Юрий александрович гарнаев герой советского союза. Гарнаев юрий александрович

Есть в нашем городе небольшая тихая улочка, скромная и зеленая. На табличках, висящих на домах, можно прочесть: «Улица Гарнаева». Его имя в нашем городе носит не только улица, но и школа номер пять, в которой также находится музей, посвященный Юрию Александровичу Гарнаеву. Помимо нашего города, его имя носят улицы в городах Балашов, Улан-Удэ и Феодосия, его именем названы теплоход, гимназия и благотворительный фонд. Памятник Гарнаеву находится даже во Франции, в городе Ле Ров. Кто же он, этот человек, чем он знаменит и какое отношение имеет к Жуковскому?

Июль 1958 года, Москва. В Тушино проводится очередной воздушный праздник. Над восхищенными зрителями проносятся стремительные истребители, зависают вертолеты, неторопливо пролетают пассажирские самолеты. Но вот в воздух поднимается что-то совершенно непонятное. У летательного аппарата нет ни крыльев, ни фюзеляжа. А струя из двигателя направлена вниз. И эта «летающая табуретка» не только поднимается в небо, но и передвигается по воздуху, как бы танцуя вальс. Диктор объявляет, что в небе - «Турболет», который пилотирует летчик-испытатель Гарнаев. Так страна впервые узнает имя этого человека.
Юрий Александрович Гарнаев родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов нынешней Саратовской области. Однажды на первомайской демонстрации Юра видит пролетающий над толпой самолет. Уже на следующий день он бежит на аэродром и уговаривает пилота прокатить его. Теперь в его жизни есть заветное желание - стать летчиком. Юрий еще не знает, сколько преград ему придется преодолеть на этом пути…

После окончания семилетней школы Юра Гарнаев переезжает вместе с матерью в Подмосковье, где работает токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе.

Здесь Юрий Гарнаев вновь возвращается к своей давней мечте - летать. В январе 1937 года он поступает в Мытищинский аэроклуб. Занятия в нем идут параллельно с работой на заводе. 17 июня 1937 года Юрий совершает свой первый самостоятельный полет - мечта сбылась! После окончания аэроклуба Гарнаев поступает в Энгельсское военное авиационное училище, которое успешно заканчивает в мае 1939 года.
Младший лейтенант Юрий Гарнаев направлен для прохождения дальнейшей службы в 51-й истребительный авиационный полк Забайкальского военного округа, и уже через год, как один из лучших пилотов полка, он становится инструктором Забайкальской военной авиашколы. С началом Великой Отечественной войны Гарнаев настойчиво рвется на фронт, однако подготовка летных кадров тоже считается важной задачей, и Юрия оставляют инструктором. Только в феврале 1942 года ему все же удается перейти в строевую часть. Полк, в котором он теперь служит, защищает дальневосточные рубежи страны от возможных налетов японцев.
В августе 1945 года начинаются боевые действия против Японии. Штурман 718-го истребительного авиаполка капитан Гарнаев участвует в Маньчжурской операции, выполняет 11 боевых вылетов на истребителе Як-9, и 28 августа его награждают орденом Отечественной войны I степени.
И вдруг как гром среди ясного неба - арест. Можно слышать массу версий о его причине: от утери секретной полетной карты до убийства по неосторожности… На самом деле причина была весьма прозаична - в китайском городе Дайрен (ныне - Далянь) 28-летний летчик познакомился с русской эмигранткой. Соответствующие органы проявили бдительность, и в декабре 1945 года Юрий Гарнаев был осужден судом военного трибунала «за нарушение режима секретности» и приговорен к 5 годам лишения свободы. До апреля 1948 года заключенный Гарнаев работает на заводе НКВД на Дальнем Востоке. И втайне от всех пишет стихи…

Случилось несчастье…
Большое несчастье случилось.
Из списков живых я надолго сейчас исключен.
И жизнь под откос, как разбитая бричка, свалилась,
На каторжный труд лиходейкой-судьбой обречен.
Как трудно словами измерить обиду и муки,
Как страшно поверить, как тяжко в душе перенесть,
Что цепи закона сковали мне волю и руки,
Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Вспоминает Станислав Гарнаев - старший сын Ю.А.Гарнаева: Вот очень интересно, что в лагере, мы по рассказам знаем, ни бумагу, ни перо не дают. Но папа находил все же где-то чернила. А бумаги не было. И он решил все же записывать. А на чем? И тогда он нарезал листы бумаги из использованных цементных пакетов.
Его досрочно освобождают в октябре 48-го. Лишенный воинского звания и наград, амнистированный, но не оправданный, Гарнаев возвращается в Подмосковье. Жена за это время нашла себе другого, жить негде, на работу с судимостью не берут… Но Юрий не сдается и страстно хочет вновь вернуться в небо.
Вспоминает Александр Акимов - начальник лаборатории ЛИИ имени М.М.Громова: Он говорит: я готов - что угодно, хоть уборщицей работать, но только на аэродроме. Ну, конечно, когда он говорил такие слова, он имел в виду, что, будучи на аэродроме, он, в конце концов, прорвется к своей любимой летной работе.
С большим трудом ему удается устроиться в Летно-исследовательский институт. Летчиком не взяли, поэтому на первых порах приходится работать технологом. Иногда ему разрешают полетать на связном самолете По-2. Гарнаев уже начинает думать о возвращении на летную работу, но тут его подстерегает новая беда… Летом 1950 года на предприятиях начинается «чистка от чуждых элементов». Под этим предлогом из института увольняют многих летчиков-испытателей и инженеров.

Вспоминает Алексей Алексеев - бывший комендант аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова:
Времена были такие, что было указание: кто был в заключении и кто был в плену, этих людей уволить… И под это тоже попал Юра.
Несмотря на очередной удар судьбы, Юрий Александрович не отчаивается. Он все равно остается работать в институте. Правда, теперь уже не на аэродроме, а заведующим клуба «Стрела». Но мысль о возвращении в небо по-прежнему не покидает его.

С появлением реактивной техники в стране начинается разработка принципиально новых средства спасения летчика - катапультных кресел. В Летно-исследовательском институте проводят их испытания. Дело это чрезвычайно опасное, и поэтому желающих катапультироваться не так уж и много, но Гарнаев с радостью берется за смертельно опасную работу. Главное - он вновь на аэродроме, вновь в небе! Только за три месяца 1951-го Юрий Гарнаев выполняет 7 воздушных катапультирований. 14 мая 1951 года он первым в стране выполняет катапультирование в скафандре, 14 июля катапультируется на скорости 900 км/ч. Для того времени это было рекордом.
А вскоре Юрий возвращается к главной мечте своей жизни - летной работе. С декабря 1951 года он - летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском. Начинается новая страница его биографии.
Трудно даже перечислить главные из проведенных им испытательных работ. В числе первых в стране Гарнаев начинает испытывать только появившиеся вертолеты. В 1958 году он проводит уникальный летный эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4. Годом раньше Юрий Александрович проводит испытания экзотического летательного аппарата «Турболет», представлявшего собой ферменную конструкцию с вертикально установленным турбореактивным двигателем и струйными рулями.

Вспоминает Александр Акимов: Эта машина, которая не только висела, но и летала вперед, назад, в разные стороны со скоростью и так далее. И, конечно, венцом этих полетов стал парад в Тушино, когда Гарнаев на «Турболете» продемонстрировал вот этот прекрасный полет на двигателе. Я почему говорю о двигателе? Потому что отказ двигателя является одним расчетным случаем и до сих пор в авиации. А там, на «Турболете», был один двигатель. Если двигатель отказывал - летчик погибал. Это 100%.
Одним из первых Гарнаев начинает испытания первого отечественного самолета вертикального взлета и посадки Як-36. Будучи универсальным летчиком-испытателем, Юрий Александрович успешно проводит испытания всех типов самолетов и вертолетов.
Вспоминает Валентин Васин - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР: Говорили: он все время торопится. А он действительно восполнял то время, которое он провел на сцене в клубе и токарем у станка, за время до 1949 года. Например, он мог так: встает в четыре-пять, едет в Люберцы, летает на вертолетах. Потом к семи - восьми часам летает на каком-нибудь бомбардировщике у Туполева. Пару-тройку полетов в ЛИИ по плановой таблице на истребителях. И, как ни странно, у него всегда все получалось. Как летчик он был отменный, и время свое планировал разумно, всегда у него все получалось, и все были довольны.

Но случались и непредвиденные ситуации… 29 декабря 1962 года при выполнении испытательного полета на вертолете Ми-6 возникает пожар двигателей, вертолет начинает терять управление и входит в крутую спираль. Командир экипажа Юрий Гарнаев до последнего управляет машиной, давая возможность покинуть гибнущий вертолет всем членам экипажа. В последний момент у Гарнаева не сбрасывается пилотская дверь. Спасает богатый опыт парашютных прыжков, летчик покидает вертолет через аварийный люк кабины штурмана.
Всего через полтора года - 16 июля 1964 года на винтокрыле Ка-22 в полете отваливается правая мотогондола. Летчики уводят падающий винтокрыл от города и покидают машину в последний момент. Командир экипажа Герой Советского Союза С.Г.Бровцев погибает, попав под лопасти вращавшегося винта, а Гарнаев остается жив только чудом.
Вспоминает Александр Акимов: …И Гарнаев выпрыгнул. Он сказал, что вот, я с такой силой оттолкнулся от борта, что до сих пор и еще потом месяц болела спина. А военный летчик Бровцев, по-видимому, не очень сильно оттолкнулся и попал в тянущий винт, его порубило винтом.
Через месяц - 21 августа 1964 года Юрию Александровичу Гарнаеву присваивают звание Героя Советского Союза. В тот же день он удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Это был единственный в истории случай, когда летчик-испытатель в один день получил две такие высокие награды.



Гарнаев - неоднократный участник авиационных парадов над Москвой и международных авиасалонов. Весной 1966 года на вертолете Ми-6 он принимает участие в монтаже опор линии электропередач в швейцарских Альпах.
Летом 1967 года, после завершения авиасалона в Ле-Бурже, вертолет Ми-6ПЖ под командованием Гарнаева выполняет тяжелую работу по тушению с воздуха сильных лесных пожаров на юге Франции. Иногда за один день выполняется до тридцати вылетов! Напряжение достигает предела, и случается непоправимое: 6 августа 1967 года в районе Марселя вертолет терпит катастрофу. Все члены экипажа погибают.
Вспоминает Алексей Леонов - дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР: Я был на похоронах вместе с Юрой Гагариным. Я видел великое горе всех людей. Сын его, Саша Гарнаев, тогда еще школьником был. Он стоял всхлипывал. Мама его и супруга ревели. Хоть мы и привычны к этому, но все это пережить было очень трудно.
Вспоминает Александр Гарнаев - младший сын Ю.А. Гарнаева: Когда папа разбился, от меня это скрывали. Мне еще семи лет не исполнилось, у меня было первое в моей жизни интервью. Мне задали вопрос: «Сашенька, когда ты вырастешь, кем хочешь быть?» Я, не задумываясь, ответил: «Как папа, летчиком-испытателем, героем».
Он исполнил свое детское желание. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев 15 лет проработал летчиком-испытателем. Сын остался верен мечте отца.

Андрей Симонов

Саратовской области.

В 1939 окончил Энгельское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации. Член коммунистической партии с 1941 года. Участвовал в Советско-Японской войне в составе 718 ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвел 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года - лётчик-испытатель ЛИИ. В 1953 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей ЛИИ, позднее инструктор Школы лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР.

В 1954 провёл испытания вертолета Ми-3 на режимы авторотации.

В 1957 испытывает опытные автопилоты на вертолёте Ми-4.

В этом же году проводит испытания «Турболёта», в 1958 году демонстрирует его на воздушном параде в Тушино.

В 1958 провёл эксперимент по испытанию средства спасения экипажа вертолёта, включавший отстрел лопастей несущего винта на вертолёте Ми-4 в полёте.

Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.

Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях (Ту-104).

В 1959 году восстановлен в коммунистической партии (член КПСС).

К 1960 году командир лётного отряда, член методического Совета ГКАТ, инспектор по технике пилотирования ГКАТ.

В 1960 г. в составе делегации Минавиапрома посетил США. Проходил обучение полётам на американском вертолёте V-44 фирмы «Боинг Вертол», а также на фирме Сикорского полётам на вертолёте S-58.

16 июля 1964 года в испытательном полёте потерпел катастрофу пилотируемый Гарнаевым винтокрыл Ка-22. Он остался жив, хотя последним прыгал с парашютом. Второй пилот прыгнул, но получил удар винтом по голове и погиб в воздухе, не раскрывая парашют. А третий летчик, полковник, командир части, и бортинженер почему-то не прыгали, они упали вместе с винтокрылом.

21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

Выезжал в Египет для передачи вертолётов Ми-4 и обучения египетских лётчиков.

Участник множества показов авиационной техники как в СССР, так и за рубежом.

Освоил 120 различных типов летательных аппаратов.

Причины катастрофы

Расследование катастрофы вертолета Ми-6ПЖ вела французская сторона. Данных об официальных выводах, к которым пришла французская комиссия, в русскоязычных источниках обнаружить не удалось.

Однако до настоящего времени существует несколько версий причин катастрофы:

1. Вертолёт задел скалу (по другим данным линию электропередач) хвостовым винтом, который разрушился. После чего корпус вертолета начал произвольно раскручиваться вокруг вертикальной оси. Экипажу удалось посадить вертолёт на площадку сверху плоскогорья, однако вертолёт вращаясь, сорвался с обрыва, упал вниз на горящий в ущелье лес.

2. Резкая потеря высоты из-за помпажа двигателя в результате попадания вертолёта в зону высокой температуры в момент нахождения над горящим лесом.

3. Диверсионный акт.

Освоенные типы летательных аппаратов

По-2 (У-2), Р-5, И-5, И-15Бис, УТИ-4, И-16, Як-9, Як-3, S-58, вертолет V-44, Ми-1, Ми-3, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ка-18, винтокрыл Ка-22, вертолет Як-24, Турболёт, Як-36, «Алуэтт» II, «Алуэтт» III, Ту-14, Ту-16, Ту-104, Ан-10, МиГ-15УТИ, МиГ-21Ф.

К 1960 году освоил 90 типов летательных аппаратов. Всего освоил более 120 типов летательных аппаратов.

Память

  • Улица в городе Балашове
  • Улица в городе Улан-Удэ
  • Улица в городе Феодосии
  • Улица в городе Жуковском
  • Улица в городе Чехов
  • Площадь в городе Симферополе
  • Мемориальная табличка на доме, где жил Ю. А. Гарнаев в городе Жуковском. Координаты 55.591383, 38.122567.
  • Его именем назван теплоход, базирующийся в Феодосийском порту.
  • «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева», г. Балашов, Координаты N 51°33.128 E 43°08.478.

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года
  • Орден Ленина (1964)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За победу над Японией»

Сочинения

Книге присуждена особая премия Всесоюзного конкурса им. Александра Фадеева (посмертно), 1970. Книга трижды переиздавалась: 1970, 1976, 1986 гг.

  • Автор стихов
  • Автор ряда очерков в советских журналах

(1917-1967) - Герой Советского Союза (21.08.1964), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.08.1964), капитан.

Родился 17 декабря 1917 г. в г. Балашов Саратовской области. С 1934 г. жил в поселке Лопасня (ныне - город Чехов) Московской области. В 1938 г. окончил Мытищинский аэроклуб. В армии с 1938 г. В 1939 г. окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС в Забайкалье. Участник войны с Японией в августе-сентябре 1945 г. - штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов.

В 1945 г. арестован и осужден военным трибуналом на срок заключения 5 лет. После освобождения в 1949 г. был принят в ЛИИ на должность технолога. В 1951 г. - парашютист-испытатель ЛИИ. 14 июля 1951 г. выполнил первое в стране катапультирование в скафандре. С декабря 1951 г. - на летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1953 г. окончил курсы летчиков-испытателей при Школе летчиков-испытателей. Выполнил первый полет и провел испытания «Турболета». В период с 1953 по 1964 гг. провел испытания: вертолетов Ми-3 на авторотации, на Ми-4 - испытания по отстрелу лопастей и испытания опытных автопилотов; испытания истребителя МиГ-21Ф на максимальную скорость; испытания ряда опытных двигателей на самолетах-истребителях; испытания средств спасения; силовой установки вертолета Ми-6; многоцелевого Ту-16 и военно-транспортного Ан-10 на сваливание; Ту-104 на режимы невесомости; испытания скафандров на МиГ-15, Ил-28, Ту-14. Участвовал в испытаниях Як-24, вертолетов Ми-10, Ка-22; в отработке крыльевой заправки на Ту-16. Всего провел испытания более 120 летательных аппаратов.

Погиб 6 августа 1967 г. при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция) на вертолете Ми-6ПЖ. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Государственные награды: медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени, медали.

Ю.А. Гарнаев в высотном спасательном скафандре ВСС-04 в полном снаряжении. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 3.
Расположение в кабине самолета Миг-15 летчика в скафандре ВСС-04 с открытым шлемом в момент прицеливания. Фото ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 23.
Из отзыва летчика-испытателя Ю.А. Гарнаева о полетах в высотном спасательном скафандре ВСС-04 на самолете Миг-15. ЛИИ. 1952 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 325. Л. 36.


Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 1.
Из отчета о результатах летных испытаний по обработке методики вывода самолета на посадку в особых случаях. ЛИИ. 1957 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 759. Л. 4.

. Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации .

Биография

Александр Гарнаев родился в городе Жуковский Московской области 1 сентября 1960 года в семье Героя Советского Союза Заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева . Его отец в 1967 году погиб при выполнении государственного задания во Франции .

С 1975 года Александр Гарнаев начал летать в Жуковском аэроклубе. В 1981 году с Золотой медалью окончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков, служил офицером в Советской Армии на лётных должностях в боевом 234-м Гвардейском истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа (Кубинка) до воинского звания капитан. В 1985 году поступил в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР (ШЛИ МАП) , после выпуска из которой с июня 1987 года работал лётчиком-испытателем в ОКБ А. И. Микояна.

В 1989 году с отличием окончил факультет «Стрела» . В 1994 году был переведён на лётно-испытательную работу в (ЛИИ) имени М. М. Громова, где командовал отрядом лётчиков-испытателей. В 1998 году А. Ю. Гарнаев с отличием окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «государственное и муниципальное управление», в этой же академии в 2002 году он окончил аспирантуру и защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата экономических наук .

За период работы в ОКБ А. И. Микояна проводил лётные испытания опытных самолётов МиГ-29М , МиГ-29К , МиГ-31Б/-31Д, на самолётах МиГ-23 , МиГ-25 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31 испытывал опытные ракеты и различные системы авиационного вооружения. 13 августа 1991 года выполнил первый подъём опытного самолёта, ставшего впоследствии первым опытным экземпляром микояновского перспективного истребителя с отклоняемым вектором тяги. Провёл большой цикл испытаний опытного комплекса стратегического назначения «изд.07», успешно завершённый проведением зачётных боевых работ по орбитальным объектам - эта программа позволила СССР асимметрично нейтрализовать американскую «Стратегическую оборонную инициативу» (СОИ).

С 1990 года выполнял различные спец. задания, сравнительные, совместные полёты по международным программам военно-технического сотрудничества на воздушный бой, методику лётных испытаний, в том числе на иностранных боевых самолётах на зарубежных военных и испытательных авиабазах в США , Франции, арабских и африканских странах, Юго-восточной Азии. Участвовал в многочисленных показах одиночного и группового пилотажа на самолётах МиГ-29 , Су-27 и Су-30 на авиасалонах и авиашоу в России, странах СНГ , Европы, Азии, США.

В ЛИИ Александр Гарнаев командовал отрядом лётчиков-испытателей № 1 (выполнявшим лётные испытания высших категорий сложности, на «крайние режимы»), участвовал в испытаниях опытного самолёта Як-130 , выполнял сверхдальние перелёты на Су-30 в группе под руководством Героя России Заслуженного лётчика-испытателя СССР А. Н. Квочура с полётным временем более 10 часов с многочисленными дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, в различных регионах - от заполярных до тропических широт, выполнял лётные исследования на экспериментальных летающих лабораториях, лётные эксперименты при расследовании авиационных происшествий.

Проводил значительную инструкторскую работу по подготовке лётно-испытательных кадров, а также на самолётах Су-27 , Су-30 , МиГ-29 в авиационных частях ВВС и ПВО : лидирование в обеспечение международных полётов смешанных групп, дозаправка в воздухе, воздушные бои, крайние режимы с маневрированием на малых (околонулевых) скоростях, предельных углах атаки .

В 2002 году закончил лётно-испытательную работу в ЛИИ имени М. М. Громова.


Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашове Саратовской губернии
(ныне - области ) .
С 1934 года Юрий Гарнаев жил в посёлке Лопасня
(ныне
- в черте города Чехова , Московской области ) .

В 1936 году он окончил 3 курса Подольского индустриального техникума .
В 1936-1938 годах работал токарем на Лианозовском вагоноремонтном заводе .
В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб .

В связи с поступлением в Энгельсскую военную авиационную
школу лётчиков
, в 1938 году
Юрий Александрович Гарнаев был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Мытищинским районным
Военным комиссариатом Московской области
.

По окончании авиашколы служил в строевых частях ВВС ( в Забайкалье ) .

Служба в истребительной авиации началась для него воздушными
боями с японскими милитаристами в районе реки Халхин-Гол
.
Здесь он получил свою первую боевую награду .

С 1940 года служил лётчиком-инструктором Забайкальской Высшей
авиационной школы лётчиков
в городе Улан-Удэ .

В начале Великой Отечественной войны Ю.А. Гарнаев подает рапорт
об отправке на фронт .
Однако рапорт удовлетворен
не был : опытный лётчик и инструктор
нужен был молодым авиаторам
.

С 1942 года Ю.А. Гарнаев вновь служил в строевых частях ВВС .

Юрий Александрович - участник советско-японской войны .
С августа по сентябрь 1945 года служил в должности штурмана
718-го истребительного авиационного полка
на Забайкальском фронте .
Совершил 20 боевых вылетов
.

В декабре 1945 года он был осуждён Военным трибуналом 9-й Воздушной Армии
"за нарушение режима секретности" и был уволен из Вооружённых сил .
Досрочно освобождён
в октябре 1948 года.

До 1948 года срок отбывал работая токарем , технологом , старшим диспетчером
завода МВД СССР
в городе Ворошилове
(ныне - город Уссурийск , Приморского края ) .
Перед освобождением являлся заведующим клубом МВД
в городе Норильске .

В 1949-1950 годах Ю.А. Гарнаев работал технологом в Лётно-исследовательском институте в городе Жуковском Московской области , а в 1950-1951 годах -
заведующим клубом "Стрела"
в этом же городе .

С января по декабрь 1951 года работал парашютистом-испытателем
Лётно-исследовательского института
.

14 июля 1951 года Юрий Александрович Гарнаев выполнил первое
в стране катапультирование в скафандре (высотно-компенсирующем костюме ) .

С декабря 1951 года являлся Лётчиком-испытателем ЛИИ .
В 1953 году он окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей .



Ю.А. Гарнаев провёл следующие работы
:
испытания скафандров (высотно-компенсирующих костюмов )
на самолётах МиГ-15 , Ил-28 , Ту-14 ( в 1951-1953 годах ) ;
испытания вертолёта Ми-3 в режиме авторотации ( в 1954 году ) ;
испытания опытных автопилотов на на вертолёте Ми-4 ( в 1957 году ) ;
испытания по отстрелу лопастей на вертолёте Ми-4
( в 1958 году ) ;
испытания на максимальную скорость самолёта МиГ-21Ф ;
испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях ;
испытания средств спасения
;
испытания силовой установки вертолёта Ми-6
;
испытания самолётов Ту-16
и Ан-10 на сваливание ( в 1960 году ) ;
испытания вертолётов Як-24 (
в 1953-1955 годах ) ,
Ми-10 ( в 1959 году ) , Ка-22 ( в 1962-1964 годах ) ;
отработка крыльевой заправки самолёта Ту-16 ( в 1956 году ) .

По причине отказа техники он неоднократно оказывался в сложнейших ситуациях ,
что называется "на грани" , и всегда выходил из них с честью .

В 1957 году он выполнил первый испытательный полёт на "Турболёте" , созданном
под руководством конструктора
Арама Назаровича Рафаэлянца в 1955 году
в Конструкторском бюро Лётно-исследовательского института .

В 1958 году турболёт , пилотируемый Ю.А. Гарнаевым , демонстрировался
на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей .
Результаты исследований были позже применены при постройке первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36 , а позже и серийного Як-38 ,
и именно
Юрий Александрович первым поднял в воздух этот самолёт .

Он также провёл ряд работ по Советской космической программе .
Ю.А. Гарнаев участвовал
в тренировках членов первого отряда Центра подготовки космонавтов ВВС в условиях невесомости в специально оборудованных
самолётах-лабораториях Ту-104ЛЛ
, предварительно испытав эти самолёты .

Занимался отработкой лунного модуля на "Турболете" и участвовал в тренировке группы космонавтов по этой программе на специально
переоборудованном
для этого вертолёте Ми-4 .

Юрия Александровича связывала тесная дружба с первым космонавтом Земли
Юрием Алексеевичем Гагариным , а также с другими членами первого отряда космонавтов ВВС .

Ю.А. Гарнаев - неоднократный участник авиационных парадов
под Москвой и Международных авиасалонов .

Весной 1966 года на вертолёте "Ми-6" он принимал участие в монтаже
опор линий электропередач
в Швейцарских Альпах .

Летом 1967 года Ю.А. Гарнаев вновь участвовал в работе Международного авиационного салона в Ле-Бурже (Франция ) .

Он был единственным Советским лётчиком , получившим из рук американцев сертификат на управление вертолётами конструкции
Игоря Ивановича Сикорского .

***
Сын Юрия Александровича - Герой Российской Федерации,
Заслуженный лётчик-испытатель РФ
Гарнаев Александр Юрьевич
(родился 1 сентября 1960 года ) достойно продолжает дело своего отца.
Выпускник Армавирского Высшего авиационного училища и школы
лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности.
Он работал лётчиком-испытателем в ОКБ А.И. Микояна и Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова
(город Жуковский, Московской области ) .
Руководил отрядом № 1 лётчиков - испытателей ЛИИ.
В настоящее время является Командиром воздушного судна
Airbus А-330 авиакомпании "Аэрофлот".

Н аграды:
Приказом войскам 12-й Воздушной армии № 018/ н от 28 августа 1945 года
и от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое
выполнение боевых заданий Командования на фронте в борьбе
с японскими милитаристами и проявленные при этом доблесть
и мужество"
штурман 718-го истребительного авиационного полка
старший лейтенант
Гарнаев Юрий Александрович был награждён
орденом Отечественной войны I степени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года
"За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники" , лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Гарнаеву
Юрию Александровичу
было присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№ 11212 ) .

В тот же день, Указом Президиума Верховного Совета СССР
За большой вклад в освоение новой авиационной техники
Юрию Александровичу Гарнаеву было присвоено
Почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

Это был единственный в истории награждений случай одновременного
присвоения званий Героя Советского Союза и Заслуженного
лётчика-испытателя СССР одному и тому же человеку.

Он был также награждён орденом Трудового Красного Знамени (1957 ) ,
медалями "За отвагу"
(1939 , За участие в боевых действиях в
районе реки Халхин-Гол
)
, "За Победу над Японией" (1945 ) и другими наградами.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо