Иконы воздвижения креста господня. Воздвижение Креста Господня - икона Воздвижение Креста Господня: история иконы, молитвы

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
(Припев праздника)

Икона концентрирует внимание на воздвижении Креста епископом Макарием, который иногда держит пучок травы базилика. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Обыкновенно действие происходит на фоне церкви о семи главах, Церкви Гроба Господня, в присутствии народа, императрицы Елены, иногда – ее сына, императора Константина Великого, наконец – знати, пришедшей преклониться перед Крестом, воздвижение которого напоминает о том, что он царствует над всем миром, искупленным им. Хотя равноапостольные Константин и Елена и не присутствовали на этом празднике в Иерусалиме, на иконе их изображают обязательно. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому.

По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, поднятые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин,– Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШАЕТ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ. 1996 г.

Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, по славословии, при пении «Святый Боже» выносит из алтаря крест, украшенный цветами, как древо жизни, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения. Это воздвижение креста совершается пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток.
«Явися днесь от недр земных спасительное Древо, в храме честно возносимо архиереовыма рукама…»

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир.

«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (Стихиры на целование Креста. Гл. 6).

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…».

С развитием почитания Креста Господня в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача – показать в равной степени и единстве две сущности Христа – Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.

Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие иконописных изображений Креста и Распятия.

На древних крестах прямая фигура Христа с поднятой головой и открытыми глазами только обозначает Распятие. Спаситель представлен живым, воскресшим.

«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? – размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». «Без креста не увидишь и Христа». Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,– руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

РАСПЯТИЕ. ИКОНА. VIII в. СИНАЙ

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную.

В лучших образцах русской иконописи XIV–XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью, что значит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

В католических образах Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом. Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь эмоциональным воздействием.

Великим праздником из числа двенадцати наиболее важных в годовом цикле Православной церкви является Воздвижение Креста Господня. В эту дату христиане вспоминают историческое событие IV века, называемое обретением Креста, на котором завершилось земное поприще Спасителя. Обретение было поистине чудесным, ведь со времени Распятия минуло почти триста лет.

Икона Воздвижение Креста Господня помогает во многих людских бедах, поэтому очень почитаема среди христиан.

Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа. В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.

Поиски долго не приводили к успеху: после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.

Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место. Оно оказалось недалеко от Голгофы.

Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера . Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.

По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский» . Но какой же из найденных крестов – Святой?

И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось. Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине. Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.

Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение. Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.

Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему . Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности. Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.

Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его . А праздник, учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.

Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста , а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.

Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.

Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам. Так же позднее стал нарекаться и император Константин.

Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.

В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт. В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест . Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.

При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом , уничтожение греха, источник безграничной любви.

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц . Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком. В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов , тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны. Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена . А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.

Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих церквях и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:

Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.

Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой. От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление . Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:

  • женщинам, желающим иметь ребенка , страдающим бесплодием
  • имеющим заболевания костей и суставов
  • с просьбой избавиться от хронических мигреней
  • вылечить зубную боль
  • об избавлении от хронических и неизлечимых болезней

Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон . В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, - преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Б ольшинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест .

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением" . Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)". Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Крест является главным символом для христиан всего мира. Все, что связано с его почитанием - свято для православной России. Один из главных осенних церковных праздников - Воздвижение Креста Господня. Его смысл - напоминать верующим, какой ценой для них было обретено спасение. В статье будет рассмотрена история появления этой важной даты, значение иконы.


История святого образа

Важным событием для всего человечества было восшествие на римский престол императора Константина в 306 г. Его не зря именуют Великим - это был первый император-христианин, сделавший очень много для установления Церкви Христовой по всему миру.

Будучи ревностным христианином, Константин очень хотел найти Крест, на котором пострадал Спаситель. Но совесть не позволяла ему самому совершить поход в Святую Землю - как воин, он вынужден был убивать людей, поэтому считал себя недостойным такого дела. Царица Елена, хотя и была уже довольно пожилой, сама решила исполнить желание своего сына. Именно она предприняла далекое трудное путешествие в Палестину.

В Иерусалиме места, связанные с земной жизнью Христа, были заброшены, засыпаны землей, мусором, а над могилой Иисуса язычники воздвигли капище. Все это предстояло снести, чтобы найти желаемое. Трудности не напугали Елену, в результате крест был найден среди двух других. Константинопольский патриарх помог определить, какой именно принадлежал Христу.

На иконе показан момент воздвижения Честного Креста, проще говоря - подъем. На место казни Спасителя пришло очень много людей, чтобы все могли увидеть орудие казни, его несколько раз приходилось возносить.

Также были найдены гвозди, могила Иисуса, основано несколько храмов, которые стоят на Святой земле по сей день. Поначалу Крестовоздвижение было второстепенным праздником, сопряженным с днем обновления ротонды Воскресения. Начиная с 7 века это самостоятельный день почитания Креста.


Молитва иконе Воздвижение Креста

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.


Иконография

Центром композиции здесь является изображение неодушевленного предмета. Но он у любого человека ассоциируется с Иисусом, напоминает о Его муках. Без смерти не было бы воскресения и прощения. Крест является хранителем Вселенной, славой Ангелов, красотой Церкви - поет на праздновании святая Церковь.

Окончательно современная иконография сложилась к 16 в.

  • На иконе Воздвижения Креста Господня верующие видят большое скопление народа. Это многочисленные жители Палестины, духовенство, вдалеке на возвышении изображают царицу Елену с императором Константином. Хотя он и оставался в Риме, поиск святынь был начат по его произволению.
  • На возвышении стоит Патриарх, который поднимает над головой Крест, украшенный зелеными ветвями в знак победы жизни над смертью. Его поддерживают служители. Сам христианский символ изображается иногда небольшим, иногда - довольно крупным. Действие разворачивается на фоне храма.

До возникновения данной композиции обычно по сторонам креста изображались святые Елена и Константин. Данный сюжет часто использовался для росписи храмовых стен.

Богословское значение

Значение иконы глубоко символично. Она напоминает о божественном плане спасения человечества из рабства греху и смерти. Не случайно в этот день налагается строгий пост - в память о страдании Иисуса Христа.

Весьма торжественно проходит и богослужение в этот день. Крест выносится на поклонение верующим, такое бывает достаточно редко в годовом церковном цикле. Песнопения отличаются строгостью и торжественностью.

Лично для каждого верующего эта икона служит напоминанием о святой обязанности перед Богом. Кто хочет быть последователем Христа, должен взять свой крест (жизненных лишений, трудностей) и нести его до самого конца.

Также праздник Крестовоздвижения напоминает о Страшном суде, когда знамение креста будет явлено на небе, согласно Евангелию от Матфея (гл. 24, стих 30).

О чем молятся иконе воздвижение креста

Исцеляющая сила Креста не подлежит сомнению. Во время его обретения был воскрешен умерший человек. И сегодня икона Воздвижения помогает верующим очиститься от болезней души и тела.

  • Избавляет от острой зубной боли.
  • Лечит бесплодие.
  • Исцеляет суставы.
  • Снимает хроническую головную боль.

Главное условие - осознать собственное бессилие перед болезнью, доверить все свое существо Богу. Только так молитва станет искренней, будет сразу услышана.

Икона Воздвижение Креста - молитва, значение, где находится was last modified: Май 7th, 2018 by Bogolub

Отличная статья 0

Зрелый вариант иконографии Воздвижения Креста Господня, характерный и для современных православных икон, получил развитие на русских образах XV-XVI вв.

Он представляет собой многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда на иконе Воздвижения изображается напоминание о чуде, сопутствовавшем этому событию, в виде образов воскресшего покойника или старца в тяжелой болезни, исцеленного прикосновением ко Кресту.

Самые ранние варианты данного извода представлены на одной из «таблеток» (иконы-святцы), происходящей из ризницы новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ), а также на ряде других икон: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ), «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ), трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ) и др.

Описанному иконографическому варианту Воздвижения Креста Господня предшествовали парные изображения святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках или стоящих по сторонам Креста, известные с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., стенопись кафоликона греческого монастыря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в., известная фреска Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде, XI в, и др.). Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII-XIV вв. На иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии царь и царица представлены по сторонам от Патриарха, молитвенно воздев руки. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Воздвижение Креста, со святыми на полях. Вторая половина XVII века. Москва. В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него – диаконы. С обеих сторон – предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу – два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская апостол Петр и мученик Георгий.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва