Подготовка к егэ история древней руси. Подготовка к ЕГЭ
Примечание:
Данный вариант тестовых заданий составлен по теме «Древняя Русь. Первые князья» в формате ЕГЭ. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.
Часть 1
1Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1)Принятие Ольгой христианства
2)Битва под Доростолом
3)Образование Священной Римской империи
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
1)Принятие Ольгой христианства- 957
2)Битва под Доростолом — 971
3)Образование Священной Римской империи — 962
2Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ:
Правильный ответ
3Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков (правления первых князей)
1)полюдье; 2)местничество; 3)закупы;
4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
2)местничество-это способ распределения должностей по знатности рода, получило распространение с 15-го века,а отменено в 1582г.
5)урочные лета- это годы сыска беглых крестьян,установлены царём Фёдором в 1597.
4Запишите термин, о котором идёт речь.
Сбор дикого мёда на Руси.
Ответ:
Правильный ответ
бортничество
5Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
А
Б
В
Г
Д
Правильный ответ
6Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.
Б) Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества - на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена.
Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)Данный договор был менее выгоден Руси, чем подписанный с этим государством ранее.
2)Данный князь считается основателем государства по антинорманнской теории.
3)События, описанные в фрагменте, были изложены Илларионом
4)Князь, о котором идёт речь во фрагменте, был приглашён на княжение вместе со своими братьями.
6) Данный князь потерпел сокрушительное морское поражение, в котором «греческим огнём» был погублен славянский флот.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
Правильный ответ
Пяснение.
1-ый текст- отрывок из «Повести временных лет».
2-ой текст- договор Руси с Византией 944г.
7Что из перечисленного относится к налоговой реформе Ольги? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)установление барщины
2)объезд князем и его дружиной земель с целью сбора дани
3)первое административное деление Руси
4)введение сроков сдачи дани
5)появление закупов
6) появление погостов и становищ
Ответ:
Правильный ответ
8Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ реформа была проведена княгиней Ольгой.
Б) «Александром нашей древней истории» назвал Н.М.Карамзин____________, завоевавшего огромные территории.
В) После битвы ________________ князь вынужден был заключить мир с Византией и покинуть Балканы.
Пропущенные элементы:
2)Доростол
3)князь Святослав
4)князь Игорь
5)налоговая
6)Константинополь
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А:
Б:
В:
Правильный ответ
9Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Правильный ответ
10Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.
«Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец — и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».
Ответ:
11Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности
3)Провозглашение Карла Великого императором
4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства.
8) Складывание предпосылок на Руси для образования государства
9)Правление Юстиниана в Византийской империи
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Правильный ответ
Пояснение.
2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности (к 8 веку)
3)Провозглашение Карла Великого императором (800)
4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства(6-7 в.)
8) складывание предпосылок на Руси для образования государства(к 9 в.)
9)Правление Юстиниана в Византийской империи(527-565)
12Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского.
«Эти племена… не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Восточные славяне находились в тесном контакте с другими странами.
2) Жертвоприношения — обязательный ритуал восточных славян.
2)Религия восточных славян — монотеизм, то есть они верили в одного бога
4)Восточные славяне вели оседлый образ жизни.
5)Восточным славянам свойственны языческие верования.
6) Восточные славяне отливались высоким ростом, физической силой.
Ответ:
Правильный ответ
13Напишите имя князя, в правление которого данный водный путь находился под его полным контролем.
Ответ:
Правильный ответ
14Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ:
Правильный ответ
константинополь
15Напишите цифру, обозначающую место проживания племён, пригласивших на княжение варягов.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
1- этой цифрой обозначено место проживания ильменских племён,которые пригласили править Рюрика и его братьев.
16Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси.
2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья.
3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги.
4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси.
5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси.
6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси (нет , большое значение имел Волжский водный путь — из верховий Волги в Каспийское море, высший расцвет — 2-ая по. 9-го в).
2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья (нет , это не Игорь, а Олег).
3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги (да ).
4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси (нет , ещё в 12 веке путь имел важное значение (по словам академика Д.С.Лихачёва), когда торговля переместилась на запад, то есть путь был важен в 10- сер.13 в.)
5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси (да).
6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья (да).
17Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Правильный ответ
18Какие суждения о картине художника являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)На картине изображён князь, не сумевший подписать выгодный торговый договор с Византией.
2) Художник, создавший картину, не был передвижником.
3)Это иллюстрация художника к известному произведению русского классика 19 века.
4) Князь, изображённый на картине, покорил множество городов Дунайской Болгарии.
5)Картина отражает языческие верования в Древней Руси.
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение.
1.Нет, князь Олег подписал выгодный торговый договор с Византией в 911 году.
2.Картину создал В.М.Васнецов . Он входил в группу передвижников, то есть был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» (последняя треть 19 в.- 1923 г.)
3.Да , это иллюстрация к «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина.
4.Нет, на картине изображён князь Олег, а Дунайскую Болгарию покорил Святослав.
5.Да , века в предсказания волхвов была свойственна язычеству на Руси.
19 Какие из представленных картин художников отражают период, изображённый на картине в задании 18? В ответе запишите две цифры , которыми обозначены эти картины.1. |
3. |
2. | 4. |
Ответ:
Правильный ответ
Пояснение
1.Нет. М.И.Авилов(1882-1954). Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (это 14 век)
- Да . Картина В.В.Лебедева (1891-1967) « Князь Игорь собирает дань у древлян в 945 году»
3.Нет. Картина В.Г.Перова (1834-1882) «Плач Ярославны» посвящена походу князя Новгород-Северского, который произошёл в 1185 г.
4. Да . Картина художника В.И.Сурикова (1848-1916) «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22 . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
…славяне – народ сильный и энергичный – имели большие успехи. Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке – анты. Украинским историком М.Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне».
К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» – болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне – венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени – радимичи и вятичи – распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен. Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрк. Л.Н.Гумилёв. «От Руси до России» |
Ответ:
Правильный ответ
2)венеды, склавины, анты
3)Рюрик, начал править в 862 г.
21 Какие племена жили на территории Руси в данный период? Назовите три из них.Ответ:
Правильный ответ
волыняне, поляне, дреговичи
22Названия племён славян часто отражали территории, на которых они селились.
Объясните названия двух племён, о которых идёт речь в данном отрывке.
Ответ:
Правильный ответ
Угличи – от слова «угол»- на берегу Чёрного моря, в течение Днепра и Буга- образовывался угол.
Дреговичи — от слова «болото», жили в болотистой местности.
23 Княгиня Ольга приняла в 957 г. христианство. Назовите причины этого события(не менее трёх причин)Ответ:
Правильный ответ
1.Необходимость усиления княжеской власти;
2.стремление установить прочные связи с православной Византией;
3.необходимость повышения международного авторитета Руси
Можно назвать и другие причины.
24В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Святослав – образец полководцев великих, которые снискали славу побед, уважение за государственное устройство и благо».
(Историк Н.Чеботарёв)
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),
относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Ответ:
Правильный ответ
1)879-912. Правление Олега.
1.Образование государства (по антинорманнской теории). Объединил Киев и Новгород — Сделал Киев «матерью городов русских», построил укрепления вокруг города. Подчинял племена восточных славян Киеву (славяне, кривичи, древляне, северяне, радимичи и др.) Личность : сам князь Олег, Аскольд и Дир. Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Но жестокое время порождало и жестоких правителей. Обманным путём были убиты Аскольда и Дира , княживших в Киеве. Эти князья, дружинники Рюрика, ходили в Константинополь походом (860 иди 866 г.), укрепляли Киев, то есть создали определённые предпосылки для усиления роли Киева. 2.Успешная внешняя политика. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей, заставив платить дань ему. Успешные походы на Византию в 907 и 911 году, подписание выгодного торгового договора (беспошлинная торговля, получение купцами жалования в течение 6 месяцев и др.) Личность: князь Олег. Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Создал могучую дружину, огромный флот, большое внимание уделял военной подготовке дружинников. Использовал впервые психологическую атаку в битве с Константинополем, поставив ладьи на колёса. |
1)912-945. Правление Игоря.
Можно описать следующие направления деятельности князя. 1.Дальнейшее расширение территории Руси, подчинение славянских племён власти киевского князя. Внутренняя политика была направлена на возмущение славянских племён и присоединение новых территорий: Подчинил древлян и уличан, вышедших из повиновения, обложив их большей данью. Подчинил уличей и тиверцев, на юге появилось поселение на Таманском полуострове. Личность : Свенельд. Свенельд- воевода варяжского происхождения. Был воспитателем Игоря. Позже имел свою дружину, помогал князю в сборе дани, в покорении возмущавшихся племён. Отличался физической силой, даже жестокостью, стремлением к наживе. В летописи упоминается, что его дружина обогатилась за счёт сбора дани с древлян и уличей. Княжеская дружина потребовала вторично пойти к древлянам за данью, что и привело к трагедии- убийству князя Игоря. 2 .Внешняя политика, походы на Византию. Внешняя политика Игоря была менее удачной, чем у Олега. Достаточно привести в пример поход на Византию в 941 году, во время которого почти весь флот был погублен «греческим огнём». Не смог он завоевать Константинополь и в 944 г.,византийцы откупились данью. Да и торговый договор с греками в 945 году был менее удачным, ведь была отменена беспошлинная торговля. Более успешной была политика на востоке. Игорю удалось отразить атаки кочевников-печенегов, даже подписать с ними мирный договор, который те нарушили уже в 920 г. Успешными были походы и в Закавказье. Таким образом, внешняя политика князя Игоря, хотя в сравнении с победами его предшественника Олега, и была менее успешной, привела к ряду территориальных завоеваний, к отражению набегов врагов, к установлению отношений с Византией. |
1)962-971. Правление Святослава.
Можно описать следующие направления деятельности князя. 1.Завершение процесса объединения восточнославянских племён. Укрепление княжеской власти. При Святославе завершился процесс объединения восточных славян. Он подчинил вятичей, освободив их от дани хазарам. Это привело к расширению территории государства. Так как сам Святослав внутренней политикой занимался мало, его целью была политика внешняя, то он оставлял княжить своих сыновей: в Киеве правил Ярополк, в древлянской земле — Олег, в Новгороде- Владимир. Личность: князь Святополк. Князь имел огромный авторитет, ему подчинились все восточные племена. Вёл продуманную внутренюю политику, несмотря на то, что большей частью был в походах. Он понимал, что нужно укрепить страну, присоединив оставшиеся восточные племена. На местах он опирался на родных людей: во многом ему помогала мать Ольга, а также его дети, правившие в крупных городах. Однако нужно отметить, что многочисленные походы ослабляли экономику страны, так как требовали больших средств на содержание многочисленной дружины. 2.Внешняя политика. Расширение территории государства, укрепление международной роли Руси. Вёл успешные походы: разгромил Волжскую Булгарию в 969 г, Хазарский каганат в 966,успешно вёл войну с Дунайской Болгарией. Не под силу оказалась лишь Византия, с которой был подписан мирный договор после войны 970-971 г. Личность. Свенельд. При Святославе продолжал играть заметную роль, как и при Игоре. Имел свою дружину, участвовал со Святославом в походах на Болгарию и Византию. Играл заметную роль во внешней политике. Его имя даже есть в договоре с Византией 971 г. В роковом 972 году он отговаривал Святослава идти через пороги Днепра, понимал, что тот путь опаснее. Сам вернулся другим путём в Киев. Святослав же погиб, не послушав Свенельда.В известном фильме 2016г. «Викинг» Свенельд тоже показан, его сыграл актёр Максим Суханов. |
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.
Крещение Руси
Призвание варягов
Возникновение империи Карла Великого.
Ответ
Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) поход Игоря на Константинополь
1) 882 г.
Б) призвание варягов
2) 988 г.
В) правление князя Ярослава Мудрого
3) 944 г.
Г) принятие Русью христианства
4) 862 г.
5)945-957 гг.
6)1019 - 1054 гг.
Задание 3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Древнерусского государства. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящийся к другому историческому периоду.
1)Смерд, 2) помещик, 3) рядович, 4) тиун, 5) боярин, 6) закуп.
Задание 4 Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ
1) смерды
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси
2) холопы
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли
3) закупы
Г) земледельцы, взявшие ссуду
4) тиуны
5) рядовичи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Фрагмент А
Фрагмент Б
Задание 7.
Какие три из перечисленных племен относились к восточным славянам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мордва
2) Дреговичи
3) Тиверцы
4) Весь
5) Сумь
6) Вятичи
Задание 8. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Основателем династии русских князей стал варяжский князь___________
Б) Город ___________стал столицей Древнерусского государства
В) Первый сборник законов Древней Руси назывался __________
Пропущенные элементы
Киев
Избранная Рада
Игорь
Новгород
Русская Правда
Рюрик
Задание 9. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) заключение первого торгового договора с Византией
1)Ярослав Мудрый
Б) строительство в Киеве Софийского собора
2) Рюрик
В) войны с Волжской Булгарией, Хазарией и Византией
3) Олег Вещий
Г) крещение Руси
4) Святосвлав
5)Владимир Святославич
6)Ольга
Задание 10. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя
«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".
Ответ____________________
Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента
КНЯЗЬ
ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ
СОБЫТИЯ
Владимир Святославич
А)____________
укрепление южных границ
Б)____________
957-972
В)
Г)
945-957
Д)
Ярослав Мудрый
Е)
создание Русской Правды
Пропущенные элементы
Святослав
912-945 гг.
Первый торговый договор с Византией
Игорь
980-1015 гг.
Военные походы в Булгарию и Хазарию
Ольга
1019-1054
Установление уроков и погостов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 12 Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны .
1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами
2) после Олега правил Русью князь Святослав
3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
4) указанные события относятся к концу IX в.
5) варяги - наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей
6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам
Рассмотрите схему и выполните задание
Задание 13 Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».
Задание 14.Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».
Задание 15 В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?
Задание 16. Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку
2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.
3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.
4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком
5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)
6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.
Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго столбца
ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) собор святой Софии в Киеве
1) древнейшая русская летопись
Б) Повесть временных лет
2) храм построен в честь победы над кочевниками
В) Слово о законе и благодати
Г) Десятинная церковь
5)первый каменный храм в Киеве
6)храм находится в Новгороде
Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
Задание 19. Укажите изображение памятника архитектуры, созданного наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Задание 20. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
Задание 21. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Задание 22. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)
Задание 23 Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X-начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Задание 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА.
Формирование и расцвет единого Древнерусского государства охватывают период с 9по 11век (рамочные даты 862-призвание варягов и 1132-смерть Мстислава Великого).
В 5-8 вв. происходит расселение восточнославянских племен вдоль пути «Из варяг в греки» от Балтийского моря до устья Дуная. Эти племена находятся на стадии разложения родоплеменного строя, которую принято называть «военная демократия». Расслоение общества незначительно, социальная структура проста. Основную массу населения составляют смерды -рядовые общинники. Выделяются бояре -племенная знать, главы родов, князья -военные вожди, и дружинники , составляющие постоянный военный отряд при князе.
Крупнейшими племенными союзами ВС являются:
приильменские словене живут у озера Ильмень и по реке Волхов, город Новгород
поляне Среднее Поднепровье, город Киев
древляне город Искоростень
северяне города Чернигов и Переяславль
кривичи Смоленск
вятичи Ростов
полочане Полоцк
дреговичи
радимичи
бужане
волыняне
уличи
тиверцы
дулебы
белые хорваты.
Северные союзы платят дань варягам, южные хазарам. На северо-востоке славяне соприкасаются с финно-угорскими племенами меря, мурома, весь, чудь, мордва, корела, ижора.
Основными занятиями населения являются подсечно-огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыболовство. Религия-язычество. Главные боги-Сварог, Перун, Велес, Даждьбог, Макошь, Симаргл, Стрибог, Род.
Решающее влияние на процесс формирования государства оказал торговый путь «Из варяг в греки». Племенная верхушка включилась в международную торговлю, приобретая предметы роскоши. Князья стали облагать сородичей данью, взимая ее шкурами пушных зверей, и продавали эти шкуры проезжим купцам, заодно взимая с тех пошлину за проезд по своей территории. Это способствовало концентрации богатств в руках князей и укреплению их власти.
Историю Древнерусского государства принято отсчитывать с «призвания варягов». Согласно летописи Нестора, в 862г. приильменские словене, желая прекратить междуусобную борьбу, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика. Он пришел с братьями Сневорсом и Трувором и дружиной и 17 лет княжил в Новгороде. В 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря. Князем стал его воевода или родственник Олег.
В 882г. Олег совершил поход на Киев, захватил город и сделал его столицей своего княжества. Олег вел войны с хазарами и совершил два похода на Константинополь.
С 912 по 945г. в Киеве княжит Игорь Рюрикович, продолжает политику Олега, воюет с хазарами и тоже совершает два похода на Византию. В 945г. Игорь убит древлянами при попытке вторично взять дань.
Его вдова Ольга отомстила за его смерть и упорядочила сбор дани, установила систему повоза, определив урок-размер дани и погосты-места сбора дани. Ольга была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе, совершила поездку в Константинополь и крестилась.
С 962 по 972г.Святослав правит самостоятельно, но практически все время он проводит в завоевательных походах за пределами Руси. Он разгромил Волжскую Булгарию, уничтожил Хазарский каганат, основал на Дунае город Переяславец и планировал перенести туда свою столицу. Но в войне с Византией потерпел поражение, не удержал завоеванные земли и был вынужден вернуться на Русь. На пути в Киев он погиб, и после его смерти произошла первая княжеская междуусобица. Старший сын Святослава Ярополк убил среднего Олега, а младший Владимир убил Ярополка и в 9870г. стал киевским князем.
Владимир княжил с 980 по 1015г. он завершил объединение восточнославянских племен, создал систему оборонительных укреплений на Юге, заключил союз с Византией и сделал христианство государственной религией Руси. После смерти Владимира произошла вторая княжеская междуусобица. Пасынок Владимира Святополк убил четверых сыновей Владимира, в том числе Бориса и Глеба, первых русских святых.
В итоге в 1019г. киевским князем стал Ярослав Мудрый. Период его правления считается временем наивысшего расцвета Древней Руси. Ярослав разгромил печенегов, построил каменный Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, создал первый свод законов Русскую правду и укрепил международный авторитет Руси.
После смерти Ярослава усиливаются центробежные процессы и начинается распад единого государства. Установленный Ярославом очередной порядок княжения привел к бесконечным «переездам» князей и спровоцировал частые междуусобицы. Внук Ярослава Владимир Мономах попытался прекратить междуусобицы и восстановить единство Руси, в 1097г. на Любечском съезде князей решено было прекратить переезды и совместно оборонять Русь. Был совершен крестовый поход против половцев в 1111г. В период киевского княжения Мономаха было временно восстановлено единство Руси, завершено формирование Русской правды и написана Повесть временных лет. Последним князем единой Руси был сын Мономаха Мстислав Великий. После его смети, по выражению летописца, «раздрася вся русская земля». Начался так называемый удельный период.
В период существования единого Древнерусского государства восточнославянское общество сильно изменилось. Усилилось социальное расслоение, усложнилась социальная структура, сформировалось феодальное землевладение, сложились устойчивые формы организации власти, бурно развивалась культура и экономика.
ХРОНОЛОГИЯ
482-основание Киева
862-призвание варягов
879-смерть Рюрика
882-поход Олега на Киев, создание единого древнерусского государства.
907, 911-походы Олега на Константинополь
912-смерть Олега
941, 944-походы Игоря на Константинополь
945-восстание древлян, реформа Ольги
962-972-походы Святослава
972-980-усобица сыновей Святослава
988-крещение Руси
1015-смерть Владимира Святославича
1015-1019-усобица сыновей Владимира
1036-разгром печенегов
1037-строительство Софийского собора
1054-смерть Ярослава Мудрого
1066-появление половцев
1097-любечский съезд князей
1111-крестовый поход в степь
1113-народное восстание в Киеве
1118-создание Повести временных лет
1132-распад единого государства.
ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ
862-879-Рюрик, основатель династии, княжил только в Новгороде.
882-912-Олег, первый Великий князь Киевский, но не Рюрикович.
912-945-Игорь Рюрикович, первый Рюрикович на киевском престоле.
945-972-Святослав Игоревич (до 962 регентство Ольги).
972-980-Ярополк Святославич
980-1015-Владимир Святославич
1015-1019-Святополк Окаянный
1019-1054-Ярослав Мудрый
1054-1093-Ярославичи.
1093-1113-Святополк Изяславич
1113-1125-Владимир Мономах
1125-1132-Мстислав Великий
ПЕРСОНАЛИИ
ГЛОССАРИЙОпределение
Князь
Военный вождь племени
Дружина
Постоянный вооруженный отряд при князе
Бояре
Племенные старейшины
Дань
Налог с населения в пользу князя
Полюдье
Объезд князем подвластных земель с целью сбора дани
Смерд
Рядовой общинник
Вервь
Вира
Штраф за преступление, выплачивался в пользу князя
Тиун
Ключник князя
Волхв
Языческий жрец
Инок
Монах
Игумен
Настоятель монастыря
Митрополит
Глава русской церкви
Епископ
Глава церковного округа
Вече
Народное собрание
Закуп
Несостоятельный должник
Рядович
Наемный работник, заключивший договор на определенный срок
Наймит
Наемный работник без договора
Холоп
Купленный раб
Прощенник
Преступник, обращенный в рабство
Княжий муж
Старший дружинник
Отрок
Младший дружинник
Гридни
Телохранители князя
Вотчина
Наследуемое земельное владение
Поместье
Земельное владение, предоставляемое для службы
Гривна
Денежная единица, 200г серебра
Куна, реза, ногата
Мелкие денежные единицы
Урок
Размер дани
Погост
Место сбора дани
Удел
Доля члена княжеского рода в общем владении
Оброк
Платеж зависимого крестьянина в пользу землевладельца
Барщина
Бесплатная работа крестьянина в хозяйстве землевладельца
Кремль
Крепость в центре города
Детинец
Главная башня кремля
Посад
Поселение у стен кремля
Подол
Нижняя часть Киева
Тысяцкий
Глава ополчения
Плинфа
Плоский кирпич
Фреска
Роспись по сырой штукатурке
Мозаика
Узор из кусочков камня или стекла
Смальта
Мозаика их цветного стекла
Зернь, скань
Ювелирные технологии
Вено
Выкуп за невесту
Кириллица
Азбука, изобретенная святыми Кириллом и Мефодием для славян в 9 в, на Русь пришла вместе с христианством
Десятина
Часть дани, выделенная князем на содержание церкви
Концепция создания Русского государства в результате варяжского завоевания, создана в 18 в немецкими учеными, работавшими в России (Байер, Миллер, Шлёцер).
Очередной порядок княжения «княжеская лествица»
Порядок наследования киевского престола по родовому, а не семейному принципу, то есть не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему. Пока не вымрет старшее поколение, младшее к наследованию не допускается.
Бортничество
Сбор меда диких пчел
Кормление
Содержание дружины путем предоставления права сбора дани с определенной территории
Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.
Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:
Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .
Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?
1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!
2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.
3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.
Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...
А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:
1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы
2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону
3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.
4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.
5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.
№1:
Критерии оценивания:
90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!
80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:
а) по невнимательности
б) технические, связанные с работой над частью 2
70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...
50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю
0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/
Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:
Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата
Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)
С уважением, Иван Некрасов
Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀
Похожие материалы
Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.
Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:
Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .
Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?
1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!
2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.
3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.
Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...
А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:
1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы
2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону
3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.
4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.
5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.
№1:
Критерии оценивания:
90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!
80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:
а) по невнимательности
б) технические, связанные с работой над частью 2
70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...
50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю
0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/
Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:
Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата
Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)
С уважением, Иван Некрасов
Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀
Похожие материалы