План-конспект занятия на тему: Добро и зло. Классный час «Добро и зло

Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"

  • Карпова Ирина Игоревна , студент
  • Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского
  • Чалкова Галина Валерьевна , студент
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
  • СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  • ОПРОС
  • ОБЩЕНИЕ

Статья посвящена формированию представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не совсем сформирована.

  • Изучение показателей физического развития школьников и студентов
  • Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы
  • Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов
  • Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы
  • Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников

Каждый день человек сталкивается понятиями добра и зла, оказывается в ситуации выбора, совершает добрые или злые поступки. Мы думаем, что понимаем, когда человек поступает хорошо, а когда он поступает плохо. Система ценностей - понятие, обозначающее комплекс сформировавшихся у человека представлений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок») . Люди опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

С древнейших времен до современного этапа развития общества понимание добра и зла постоянно исследовалось и менялось. Тем не менее точных, общепринятых определений понятий добра и зла на данный момент не существует. Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста в современных условиях социально-экономического развития общества. Формирование этих представлений у дошкольников мы рассматриваем как одно из условий успешной социальной адаптации . Ребенок, имеющий некую систему ценностей, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить свои поступки, сверстников, старается регулировать свое поведение.

Понятия о добре и зле стихийно формируются у детей с самого детства. Ведь добро начинается тогда, когда на свет появляется ребенок. В дальнейшем на формирование представлений о добром и злом в сознании ребенка большое влияние оказывает социальный фактор – семья, детский сад, школа, вуз. В семье закладываются первоначальные основы личности. В.А. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени» .

В настоящее время проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с требованиями предъявляемыми Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.

Проблема понимания, соотношения и изучения понятий добра и зла интересовала людей с давнего времени. Проблемой изучения занимались многие учёные, такие как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант, Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель, Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли большой вклад в понимание данной проблемы.

В своей работе мы бы хотели изучить формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий социальной адаптации. Основным методом в нашей работе стал устный опрос - один из самых распространенных методов получения информации.

Учитывая специфику наших испытуемых – детей дошкольного возраста, мы придерживались следующих правил:

  • при составлении опроса важно, чтобы вопросы были просты, понятны и в тоже время не содержащие подсказок и указаний на конкретный тип ответа;
  • прежде чем начать опрос, нужно дать ребенку приспособиться к новой обстановке и расположить ребенка к себе приветливой мимикой и добрыми словами;
  • во время опроса не должно быть посторонних, исследователь должен быть один на один с отвечающим;
  • разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно. Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные;
  • если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство;
  • после каждого вопроса необходимо похвалить ребенка за его ответ;
  • интервью должно длиться 5-15 минут,не дольше, так как после этого времени у детей снижается интерес и устойчивость внимания;
  • при опросе детей, необходимо убедиться в правильном понимании ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы;
  • после окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

В нашем исследовании участвовали 17 детей из подготовительной группы. В ходе устного индивидуального опроса детям задавали следующие вопросы:

  • Что такое добро. Что такое зло?
  • Какого человека мы называем добрым, какого злым?
  • Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?

Обратимся к анализу результатов.

На вопрос 1 дети ответили следующим образом: (см.Приложение №1)

  • 24% сказали что, добро – никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки;
  • 43% понимают добро как помощь родителям, хорошее поведение, совершение добрых поступков;
  • 33% детей понимают добро, как дружбу,игру с другими, веселье;

Зло дети понимают как противоположность понятия добра.

Анализируя ответы детей на первый вопрос, можно прийти к выводу, что для детей изучаемые понятия имеют социальную направленность. 57% опрошенных детей считают, что добро и зло – понятия определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. 43% детей характеризуют данные понятия общением с близкими взрослыми. Исходя из ответов детей, можно убедиться, что данные понятия для детей старшего дошкольного возраста в первую очередь социально ориентированы.

Приложение №1 Зло – наоборот

На второй вопрос дети ответили что добрый/злой человек это тот кто: (см.Приложение №2)

  • 31% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто помогает другим, играет с ними, любит окружающих, никого не обманывает /вредит окружающей его природе, смеется над другими, обижает других;
  • 23% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто со всеми дружит, всегда придет на помощь, честный и добрый, со всеми делиться /жадничает, дерется, смеется над другими, всем мешает;
  • 15% под добрым и злым человеком понимают героев родного края - Илью Муромца /Соловья Разбойника;
  • 7% сказали добрый/злой человек это тот кто делиться игрушками конфетками /кидает фантики на улице, обижает других;
  • 24% сказали добрый/злой человек это тот кто ни с кем не дерется, помогает маме и папе /дерется, обижает других, жадничает, не помогает.

Приложение №2

Ответы на второй вопрос так же носят социальный характер. Большинство опрошенных наделяют доброго человека коммуникативными качествами, героизмом и щедростью; злого - насмешливостью, грубостью и неуважением к окружающим. Остальные дети подчеркивают важность общения с родителями. Сформированность представлений о добром или злом человеке – необходимое условие социальной адаптации детей, так как малыш должен научиться разбираться в людях и находить с ними общий язык.

На последний вопрос дети ответили, что они считают себя добрыми, и объясняли это тем что: (см.Приложение №3)

  • они помогают маме и папе (50%ответов);
  • они честные, делятся игрушками, никого не обижают, не жадничают(33%ответов);
  • они тихие и послушные (8% ответов);
  • они хорошие и их всегда хвалят(9%ответов);

Приложение №3

При ответе на третий вопрос 100% опрошенных нами детей назвали себя добрыми. Из диаграммы видно, что на первый план выходят семейные ценности (50% всех опрошенных ответили, что они добрые потому что помогают маме и папе), а общение со сверстниками и личностные особенности детей (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) отходят на второй. Примечательно, что дети без особых затруднений высказали свое понимание добра и зла, они с радостью шли на контакт с нами, смогли отнести себя к одной из предложенных категорий.

Таким образом, проанализировав результаты всех ответов детей по составленным нами вопросам, можно прийти к выводу, что общение дошкольников на этом этапе развития имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не сформировалась. Мы выяснили, что на первый план для дошкольников выступают отношения со сверстниками, а отношения с родителями постепенно отходят на второй план. У старших дошкольников еще не устоявшаяся система представлений о добре и зле. В дальнейшем с помощью бесед, личного опыта и специализированной литературы педагог поможет ребенку сформировать полноценное развитие системы понятий добра и зла и системы социальных ценностей, которые в будущем помогут ему адаптироваться в социуме.

Список литературы

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.
  2. Немов Р.С. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1995.- 496с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»

Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационная деятельность учащихся.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Вступительная часть

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) (работа в группах: 2 группы по 8 человек).

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

3. Основная часть.

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?

Хорошо, что у вас так много ответов.

Назовите однокоренные слова к слову «добро» («зло»).

Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).

1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный

2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.

Ответы детей.

Добро – то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.

В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Легенда о грехопадении.

А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.

Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.

Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.

А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?

Ответы детей.

Один человек молился: «Как ему спастись?»

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»

Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».

Что значит «безропотно»?

Безропотно – значит покорно, без недовольств.

Вывод:

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою д ушу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.

Есть еще один совет.

Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие .

Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.

Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

ВОПРОС:

Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите…

Два барана

(инсценировка сказки детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С.Михалков

Вопросы:

2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

Вопрос:

А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.

Стихотворение о добре.

«Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!»

Предлагается детям потренироваться в добрых делах.

1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?

2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

Работа с пословицами.

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери.)

Как мы назовем эту картину?

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Вывод:

Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!

Это так трудно.

- Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Злимся

Упрямимся

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.

Золотое правило доброго человека.


Алёна Роговая
Беседа «О добре и зле» с детьми старшей группы

Цель : Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи :

развивать чувство удовлетворения за добрые дела ;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости» , послушайте стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым , доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня?

Дети : О добре .

Воспитатель : А как вы думаете, что такое добро ? Что значит творить добро ?

Рассуждения детей.

Воспитатель : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа ?

Дети : Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель : А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель : Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты . Это Дерево наполняет мир добром , напоминает о том, что нужно творить добро . Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло) .

Воспитатель : Чтобы добраться до Дерева , нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие - болото.

Игра «Перейди болото» .

Правило объяснить : перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает.

Воспитатель : Что делать?

Воспитатель : Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети : Доброе .

Воспитатель : Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу .

Воспитатель : Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети : Вежливые, добрые слова .

Воспитатель : Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие :

Воспитатель : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) .

Ответы детей.

Следующее препятствие : «Герои сказок» .

Воспитатель : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые ?

Дети : Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха – Цокотуха» (комарик) .

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель : А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель : Назовите злых сказочных героев?

Дети : Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель : Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением .

Воспитатель : Добро побеждает зло , люди не зря говорят : Доброта спасет мир .

Вместе с детьми повторяем пословицы : Добро побеждает зло , Доброта спасет мир .

Воспитатель : Вот мы и добрались до дерева Доброты . (на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки , добрые дела . Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей : помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель : Давайте расскажем о своих добрых делах . Если вы совершаете добрые дела , значит у вас доброе сердце . Расскажите о своем добром деле , иприкрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело ! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты » .

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель : Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела .

Вывод : Хорошо ли творить добро ?

Ответы детей

Воспитатель : Добрый человек добро сеет .

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре .

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки . Давайте построим пирамиду Доброты . Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты . Давайте вспомним добрые дела , которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее .

Публикации по теме:

Практическая беседа с детьми старшей группы «Компьютерные файлы и папки» Практическая беседа с детьми старшей группы на тему: «Компьютерные файлы и папки Задачи: Обучающие: - Закрепить понятия «Файл», «Папка»,.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа с детьми 2 младшей группы «Мамочка, мамуля» Беседа «Мамочка, мамуля» Цель: -воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - развивать внимание, речь, мелкую.

Беседа с детьми средней группы «Если добрый ты» Ц е л ь: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам. З а д а ч и: осмысление и понимание слов “доброта,.

Беседа с детьми старшей группы «Права ребёнка» Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи. Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки.

Беседа с детьми старшей группы «Щелкунчик и мышиный король» Ольга Ермошина Беседа с детьми старшей группы " Щелкунчик и мышиный король" Цель: Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить.

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.

Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.

Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.

Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.

Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).

Ход занятия

На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:

Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..

Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.

Игра «Интервью».

Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.

Примерные вопросы для интервью:

Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?

По каким признакам мы определяем добрых людей?

Какие определения можно подобрать к доброму человеку?

Можно ли заставить человека быть добрым или злым?

Почему люди уважают добрых людей?

Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».

Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?

Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.

Первая сценка называется «Два друга».

«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».

Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?

Варианты поведения Димы.

1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)

2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.

3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)

В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.

Вторая сценка называется «История с машинкой».

«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».

Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?

Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.

1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.

2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.

3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.

4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.

Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.

- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо - плохо».

Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.

  • Поздороваться при встрече.
  • Нечаянно толкнул товарища и не извинился.
  • Перебивать говорящего.
  • Попрощаться уходя домой.
  • Громко кричать в помещении.
  • Поблагодарить за помощь.
  • Пропустить вперед более старшего человека у двери.
  • Уступить в транспорте место пожилому человеку.

Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.

  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Всяк хлопочет - себе добра хочет.
  • У злой Натальи все люди - канальи.
  • Сердце с перцем, душа - с чесноком. (Злой человек.)
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Ни от камня плода (не дождись), ни от вора добра.

Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?

О каком человеке говорят, что у него доброе сердце, а о каком - злое?

  • Всегда помогает людям.
  • Делает добро.
  • Не смеется над чужим горем.
  • Заботится о других.
  • Делает людям вред.
  • Смеется над чужой бедой.
  • Никогда не придет на помощь.

И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.

Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва