Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире. Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил российской федерации Актуальные вопросы развития вооружения и военной
Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.
Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
· в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;
· в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;
· во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
· в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.
Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Слайд №1)
Стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;
Операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
Миротворческие операции.
Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.
Основные принципы развития военной организации государства:
· адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;
· централизация руководства;
· единоначалие на правовой основе;
· достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;
· единство обучения и воспитания;
· реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.
Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формирования новых к ним подходов.
Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:
Способность осуществить стратегическое сдерживание;
Высокая боевая и мобилизационная готовность;
Стратегическая мобильность;
Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;
Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.
Реализация этих требований позволяет выбрать задачи развития Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:
1. Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания.
2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.
3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).
4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
6. Совершенствование военной науки и военного образования.
7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.
Конечной целью этих мероприятий являются ликвидация дублирующих звеньев и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.
Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.
Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИЛ
Для проведения занятия по ОГП
Тема №1: «Россия в современном мире и основные приоритеты её военной политики.
Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года».
1. Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.
2. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.
Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года.
Цели занятия:
Слайд №2
n Раскрыть особенности современной системы мироустройства, признаки суверенитета и влиятельности современного государства, а также основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивающие России достойные роль и место в современной системе мироустройства.
n Довести принципы современной военной политики Российской Федерации, а также основные направления и задачи совершенствования военной организации государства в интересах их реализации.
n Разъяснить сложность и масштабность задач реализации военной политики и совершенствования военной организации Российской Федерации на современном этапе.
Вопрос 1.
Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.
События двух последних лет показали, что основной вектор изменений в мире остался прежним. Его характерными чертами являются интенсификация перехода мировой экономики к новому технологическому укладу и стремление единственного глобального «центра силы» (США) сохранить в новых условиях существующую геополитическую модель однополярного мира, заменив ее на так называемую квазидвуполярную, в которой роль второго «полюса» играют так называемые центры мирового зла. Последними являются государства, которые, по мнению США и их союзников, являются главными источниками всех мировых проблем. В настоящее время западной пропагандой «центром зла» вместо Ирана, как страны, пытающейся «незаконно» овладеть ядерными военными технологиями, и ранее СССР, объявлена Россия как ядерная и энергетическая сверхдержава, стремящаяся «господствовать» на евразийском континенте, в Арктике, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в космосе.
В соответствии с обновленной Национальной военной стратегией США Россия поставлена в один ряд с группировкой ИГИЛ как пример источника так называемой гибридной войны, а также вместе с Китаем, Ираном и КНДР включена в группу «ревизионистских государств», стремящихся оспорить существенные нормы миропорядка.
В условиях глобализированной экономики, используя ставшие доступными современные научно-производственные и социальные технологии и свои конкурентные преимущества, на ведущие позиции в мировой экономики, политики, финансовой сфере выходят Россия, Китай, Индия и другие развивающиеся страны из группы G – 20 и БРИКС как новые региональные финансовые и экономические центры. По информации Международного валютного фонда, в конце 2014 года экономика Китая начала обгонять экономику США и уже стала первой мире по объему национального экономического производства за год, а совокупный объем ВВП стран БРИКС в ближайшие два-три года может превысить аналогичный показатель стран Большой семерки. Создаваемые финансовые институты этих стран, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, пул условных валют стран-участниц БРИКС, серьезно поколебало мировую монополию Запада в этой сфере.
В то же время стремление США и Запада поставить данный процесс под свой контроль и не допустить утраты доминирования в мире привело к значительному обострению их геополитического противостояния с Россией, рядом других региональных держав и с Китаем. В настоящее время это противостояние значительно усилилось в экономической, информационной, политической, гуманитарной и других сферах в целом ряде регионов планеты, прежде всего тех, которые в перспективе будут определять экономическую мощь государств, их объединений. К таким областям относятся Арктика, Ближний Восток, Южная Америка (сосредоточение энергетических ресурсов), Юго-восточная Азия (сосредоточение значительных ресурсов).
В этих условиях Россия, Китай, ряд других развивающихся стран пытаются реализовать собственные масштабные программы достижения финансово-экономической, военной и политической независимости в регионах системы обеспечения безопасности, а там где их геополитические устремления пересекаются, объединить усилия для повышения эффективности своих действий и предотвращения соперничества. Так, Россия и Китай договорилась о «сопряжении» двух больших проектов развития территорий – китайского (экономической зоны «Шелковый путь») и российского (Евразийский экономический союза).
США, а следом и Евросоюз, стремясь не допустить усиления геополитического влияния и объединения потенциалов России, Китая и, других стран БРИКС между собой, приступили к ведению против нашей страны «ограниченной холодной войны». Для этого используются прежде всего финансово-экономические (в виде секторальных санкций), информационные (широкомасштабная пропаганда и поддержка внутренней оппозиции) и другие действия (дипломатические, военно-технические и пр.), которые сопровождаются локальными проявлениями «горячей войны» в отдельных регионах планеты, расположенных в непосредственной близости от России и являющихся традиционными зонами ее влияния (Украина, Ближний и Средний Восток Балканы). Среди этих действий выделяются те, что направлены на закрепление за США абсолютного технологического лидерства, в том числе в военной сфере, нарушение сложившегося паритета в области стратегических ядерных вооружений, а также баланса сил общего назначения в Восточной Европе и Прибалтике.
Экономическое давление на Россию сопровождается беспрецедентным со времен «холодной войны» военным давлением элементами провокаций, в том числе:
Усилением военного потенциала США и НАТО в Арктическом регионе, странах Восточной Европы и Прибалтики, включая размещение ударных авиационных средств (в том числе впервые – носителей ядерного оружия), тяжелой техники (в том числе танков), значительных контингентов сил специальных операций, сил реагирования, передовых пунктов управления и тылового обеспечения – фактически частичным развертыванием группировок сил общего назначения у западных границ России;
Демонстрацией США и НАТО своей военной мощи и способности оперативно наращивать свой военный потенциал в непосредственной близости от границ России путем проведения целой серии масштабных военных учений, в том числе в Арктическом регионе, Балтийском, Черных морях, странах Восточной Европы, Прибалтике, Украине;
Намерениями США вновь разместить в Европе крылатые ракеты наземного базирования под предлогом якобы нарушения Российской Федерацией договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности;
Активизацией разведывательной деятельности США и НАТО в непосредственной близости от границ России с использованием авиационных и морских сил и средств.
Провокационный характер этих действий подтверждают факты, например, то, что ряд учений НАТО были проведены непосредственно перед празднованием и даже в дни празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также проведение США испытаний противоракет в северо-восточной части Атлантики, что свидетельствует об отработке ими перехвата российских баллистических ракет. При этом международное военное сотрудничество России с США, НАТО и Европейским союзом свернуто до минимума, а по ряду направлений прекращено.
США открыто и последовательно ведут подготовку к милитаризации космических пространств, развертыванию за пределами своей территории национальной системы ПРО (НПРО), угрожающей Стратегическим ядерным силам (СЯС) России, включая наращивания боевого состава системы и размещение компонентов ее наземного и морского эшелонов вблизи границ России. Такие действия в сочетании с подготовкой вооруженных сил США к реализации концепции «первого молниеносного глобального обезоруживающего удара» в перспективе могут привести к нарушению ядерного паритета в пользу США и НАТО и возможности шантажировать Россию. Свидетельствами подготовки США к реализации этой концепции являются: проведение очередных испытаний многоразового беспилотного космического летательного аппарата Х-37В, способного в управляемом режиме перемещаться на низкой околоземной орбите, в стратосфере и атмосфере, переносить различные полезные нагрузки массой до 900 кг.; активизации НИОКР в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов; ускоренная политическая и техническая подготовка к развертыванию в Европе континентальной системы ПРО театра войны (является компонентом НПРО США), которая может использоваться для скрытого размещения и применения баллистических ракет среднего радиуса действия, и другие мероприятия.
Еще одной угрозой глобальной безопасности является дальнейшее разрастание по всему миру конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве и их приближение к географическим, политическим и экономическим границам России. Такое приближение сопровождается дестабилизацией внутриполитической, экономической обстановки на территориях целого ряда сопредельных государств. Эти конфликты по замыслу их организаторов и вдохновителей должны обеспечить перенос на территорию России и ее союзников политической нестабильности, хаоса в экономике, терроризма, экстремизма, неконтролируемых миграционных потоков, наркотрафика, организованной преступности, экологических бедствий, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки других негативных явлений.
Очевидно, что в условиях резкого изменения геополитической обстановки России как суверенное государство, для того, чтобы обеспечить свои национальные интересы и успешно решать задачи социально-экономического развития, должна обладать военным потенциалом, адекватным существующим и перспективным угрозами вызовом военной безопасности. Эти планы определяются военной политикой государства, которая является специфической составной частью общей политики.
Внешние вызовы и угрозы, изменения геополитической ситуации и военно-политической обстановки определяют нравственность и содержание военной политики и военной доктрины, при этом неизменными остаются следующие основные принципы формирования ее военной политики:
1.Россия в силу своего геополитического положения и имеющегося потенциала наряду с другими ведущими странами мира несет ответственность за поддержание военной безопасности как на глобальном, так и на региональном уровнях.
2.Россия нацелена на совместные согласованные действия со всеми заинтересованными государствами и равноправное участие в решении глобальных и региональных проблем при учете ее национальных интересов.
3.Россия будет работать на опережение и упреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития военно-политической и стратегической обстановки. В современных условиях, по взглядам военно-политического руководства страны, военная организация Российской Федерации должна быть способна (что является целями ее современной политики):
Предотвращать потенциальные и эффективно отражать любые выявившиеся угрозы и вызовы военной безопасности страны, в том числе агрессию, попытки силового давления и шантажа;
Гарантированно обеспечивать вооруженную защиту суверенитета и национальных интересов России в ключевых регионах мира, ее территориальную целостность, личную безопасность наших граждан, безопасность экономической деятельности ее субъектов.
При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику, на социальную сферу страны.
Исходя из данных принципов и учитывая резкое изменение геополитической обстановки, основными направлениями реализации принципов и целей военной политики Российской Федерации на обозримую перспективу являются:
Комплексное ускорение развития Вооруженных Сил с целью придания им способности адекватно и эффективно реагировать на любые существующие и возможные потенциальные угрозы военной безопасности страны;
Обеспечение способности оборонно-промышленного и научного комплексов самостоятельно создавать эффективное современное и перспективное вооружение и военную технику на основе передовых достижений науки, техники и технологий;
Ускоренное оперативное оборудование территории страны на угрожаемых направлениях и важных в стратегическом отношении регионах и зонах, таких как Арктика, Дальний Восток, Черноморский регион, Западное стратегическое воздушно-космическое направление, околоземное космическое пространство;
Расширение и углубление международного военного сотрудничества в рамках ОДКБ, союзного государства Россия-Белоруссия, с другими заинтересованными странами - региональными лидерами в интересах обеспечения и поддержания стабильности и военной безопасности в ключевых регионах мира.
Таким образом, в условиях усиления США и Западом финансово-экономического, информационного воздействия на экономику и социальную сферу России, сопровождающего непрямым военным давлением, соответствующим образом перестраивается военная политика Российской Федерации. Основными характерными особенностями этой военной политики является ускоренное развитие и наращивание потенциалов Вооруженных Сил и других элементов военной организации государства до уровня, исключающего возможность или делающих неэффективными в ближайшее время и в перспективе силовое давление и шантаж России.
Вопрос 2.
Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.
Геополитическое положение Российской Федерации
С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.
Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно - политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно - политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.
В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.
Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил , приобретают новые глобальные тенденции:
Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.
Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.
В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.
В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.
В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.
Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют Процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации
1. Военная подготовка России в условиях изменения геополитической ситуации в мире
военный россия геополитический безопасность
Европейский союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организация (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.
За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены, прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.
Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезным средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8 - 15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.
Так, в целях создания оперативной развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing X-37B, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.
Ускоренным темпами США наращивает свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детально исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространств, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.
Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию, прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космическая инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.
Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь практическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.
Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона. Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. Достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб.м.
Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.
В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.
В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют так же планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техникт, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.
Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Артике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.
Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. Исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Военная опасность и военные угрозы: понятие, сущность, источники и характерные признаки. Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации. Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности России.
реферат , добавлен 01.06.2010
Тенденции, влияющие на развитие военно-политической обстановки в мире. Общая характеристика и основные источники угроз безопасности Российской Федерации. Факторы роста военных угроз для России. Задачи Вооружённых Сил в системе безопасности страны.
конспект урока , добавлен 14.11.2010
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
реферат , добавлен 24.11.2010
Военная организация древних славян. Военные реформы Ивана Грозного и соборное уложение Алексея Михайловича. Преобразования Николая II, Александра II и Петра I в сфере военной деятельности. Развитие армии в период СССР. Вооруженные силы современной России.
презентация , добавлен 24.02.2013
Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.
презентация , добавлен 13.03.2010
Преобразование вооруженных сил Грузии после "революции роз" 2003 года. Численность личного состава Военно-воздушных сил государства. Карта-схема боевых действий в районе Цхинвала 08-12.08.2008 года. Удары российской авиации по грузинским войскам.
презентация , добавлен 26.06.2014
Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.
курсовая работа , добавлен 02.04.2014
Порядок, время и место приведения граждан Российской Федерации к Военной присяге. Хранение списков, приведенных к Военной присяге. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
реферат , добавлен 20.01.2015
Понятие и история возникновения военной присяги на Руси. Ритуал принятия военной присяги, ее роль и значение для военнослужащих. Воспитание личного состава на боевых традициях армии и флота, особенности военной службы в Вооруженных Силах России.
презентация , добавлен 17.09.2014
Национальная безопасность и национальные интересы России. Внешние и внутренние угрозы. Отношения России с НАТО. Военная организация Российской Федерации. Внутренние войска МВД РФ, Войска Гражданской обороны РФ, Вооруженные силы РФ и их основные задачи.