Симеон верхотурский храм где находится. Святой праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский)

Паломничества

10 Марта 10 Людмила Белкина

Поездка к Симеону Верхотурскому

5-го сентября с.г. исполняется 10 лет со дня перенесения мощей святого праведного Симеона из Екатеринбурга в Верхотурье (второе перенесение мощей)

У раки с мощами святого праведного Симеона в Преображенском храме в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре стоит рясофорный инок Далмат. С любовью он встречает всех приходящих ко святым мощам, то и дело открывает окошечко, чтобы паломник мог приложиться к честной главе праведника. Сколько раз за два дня в Верхотурье и автор этих строк прикладывался к благоухающей главе праведного Симеона с просьбой не оставить, заступиться, потому что сильна молитва этого святого, известного всей России. Вечер. В полутемном храме почти никого нет, мы сидим недалеко от раки на деревянной лавке. Отец Далмат рассказывает о судьбе мощей и о своем служении у раки, прервав рассказ только для того, чтобы открыть мощи для припозднившейся группы из Ярославля. Паломники усердно кладут земные поклоны, благоговейно прикладываются к святым мощам. Никто, проделав сюда долгий путь, от праведного Симеона не уходит неутешенным.

- Отец Далмат, вы давно стоите у раки святого праведного Симеона?

На праздник праведного Симеона будет шесть лет, как я в этом монастыре. До этого четыре года я находился у его мощей в Екатеринбурге в храме Всемилостивого Спаса.

- Как Господь привел вас на это служение?

Господь с детства вел меня к этому праведнику. Мне хотелось с детства монашество принять, я просился у матери в монастырь. Мой брат, когда ему еще не было тринадцати лет, бросил школу и убежал в Псково-Печерский монастырь. Там постригся в монахи, оттуда приезжал, привез мне четки, старый параман, который дается при монашеском постриге - крест с лямками и нашивками, принадлежавший почившему старцу Симеону, постриженному в честь праведного Симеона. У меня такая радость была, я надел его на себя и все его дома носил. Мы жили в Нижнем Тагиле, а там мощи прятали в запасниках музея. Когда мне исполнилось семь лет, в музее был ремонт и мощи выставили из запасников в открытую часть. Он многим людям являлся, говорил, что его мощи тут находятся и можно прийти поклониться ему. Верующие пошли туда. Это было в 1964 году, перед самим праздником святого праведного Симеона. Приехали и мы с матерью, приложились к мощам, и я просил своими детскими словами: «Святый праведный Симеоне, помоги мне попасть монастырь, стать монахом!». И такую радость почувствовал, что принята моя молитва. Я попал к мощам самый последний, их сразу увезли в Екатеринбург. Строго было, кто проболтался в музее, куда увезли мощи, тех сразу увольняли.

В 1988 году моя мать, глубоко верующая, сказала мне, что слух идет: мощи праведного Симеона находятся у Владыки. Их тогда как раз отдали Церкви, но не разрешили выставлять, потому что еще была богоборческая власть. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мельхиседек держал их у себя в келье, там молились праведному Симеону келейно. В то время в Екатеринбурге был открыт только один храм - кафедральный собор Иоанна Предтечи. И так было много жалоб, что когда бабушки со всего города по воскресеньям идут храм, машины не могут проехать. Власти хорошо понимали, что пойдет народ, если в собор привезти мощи. У нас в Сибири на Урале праведный Симеон сильно почитаемый, он наш небесный покровитель.

А я в 1989 году поехал в Екатеринбург в храм Всемилостивого Спаса (сейчас там мужской монастырь), к батюшке протоиерею Николаю Покровскому: «Мне хоть что делать, только быть при храме». Он меня принял. Он мощи принимал и так и умер на праведного Симеона.. Приход у нас там был очень хороший, люди все глубоко верующие, с любовью относились друг к другу. Мне сильно хотелось в колокола звонить, алтарничать и в храме чтобы жить. Господь мне во всем этом помог. Меня и мою мать внутри храма сторожами поставили, чтобы мы в храме ночами находились. А днем я и так в храме. И алтарником был, и в колокола звонил, и у мощей стоял иногда. Мощи уже были там, рака только была другая, простенькая бархатная.

- Много народу шло к мощам?

Много, со всех сторон приезжали. Там проще, конечно, было, потому что только верующие тогда приходили. Накрашенных даже близко не подпускали к раке, Архиерей за это сильно ругал. Сейчас в косметику ведь всякая сквернота добавляется. Праведный Симеон многим являлся и во сне, и наяву, сообщал, где находятся его мощи, чтобы можно было к нему прийти, приехать поклониться. И люди уже никого не переспрашивали, как к нему добраться, как он им объяснил, так они и приезжали. Некоторые по четыре-пять суток к нему добирались. Много исцелений было. Рака с мощами там стояла до сентября 1992 года. 25-го сентября 2002 года исполняется десять лет, как их сюда перенесли, в Верхотурье. Они здесь до революции находились.

- Вы видели, как их сюда переносили?

Так я их сам сюда нес всю дорогу.

- Расскажите, как это событие произошло.

Событие это было очень чудесное. Храм тут еще был разрушен, купола не было. В монастыре торопились успеть, сутками работали.

В свое время переносили мощи святого Симеона из села Меркушина в Верхотурье тоже 25-го сентября (по новому стилю). Это - второе перенесение мощей. Погода была прекрасная. Священства было, я сам считал, 117 человек, дьяконов - человек 13. Люди в кучку спали в храме - не пробиться. Всю ночь молились в храме Всемилостивого Спаса праведному Симеону. Утром - служба. После поздней Литургии крестным ходом обносили мощи вокруг храма. Пасха была на улице, все иконы играли на солнце. Раку разрешили нести только священникам, но я как в нее вцепился, так и нес всю дорогу до самого Верхотурья. Когда сделали круг вокруг храма и встали против главного входа, мощи сами остановились в воздухе и их не могли с места сдвинуть. Известно из жития праведного Симеона, что когда его мощи переносили из Меркушина в Верхотурье, они несколько раз вставали. Блаженный Косьма за ними полз на коленочках и просил: «Праведный Симеон, остановись, больше не могу». Святой Симеон по его молитвам останавливался, лошадей хлестали, но не могли с места стронуть. И то же повторилось в Екатеринбурге: никто не мог мощи с места сдвинуть, дергали - а никак. Когда мы проходили кругом храма, на каждом углу крестообразно осеняли мощами. А когда у главного входа хотели так перекрестить, то не смогли. А я стою внутри, за ручки носилок дергаю, чтобы убедиться - как вкопанные! Батюшки устали, не поймут: «Что встали, почему не идем? Да мы, наверное, не вместе идем». А мы, кто держал впереди раку - отец Сергий, отец Николай и я поняли уже, что мощи встали. У меня ком в горле. Отец Николай мне: «Держи, Василий (это мое мирское имя) мощи, я сейчас побегу к Владыке».Подбегает к Владыке: «Владыка святый! Мощи встали!» Владыка сразу говорит: «Молебен служите!» И все давай петь: «Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!». Начали молебен служить, и минут через пять мощи потихонечку так легко-легко стали подыматься в воздух. Как будто их никто не держал, за них хоть за самих держись. И у всех сразу переворот в душе, мир. Молебен краткий отслужили, перекрестили мощами, и уже потом в автобус их положили и поехали.

По Екатеринбургу местами проходили с ракой пешком. Потом многим было показано: где пронесли раку - все было освящено, дорога была сияющая небесным светом. Шли, где Ипатьевский дом, в нем расстреляли Царскую Семью. Погода была - не описать, солнце играло. А до передачи Церкви одно время мощи держали в доме Ипатьева, там сделали музей. Известно, что среди вещей Царственных Мучеников нашли иконку праведного Симеона.

Они почитали праведного Симеона. Царь Николай II хотел приехать в Верхотурье поклониться его мощам, для Него даже построили дом. Он деньги отпускал на монастырь. Царские врата в нашем храме - тоже подарок самого Царя Николая. Каждый верующий человек икону не для красоты держит, а для почитания, для молитвы, к святому обращается, просит, благодарит за все.

День, когда мощи внесли в монастырь, забыть нельзя. К Верхотурью когда подъезжали, уже темно было, и всю дорогу стояли люди со свечами. Сейчас это вспомнишь - слезы текут. Едешь - всю дорогу люди старые, молодые крестятся, плачут. Среди них еще находились старики, которые 70 лет ждали возвращения этого святого угодника. К монастырю когда подъезжали - люди ревели в голос, наместник плакал, как мальчишка. Все Верхотурье тут собралось - верующие, неверующие. По радио, в газетах объявили. В храм сюда пришли - сразу запели тропарь, кондак, величание, пасхальные песнопения. Поставили раку под сени, краткий молебен отслужили, и все, они теперь здесь. До этого в Верхотурье хотели даже ввести комендантский час. Тут много судимых людей, много озлобленных. Монахи идут за хлебом - а тогда хлеб по карточкам давали, что мужики, что бабы ругаются: «Еще вы сюда приехали!» А когда мощи принесли, благодать сошла на Верхотурье. Сразу тишина, все сразу изменилось, благодать коснулась всех. Так эти мощи и пролежали здесь десять лет.

- И вы простояли у мощей все эти десять лет?

Нет, у меня не было решительности остаться. Мать меня просила вернуться в Екатеринбург, и я на следующее утро уехал. Жил там, два года в Краснодаре у духовника, у иеромонаха Симеона в Москве 15 месяцев келейником жил. Ездил в Дивеево. А когда сильное желание появилось обратно в монастырь, давай просить праведного Симеона: «Помоги, если будет воля Господня, возьми меня обратно в монастырь». Настоятель еще тогда хотел меня к мощам поставить, и я очень хотел этого. Я чувствовал свою вину, что тогда не остался. Но это, видимо, был Божий промысел. Тогда я еще не мог положиться на праведного Симеона. В Москве, когда у батюшки Симеона жил, все время свободное бегал по службам, старался особенно Литургию не пропускать. Однажды проспал, решил не идти - там уже «Отче наш» поют. Снова лег и мне снится праведный Симеон, толкает в бок, гонит в храм. В 1996 году я приехал сюда на праведного Симеона со своим батюшкой иеромонахом Симеоном. У нас была договоренность, что я его провожу, а сам останусь. Пришел к настоятелю: «Куда благословите. У меня только телогрейки нет».- «Зачем тебе она?» Он меня сразу поставил на послушание к мощам. .

- Вы с утра до вечера у мощей?

Я живу в храме и сплю здесь. На лавках места хватает, тепло.

- Какие люди идут к раке? Как надо подходить к мощам, какие советы можете дать?

Человек старой закваски идет со слезами, он знает, что идет к своему святому, просит: «Праведный Симеоне, к тебе приехали, помоги». Он действительно идет к святому угоднику на поклонение. Потому что святой Симеон духом всегда тут присутствует. А многие идут к нему как к неодушевленному предмету. Знай: приехал на святое место к святому угоднику, на благое дело - жди обязательно искушений. Нужно вооружиться молитвой. Когда человек приходит поклониться святому угоднику, дьявол сильно искушает, нападает, обманывает. С благоговением нужно подходить. Кто с чем подходит - то и получает. Говорят: «Я не успел попросить, а подошел к мощам - получил ответ». Как мы читаем в Акафисте праведному Симеону: он подает помощь прежде нашего прошения. А другой подходит и хочет что-то ему объяснить. Но праведный Симеон ведь сам его призвал сюда, сюда случайно не приходят.

Одни тут сразу исцеление получают. Другие с холодом идут, их не переубедишь, они холодные уходят. Когда мощи переносили, их принесли часа на два в Казанский храм в Нижнем Тагиле, сейчас там монастырь. Прихожане потом рассказывали, что у них была одна пробивная женщина, она потом ушла к кришнаитам. Для нее никаких препятствий никогда не было, Но она не смогла подойти к мощам, сама потом рассказывала. Кто с чем подходит, то и получает. Кого-то праведный Симеон прямо отталкивает, они слетают со ступенек, подсвечники сшибают. Некоторые после этого сразу уверуют. Мать нашего алтарника как-то попросила меня повнимательнее отнестись к ее неверующему родственнику: «Откройте ему окошко, хоть что-то скажите, чтобы душу ему задеть». Иногда человек подходит - ради него приходится всю очередь остановить, что-то ему сказать. Я ему говорю: «Приложись вот сюда» - «Да я неверующий». - «А ты покрестись, попроси: «Праведный Симеоне, помоги, моему неверию, вразуми меня». Сильно я, конечно, не настаивал, чтобы мне во грех не пошло. Он подумал, плечами пожал, лет ему за тридцать, такой здоровый, высокий. Решился. Приложился к открытым мощам, выпрямился. Его повело назад. Он начал отступать, отступать от мощей и слетел с лестницы, с трех ступенек. С пола встал - и опять назад падает. Народу много, все на него смотрят. Он руки успел подставить и на руки упал. Потом эта родственница ко мне приходит: «Отец Далмат! Чудо произошло! Уверовал!» Он ей сказал: «Симеон сам меня от себя оттолкнул». Это не первый такой случай. Люди иногда думают, что я их толкаю. А это праведный Симеон их к себе не подпускает. Старый он или молодой, а улетит отсюда, если положено. Таких даже держать не надо. Что Богом попущено, не дерзать даже своей рукой остановить. Если ему попущено слететь, это ему во вразумление пойдет.

Одна женщина приезжала из Нижнего Тагила, у нее нога отнималась, боли сильные, приложилась к святым мощам, потом в Крестовоздвиженский собор поднимается - и поняла, что у нее нога исцелилась, побежала благодарить.

Я читала, праведный Симеон особенно помогает и исцеляет глаза, ноги. Можно помазывать их маслицем от мощей, можно просто молиться, просить. Какими путями он исцелит - это воля Божия. Одного сразу исцелит, а другого - постепенно, сразу, видно, больному нельзя, он может Бога забыть. Господь-сердцеведец знает, кого какими путями спасать, кому здоровье дать, кому болезнь послать. На все - слава Богу! А мы иногда ропщем, хотим диктовать святым угодникам, забываем, что на все воля Божия. А исцеление здесь получают и наркоманы, и больные раком, от которых все профессора отказались.

- Вас праведный Симеон укрепляет?

Да. Он твою немощь тебе показывает, но и укрепляет невидимо. Есть пословица: креста не прошу, креста не бегу. Надо полностью положиться на волю Божию. Мне предлагали постричься, а я говорю: «Не готов». Я вижу, что Господь от меня сейчас другого требует. Люди приходят к мощам - мне приходится с ними побеседовать, утешение дать, что я могу. Порой неверующий вроде приходит, а духом чувствуешь, что он родной. Это праведный Симеон сам всех встречает. Приезжала келейница старца Николая с острова Залит, монахиня Николая, привозила большую икону Цесаревича Алексея и попросила меня, чтобы я ее приложил к святым мощам. Сильно почитает праведного Симеона старец Николай Гурьянов (ныне почивший - прим. авт). Отовсюду сюда приезжают, со всей России, из-за границы, из Америки - поклониться святому угоднику. Приезжал батюшка отец Олег и рассказывал, что у них в Канаде есть храм в честь святого праведного Симеона. И там его чтут. По преданию, перед концом света в будет духовный расцвет, тут Господь соберет людей для мученичества.

В Верхотурье как-то особенно чувствуешь любовь Небесную. Оно сразу становится каким-то родным душе. Не так уж много мы знаем о святом праведном Симеоне. Что был он из дворян, но отвергшись себя, все оставил и пришел сюда в этот далекий языческий край из центральной России и служил людям, занимаясь портняжничеством. Скончался около 1645 года. Мощи его нетленными вместе с гробом поднялись из земли, от них происходили чудеса. В 1702 году 12 сентября были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. Мы чувствуем любовь святого к нам, поэтому идем сюда.

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, презрев все мирские почести и земное богатство, удалился из России за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал селиться в самом городе Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/sep/25sep/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii-1-arpgg2bh64o.mp3

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он внезапно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей истекают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты? » - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский », - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския ».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, презрев все мирские почести и земное богатство, удалился из России за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал селиться в самом городе Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/sep/25sep/25-sent.prp.Simeon-Verhoturskii-1-arpgg2bh64o.mp3

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он внезапно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году , когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздержания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей истекают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты? » - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский », - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския ».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благоговением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с новой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор , рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря , где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор - третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» - явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», - и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая - 18 декабря).

Изучая иконостас любого православного храма, можно встретить на иконах как изображения широко известных при земной жизни чудотворцев, так и лики таких праведников, как Симеон Верхотурский. Его имя было малоизвестно современникам. Но мощи его были прославлены нетлением и источают чудеса до сих пор.

Кратко о земной жизни святого

Родившийся в начале XVII века святой Симеон Верхотурский при жизни был известен мало. При земной жизни мирские почести были ему чужды. Поэтому похоронив родителей, он отказался от наследства боярского рода и отправился за Урал.

Икона Святого праведного Симеона Верхотурского с житием

Поселившись в селе Меркушино неподалеку от Верхотурья, святой занимался рыбной ловлей, шил зимой шубы, много времени проводил в странствиях и молитве. Тому, кто совершает свои первые шаги на пути ко Христу, может помочь молитва перед иконой Симеона Верхотурского, который часто и подолгу молился об укреплении веры новообращенных жителей сибирской земли.

Умер святой рано, около 35 лет. Его похоронили на кладбище села Меркушино.

Чудесное прославление забытого праведника

Через полвека после этого тело святого было обретено нетленным. Имени его почти никто не помнил. Но чудо обретения мощей святого Симеона поразило многих: гроб поднялся от земли, через прогнившие доски были видны сохраненные от тления останки. В скором времени мощи святого исцелили парализованного селянина, а затем и многих других людей.

Факты о чудесном обретении мощей засвидетельствованы благодаря митрополиту Сибирскому Игнатию, лично прибывшему в Меркушино и сравнившему праведность святого Симеона с подвигами Алексия, митрополита Московского, и Сергия Радонежского.

Икона Симеона Верхотурского

В 1704 году 25 сентября по новому стилю мощи святого были перенесены в Верхотурский Никольский монастырь. В честь этого события ежегодно 25 сентября верующие со всей Сибири стекаются в Верхотурье, чтобы помолиться перед иконой святого Симеона.

На заметку! С годами целительная чудотворная сила мощей святого не иссякла: в начале XX века к ним прибывало до 600 000 паломников ежегодно.

Молитвы перед иконой святого Симеона Верхотурского

Прежде всего, святой славится целительной силой и врачеванием душ и телес. Борьба с помыслами и искушениями не обходит стороной никого, в чем бы ни подвизался человек - победить бесов поможет искренняя молитва перед иконой Симеона Верхотурского.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Внешний облик святого Симеона Верхотурского чудотворца, изображаемый на иконах, как и его имя, стали известны после видения во сне иеродиакону Никифору Амвросиеву русоволосого человека в белом. На вопрос «Кто ты?» он ответил «Я Симеон Меркушинский» и исчез.

Как покровителю Урала, святому Симеону молятся верующие этой части страны. Также особенно почитают его рыбаки. Чистая, от всего сердца молитва перед иконой праведного Симеона чудотворца поможет избавиться от многих невзгод и болезней.

На заметку! Первым, кто получил исцеление, был парализованный житель Меркушина. Поэтому сейчас страдающие от подобного недуга обращаются с молитвами к иконе святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского.

Известны случаи, когда перед иконой святого Симеона верующие избавлялись от слепоты, хромоты, душевных болезней.

Святой праведный Симеон Верхотурский

Лик Симеона Верхотурского сопровождал семью императора Николая II в скитаниях после отречения. Икона этого святого была обнаружена среди других служивших домашним иконостасом царственным страстотерпцам.

Мощи святого в музее атеизма

Новое забвение ждало святого с приходом советской власти. Гонения на веру не обошли стороной Верхотурский монастырь, который в 1926 году был закрыт. Все ценности были изъяты, а мощи святого передали в краеведческий музей города Нижнего Тагила.

«Иконописный подлинник» описывает образ святого так:

«Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Теперь верующие шли поклониться Симеону Верхотурскому… в музей. Почитание мощей святого было массовым, что привело к выводу их из экспозиции музея в 1935 году. Тогда власти решили выставлять чудотворные останки святого в музее атеизма города Свердловска, располагавшемся в Ипатьевском доме. На месте расстрела святых царственных страстотерпцев мощи Симеона Верхотурского хранились до 1946 года, а затем были отправлены в запасники исторического музея.

Неоднократно в советское время ставился вопрос об уничтожении или захоронении останков святого. Но в 1992 годы они были возвращены Церкви и перенесены вновь в Верхотурский монастырь.

Видео о праведном Симеоне Верхотурском

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва