Тест теме дворцовые перевороты егэ. Материал к историческому сочинению

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Эпоха дворцовых переворотов - это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени. На данном уроке вы узнаете обо всех этих событиях более подробно.

В случае дворцового переворота не происходит каких-то качественных изменений ни в политическом, ни в социально-экономическом, ни в культурном строе государства.

Причины дворцовых переворотов

  1. Расширение полномочий государственного аппарата
  2. Получение дворянами большей финансовой, политической и культурной независимости
  3. Создание гвардии
  4. Указ Петра I о престолонаследии
  5. Отсутствие легитимного наследника Петра I

В 1725 г. умер российский император Петр I Великий. Перед императорским окружением встал вопрос, кто взойдет на престол. Оказалось, что ближайшее окружение Петра было поделено на две части. Одна часть - это аристократия: Голицыны, Долгорукие и т. д.; другая часть - это те люди, которые пришли к власти благодаря своим умениям и знаниям из самых низов: А.Д. Меншиков (рис. 2), П.А. Толстой (рис. 3), А.И. Остерман (рис. 4) и другие незнатные дворяне и выходцы из-за рубежа. Аристократия поддерживала внука Петра I , сына убитого царевича Алексея - Петра. Выходцы же из «гнезда петрова» хотели видеть на российском престоле жену Петра Великого - Екатерину.

Рис. 2. А.Д. Меншиков - главный фаворит Екатерины I ()

Рис. 3. П.А. Толстой - фаворит Екатерины I ()

Рис. 4. А.И. Остерман - фаворит Екатерины I ()

Когда в Правительствующем Сенате шло обсуждение, кого поставить на престол Российской империи, Меншиков спросил у гвардии ее мнение, и она ответила, что хочет видеть правительницей России Екатерину I (рис. 5). Таким образом, гвардия решила судьбу престола, и с 1725 по 1727 гг. Российской империей правила Екатерина I . С одной стороны, Екатерина была замечательным человеком, мудрой женой. Но, с другой стороны, за время своего правления она как императрица никак себя не проявила. Важным событием было то, что она вместе с Петром I открыла Академию наук; сама она создала Верховный Тайный Совет. Фактическим правителем страны при Екатерине I стал ее фаворит А.Д. Меншиков, который стоял во главе Верховного Тайного Совета.

Рис. 5. Екатерина I - российская императрица ()

В 1727 г. Екатерина I умерла. Мнения высшей аристократии, гвардии, «птенцов гнезда петрова» сошлись на том, что следующим правителем должен был быть Петр II (рис. 6), который и стал императором Российской империи в возрасте, не достигшем 12 лет. А.Д. Меншиков решил, что именно он сможет контролировать подростка. Первое время Петр II находился под фактическим влиянием Меншикова. Он задумал женить Петра на своей дочке М.А. Меншиковой и таким образом породниться с царской властью.

Рис. 6. Петр II - российский император ()

Но на пике своей славы Александр Данилович заболел, и власть из его рук перешла к старой родовой аристократии. Голицыны и Долгорукие быстро уговорили Петра II не учиться, а вести разгульный образ жизни. После того как Меншиков выздоровел и попытался повлиять на Петра, его отправили в ссылку в Сибирь, в город Березов. Петр II до 1730 г. оставался под контролем аристократической знати. Его попытались женить во второй раз на Е.А. Долгорукой. Но за некоторое время до свадьбы Петр II заболел и очень быстро умер.

После смерти Петра II Верховный Тайный Совет собрался на заседание, чтобы решить, кому отдать власть. Прямых наследников престола не было, но у Петра Великого было две дочери - Елизавета и Анна, однако их не рассматривали в качестве наследниц. Тут Верховный Тайный Совет вспомнил, что у брата Петра I, Ивана, было три дочки, одна из которых - Анна Иоанновна - жила в Курляндии и была вдовой.

Верховный Тайный Совет решил избрать Анну Иоанновну (рис. 7) императрицей России, предварительно составив для нее «кондиции», которые ограничивали ее власть. Сначала она подписала эти кондиции для того, чтобы выбраться из Курляндии и получить место императрицы в России. Но когда императрица приехала в Россию, она увидела, что гвардия и широкие дворянские круги против того, чтобы страной правили «верховники», она при всем высшем окружении разорвала кондиции, тем самым показав, что отказывается от ограничений, навязанных ей Верховным Тайным Советом. Таким образом, она правила, как и предыдущие императоры, самодержавно.

Рис. 7. Анна Иоанновна - российская императрица ()

Анна Иоанновна правила Российской империей с 1730 по 1740 гг. Она расправилась с Верховным Тайным Советом и упразднила его. Голицыны и Долгорукие подверглись репрессиям. Характерным для времени правления Анны была так называемая «бироновщина» - засилье немцев в государственном управлении (по имени фаворита императрицы Э.И. Бирона (рис. 8), который был ее соправителем). Они занимали все главные государственные посты: Б.К. Миних (рис. 9) стоял во главе армии, А.И. Остерман был во главе Кабинета министров. Императрица очень любила развлекаться вместе со своими фаворитами-немцами. На все эти развлечения собирались большие налоги с российского населения.

Рис. 8. Э.И. Бирон - главный фаворит Анны Иоанновны ()

Рис. 9. Б.К. Миних - фаворит Анны Иоанновны ()

За период правления Анны Иоанновны в России были сделаны такие преобразования, как:

  1. Введение моды на балы
  2. Завершение строительства Петергофа
  3. Введение европейского стиля жизни

А.П. Волынский попытался как-то ограничить засилье немцев в России, но так и не смог. Для него это закончилось казнью.

Анна Иоанновна оставила российский престол своей племяннице Анне Леопольдовне (рис. 10). Но Анна Леопольдовна в конце жизни Анны Иоанновны не угодила ей, поэтому власть перешла к сыну Анны Леопольдовны - недавно родившемуся Ивану Антоновичу VI (рис. 11). Регентом Ивана VI стал Э.И. Бирон.

Рис. 10. Анна Леопольдовна - мать Ивана VI ()

Рис. 11. Иван VI - малолетний российский император ()

Далее события развивались стремительно - за один год произошло три дворцовых переворота. Почти сразу после смерти Анны Иоанновны некогда всесильный Бирон был свергнут переворотом Остермана, который захватил ненадолго верховную государственную власть в России. Но вскоре Остермана сверг с престола Миних, который привел к власти Анну Леопольдовну, которой не было дела до государственного управления. Она, так же как и Анна Иоанновна, опиралась в управлении страной на немцев. Между тем за ее спиной вырос новый заговор.

В итоге Анна Леопольдовна и Иван VI правили Россией всего с 1740 по 1741 гг.

Елизавета Петровна (рис. 12), дочь Петра Великого, оказалась втянута в заговор, причем с участием иностранцев, против Анны Леопольдовны и Ивана VI. Опираясь на гвардейцев, имея их мощную поддержку, Елизавета Петровна с легкостью осуществила государственный переворот и свергла Анну Леопольдовну и Ивана VI .

Елизавета I правила с 1741 по 1761 гг. Она любила балы и развлечения. Ее любимыми фаворитами были А.Г. Разумовский (рис. 13) и И.И. Шувалов (рис. 14). При Елизавете были войны, победы, попытки некоторых реформ, и в то же время в последние годы жизни часто болевшая императрица могла месяцами не встречаться с дипломатами, министрами и другими государственными чиновниками. Елизавета Петровна избавилась от «бироновщины» и прогнала всех немцев из верхов управления государством, открыла снова туда дорогу русскому дворянству что сделало ее героиней в их глазах.

В 1761 г. Елизавета Петровна умерла, и на российский престол взошел ее племянник, сын Анны, второй дочери Петра Великого, Петр III (рис. 15) так как законных мужа и детей у императрицы не было. Этот император правил в стране меньше полугода. О Петре III сохранились противоречивые, но чаще всего негативные отзывы. В России его считали не патриотом, так как он опирался на немцев, глупым человеком. В конце концов, в раннем детстве Петр воспитывался как претендент на престол Швеции, а не Российской империи.

Рис. 15. Петр III - российский император ()

В июне 1762 г. Петра III свергла собственная жена - будущая императрица Екатерина II. С ней началась новая эпоха русской истории.

Список литературы

  1. Алхазашвили Д.М. Борьба за наследие Петра Великого. - М.: Гардарики, 2002.
  2. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII в. (Борьба за наследие Петра I). - М., 1986.
  3. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2008.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. - М.: Просвещение, 2007.
  5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. - М., 1994.
  6. Павленко Н.И. Страсти у трона. - М., 1996.
  1. Allstatepravo.ru ().
  2. Encyclopaedia-russia.ru ().
  3. Grandars.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите причины дворцовых переворотов.
  2. Охарактеризуйте ход дворцовых переворотов и его политический аспект.
  3. Каковы были итоги дворцовых переворотов для России?

Период 1725-1762 связан с эпохой дворцовых переворотов. Данный отрезок Отечественной истории характеризуется частой сменой правителей, усилением роли гвардии, увеличением привилегий дворянства и ухудшением положения крестьян. В данный период у власти находилось несколько правителей: Екатерина Первая, Пётр Второй, Анна Иоанновна, Иван Шестой, Елизавета Петровна и Петр Третий.

Одним из наиболее значимых событий внешней политики является Семилетняя война. Причинами данной войны стало усиление Пруссии во главе с Фридрихом Вторым и её притязание на влияние в Польше и Прибалтике, что затрагивало интересы России. Важную роль в одном из ключевых сражений войны, сражении при Кунерсдорфе, сыграл П.С.

Салтыков. Именно он командовал войсками в этом сражении, предвидел намерения прусской армии, составил и предложил стратегию ведения боя, которая помогла русской армии одержать победу в этом сражении. Вследствие войны Пруссия была значительно ослаблена, но взошедший на престол Петр Третий вернул ей все захваченные Россией земли и даже выплатил контрибуцию.

Данный период характеризуется развитием культуры и образования. Важным событием стало основание Московского университета. Причиной этого стало то, что страна нуждалась в образованных, грамотных людях, которые смогут достойной нести государственную службу. Большую роль в этом сыграл М.В. Ломоносов.

Именно он разработал подробный проект университета и предложил сделать его открытым не только для дворян, но и для всех тех, у кого есть способности к наукам. Впоследствии университет выпустит много талантливых государственных деятелей, деятелей культуры и науки.

В данный период происходит процесс ухудшения положения крестьян. Причинами этого стало то, что правителям было необходимо обеспечить ряд привилегий для дворянства, чтобы получить его поддержку. Немаловажную роль в этом процессе сыграла императрица Елизавета Петровна. Именно она издала и подписала указ о разрешении ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и следствия, чем увеличила полномочия помещиков по отношению к крестьянам.

В данный период проводится активная внешняя политика: к России был присоединен Младший, Средний и Старший жузы. Также Россия вела войны с Турцией и Швецией, вследствие чего вернула Азов и подтвердила присоединение территорий по Ништадскому миру. Во внутренней политике происходили такие важные события, как создание Верховного Тайного совета, который впоследствии был упразднён Анной Иоанновной. Она, в свою очередь, отменила указ о единонаследии и сократила срок службы дворян до 25 лет. Также именно в данный период были отменены внутренние таможенные пошлины и открыт Дворянский банк.

Данный период нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, не произошло крупных и значимых преобразований, которые были начаты при Петре. Из-за частых смен правителей возросла роль гвардии, произошло возвышение дворянства и усиление его привилегий, вследствие чего положение крестьян стало хуже. Но с другой стороны, именно в данный период Россия проводила активное освоение Казахстана, присоединила новые земли, вернула Азов, а вследствие Семилетней войны усилила авторитет на международной арене (даже несмотря на то, что все земли были возвращены Пруссии). Стоит оценить влияние периода на дальнейшую историю. Так, дворянство, усиление которого началось в данный период, будет продолжать увеличивать своё влияние и привилегии. Уже при Екатерине Второй будет издана Жалованная грамота дворянству, что окончательно определит привилегированное положение этого сословия. Московский университет, основанный при Елизавете Петровне, продолжил свою деятельность и до настоящего времени является одним из наиболее престижных учебных заведений России. Из-за увеличивающихся привилегий дворян, положение крестьян будет становиться всё хуже, что приведёт к их недовольству, что выльется в восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, которое станет одним из крупнейших народных выступлений. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме « Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов»

Пояснительный текст к блоку

Тема «Эпоха дворцовых переворотов» охватывает сравнительно небольшой период, но традиционно является одной из самых сложных: дети путаются в именах, датах, родственных связях и т.п. Именно поэтому материал блока и комментарий к нему имеют некоторые осо­бенности: введена дополнительная рубрика «Правители», работая с которой (самостоятельно или под руководством учителя, репетитора), ученики заполняют верхнюю часть блока.

Правители. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых пере­воротов. Борьба различных группировок в правящем слое и отсутствие четкого порядка пре­столонаследия вели к частой смене власти. От первого брака (с Евдокией Лопухиной) у Петра I был сын Алексей, которого он обвинил в измене и убил, и маленький внук Петр, кандидатуру которого поддерживала родовитая знать (Голицыны, Долгорукие и др.). От вто­рого брака - с Екатериной - у Петра были дочери Анна (замужем за голштинским герцо­гом) и Елизавета. Другую ветвь правящего дома представляли потомки Ивана V (сына царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской) - Анна, выданная замуж за герцога Курляндского и тут же овдовевшая, и другие дочери.

Петр I установил, что царствующий монарх сам назначает себе преемника, но не успел воспользоваться этим правом. Под давлением ближайшего сподвижника Петра I А.Д. Меншикова и гвардейцев императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725-1727). После ее смерти императором стал внук Петра I юный Петр II (1727-1730). После его внезапной смерти знать пригласила на престол Анну Иоанновну (1730-1740). Последняя, стремясь закрепить престол за своей династической ветвью, завещала трон внуку своей сест­ры Екатерины -грудному младенцу Ивану VI (1740-1741). Регентом сначала был фаворит Анны Бирон, а затем мать Ивана VI Анна Леопольдовна.

В 1741 г. гвардейцы возвели на престол дочь Петра I Елизавету (1741-1761). Затем им­ператором стал ее племянник Петр III (1761-1762). Конец его правлению положил очеред­ной переворот, причем во главе заговора встала супруга императора Екатерина. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит, и началось длительное правление Екатерины П.

Внутренняя политика. Дворцовыми переворотами принято считать не только насильст­венную смену верховного правителя, но и любые силовые действия группы лиц по установ­лению приемлемой для них власти. С этой точки зрения первым переворотом можно считать приход к власти Екатерины I, когда гвардейцы под предводительством ближайшего спод­вижника Петра I А.Д. Меншикова заставили Сенат согласиться с ее кандидатурой (1). Для управления страной был создан Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати, но фактически возглавил его Меншиков (2).

Наследование престола Петром II произошло мирно, так как Меншиков, ранее катего­рический противник этой кандидатуры, согласился с ней, вознамерившись женить юного императора на своей дочери. Однако в результате придворной интриги Меншиков лишился всего имущества и был сослан в Сибирь (3).

После смерти Петра II члены Верховного тайного совета («верховники») во главе с Д.М. Голицыным, приглашая на престол Анну Иоанновну, решили ограничить ее власть особыми условиями (кондициями). Анна подписала кондиции, но, приехав на коронацию, выяснила, что многие дворяне не поддерживают планы «верховников» по установлению ари­стократического правления. Тогда она разорвала кондиции и стала править как самодержи­ца (4).

Правление Анны Иоанновны традиционно считается временем засилья иностранцев, из­вестным как бироновщина (по имени фаворита императрицы немца Э.И. Бирона) (5). Жертвой интриг стал кабинет-министр А.П. Волынский, выступавший за проведение реформ (6).

Анна назначила регентом при малолетнем Иване VI Бирона, но последний был свергнут всего через три недели после смерти Анны (7). Регентшей стала Анна Леопольдовна, но и она была свергнута в 1741 г. гвардейцами, возведшими на престол Елизавету (8). Двадцатилетнее правление Елизаветы не отмечено проведением глубоких реформ в сфере управления.

Петр III, воспитанный в рамках немецкой культуры, стал отдавать предпочтение нем­цам, что грозило повторением бироновщины. Это, а также откровенное презрение императо­ра к русской культуре и прекращение успешной для России Семилетней войны вызвали не­довольство столичной знати. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит (9).

Внешняя политика. Сохранялись три традиционных направления - северо-западное (противодействие попыткам Швеции взять реванш за поражение в Северной войне); западное (контроль ситуации в Польше); южное (борьба за выход к Черному морю, противодействие набегам крымских татар).

В правление Анны Иоанновны России удалось в ходе войны за польское наследство по­ставить на польский престол своего ставленника (10), а по результатам русско-турецкой вой­ны вернуть Азов (но без права строить там укрепления и держать флот) (11). Однако, желая в борьбе с Османской империей заручиться поддержкой Ирана, Россия отдала ему побережье Каспийского моря, приобретенное Петром I в ходе Персидского похода (12).

В правление Елизаветы Россия нанесла поражение Швеции, пытавшейся взять реванш за поражение в Северной войне (13). Но главным событием стало участие России в Семилет­ней войне в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии (1757-1762). Россия была обеспокоена усилением Пруссии и развернула против нее военные действия, в ходе ко­торых нанесла считавшейся лучшей в Европе прусской армии короля Фридриха II Великого ряд поражений (Гросс-Егерсдорф, Кунерсдорф) и вошла в Берлин (14). Однако смерть Елиза­веты и приход к власти Петра III, благоговевшего перед Фридрихом, привели к отказу от всех завоеваний и заключению союза с Пруссией (15).

Хозяйство и общественные отношения. Хозяйство России в описываемый период раз­вивалось в целом успешно. Важное значение имели некоторые мероприятия, проведенные в правление Елизаветы Петровны, в частности отмена внутренних таможен, способствовавшая развитию торговли, и учреждение двух банков – Дворянского и Купеческого (16).

В социальной сфере наблюдались два параллельных и взаимосвязанных процесса: рост привилегий дворян (ограничение срока службы, отмена указа о единонаследии, предоставле­ние монополии на винокурение и пр.) и усиление крепостного гнета, то есть власти дворян над крестьянами (право ссылать крепостных в Сибирь и др.) (17). В конечном итоге при Петре III дво­рянам была дарована важнейшая привилегия - освобождение от обязательной государст­венной службы (Манифест о вольности дворянской, 1762 г.) (18).

Культура. В период дворцовых переворотов образование приобретает более замкнутый (в сравнении с Петровской эпохой) сословный характер, но возникают новые учебные заве­дения. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и фаворита Елизаветы И.И. Шувалова ос­новывается первый в России университет - Московский (19).

Успешно развивается наука, центром которой становится Академия наук. В Россию приглашаются крупные западные ученые - Эйлер, Миллер, Бернулли и др. (20). Организованные Академией наук Камчатские экспедиции совершают ряд важных открытий, в част­ности, подтверждают существование пролива между Америкой и Азией (В. Беринг) (21). На первую половину XVIII столетия приходится деятельность историка В.Н. Татищева (22). Ве­ликим и многогранным ученым был М.В. Ломоносов, первый русский член АН (23).

В литературе господствовал классицизм (Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский и др.) (24), в архитектуре - барокко (Растрелли) (25). В середине XVIII в. создается первый обще­доступный театр (Волков) (26).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения кондиций

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторические деятели

Кто такой(ие)?

Что сделали?Что с ними произошло?

А.Д. Меншиков

«Верховники»

Э.И. Бирон

С.Ф. Апраксин

П.С. Салтыков

М.В. Ломоносов

И.И. Шувалов

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII - первой половины XVIII в.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром - тех, кто был регентом при малолетних правителях.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

Речь Посполитую, Швецию, Крымское ханство, Санкт-Петербург.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Кондиции -

«Верховники» -

Фаворит -

Секуляризация земли -

«Бироновщина» -

6. Работа с суждениями историков

О каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают исто­рики?

A. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, не­жели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам».______________________

Б. «Шуты составляли необходимую принадлежность двора... В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасником. Пятидесятилетнего Квасника вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу... Придумали для новобрачных построить Ледяной дом...»___________________

B. «Серо и черство началась ее семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком... Он играл в свои куклы и солдаты... Настоящей тиранкой была "дорогая тетушка"... К родите­лям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел... На­стоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге». ___________________________

Г. «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то вре­мя, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Дол­горуковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова». ________________________

Д. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прус­ской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе ма­неры и привычки прусского солдата»._____________________

Е. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русско­го». ______________________

Ж. «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого вре­мени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувство­валась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась са­мая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока - иго татарское».______________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания уровня А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

1. Какой ряд дат отражает начало царствований?

1) 1725 г., 1732 г. 3) 1730 г., 1751 г.

2) 1728 г., 1741 г. 4) 1727 г., 1761 г.

2. В период правления Екатерины I был(а) создан(а)

1) Московский университет

2) Верховный тайный совет

3) Уложенная комиссия

4) Святейший Синод

3. Одна из причин свержения Петра III

2) Манифест о вольности дворянской

3) переход от войны с Пруссией к союзу с ней

4) слишком юный возраст императора

4. Бироновщиной называют эпоху

1) регентства Бирона после смерти Анны Иоанновны

2) правления Анны Иоанновны

3) от смерти Петра Великого до начала царствования Елизаветы

4) дворцовых переворотов

5. Ограничения власти Анны Иоанновны были записаны в документе, который получил название

1) Манифест о вольности дворянской

2) Тестамент

3) Кондиции

6. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал

1) С.Ф. Апраксин 3) П.А. Румянцев

2) А.Д. Меншиков 4) П.С. Салтыков

7. В эпоху дворцовых переворотов был(а) отменен(а)

1) указ о порядке престолонаследия

2) указ о единонаследии

3) «Табель о рангах»

4) «Духовный регламент»

8. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. русские войска

1) перешли реку Дунай

2) основали Севастополь

3) развернули военные действия на Кавказе

4) вошли в Крым

9. Дворянский банк

1) выдавал помещикам льготные ссуды под залог имений

2) организовывал новые помещичьи хозяйства на приобретенных землях

3) финансировал создание вотчинных мануфактур

4) верно всё вышесказанное

10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. "Проснитесь, мои дети", - сказала она солда­там, - "и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что пре­стол мне принадлежит, несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бед­ном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!"»

1) 1730 г. 3) 1741 г.

2) 1740 г. 4) 1762 г.

11. Разумовские и Шуваловы - это деятели царствования

1) Петра II

2) Петра III

3) Екатерины I

4) Елизаветы

12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый известный архитектор перио­да дворцовых переворотов?

1) Б. Растрелли 3) А. Сумароков

2) М. Ломоносов 4) В. Тредиаковский

13. Секуляризация земли - это передача земли от

1) церкви государству 3) церкви дворянам

2) государства дворянам 4) крестьян помещикам

14. Русские войска впервые вступили в Берлин в

1)1740 г. 3)1760 г.

2) 1757 г. 4) 1762 г.

15. Иоанн Антонович

1) погиб во время дворцового переворота

2) убит при попытке освобождения

16. С какими из перечисленных стран воевала Россия в период дворцовых переворотов?

A) Османская империя

Г) Австрия

Д) Пруссия

Е) Персия

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АДЕ 3) АВД 4) ВГЕ

17. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вси к поздравлению ее величества, в комнату телу умершего государя близкую при­шли; просили ее величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутоми­мо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала».

1) 1725 г. 3) 1741 г.

2) 1730 г. 4) 1762 г.

18. Какой из перечисленных архитектурных стилей господствовал в России в эпоху двор­цовых переворотов?

1) шатровый 3) классицизм

2) барокко 4) ампир

19. В период дворцовых переворотов Россия потеряла

1) западный и южный берега Каспийского моря

2) Эстляндию и Лифляндию

3) Ингрию (Ингерманландию)

20. Отметьте правильную последовательность правлений.

1) Екатерина I, Петр III, Елизавета

2) Петр II, Елизавета, Анна Иоанновна

3) Петр II, Петр III, Елизавета

    Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна

Задания уровня В

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

В1. Расположите в хронологической последовательности события Семилетней войны. За­пишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

B) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Грос-Егерсдорф

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запи­шите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫ БИОГРАФИИ

A) А.Д. Меншиков 1) приглашение на престол Анны Иоанновны

Б) Долгорукие и Д.М. Голицын 2) исследование восточной оконечности Азии

B) И.И. Шувалов 3) убийство Петра III

5) создание Академии художеств

В3. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите имя человека (с «порядко­вым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на рус­ский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географи­ческую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском пре­столе [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

Ответ: _____________________.

В4. Установите соответствие между именами правителей России и тем, в каком родстве они состояли с Петром I . К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ИМЕНА РОДСТВО

A) Екатерина I 1) племянница

Б) Екатерина II 2) первая жена

B) Анна (императрица) 3) вторая жена

Г) Елизавета 4) жена внука

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва