Как использовать кризисы развития личности для качественного улучшения своей жизни. Кризис четверти жизни - описание, признаки и способы преодоления

Все дети мечтают поскорее стать взрослыми. Но что происходит, когда наступает долгожданная пора? Беззаботное время позади, а впереди бесконечные обязанности, ответственность, испытание своих возможностей. Слова «нужно» и «должен» укореняются в лексиконе. Человек оказывается под колпаком собственных надежд, сбитым с пути и в растерянности. Психологи называют такое состояние кризисом четверти жизни. В данной статье познакомимся с описанием, причинами и способами преодоления этого психологического явления.

Описание

Кризис четверти жизни охватывает период от 20 до 35 лет. Иногда начало его совпадает с переходом подростка во взрослую жизнь. Перед человеком встает серьезный выбор. По какому пути идти дальше? Что важнее: самореализация или личная жизнь? Эти вопросы вызывают чувство растерянности, смятение, страх, разочарование.

Термин «кризис четверти жизни» впервые был использован в одноименной книге 2001 года и сформулирован по аналогии с кризисом среднего возраста. Авторами стали две 25-летние американки - Эбби Уилнер и Александра Роббинс, работающие в журнале New Yorker. Они одновременно испытывали схожие переживания.

Исследование самого психологического состояния начал Эрик Эриксон еще в 90-е годы. Он предложил концепцию восьми кризисов, с которыми человек обычно сталкивается в период своего развития. Одним из первых является «кризис близости». По мнению психолога, в период с 18 до 25 лет молодые люди особенно сильно стремятся установить «интенсивные» романтические отношения. В случае неудачи в личной сфере возникают чувства одиночества и подавленности. Они неминуемо затрагивают все области человеческой жизни, внося в них дисбаланс.

Признаки

Помимо депрессивных настроений, список признаков кризиса четверти жизни включает и другие явления. Они помогают точно «поставить диагноз».

  • Хочется совершить нечто сумасшедшее, но сковывает нерешительность. Например, из-за давления ежедневной рутины возникает желание бросить все и уехать в Индию, жить в ашраме. Но есть сомнения, принесет ли это счастье и свободу. А если это ошибка, то получится ли вернуться к прежней жизни? А может, следует решиться на что-то другое?...
  • Мучает ностальгия по школьным и студенческим временам. Они были по-настоящему беззаботными. Тогда самым сложным был вопрос о том, что надеть на выпускной вечер. А теперь человек ощущает, что застрял между детством и взрослой жизнью. Только воспоминания способны скрасить это положение, но после них остается горький осадок безысходности.
  • Пугает мысль о планировании бюджета. Начало взрослой жизни несет с собой финансовую ответственность. Оплата коммунальных услуг, еды, развлечений, транспорта и прочего требует аккуратного и внимательного расчета. А к этому человек часто бывает просто не готов.
  • Возникает внезапный страх неудачи. В университете можно было пропускать семинары, пересдавать зачеты и менять факультет в случае ошибочного выбора. Взрослая жизнь таких поблажек не дает. Нужно действовать решительно и наверняка, выбирать один раз и верно. Это и вызывает страх.
  • Стало скучно с друзьями. Отдохнуть в клубе с шумной компанией уже не кажется привлекательной идеей. Все чаще хочется провести вечер в одиночестве. Дружеские связи слабеют. Появляется недопонимание.
  • Гнетут неоправданные ожидания. В детстве взрослая жизнь представлялась успешной, интересной и насыщенной. Но в реальности все оказалось иначе. Омрачают ситуацию достижения сверстников.

Наличие хотя бы одного признака является тревожным сигналом. Необходимо найти причину начавшегося психологического застоя.

Причины

Кризис четверти жизни, как и любое другое явление, имеет свои истоки. Среди них специалисты выделили три основных:

  • Давление родителей. Они старше, а, следовательно, мудрее, опытнее и дальновиднее. Они являются безусловными авторитетами. Но не всегда их забота бывает полезной. Ребенок, находясь уже во взрослом периоде, пытается оправдать родительские ожидания. Для этого он пренебрегает собственными желаниями и ориентирами.
  • Информационное пространство. сделала людей ближе. Теперь не выходя из дома можно узнать, где путешествовал сосед, какой автомобиль подарили однокласснику и сколько детей у подруги детства. Получая информацию такого характера, подсознание невольно запускает программу сравнения, что влечет за собой депрессивное настроение, неудовлетворенность собственной жизнью.
  • Ошибочные убеждения. Общество и СМИ формируют определенный стереотип успеха. Как правило, мерилом здесь выступает материальный доход. Очень часто это становится причиной не только кризиса четверти жизни, но и комплекса неполноценности у 30-летних. Еще одним ошибочным убеждением является то, что финансовое состояние можно «сколотить», не прилагая усилий и талантов. И когда неоправданные ожидания сталкиваются с реальностью, кризис ощущается особенно остро.

Некоторые психологи связывают понятие кризиса четверти жизни с поколением Y. Это молодые люди, родившиеся после 1981 года. Они намеренно оттягивают переход во взрослую жизнь, оставаясь как можно дольше в родительском доме.

Фазы

Исследователь из Университета Гринвича (Лондон) Оливер Робинсон на протяжении нескольких лет изучал механизмы кризиса четверти жизни. Согласно им, обычно это явление длится не более двух лет и заканчивается с положительным результатом. Человек самостоятельно осознает проблему и после рассмотрения нескольких вариантов находит подходящее ее решение. За это время он проходит четыре фазы кризиса четверти жизни:

  • На первой молодой человек ощущает безысходность и загнанность в рамки карьеры или личных отношений. Но, даже получив свободу, он все равно не чувствует облегчения.
  • На второй стадии кризиса четверти жизни приходит понимание необходимости перемен. Человек уже не страдает, а изучает возможности по интересам. То есть он начинает искать собственный путь развития. То, чем может, а, главное, хочет заниматься.
  • На третьей фазе человек переходит к перестройке своей жизни. Для этого ему необходимо избавиться от всего лишнего и пересмотреть систему ценностей.
  • И, наконец, на заключительном этапе кризиса четверти жизни происходит закрепление новых ориентиров и обязательств.

Несмотря на всю сложность процесса, исследователь Робинсон уверен, что он ведет к положительным изменениям. Прохождение этого пути - одно из ключевых звеньев саморазвития личности.

Как преодолеть?

Однако в редких случаях процесс затягивается. Это обусловлено разными факторами: физическим и психическим здоровьем человека, условиями жизни, окружением и прочим. Возникает резонный вопрос: "Как преодолеть кризис четверти жизни?" У специалистов на этот счет есть несколько универсальных советов. Воспользовавшись ими, можно быстро, безболезненно и максимально выгодно миновать этот период.

Не соотносить слово «должен» с возрастом

Это самая распространенная ошибка молодого поколения. Руководствуясь общественными стереотипами и под давлением старших человек боится несоответствия. Он считает, что живет неправильно, что должен сделать больше к своему возрасту, быть социально выше… Как справиться с кризисом четверти жизни в этом случае?

На самом деле, если все идет по-другому, то это говорит лишь об иной системе ценностей. Поэтому не стоит бросаться в крайности. Чувство бессмысленности толкает человека на конфликты и ненужные покупки. Нужно осознавать и подчеркивать свою индивидуальность. Решительность проявлять только с целью создания комфортного личного пространства. А общение с неприятными людьми лучше свести к минимуму.

Не замыкаться

Не все сразу

Вносить коррективы в свою жизнь лучше постепенно. Хватаясь за несколько дел одновременно, можно не преуспеть вовсе. Есть риск также допустить ошибки, исправить которые будет сложно и еще болезненнее. Важно определиться с желаниями и без паники, суеты действовать поэтапно, начав с малого. Также следует поработать с убеждениями. Все люди идут к успеху разными путями. У одних он стремительный и короткий, а у других - тернистый и долгий. Нельзя измерять все одной линейкой. Иногда требуется время.

В культуре

Явление кризиса четверти жизни освещено не только в психологии. Оно получило отражение в кинематографическом искусстве. Этой теме посвящены фильмы «Выпускник», «Переходный возраст», «Бумажная погоня», «Трудности перевода», «Призрачный мир» и другие. В каждой картине возрастной кризис обыгран в оригинальном ключе: комедийном или драматическом. Проследить это психологическое явление можно и в сериале «Девчонки» (2008). Акцент, как правило, делается на личной сфере героев. Но смысловой контекст один. Как бы сложен ни был период кризиса четверти жизни, он полезен и даже необходим. Он делает человека сильнее и мудрее, помогает найти свой путь.

Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Необходимо различать симптомы, факторы и причины кризисов (рис.2).

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом кризиса - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлении, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Рисунок 2 – Возникновение и распознавание кризиса

Распознавание кризиса - процесс обнаружения симптомов, факторов и причин кризиса, определения его содержания и характера протекания.

Факторы возникновения кризисов в социально-экономической системе могут быть различными. Но очень важно видеть первые симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления.

Симптомы кризиса фиксируются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие социально-экономической системы.

Вообще социально-экономическая система является саморегулируемой (устойчивой). Устойчивая система - это система, в V которой действуют механизмы восстановления равновесия. Но ведь управление и существует, с одной стороны, потому что является частью этих механизмов, с другой - для того чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально-экономической системы. Это возможно только в том случае, если будут известны закономерности развития социально-экономической системы, ее сущностные характеристики и признаки.

Преодоление кризисов в социально-экономическом развитии - это по большей части управляемый процесс. Об этом свидетельствует история развития человеческого общества. Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Симптомы кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления (рис. 3).

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи может многое сказать об опасности кризиса и его характере. В управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Мониторинг антикризисного развития - это контроль процессов развития < и отслеживание их тенденций по критериям антикризисного управления. Ведь существует предсказание погоды, землетрясений, солнечной активности. Этим занимаются специальные службы. И в системе управления должны быть аналогичные службы.

Рисунок – 3 Основные критерии оценки кризиса

Для такого предсказания необходим четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методика их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Для распознавания кризисов существует множество показателей, которые оценивают предкризисное состояние социально-экономической системы.

Распознавание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать. Например, снижение общественной производительности труда или рост безработицы не может не отражать возможность кризиса. Они могут быть случайными и эпизодическими, но могут и свидетельствовать о тенденции кризисного развития.

Существовавшая система показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управление ситуациями последовательного и «неуклонного» развития, так, по крайней мере, считалось в прошлом в нашей стране. Поэтому в настоящее время необходима разработка новых, синтетических показателей, для того чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.

Большое значение имеет также разработка методологии конструирования показателей, отражающих основные симптомы кризиса, и методика их практического использования. В современном механизме управления это является его наиболее слабым звеном. Речь идет в конечном счете о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.

Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией такой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, статус рекомендаций или решений, взаимодействие в системе управления. Это подразумевает не только подготовку и наличие так называемых антикризисных менеджеров или арбитражных управляющих, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.

Распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня в связи с большой сложностью управления в условиях рыночной экономики должно быть поставлено на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Средства преодоления кризиса - комплекс разнообразных средств, включающих интуицию, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностику.

Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.

Таким образом, кризис - объективное явление в социально-экономической системе. По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли субъективного фактора (органов государственного управления и других уровней управления социально-экономическим развитием) в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Потребность общества в объективном преодолении кризиса ощущается с самого его начала. Различные социальные слои, по-своему оценивающие кризис и его причины, ищут свои пути выхода из кризиса. Как отмечалось выше, каждый человек так или иначе должен овладеть сложившейся ситуацией. Однако «кризисное время предъявляет человеку не индивидуальный счет, требует от него не просто выживания и адаптации. Речь идет о том, чтобы не только самому выйти из кризисной ситуации. Нужно выводить из нее общество, а это самостоятельная задача» . Общая потребность в преодолении кризиса выражается средствами массовой информации, формулируется политиками и учеными, приобретает характер лозунгов и требований в массовых манифестациях и, наконец, реализуется через правительственные программы.

Каждый социальный кризис конкретен, но не менее конкретны и пути выхода из него. Однако можно все же указать несколько основных «стратегий», которые в самом общем виде указывают на "Направление движения, предпочтительное в том или другом случае для преодоления (Кризисной ситуации. Не всегда эти стратегии определяются достаточно четко и ясно, а подчас они даже сознательно маскируются в политических целях. Тем не менее основные их черты определить,не так уж трудно.

Первая стратегия может быть названа реставрационной. Ее смысл состоит в том, чтобы возвратить общество к прежнему, докризисному состоянию, устранив те факторы и их производные, которые действуют в кризисной обстановке.

В Польше такую стратегию по существу все время проводила ПОРП, которая исходила из предпосылки, что достаточно восстановить ее авторитет в массах и политическую власть, как все будет исправлено. Выступая на XXVI съезде КПСС, первый секретарь ЦК. ПОРП Станислав Каня, например, говорил: «Мы последовательно работаем над восстановлением силы и активности партии, ее связей е трудящимися... Мы опираемся на.марксистско-ленинское учение, обращаемся к историческим и интернационалистическим традициям нашей партии» . Тот же оратор, выступивший на 9-м "пленуме ЦК ПОРП в марте 1981 г., отверг идею соглашения с оппозицией, (борющейся за власть, и заявил: «Существуют экономические и политические границы компромисса. Нельзя скрывать, что мы уже давно перешли допустимую границу экономических возможностей. Есть границы и тогда, когда мы обсуждаем политические требования. Эти границы определяются интересами социализма, необходимостью сохранения руководящей роли партии, заботой о безопасности нашего государства и его положением как члена социалистического содружества» .

Однако дело не в примирении с аппозицией. ПОРП развивала идею:не пассивного сопротивления обстоятельствам, а активного отстаивания прежних ценностей, институтов, норм, отношений. На одной из политических дискуссий в Польше в 1981 г. сторонники правительства подчеркивали: «В стране проходит контрреволюционный процесс, и поэтому применять против него следует соответствующие методы, т. е. партия должна использовать в борьбе против контрреволюции все имеющиеся средства» . Логическим завершением этой стратегии было введение военного положения.

У нас наиболее ярким проявлением реставрационной стратегии был путч в августе 1991 г. Как и в польском реставрационном варианте, стратегия военного переворота ни в коей мере не могла оправдать себя. Возврат к прошлому невозможен; действия, направленные на восстановление прежних порядков, могут на время только (Камуфлировать кризисную ситуацию, но они не в состоянии ее преодолеть. К тому же, как показал исторический опыт, подобные действия вызывают мощный отпор со стороны демократических сил общества.

Вторая стратегия - невмешательство в происходящие события. По существу это проявление надежды на то, что все «само по себе образуется». Такая политика нерешительности, затягивания и проволочек в принятии хотя бы каких-то мер была свойственна и польскому, и нашему кризису - до 1992 г. Думается, что ничего нет хуже подобной политики, которая ничего не исправляет и все оставляет в подвешенном состоянии. Известно, что «под лежачий камень вода не течет». В нашем случае это означает, что те факторы и -силы, которые вызвали кризис, продолжают действовать разрушительным образом, кризис углубляется и затягивается и одна нерешенная проблема порождает множество других.

Третья стратегия - обновление общества, активный выход из кризиса путем отбрасывания старого, отказа от него, развития нового, что родилось в кризисной или еще в предкризисной ситуации.

Для реализации этой стратегии нужно, разумеется, знать прежде всего направление движения: что понимается под новым, «куда нам плыть», какое общество мы хотим построить, какие элементы будущего мы находим уже в сегодняшней действительности.

Вопрос этот не простой. Он стоит перед обществом в каждый переходный период. Стоял он и перед большевиками в 1917 г. Многие выдающиеся политики и общественные деятели того времени предупреждали о том, что выбрать верную стратегию преодоления обширного кризиса - очень не легко. Г. В. Плеханов писал о том, что если революционное правительство «будет искать спасения в идеалах «патриархального и авторитарного коммунизма», внося в эти идеалы лишь то видоизменение, что, вместо Перувианских «сынов солнца» и их чиновников, национальным производством будет заведовать социалистическая каста», то «при такой опеке народ не только не воспитался бы для социализма, но или окончательно утратил бы всякую способность к дальнейшему прогрессу, или сохранил бы эту способность, благодаря возникновению того самого экономического неравенства, устранение которого было бы непосредственной целью революционного правительства» . Как подтвердила история, именно ЭТО "И произошло.

Сейчас подобные вопросы возникают вновь. Общее направление социально-экономического и политического развития интересует всех, является предметом дискуссий и научных исследований. В самой общей форме.на вопрос о стратегии обновления могут дать ответ многие специалисты в области общественных наук - историки, философы, политологи, экономисты. Правда, до недавнего времени эти ответы были однообразными: коль скоро мы находимся в социалистическом обществе и строим коммунизм, то это и есть наши идеалы. Теперь же "ситуация переменилась и в печати можно встретить более свободные от идеологии рассуждения и целые концепции. Так, Е. и В. Золотухины в статье ««Нормальное» и «аномальное» общество», не прибегая к социально-классовым характеристикам настоящего и будущего, рисуют картину желаемого общества, которое они называют «нормальным». При всей спорности самого подхода и применяемой терминологии, следует обратить внимание на следующие черты этого общества, которые обладают достаточной привлекательностью:

целостность самовоспроизводства общества, когда благополучно функционируют не только отдельные его структуры, но и вся социальная система как единое целое;

устойчивость общественной системы, означающая, что различные внешне-и внутриполитические проблемы хотя и вызывают потрясения в обществе, но не сокрушают его основ;

наличие гибких адаптационных возможностей, постоянного импульса к развитию, открытость и восприимчивость к новому.

«Говоря обобщенно, нормально развивающееся общество - это общество, возникающее естественно-исторически, без грубых разрывов социальной ткани. Именно путь гибких реформ, или, точнее, «революций типа реформ»... без тотальной ломки всего и вся оказывается гораздо более приемлемым, социально привлекательным, чем путь ультрареволюционный, основывающийся на жестком "Насилии» .

Перекликается с этой позицией и точка зрения Н. Наумовой: наиболее важные предпосылки для успешного выхода из кризиса - это мобилизация социального потенциала, формирование гибкой и динамичной социальной структуры, обеспечение позитивного взаимодействия с внешней (международной) средой. Однако «основной предпосылкой является эффективное социальное управление, сохранение управляемости социальной системы» .

Конечно, от этих несколько идеальных представлений далеко до конкретных путей реализации этой стратегии, но наша задача здесь ограничивается тем, что мы лишь называем основные стратегии, которые можно использовать в кризисной ситуации. Выбор их - дело политиков, далеко не всегда полагающихся на мнения ученых.

Тем не менее - и это надо подчеркнуть, - если политический руководитель способен верно оценить сущность процессов, происходящих в обществе, определить их характер и направленность, выявить прогрессивные и перспективные элементы общественного развития, то преодоление кризиса в опоре на эти элементы вполне возможно, хотя, разумеется, и весьма нелегко.

Рис. 15.

Рассмотренная третья стратегия была, как представляется, хотя и непоследовательно, но все же.применена руководителями России в конце 1991 - начале 1992 г., когда правительство республики достаточно решительно встало на путь проведения реформ.

2. Говоря о выборе стратегии, необходимо сделать два замечания. Первое: этот выбор (возврат назад, выжидание, обновление) в большой степени зависит от мировоззрения и политической позиции руководящих слоев и лиц. Обстановка кризиса, а также различные политические силы, наука, средства массовой информации, конечно, толкают к той ли иной стратегии, вынуждают к одному или другому решению, но его принятие остается.в.конечном счете на совести (и ответственности) политических руководителей. М. С. Горбачев проявлял медлительность, его выбор (если он и осуществлялся) состоял в стратегии выжидания. И в конце концов ему пришлось уйти. Российское руководство после короткого периода раздумий выбрало стратегию обновления, эффективность которой, надо полагать, покажет будущее.

Второе замечание состоит в том, что хотя мы говорим о стратегии выхода из кризиса, но по существу принимаемое решение касается по меньшей мере трех вопросов. Во-первых, как быстрее преодолеть тяжелую кризисную ситуацию, обеспечить населению минимальные условия для выживания. Во-вторых, как поступить с остатками развалившейся старой системы. В-третьих, что надо сделать для укрепления новой системы - норм, институтов, ценностей, отношений. Эти три вопроса взаимосвязаны, пересекаются, но тем не менее не совпадают, каждый требует определенного решения. По этой причине стратегия выхода из кризиса представляется сложной, "многослойной (рис. 16).Особенно трудно предусмотреть этапы этой стратегической программы, последовательность принимаемых мер и комплексную взаимосвязь между ними.

Стратегия выхода из кризиса 80-90-х годов в нашем обществе сосредоточивалась в основном на экономических проблемах.

Непосредственное преодоление кризиса

Укрепление новой системы

Рис. 16. Составные элементы стратегии выхода

из кризиса

Программа под руководством академика С. Шаталина «500 дней», программа Г. Явлинского и другие экономические программы включали основное ядро стратегии - переход к рыночной экономике. Вокруг этого ядра шли яростные споры, оно привлекало внимание отечественных и зарубежных специалистов.

Однако эффективная стратегия выхода из кризиса не может ограничиваться экономическими проблемами. Ведь сам кризис многопланов, включает политические, социальные, духовные и иньге аспекты. Поэтому и стратегия должна быть комплексной: должны быть разработаны несколько стратегий, учитывающих все эти стороны дела и объединяемых единой целью - преодолеть развал общественной жизни, сохранить и обновить полезные институты, создать новую ситуацию, обеспечивающую развитие страны.

Интересен еще один вопрос: каковы ожидания населения по поводу сроков выхода из кризиса? Эти ожидания исследовались рядом психологов и социологов. Приведем, например, таблицу, относящуюся к январю 1992 г., когда общего кризиса в его наиболее острой фазе по сути еще не было. На вопрос: «За какой период Россия сумеет преодолеть социально-экономический кризис» последовали такие ответы (в % к числу опрошенных)

Вам знакомо ощущение беспомощности, потерянности, непонимания, как и зачем жить дальше? Вы считаете, что личностный кризис это всегда трудно и болезненно ?

Можно ли превратить период личностного кризиса в очередную ступеньку для своего развития и сделать это максимально легко и комфортно ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что на самом деле означает личностный кризис,
  • какие виды кризисов проходит каждый человек,
  • как пройти через эти периоды с максимальным эффектом для своего личностного и духовного развития.

Что такое личностный кризис

Личностный кризис — это переживание переломного, критического момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды характеризуются сильными негативными эмоциональными переживаниями.

Слово кризис происходит от греческого krisis и буквально означает «разделение дорог, поворотный пункт». А в китайском языке это слово состоит из двух иероглифов: вэй — опасность, беда, угроза и цзи — переломный момент, сущность бытия, удобный случай…

То есть, когда вы оказываетесь на краю кризиса, жизнь предоставляет вам возможность выбрать новое направление и, пройдя через трудности, выйти на другой уровень развития.

По мнению американского психолога Дж. Якобсона, кризис возникает, если жизненные события несут потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Таким образом, важно понимать, что кризис требует изменения способа бытия:

  • жизненного стиля,
  • образа мышления,
  • отношения к себе,
  • окружающему миру,
  • основным экзистенциальным проблемам.

Можно сказать, что преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, а экзистенциальных — становлению Личности.

Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы освоите искусство мастерского прохождения через кризисные периоды, видя в них прекрасные возможности для выбора новой жизни.

Обучение в Институте Реинкарнационики помогает решить основную задачу кризисного периода: познать себя, увидеть пути изменения и выйти на новый уровень развития.

Как вы думаете, существуют ли различия в причинах наступления и в том, как протекает кризис у мужчин и женщин?

Несмотря на то, что в наше время традиционные роли мужчины и женщины сильно пересекаются, внутренние переживания и причины кризисных состояний продолжают сохраняться.

Мужчины острее переживают кризисы, связанные со своей реализацией в обществе . И в те моменты, когда ситуация складывается как кризисная, требующая нового решения, которое пока недоступно — испытывают отчаяние и склонны проявлять агрессивные реакции.

Женщины болезненнее переносят кризисы, связанные с отношениями .

Ощущения ненужности, одиночества зачастую толкают на путь самореализации по мужскому типу. Если не складываются отношения, то может это и не надо; буду развиваться как профессионал.

Такое решение может временно принести облегчение, окрасить жизнь новым смыслом. Но со временем ощущение одиночества будет только нарастать.

Типы кризисов становления личности

Классифицировать кризисы можно по разным признакам:


Возрастные кризисы личности:

  • Детские возрастные кризисы 3, 7 и 14 лет. Каждый из них вы уже прошли. Быть может их уже прошли либо будут проходить ваши дети и внуки. Каждый важен для развития определенных качеств.
  • Первый взрослый кризис или кризис юношества обычно приходится на 17-18 лет. В это время происходит самоопределение дальнейшего жизненного пути.
  • Кризис среднего возраста 35-40 лет заставляет подвести предварительные итоги жизни, оценить полученный опыт и скорректировать дальнейший путь.
  • В 55-60 лет с выходом на пенсию происходит смена привычного образа жизни и важно снова найти свою реализацию в этом мире.

На самом деле, возрастных кризисов несколько больше.

В Институт Реинкарнационики часто приходят люди, проходящие кризисы среднего возраста и выхода на пенсию. Обучение помогает оценить по достоинству полученный опыт и найти новые пути реализации .

Немаловажным является и поддерживающее окружение единомышленников, где царит обстановка доверия и любящего принятия каждого студента.

Знакомо ли вам состояние, похожее на возрастной кризис, перед днем рождения?

Признаюсь, что и сама отношусь к этой категории. Это неудивительно, так как день рождения по мере своего взросления мы начинаем воспринимать не как праздник, а как своеобразную веху для подведения итогов пройденного этапа.

И если результаты не нравятся, начинается самоедство типа “мне уже …., а чего я достигла/что имею?”

Возрастные кризисы самые предсказуемые . Достаточно просто знать особенности каждого из этих периодов и задачи, которые они ставят перед вами — и тогда вы сможете составить для себя определенный план действий и смягчить прохождение трудного периода.

Улыбнитесь! Вспомнила роман Бориса Акунина “Весь мир театр”, в котором главный герой Эраст Фандорин перешагнув 50-летний юбилей составил “план старения”.

В каждый следующий год жизни нужно осваивать два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно. И замечательно реализовывал этот план, пока жизнь не внесла коррективы, добавив кризис из категории непредсказуемых — любовь к актрисе.

И с этой улыбкой давайте перейдем к следующей, зачастую мало предсказуемой категории кризисов.

Ситуативные кризисы

Резкая смена привычных условий, переезды, уход близких, потеря работы, изменение материального положения — в жизни много сюрпризов, как приятных, так и болезненных.

Вспомните, как вы проходили через подобные события в жизни. Пожалуй, самое интересное в большинстве ситуативных кризисов, это то, что даже предполагая какие-то моменты, планируя определенные события, вы не знаете , как это будет реализовано и с чем придется столкнуться.

Один из самых сильных и затяжных кризисов в моей жизни был в 2011 году. В течении 2-х месяцев жизнь пошла под откос. В феврале — увольнение с любимой работы по сокращению. В марте сын серьезно повредил колено. Затем ушла из жизни мама. Постепенно начались проблемы во взаимоотношениях с мужем.

Цепочка событий из разных сфер жизни как запланированных, так и внезапных. К увольнению готовность была, процесс ликвидации организации, в которой я трудилась, длился более года. Но: работа была любимой, ей отдано почти 14 лет и все выстроено с нуля своими руками, и именно здесь основной круг общения.

Как бы я ни готовилась к первому свободному дню жизни — все оказалось совсем не так. Только первые две недели воспринимались как отдых. А дальше начались мои внутренние метания и размышления “за что?”

Самым непредсказуемым и болезненным стал уход из жизни мамы. Ей было всего 60. Вечером я была у нее в гостях, а в 9 утра мне позвонили с ее работы и сообщили о ее смерти. Работала она на станции скорой и неотложной помощи, все мероприятия по реанимации провели безотлагательно. Целый час лучшие врачи пытались вернуть ее к жизни и ничего не смогли сделать.

Тогда я поняла, что если Душа решила, что все задачи выполнены, она уходит. И нет смысла обвинять врачей в опозданиях или некомпетентности. Среди этих людей я росла, я знала, как они любят мою маму и была полностью уверена, что все от них зависящее было сделано.

Зато позже прибавилась другая каверзная мысль, затягивая меня в более глубокий омут кризиса. И эта мысль связана с чувством вины — что я не сделала как дочь, что не успела сказать. Были и еще более глубинные переживания, связанные с нашими взаимоотношениями.

Мой кризисный период затянулся. Боль, непонимание, что делать, и за что все это мне. При этом нежелание двигаться — я могла часами не вставать с кровати, а если вставала — не могла сосредоточиться и зависала в ментальной жвачке или проваливалась в пустоту .

Совсем скоро я расскажу о том, что помогло мне справиться и действительно выйти из этого кризиса более мудрой, спокойной, уверенной и начать новую интересную жизнь. А сейчас предлагаю рассмотреть еще одну часто встречающуюся категорию кризисов.

Духовные, экзистенциальные кризисы

Чаще всего они приходят незаметно или являются сопутствующими (либо следствием) для двух рассмотренных выше типов.

Во время духовных кризисов происходит пересмотр глубинных жизненных ценностей и поиск смысла жизни. И это самые трансформационные периоды в становлении вас как личности.

В 1999-2000 гг. под руководством доктора психологических наук В. В. Козлова было проведено исследование в Ярославском государственном университете.

В предложенной участникам исследования анкете был вопрос о причинах пережитого ими духовного кризиса. Ответы вы видите ниже.

— потеря близкого человека (26,7%);
— болезнь близкого человека (17,2%);
— тяжелая болезнь (12,4%);
— несчастная любовь (6,6%);
— ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из ответов видно, что причины могут касаться как вас лично, так и связаны с переживаниями за близких людей. И это — особенность именно духовных кризисов , в отличие от возрастных или ситуационных, которые в основном затрагивают именно вас.

Давайте подведем итог того, что вы узнали на настоящий момент о кризисах. Классификаций личностных кризисов существует множество. При этом важно понимать, что психика человека едина, и все попытки классифицировать нужны больше профессионалам, для определения, как помочь в той или иной ситуации человеку.

А обычному человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, абсолютно неважно кризис ли это среднего возраста или переживание потери близкого человека.

Боль и переживания захватывают вас на всех уровнях и мешают быть эффективными и счастливыми .

Этапы развития кризиса личности

Как вы думаете, можно ли подготовиться к наступлению кризисного периода, сделать его прохождение менее болезненным и даже извлечь пользу?

Да, это возможно, если знать об этапах, по которым развивается любой вид личностного кризиса.

При этом нужно понимать, что зачастую кризисный период не имеет четких временных границ. Бывает трудно определить его начало и окончание. Для этого важно осознанно наблюдать за своим психологическим состоянием.

Этап погружения

Обычно кризис начинается с возникновения определенной ситуации, какого-либо события в вашей жизни, которая характеризуется двумя моментами:

  1. Сильные эмоции.
  2. Невозможность (непонимание, незнание) действовать привычным, знакомым способом.

Именно эти характеристики приводят к эмоциональным и ментальным “жвачкам”, когда вы начинаете ходить по кругу, постепенно проваливаясь все глубже в негативные переживания.

Поскольку эмоции и мысли на данном этапе сумбурны, хаотичны, то в таком состоянии трудно найти новое хорошее решение . А любая попытка действовать привычными способами обречена на провал.

На этом этапе важно отследить свое состояние, выявить причинно-следственные связи. Требуется добавить в свою жизнь больше позитивных моментов , которые позволят переключаться. Хорошо помогает нахождение в среде единомышленников, поддерживающих вас.

Также важно действительно проживать, а не заталкивать вглубь себя негативные эмоции.

Из моего примера по поводу ухода из жизни мамы — из-за того, что мне пришлось взять на себя всю организацию похорон (папа был в еще более худшем состоянии, муж в работе, сын с ногой в гипсе), то проживать эмоции было просто некогда.

Я помню момент, когда гроб опускали в могилу, а меня отозвали в сторону, чтобы я рассчиталась с батюшкой, приглашенным для отпевания. Когда я вернулась, уже формировали могилу. Когда уж тут было по-женски оплакать? Все слезы остались невыплаканными, вся душевная боль загнана в тело .

И это произошло со мной, обладающей знаниями и даже работающей с людьми много лет. Все понимала, но ничего не могла поделать. Пока не осознала: одной мне не справиться, нужно обращаться к специалистам.

Спустя 4 месяца с начала кризисного периода, на тренинге-погружении в течении двух недель я выплескивала все эти невысказанные, задавленные эмоции.

Хорошо помню, как на одной из практик четко поняла, что вижу и чувствую перед собой гроб и отдалась на волю слез, позволила себе выплакать свое горе.

Только после этого началось постепенное выздоровление и появилась возможность приступить к следующему этапу — поиску решения и ответов на вопросы о том, что делать дальше.

А теперь представьте, что в начале кризисного периода вы оказались в окружении людей, которые готовы вас поддержать. И вы получаете возможность пообщаться на уровне Души с ушедшими родственниками.

Вам не нужно подавлять эмоции , а спокойно можете их осознать, прожить и принять. И вы видите всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этой точке жизни. Насколько легче и быстрее пройдет для вас эта стадия кризисного периода?

Этап тупика

На этом этапе вы уже осознали проблему, сумели объективно увидеть задачу, которая стоит перед вами. Но как именно действовать — еще не знаете. И очень часто здесь начинается бесконечный поиск причин “почему и за что?”.

Именно этот уход в прошлое усиливает состояние тупика . Причины могут быть бесконечны: в прошлых поступках, мыслях, действиях или бездействии. Причины могут лежать в недавнем прошлом, а могут в детстве или прошлых жизнях.

А смотреть в будущее на данном этапе очень тяжело, так как оно кажется негативным, бесперспективным. Но именно сейчас очень важно найти новый смысл жизни, найти новые решения, увидеть новые пути развития.

На 1 курсе ИР есть прекрасная возможность вспомнить задачи своей Души и те уроки, которые она для себя запланировала на это воплощение. Это помогает вновь обрести цель жизни.

А облегчение приносит напоминание о том, что кризис конечен. За полосой черной всегда следует полоса белая. И, конечно, любые практики, направленные на принятие себя, сонастройка с природным ритмом жизни, медитации.

Этап перелома

И вот решение найдено. Или вы сумели увидеть ситуацию с другого ракурса и изменить к ней отношение. Теперь вам предстоит действовать по-другому!

Очень важно на этом этапе действительно внедрить новые качества, новое видение. Интегрировать новый опыт в деятельность, сформировать новые модели поведения.

Здесь вас поджидает еще одна опасность — страх, что не получится, не справитесь, не поймут.

Позвольте себе пробовать и ошибаться, осваивайте новое, как будто вы — ребенок, который учится ходить. Внедряйте новые решения, применяйте свои новые качества в ежедневных ситуациях.

И обязательно заручитесь поддержкой единомышленников. Закрепляйте свои позиции.

Вы действительно прошли достойно через трудный период и вышли победителем, накопив определенный опыт, который становится вашей жизненной мудростью .

В пространстве Института Реинкарнационики есть все необходимое для комфортного прохождения любого личностного кризиса.

На базовом курсе студенты под руководством опытных преподавателей осваивают замечательное упражнение “Матрешка” , которое помогает на каждом этапе не застревать в эмоциональной и ментальной “жвачке”, а увидеть происходящее глазами Души.

На 1 курсе наши студенты исследуют пространство между воплощениями — Мир Душ. И вспоминают задачи своей Души и то, как они планировали это воплощение .

Кроме того, всегда есть возможность вспомнить свой собственный опыт — а как в прошлых жизнях справлялись с аналогичными ситуациями, что придавало сил и какие решения были приняты тогда.

Наверняка и в этой жизни у вас уже есть опыт прохождения через кризисный период жизни.

Медитация Выход из личностного кризиса

Предлагаю сделать практику, которая поможет вам наполниться ресурсным состоянием и увидеть, как вы выросли как личность в то время.

Еще один любимый инструмент реинкарнистов — альтернативое планирование будущего — позволяет примерить на себя различные варианты решений и осознанно выбрать самый лучший.

А самое главное — здесь, в пространстве Института Реинкарнационики, вы всегда находитесь в кругу единомышленников , очень бережно, с любовью поддерживающих друг друга. Здесь вы можете быть уверены, что вас всегда поймут, примут и помогут в самые трудные моменты.

Теперь вы знаете, что такое личностный кризис, как он развивается и что происходит на каждом этапе. И вы увидели, как в Институте Реинкарнационики можно научиться проходить кризисные периоды с лучшим результатом для своего личностного и духовного развития.

Давайте рассматривать кризисные моменты как периоды благоприятной возможности выйти на качественно новый уровень своего Пути. А для этого важна ваша осознанность и понимание, что вы — не только физическое тело, вы — не только чувства и эмоции.

Вы уже обладаете гораздо большим опытом, нежели это видно в рамках одной смертной жизни. Научитесь вспоминать и использовать этот опыт для своего личностного, профессионального и духовного развития!

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо