Опросник шмишека электронная обработка. Личностный опросник Г.Шмишека

Опросник Шмишека представляет собой список личностных вопросов, отвечая на которые, человек проявляет свой тип акцентуации характера. Определение акцентуации личности происходит в результате топологического способа изучения данных опроса. Метод опроса и обработки результатов разработан и опубликован Леонгардом Шмишеком в 1970 году.

Метод заключается в предоставлении человеку 88 вопросов , на которые нужно коротко отвечать «да» или «нет», долго не размышляя. Важно давать ответы, руководствуясь настоящим настроением. В результате опроса, после дальнейшей обработки данных, определяется акцентуация человеческой личности, которая выбирается из классифицированных Леонгардом Шмишеком следующих десяти видов:

Максимальное значение результата по каждому виду акцентуации выбрано в 24 балла . Признаком проявления определенного типа личности считается показатель, превышающий 12 баллов. Варианты методики разработаны для взрослого и детского возраста:

Метод определения акцентуации выявляет:

Различие между детским и взрослым опросником состоит в том, что первый определяет профессиональные отношения индивидуума, а второй рассматривает поведение ребенка в учебной и игровой деятельности. Различная формулировка вопросов способствует выявлению преобладающих акцентуаций личности как для ребенка, так и взрослого человека, обработка результатов происходит одинаково для двух вариантов.

В основе проведения опроса лежит теория акцентуированных личностей , разработанная Леонгардом Шмишеком. В соответствии с ней, все характерные личностные черты поделены на основные и дополнительные. Основные личностные качества определяют стержень характера, развитие, адаптацию в социуме, целостность психического состояния, то есть характеризуют характер человека. Если возникают неблагоприятные внешние условия, то основные черты могут стать разрушительной силой для индивидуальной личности и приобрести патологическое направление.

Леонгард Шмишек рассматривает человека с ярко выраженными основными чертами как акцентуированную личность и проявление эмоциональных черт не считает патологическими, если они не выходят за рамки стандартных проявлений. Психолог считает, что в характере с выраженной акцентуацией есть потенциал равно как для положительных, так и для отрицательных поступков.

Инструкция по определению акцентуации личности

Проверяемому человеку предлагается 88 утверждений, которые называют вопросами. Если испытуемый согласен с утверждением, он отвечает «да», в противном случае ставит отрицательный ответ. Реагировать нужно интуитивно и без длительных раздумий.

Обработка полученной информации производится первоначальным подсчетом ответов, совпадающих со стандартным ключом, отдельно проводится проверка совпадения искренности. Максимальный показатель искренности определяется по шкале и составляет значение 10 баллов. Если общая сумма баллов не выше показателя 5, то принято считать большинство ответов искренними. Уход в диапазон значений от 6 до 7 говорит о неправдоподобности части ответов. Повышение показателей до размера 8–10 баллов сводит на нет правдивость ответов, и опрос признается недостоверным.

Баллы по каждой шкале складываются, и сумма умножается на коэффициент, рекомендуемый в ключе, при этом максимальное количество насчитанных баллов не более 24. Результат после умножения определяется в соответствии с четырьмя разработанными уровнями акцентуации определенной личностной черты:

  • низким проявлением считаются значения в диапазоне от 0 до 6 баллов;
  • средние значения выраженности черты находятся в промежутке между 7 и 12 баллами;
  • повышенное проявление характерной черты – от 13 до 18 баллов;
  • выражение эмоциональных черт набирает значение акцентуации в диапазоне от 19 до 24 баллов.

Профильный график характера человека

Результаты, полученные в процессе обработки, служат данными для составления аналитического графика .

Исследовать график начинают, рассматривая общую форму, принимая во внимание, как расположены показатели относительно верхнего (18 баллов) и нижнего предела (7 баллов). Среди многочисленных случаев размещения выделяют несколько стандартных форм, иногда все или подавляющее большинство точек, соответствующих показателям, находятся в области низких значений (от 0 до 6 баллов). В таком случае интерпретация данных проводится в двух направлениях:

  1. Первое направление, если личность характеризуется, с точки зрения демонстрации социальной нормы поведения, по ее усмотрению, такие личности показывают пониженную самокритичность, неискренность, иногда демонстрируют претенциозные черты. Такие данные принято обозначать, как недостоверные, хотя из них и можно почерпнуть некоторую информацию.
  2. Другие показатели дают люди с чертами пассивности, неприметности, не жаждущие высоких достижений. Человек не распоряжается судьбой, у него нет возможности стать лидером. Часто индивидуумы с таким характером интересуются мистической помощью или становятся заложниками религиозных верований. Личность не может противостоять неприятностям и трудностям, не склонна к переменам.

Если показатели находятся на графике в пределах 19 баллов , то акцентуация черт характера налицо и стоит говорить о яркой личности со сложным и многогранным эмоциональным проявлением. Поднятие планки до отметки 22 баллов показывает о явной акцентуации, но такие показатели свидетельствуют о возникновении проблем коммуникации.

Очень часто в практике встречается график, где линия носит зубчатую форму, происходит чередование низких и высоких значений. Изучение такого характера кривой требует особой тщательности, так как значения могут свидетельствовать о живости натуры с проявлением недостатков и достоинств, равно как и определять проблемную личность в воспитании и поведении в социуме.

Если на общем равномерном течении кривой выделяется один высокий показатель , это говорит о ярком проявлении акцентуации или о потребности вести себя в соответствии с основными чертами подобного типа личности.

На общем ровном положении кривой выделяется несколько резких скачков значений, иногда доходящих до зоны наивысших показателей – значит, при характеристике этой натуры следует говорить о сочетании акцентуаций различного типа.

Описание типов личности в соответствии с разработкой Леонгарда Шмишека

Демонстративный тип поведения

Общительность и обходительность этих индивидуумов очевидна. Артистичные и неординарные личности предпочитают все нестандартное и яркое. Вызывают у окружающих доверие и расположение, способны внушать себе и окружающим идеи и оказывать влияние на собеседников.

Стремится к лидерским позициям в коллективе, легко завязывает связи и контакты . В самых неприглядных ситуациях умеет рассмотреть преимущества и применить их для своего блага. Несмотря на мягкость в общении, есть склонность к завязыванию интриг.

Этому типу личности присущи ревность и зависть, к успеху окружающих часто относится как к собственному провалу. Личность может провоцировать конфликтные ситуации, некоторых собеседников раздражает повышенными притязаниями или самоуверенными заявлениями. Стремится получить внимание окружающих, причем на этом пути для него все методы хороши. Люди этого типа решительные, смелые, обаятельные, яркие натуры с хорошо развитой интуицией.

Педантичные личности

Приверженцы порядка во всем, в поступках следуют плану, если не удается, то испытывают некоторое раздражение . Изменения в жизни вызывают протест, так как педанты с трудом переключаются на новые обстоятельства. Обращают внимание на внешние мелочи, требует этого от других, эта черта определяется стремлением к контролю над ситуацией, попыткой подчинить себе объективные обстоятельства.

В деловой сфере педанты основательны, заканчивают начатую работу, скрупулезны. В отношении здоровья такие личности ведут себя разумно и не разрушают его принятием алкоголя или другими вредными привычками. Аккуратность и четкое выполнение норм часто сочетается с трудностью в принятии новых решений. Индивидуумы трудно адаптируются в коллективе, они нерешительны, избегают ярких поступков, имеют инертное мышление, долго смакуют травмирующие события.

Застревающий тип человеческой натуры

Долго таит в себе и постоянно переживает гнев, обиду, страх , иногда такие чувства возникают вновь после длительного периода явного затухания. Самыми характерными проявлениями чувств являются зависть, несправедливость, ревность. Ярко и длительно застревающий тип переживает успехи своей деятельности.

Настойчивая и упорная натура, очень трудно меняет вид деятельности, но на своем поприще часто достигает выдающихся результатов, стремится превзойти других сотрудников, требует признательности и реального уважения.

Стрессовыми ситуациями для застревающего типа являются неопределенность, нарушение разработанных планов, недовольство собой и неуверенность в собственных силах, ситуации, когда существует реальный лидер, могущий перенять его власть.

Возбудимый тип

У этого индивидуума повышена реактивность нервной системы , развита импульсивность, отсюда необдуманные поступки и высокая возбудимость. Действия окружающих вызывает у этого типа личности сильные впечатление, такие, что мышление не может быстро найти оптимальный способ реагирования, и он отвечает реактивными поступками.

Восприятие чужого мнения затруднено у возбудимых индивидуумов, поэтому, чтобы добиться адекватного реагирования приходится прибегать к долгому объяснению. Часто раздражительные и недовольные люди резко отвечают на критику, проявляют физическую агрессию, о чем впоследствии жалеет.

Адаптация в социуме затруднена из-за низкой контактности , ослабленного самоконтроля, игнорирования норм этики, деспотичности и конфликтности. Стресс у них вызывает противодействие, материальный и моральный ущерб, необходимость выбора из многих вариантов, наказание за поступки, сомнение в себе.

Гипертимный тип личности

Настроение этих людей постоянно повышено, они полны оптимизма, активны, жизнерадостны . Добрые, беззаботные и отзывчивые, они обладают живым умом, разговорчивостью. Часто гипертимы интересуются многими вещами одновременно, но так как обладают неустойчивым вниманием, то ко всем интересам подходят поверхностно, часто переключают внимание.

Отрицательно относятся к критическим замечаниям, любят свободу, легко свыкаются с трудностями. Неудачи, которые трудно пережиты, не выбивают их из привычного течения, обязанности и правила считают необязательными к исполнению. Настроение и эмоции человека с таким типом характера открыты и понятны окружающим. Раздражительность может быть вызвана, если ему ограничили общение.

Одиночество является отягощающим обстоятельством, поэтому тип неразборчив в знакомствах, легко находит новые контакты и быстро адаптируется в социуме. Стресс вызывает однообразие окружающего пространства, монотонная работа, чрезмерная опека и контроль, отсутствие духа соревнования.

Дистимный тип поведения

Из-за пониженного тонуса, заторможенности мышления личности редко участвуют в компанейских беседах. Робость и нерешительность выявляют в натуре возвышенные чувства при полном отсутствии эгоистических проявлений, формируют этическое поведение. Для индивидуумов характерно серьезное отношение к жизни, добросовестность, ответственность, чувство справедливости.

Дистимные натуры отличаются независимыми суждениями, имеют по каждому вопросу собственное мнение. Освоиться в окружении им мешает пессимизм, замкнутость, грубость с друзьями и близкими, инертность, неумение участвовать в общей радости. К стрессу приводит необходимость нового знакомства, непомерные моральные и физические нагрузки, шумные компании, ответственность за чужих людей, быстрая смена ситуаций.

Аффективно-лобильные личности

Реалисты по натуре , такие люди не считают себя лучше окружающих, спокойно переносят их недостатки, при некоторой вспыльчивости, они быстро успокаиваются и не держат злобы. Если наступает период общительности, то личности легко заводят знакомства и общаются, но стоит наступить времени спада, как пессимистическое настроение заставляет мрачно переживать мельчайшие неудачи, избегать контактов и предпочитать одиночество.

Адаптации в социуме мешает чрезмерная рассудительность, неустойчивое самомнение, обида, придирчивость к другим, обширный круг общения, субъективность собственного суждения . Стресс вызывает крушение ранее планируемых действий, необходимость усиленных нагрузок, разлука с дорогими людьми, смена обстановки, эмоциональное порицание от значимых для него лиц.

Аффективно-экзальтированная натура

Отличается скоростью мышления, интенсивностью реагирования на любые события. Настроение личности молниеносно меняется от депрессивного до счастливой эйфории, победы вызывают восторг, неудачи выбивают из колеи . Мотивацией поступков служит альтруистическое настроение, эгоизм проявляется крайне редко. Сопереживание бедам друзей, сострадание к несчастным животным доводят экзальтированные натуры до отчаяния.

Стрессы возникают по причине склонности к самокопанию, необходимости ответственности, ослабления личного самоконтроля, отсутствия необходимого времени, недостатка общения, обвинения в непорядочности, наличия серьезных преград на пути к цели, публичных указаний на недостатки, монотонного труда без перемен.

Эмотивный тип

Натура склонна к длительным переживаниям от жизненных впечатлений, взаимных негативных и позитивных переживаний. Гуманный и отзывчивый человек, тонко воспринимает окружающие события, испытывает радость от полноценного общения. Проницательность и развитая интуитивность позволяет безошибочно чувствовать перемену отношения друзей и близких, все чувства находят отражение в мимике.

Трудности с адаптацией возникают из-за склонности к долгим переживаниям, вспышек гнева или ревности, повышенной мнительности, нерешительности в неблагоприятных ситуациях, растерянности, пристрастности и субъективности мышления. Стрессы вызывают нарушение этики окружающими людьми, их равнодушие, черствость и грубость, потеря друзей или близких.

Невротический тревожно-боязливый тип личности

Поведение и мышление отличается постоянным беспокойством, напряженностью, ожиданием бед и горестей. Личность сомневается в правильности собственных действий, мыслей и поступков, при возникновении конфликтов старается их избегать или сглаживать любыми действиями. Мнительность без причин вызывается внутренними переживаниями, с детства такие люди боятся темноты, кладбищ, собак , грозы, общения с новыми людьми.

Неспособность постоять за свои мысли, когда противник проявляет настойчивость, иногда приводит таких людей в состояние робости, покорности, даже униженности, поэтому возникает необходимость проявить резкость, чтобы отстоять свое «Я».

Адаптации в коллективе мешает пониженная самооценка , неумение отстоять свое мнение и дать отпор, ощущение постоянной беспомощности, неуверенности, бессилия, ранимости. Стрессы опасны в ситуациях, когда индивидуум попадает в незнакомый круг людей, имеется необходимость публичного выступления, экзамена, турнира, соревнования. На ухудшение морального состояния влияют чужие насмешки, неправдоподобные обвинения, одиночество и потеря близких людей, разговоры о скорой их кончине.

В целях описания личностных особенностей применяется такая характеристика, как акцентуация характера по Леонгарду .

Это позволяет не только поделить людей на типы, но и выявить проблемные зоны и способы взаимодействия с окружающей действительностью.

Акцентуация характера — что это такое?

Акцентуация характера - наличие ярко выраженных черт, которые могут в дальнейшем приводить к , и соматическим заболеваниям.

Если рассматривать лексическую сторону - "акцент" в переводе с латинского языка означает "ударение".

Отдельные черты характера при этом чрезмерно усилены, это крайние варианты нормы , не заходящие за черту патологии.

Заостренные черты личности часто мешают нормальной жизни, становятся причиной появления проблем во взаимоотношениях с другими людьми. При этом сам человек может и не осознавать наличие у себя подобных особенностей.

Акцентуация имеет свойство проявляться в стрессовых ситуациях , тогда как полное расстройство личности действует всегда. Она не влияет на адаптацию в обществе, из равномерного течения жизни человек выбивается временно под воздействием кризисных ситуаций.

Выделена явная и скрытая акцентуация . Черты характеры особенно сильно заостряются в подростковом возрасте, вследствие чего появляются отклонения в поведении. Когда человек взрослеет особенности характера остаются выраженными, но обычной жизни при этом не мешают. Это явная акцентуация.

При скрытом типе черты характера остаются в пределах нормы , выражены слабо в привычных человеку условиях.

Можно даже и не подозревать о наличии акцентуаций.

Однако в стрессовых ситуациях и нетипичных условиях они могут проявлять себя.

Акцентуации характера в психологии и психотерапии:

История создания

Впервые понятие акцентуации было введено К. Леонгардом в конце 60-х годов XX века . Психиатр поделил типы личности на две большие группы: особенности и темперамента.

Он обратил внимание, что кроме явных нарушений психики, психопатий, есть еще и пограничные состояния.

При определенных обстоятельствах и жизненных событиях эти заостренные черты личности могут перерасти в патологию. На основе его идей и были разработаны типы акцентуаций.

Типы акцентуации характера по Карлу Леонгарду:

12 типов и их описание

Какие типы акцентуации характера, темперамента, личности выделял Леонгард?

Леонгард выделил следующую классификацию акцентуаций характера, которые достаточно точно описывают личностные особенности:

  1. Демонстративный . У этого типа личности хорошо развита фантазия, имеет артистические наклонности, присуще позерство, притворство. Поведение живое, подвижное, демонстративное. Умеет хорошо врать, именно потому, что начинает верить в свою ложь. Старается приукрасить себя, свои действия, стремится находиться в центре внимания. Чувства неглубоки, поверхностны. Демонстративный тип имеет склонность к интригам, психика достаточно лабильна.

    Наблюдаются такие черты как: эгоистичность, хвастливость, лицемерность. Личность отличается неординарностью, импульсивным поведением.

  2. Застревающий . Наблюдается инертность поведения, застревание на своих мыслях и чувствах. Тип склонен вести затяжные конфликты. Людей разделяет на друзей и врагов, ситуации на плохие и хорошие. Умеет хорошо концентрироваться на задаче, проявляет упорство в достижении цели. Застревание приводит к тому, что человек склонен к , излишней подозрительности. Акцентуация характера может развиться в паранойю. Очень долго помнит обиды, вплоть до нескольких лет.
  3. Педантичный . Человек, замечающий любую мелочь, очень аккуратен и пунктуален, требует этого от других людей. Тщательно, со скрупулезностью подходит к любой задаче. В работе проявляет дотошность, склонен к перепроверке, дело обязательно надо довести до конца. Такой подход требует максимальной сосредоточенности, поэтому в итоге у человека может наступать эмоциональная усталость. К конфликтам не склонен, но очень бурно реагирует на факты нарушения порядка. Травмирующие события переживаются долго.
  4. Возбудимый . Сложная управляемость собственными эмоциями, контроль своих действий, импульсивность. Провоцирует конфликты, считает себя правым, легко переходит к активным действиям - . Отличается нетерпимостью, легко впадает в гнев. У этого типа сложности в установлении близких связей, в друзья выбирает тех, кем удобно управлять.

    Возбудимый тип может быть опасен для окружающих, это важно учитывать при выборе вида деятельности и контактов.

    Проявляет нежелание учиться, труд для него невыносим. Живет настоящим, предпочитает развлечения, практически не думает о будущем. Возбудимость гасится с трудом, что создает определенные проблемы не только для него, но и окружающих.

  5. Гипертимный . Это человек, находящийся почти всегда в воодушевленном состоянии, полным идей. Он рассказывает об этих идеях другим, правда, редко реализовывает их. Любит сразу делать несколько дел одновременно, но зачастую не доводит их до конца, теряя интерес или мотивацию. У него широкие интересы, любопытен, любит познавать, способен поддержать разговор на любую тему и дать полезный совет.

    Общителен, подвижен, активно пользуется жестикуляцией, создает вокруг себя много шума. Хороший тонус и аппетит, здоровый сон. Между тем, может несерьезно относиться к своим обязанностям. Есть у него и отрицательные характеристики - склонность к аморальным поступкам, раздражительность. сложно переносить монотонный труд, одиночество, жесткую дисциплину.

  6. Дистимный . Слишком серьезно относится ко всему происходящему, часто находится в подавленном настроении. занижена. Дистимик тяжело идет на контакт, основная причина - неуверенность в том, что он может заинтересовать кого-то. Но если кто-то является его другом, ценит это.

    По жизни пессимист, добросовестен. В работе ответственен. Борец за справедливость. Предпочитает сидеть дома, не любит шумное общество.

  7. Тревожный . С самого раннего возраста представитель этого типа акцентуации боится буквально всего. Страх переносит он и во взрослую жизнь. Он избегает высоких должностей, потому что опасается риска, ошибок, конкуренции. Он боится быть отвергнутым, поэтому сложно идет на отношения. У тревожного типа высокая ответственность перед другими людьми, он мнителен, опасается за здоровье и жизнь близких. Основные черты характера: покорность, невозможность отстоять свою точку зрения, робость, дружелюбие. Тревожный тип легко подчиняется опеке старших сверстников или взрослых. Им сложно самим управлять своей жизнью и брать на себя ответственность. С детства обидчивы, остро реагируют на насмешки, критику, часто становятся мишенями для шуток. Ощущая чувство собственной неполноценности, стараются тем не менее найти себя в деятельности, которая у них лучше всего получается.
  8. Аффективно-экзальтированный . Основа их личности - бурная реакция на все - неважно положительное или негативное событие. Среди этого типа встречаются фанатики, люди, преданные своей профессии, приверженцы религии. Привязаны к близким людям, и также бурно радуются за их успехи. Очень эмоциональны, влюбчивы, альтруистичны. Есть склонность к преувеличению и паникерству. В моменты приподнятого настроения от людей этого типа исходит максимум счастья, радости, веселье выражается бурно, с желанием втянуть в него других людей. От плохих событий приходят в полное отчаянье.
  9. Эмотивный . Тип близок к экзальтированному, но реакции проявляются не так ярко. Чувствителен, сострадателен, сопережевает чужому горю, приходит на помощь. В конфликты вступает редок. Обиды, переживания носит в себе. Характерна исполнительность, высокое чувство долга, мягкосердечность.

    Проявляет чрезмерную чувствительность к внешним воздействиям, легко может заплакать.

  10. Циклотимный . Отличается переменчивым настроением. Периоды бурной деятельности и маниакальной активности сменяются пассивностью. У людей этого типа нет золотой середины, они ударяются в крайности. Высокий уровень коммуникабельности. Психика подвижная, легко переключается с одной темы разговора на другую. Настроение, реакции зависят от внешних событий.

Выделено также еще два типа в зависимости от направленности личности на внешнюю среду или свой внутренний мир:


Методика определения

Для диагностики типа акцентуации личности используется опросник К. Леонгарда-С. Шмишека . Состоит из 10 шкал и 88 вопросов.

Если присутствуют ярко заостренные акценты, значит, можно говорить о наличии определенной акцентуации личности.

Леонгарда-Шмишека: акцентуации характера.

Где и для чего используется диагностика Леонгарда-Шмишека?

Опросник Леонгарда-Шмишека предназначен для диагностики акцентуаций характера и темперамента подростков и взрослых людей.

Используется в психологическом консультировании , при отборе на профессиональную деятельность, особенно связанную с повышенной ответственностью и стрессовыми факторами.

Теория акцентуаций помогает психологам, психиатрам, социологам исследовать и прогнозировать поведение подростков и взрослых людей. На основе их можно выявить наиболее подходящие профессии , дать анализ поведению личности в стрессовых ситуациях.

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

  1. Гипертимный - личности со склонностью к повышенному настроению.
  2. Застревающие - со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно лабильные.
  4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  5. Тревожные.
  6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

  • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
  • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
  • возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
  • застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

Акцентуации.

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения - «патологический счастливчик». В патологии - невроз навязчивых состояний.

2. Застревание - склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии - паранояльный психопат.

3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли - крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии - эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.

7. Демонетративность. В патологии - психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии - эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

Вопросы

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
  3. Легко ли вы плачете?
  4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано?
  5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
  7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
  9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  10. Вы человек серьезный?
  11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
  12. Предприимчивы ли вы?
  13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
  14. Мягрсосердечны ли вы?
  15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
  16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
  17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
  20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
  21. Любят ли вас ваши знакомые?
  22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?
  24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
  26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
  27. Хвастаетесь ли вы иногда?
  28. Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
  30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
  31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
  32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
  33. Легко ли вы впадаете в гнев?
  34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
  35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
  36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  37. Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
  38. Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
  39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
  40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
  41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
  43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
  44. Вы очень общительный человек?
  45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
  46. Сбегали ли вы в детстве из дому?
  47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
  48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
  49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
  50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
  51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели?
  52. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

  53. Очень ли вы любите животных?
  54. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  55. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
  56. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
  57. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
  58. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  59. Очень ли вы любите веселиться?
  60. Вы всегда говорите то, что думаете?
  61. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  62. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
  63. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
  64. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудач ах люде и, которые вам неприятны?
  65. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
  66. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
  67. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
  68. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
  69. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
  70. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
  71. Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
  72. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  73. Часто ли у вас бывают головокружения?
  74. Часто ли вы смеетесь?
  75. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
  76. Вы человек живой и подвижный?
  77. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
  78. Вы страстный любитель природы?
  79. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
  80. Пугливы ли вы?
  81. Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
  82. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
  83. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
  84. Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
  85. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
  86. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
  87. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
  88. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
  89. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
  90. Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
  91. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
  92. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
  93. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
  94. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
  95. Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
  96. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
  97. В беседах вы больше молчите, чем говорите?
  98. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Обработка результатов.

Опросник Шмишека предназначен для определения акцентуаций (особенностей) характера.Наличие акцентуации характера является не недостатком, а наоборот — оличительной особенностью, «изюминкой» человека. В благоприятных условиях «скрытые акцентуации» не проявляются, их отрицательные черты оказываются компенсированными и человек может работать вполне успешно. В каждом типе акцентуации имеются положительные качества, на которые человек может опираться при выполнении определенной деятельности.
Тест К. Леонгарда — Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций

1 — высокая жизненная активность
2 — возбудимость
3 — глубина эмоциональных реакций
4 — педантизм
5 — повышенная тревожность
6 — перепады настроения
7 — демонстративность
8 — неуравновешенность
9 — утомляемость
10 — сила и выраженность эмоций

В скобках указан номер акцентуации, которой присваивается балл за ответ «да» или «нет» в зависимости от ключа.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы-выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться под-, сказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Ключ

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл. Затем сумму баллов по каждой шкале нужно умножить на коэффициент.

Свойства характера

Коэффициент

«ДА»

№ вопросов

«НЕТ»

№ вопросов

Гипертимность

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85

Дистимичность

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93

Эмоциональность

3, 14, 52, 64, 77, 87

28, 39

Демонстративность

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

Застревание

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

13, 51

Педантичность

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

Тревожность

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

Возбудимость

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

Экзальтированность

11, 35, 60, 84

Ложь

9, 47, 59, 68, 83

18, 27, 37, 63

Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, дистимический, тревожно — боязливый, циклотимный, аффективный, эмотивный).
Акцентуации характера.

1. Демонстративный тип.
Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип.
Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип.
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип.
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Акцентуации темперамента.
5. Гипертимический тип.
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип.
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Экзальтированный тип.
Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также - улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип.
Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимный тип.
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

20.04.2018

Что такое опросник Леонгарда Шмишека?

Данный тест предназначен для выявления типа акцентуации характера и темперамента, относится к типологическому подходу изучения личности. Методика является модификацией работы К. Леонгарда «Методики изучения акцентуаций личности».

Акцентуация – это сильное проявление, гораздо в большей степени наряду с другими, индивидуальных качеств личности, которые присущи каждому человеку. Подобные проявления находятся между нормой и психопатией. Акцентуированные характеристики в социуме могут проявляться как позитивно, так и негативно. При воздействии пагубных факторов, акцентуации могут развиться в патологию и разрушить структуру личности. Тест предлагает восемьдесят восемь вопросов, на которые надо отвечать «да» или «нет». Вы можете пройти опросник Леонгарда Шмишека на нашем сайте и узнать свойства Вашего характера и темперамента.

Кому подходит опросник?

Опросник подходит для людей любой возрастной категории. Он существует в двух формах: детской и взрослой. Детская форма была адаптирована И.В. Крук в 1975 году. Так же как и во взрослой форме, в детской такое же количество акцентуаций и обработка результатов. Количество вопросов так же совпадает, разница заключается только в их формулировке.

Чтобы выявить патологические проявления личности, либо не допустить их развития, необходимо знать акцентуированные качества. Зная их, человек сможет лучше контролировать свое поведение и максимально снизить его негативное влияние на общество либо вовсе пресечь.

Кто и для чего его применяет?

Практикующие психологи и психиатры по всему миру используют опросник Шмишека для диагностики акцентуаций личности. Он помогает психиатрам в постановке диагнозов пациентам, психологам – лучше понять своих клиентов и их проблемы.

Карл Леонгард и Ганс Шмишек

Г. Шмишек – немецкий конфликтолог. К. Леонгард (1904-1988), выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, известен широкой публике, прежде всего, как автор концепции об «акцентуациях характера».

Результаты опросника

Все вопросы распределены по акцентуациям. За каждый ответ, в зависимости от вопроса, прибавляется либо один, либо ноль баллов. Затем, по каждой группе подсчитывается их сумма. Количество баллов от 12 до 19 свидетельствует о тенденции к типу акцентуации. Свыше – ее наличие. Максимально можно набрать 24 балла. На нашем сайте вы сможете пройти взрослую форму теста Леонгарда Шмишека онлайн, программа сама подсчитает количество баллов по каждому типу акцентуаций, и Вы узнаете свой результат.

Выделенные Леонгардом десять типов акцентуированных личностей разделены на две группы. К первой относятся акцентуации характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Ко второй - акцентуации темперамента: гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный.

Акцентуации характера

Демонстративный тип

Проявляет себя через демонстративное поведение, способность вытеснять, живость, подвижность и легкость в установлении контактов. Проявляет склонности к фантазерству, лживости и притворству, приукрашиванию своей персоны, авантюризму, артистизму, позерству. Стремится быть лидером, быть признанным, жаждет внимания и вохвалы.

Застревающий тип

Отличается умеренной общительностью, занудством, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью, мнительностью. Может проявлять настороженность, обидчив и подозрителен. Заносчив и склонен провоцировать конфликты.

Педантичный тип

Характеризуется ригидностью и инертностью психических процессов. Он тяжел на подъем, долго переживает травмирующие события. В конфликты вступает редко, выступает в них пассивной стороной. Проявляет сильную реакцию на нарушение порядка. Этот тип отличается пунктуальностью и аккуратностью. Избегает лидерства.

Возбудимый тип

Низкий контроль над своими влечениями, ослаблена управляемость, сильная склонность к физиологическим влечениям. Его отличает повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству, к трениям и конфликтам, в которые сам провоцирует.


Акцентуации темперамента

Гипертимный тип

Эти люди, как правило, очень подвижны, общительны, болтливы. У них высокая самооценка. Им присуща выразительная, яркая мимика, они склонны к озорству, могут проявлять фамильярность. В разговоре перескакивают с одной темы на другую. Они очень шумные, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда находятся в хорошем настроении, склонны к чревоугодию и другим удовольствиям.

Дистимический тип

Это серьёзные люди, у которых преобладает подавленное настроение и ослабленные волевые качества. Это пессимисты, молчаливые люди, необщительные. Они добросовестны, ценят своих друзей. Отличаются заторможенностью мышления.

Тревожный тип

Необщительный, миролюбивый, робкий и неуверенный в себе. Отличаются повышенными чувствами долга и ответственности. В детстве люди этого типа, часто, боятся темноты и животных. Сторонятся шумных компаний. Нотации вызывают у них чувство вины.

Экзальтированный тип

Люди этого типа отличаются сильной способностью восторгаться, восхищаться. Они улыбчивы, часто, чувствуют себя счастливыми по тем причинам, которые у других людей не вызывают сильных эмоций. Склонны к резким перепадам настроения. Это общительные и словоохотливые люди. Любят спорить, но не особо конфликтны.

Эмотивный тип

Схож с экзальтированным, но проявляется менее ярко. У этих людей выражен гуманизм, сострадание животным и людям. Не конфликтны, впечатлительны, слезливы, обиды держат в себе.

Циклотимный тип

Люди этого типа характеризуются сменой гипертимных и дистимных состояний. Наблюдаются перепады настроение и зависимость от внешних факторов. Радостные события вызывают говорливость и активную деятельность. Негативные события – подавленность и заторможенность мышления.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва