Названия скифских племен. Скифы – кратко

Краткий доклад про скифов поможет Вам подготовиться к занятию по истории. Также Вы сможете узнать где жили скифы чем занимались.

Сообщение про скифов

В начале VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились кочевые племена. Это были скифы. Они относились к ираноязычной группе. Скифы на территории Украины господствовали около 300-400 лет, оставив после себя большое наследие. В период V- IV столетий эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни и вдоль нижнего Днепра и в Крыму создали целые городища. Каменское городище было самым большим и являло собой главный центр ремесленничества, поставляющий степным племенам изделия из железа.

Чем занимались скифы?

Культура скифов представлена лепной керамикой, амфорами, гончарной посудой, металлическими предметами обихода, орудиями труда. Все было найдено в местах оседлости племен и их погребальных памятниках. Это является свидетельством того, что они были умелыми, изобретательными людьми.

Трудовая деятельность материализовалась в быте и хозяйстве (кроме известного военного ремесла). Главное занятие скифского населения — кочевое скотоводство. Оно основывалось на круглогодичном содержании и разведении овец, лошадей и крупного рогатого скота. Долгое время такой вид хозяйства был господствующим. В середине V века до нашей эры в долине Днепра возникло полукочевое скотоводство. До гибели Великой Скифии эти 2 вида хозяйства составляли основу экономики скифов.

На стыке V-IV веков до нашей эры формируется еще одна отрасль скифской экономики – земледелие, ориентировано на выращивание кормов для подкормки скота зимой. Племена стали запасаться просом и пленчатым ячменем. После они стали выращивать зерно и для себя. Землю обрабатывали перелогом, предварительно выпалив травостой на участке. После двух лет эксплуатации этого участка его превращали в пастбище. И только через 10 лет земля обрабатывалась вновь.

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч. απεσκυθισμενοι )».

Мифы о происхождении скифов

Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота

IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514-1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе (претендуя на более глубокую память: комментарий) . Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар .

По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран . *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собира­тельности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение .

Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:

  • Скифское Παραλάται - племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения ΣκύÞαι βασιλητοι, то есть «царские скифы»; < иран. *paradāta-«поставленный во главе, по закону назначенный», авестийское paraδāta- (почетный титул владыки, букв. «поставленный впереди, во главе»)

Вместе с тем существуют и иные научные версии этимологии этих ононимов - из других индоевропейских, тюркских, угорских и семитских языков.

История

Возникновение

Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы . Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. . При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

Образование государственности

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии - VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).

Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. , и походами скифов в Малую Азию . В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию , Сирию , Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии , где создали Скифское Царство - Ишкуза , но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе .

Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона , включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота , господствующими были царские скифы - самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым . Западнее их жили скифы-кочевники , а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы . На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга , близ города Ольвия обитали каллипиды , или эллино-скифы , севернее их - алазоны , а ещё севернее - скифы-пахари , причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу . По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары .

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём . Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс , Скопас и Таксакис. На рубеже V-IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Расцвет

Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.

Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты , обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия.

Между 280-260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов , пришедших из-за Дона.

Столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, - все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом», - считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.

В 30-ых гг. II века до н. э. на р. Салгир (в черте современного Симферополя) на месте существующего поселения был построен Неаполь Скифский , вероятно, под руководством царя Скилура .

Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30-20-ых гг. II в. до н. э., при царе Скилуре , когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса . После поражения в войне с Понтийским царством Тавроскифия перестала существовать как единое государство.

Исчезновение

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами . Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого Переселения Народов . Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.

Саки и сарматы

Саки исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров , хуннов и других тюрков , сарматов , эфталитов).

Скифское наследие

Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана.

Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.

Народы Скифии

Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:

Европейские скифы

Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV-III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.

Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота , называют сколотами , а персы называли их саками .

Саки

Саки - скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» . Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.

Сарматы

Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок . Геродот же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом» . С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией .

От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языка - осетинский язык .

Другие народы Скифии

Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.

Культура

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита . В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 - 23 тыс. в культурах евразийских народов.

Искусство

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль . Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV-III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

По мнению учёных - скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так например такое влияние они оказали на меотскую культуру , что видно из артефактов найденных в Курганах Келермесских , Карагодеуашх и др. Показательны и курганы: Куль-Оба , Солоха , Чертомлык , Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском .

Костюм

Основная статья: Одежда скифов

Мифология

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.

Военное дело

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой , а во время переднеазиатских походов - единственной силой.

Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы , греки и македонцы .

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков , тохаров , позднее - тюрков и монголов , с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков .

Легендарная история и хронология скифов

Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.

Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок . Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин - за одно поколение.

Христианский историк Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа (примечательно, что в «Хронике Евсевия » сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.) , Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.) . Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином .

Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает её незадолго до Троянской войны , упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина опускает .

Известные скифы

Мифические

см. также Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии#Скифия

Исторические

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:

Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:

Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии)(~250г до н. э. - 250г н. э.):

Также:

  • Канит - ок. 270 г. до н. э.
  • Харасп - II в. до н. э.
  • Акроса - II в. до н. э.
  • Танос - ок. 100.
  • Зариакс - I в. до н. э.
  • Элий - до 70 до н. э., ок. 70 до н. э. сарматское завоевание

Скифы в античности

Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам) .

Выводы генетиков

Большинство найденных в захоронениях Сибири и Средней Азии скифских скелетов содержат гаплогруппу R1a1 .

Скифы в средневековой традиции

Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».

См. также

  • аскузы (ашкузы)
  • Народы античной Скифии: боруски , агафирсы , гелоны , невры (нервии), аримаспы , фиссагеты , иирки , будины , меланхлены , геты , авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты), исседоны , сарматы , тавры , аргиппеи, андрофаги , саки (племена) , массагеты .

Примечания

  1. БСЭ
  2. Энциклопедия «Кругосвет»
  3. Древние схолии к Илиаде. II. 11 // В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе
  4. Harmatta, J. (1996), "Scythians", «History of Humanity Volume III: From Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D» , Routledge for UNESCO, с. 182
  5. История Древнего Востока. М., 2004. С.545
  6. Геродот. История IV 11
  7. История Древнего Востока. М., 2004. С.546
  8. Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.
  9. Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  10. Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  11. Геродот. История IV 17
  12. Юстин . Эпитома Помпея Трога
  13. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947-1949; указатель 1950 г.: саки, массагеты: сопоставление версий. Аналоги в Интернете.; Сосанов Кошали История Казахстана. Справочное пособие , Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. - 112 с ISBN 9965-651-56-6
  14. Геродот. История IV 110-116
  15. Геродот. История IV 117
  16. Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Программа РАН. Разделы и публикации
  17. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  18. Основные проблемы в изучении меотской культуры
  19. Геродот. История IV 62
  20. Геродот. История IV 59
  21. Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы // Материалы и исследования по археологии России, № 1 / Под ред. Р. М. Мунчаева, В. С. Ольховского . М., 1997; и др.)
  22. Геродот. История IV 5
  23. Геродот. История IV 7
  24. Геродот. История II 103, 110
  25. после Сесостриса правил Ферон, а после Ферона - Протей, при котором Александр и Елена прибыли в Египет (Геродот. История II 111-116)
  26. Геродот. История IV 8-10
  27. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005, особенно с. 213, 219
  28. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 1, 5-21
  29. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 43, 3-6
  30. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 8-14
  31. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 17
  32. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 2, 13
  33. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 6, 16
  34. комплексное развитие версии с учетом многих факторов: http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8 ; работы Г. В. Вернадского, Б. А. Рыбакова, Н. И. Васильевой и других авторов
  35. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 1-16
  36. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 28
  37. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.208-209
  38. Орозий. История против язычников I 4, 2
  39. Орозий. История против язычников I 14, 1-4
  40. Орозий. История против язычников I 15, 1
  41. Иордан. Гетика 44, 47-48; о датировках см. комм. Е. Ч. Скржинской в кн. Иордан. Гетика. СПб, 2001. С.373-374
  42. Иордан. Гетика 49-52
  43. Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist) 31 F30 (Herodorus Heracleensis )
  44. Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) Vol.II, Lib.I, s.34 (Herodorus Heracleensis ) F23
  45. Мифы Древней Греции. Триптолем и Диметра.
  46. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.209
  47. История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.548
  48. Геродот. История I 103; История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.554
  49. Геродот. История I 81

Степи Центральной Азии столетиями служили домом для многих кочевых народов. Племена скотоводов время от времени совершали набеги на соседние города. Первыми описал кочевников греческий ученый Геродот, живший в 5 веке до н.э. Племена, жившие на территории современного юга России и Украины, историк назвал скифами. Родственные скифам племена, которых Геродот называл саками, жили на территории Казахстана, Алтая, Туркмении, Узбекистана.

История

Скифы мигрировали из Центральной Азии на юг России в 7-8 веках до нашей эры. На этой земле скифы основали богатое, сильное государство с границами от Дона на востоке до Дуная на западе и центром в Крыму, существовавшее с 4 века до н.э. по 3 век до нашей эры.

Скифов боялись, и восхищались ими, воздавая дань их военному искусству, особенно талантам наездников. Миграция племени из Азии привела их на территорию киммерийцев, живших в горах Кавказа, и на равнинах к северу от Черного Моря. В войне, которая длилась около тридцати лет, скифы разгромили киммерийцев и оказались во главе империи, простирающейся от западной Персии через Сирию и Иудею к границам Египта. Мидийцы, населявшие Персию и Турцию, изгнали скифов из своих владений, оставив под их контролем только территории юга России.

Геродот описывает современных ему скифов как федерацию племен. Вероятно, не все народы этой федерации говорили на языке иранской группы. Большинство скифов были кочевниками, но встречались и земледельцы. Племена активно торговали с греческими городами в Крыму.

Из среды скифов выделялся класс правителей — богатых аристократов, которых Геродот называл «царскими скифами». Сохранились могилы царских скифов — курганы с большим количеством изделий из золота и других драгоценных металлов.

Племенами правил царь, власть которого наследовал старший сын. Во времена Геродота семья правителей Скифии породнилась с греческими аристократами.

В 514 году до нашей эры Дарий, третий из великих персидских царей, решил вторгнутся в Скифию. Персидская армия в количестве 700 тысяч человек, во главе с самим Дарием маршировала через южнорусские степи. Кочевники постепенно отступали, осыпая армию врагов градом стрел. В итоге Дарию так и не удалось навязать противникам генеральное сражение.

На переговорах с Дарием, послы скифов заявили: «У нас нет ни городов, ни плодородных пашен в этой земле, и мы не боимся, что ты разоришь их. Но если ты хочешь сразиться с нами быстро, посмотри вокруг, и увидишь могилы наших отцов. Попробуй коснуться их и увидишь, будем ли мы сражаться с тобой». В конце концов, царь персов повернул назад. На обратном пути отряды скифов постоянно нападали на его войско. Персы больше не пытались завоевывать северные земли, и в течение следующего столетия скифы единолично правили южнорусскими степями.

В четвертом веке до нашей эры скифское царство достигло наивысшего расцвета. Великий царь Атей объединил все скифские племена и расширил свою территорию до Дуная. В 339 году Атей был убит в битве с Филиппом II Македонским в возрасте 90 лет. Во второй половине 3 века до нашей эры решающий удар по скифам нанесли родственные им племена сарматов с Востока.

Государство скифов сохранилось в Крыму и на черноморском побережье современной Болгарии, где они первоначально захватили несколько греческих колоний, но потерпели поражение от армии греческого Понтийского государства. Столицей крымских скифов был Неаполь Скифский, расположенный в районе современного Симферополя. В середине третьего века нашей эры Неаполь был разорен племенами готов, тогда же племена скифов исчезают с исторической сцены.

Язык

Скифы не владели письменностью. Некоторые скифские слова были записаны Геродотом, например, «пата» — значило «убить», «ойор» – значило «человек», «арима» – означало «один». По этим отрывкам слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами себя скифы называли скудами, что, скорее всего, значило «лучники».

Образ жизни

Народ скифов был одним из первых, приручивших лошадь, и первым племенем, широко использовавшим лошадь в войне. Сохранились богато украшенные скифские уздечки. Скифам было неизвестны стремена, они ездили на лошади, искусно удерживая равновесие.

Скифы были многоженцами. В отличии от соседнего племени сарматов, где женщины воевали рядом с мужчинами, у скифов женщина находилась в зависимом положении. После смерти родича, сын или брат умершего забирал жен себе. Женщины и дети скифов путешествовали вслед за армией на повозках.

На землях скифов в изобилии водилась рыба, можно легко было добыть дичь. Диета состояла из тушеного мяса, кумыса, сыра, овощей, таких как фасоль и лук.

Скифы были первым племенем, носивших подобие штанов. Этот вид одежды был создан для удобства при конной езде. Мумии в захоронениях были покрыты татуировками.

Армия

Скифская армия была составлена из свободных людей, которые получали только питание и обмундирование, но могли участвовать в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основным оружием был короткий меч – акинак, и лук с двойным изгибом. Каждый скиф имел по крайней мере одного коня, аристократам принадлежали огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы убитых врагов, но и изготавливали из их черепов чаши. Они украшали эти ужасные трофеи с золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям.

Искусство

Это племя оставило после себя огромное количество изделий из золота. Золотом была богато украшена одежда, оружие, доспехи. Металл добывался из месторождений в районе Алтая.

Скифы достигли большого мастерства в искусстве изготовления украшений, выработав так называемый «звериный» стиль. Украшениям придавалась форма животных – оленя, тигра, льва, лошади, кабана. Фигурки бегущих животных отражали их грацию, иногда на украшениях встречались сцены борьбы зверей друг с другом.

Умельцы скифов работали с самыми разнообразными материалами, включая дерево, кожу, кость, войлок. Сохранилось много предметов одежды, отделанных вышивкой. Часто одежда была украшена миниатюрными бляшками в виде фигурок животных. Сохранились гобелены с изображением сцен поклонения Великой Богине или фигур полулюдей-полуживотных, ковры из войлока.

Богатая коллекция скифских драгоценностей хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Основу коллекции составляют находки из кургана Пазырык на Алтае.

Не смотря на многие известные факты о скифах, остается еще много белый пятен в истории данного народа, которые еще предстоит разгадать.

No related links found



Доктор исторических наук Валерий Гуляев

В мировой истории довольно часто встречаются не только племена, но и народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, записанными древними летописцами. Это - «народы-призраки». Что известно нам о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов из их истории - порой полулегендарной. Для Восточной Европы I тысячелетия до н.э. одним из первых среди таких загадочных народов древности остаются скифы.
История их изучения (а в текущем году ей насчитывается ровно 250 лет) служит наглядной иллюстрацией и успехов современной науки, и её неудач. Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ, несмотря на прорывы историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов.
Не известно во многом происхождение скифов и их культуры. До сих пор ожесточённо спорят об уровне развития этого народа, о том, создал ли он своё государство и если да, то когда и в какой именно форме это произошло. (Однако надо заметить: в истории ещё с XVIII века скифских вождей стали называть царями. Это некая условность, принятая наукой.) Нет однозначного ответа и на вопрос: что стало причиной внезапной гибели Великой Скифии?…

Наука и жизнь // Иллюстрации

Золотая диадема VII века до н.э. (крупнее показана её деталь). Мельгуновский (Литой) курган, Северное Причерноморье. (Раскопки А. П. Мельгунова 1763 года.)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Такими скифы показаны на электровой вазе из кургана Куль-Оба, расположенного в Крыму. IV век до н.э.

Меч в золотых ножнах и с золотой рукояткой VII века до н.э., найденный в Мельгуновском кургане.

И нижняя часть ножен.

Ножны этого меча украшают золотые пластины с изображением оленя и крылатых чудовищ с луками.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Серебряный с позолотой сосуд со сценами охоты скифских всадников на льва и на фантастическое существо - рогатую львицу.

На фрагменте: один из действующих лиц этой охоты. Начало IV века до н.э. (Курган Солоха, раскопки Н. И. Веселовского 1913 года.)

Бородатый скифский вождь с луком и молодой скиф изображены на серебряном сосуде, найденном в 1911 году (раскопки С. Е. Зверева) в кургане № 3 из группы «Частых курганов» под Воронежем. IV век до н.э.

Парадная секира с золотой обкладкой, в оформлении которой уже видны и скифские, и ближневосточные элементы. Золотая обкладка секиры с фигурой вождя или жреца явно восточного типа.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Золотая рукоять персидского (ахеменидского) меча конца VI - начала V века до н.э. Приднеп-ровье. Возможно, это трофей, полученный скифами после разгрома войск Дария I. «Царский» курган Чертомлык. (Раскопки И. Е. Забелина 1863 года.)

Какими они были

Мы - те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, - скифы.

А. Я. Брюсов, 1916 год

Скифы внезапно появляются на исторической арене Европы в VII веке до н.э., придя откуда-то «из глубин Азии». Эти воинственные и многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное Причерноморье - степные и лесостепные области между Дунаем на западе и Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии - Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII-IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.

Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывали на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200-400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу (последней такой волной были монголы в XIII веке). Тем не менее культура скифов не имеет, пожалуй, равных себе среди степных культур всех эпох ни по присущей ей яркой самобытности, ни по произведённому ею резонансу».

Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова - губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII - начала VI века до н.э.

И в наши дни, как в России, так и в главной хранительнице древностей европейских скифов - Украине, продолжаются скифские изыскания (после распада СССР и появления на политической карте мира суверенной Украины основная часть скифских памятников осталась в её границах). А в России скифские курганы и поселения встречаются только на Среднем и Нижнем Дону (Воронежская, Белгородская, Ростовская области), в Ставропольском и Краснодарском краях. Сравнительно недавно скифские захоронения найдены на юге Сибири, в Туве.

От горных хребтов Алтая и Тувы до полноводного Дуная широкой полосой раскинулись бескрайние евразийские степи. В начале I тысячелетия до н.э. здесь обитали многочисленные кочевые племена скотоводов, - они принадлежали к индо-европейской семье народов и говорили на различных диалектах древнеиранского языка.

По мнению уже цитированного А. Ю.Алексеева, «скифы» - общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII по III век до н.э.

Появление скифов на исторической арене по времени совпало с двумя эпохальными событиями, сыгравшими огромную роль в мировой истории. Первое из них: было освоено и стало широко распространяться железо - теперь основной материал для изготовления орудий труда и оружия. (Предшественники скифов - среди них и киммерийцы - пользовались ещё бронзовыми инструментами и предметами вооружения.) Второе важнейшее историческое событие: возникновение кочевого скотоводства. Господствовавшие в скифском обществе кочевники, прежде всего «скифы царские», подчинили себе земледельческие нескифские племена степной Скифии и лесостепи. Кочуя, скифы завязывали торговые, политические и культурные отношения с греческими городами-колониями Северного Причерноморья.

Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами...» - этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они - типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины - потомки родственных скифам сарматов).

А вот к славянам скифы не имеют никакого отношения, да и не было между ними непосредственного контакта. Если последние скифы окончательно исчезают в Восточной Европе в III веке уже новой эры, после готского набега и погрома, то первые упоминания о славянах появляются в письменных источниках не ранее середины I тысячелетия от Рождества Христова.

Скифы одевались в кожаную, льняную, шерстяную и меховую одежду. Мужской костюм состоял из длинных узких штанов, которые носили заправленными в мягкие кожаные сапоги либо навыпуск, и курток (или кафтанов), подпоясанных кожаным поясом. Дополняли костюм кожаная шапка конической формы и войлочный башлык. О женской одежде известно гораздо меньше. Знаем только, что она состояла из длинного платья и верхней накидки. Мужчины отпускали длинные волосы, имели усы и бороду.

Правда, внешняя благостность дошедших до наших дней скифских мужских изображений не должна вводить в заблуждение. Из сообщений ассирийцев, иудеев, греков и римлян известно: то был необузданный и жестокий народ, получавший удовольствие от войн, набегов и грабежей, его воины снимали скальпы с поверженных врагов.

Происхождение

Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. Обилие и противоречивость существующих точек зрения поражают. Однако большинство учёных так или иначе склоняются к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез. Первая из них - так называемая автохтонная - наиболее подробно обоснована известным российским скифологом Б. Н. Граковым. Он считал: прямыми предками скифов были племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья, в том числе и киммерийцы. Такое проникновение происходило очень медленно с середины II тысячелетия до н.э. А упоминаемая Геродотом миграция скифов «из Азии» (для античных географов «Азия» начиналась сразу же за Доном-Танаисом) - лишь одна из волн этого проникновения, скорее всего последняя .

Мигранты-«срубники» в степях Восточной Европы встретились с более ранними переселенцами из тех же областей, и слияние этих родственных друг другу групп сложилось в этнически однородное население скифского времени, говорившее на одном из диалектов североиранского языка. Именно культура срубных племён, испытавшая значительные изменения при переходе от эпохи бронзы к железному веку и от полуоседлого образа жизни к подлинному кочевому, легла, по мысли Б. Н. Гракова, в основу собственно скифской культуры.

Совершенно иначе подходит к проблеме А. И. Тереножкин - признанный лидер группы специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры. По его мнению, между населением доскифского и скифского времени в Северном Причерноморье не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.

Представленные гипотезы по-разному трактуют и вопрос о киммерийцах - предшественниках скифов в северопричерноморских степях, о которых сообщают древневосточные и греческие письменные источники. Тереножкин настаивает на полном культурном и этническом отличии скифов от киммерийцев, которым, по его мнению, и принадлежали самые поздние памятники местной срубной культуры. (По Б. Н. Гракову, напомню, и скифы и киммерийцы - прямые потомки «срубников» и поэтому имеют общую культуру. Скорее всего, они родственны этнически.)

По-разному говорят о происхождении скифов и античные авторы. Здесь и «первочеловек» Таргитай, сын Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), прародитель всех скифов. И Геракл, сотворивший от связи с местной змееногой богиней, жившей в устье Днепра (Гилее), трёх сыновей - Скифа, Агафирса и Гелона. Однако «отец истории» Геродот замечает: «Есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс (Сыр-Дарью) и удалились в Киммерийскую землю».

Важным для решения проблемы происхождения скифов стало открытие кургана Аржан в Туве, в котором нашли погребение вождя IX-VIII веков до н.э. «В этом погребальном памятнике <…>, - пишет историк В. Ю. Мурзин, - были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля. Эти находки вполне укладываются в схему А. И. Тереножкина, согласно которой сложение собственно скифской культуры происходило в глубинных районах Азии несколько ранее VII века до н.э.».

Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды ираноязычных кочевников-скифов именно из Азии.

Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.

А. Ю. Алексеев, подвергнув тщательному анализу весь список черт архаической скифской культуры, приходит к интересным выводам:

1. «Оленные камни» (каменные стелы) имеют, несомненно, центральноазиатское происхождение (в Восточной Европе они появляются на рубеже VIII-VII веков до н.э.).

2. Аналоги антропоморфным изваяниям раннескифской эпохи можно найти в археологических комплексах 1200-700 годов до н.э. в Синьцзяне (Северный Китай).

3. Бронзовые литые котлы также явно азиатского происхождения - их ранние образцы находили в Минусинской котловине и в Казахстане. А в Северном Причерноморье они впервые появляются не ранее середины VII века до н.э. (Келермесский могильник в Прикубанье).

4. Прототипы дисковидных бронзовых зеркал с вертикальной ручкой известны в Центральной Азии и Северном Китае ещё с XII-VIII веков до н.э.; анализ состава бронзы некоторых зеркал, найденных в Восточной Европе, например в кургане Перепятиха на Украине, выявил в нём сплав, характерный для Монголии и Северного Казахстана.

5. Прорезные бронзовые навершия от погребальных повозок также имеют центральноазиатские аналогии (например, Корсуковский клад в Прибайкалье VIII века до н.э.).

6. Бронзовые шлемы «кубанского» типа были распространены в Восточной Европе в VII - начале VI века до н.э., а источник их происхождения находился в Средней Азии и в Северном Китае эпохи Чжоу.

7. Биметаллические клевцы (то есть сделанные из сплава железа и бронзы) хорошо известны с VII века до н.э. в Средней Азии и в Южной Сибири.

То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство - все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.

Итак, в многолетнем споре двух гипотез о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном. Там они жили в окружении родственных им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая).

Скифы и мировая история

Скифы появились в Восточной Европе, если верить письменным источникам, в VII веке до н.э. В то время главная арена мировой истории находилась совсем в ином месте - на Ближнем Востоке и в Греции. И останься скифы в своих диких восточноевропейских степях, о них бы ещё не скоро узнали в тогдашнем цивилизованном мире. Но конные скифские орды из завоёванных земель Северного Причерноморья вскоре двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций. В богатых царствах их ждала сказочная добыча.

Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.

Восстановить историю скифов в Передней Азии довольно трудно, поскольку имеющиеся письменные документы дают о том лишь отрывочные сведения. Обычно это наиболее яркие эпизоды войн или военные столкновения, связанные со взаимоотношениями «цивилизованных» народов древности с «варварами». Из них известно, что в 70-х годах VII века до н.э. скифы во главе с царём Ишпакаем объединились с мидийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Однако ассирийский царь Асархаддон (680-669 годы до н.э.) сумел заключить со скифами сепаратный мир. Более того, он даже согласился отдать за другого царя скифов свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот шаг, следует помнить, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой Ближнего Востока.

Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием.

И тем не менее скифские походы на юг надо признать крупномасштабным явлением, оказавшим разностороннее влияние на судьбы и культуру народов Кавказа и Передней Азии. Прежде всего, участвуя в политической борьбе и в войнах древневосточных государств, скифы склоняли чашу весов то в одну, то в другую сторону. А нарушая своими опустошительными набегами и тяжёлой данью местную экономическую жизнь, они выступали как некая непредвиденная разрушительная сила, «кара божия». (Не о том ли повествуют и библейские пророки?) Однако с активными военными действиями скифы повсюду распространяли передовые формы скифского вооружения - луки и стрелы, мечи и копья, боевые топоры и конское снаряжение.

Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы - орлы, олени, хищники из семейства кошачьих - появились в украшениях предметов восточного типа - налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях. Но и образы местного искусства стали использовать при отделке скифских вещей, пример того - меч и секира, обнаруженные в Келермесском кургане на Северном Кавказе.

Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.

Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Заметно усиливаются Мидия и Вавилония. В 612 году до н.э. их объединённая армия штурмом берёт ассирийскую столицу Ниневию и дотла разрушает её. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.

Затем пришёл черёд рассчитаться со скифами за все прошлые обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.

Дарий I: его поход в Скифию

Следующий пласт информации о прошлом Скифии связан с драматическими событиями конца VI века до н.э. Тогда персидский царь Дарий I Гистасп из династии Ахеменидов решил во главе огромной армии вторгнуться с запада, через Дунай, в Северное Причерноморье. Цель - «наказать» воинственных кочевников-скифов за прошлые (почти двухвековой давности) «грехи», то есть за бесчинства в Мидии и в других ближневосточных областях, о которых говорилось. Во всяком случае, именно такой повод для начала войны выбрал, согласно свидетельству Геродота, владыка Персидской империи.

Современные историки, однако, считают, что персидский монарх преследовал более реальные причины для развязывания широкомасштабной военной кампании. Попытка Дария I покорить воинственных скифов, видимо, стала подготовкой к тотальной войне с материковой Грецией. К тому времени персы уже овладели эллинскими городами в Малой Азии, частью островов Эгейского моря и планировали вторжение на Балканский полуостров, включая греческий Пелопонесс. Напомню, что европейская Скифия раскинулась по Северному Причерноморью от Дуная до Дона.

Ход скифо-персидской войны подробно описан в IV книге Геродотовой «Истории». Накануне решающего поединка с вольнолюбивой Элладой персидский царь - опытный политик и полководец - решил отрезать греков от их сырьевого «тыла», Северного Причерноморья, откуда широким потоком в эллинские владения шли зерно, солёная и вяленая рыба, мёд, кожи и многое другое, столь необходимое на каменистых холмах их родины.

Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек - пёстрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересёк Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье - в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.

Скифы, хорошо осведомлённые о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании: избегать больших сражений; заманивать врага в глубь своей территории; нападать на его пути снабжения; уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды. Отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность - степные травы, служившие кормом для скота.

Армия Дария с её громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию. Эта война не только принесла скифам славу непобедимого народа, но и небывало повысила авторитет Скифии в окружающем мире.

Сам факт персидского похода на скифские земли в 512 году до н.э. вряд ли подлежит сомнению, - это событие потрясло весь тогдашний мир. Но есть ли у нас помимо рассказа Геродота какие-нибудь материальные доказательства пребывания армии Дария в Северном Причерноморье? Оказывается, есть.

Украинский археолог Е. В. Черненко предполагает, например, что найденный в «царском» кургане Чертомлык уникальный меч ахеменидского типа с золотой рукояткой (сам курган датируется 340-320 годами до н.э.) - это трофей, добытый в конце VI века до н.э. на полях сражений с персами и хранившийся долгие годы в сокровищнице скифских царей. А харьковский археолог А. В. Бандуровский упоминает о персидском бронзовом шлеме, случайно обнаруженном в Алешкинских песках на Херсонщине. Он очень близок по форме шлему из Олимпии, попавшему в Грецию в качестве трофея после победы эллинов над персами в битве при Марафоне.

(Окончание следует.)

В древних письменах Геродота (V в. до н.э.) описывался народ, господствовавший в Северном Причерноморье. Этому народу даже удалось покончить с амбициями считавшего себя непобедимым Дария I. Имя это было настолько известно, что даже после исчезновения их в конце первого тысячелетия нашей эры, оно еще долго сохранялось в памяти и часто употреблялось по отношению к народам, к скифам отношения не имевшим, но проживавшим на территориях их бывшего обитания.

В частности скифами часто именовались восточные славяне. И даже в начале ХХ века Александр Блок в символическом смысле называл наш народ скифами. Хотя кое в чем он был не совсем прав, поскольку скифы были не обязательно азиатами, и не обязательно с раскосыми глазами.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще , который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо , либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Военное искусство скифов

Само утверждение скифов в Причерноморье происходит в виде военного вторжения, в ходе которого они изгоняют с этой территории древний народ киммерийцев. Их основным оружием были лук со стрелами с бронзовыми или железными наконечниками, короткие мечи-акинаки, которыми было удобно орудовать верхом, метательные дротики и копья.

В войнах участвовали и женщины, что послужило основой для греческих легенд об амазонках.

Конечно, всем известно столкновение скифов с могущественной Персидской державой, в ходе которого персидский царь Дарий I в конце VI в. до н.э. пытался их покорить. С огромным войском он перешел Дунай и начал преследование скифов. Догнать их не получилось, поскольку скифы отходили все далее на восток, заманив персов до бассейна Дона. При этом, как объяснил Дарию скифский царь Иданфирс, они вовсе не отступали, а просто перекочевывали исключительно по своему всегдашнему обычаю. Дарию пришлось бесславно возвращаться, да еще и с большими потерями.

Культура скифов

В общественно-политическом отношении скифы не образовали единого государства. Греческие источники называют скифских вождей царями, и наличие огромных курганных захоронений от Причерноморья до Алтая говорит нам о том, что в скифском обществе складывается социальное неравенство и появляется знать, но до уровня развитой государственности скифы так и не доросли.

Нужно отметить, что в отличие от многих кочевников, которые оставили после себя прежде всего следы их военной деятельности, скифы были создателями и распространителями мощнейшего культурного наследия. До нас дошло большое количество изделий скифского производства. В частности, скифы широко использовали различные металлы: для изготовления оружия – железо, медь, олово, или других изделий, например, золото. Поиск месторождений сам по себе подталкивал скифов на постоянные миграции, что может объяснить такую широту их расселения.

В нравственной системе ценностей скифов, как в основном кочевого народа без серьезного имущественного неравенства не было поклонения богатству. Золото, изделиями из которого славится их культура, не воспринималось как средство накопления и владения, а использовалось как удобный и красивый материал для творчества. Добыча, которую скифы захватывали во время набегов, служила также не средством накопления богатства, а являлась мерилом славы.

Скифская культура была настолько развита, что оказала влияние на огромное количество народов на обширной территории. Когда в 1923-24 гг. археологической экспедицией в Монголии были найдены курганы , там наряду со следами китайского влияния явно прослеживались элементы скифского звериного стиля.

Можно сказать, что скифы являлись цивилизационнообразующим народом на восточно-европейских и южно-азиатских просторах. И это при отсутствии у них государственной системы и письменности!

Закат скифов

Скифы практически исчезают из исторического поля зрения в III – II вв. до н.э., хотя упоминания о них еще встречаются и в начале новой эры, но неизвестно, идет ли в этих сообщениях речь о скифах или название применяется в отношении других народов, например, славян. Почему же скифы исчезли? Вроде бы в конце I тыс. до н.э. им не встречались враги могущественнее их в зоне их обитания.

Скорее всего, скифы не исчезли как народ, они исчезли именно как единая культура, распавшись на ряд племенных образований со своими названиями. Другими словами, они на самом деле никуда не исчезли. Они образовали новые комбинации племен, в которые влились новые народы.

Так причерноморские скифы в результате этих рекомбинаций, слияния с родственными им сарматами образовали сарматские союзы племен Дона, Днепра и Днестра, к которым вскоре примкнули восточные славяне, в конце концов, их ассимилировавшие. Так что скифы в какой-то степени и сейчас среди нас.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо