Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире. Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил российской федерации Актуальные вопросы развития вооружения и военной

Важнейшим средством обеспече­ния военной безопасности Рос­сийской Федерации являются Во­оруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляю­щая основу обороны Российской Федерации, главный элемент воен­ной организации государства.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.

Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:

· в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации, и ее союзников;

· во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

· в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: (Слайд №1)

Стратегические операции, операции и боевые действия в крупномасштабной и региональных войнах;

Операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;

Совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;



Контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;

Миротворческие операции.

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро, и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны.

Основные принципы развития военной организации государства:

· адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

· централизация руководства;

· единоначалие на правовой основе;

· достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

· единство обучения и воспитания;

· реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует фор­мирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строитель­ства Вооруженных Сил РФ опреде­ляются характером задач в сфере национальной безопасности и гео­политическими приоритетами раз­вития страны. Можно говорить о существовании нескольких прин­ципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Феде­рации, которые будут определять основные параметры военного строительства:



Способность осуществить стра­тегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизаци­онная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплекто­ванности хорошо обученным и под­готовленным личным составом;

Высокая техническая оснащен­ность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований поз­воляет выбрать задачи развития Воору­женных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стра­тегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества сое­динений и частей постоянной го­товности и формирование на их ос­нове группировок войск.

3. Совершенствование оператив­ной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модер­низации вооружения, военной и специальной техники и поддержа­ние их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем со­циального обеспечения военнослу­жащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприя­тий являются ликвидация дублиру­ющих звеньев и обеспечение в слу­чае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств РФ.

Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИЛ

Для проведения занятия по ОГП

Тема №1: «Россия в современном мире и основные приоритеты её военной политики.

Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года».

1. Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.

2. Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.

Задачи личного состава на зимний период обучения 2016 учебного года.

Цели занятия:

Слайд №2

n Раскрыть особенности современной системы мироустройства, признаки суверенитета и влиятельности современного государства, а также основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивающие России достойные роль и место в современной системе мироустройства.

n Довести принципы современной военной политики Российской Федерации, а также основные направления и задачи совершенствования военной организации государства в интересах их реализации.

n Разъяснить сложность и масштабность задач реализации военной политики и совершенствования военной организации Российской Федерации на современном этапе.

Вопрос 1.

Военная политика России в условиях резкого изменения геополитической ситуации в мире.

События двух последних лет показали, что основной вектор изменений в мире остался прежним. Его характерными чертами являются интенсификация перехода мировой экономики к новому технологическому укладу и стремление единственного глобального «центра силы» (США) сохранить в новых условиях существующую геополитическую модель однополярного мира, заменив ее на так называемую квазидвуполярную, в которой роль второго «полюса» играют так называемые центры мирового зла. Последними являются государства, которые, по мнению США и их союзников, являются главными источниками всех мировых проблем. В настоящее время западной пропагандой «центром зла» вместо Ирана, как страны, пытающейся «незаконно» овладеть ядерными военными технологиями, и ранее СССР, объявлена Россия как ядерная и энергетическая сверхдержава, стремящаяся «господствовать» на евразийском континенте, в Арктике, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в космосе.

В соответствии с обновленной Национальной военной стратегией США Россия поставлена в один ряд с группировкой ИГИЛ как пример источника так называемой гибридной войны, а также вместе с Китаем, Ираном и КНДР включена в группу «ревизионистских государств», стремящихся оспорить существенные нормы миропорядка.

В условиях глобализированной экономики, используя ставшие доступными современные научно-производственные и социальные технологии и свои конкурентные преимущества, на ведущие позиции в мировой экономики, политики, финансовой сфере выходят Россия, Китай, Индия и другие развивающиеся страны из группы G – 20 и БРИКС как новые региональные финансовые и экономические центры. По информации Международного валютного фонда, в конце 2014 года экономика Китая начала обгонять экономику США и уже стала первой мире по объему национального экономического производства за год, а совокупный объем ВВП стран БРИКС в ближайшие два-три года может превысить аналогичный показатель стран Большой семерки. Создаваемые финансовые институты этих стран, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, пул условных валют стран-участниц БРИКС, серьезно поколебало мировую монополию Запада в этой сфере.

В то же время стремление США и Запада поставить данный процесс под свой контроль и не допустить утраты доминирования в мире привело к значительному обострению их геополитического противостояния с Россией, рядом других региональных держав и с Китаем. В настоящее время это противостояние значительно усилилось в экономической, информационной, политической, гуманитарной и других сферах в целом ряде регионов планеты, прежде всего тех, которые в перспективе будут определять экономическую мощь государств, их объединений. К таким областям относятся Арктика, Ближний Восток, Южная Америка (сосредоточение энергетических ресурсов), Юго-восточная Азия (сосредоточение значительных ресурсов).

В этих условиях Россия, Китай, ряд других развивающихся стран пытаются реализовать собственные масштабные программы достижения финансово-экономической, военной и политической независимости в регионах системы обеспечения безопасности, а там где их геополитические устремления пересекаются, объединить усилия для повышения эффективности своих действий и предотвращения соперничества. Так, Россия и Китай договорилась о «сопряжении» двух больших проектов развития территорий – китайского (экономической зоны «Шелковый путь») и российского (Евразийский экономический союза).

США, а следом и Евросоюз, стремясь не допустить усиления геополитического влияния и объединения потенциалов России, Китая и, других стран БРИКС между собой, приступили к ведению против нашей страны «ограниченной холодной войны». Для этого используются прежде всего финансово-экономические (в виде секторальных санкций), информационные (широкомасштабная пропаганда и поддержка внутренней оппозиции) и другие действия (дипломатические, военно-технические и пр.), которые сопровождаются локальными проявлениями «горячей войны» в отдельных регионах планеты, расположенных в непосредственной близости от России и являющихся традиционными зонами ее влияния (Украина, Ближний и Средний Восток Балканы). Среди этих действий выделяются те, что направлены на закрепление за США абсолютного технологического лидерства, в том числе в военной сфере, нарушение сложившегося паритета в области стратегических ядерных вооружений, а также баланса сил общего назначения в Восточной Европе и Прибалтике.

Экономическое давление на Россию сопровождается беспрецедентным со времен «холодной войны» военным давлением элементами провокаций, в том числе:

Усилением военного потенциала США и НАТО в Арктическом регионе, странах Восточной Европы и Прибалтики, включая размещение ударных авиационных средств (в том числе впервые – носителей ядерного оружия), тяжелой техники (в том числе танков), значительных контингентов сил специальных операций, сил реагирования, передовых пунктов управления и тылового обеспечения – фактически частичным развертыванием группировок сил общего назначения у западных границ России;

Демонстрацией США и НАТО своей военной мощи и способности оперативно наращивать свой военный потенциал в непосредственной близости от границ России путем проведения целой серии масштабных военных учений, в том числе в Арктическом регионе, Балтийском, Черных морях, странах Восточной Европы, Прибалтике, Украине;

Намерениями США вновь разместить в Европе крылатые ракеты наземного базирования под предлогом якобы нарушения Российской Федерацией договора об ограничении ракет средней и меньшей дальности;

Активизацией разведывательной деятельности США и НАТО в непосредственной близости от границ России с использованием авиационных и морских сил и средств.

Провокационный характер этих действий подтверждают факты, например, то, что ряд учений НАТО были проведены непосредственно перед празднованием и даже в дни празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, а также проведение США испытаний противоракет в северо-восточной части Атлантики, что свидетельствует об отработке ими перехвата российских баллистических ракет. При этом международное военное сотрудничество России с США, НАТО и Европейским союзом свернуто до минимума, а по ряду направлений прекращено.

США открыто и последовательно ведут подготовку к милитаризации космических пространств, развертыванию за пределами своей территории национальной системы ПРО (НПРО), угрожающей Стратегическим ядерным силам (СЯС) России, включая наращивания боевого состава системы и размещение компонентов ее наземного и морского эшелонов вблизи границ России. Такие действия в сочетании с подготовкой вооруженных сил США к реализации концепции «первого молниеносного глобального обезоруживающего удара» в перспективе могут привести к нарушению ядерного паритета в пользу США и НАТО и возможности шантажировать Россию. Свидетельствами подготовки США к реализации этой концепции являются: проведение очередных испытаний многоразового беспилотного космического летательного аппарата Х-37В, способного в управляемом режиме перемещаться на низкой околоземной орбите, в стратосфере и атмосфере, переносить различные полезные нагрузки массой до 900 кг.; активизации НИОКР в области создания гиперзвуковых летательных аппаратов; ускоренная политическая и техническая подготовка к развертыванию в Европе континентальной системы ПРО театра войны (является компонентом НПРО США), которая может использоваться для скрытого размещения и применения баллистических ракет среднего радиуса действия, и другие мероприятия.

Еще одной угрозой глобальной безопасности является дальнейшее разрастание по всему миру конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве и их приближение к географическим, политическим и экономическим границам России. Такое приближение сопровождается дестабилизацией внутриполитической, экономической обстановки на территориях целого ряда сопредельных государств. Эти конфликты по замыслу их организаторов и вдохновителей должны обеспечить перенос на территорию России и ее союзников политической нестабильности, хаоса в экономике, терроризма, экстремизма, неконтролируемых миграционных потоков, наркотрафика, организованной преступности, экологических бедствий, ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки других негативных явлений.

Очевидно, что в условиях резкого изменения геополитической обстановки России как суверенное государство, для того, чтобы обеспечить свои национальные интересы и успешно решать задачи социально-экономического развития, должна обладать военным потенциалом, адекватным существующим и перспективным угрозами вызовом военной безопасности. Эти планы определяются военной политикой государства, которая является специфической составной частью общей политики.

Внешние вызовы и угрозы, изменения геополитической ситуации и военно-политической обстановки определяют нравственность и содержание военной политики и военной доктрины, при этом неизменными остаются следующие основные принципы формирования ее военной политики:

1.Россия в силу своего геополитического положения и имеющегося потенциала наряду с другими ведущими странами мира несет ответственность за поддержание военной безопасности как на глобальном, так и на региональном уровнях.

2.Россия нацелена на совместные согласованные действия со всеми заинтересованными государствами и равноправное участие в решении глобальных и региональных проблем при учете ее национальных интересов.

3.Россия будет работать на опережение и упреждение событий, оставаясь готовой к любому варианту развития военно-политической и стратегической обстановки. В современных условиях, по взглядам военно-политического руководства страны, военная организация Российской Федерации должна быть способна (что является целями ее современной политики):

Предотвращать потенциальные и эффективно отражать любые выявившиеся угрозы и вызовы военной безопасности страны, в том числе агрессию, попытки силового давления и шантажа;

Гарантированно обеспечивать вооруженную защиту суверенитета и национальных интересов России в ключевых регионах мира, ее территориальную целостность, личную безопасность наших граждан, безопасность экономической деятельности ее субъектов.

При этом оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику, на социальную сферу страны.

Исходя из данных принципов и учитывая резкое изменение геополитической обстановки, основными направлениями реализации принципов и целей военной политики Российской Федерации на обозримую перспективу являются:

Комплексное ускорение развития Вооруженных Сил с целью придания им способности адекватно и эффективно реагировать на любые существующие и возможные потенциальные угрозы военной безопасности страны;

Обеспечение способности оборонно-промышленного и научного комплексов самостоятельно создавать эффективное современное и перспективное вооружение и военную технику на основе передовых достижений науки, техники и технологий;

Ускоренное оперативное оборудование территории страны на угрожаемых направлениях и важных в стратегическом отношении регионах и зонах, таких как Арктика, Дальний Восток, Черноморский регион, Западное стратегическое воздушно-космическое направление, околоземное космическое пространство;

Расширение и углубление международного военного сотрудничества в рамках ОДКБ, союзного государства Россия-Белоруссия, с другими заинтересованными странами - региональными лидерами в интересах обеспечения и поддержания стабильности и военной безопасности в ключевых регионах мира.

Таким образом, в условиях усиления США и Западом финансово-экономического, информационного воздействия на экономику и социальную сферу России, сопровождающего непрямым военным давлением, соответствующим образом перестраивается военная политика Российской Федерации. Основными характерными особенностями этой военной политики является ускоренное развитие и наращивание потенциалов Вооруженных Сил и других элементов военной организации государства до уровня, исключающего возможность или делающих неэффективными в ближайшее время и в перспективе силовое давление и шантаж России.

Вопрос 2.

Актуальные вопросы развития Вооруженных Сил Российской Федерации в сложившейся военно-политической обстановке.

Геополитическое положение Российской Федерации

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообще­стве остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны евро­пейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеоб­разным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предо­пределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Понимание базовых национальных интересов России и основных ин­струментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно - политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно - политическая обстановка характеризуется сочетани­ем двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных эко­номических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных ре­шений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенден­циями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

Россия последовательно выступает за создание такой системы междуна­родных отношений, в которой значение военной силы будет минимизирова­но и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе междуна­родных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успеш­ной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния поли­тического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенден­цией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования но­вых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешне­политических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил , приобретают новые глобальные тенденции:


Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабиль­ность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных опе­раций по применению силы вне традиционных военно-политических орга­низаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформиро­ванных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современ­ной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важ­ными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об ис­пользовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических инте­ресов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполи­тической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международ­ного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности воо­руженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных уча­стников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Непра­вительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосудар­ственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безо­пасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют Процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отноше­ний, а также традиционных межгосударственных организаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации

1. Военная подготовка России в условиях изменения геополитической ситуации в мире

военный россия геополитический безопасность

Европейский союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организация (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены, прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.

Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезным средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8 - 15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.

Так, в целях создания оперативной развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing X-37B, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.

Ускоренным темпами США наращивает свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детально исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля - Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространств, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.

Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию, прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космическая инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.

Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь практическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.

Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них - существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона. Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. Достигнет 66,2 млн т, добыча газа - 230 млрд куб.м.

Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута - Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран - прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют так же планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техникт, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.

Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части (позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Артике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.

Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. Исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Военная опасность и военные угрозы: понятие, сущность, источники и характерные признаки. Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации. Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности России.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Тенденции, влияющие на развитие военно-политической обстановки в мире. Общая характеристика и основные источники угроз безопасности Российской Федерации. Факторы роста военных угроз для России. Задачи Вооружённых Сил в системе безопасности страны.

    конспект урока , добавлен 14.11.2010

    Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Военная организация древних славян. Военные реформы Ивана Грозного и соборное уложение Алексея Михайловича. Преобразования Николая II, Александра II и Петра I в сфере военной деятельности. Развитие армии в период СССР. Вооруженные силы современной России.

    презентация , добавлен 24.02.2013

    Роль советских Вооруженных Сил в защите Родины. Основные виды Вооруженных Сил. Организация мотострелкового полка. Структура сухопутных войск. Задачи организации боевой подготовки Военно-морского флота России. Основное содержание военных реформ Петра I.

    презентация , добавлен 13.03.2010

    Преобразование вооруженных сил Грузии после "революции роз" 2003 года. Численность личного состава Военно-воздушных сил государства. Карта-схема боевых действий в районе Цхинвала 08-12.08.2008 года. Удары российской авиации по грузинским войскам.

    презентация , добавлен 26.06.2014

    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Порядок, время и место приведения граждан Российской Федерации к Военной присяге. Хранение списков, приведенных к Военной присяге. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Понятие и история возникновения военной присяги на Руси. Ритуал принятия военной присяги, ее роль и значение для военнослужащих. Воспитание личного состава на боевых традициях армии и флота, особенности военной службы в Вооруженных Силах России.

    презентация , добавлен 17.09.2014

    Национальная безопасность и национальные интересы России. Внешние и внутренние угрозы. Отношения России с НАТО. Военная организация Российской Федерации. Внутренние войска МВД РФ, Войска Гражданской обороны РФ, Вооруженные силы РФ и их основные задачи.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо