Задание 8 егэ история теория. Брестская крепость

Восьмое задание в ЕГЭ по истории приносит 2 балла, не получить их будет очень обидно. Плюсом этого задания является то,что вы заранее точно знаете, на какую тему будут вопросы. Если в других номерах вам могут попасться разные эпохи и события, то здесь речь идет исключительно о периоде ВОВ.

Нужно заранее изучить всю теорию по этому периоду, обратить особое внимание на подвиги героев, на даты, на названия военных операций и на роль главнокомандующих.

Угадать в этом задании что-либо очень сложно, потому что все вопросы крутятся вокруг одного события и сопоставить его с остальными практически невозможно.Однако если быть внимательным к деталям во время подготовки, особых трудностей это задание вам не доставит.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания
  2. Вспоминаем всю теорию по данной теме
  3. Пытаемся самостоятельно заполнить пропуски
  4. Читаем предложенные пропущенные элементы
  5. Убираем очевидно лишние и распределяем остальные
  6. Проверяем и записываем ответ

Разбор типовых заданий №8 ЕГЭ по истории

Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________________.

Пропущенные элементы:

  1. Ялтинская (Крымская)
  2. Н.Ф. Гастелло
  3. станция Прохоровка
  4. Тегеранская
  5. В.В. Талалихин
  6. разъезд Дубосеково

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Итак, как мы видим, в этом конкретном задании нам придется столкнуться с конференциями, непосредственным военным сражением и подвигом советского героя.

Чтобы максимально удобно запомнить все важные конференции периода ВОВ, стоит запомнить аббревиатуру — ТЯП, где они расположены в хронологической последовательности (Тегеранская-1943, Ялтинская- зима 1945, Потсдамская — лето 1945). Такая формулировка позволит нам быстро и без особых усилий запомнить эти ключевые моменты. Кроме того, стоит знать о Московской конференции 1941 года, однако она встречается в задания крайне редко.

Огненный таран

Далее предстоит разобраться с первым ночным тараном. Из двух вариантов, не зная теории, выбрать очень сложно, потому что оба из них действительно были летчиками. Остается только запомнить, что В.В.Талалихин — ночной таран, а Н.Ф.Гастелло — так называемый, “огненный таран”.

Курская битва 1943 года (Немецкая операция “Цитадель”). Эта битва стала одной из ключевых в истории войны, т.к. именно во время этой битвы русские войска перешли в контрнаступление и уже 5 августа были освобождены Орел и Белгород, в честь чего прогремел праздничный салют. основным сражением этой битвы стало танковое сражение под Прохоровкой.

Второй вариант задания (сборник Артасова)

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) В первые дни Великой Отечественной войны была написана песня ____.

В) Летом 1944 г. началась ____.

Пропущенные элементы:

  1. «Священная война»
  2. 1942
  3. «Прощание славянки»
  4. Висло-Одерская операция
  5. операция «Багратион»
  6. 1943

В этом задании нам повезло, и мы можем закрепить теорию из предыдущего. Напоминаем еще раз, что 5 августа 1943 года в ходе Курской битвы были освобождены Орел и Белгород.

Кроме стандартных вопросов о датах и названиях наступательных операций, нам может попасться вопрос о культурной составляющей того времени, и как правило, он ставит в тупик.

Марш “Прощание славянки” был написан еще в 1912 году и символизировал проводы на войну, но непосредственного отношения к нашему событию не имел. А вот “Священная война” — патриотическая песня времен ВОВ, начинающаяся со всем известных строк: “Вставай, страна огромная!”

Определить дату начала операции тоже бывает непросто, поэтому целесообразно составить таблицу и выписать там к каждому событию основные моменты. Итак, операция “Багратион” — операция 1944 года по освобождению Беларуси, Литвы и части Польши. А Висло-Одерская операция произошла зимой 1945 году и уже частично на германской территории.

Третий вариант задания (сборник Артасова)

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Блокада Ленинграда была прорвана в январе ____ г.

Б) Маршал СССР, командующий Парадом Победы в 1945 г. на Красной площади в Москве, - ____.

B) В ходе Петсамо-Киркенесской операции Красная армия освободила территорию ______.

Пропущенные элементы:

  1. К. К. Рокоссовский
  2. Крым
  3. 1943
  4. И. С. Конев
  5. Заполярье
  6. 1942

Здесь нам предстоит поработать с маршалами, датами событий и их итогами.

Блокада Ленинграда — достаточно известное событие, о котором должен знать каждый. Особо важно не перепутать прорыв и снятие блокады! Это абсолютно разные вещи. Прорыв произошел 18 января 1943 года (операция “Искра”). а полное ее снятие относится к 27 января 1944 года.

Интересная ситуация произошла с маршалами, командующими парадом. Претендентов на эту почетную должность было несколько, но главными из них стали Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский. Но учитывая то, что Рокоссовский по происхождению был поляк, И.В. Сталин не сильно жаловал его кандидатуру, поэтому Константин Константинович стал руководителем парада, а Жуков принимал его. Петсамо-Киркенесская операция встречается не часто, однако нам нужно всего лишь определить на какой территории она проходила. Учитывая то, что город Киркенесс — северо-восточная часть Норвегии, значит борьба никак не могла вестись за Крым.

Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Маршал Советского Союза, участник Будапештской операции Красной армии - ____.

Б) Смоленское оборонительное сражение началось в ____ 1941 г.

Пропущенные элементы:

  1. К. С. Симонов
  2. июль
  3. Берлин
  4. Ф. И. Толбухин
  5. сентябрь
  6. Будапешт

Фрагмент А задания сделать очень просто. Мы знаем, что К.С.Симонов прославился в качестве писателя, но кроме того принимал участие в военных событиях, однако маршалом не был. Запоминаем, что оборона Смоленска закончилась 10 сентября 1941 года, а началась значительно раньше — 10-12 июля 1941 года.

Осталось разобраться с битвой за Берлин и битвой за Будапешт.

Логично предположить, что если война закончилась взятием рейхстага в Берлине, то эта операция была последней. А вот от Будапешта до Берлина еще достаточно долго, значит Будапешт не мог быть крайней операцией никаким образом. В задании указан апрель 1945 года и это начало битвы за Берлин, а битва за Будапешт уже закончилась в феврале 1945 года.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Всеобщая история

История России

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Сергей Агафонов, соавтор , методист корпорации «Российский учебник»*, учитель высшей категории: «На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При этом важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории, устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами».

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории и обществознания I категории, стаж работы учителем 5 лет, выпускник исторического факультета МПГУ им. В.И. Ленина, к.и.н.: «Единый государственный экзамен по истории состоит из 25 заданий. Ответами на задания 1-19 являются последовательность цифр или слова, задания 20-25 предполагают развернутые ответы. Давайте разберем выполнение этих заданий. Кажущаяся простота первых 19 заданий нивелируется отсутствием вариантов ответа, поэтому требуются прочные знания, а на удачу рассчитывать не приходится».

1. В первом задании предполагается расположить в хронологическом порядке события, относящиеся к отечественной и всемирной истории:

1) Созыв первого Земского собора

2) Провозглашение Карла Великого императором

3) Присоединение Крыма к Российской империи

Здесь хорошо было бы твердо знать даты: 1) - 1549 г.; 2) - 800 г.; 3) - 1783 г. и проблема решена, но такие яркие события в истории неплохо запоминаются хотя бы в хронологическом порядке.

2. Во втором задании нужно установить соответствие между событиями и годами. И опять необходимо знать даты, хотя бы представлять - об эпохе правления какого политического деятеля идет речь. События нашей истории зачастую соотносят с правителями страны, почему бы это не использовать на экзамене? Задание осложняется тем, что дат больше событий, то есть метод исключения здесь не сработает.

Дату крещения Руси твердо знает любой школьник, сдающий ЕГЭ по истории - 988 г. Указ «о вольных хлебопашцах» тоже хрестоматиен - 1803 г., отмена местничества четко ассоциируется с XVII веком - 1682 г., ну и XIX конференция КПСС - это Горбачев, следовательно - 1988 г.

3. Третье задание предполагает исключение двух аббревиатур, не относящихся к периоду 1945-1953 гг.:

1) КПСС; 2) НАТО; 3) СЭВ; 4) СНГ; 5) СНК; 6) ООН.

В данном случае от нас потребуется знание того, что СНК (совет народных комиссаров) - первое советское правительство. Его существование относится к более раннему периоду, а СНГ (содружество независимых государств) на слуху в настоящее время, что также не соотносится с указанным периоду.

4. Напишите термин, о котором идет речь:

Высшая государственная должность в Новгородской республике в XII-XV вв. избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.

По первым словам, «Высшая государственная должность в Новгородской республике…» понятно, что речь идет о посаднике. Кроме посадника в Новгороде избирали тысяцкого, помощник посадника он руководил городским ополчением. Архиепископ был главой церкви, а князь обладал лишь военными функциями.

5. Установите соответствие между событиями и фактами:

Пара Первая мировая война - Брусиловский прорыв очевидна. Битва при Аустерлице и Антифранцузские коалиции тоже. Князь Игорь и его знаменитый неудачный поход на половцев в школе изучается кроме истории еще и на уроках музыки и литературы. Сражение при Клушино - это неудачная попытка Василия Шуйского остановить польское войско, после которой его свергла Семибоярщина, а поляки заняли Москву.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их крат­кими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, Находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев­ судей крестьянам и всему народу- налагаемых податей и отягощений».

Б) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли·или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. ...Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ издан Александром 11
2) Исполнение данного документа поставлено в зависимость от воли помещиков
3) Современником издания данного документа был А.Д. Меншиков
4) Данный документ издан Александром 1
5) По данному документу упраздняются некоторые повинности, введённые Петром 1
6) Данный документ издан предводителем народного восстания.

РАССУЖДЕНИЕ

Первый фрагмент относится к манифестам Емельяна Пугачева. Это становится очевидным, если обратить внимание на стиль - он похож на императорские манифесты XVIII века, а также содержание - обещание отмены рекрутских наборов и возвращение старого креста и бород. Именно рекрутские наборы и подушная подать - нововведения Петра I.

Второй фрагмент - это отрывок из указа «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который, как известно, позволял отпускать помещикам на волю крестьян с землей с согласия императора.

Таким образом, ответ: А - 5,6; Б - 2,4

7. Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.:

1) Бородинекое сражение
2) Гангутское морское сражение
3) оборона Шипки
4) сражение при Гросс-Егерсдорфе
5) Синопское морское сражение
6) сражение при Рымнике

Здесь представлены довольно известные сражения, давайте их вспомним. Бородинское сражение - это война 1812 г., Гангутское морское сражение относится к Северной войне 1700-1721 гг., Оборона Шипки - эпизод русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Сражение при Гросс-Егерсдорфе относится к Семилетней войне 1756-1763 гг., Синопское морское сражение - Крымская война, 1853 г., Сражение при Рымнике произошло во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Соответственно к XVIII веку относятся: Гангутское морское сражение, Сражение при Гросс-Егерсдорфе и сражение при Рымнике.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содер­жащего пропуск, выберите номер нужного элемента:

А) Командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве___
Б) Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады произошло в январе___
В) 30 сентября 1941 г. началась___

Пропущенные элементы:
1) оборона Брестской крепости
2) 1943 г.
3) 1944 г.
4) В.И. Чуйков
5) Н.Ф. Ватутин
6) битва за Москву

Великой Отечественной войне в курсе истории России XX в. уделяется большое внимание, а особенно выделяются значимые сражения, оказавшие существенное влияние на ход Второй мировой войны. Одно из них Сталинградская битва, в которой особо отличилась 62-я армия под командованием В.И. Чуйкова.

Ленинградская блокада была снята в ходе одной из 10 операций 1944 г., а именно Ленинградско-Новгородской, в то время как прорвана блокада была еще в 1943 г.

30 сентября 1941 г. началась, конечно, Московская битва, то есть ее оборонительный этап, а контрнаступление под Москвой 5-6 декабря 1941 г. стало первой крупной успешной наступательной операцией Красной армии в ВОВ.

9. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию второго столбца:

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
А) освоение Россией Сибири и Дальнего Востока
Б) междоусобная война в Московском княжестве
В) Северная война
Г) экономические реформы 1960-х гг. в СССР

УЧАСТНИКИ
1) Дмитрий Шемяка
2) Иван 111
3) Е.П. Хабаров княжестве во второй половине XV в.
4) А.Н. Косыгин
5) Г.А. Потёмкин
6) Б.П. Шереметев

Освоение Россией Сибири и Дальнего Востока связано с именем Е.П. Хабарова. Междоусобная война в Московском княжестве велась между Василием Темным и его братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Б.П. Шереметев - полководец Северной войны. А.Н. Косыгин - председатель Совета министров СССР.

10. Прочтите отрывок из Постановления президиума правления Союза писателей СССР и укажите фамилию, трижды пропущенную в тексте:

«Присуждение___ Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов... Учитывая политическое и моральное падение___,его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, про­гресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, - Президиум правления СП СССР, бюро Оргкомитета СП РСФСР и Президиум правления Московского отделения СП РСФСР лишают___ звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР».

В данном задании название романа подскажет имя автора. Конечно, это Пастернак.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущен­ных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нуж­ного элемента:

Пропущенные элементы:
1) образование Священной Римской империи
2) первый созыв Генеральных штатов во Франции
3) XIII в.
4) Куликовская битва
5) XVII в.
6) возникновение государства франков
7) X в.
8) опричнина
9) начало составления Русской Правды

Сложность этого задания в том, что необходимо синхронизировать события отечественной и зарубежной истории, что дается детям непросто.

XI в. в истории России - это создание «Русской правды».

Ледовое побоище или битва на Чудском озере - 1242 г., а значит XIII в., крещение Руси - 988 г., т.е. X в., а образование Священной Римской империи 962 г. - также X в.

Получается, что в XIV в. произошла Куликовская битва (1380 г.) и первый созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.).

12. Прочтите отрывок из Конституции СССР:

«Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интел­лигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государствен­ную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государствен­ной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений выше­стоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистиче­ской законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы. Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенарод­ное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Статья б. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его поли­тической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу... ».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения:

1) Данная Конституция СССР была принята в период руководства СССР И.В. Сталина
2) Принцип демократического централизма предполагает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих
3) Статья 5 данной Конституции СССР в период всей истории Советского Союза никогда не была реализована
4) Согласно данному отрывку в СССР существует советская власть
5) Данная Конституция СССР была принята XXV съездом КПСС
6) Одна из представленных в отрывке статей Конституции СССР была отменена до распада СССР

В этом отрывке из Конституции СССР есть несколько «маяков», на которые нужно обратить внимание:

1) упоминание в ст. 6 о КПСС как о «руководящей и направляющей силе» советского общества. Это сразу говорит о том, что перед нами - «Брежневская» Конституция 1977 г.
2) упоминание референдума.

Нам нужно выбрать верные суждения. 1) - отметаем сразу, т.к. руководил Брежнев. 2) - подходит, т.к. в ст. 3 достаточно понятно про это написано. 3) - не подходит, т.к. референдум о сохранении СССР проводился в 1991 г. 4) - подходит однозначно. 5) - не годится, т.к. съезды партии не принимали Конституции, а только Съезды советов. 6) - подходит, т.к. 6 ст. была отменена в 1990 г., до распада СССР, который произошел в 1991 г.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16:



13. Назовите страну-противницу России в войне, которой посвящена схема:

Задания по исторической карте часто вызывают затруднения. В данном случае представлена карта русско-японской войны 1904-1905 гг. это понятно по географическим названиям.

14. Назовите фамилию командующего русскими войсками в сражении, обозначенном на схеме цифрой «1»:

Цифрой «1» обозначено Мукденское сражение в Маньчжурии. Командовал русскими войсками генерал Куропаткин.

15. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме циф­рой «2»:

Цифрой «2» обозначено Цусимкое морское сражение.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верны­ми? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», не был сдан врагу
2) Русской эскадрой в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», командовал З.П. Рожественский
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был под­писан в американском городе Портсмуте
4) Одним из защитников города, обозначенного на схеме цифрой «3», был Р.И. Кондратенко
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия потеряла г. Владивосток
6) В сражении, обозначенном на схеме цифрой « 1 », русские войска одержали победу.

Здесь снова выбираем верные суждения. Цифрой 3 обозначен город-крепость Порт-Артур, он был сдан врагу генералом Стесселем в 1904 г. Соответственно, 1) - не подходит. 2) - подходит, т.к. русской эскадрой командовал Рожественский. 3) - подходит, т.к. мирный договор был действительно подписан в американском Портсмуте. 4) - подходит, т.к. Кондратенко - герой обороны Порт-Артура. 5) - не подходит, Владивосток Россия не теряла. 6) - не подходит, под Мукденом русская армия, скорее, потерпела поражение, а Мукден был захвачен японцами.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характери­стиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Повесть временных лет»
Б) Царь-пушка
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) скульптура «Рабочий и колхозница»

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) памятник культуры создан в XVI в.
2) памятник культуры создан в XVII в. автор - И.Е. Репин
4) автор - В.И. Мухина
5) автор-монах Киево-Печерского монастыря Нестор
6) автор - В.И. Суриков

«Повесть временных лет» по общепринятой версии принадлежит перу монаха Нестора. Царь-пушка отлита мастером Чоховым в XVI в. Картину «Боярыня Морозова» написал В.И. Суриков. Скульптура «Рабочий и колхозница» создана В.И. Мухиной.


18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных:

1) Данная монета выпущена после Карибского кризиса
2) Монумент, изображённый на монете, установлен в память о Сталинградской бит­ве
3) К моменту распада СССР количество ленточек на гербе СССР, изображённом на монете, сократилось
4) Война, юбилею победы в которой посвящена монета, началась в первой декаде июня
5) Монумент, изображённый на монете, создан по проекту скульптора В.И. Мухиной.

На юбилейной монете изображена скульптура «Родина-мать зовет». Она создана к 1967 г. по проекту скульптора Вучетича. Снова выбираем верные суждения. 1) - верно, Карибский кризис был в 1962 г. 2) - верно, в память о Сталинградской битве и установлена в Волгограде. Здесь можно и остановиться, в условии требовалось выбрать два верных суждения. 3) - не верно, количество лент с 1956 г. не менялось. 4) - не верно, ВОВ началась 22 июня, а это третья декада. 5) - не верно, Вучетича.

19. Укажите фотографии, где изображены здания, строительство которых завершилось в тот же период, когда была выпущена данная монета (в период руководства СССР того же государственного деятеля):


Для начала нам нужно вспомнить, кто руководил СССР в 1967 г., к моменту открытия памятника «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Это Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.). Значит подходит здание под цифрой 2) - дом Советов, построенный в конце 1970-х, а 3) - это дом-книжка на Новом Арбате, построенный при Брежневе.

ЗАДАНИЯ 20-25

Из манифеста императора

«Бессмертной славы, премудрый Монарх, Любезный Государь, Дед Наш, Петр Великий, Император Всероссийский, какую тягость и коликие труды принужден был сносить един­ственно для благополучия и пользы отечества Своего, возводя Россию к совершенному познанию, как военных, гражданских, так и политических дел, тому не только вся Европа; но и большая часть света неложный свидетель. Но как к восстановлению сего нужно было, в наипервых... благородное дворянство приучить и показать, сколь есть велики преиму­щества проевещенных держав в благоденствии рода человеческого против бесчисленных народов, погруженных в глубине невежеств; то по сему в тогдашнее ж время самакрай­ ность настояла Российскому дворянству, оказывая отличные свои к ним знаки милости, повелел вступить в военные и гражданские службы, и сверх того обучать благородное юношество, не только разным свободным наукам, но и многим полезным художествам...
Упомянутому ж установлению, хотя оное в начале несколько и с принуждением сопря­жено было, но весьма полезное, последовали все со времен Петра Великого владеющие Российским Престолом, а особливо Любезная Наша Тетка, блаженной памят, Государыня Императрица Елизавета Петровна, подражая делам Государя Родителя Своего, знание политических дел и разные науки распространила и умножила... Мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того несчетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежиость к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих·и годных к делу людей, одним словом заключить, благородные мысли Вкоренили в сердцах всех истинных России патриотов беспредельную к Нам верность и любовь, великое усердие и отменную к службе Нашей ревность, а потому и не находим Мы той необходимости, в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была...

1) Все находящееся в разных Наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают...»

20. Укажите год, когда был издан данный манифест. Укажите императора, издавшего этот манифест. Укажите название данного манифеста:

В самом начале документа указано, что это манифест. В тексте документа говорится об освобождении дворян от обязательной службы, установленной Петром I. Соответственно это Манифест о вольности дворянской от 1762 г., а автор его - Петр III.

21. В чем, по мнению автора манифеста, состоит причина, заставившая Петра I обязать дворян служить и учиться? В чем автор манифеста видит заслугу Елизаветы Петровны? Как автор объясняет причину принятия решения, выраженного в последнем предло­жении данного отрывка?

Данное задание можно выполнить, опираясь исключительно на текст документа. 1) Причиной стала необходимость иметь образованное дворянство для службы на благо отечеству. 2) Елизавета Петровна «разные науки распространяла и умножила» (основала Московский университет, например). 3) Причина в том, что дворянство стало образованным и прилежным к службе. А значит и незачем его принуждать к ней.

22. Укажите любые три меры, о которых не говорится в данном манифесте, предпринятые автором манифеста в период своего правления:

Петр III правил недолго, около полугода, был убит гвардейскими заговорщиками, возведшими на престол Екатерину II, но кое-что сделать успел. Во-первых, отменил преследование старообрядцев (старую веру обещал Пугачев, выдавая себя за Петра III); во-вторых, начал секуляризацию церковных земель, продолженную затем Екатериной II; в-третьих, вывел Россию из Семилетней войны, заключив союз с Пруссией, что, во многом, навлекло на него гнев гвардии.

23. В 1990 г. была разработана программа перехода СССР к рыночной экономике, которая называлась «500 дней». Укажите любые два направления реформирования экономики, которые предусматривалось осуществить в рамках реализации этой программы. Ука­жите причину отклонения этой программы Президентом СССР:

Программа «500 дней» предполагала переход к рыночной экономике для чего необходимо было: 1) приватизировать государственную собственность и 2) отменить централизованное управление экономикой, т.е. планирование. Горбачев отклонил эту программу, опасаясь социальных возмущений.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва­ются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Политическая деятельность князя Святослава Игоревича была успешной»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвер­дить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

РАССУЖДЕНИЕ

Аргументы в подтверждение:

1) Святослав разгромил соседа Киевской Руси - Хазарский каганат, которому славяне некогда даже платили дань.

2) Поставил правителями отдельных земель не вождей племенных союзов, как это было раньше, а своих сыновей, что снизило риск сепаратизма.

Аргументы в опровержение:

1) Святослав много времени проводил в походах, оставляя без прикрытия дружины Киев, чем не раз пользовались печенеги.

2) Святослав потерпел поражение от византийской армии, заключив не особенно выгодный для Руси мир, и был убит печенегами, возвращаясь домой из этого похода.

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России:

1) 912-945 гг.; 2) декабрь 1812 г. -декабрь 1825 г.; 3) март 1921 г. -октябрь 1928 г. В сочинении необходимо:

Евгений Михайлович Полушин, учитель истории: «Я решил взять период с декабря 1812 г. по декабрь 1825 г. Это время с изгнания французов с российской территории во время Отечественной войны 1812 г. до восстания декабристов. В этом насыщенном событиями историческом периоде, на мой взгляд, особенно выделяются два - создание Священного союза в 1815 г. и восстание декабристов 1825 г.

Инициатором создания Священного союза стал русский император Александр I, который еще с юности мечтал о международном третейском суде, необходимом для предотвращения военных конфликтов. Священный союз был сформирован после наполеоновских войн с целью сохранения того европейского порядка, который был установлен после победы антифранцузской коалиции над Наполеоновской Францией и недопущения революций.

В этот союз, первоначально основанный Россией, Пруссией и Австрией, постепенно вошли почти все европейские монархи. Но существование Священного союза принесло совсем не те плоды, на которые рассчитывал Александр I. Россия, верная идеалам Священного союза, подавила польское восстание 1830-1831 гг. и даже направила русские войска для подавления революции в Австро-Венгрии. Такая активность России напугала некоторые европейские страны и позволила заподозрить нашу страну в наличии планов экспансии, например, на Балканах, что сказалось в дальнейшем во время Крымской войны, в которой у России не оказалось союзников. Отсутствие союзников и международная изоляция стали важными причинами обидного поражения России в этой войне.

Н. Муравьев - один из основателей Северного общества декабристов и автор «Конституции» - программы этого общества. Тайные общества возникли в среде русских офицеров после заграничного похода русской армии. В Европе они познакомились с образом жизни и способами государственного управления, которые сильно отличались от российских реалий. Отсутствие крепостного права, относительное экономическое благополучие крестьян офицеры мечтали реализовать в России. На пути этого, по их мнению, стояла самодержавная власть, крепко стоявшая на страже крепостничества и управленческого произвола. Хотя до конца 1810-х годов молодые офицеры ее надеялись на добрую волю императора и мечтали помогать власти в реформировании страны. Убедившись, что Александр охладел к реформам, заговорщики взяли курс на вооруженное восстание. Северное общество, созданное Н. Муравьевым, представляло умеренное крыло заговорщиков, предполагавшее сохранение монархии при условии, что она станет конституционной. Восстание декабристов, как их позже стали называть, состоялось 14 декабря 1825 г. и было жестоко подавлено верными правительству войсками. Декабристы оказали огромное влияние на дальнейшую историю нашей страны, всколыхнув думающую часть общества, став примером бескорыстного служения идее благополучия страны. Хотя существует и иное мнение, сформулированное П. Чаадаевым. Он не одобрял восстания декабристов. Считал его бессмысленным и даже вредным, напугавшим и озлобившим власти, и сделавшим невозможными в обозримом будущем либеральные преобразования. Во многом он оказался прав».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ».

Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Задание 8 в ЕГЭ по истории

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА УЧИТЕЛЕМ
ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ГБОУ СОШ
№771 ТИМОФЕЕВОЙ НАТАЛИЕЙ
ВЛАДИМИРОВНОЙ

Н. Ф. Га­стел­ло

Н. Ф. Гастелло
Совершил первый
таран в годы войны.
Вражеский снаряд
повредил топливный
бак, и Гастелло
совершил огненный
таран - направил
горящую машину на
механизированную
колонну врага. Все
члены экипажа
погибли.

Зоя Космодемьянская

Первая женщина,
Герой Советского
Союза, партизанка, на
гражденная посмерт
но, замученная и каз
ненная фашистами в
ноябре 1941 г. в дерев
не Петрищево.

Лю­бовь Шев­цо­ва

Любовь Шевцова
Одна из участниц
подпольной
организации
«Молодая гвардия» в
г. Краснодоне

Лиза Чай­ки­на

Лиза Чайкина
Во время Великой
Отечественной
войны секретарь Пеновского
райкома ВЛКСМ Лиза Чайкина
возглавляла подпольную
организацию молодёжи,
принимала активное участие в
операциях партизанского
отряда, действовавшего на
территории Великолукской и К
алининской областей.

4) А. П. Ма­ре­сьев

4) А. П. Маресьев
после потери ног
сумел возвратиться в
строй и бить врага

В. Зай­цев

В. Зайцев
Снайпер, прославив
шийся в дни Сталин
градской битвы.
Во время
Сталинградской
битвы с 10 ноября по
17 декабря 1942 убил
225 солдат и
офицеров германской
армии и их
союзников, включая
11 снайперов.

Рубен Ибар­ру­ри

Рубен Ибаррури
Испанец по нацио
нальности, ребенком
эвакуированный в
СССР, За свой подвиг
при обороне Сталин
града, получивший
звание Героя Совет
ского Союза

Дмит­рий Кар­бы­шев

Дмитрий Карбышев
Генерал-лейтенант ин
женерных войск, про
фессор Военной акаде
мии Генерального
штаба, зверски заму
ченный фашистами в
концлагере Маутхау
зен. На морозе залит
водой.

Сидор Ков­пак, Алек­сей Фе­до­ров

Сидор Ковпак, Алексей
Федоров
Герои-партизаны, ко
мандиры крупных пар
тизанских соедине
ний, действовавших в
тылу врага на оккупи
рованной фашистами
территории

Яков Пав­лов

Яков Павлов
Сержант Красной
армии, прославивший
ся при обороне дома
во время боев за Ста
линград, впослед
ствии дом был назван
его фамилией

Александр Матросов

23 февраля 1943 в
бою за деревню Чер
нушки прорвался к
вражескому дзоту и,
закрыв своим телом
амбразуру, пожертво
вал собой, чтобы обес
печить успех своему
подразделению. По
смертно присвоено
звание Героя Совет
ского Союза.

Олег Ко­ше­вой, Иван Тур­ке­нич, Иван Зем­ну­хов

Олег Кошевой, Иван
Туркенич, Иван Земну
хов
Руководители
подпольной
организации
«Молодая гвардия»,
действовавшей в г.
Краснодон

Ефим Фомин и Петр Гав­ри­лов

Ефим Фомин и Петр Гав
рилов
были руководителями
обороны Брестской
крепости летом 1941
г.

Георгий Жуков

«Маршал Победы», ге
ниальный полково
дец, принимал парад
Победы 24 июня 1945
г.

Ар­ка­дий Гай­дар

Аркадий Гайдар
Советский писатель,
погибший в годы Вели
кой Отечественной
войны

Лёня Го­ли­ков, Валя Котик

Лёня Голиков, Валя
Котик
Пионеры, Герои Совет
ского Союза, отличив
шиеся в годы Великой
Отечественной войны

М. Кан­та­рия, М. Его­ров

М. Кантария, М. Егоров
Водрузили Знамя
Победы над
рейхстагом

А15

2.­Таня­
Савичева
Про­чти­те­от­ры­вок­и­ука­жи­те­ав­то­ра,­
11­лет­нюю­де­воч­ку­из­бло­кад­но­го­
Ле­нин­гра­да:
«28­де­каб­ря­1941­года.
Женя­умер­ла­в­12­часов­утра.
Ба­буш­ка­умер­ла­25­ян­ва­ря­1942-го,­в­
3­часа­дня.
Лёка­умер­17­марта­в­5­часов­утра.­…
Мама­-­13­мая­в­7:30­утра.
Са­ви­че­вы­умер­ли.
Умер­ли­все.
Оста­лась­одна­Таня.
Война­-­страш­ное­время.»

1)­Улья­на­Гро­мо­ва
2)­Таня­Са­ви­че­ва
3)­Зоя­Кос­мо­де­мьян­ская
4)­Зина­Порт­но­ва

А15

Катюша - появившее
ся во время Великой
Отечественной войны
1941-1945 годов не
официальное назва
ние бесствольных си
стем полевой реактив
ной артиллерии (в
первую очередь и пер
воначально - БМ-13,
а впоследствии также
БМ-8, БМ-31 и других).

А15

Мамаев курган,
легендарная вы
сота, вошедшая в
историю в годы
Великой Отече
ственной войны,
была расположе
на на территории
Сталинграда. В
настоящее время
- это город Вол
гоград.

А15. Ефим Фомин

Полковой
комиссар,
расстрелянный немца
ми в Брестской крепо
сти, неподалеку от
Холмских ворот. На
месте расстрела сей
час установлена мра
морная мемориаль
ная доска, увековечи
вающая его память.

А15. Брестская крепость

Крепость-герой,
первая принявшая
удар фашисткой
махины и более
месяца
удерживающая
натиск немецких
войск.

А15. Константин Рокоссовский

Советский военачаль
ник, герой Сталинграда
и взятия Берлина, в по
слевоенные годы был
министром обороны
Польши. Руководил 2
Белорусским фронтом
во время операции по
взятию Берлина.

А15. Людмила Павличенко

На выступлении в Чика
го этот советский снай
пер, женщина Герой Со
ветского Союза сказа
ла, обращаясь к амери
канцам: «Джентльме
ны! Мне двадцать пять
лет. На фронте я уже
успела уничтожить 309
фашистских захватчи
ков. Не кажется ли
вам, джентльмены, что
вы слишком долго пря
четесь за моей спи
ной?!»

А15. Николай Кузнецов

Легендарный советский
разведчик, при его актив
ном участии были уничто
жены - главный судья
Украины Функ, имперский
советник рейхскомиссариа
та Украины Галль и его
секретарь Винтер, вице-гу
бернатор Галиции Бауэр,
генералы Кнут и Даргель;
он возглавлял группу пар
тизан похитившую коман
дующего карательными
войсками на Украине гене
рала Ильгена.

А15. Ночные ведьмы

Ночными
ведь
мами называ
ли советских
летчиц, летав
ших на само
летах-бомбар
дировочной
авиации.

А15. Иван Черняховский

Иван
Черняховский, два
жды Герой Совет
ского Союза гене
рал-лейтенант, по
гибший в годы
войны. Не был ка
валером ордена
Победы?

А15. Город-герой Ленинград.

Впервые городамигероями были назва
ны города Ленин
град, Сталинград,
Севастополь и Одес
са в Приказе № 20
Верховного Главно
командующего от 1
мая 1945 года.
Остальные города
получили это зва
ние позднее.

А15. Воронеж

Через этот город в ходе
Великой Отечественной
войны, свыше 200 дней
проходила линия фрон
та, шли ожесточенные
бои, враг так и не смог
полностью им овладеть,
но городу так и не было
присвоено звание горо
да-героя.

А15. Ватутин и Черняховский. Военачальники ВОВ.

А15. Василий Чуйков

В обороне Сталин
града отличилась
героизмом своих
солдат 62-я армия
во главе с генера
лом Чуйковым.

А15. Василий Клочков

В.Г. Клочков про
славился в годы
Великой Отече
ственной войны
как один из геро
ев-панфиловцев,
задержавших не
мецкое наступле
ние на Москву.

А15. Шпагин и ППШ.

Пистолеты-пулеметы
Шпагина лишили фа
шистских захватчи
ков преимущества
перед Красной Арми
ей в автоматическом
стрелковом оружии.
В годы войны совет
ская оборонная про
мышленность выпу
стила 5,4 млн. ППШ.

А15. Панфилов.

Всем известен подвиг 28 бойцов
316-й стрелковой дивизии генерала
И.В. Панфилова, которые в течение
нескольких часов у разъезда Дубосе
ково сдерживали атаки нескольких
десятков (!) фашистских танков.
Именно тогда политрук В.Г. Клочков
произнес знаменитые слова: «Вели
ка Россия, а отступать некуда: поза
ди - Москва!». Отступать в конце
ноября 1941 г. действительно было
уже некуда - передовые части
врага на некоторых участках фрон
та подошли к столице на расстоя
ние 15 - 20 км.

А15. Талалихин В.В.

Военный летчик, участник Битвы
за Москву. 7 августа 1941 г.
одним из первых военных
летчиков Великой
Отечественной произвёл таран в
ночном воздушном бою. Раненый
летчик спустился на парашюте и
вскоре продолжил боевые
вылеты. За свой ночной таран
был награжден званием Героя
Советского Союза. За осень 1941
года сбил еще 5 немецких
самолетов. Погиб в воздушном
бою около Подольска 27 октября
1941 года.

А15. Покрышкин А.И.

Военный летчик-ас, второй
по результативности лётчикистребитель в авиации
союзников (не менее 60
побед, в том числе в группе).
Первый трижды Герой
Советского Союза, с 1972 г. маршал авиации Советского
Союза. Прошел войну с
первого до последнего дня.
Первый бой принял 22 июня
1941 г., первую победу
одержал 26 июня.

А15. Кожедуб И.Н.

Военный летчик-ас, наиболее
результативный лётчикистребитель в авиации
союзников (64 победы).
трижды Герой Советского
Союза, с 1985 г. - маршал
Советского Союза. Свой
первый самолет сбил во
время Курской битвы. С 1943
по 1945 год совершил 330
боевых вылетов, в 120
воздушных боях сбил 62
самолёта противника.

А15. АЛЕКСАНДР ЧЕКАЛИН

«Пионер-герой», партизанразведчик, Герой
Советского Союза. В июле
1941 года стал разведчиком
в истребительном, затем в
партизанском отряде в
Тульской области.
Занимался
разведывательной и
диверсионной
деятельностью.

А15. ЛЕНЯ ГОЛИКОВ

А15.­ЛЕНЯ­ГОЛИКОВ
Подросток-партизан, Герой
Советского Союза. В составе
партизанского отряда участвовал в
диверсионных акциях на территории
Новгородской и Псковской областей,
уничтожая технику и склады
противника, занимался разведкой. В
августе 1942 г. группа с его
участием подорвала машину, в
которой ехал немецкий генералмайор и захватила ценные
документы. За эту акцию Голиков
был представлен к званию Героя, но
получил его только посмертно, так
как в январе 1943 г. погиб в бою.

А15. Валя Котик.

Пионер-герой, партизан-разведчик, самый
молодой Герой Советского Союза. С 1941
года принимал участие в партизанском
движении, был связным шепетовской
подпольной организации (Украина),
участвовал в боях. В октябре 1943 г.
Обнаружил подземный телефонный
кабель, который был затем взорван
партизанами. В результате немецкий
штаб потерял связь со ставкой в Варшаве.
В октябре 1943 г. фактически спас свой
отряд, обнаружив группу карателей,
организовавшую облаву на партизан. Валя
убил офицера группы и, вступив в бой,
дал отряду время для перегруппировки.

А15. Зина Портнова.

«Пионер-герой», подпольщица,
партизанка, Герой Советского Союза. В
1942 году в Витебской области
(Белоруссия) действовала подпольная
организация «Юные мстители», в
которую вступила и Зина. Участвовала в
распространении листовок, диверсиях.
Устроилась на работу в офицерскую
столовую и отравила более ста
офицеров, чудом осталась жива. С лета
1943 года была разведчицей в
партизанском отряде. После провала
подпольной организации была схвачена
и после длительных пыток расстреляна
в январе 1944 года.

А15. Марат Казей

Пионер-герой, партизан-разведчик,
Герой Советского Союза. С 1942 года
принимал участие в партизанском
движении в Белоруссии. Воевать ушел
вместе с сестрой, после казни матери,
которая прятала у себя раненых
партизан. Был разведчиком штаба
партизанской бригады. Кроме разведок,
участвовал в рейдах и диверсиях. За
смелость и отвагу в боях награждён
орденом Отечественной войны 1-й
степени, медалями «За Отвагу»
(раненый, поднял партизан в атаку) и
«За боевые заслуги». Возвращаясь из
разведки и окружённый немцами,
подорвал себя гранатой.

Прошлый раз мы с вами разбирали . Сегодня хотелось бы вам напомнить о существовании еще одного типа заданий - это восьмое задание ЕГЭ (на дополнение информации). Оно посвящено событиям Великой Отечественной войны, то есть все вопросы в этом задании будут связаны с периодом 1941-1945 годов. Давайте посмотрим, что собой представляет это задание в демонстрационной версии ЕГЭ.

Задание 1

А) ____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Пропущенные элементы:

    Ялтинская (Крымская)

    Н.Ф. Гастелло

    Станция Прохоровка

    Тегеранская

    В. В. Талалихии

    Разъезд Дубосеково

Ответ:

Три предложения, шесть пропущенных элементов. Ответ оформляется так: под буквой вы пишете подходящую цифру, а затем в бланк ответов № 1 переносите получившуюся у вас комбинацию цифр.

Читаем предложения.

А) _____ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.

Мы с вами знаем, что «Большая тройка» - руководители СССР, США и Великобритании - встречались трижды: в Тегеране, в Ялте и в Потсдаме. Какие у нас есть варианты в пропущенных элементах? Ялтинская (Крымская) и Тегеранская конференции. 1943 год - это Тегеранская конференция. Ялтинская конференция проходила в феврале 1945 года. Но вы можете, если сомневаетесь, так подумать: вообще в Крыму в конце 1943 года возможно было проведение встречи руководителей государств? Для того чтобы в Крыму провести встречу, нужно чтобы он был освобожден, чтобы немецко-фашистские войска были отодвинуты с территории очень далеко. Иначе как безопасность обеспечивать? То есть Ялта и 1943 год не совмещаются.

Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский летчик ___, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.

Какие фамилии у нас есть? Н. Ф. Гастелло и В. В. Талалихин. Вспоминаем: Гастелло - командир экипажа, который направил подбитый горящий самолет в колонну военной техники. Это летние бои на территории Беларуси. Талалихин - летчик, совершивший первый ночной таран в боях под Москвой. Выбираем эту фамилию - 5.

В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ___.

Есть варианты ответов: станция Прохоровка и разъезд Дубосеково. Вспоминаем. Это, вообще, очень знаменитое сражение. Около 1200 танков с обоих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой. Ну а разъезд Дубосеково, если помните, связан с Московской битвой, где герои-панфиловцы, можно сказать, своими жизнями преградили путь гитлеровцам. Знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». То есть мы выбираем пункт 3.

В итоге получилась такая комбинация цифр: 453. Мы эту комбинацию цифр переносим в бланк ответов номер один.

Задание 2

Давайте потренируемся еще на одном задании.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

    Курская битва

  1. Нюрнберг

    Операция «Багратион»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Давайте решим это задание.

А) Завершила коренной перелом ___.

Понятно, что это какая-то битва. Какие битвы у нас есть в списке? Курская битва и

операция «Багратион». Коренной перелом в Великой Отечественной войне связан со Сталинградской битвой и победой под Сталинградом, когда была окружена и уничтожена армия Паулюса, и Курской битвой. Курская битва завершила коренной перелом. Мы выбираем ее. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии - это уже событие, которое произошло после коренного перелома, летом 1944 года, один из знаменитых десяти «Сталинских ударов».

Б) Международный трибунал над фашистскими преступниками заседал в городе ___.

У нас есть города: Берлин, Нюрнберг, Потсдам, Прага. Но явно не в Праге. В Потсдаме конференция держав-победителей проходила. Международный трибунал мог бы там проходить, но проходил в другом месте. Он проходил и не в Берлине, а в городке Нюрнберге, который считался тем местом, где зарождалось фашистское движение Германии. Нюрнбергский трибунал можно запомнить просто как название «Нюрнбергский трибунал».

Но здесь понятно, что речь не идет о Потсдаме. Мы знаем, что это не Потсдам. Поэтому у нас реальный выбор между Берлином и Прагой. Но Берлинский гарнизон капитулировал 2 мая, а вот уже после подписания общей капитуляции одна из группировок германских войск продолжала сопротивление в Праге. И две танковые армии советские были переброшены на территорию Чехословакии. Прага была освобождена.

У нас получается комбинация цифр: 136.

И еще одно задание такого же типа.

Задание 3

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Пропущенные элементы:

    В. Зайцев

  1. Ф. Д. Рузвельт

    К. Рокоссовский

    Я. Павлов

    Г. Трумэн

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся комбинацию цифр запишите в качестве ответа без пробелов и каких-либо знаков препинания.

Давайте решать.

А) ___ - сержант Красной Армии, прославившийся при обороне дома во время боёв за Сталинград (впоследствии дом был назван по его фамилии).

Вспоминаем: дом Павлова. Его и не восстанавливали после войны. Это такой своеобразный памятник тем ожесточенным боям, которые происходили в Сталинграде.

В. Зайцев - знаменитый снайпер, тоже прославившийся во время Сталинградской битвы. Но прославившийся другим - как снайпер.

Б) Потсдамское соглашение 1945 г. от имени США подписывал президент ___.

В списке два американских президента: Рузвельт и Трумэн. Рузвельт возглавлял страну с 1932 года и во время войны, но он умер к моменту Потсдамской конференции, и на нее приехал новый президент США, бывший вице-президентом при Рузвельте - Гарри Трумэн. Так что выбираем его фамилию.

В) Парад Победы на Красной площади принимал маршал ___.

Командовал парадом Рокоссовский, принимал Жуков.

В итоге получилось: 562. Вносим в бланк ответов эту комбинацию цифр.

Удачи на экзамене!

Практика 8

б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор

обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться

зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив

6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат

7. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль

9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный

10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать\ хр..нитель

11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток

12. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

13. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся

14. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный

15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад...рать

16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор

17. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший

18. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф

19. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир

20. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий

21. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть

22. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика

23. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный

24. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение

25. пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий

26. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт

27. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка

28. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир

29. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок

30. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва