элиас, в отличие от Маркса, который также рассматривал развитие как длительный процесс и был сторонником объективистской линии развития общества, считал, что развитие нельзя объяснить, учитывая только экономическую составляющую. Для того чтобы получить целостность картины, необходимо к процессу познания привлечь различные науки, такие как историю, политологию, психологию, философию, культурологию, экономику и другие.

Заключение по теме

В теоретических работах Элиаса можно наблюдать сочетание учений о социогенез и психогенез, то есть о социальном и психическая жизнь, его формирование и изменения в нем. Цивилизационные изменения на уровне структур, увеличение населения, дифференциация функций индивидов, приводят к взаимозависимости между индивидами и более быстрой циркуляции моделей поведения. Социальные принуждения моделируют поведение индивидов. Поэтому Элиас пытался синтезировать социальные и индивидуальные процессы в своих теоретических достижениях.

Индивидуальные структуры могут быть поняты только тогда, когда они связаны с социальным контекстом и изменениями в социальных сетях. Учет идей Элиаса относительно осложнения и переплетение взаимодействий индивидов, процессуальный характер изменений в психике, подавление аффективных проявлений в поведении, социальная взаимозависимость между индивидами, рационализация индивидуальных структур - обогатит психологический дискурс.

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Аннотация
Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.

SOCIOLOGY AND SOCIAL PSYCHOLOGY: SIMILARITIES AND DISTINCTIONS

Lazareva Oksana Aleksandrovna
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of the 5th course of sociological faculty


Abstract
Article comprises the comparative analysis of two sciences closely connected among themselves: sociology and social psychology. Besides, in article it is shown how both sciences study the same problem (with concrete examples). Also, the sociology contribution as sciences in the general system of the humanities is opened.

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией .

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья, а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство .

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей). Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) .

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. .

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.


Отличие социологии от социальной психологии.
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть
сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая
как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся
друг к другу.
При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и
предмет социологии и психологии личности:
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы,
изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в
изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых
до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов,
людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него
влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на
отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские
отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков,
разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать
то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти
отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся
изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних
механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например,
почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи
концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как
социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или
жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
Методология
Каждая наука для того, чтобы продуктивно развиваться должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к специфике формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология - это совокупность методов, способов, приемов, методик и технологий (техник) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой - совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование. Под методологией понимается, с одной стороны, учение о научном методе познания и, расширенно, о методах познания вообще. С другой стороны, это совокупность методов, применяемых в какой либо из научных отраслей. Это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической исследовательской деятельности. Методология определяет то, как будут проинтерпретированы получаемые в исследованиях данные относительно предмета и объекта исследований.
В современном научном знании термином "методология" обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые – осознанно или неосознанно – применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы и т.д.
2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания
3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методикаКонкретные методики (или методы, если слово "метод" понимать в этом узком смысле), применяемые в социально- психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Общение как коммуникативная деятельность ,
По своей природе коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
- коммуникативный, обеспечивающий передачу информации;
- интерактивный, способствующий регуляции взаимодействия партнеров в процессе общения;
- перцептивный, отвечающий за организацию взаимовосприятия, взаимопонимания, взаимооценки и рефлексии в общении.
В социальной психологии выделяются два вида коммуникативной деятельности:
- личностно-ориентированный;
- социально-ориентированный.

А.Н. Леонтьев выделяет в коммуникативной деятельности несколько составляющих ее компонентов:
- предмет общения - это другой человек, партнер, субъект, с которым осуществляется процесс общения;
- потребность в общении - стремление, нужда в познании оценки других людей посредством общения, с конечной целью совершенствования самопознания, самосознания;
- коммуникативные мотивы - то, ради чего совершается общение;
- действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
- задачи общения - это та цель, во благо которой в коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения - совокупность операций, посредством которых осуществляются действия общения;
- продукт общения - итог, «сухой остаток» общения в виде материальных или духовных образований.
основные
характеристики общения
Всякое общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения выражается в следующих моментах:
- передаче от человека к человеку информации;
- восприятии партнерами по общению друг друга;
- взаимооценка партнерами;
- взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга;
- взаимодействии партнеров друг с другом;
- управление групповой или массовой деятельностью.
В литературе выделяются основные функции общения.
- Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации.
- Интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей.
- Самовыражения - определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
- Трансляционная - как средство передачи способов деятельности, оценок и т.д.
- Экспрессивная - способствует взаимопониманию переживаний, эмоционального состояния партнеров общения.
- Социального контроля - функция регламентации поведения и деятельности субъектов общения.
- Социализации - определяет способность формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами.
Манера общения определяется следующими факторами:
- тоном общения (спокойный, властный, раздраженный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.);
- дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей;
- психологическая или социальная индивидуальность человека;
- особенности партнеров по общению.
Способы общения.Потребность в общении
Обще?ние - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. (
Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий (например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных переговоров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литературы: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.
В последние годы все большее распространение получает способ общения через электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физического контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изображения говорящих на электронных средствах, теряется большая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.
Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано общими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайн-чаты. Конференция – это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В результате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.
Интернет-чат – это интерактивный обмен сообщениями между двумя или более участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чат-руме ответы появляются на экранах участников немедленно.
Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.
Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
и т.д.................

Сопоставим предметы общей психологии, включая и психологию человека, и социальной психологии. По мнению Д. Майерса, в центре внимания общей психологии и социальной психологии находится индивид, личность. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая, например, вопросы: почему одни индивиды более конформны, агрессивны и т. д., чем другие. Социальные психологи концентрируют внимание на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т. д. Таким образом, по сравнению с психологией человека социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами, а более на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга.

Д. Майерс высказал мнение о различиях в предметах исследования психологии человека и социальной психологии с позиций «психологической социальной психологии». Представители «социологической социальной психологии», не отрицая необходимости изучения межличностных взаимодействий, основным объектом внимания социальной психологии считают общности (социальные группы). Личность с ее социально-психологическими характеристиками интересует социальную психологию лишь потому, что общественная психология (социальное) проявляется на разных уровнях социальной организации, в том числе и на индивидуальном уровне. Личность является носителем, выразителем общественно-психологических явлений. Она выступает субъектом общественной психологии в том смысле, что входит в состав любой социальной общности. Поэтому взаимодействие общественной психологии и психологии личности, механизм усвоения личностью психологии социальных общностей и представляет собой одну из важных проблем социальной психологии. Социальная психология, с точки зрения «социологической социальной психологии» исходит из принципа единства индивидуального и социального. Суть этого принципа состоит в выделении общего, типичного из массы индивидуальных проявлений, в том числе и индивидуальных психических образований. Поэтому если общая психология при изучении психических явлений фиксирует внимание на особенностях психики отдельных индивидов, то социальная психология при изучении психических явлений фиксирует внимание на тех из них, которые присущи социальным группам, и отвлекается от психики отдельных индивидов, составляющих ту или иную социальную группу. Например, она изучает общественное мнение определенной большой социальной группы как специфическое образование, возникающее в ходе борьбы индивидуальных и групповых мнений. Это образование не является суммой высказываемых суждений по предмету общественного мнения, а фиксирует лишь то, что приемлемо для большинства или всех участников обсуждения, т. е. социально значимое. Все индивидуальные оттенки мнений не принимаются в расчет, отсеиваются. Вместе с тем, социальная психология не только вычленяет социально значимое в изучаемых явлениях духовной жизни общества, но и рассматривает индивидуальное как конкретное проявление, выражение (может быть, неполное, одностороннее, противоречивое) социального.

Сторонники социологического подхода в современной психологии подчеркивают, что специфика социальной психологии, ее отличие от общей психологии, состоит в том, что она изучает не вообще психологические явления, скажем, настроения, мнения, социальные установки, стереотипы, традиции, а общественно-психологические явления в связи с их субъектами. Общественно-психологические явления возникают в сознании социальных субъектов (общностей людей) на основе уже имеющихся идей, взглядов, представлений как отражение действительности. Они суть отражение отражения действительности или духовные состояния социальных субъектов. Поэтому социальная психология, имея своим объектом общественно-психологические явления, призвана изучать не просто настроения, мнения, установки, жизненные ориентиры и т. п., а социальные субъекты, обладающие определенным состоянием сознания. В отличие от общей психологии социальная психология не может отвлекаться от субъекта изучаемых его духовных образований. Она изучает их в единстве, ибо ее интересуют не сами по себе, скажем, общественные настроения, мнения, а общности и группы людей, переживающие оценочные суждения.

В качестве иллюстрации сходства приведем тот факт, что психология человека и социальная психология выбирают человека в качестве единицы анализа (Шихирев). Это объясняется тем, что т. к. носителем психики является индивид, это у него происходят психические процессы, именно поэтому наука называется хотя и социальной, но все-таки психологией (Sherif). Другой аргумент состоит в том, что социальная психология как экспериментальная наука выросла из общей психологии^ и, будучи с ней таким образом тесно связанной, не должна изменять ее методологическим установкам. Связь социальной психологии с общей психологией находит свое отражение еще и в том факте, что в настоящее время подавляющее большинство (от 2/3 до 4/5 - по разным оценкам) социальных психологов приходит из общей психологии, а социологически подготовленные и ориентированные социальные психологи находятся в меньшинстве^. Но даже и они в основном согласны с тем, что психическое должно пониматься как индивидуальное. Нетрудно заметить, что подобное решение - продукт здравого смысла, а не результат теоретических размышлений над сложными проблемами переплетения индивидуального, психического, субъективного и т. д.

Перейдем к сопоставлению подходов социологии и социальной психологии.

С позиции «психологической социальной психологии» социология и социальная психология имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Но если социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до очень больших обществ), то социальная психология изучает индивидов (что человек думает о другом, как они на него влияют, как он относится к ним). В проблематику социальной психологии входит и влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу. Например, социолог мог бы провести исследование, каким образом расовые установки людей среднего класса как группы отличаются от расовых установок людей с низким уровнем дохода. Социальный же психолог стремится установить развитие расовых установок индивида.

Для сторонников «социологической социальной психологии» трудней провести разграничение между социологией и социальной психологией, поскольку с их позиций социальная психология представляет собой составную часть, отрасль социологии. Однако определение предмета социальной психологии требует и здесь обозначить его специфику. На основе исследования позиций разных ученых вырисовывается следующая схема рассуждений. Социология - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. Социальная система базируется на определенных общественных отношениях. Содержание и структура общественных отношений исследуется социологией. Специфика социологического подхода к раскрытию общественных отношений состоит в том, что для социологии в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но - индивиды как представители определенных общественных групп, сложившихся в сфере разделения труда или в сфере политической жизни. Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе социальных интересов и положения, занимаемого в обществе. Поэтому такие отношения обусловлены объективно: они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль как нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого индивида, имеющего определенный социальный статус, несет на себе печать общественной оценки и является общественной функцией данного индивида. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного его носителя в деталях. Все зависит от того, насколько индивид усвоил, интериоризировал роль. Акт же интериоризации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличностных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, но их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей», что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» для своего исполнителя. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных отношений второго рода отношений - межличностных или социально-психологических отношений. Межличностные отношения существуют не вне общественных отношений, а внутри каждого вида общественных отношений. Это реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются у людей на основе обыденных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Таким образом, межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной жизнедеятельности и общения, являются предметом социальной психологии.

Мы представили различные позиции по вопросу о разграничении предметов исследования психологии человека и социальной психологии, социологии и социальной психологии. Однако из текста видно, что иногда это разграничение провести трудно. Ряд проблемных областей этих наук пересекаются. Например, социология личности и психология личности, социология малой группы и психология малой группы и др.


Проблемы экономики сегодня волнуют каждого. Мировой финансовый кризис отразился и продолжает отражаться на жизни многих из нас, поэтому стабильность национальной экономики по-прежнему является одним из главных источников для беспокойства. Дэвид Кортен, известный американский экономист, рассказывает о причинах мировых финансовых потрясений и способах их преодоления. По его мнению, главная причина экономических катастроф - крах Уолл-стрит, центра финансового района Нью-Йорка, в 2008 году. "Так как Уолл-стрит делает деньги в невероятных количествах, мы позволили ей взять на себя управление всей экономикой? и в этом месте находится источник всех наших проблем", - считает автор. Он предлагает план создания Новой экономики - экономики, ориентированной не на прибыль, которая выражается в денежном эквиваленте, а на разумное использование ресурсов и здоровую экологию. Дэвид Кортен советует, как правильно распределять средства и уменьшать расходы, а также учит нас принимать...

В основе монографического исследования лежит новый взгляд на социологию и экономику знания. В центре внимания - содержательное, структурное и методологическое сближение социологии и экономики в новых исторических условиях начала XXI века. Переосмысливается история и теория этих дисциплин, анализируется зарубежный опыт, формулируются практически значимые выводы, соответствующие изменившимся реалиям. Рассматриваются актуальные проблемы перехода российского общества к той стадии цивилизационного и социокультурного развития, на которой экономика, движимая преимущественно инновациями, служит фундаментом для формирования постиндустриального общества знания, а гуманитарные достижения стимулируют экономические инновации. Для экономистов, социологов, политологов, политиков, представителей органов государственной власти и всех, кто не безразличен к судьбам родной страны.

В настоящей книге рассматриваются экономические и социальные результаты рыночных реформ в странах с переходной экономикой за 15-летний период, включая: реформирование отношений собственности; динамику ВВП, промышленного производства и занятости; актуальные направления территориально-отраслевых преобразований в рыночных условиях; социальные и экологические последствия промышленной реструктуризации, а также вопросы ее финансирования. Особое внимание уделено такой стратегической проблеме перехода к рынку, как развитие сектора малых и средних предприятий. Дана характеристика уроков прошедшего этапа реструктуризации промышленности стран с переходной экономикой и отражены новые вызовы ее дальнейшего развития на принципах постиндустриального общества и глобализации мировой экономики. Аналитический обзор базируется на выполненных авторами исследованиях и материалах форума "После пятнадцати лет осуществления рыночных реформ в странах с переходной экономикой; новые вызовы и...

Экономика - обширная наука, тесно связанная с трудовой деятельностью, жизнью, благосостоянием людей. Не владея экономическими знаниями, трудно сделать правильный выбор в сфере бизнеса, карьеры, оперативно и грамотно решать многие повседневные задачи. В настоящий словарь включено около двух тысяч терминов экономического содержания, наиболее часто встречающихся в школьных учебных пособиях по экономике, экономической географии, новейшей истории, а также широко употребляемых средствами массовой информации; ряд статей посвящен деятельности выдающихся экономистов, реформаторов, предпринимателей. Самостоятельный интерес представляет раздел `Приложения`, вобравший разнообразные материалы познавательного, справочного и рекомендательного характера, предназначенныедля всех, кто интересуется современной экономикой.

Исследуются основные тенденции и этапы трансформации военной экономики крупнейших государств мира в XX - начале XXI вв. Всесторонне анализируются трансформационные процессы, обусловленные качественными и количественными изменениями в характере военных потребностей и способах их удовлетворения. Показывается, как эта изменения приводят к возникновению нового типа военной экономики, принципиально отличающегося от прежнего по основным параметрам, системе организации и управления, формам взаимосвязей с военной организацией государства, общей экономикой и другими областями общественной жизни. Особое внимание уделяется новейшим процессам в военно-экономической деятельности, связанным с происходящей революцией в военном деле, а также возможным путям повышения эффективности военной экономики России. Для ученых, руководителей и работников силовых ведомств и специалистов оборонного комплекса, экономистов, политологов.

В книге впервые сделана попытка системного анализа причин и последствий капиталистической революции в России в начале 90 - х годов. Автор использует огромный статистический материал, характеризующий состояние российской экономики в 1985 - 97 гг. Кроме того, в книге представлена историческая ретроспектива российских реформ в XVII - XX веках. Большое внимание уделено автором анализу и оценке теневой экономики в современной России. Книга представляет интерес для предпринимателей, студентов и других читателей, интересующихся российской экономикой.

В данном практическом пособии читателю представлен в кратком изложении понятийный аппарат одной из наиболее слабо изученных в нашей стране области социологической науки - экономики и социологии знания. Рассматриваются особенности экономики и социальной сферы современного общества, механизмы производства и распространения знания в обществе, формы управления знанием в организациях, стратегии создания инновационного бизнеса, трансформация в условиях современного общества системы высшего образования. Представлен исторический обзор осмысления роли знания в социологических теориях общества. Для экономистов, социологов, политологов, политиков, представителей органов государственной власти.

В предлагаемой вниманию читателей книге в доступной форме излагаются основные категории современной мировой экономики и международных экономических отношений. Автор книги, американский экономист Р.Ч.Эппинг, имеющий большой опыт работы в международных экономических организациях, на конкретных примерах раскрывает содержание ключевых понятий мирового хозяйства и процессов, происходящих в этой области. В книге дается обширный глоссарий наиболее употребляемых экономических терминов. Рассчитана книга на всех, кто занимается и интересуется экономическими проблемами, - от студентов и преподавателей до практических работников в сфере бизнеса и в органах государственного управления экономикой.

В книге доктора экономических наук, профессора А.А.Тавадяна представлены разработанные автором интервальные методы систематизации взаимосвязей индикаторов экономики и установленный им принцип соответствия системы ценовых и натуральных индикаторов, выполняющий структурно-задающую роль экономических индикаторов. Автором выявлена функциональная роль принципа неопределенности в экономической теории и сформулировано положение о соотношении неопределенностей в экономике. Впервые сформулирован интервал неопределенности ключевых экономических индикаторов. Разработан инструментарий для изучения и совершенствования методологии исследования экономических взаимосвязей. Для специалистов в области управления экономикой, научных работников, студентов и аспирантов.

В учебном пособии рассмотрены структура, ресурсы, тенденции и проблемы современной мировой экономики. Особое внимание при этом уделено человеческим и природным ресурсам как факторам роста и устойчивого развития. Подробно охарактеризована экономика развитых, новых индустриальных, развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая Россию. Представлена Специфика внешнеэкономических отношений с выделением внешнеторговых связей. Книга предназначена для студентов, аспирантов, а также преподавателей экономических факультетов университетов.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо