Интерактивные формы обучения на современном этапе. Теоретические основы использования интерактивных методов в процессе обучения

Материал можно использовать в 3 - 11 классах, всё зависит от выбранной темы предложенных игр..

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники мероприятия. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие задействовать всех участников в процесс обсуждения.

2. Необходимо позаботится о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В это связи полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

3. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут быть в прямой зависимости. Важно. Чтобы каждый ребенок был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

4. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы, с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

5. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его.

6. Отнеситесь со вниманием к делению участников мероприятия на отдельные группы. Можно на основе добровольности или случайного выбора.

7. Придерживаться принципа конфиденциальности.

8. Уважать мнение каждого, быть вежливым.

9. Быть доброжелательным по отношению к себе и другим (не критиковать).

ИГРА «ЮРИДИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ». Перед проведением игры участники знакомятся с литературой по заданной теме и готовя пять-восемь заданий. Группа распределяется на 2 команды. В них распределяются роли: нападение, защитники, вратарь. Команда нападения, которой выпало выступать первой, ставит вопрос группе защиты второй команды. Если защитники отвечают правильно. Их команда получает право ставить вопрос. Если неправильно. Вопрос переходит к вратарю. Если и тот не знает ответа. Команда получает гол. Обеим командам насчитываются баллы. Набранные во время игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ . Метод стимулирования идей всех участников относительно определенной темы на протяжении ограниченного периода времени. После презентации темы, понятия, проблемы участникам предлагается выразить свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой.

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ . Обсуждение конкретного вопроса, в котором принимают участие четыре-шесть участников, с целью выработки определенных решений, рекомендаций, советов. Такая форма дает возможность всем участникам принимать активное участие в обсуждении, а также ближе пообщаться. Все наработки малых групп обсуждаются позже всеми участниками мероприятия.

ТРЕНИНГ . Форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает спланированную последовательность действий, направленных на то,

Чтобы помочь объекту деятельности научиться эффективно выполнять работу или задание.

Для проведения тренинга необходимо подготовить помещение: расставить стулья по кругу, подготовить достаточное количество бумаги, маркеры, скотч. После каждого упражнения необходимо вывешивать итоговые данные, чтобы участники видели итоговые данные, чтобы участники видели результаты совместной работы. Тренинг лучше всего начинать со знакомства. Следующий этап-ознакомление с темой, планом, целями и заданиями тренинга. Очень важным элементом тренинга является установление правил, благодаря которым работа в команде будет эффективнее, поможет наладить дисциплину. По окончании тренинга необходимо подвести итоги, обобщить полученную информацию.

АУКЦИОН ЗНАНИЙ . Это активная форма проверки знаний. Предлагается вопрос « на продажу», команды называют балы за это вопрос. Если предложений больше от команд не поступает руководитель говорит: «Продано». Зачитывается вопрос, команда «купившая» отвечает, если ответ правильный к начальному капиталу прибавляется то количество балов, которое назвала команда. Если ответ не правильный, от начального капитала отнимается это количество балов и право ответа переходит к другой команде.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Учебная игра в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании игры и каждому - сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА . Учебная игра, в ходе которой участники создают определенные модели, алгоритмы действий. В отличие от предыдущего вида, данная игра не требует от участников входа в роль, она требует анализа конкретных жизненных ситуаций или проблемы и определения шагов на пути к их решению.

ОБУЧАЯ - УЧУСЬ . Метод, сущность которого заключается в том, что объект процесса обучения превращается в субъект, выполняя временно его функции и обязанности. Этот метод направлен на получение информации и на ее распространение среди других участников группы. Полученная информация не считывается. А пересказывается. Иногда по несколько раз. Таким образом обеспечивается ее лучшее запоминание.

ПИРАМИДА. Учитель предлагает группе построить пирамиду из знаний по разным темам и положительных впечатлений.

МИКРОФОН . Используя домашнее задание, ученики должны выступить с речью, которая рассчитана на одну минуту. Главное правило - не прекращать речь пока не кончится одна минута.

МОЗАИКА . Участники разбиваются на пары или на малые группы. Парам или группам раздают выдержки с текстом по данной теме, без названия, разрывные части. Задание заключается в том, чтобы сложить выдержки и ответить, например, к какому законодательному акту принадлежит данный текст.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается ситуация, за ограниченный промежуток времени команды должны проанализировать ситуации и ответь на вопросы, какие права были нарушены или законодательства и др.

ЧЕМОДАН . На плакате перед участниками мероприятия нарисован чемодан, каждая группа по очереди должны рассказать какие знание по рассматриваемой теме они возьму в дорогу или даже ощущения от мероприятия или общения.

КГУ "Средняя школа №14 им.Дм.Карбышева" Акимата г.Рудного.

Учитель казахскогоязыка и литературы

Шутаева Л.О.

Интерактивные методы обучения.

«Гуманисты утверждают, что процесс обучения протекает наиболее успешно при наличии у человека интереса и желания. Верно. Но как сделать так, чтобы этот интерес и желание у него появились? В этом и есть вся суть вопроса, на который до сих пор нет вразумительного ответа» - эти слова принадлежат известному российскому государственному деятелю В. Зубкову. И надо признать, что в современном обществе существует огромное количество возможностей для того, чтобы разжечь в учащихся огонь желания учиться. Одной из таких возможностей является проведение интерактивных занятий. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).
Американские исследователи Р.Карникау и Ф.Макэпроу, выявили в ходе проведенных исследований определенную закономерность обучения. Согласно которой, человек помнит лишь 10% прочитанного, 20% - услышанного.Также он помнит 30% - увиденного, 50% - услышанного и одновременно увиденного. И только 80% - того, что говорит сам и наконец, 90% -того до чего он дошел сам в деятельности. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, благодаря использованию которой в учебных заведениях, скучные и однообразные уроки превращаются в активный, яркий и запоминающийся процесс.

Тема нашей статьи очень актуальна на данный момент. Так как сейчас в преддверии внедрения 12-летнего образования перед школой стоит такая цель: подготовка конкурентноспособной личности, готовой к эффективному участию в социально-экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из задач образования сейчас стоит задача формирования социально-адаптированной личности, готовой к успешной и эффективной деятельности, воспитание активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, формирование личности, способной выносить свои суждения и нести ответветственность за свои действия. Все эти качества можно сформировать у учащихся как во внеурочное так и в урочное время. А именно путем интерактивных форм обучения. При применении этой формы обучение осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса.

При использовании интерактивных форм обучения у учащихся формируются такие качества как коммуникабельность, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение ставить перед собой цели и добиваться их. К технологиям интерактивного обучения относятся:

1)работа в паре;

2)ротационные тройки;

3)карусель;

4)работа в малых группах;

5)аквариум;

6)незаконченное предложение;

7)мозговой штурм;

8)броуновское движение;

9) дерево решений;

10)суд от своего имени;

11)ролевая игра;

12)дебаты;

13) креативное письмо;

14) РАФТ и др.

Учащимся очень нравится такой вид работы как «Карусель». Образуются два кольца: «внутреннее и внешнее». «Внутренне кольцо»-это сидящие неподвижно ученики, а «внешнее»-ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом они успевают проговорить за несколько минут несколько тем. Например внутренний круг задает вопросы внешнему. Так можно повторять различные лексические темы.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Например импровизация «В продуктовом магазине».

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например: «Воспитание детей в казахской семье». В разных местах класса расположенны источники информации (задания логического, творческого характера, презентации, видеофильмы и др.)

«Дерево решений». Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Одна из форм интеракции «Займи позицию» . Зачитывается какое-то утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «да» или «нет». Желательно чтобы они объяснили свою позицию.

Прием «Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное обучение –это прежде всего –диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Следует признать, что интерактивное обучение –это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная, групповая работа.

« Ротационные тройки».

Эта технология способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения. Разрабатываются вопросы, которые обсуждаются в « тройках».

« Тройки» должны видеть « тройку2 справа, « тройку» слева. Для всех « троек» задается один вопрос. После короткого обсуждения участники рассчитываются от 0 до 2.Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а учащиеся с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на местах и являются постоянными членами тройки. Результат – новая «тройка». Двигать «тройками» можно столько, сколько у вас вопросов.

«Два-четыре-все вместе». Обсуждение вначале происходит в « двойках», приходят к общему мнению, а потом обсуждение происходит в группе.

« Учебный мозговой штурм».

Для проведения мозгового штурма необходим инструктаж. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер.Четко регламентируется время.

1 этап-создание банка идей,2 этап-анализ идей в группе, 3 –обработка результатов, озвучивание.

«Уча - учусь».

Раздать карточки каждому ученику с фактами, касающимися темы урока. В течение нескольких минут ученики знакомятся с информацией. Затем передвигаясь по классу, учащиеся знакомят со своей информацией других учащихся и в то же время получают от них информацию. В течении определенного времени необходимо обеспечить максимальное общение учеников друг с другом. Затем предлагается рассказать и воспроизвести полученную информацию.

«Метод Пресс» .

Алгоритм действия. Раздать материал в котором указано 4 метода пресс.

Начиная со слов,…Я считаю, что…

Начиная со слов,… Потому что…

Например…

Следовательно,…таким образом…

Метод « Мозаика».

Участники объединяются в небольшие группы. (не больше 6 человек) для работы над материалом статьи, которая предварительно разбивается на части. Каждый член группы читает свою (6 часть) материала, становясь экспертом в ее содержании и готовясь преподать это содержание другим.

Затем члены разных групп, которые изучали одну и ту же информацию, встречаются в группе «экспертов» для обсуждения своей части. Информация рецензируется и они возвращаются в свои группы и по –очереди учат коллег по группе своему предмету.

«Социальные проекты» и другие внеаудиторные методы обучения.Это посещение спектаклей, выставок, просмотр фильмов.

«Использование общественных ресурсов» .

Приглашение специалистов на урок, проведение экскурсий.

Прием «Верно. Неверно»

При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждение и решают, верны они или нет. В результате возникает много дискуссий. Например.Звуки в казахском языке делятся на 3 группы. Чтобы определить вид бессоюзного сложносочиненного предложения надо подставить союз.

«Снежный ком».

Этот прием позволяет усвоить большое количество новых слов, развивает память, умение слушать друг друга, правильно произносить слова. Учащемуся предлагается по определенной лексической теме сказать одно слово затем следующий ученик, повторяя предидущее слово, называет свое. И так до последнего ученика. Последний в свою очередь должен повторить все слова.

Таким образом, интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможна реальная совместная деятельность.

Развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение образовательных задач

Обеспечивает воспитательную задачу,

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, смене форм деятельности. Для создания ситуации успеха на учебных занятиях необходимо придерживаться следующих правил:

Все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками,

ученики должны знать, что учитель верит в них,

Учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении. То есть создать для ребят ситуацию успеха.

1.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. – 152с.

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с.

  1. 3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с.
    4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Адильбекова А.К.

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан

Интерактивные методы обучения и их классификация

Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами .

Рис.1 – Пассивный метод

Пассивный метод (рис. 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Рис. 2 – Активный метод

Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рис. 3 – Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый .

Методы интерактивного обучения: Интерактивные игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; «Общая дискуссия»; проекты; семинары; «Общий галдёж»; словесные ассоциации; каждый учит каждого; «Мозаика» («Ажурная пила»).

Классификация игр:

- По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

- По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;

- По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

- По характеру педагогического процесса : обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.

Ролевая игра . Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Успешностьдействий участников игры определяется в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Деловая игра – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями являются:

Различие интересов участников игры;

Наличие общей игровой цели;

Реализация цепочки решений;

Использование гибкого масштаба времени.

Пары и группы. Это один из самых популярных методов, так как он дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в парах и группах даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. При нехватке знанийучащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;

Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;

Надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая (учебная) дискуссия. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий:

- Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;

- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение определенного времени. Этот прием может быть использован дляизменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск, то есть в более старшем возрасте.

«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование. Приём используется с целью развития:

Наблюдательности;

Навыков совместной работы;

Воображения .

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга - это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

Классификация интерактивных методов обучения

По Ю.С.Арутюнову – в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей .

Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения

Неимитационные

Имитационные

неигровые

игровые

Проблемное обучение

Анализ конкретных ситуаций

Деловая игра

Практическое занятие

Имитационные упражнения

Игровое проектирование

Семинар

Действие по инструкции

Разыгрывание ролей

Дискуссия

Проблемная лекция

Конференция

По О.С.Анисимову – в основе – обеспечиваемый результат:

- традиционные – лекции, семинары, практические занятия, тренинги (обеспечивают функцию трансляции);

- новые (имитационные) - (обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых);

- новейшие – инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры (обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития) .

По С.С.Кашлеву – в основе – ведущая функция в педагогическом взаимодействии:

- методы создания благоприятной атмосферы, организациикоммуникации;

- методы организации обмена деятельностями;

- методы организации мыследеятельности;

- методы организации смыслотворчества;

- методы организации рефлексивной деятельности;

- интегративные методы (интерактивные игры) .

По Д.В. Чернилевскому и Н.В. Борисовой – в основе: наличие модели и наличие ролей :

Иммитационные – иммитационное или иммитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);

Неиммитационные – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).

Итак, интерактивныеформыиметодыобученияпоказываютновыевозможности,связанные,преждевсего сналаживаниеммежличностноговзаимодействияпутёмвнешнегодиалогавпроцессеусвоенияучебногоматериала.Междуучащимисявгруппевозникаютопределённыемежличностныевзаимоотношения;иоттого,какимионибудут,вомногом зависитуспешностьихучебнойдеятельности.Умелаяорганизациявзаимодействияучащихсянаосновеучебногоматериаламожетстатьмощнымфакторомповышенияэффективностиучебнойдеятельностивцелом.

Литература:

1 Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие.- Алматы.: НИЦ « Ғылым», 2003.- 112 с.

2 www.letopisi.ru/

3 Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 1983. – С.11-15.

4 Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.-2004.-№4.- С. 78-83.

5 Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.wikipediya.ru/

6 Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно-практическое пособие/ Гусаков В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А., Карташова Е.Б., Исакова Е.К. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 92с.

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся включает следующие группы:

– пассивные;

– активные;

– интерактивные.

В процессе применения пассивных методов обучения обучающийся выступает в роли объекта обучения , он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем  источником знаний. Такие методики называют репродуктивными. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к обучающемуся), чтении, демонстрации. Обучающиеся при этом не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

При применении активных методов обучения обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Обучающийся устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы.

С изменением социально-экономических условий трансформируется трудовая деятельность человека, что актуализирует проблему поиска новых подходов к совершенствованию системы образования. Человек должен обладать соответствующими способностями, знаниями и умениями, чтобы осваивать технологические новшества. Современный специалист должен уметь работать в команде, принимать как самостоятельные решения так и согласованные с командой. В связи с этим, для современных методов обучения характерно то, что обучающиеся работают индивидуально и в команде.

Традиционные методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Вышеперечисленным требованиям удовлетворяют интерактивные методы обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса.

Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися.

Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный » (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

Однако взаимодействие, являясь основополагающим элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует при использовании практически любого из методов обучения. Тогда в чем заключается особенность интерактивных методов обучения? Для четкого определения данного понятия необходимо обратиться к идеям интеракционизма – теоретико-методологического направления в зарубежной социологии и социальной психологии.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика – это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Вывод. К интерактивным методам могут быть отнесены только те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.

Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др.

К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность педагога (тренера); большая продолжительность времени и др.

Для интерактивных методов обучения характерны некоторые особенности, связанные с деятельностью педагога и обучающихся.

Самоопределение обучающихся на основе внутренней мотивации. В деятельности внутренняя мотивация определяет целенаправленный характер действий обучающихся и выступает как активный стимул развития и достижения успеха.

Выстраивание стратегии собственной учебной деятельности. Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для осуществления самостоятельной деятельности. В процессе обучения обучающийся выступает как полноценный субъект деятельности и при этом он осуществляет разработку стратегии своей деятельности: прогнозирование, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач и пути их достижения.

Достижение успеха. Важно организовывать позитивный психологический климат, который обеспечивает радость познания в процессе выполнения творческой самостоятельной и коллективной деятельности. Желание обучающихся достичь успеха является важным стимулом к самосовершенствованию и саморазвитию. Известно, что педагогическая ситуация - составная часть процесса обучения, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе обучения и, как правило, разрешаются тут же. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности человека. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремится личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями. Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным. Ситуации успеха проектируются заранее педагогом или могут создаваться в процессе обучения.

Творческое общение. Творческое общение между обучающимися направлено на создание коллективного продукта (интеллектуального, материального). Творческое общение – это сложный процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В рамках диалога происходит выражение индивидуального мнения по конкретному вопросу и выработка коллективного решения.

Создание проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, столкновением различных мнений. Решение проблемных ситуаций возможно, если имеет место опора на индивидуальные особенности обучающихся, их интуицию, фантазию, свободу аргументации. В процессе обсуждения и обоснования выбора решения проблемы обучающиеся приходят к «инсайту».

Организация коллективного и индивидуального самоуправления . Распределение управленческих функций между всеми субъектами процесса обучения. В процессе обучения педагог делегирует некоторые управленческие функции обучающимся, при этом осуществляется коллективное и индивидуальное самоуправление. Создаются эффективные команды, определяется алгоритм их работы, распределяются роли и функции, происходит выбор способов взаимодействия субъектов деятельности.

Осуществление самоконтроля . Осуществление обучающимися самоконтроля в процессе учебной деятельности связано с проявлением активности и самостоятельности. В основе самоконтроля лежит система обратных связей, дающих возможность оценивать и регулировать деятельность. В ходе самоконтроля обучающиеся совершают умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы.

Позитивное оценивание. Позитивность оценивания – это отсутствие отрицательных оценок. Обучающиеся выявляют и оценивают собственные достижения при выполнении учебных заданий.

Рефлексивное отношение к деятельности. Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно рефлексия является «центральным феноменом человеческой субъектности» . Осуществляя рефлексию деятельности, обучающийся выявляет собственные резервы, возможности, движущие силы и противоречия. Обучающийся осмысливает замысел и последствия необходимости изменения действий.

Можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

– выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

– развития способностей обучающихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

– позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

– реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

– формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

– организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

– формирования и развития субъектной позиции;

– воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

Классификация интерактивных методов обучения

Выделяют следующие группы интерактивных методов обучения:

– неимитационные;

– имитационные (игровые и неигровые имитационные методы обучения).

К н еимитационным методам обучения относят следующие: проблемный семинар, тематическая дискуссия, «мозговой штурм», круглый стол и др.

При применении имитационных методов обучения создается нереальная обстановка или ситуация, что помогает обучающимся адаптироваться к реальной профессиональной среде.

К неигровым имитационным методам обучения относят следующие: решение производственных и ситуационных задач и упражнений, метод кейсов, метод микроситуаций, метод инцидента, игровое проектирование, информационный лабиринт, групповые дискуссии, просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением, моделирование конкретных проблем и др.

К игровым имитационным методам обучения относят следующие: «разыгрывание» ситуации в ролях, игры-симуляции, ролевые, деловые, организационно-деятельностные, инновационные, поисково-апробационные, проблемно-деловые игры, креативные интерактивные методы (метод синектики, метод ассоциаций, метод Дельфи), компьютерные игровые имитационные методы и др.

Необходимость применения интерактивных методов обучения можно объяснить тем, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, при дискуссионном обучении – 75 %, а при проведении, например, деловой игры усваивается около 90 % информации.

Модели взаимодействия между участниками

педагогического процесса

Обучение рассматривается как совместная деятельность педагога и обучающихся, то есть обучение как процесс усложняется по сравнению с учением за счет включения деятельности педагога, который осуществляет управление деятельностью учащихся. Управление как процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

С учетом того, что разные методы обучения основаны на применении разных управленческих моделей взаимодействия педагога и обучающихся, можно рассматривать м етод обучения как систему методических приемов и правил эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса на основе определения их ответственности и усилий по достижению дидактических целей и задач.

Например, модель управления в рамках традиционных методов обучения строится на основе субъект-объектного взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Типовой контур педагогического управления

в рамках традиционных методов обучения

Такую модель управления можно назвать директивной . Управляет один человек – педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Директивная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое.

В процессе обучения обучающийся присваивает новые знания, умения, потребности, нормы, ценности, развивает свои способности. Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются интерактивные методы обучения, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их собственный опыт и творческий потенциал.

Модели управления в рамках интерактивных методов обучения основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как распределение функций управления осуществляется между всеми участниками педагогического процесса. Такую модель управления мы называем кооперативной .

Индивидуальное самоуправление предполагает, что обучающиеся становятся полноценными субъектами учебной деятельности. В процессе самоуправления они осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; анализ результатов своей деятельности и самоконтроль; оценивание результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что обучающийся станет субъектом учебной деятельности только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для него станет ценностью саморазвитие и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках директивной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить также уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией и решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для всех участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках диалога.

Диалог – (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание .

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственнымиусилиями каждого.

Управленческим ресурсом в рамках интерактивных методов обучения является интеллектуальный потенциал обучающихся, их потребности и интересы.

Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 2.

педагога

Определение

проблемного

Интеллектуальный

ресурс обучающихся,

их профессионально, социально и личностно значимые

потребности и цели

Выработка

общей цели

Организация,

мотивация

деятельности

обучающихся,

педагогическое

наблюдение

Поисково-познавательная

деятельность

(формирование

индивидуальных

творческих

продуктов )

– самоопределение обучающихся, их видение проблемы;

– сбор информации;

– поиск решений, «мозговой штурм»;

– принятие решения

Презентация отчетов

Экспертиза

и рефлексия

Принятие

коллективного

решения

Коллективный интеллектуальный (материальный) продукт,

новые профессионально, социально и личностно значимые

потребности обучающихся и цели

Рисунок 2 – Типовой контур управления в рамках интерактивных

методов обучения

Проблема управления педагогическим процессом определяется тем, что ученический коллектив – это сложная иерархия групп и личностей с присущими им интересами и целями. Цели обучающихся часто противоречат друг другу и являются неустойчивыми. При разрешении проблем в группе возникает дифференциация, обусловленная индивидуальными особенностями каждого члена группы. Одни из них обладают «широкими» знаниями и способны находить аналогии из других проблемных сфер. Другие выполняют определенные роли, например, «критиков», «генераторов идей». Оптимальное решение проблемы, удовлетворяющиее всех членов группы, достигается через конфликт.

В этом случае, целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную учебно-познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми, что приведет к возникновению различных мнений и идей, флуктуаций (отклонение от нормы) и повышению эффективности процесса учения.

Основой этой модели является управление процессом усвоения обучающимся культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы деятельности определяются педагогом и обучающимися совместно, с учётом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.

Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо