План конспект по обществознанию человеческое бытие. Бытие человека

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, рассмотрения его форм.

Основные формы бытия:

    Бытие вещей

    Бытие человека.

    В мире вещей

    Специфически человеческое бытие

    Бытие духовное

    Бытие социальное

Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела.

Тело человека – тело природы, и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение – становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно погибнув, не исчезает из бесконечной и непереходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Следовательно, проблема человеческого бытия включена в вопрос об эвалюции природы и генезисе, возникновении самого человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно первичная предпосылка – существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы…) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм придавал большое внимание данному факту:

    Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному

    Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище)

    Подвластность человека всем законам жизни, и пержде всего наследственности

    Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его психикой

Следовательно, бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и духа:

    Функционирование тела тесно связана с работой мозга и нервной системы, следовательно с психикой, с духовной жизнью индивида

    Работа духа зависит от здоровья тела человека

    Человек для самого себя не только 1-ая но и 2-ая природа. Мысли и эмоции – важнейшая сторона целостного бытия человека

    Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чуствующей) – одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии)

Специфика человеческого бытия

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы «нежесткой» и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела.

Нежесткость

Способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определенных обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида.

Неуниверсальность

Многие действия человека очень часто регулируются не эгоизмом телесных потребностей, а духовными, социальными мотивами.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия 3-х относительно разных бытийственных измерений. Человек это:

    Данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело)

    Индивидуальная особь, эвалюцианировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира

    Социально – историческое существо

Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия человека.

Жизнь человека связанна с жизнью рода, следовательно для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эвалюции социального мира и образует одно из звеньев социально – исторического бытия.

Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых:

    Человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира

    Сейчас актуализируются другие идеи: млн.лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества – важные «мнгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Но они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Поэтому человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету земля.

Бытие - философская категория. Философия - это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло­жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде­альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи­тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред­ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак­тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.

Наука выделяет четыре формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, создан­ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно­го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по­добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от сознания конкретною человека, поскольку является комплексом природного и общественного. Человек существует как бы в трех измерениях бытия. Первое - это существование человека как объек­та природы, второе - как особи вида homo sapiens , третье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов­ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое су­ществует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован­ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен­тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп­ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео­типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде­нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере­дается другим людям в процессе общения.

Сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной систе­мы человека. В то же время мысль, переживание, образ, создан­ный в сознании, - не материальные предметы. Они - идеальные образования. Мысль способна мгновенно преодолевать простран­ство и время. Человек может мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти он может возвращать­ся в прошлое, а с помощью воображения - думать о будущем.

Индивидуализированное духовное включает в себя не только сознательное , но и бессознательное . Под бессознательным пони­мается совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю разума. Область бес­сознательного составляют бессознательная информация, бессо­знательные психические процессы, бессознательные поступки. Бес­сознательная информация - это ощущения, восприятия, эмо­ции, чувства, которые не были переработаны сознанием. Человек воспринимает огромное количество информации, из которой осо­знается лишь незначительная часть. Остальная информация либо исчезает из памяти, либо существует на подсознательном уровне, «в глубинах памяти», и может проявиться в любой момент.

Бессознательные процессы - это интуиция, сновидения, эмоцио­нальные переживания и реакции. В них может проявляться инфор­мация, хранящаяся в подсознании. Бессознательные процессы играют определенную роль в решении творческих задач, в науч­ном поиске, когда не хватает объективной информации.

Бессознательные поступки представляют собой импульсивные действия в состоянии аффекта (душевного волнения), прострации (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д. Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную сторону психической деятельности индивида, его духовной цело­стности. В науке выделяются три уровня бессознательного . Первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе­нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще­ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо­знательного - это процессы, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не­осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про­исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного. Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту­иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так как творческое озарение может возникнуть только на основе уже полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы­тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз­вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит: человек существует как организм, но сознание его не работает. Но это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело­век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо­гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки. Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно­го - это различные материальные предметы (книги, чертежи, картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред­метах и ведут самостоятельное существование (объективирован­ное духовное). Например, человек хочет построить дом. Он снача­ла обдумывает идею строительства, разрабатывает проект, а затем воплощает его в действительности. Так идея трансформируется в реальность.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство культуры - это способ существования бытия духовного. Особую роль в духов­ном бытии играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, например такие, как, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовною. В нервом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя­ют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством чело­веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра­зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо­дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективирован­ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор­мацию, последующие поколения получают знания от предыду­щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже­ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос­питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает проблема познаваемости мира. Материалисты говорят, что мир познаваем. Идеалисты отрицают познаваемость мира, познание, по их мнению, - это приобщение человека к миру «чистых» идей.

Сознание, несомненно, идеально, так как отражает окружаю­щий человека мир в субъективных образах, понятиях, идеях. Тем не менее идеальное - это отражение действительности в форме знаний, эмоций, практической деятельности человека. Кроме того, нельзя отрицать, что если мы не знаем о каком-либо предмете, это не значит, что его не существует.

Человеческое сознание индивидуально, неповторимо и уни­кально. Однако человек - существо общественное, поэтому из совокупности сознаний индивидов складывается общественное сознание.

Общественное сознание - это сложное явление. Оно подразде­ляется на общественную идеологию , которая отражает обществен­ное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий, и общественную психологию, определяющую ду­шевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

В зависимости от сферы проявления выделяют различные фор­мы сознания: моральное, правовое, научное, обыденное, религиоз­ное, философское и др.

Сознание человека - это одновременно и его самосознание, т.е. осознание своего тела, своих мыслей и чувств, своего поло­жения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание не существует обособленно, оно является центром нашего созна­ния. Именно на уровне самосознания человек не только познает мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своею суще­ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле­ментарное осознание своего тела и включенности его и мир окру­жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са­мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль­туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само­сознания - это осознание себя как уникального и неповторимого, непохожего на других людей индивида, обладающего свободой совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна­ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен­кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня­тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале, замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж­ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в котором мы ви­дим себя, свои качества и поступки, служит отношение к нам других людей. Таким образом, отношение человека к самому себе опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности и межличностных взаимоотношений.

Однако собственный образ, который формируется у человека его самосознанием, не всегда соответствует реальному положе­нию вещей. Человек в зависимости от обстоятельств, характера, личных качеств может завышать или занижать самооценку. В ре­зультате отношение человека к себе и отношение общества к нему не совпадают, что в конечном итоге приводит к конфликту. По­добные ошибки в самооценке нередки. Бывает, человек не видит или не желает видеть своих недостатков. Они могут обнаружиться только во взаимоотношениях с другими людьми. Часто один чело­век может лучше понять другого, чем последний сам себя. В то же время, объективно оценивая себя в процессе коллективной дея­тельности и взаимоотношений с другими людьми, человек сам может судить о себе более точно. Таким образом, самосознание постоянно корректируется и развивается с включением человека в систему межличностных отношений.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.

3. Какую роль играет сознание в жизни человека?

4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?

5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированноедуховное и объекти­вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля­дов на этот вопрос идеалистов и материал истов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна­ние?

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо­сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите­том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен­ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется всвоем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими... Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предме­ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры­вают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у че­ловека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может воз­никнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно, в конце концов, умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремить­ся? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чув­ство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизнен­ный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стре­мится достичь определенных результатов к концу своего жизнен­ного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю­дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове­дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лично­сти тесно связаны с социальными явлениями, определяющими цель и смысл, всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, талан­ты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопро­са люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», со­здающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каж­дого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула­том о загробной жизни, истинной жизни после физической смер­ти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отно­шению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе по­иска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физи­ческое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле­ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встреча­ются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой дея­тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача вся­кого человека - всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично­сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз­ни общества, человечества в целом, который реализуется посред­ством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодина­ковым в разные исторические периоды и определялось ценно­стью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. На­против, в демократическом обществе, где признается индивиду­альность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жиз­ни связано с пониманием социальной природы человека. Поведе­ние личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биоло­гической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про­ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача­ла он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успеш­ное выполнение служебных обязанностей способствует карьерно­му росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановить­ся на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родите­лей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему обра­зование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории - смысл существо­вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче­ством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном бла­ге, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар­темиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в исто­рии. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетво­рением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В ис­тории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взгля­нуть на проблему продолжительности человеческой жизни, воз­можности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увели­чение нормальной социальной продолжительности жизни стано­вится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества яв­ляется индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни - от лечения различных болезней до трансплантации ор­ганов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испыты­вает физические страдания. Часто это сопровождается психиче­скими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функциониру­ет, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей меди­цины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Не­сомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зави­сит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать це­лью науки, общества и самого человека, а именно развитие бо­гатства человеческой природы, степень участия личности в кол­лективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко­нечности своего существования и определением им цели и смысла своей
жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще­ства?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен­ною пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи­мо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимою для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л. Н.Толстого: «Человек может рассмат­ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть
всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра­зумный человек должен был сделать и всегда делать в отношении беско­нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и лаже книжки писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все жи­вое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В.А.Жуковского с точки зрения смыс­ла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

ТРУД И ИГРА

Труд - это деятельность, которая отличает человека от жи­вотных.Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал ста­новлению человека как социального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д. В зависимости от результата труд подразделяется на производи­тельный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, че­ловек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например, собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы­ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об­служивание материальных предметов. В экономической сфере не­производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то­варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал­ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату­ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ­водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно, деление труда на умственный и физи­ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помо­щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи­вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности. Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо­собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ­ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы п данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долга копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не­скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо­лее эффективные способы воздействия па объект труда , т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея­тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис­ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди­ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив­ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера­ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от­дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова­тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди­видуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализацией, или разделением труда . Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем

назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаше всего называется деятельность, которая осуществляется за воз­награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо­вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ­ется вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали­чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про­фессии называется специальностью. Еше на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи­ки и т.д.

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний поданной специальности называется квалификацией . Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо­чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо­кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний ру­ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невоз­можно предусмотреть вес ситуации, которые возникают в трудо­вом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, по­зволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют ини­циативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил.Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие осно­ваны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем извест­но, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключе­ны от электросети, разводить костры вблизи деревянных строе­ний, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя и т.д. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека. Но трудовая деятельность человека часто проходит в коллективе, и несоблю­дение норм эксплуатации оборудования и правил по технике бе­зопасности может навредить здоровью других людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда . К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваем ость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают тяжелые профессиональные заболевания, крупные аварии, серьезные трав­мы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как часть процесса производства. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возника­ло чувство, что над ними как личностями доминируют машины. У них появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегу­манизации труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Необходимо устранить факторы, угрожающие человеческому здоровью. Прежде всего, надо заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­сить уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составля­ющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать осо­бенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

«Бытие» это одно из тех понятий, которые многие мыслители Прошлого и современности считают не только одним из древнейших, но и важнейших для философии. С полным основанием можно сказать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение сущности бытия, основы всего существующего стало одной из первых проблем философии, которой начали заниматься античные философы. М. Хайдеггер - представитель философии экзистенциализма, утверждает, что проблема бытия предрешила судьбу западноевропейской философии, так как со времен античности и До настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину - онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Термин «онтология» впервые появился в философии Р. Гоклениуса (1613 г.), тогда как первые вопросы и проблемы относительности сути бытия, как было отмечено выше, волновалиумы философов уже со времен античности.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Удивляться этому не стоит, так как сущность бытия выступает в форме явлений, которые по мере познания их человеком, раскрывают все новые свои качества. Интерпретация этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы.

Обыденное мышление, воспринимает термины «быть», «существовать», как синонимы. Философия же долгое время использовала понятие бытия для обозначения не просто существования, т. е. того, что есть, а того, что гарантирует существование. И в этом смысле «бытие» оказывалось синонимом не внешних характеристик предмета, а его сущности, внутренних закономерностей. Именно в таком своем значении и появляется впервые категория бытия у древнегреческого философа Парменида. Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер и другие философы предложили свои оригинальные трактовки бытия, сосредоточившись на том или ином конкретно-историческом понимании бытия и его форм.

2. Формы человеческого бытия

Анализ различных мнений и концепций позволяет в настоящий момент выдёлить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные друг с другом основные формы бытия.

В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа». Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо» от сознания человека.

Вторая форма охватывает бытие человека.

Третья форма - бытия духовного. Она включает индивидуализированное духовное человека (мир состояний его сознания) и объективированное духовное (книги, картины, статуи и прочие плоды духовной деятельности человека, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства).

Четвертая форма - бытия социального - распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества.

Итак, природа, человек, духовность и социальность - основные формы бытия. Согласно данной классификации бытием обладают не только явления природы, но и человек, деятельность сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Деятельность преследующего свои цели индивида, т. е. историческое творчество - также объективно процесс бытия.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении столь же глубоко укоренен в европейской философии. В древнегреческой философии человек мыслится как часть Космоса, как «малый мир», как «микрокосм». Специфика человека обусловлена тем, что он содержит в себе все основные элементы (стихии) Космоса. Специфика его бытия определяется, как считал Аристотель, тем, что человек как живое существо наделен не только телом и душой, но и разумом, что обеспечивает ему, наряду с прочим, способность к общественной жизни.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении человеческой природы и божественной в личности Христа и возможности, в силу этого внутреннего приобщения каждого человека к божественной «благодати».

Главной особенностью антично-средневекового понимания человека и его бытия в мире является то, что подчеркивается второстепенноеть человека, его зависимость от внешних сил (Космоса, Бога). Понимаемый так человек не может абсолютизировать свое «Я», объявить себя высшей; ценностью мира. При этом, если в античности человек понимается как единство равнозначных частей души и тела, то в средние века тело его объявлено греховным началом, и лишь душа остается посредницей между человеком и Богом.

Только в эпоху Возрождения утверждается автономия человека, его безграничные творческие возможности. Специфичность человеческого бытия - предмет особых размышлений Н. Кузанского, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других мыслителей. Получают свое развитие идеи единства души и тела в человеке («психофизическая проблема»). Р. Декарт утверждает, что мир в целом в основе своей имеет две субстанции (основы) - материальную и духовную. В человеке, как части мира, это единство воплощено наиболее наглядно. Кроме того, именно представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевропейского рационализма, который, в разуме, мышлений усматривает специфическую особенность человека, сущность его бытия. При этом тело рассматривалось как машина - общая для человека и животного, а душа отождествляется с сознанием (мышлением).

На важнейший философский вопрос «что есть человек?» И. Кант отвечает, опираясь на выдвинутую им идею о том, что бытие в целом распадается на два сорта - бытие как сущность («вещь в себе») и бытие как оно нам является («вещь для нас»). Как телесное существо человек - часть- природы, он подчиняется природной необходимости, но как духовное существо - человек есть носитель нравственной свободы и именно в этом, последнем, И. Кант видит сущность человека и его бытия.

Несмотря на то, что идея социальной общественной сущности человека подчеркивалась философами уже с античных времен, свое концептуальное оформление она получила в XIX в. в диалектико-материалистической философии. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на теорию и труды Ч. Дарвина, в рамках своей трудовой гипотезы прежде всего труд называют важнейшим антропогенным фактором (фактором становления человека существом социальным). Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория, где сформировались основные природные предпосылки становления человека. Однако именно труд, деятельность, направленная на преобразование мира, объявляется в марксизме сущностной характеристик кой человека как социального существа.

Марксистская философия по праву считается водоразделом между классической и неклассической европейской философией. Классический рационализм, вера в безграничную силу человеческого разума, его.способность указать человечеству универсальную перспективу развития уступает место иррациональной философии. К концу XIX в. европейские мыслители уже не считают важнейшей задачей объяснение сущности мира, бытия при помощи отвлеченных абстрактных понятий. Они вообще отказываются признать существование такой предзаданной сущности чего бы то ни было, но в особенности человека. Труд, мышление следует рассматривать лишь как «необходимые атрибуты человеческого существования», но не его сущностные характеристики - полагает Э. Фромм. Философы-экзистенциалисты (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) прямо утверждают, что «существование предшествует сущности», поскольку человек рождается (существует), а лить затем формируется его сущность, которая не дана человеку изначально, а является во многом результатом его усилий. В этой связи первостепенными для представителей современной западной философии становятся такие, не изученные ранее, способности, как воля, интуиция, чувства, бессознательное, подсознательное, указывающие на сложность, многогранность, неоднозначность человека. Эти способности, благодаря которым человек строит свои отношения с окружающим его миром, определяют специфику человеческого бытия. Для многих представителей современной западной философии этим специфичным для человека способом бытия становится не сущностный мир, а мир повседневной, обыденной жизни, мир существования («мир Забот», по определению М. Хайдеггера). Сквозь призму проблем повседнвности пробивается современная философия к ответу на вечные вопросы «что есть человек? и в чем специфика его бытия?»

Определение специфики человеческого бытия возможно через выделение разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого бытия предполагает рассмотрение периода жизни индивида, ограниченного датами рождения и смерти. В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Из факта существования человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это настраивает на бережное обращение с природно-биологическим потенциалом человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах признание фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.

Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится общественно значимой личностью в ходе социализации, посредством языка и общения, освоения и пополнения сокровищницы человеческой культуры. Психолог А. Леонтьев назвал деятельность человека «единицей жизни», Понятие «индивид» выступает как предпосылочное для понятия «личность», а индивидуальное бытие - как основание для бытия личности. Поэтому новорожденный младенец может стать, человеком только в окружении других людей. Мыслители многих времен и народов искали связь между телом человека и его духовными исканиями, отмечая, что детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Эгоизм телесных потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренной личности. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но в соответствии с социально-исторически закрепленными нормами. Согласно традициям русской философской школы, бытие человека должно отвечать осознанию смысла и значимости собственной жизни.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие - это онтология социальной жизни. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, практической деятельностью и отношениями между людьми. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Согласно трудовой гипотезе марксизма в центре социального бытия находится труд. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического. Развитие общественного бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материи) и органической формой бытия. Специфика бытия живого, телесность человека, законы функционирования человеческой физиологии ставят реальные ограничения сфере общественного бытия. В то же время становление и развитие общественного бытия предполагает непрерывное расширение природных границ. Социальное бытие выступает как вид социального творчества и тесно взаимодействуете общественным сознанием.

Каково место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Некоторые мыслители полагали, что человек и даже человечество в целом - лишь незначительная часть необозримого мира. В последние годы статус человека и человечества в мире значительно вырос. Согласно до- минирующей в настоящее время точке зрения человек и человечество - не просто часть мира. Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие в мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознает величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

Человек проявляет себя в общении и деятельности. Так как мир многообразен, то для отдельного субъекта возникает проблема выбора: что благоприятно лично для него? На что направить свои собственные усилия? В чем и как реализовать способности? Иначе говоря, человеку приходится выбирать вариант своей жизни. Чем более развит человек тем сознательнее его выбор.

Жизненный выбор - это предпочтение, отданное индивидом определенному способу удовлетворения своих потребностей и определенному способу самоотдачи.

На жизненный выбор влияют условия воспитания, образования, общественного устройства. В демократическом обществе у человека больше возможностей выбора; в тоталитарном обществе, где свобода личности подавляется, возможности выбора ограничены: каждый обязан делать то, что ему предписано сверху. Но не только от общества зависит, жизненный выбор. В нем осуществляется свободная воля человека; проявляется внутренние мотивы и ценностные ориентации. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Для исследования конкретно социального поведения человека в социологии применяется понятие «образ жизни». В нем отражаются особенности общения, поведения и склада мышления людей различных слоев (образ жизни трудящихся, образ жизни студентов, образ жизни предпринимателей и т. п.). Это понятие позволяет показать, с одной стороны, как живет человек в данном обществе, а с другой - что делает общество для развития его индивидуальности, реализации творческих и способностей.

Образ жизни - это формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества.

Образ жизни формируется под влиянием социально-экономических, культурных и природных условий человека;

Понятие «образ жизни» отражает устойчивые черты жизни и деятельности определенных групп людей и отдельных индивидов.

В зависимости от используемого критерия выделяют различные виды образа жизни. Так, если в качестве критерия используется формационный подход (по отношению к средствам производства), то говорят о первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном, буржуазном и т. д. образе жизни, с точки зрения деятельности - о городском, сельском; с точки зрения социальной структуры общества - об образе жизни социальной общности, социальной группы на том или другом историческом этапе их развития. Выделяют также активный и пассивный, нравственный и безнравственный, спортивный и т. д. образы жизни.

Изучение образа жизни имеет важное значение при формировании социальной политики государства, которая учитывает демографические показатели, показатели материального благополучия, социального обеспечения, здравоохранения, охраны окружающей среды, трудовой, культурной, бытовой, общественно-политической и т. п. деятельности.

Каждый человек представляет собой особую, уникальную личность. Неповторимость личностных свойств зависит от природных задатков, образования и культурной среды обитания. Различие этих факторов приводит к тому, что люди при достижении возраста активной деятельности оказывается наделенными различными возможностями. Однако проблема для общества и индивида состоит не в том, чтобы обеспечить всем равные возможности (что в принципе невозможно), а в том, чтобы индивид сумел свои, Только ему присущие возможности, превратить в действительность, т. е. реализовать, актуализировать все, что в него заложила природа при рождении, а общество дало при воспитании.

Итак, самореализация человека - это осуществление его возможностей.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удается осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой, - человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Самопознание является одним из видов познавательной деятельности человека. Это познание, направленное на внутренний мир человека, на его собственное «Я». Так как самопознание осуществляет сам познающий субъект, то здесь предмет познания совпадает с процессом познания, или иначе говоря, субъект познания становится объектом познания.

К самопознанию, как цели жизни, призывала надпись на храме Аполлона Дельфийского в Древней Греции: «Познай самого себя». Следуя этому божественному указанию, Сократ обозначил проблему самопознания в качестве главной проблемы человеческой жизни. «Знание себя дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя - очень много несчастий. Кто. знает себя, тот знает, что для него полезно, ясно понимает, что он может и чего он не" может», - эти слова Сократа приводит Ксенофонт. Опыт самопознания многих выдающихся личностей известен по опубликованным дневникам и исповедям.

Для самопознания необходимы самонаблюдение, самоанализ, а также деятельное общение с другими людьми и с миром вообще. Последнее особенно важно, так как в одном только самосозерцании трудно узнать границы своих поступков и предел своих чувств.

Проблема здоровья человека на сегодняшний день - одна из приоритетных в социальной политике. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от, неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование здорового стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

Единой точки зрения на понятие здорового образа жизни нет, но основное его содержание составляют следующие элементы:

оптимальный уровень двигательной активности, удовлетворяющей суточную потребность организма в движении,

закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

соблюдение режима труда и отдыха;

личная гигиена;

экологически грамотное поведение;

психическая и эмоциональная устойчивость;

сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов.

Существуют активные формы здорового образа жизни /(физическая культура, закаливание, рациональное питание, гиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек этими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.


1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Мировоззрение Проблемы бытия человека

Бытие человека очень сильно связано со смыслом жизни. Поиск предназначения, желание запечатлеть свои дела в вечности заставляет личность иногда задумываться над вечными вопросами. Каждая мыслящая личность рано или поздно приходит к осознанию того, что его отдельная жизнь чего-то стоит. Не всякому, однако, удается обнаружить ее подлинную ценность, многие за поисками истины не замечают собственной уникальности.

Бытие представляет собой восприятие собственной жизни с той или иной позиции: полезного или бесполезного существования. Понятие бытия нередко ассоциируется с мистическим поиском. На тему смысла человеческой жизни задумывались ученые со времен глубокой древности: Аристотель, Шелер, Гелен . Проблема человеческого бытия волновала многих мыслителей во все времена. Они оставляли свои мысли на бумаге, чтобы сохранить их для следующих поколений. На сегодняшний день существуют различные философские подходы, позволяющие максимально полно подойти к вопросу смысла жизни.

Смысл бытия

Социальное служение

Люди данной направленности испытывают огромное удовольствие, когда им предоставляется возможность помочь другим. Смысл и цель своей жизни они видят в том, чтобы оказаться максимально полезными своим близким, друзьям, сослуживцам. Они могут никогда и не задуматься о том, что во многом жертвуют собой только для того, чтобы окружающие чувствовали себя лучше. Чаще всего они действуют бессознательно, повинуясь внутреннему голосу, исходящему от сердца. Такие матери много сил и энергии отдают детям, зачастую не понимая того, что ограничивают собственные интересы ради благополучия своего ребенка.

Социальное служение может выражаться в стремлении посвятить самого себя работе, какому – то общественному делу. Нередко случается так, что женщины, реализовавшись в какой – то сфере, так и не выходят замуж, не создают собственные семьи. Все дело в том, что они внутренне уже достигли центра своей жизни и не хотят ничего менять. Главная особенность людей данного типа – они постоянно хотят помогать другим, участвовать в судьбе тех, кто в этом нуждается.

Совершенствование духа

Люди этой категории встречаются не часто. Главный смысл своей жизни они видят в том, чтобы работать над своим характером, заниматься самообразованием и активно познавать истину. Некоторые из беспокойных мыслителей связывают данную цель с религиозными воззрениями. Но иногда стремление совершенствовать свою душу не связано напрямую с церковью. Человек может познавать высшую истину в странствиях или посредством изучения духовных книг, занятий медитацией. Однако, эти проявления свидетельствуют о подсознательном (не всегда осознанном) стремлении отыскать Бога.

Пост и молитва являются непременными условиями развития духовности в человеке. Обращенность к совершенствованию духа не может происходить без аскез, то есть сознательных ограничений себя в удовольствиях. Посредством волевых усилий человек учится контролировать собственные желания, держать их в узде, отделять истинные цели от капризов, не позволяет себе становиться центром земных наслаждений, укрепляет веру в божественное начало. Такого человека, чаще всего, характеризует серьезность намерений, стремление к уединенности, доброта, потребность в постижении истины.

Самореализация

Данный подход отражает мысль о том, что ценность отдельной человеческой жизни заключается в выполнении своего предназначения. Эта концепция очень глубока по своей сути, она затрагивает тему личностного развития и самосовершенствования, в которой определяющим является выбор самой личности. Если человек выбирает в качестве приоритета самореализацию, он часто пренебрегает другими сферами. Отношения с родными, общение с друзьями могут уйти на задний план. Личность, ориентированная на самореализацию, отличается такими чертами характера как целеустремленность, ответственность, желание достичь больших результатов, умение преодолевать трудности.

Данный подход к жизни демонстрирует огромный внутренний потенциал, который заложен в личности. Такой человек будет действовать при любых обстоятельствах, он не упустит выгодную возможность, всегда будет стремиться оказаться на высоте, просчитает все шаги к победе и достигнет желаемого.

Самореализация как смысл жизни отображает современные взгляды на понимание сути человеческого существования. Наталья Грейс в своих книгах отмечает, что самая большая трагедия на свете – это трагедия нереализованности и на тренингах в красках рассказывает о том, почему так важно правильно расходовать свою энергию. Удивительно, каких больших успехов могли бы достигнуть люди, если бы они использовали максимально собственные возможности, не упускали счастливого случая. Современные ученые открыли понятие материальности мысли. Сегодня все чаще появляется большое количество успешных людей, для которых предназначение является главной ценностью. Это вовсе не значит, что данные индивидуумы не способны думать ни о ком, кроме самих себя. Именно они и осознают больше других, какого колоссального труда стоит движение к подлинному успеху и раскрытию своих способностей.

Смысла жизни не существует

Людей данной категории не занимают перечисленные выше направления. Они стараются жить так, чтобы им было комфортно и легко, без проблем и лишних огорчений. Часто их называют простыми обывателями. Разумеется, никакие порывы альтруизма им тоже не чужды. Они даже могут быть успешными дипломатами или учеными, однако придерживаться данной позиции. У них нет главной цели в жизни и это, пожалуй, печально. Они просто стараются жить сегодняшним днем и не задумываются о поисках высшей истины.

Все перечисленные направления имеют право на существование. По сути, они представляют собой просто различные пути, ведущие к самопознанию. Смысл бытия каждый человек для себя определяет сугубо индивидуально.

Проблемы бытия человека

Непрекращающийся поиск

Духовно развитую личность характеризует стремление к самопознанию. Это внутренняя потребность, которую человек всеми силами души стремится удовлетворить. В чем выражается этот поиск? Прежде всего, в неотступных мыслях и каждодневно возникающих впечатлениях. Заметьте, человек постоянно ведет с собой внутренние диалоги, анализирует, что ему удалось сделать за день, а где он потерпел неудачу. Личность таким образом накапливает необходимый опыт, чтобы иметь возможность жить дальше и не повторять ошибки прошлого.

Привычка мысленно рассматривать собственные действия на предмет ошибок и просчетов, присуща не только мудрецам и мыслителям. Даже обычный среднестатистический человек, который большую часть дня проводит на рабочем месте, склонен продумывать совершаемые шаги. Анализ чувств и настроений наиболее доступен духовно развитым людям, у которых голос совести звучит сильнее и отчетливее. Вечный духовный поиск помогает совершаться процессу личностного развития.

Проблема выбора

В жизни человек совершает выбор намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Любое действие на самом деле происходит с осознанного желания личности и ее собственного разрешения на то или иное событие. Личность меняется очень медленно, но не может не меняться. В результате взаимодействия с другими людьми, она учится, совершает удивительные открытия. Эмоциональная сторона жизни заслуживает отдельного разговора. Когда речь заходит о выборе, подключаются все чувства. Если выбор дается нелегко, то человек переживает, мучается, сомневается, долгое время находится в раздумьях.

Особенность проблемы выбора такова, что от принятого решения напрямую зависит дальнейшая жизнь субъекта. Даже если она не меняется радикальным образом, то все равно претерпевает некоторые изменения. Само существование индивида продиктовано рядом пунктов, где ему необходимо определиться с выбором направления.

Чувство ответственности

Любое дело, которым занимается человек, требует к себе дисциплинированного подхода. Развитая личность всегда чувствует определенную степень ответственности за все, чем она занимается. Совершая тот или иной выбор, человек надеется получить ожидаемый результат. В случае неудачи на личность ложится не просто груз отрицательных эмоций, а чувство вины за то, что сделал неправильные шаги, не сумел предвидеть ошибочные действия.

Чувство ответственности у личности бывает двух типов: перед другими людьми и перед самим собой. В случае с родственниками, друзьями и знакомыми мы по возможности стремимся действовать так, чтобы не ущемлять их интересы, но суметь заботиться и о собственных. Так, родитель на долгие годы принимает ответственность за судьбу своего ребенка с момента рождения и до полного его взросления. Он готов не просто заботиться о маленьком человечке, но осознает, что именно под его защитой находится еще одна жизнь. Именно поэтому любовь матери к своему ребенку столь глубока и самоотверженна.

Ответственность личности перед собой – особый момент во взаимодействии с миром. Не нужно забывать о том, что у каждого из нас есть определенная миссия, которая должна быть выполнена, реализована. Человек всегда интуитивно знает, в чем заключается его предназначение и подсознательно стремится к этому. Чувство ответственности может выражаться в беспокойстве за свою судьбу и здоровье, а также за близких людей, за то, чтобы суметь достичь высокого уровня мастерства в том или ином занятии.

Тема Свободы

Свобода как категория возвышенного занимает умы мыслителей и философов. Свобода ценится превыше всего остального, за нее люди готовы бороться, терпеть значительные неудобства. Каждому человеку необходима свобода для прогрессивного движения вперед. Если личность ограничить тесными рамками, она не сможет полноценно развиваться, иметь собственный индивидуальный взгляд на мир. Бытие тесно связано со свободой, потому что только в благоприятных условиях можно продуктивно действовать.

Любое творческое начинание соприкасается с понятием свободы. Художник творит в свободной атмосфере. Если его поместить в неблагоприятные условия, образы не смогут рождаться и выстраиваться в его голове столь ярко.

Тема Творчества

Человек так устроен, что ему всегда необходимо создавать новое. По сути, каждый из нас является уникальным создателем собственной реальности, ведь все видят мир по – разному. Так, одно и то же событие может вызвать у разных людей совершенно противоположную реакцию. Мы постоянно создаем себе новые картины видения ситуации, отыскиваем смыслы и значения происходящих явлений. Творчество заложено в природе человека. Творит не только тот, у кого имеется дар художника, но каждый из нас является художником и создателем своего настроения, атмосферы в доме, на рабочем месте и т.д.

Таким образом, понятие бытия весьма многогранное и сложное. В повседневной жизни личность не так часто обращается к вопросам о смысле жизни и предназначении. Но оставшись наедине с собой, подсознательно или сознательно начинает ощущать тревожащие вопросы, которые требуют разрешения. Проблемы бытия нередко заставляют личность искать альтернативные пути по обретению счастья и полноты жизни. К счастью, многие люди, пройдя путь нелегких искания, постепенно приходят к осознанию, что бытие ценно само по себе.


Бытие – основная исходная философская категория, с помощью нее раскрывается такое понятие как мир. Бытие человека бытия. Вообще выделяют 4 формы бытия:
Бытие «первой» и «второй» природы. Бытие «первой» природы – естественный мир, не преобразованный человеком; бытие «второй» природы – мир вещей созданных человеком и природа, преобразованная человеком. Наблюдается тенденция %-ого изменения «первой» и «второй» природы. Вопрос – что осталось в мире не преобразованного?
Бытие человека. Включает и все остальные формы бытия.
Бытие духовного или идеального: индивидуальное сознание и надындивидуальное или общественное сознание
Бытие социального: бытие отдельного человека в обществе и истории и бытие общества в целом.
Для философии одной из основных проблем является проблема идеального (духовного) и социального.
Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.
В философии античности человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. И лишь софисты и Сократ произвели антропологические переворот, сделав внутренний мир человека, предметом для изучения. Софисты говорили о двойственности человеческой природы – чел-к природное, социальное существо, различали законы природы – объективные, законы общества субъективные.
Платон и Аристотель говорили о человеке как о животном политическом и смыслом его существования считалась реализация себя в полисе.
Эпикур и стоики, представители эллинизма, первые философы которые попытались защитить душу человека от внешнего неблагоприятного влияния.
В средние века заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием "человек". Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животным и ангелом. В средние века господствовал теоцентризм, Бог – единственная ценность, человек и его потребность ценностью не являются. Греховность человеческой природы. Смысл человеческого существования – обожение – совершенствование внутренней природы для подготовки к встрече с Богом. Философия Возрождения: новое антропоцентрическое мировоззрение,ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В Новое время – происходит разделение философии на:
философию познания
философию смыслы жизни (экзистенциализм, персонализм, Философская антропология)
Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских и религиозных течений. Шелер в своей работе "Положение человека в космосе" (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая должна была соединить конкретно-научное изучение человека с целостно-философским его постижением. За философским течением, основателем которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология".
Так как мы рассматриваем бытие человека, то мы не можем не сказать о сознании.
Сознание – это высшее, свойственное только человеку, связанное с языковой функцией мозга которая заключается в обобщенном и целенаправленном отображении действительности.
Общественное сознание - это совокупность существующих в общ-ве идей, теорий взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни. Общ. сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством тождественности индивидуального и общ-го сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека. Общественное сознание (ОС)- строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними. В общественном сознании выделяют такие элементы: уровни, сферы, формы. Уровни: обыденное и теоретического сознание. Сферы: общественная психология и идеология. Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание. Оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и отображает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей. Формы ОС: научное, философское, эстетическое, религиозное, нравственно, политическое, правовое.

  • Бытие человека . Включает и все остальные формы бытия .
    Бытие «первой» природы – естественный мир, не преобразованный человеком ; бытие «второй» природы – мир вещей...


  • Права человека бытия личности ... подробнее ».


  • Бытие «первой» природы – естесвенный мир, не преобразованный человеком ; бытие «второй» природы – мир вещей
    2. Бытие человека . Включает и все остальные формы бытия .


  • Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности ... подробнее ».


  • Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности ...
 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо