Краткое житие алексия человека божия. Преподобный алексий, человек божий

Житие этого святого испокон веков чтили на Руси, принимали, как «своего», русского, несмотря на то, что родился он все же в Риме. Его жизненный путь не мог оставить равнодушным ни одно русское сердце.
Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида долго не могли иметь деток, но матушка не оставляла надежд и слезно просила Господа. И Он услышал ее мольбы, в семье родился мальчик.
Когда Алексий стал взрослым, отец и мать решили его женить, подобрали невесту: добрую и благочестивую девушку. Но после свадьбы Алексий отдал супруге свое венчальное кольцо и попросил его сохранить, а сам уехал из отчего дома в Лаодокию Сирийскую, в город Эдесса. Как известно, именно здесь хранился Нерукотворный образ Господа. Рядом с храмом Пресвятой Богородицы он стал просить милостыню, одевшись в нищенские одежды. Алексий наложил на себя строгий пост: вкушал только воду и хлеб, ночью непрестанно молился.
Пречистая Богородица явилась во сне местному сторожу и указала, что Алексий - человек Божий. Люди стали чтить святого, а тот тайно бежал, не желая такого всеобщего внимания. Так после 17 летнего пребывания в городе, он отправился в город Тар, но корабль сбился с пути, причалив лишь у берегов Италии.
Алексий Божий человек понял, что это Божие провидение и решил отправиться к своей семье, понимая, что вряд ли они его узнают. Отец, мать и супруга уже отчаялись его когда-то увидеть, долго горевали, но решили положиться на волю Господа. Когда Алексий пришел в дом к своему отцу и попросил ночлега, его приняли, накормили и оставили жить у себя в сенях. Прожил святой Алексий здесь 17 лет, и когда стало известно ему о дне кончины своей, он описал подробно всю свою жизнь на огромном свитке. В один из дней, на праздничной воскресной службе в соборе святого апостола Петра произошло великое чудо. Глас свыше возвестил о том, что нужно искать человека Божия, чтобы он вознес свои молитвы о Риме и всех людях. Все стали молиться и просить, чтобы было открыто имя этого человека, молитвы были услышаны, и всем стало известно, что человек Божий живет в доме Евфимиана.
Когда Евфимиан пришел к преподобному Алексию, в живых его уже он не застал. Почивший держал в своей руке свиток, для того чтобы его прочесть и император, и папа Римский стали молиться коленопреклоненно. И тогда святой Алексий исполнил их просьбу. В торжественной обстановке, в храме текст свитка был озвучен всему народу. Всю правду узнали и самые близкие люди Алексия человека Божия, которые также как и все, склонили свои головы в почтенной молитве перед телом святого. Честные останки были погребены 30 марта (по новому стилю) в 411 году. Почитание жизни этого угодника Божия отражено не только в многочисленных иконах святого, храмах, названных в честь него, но и в духовных стихах. Алексий человек Божий был небесным покровителем Алексея Михайловича Романова.

Солнечным днем лета 377 года в месопотамский город Эдесса вошел человек. Он долго бродил по улицам, разговаривал с людьми пока наконец не оказался возле храма Пресвятой Богородицы. Здесь, обратившись к сторожу он спросил:

“Большое горе случилось у моего господина, римского сенатора. Я служу ему много лет, и не могу сказать ни одного плохого слова в его адрес. Он добр и милосерден, всегда помогает нуждающимся. И вот такая беда… Много лет у него и у его жены не было детей. Наконец, Господь услышал их молитвы – родилсясын. Уж как любили они его, как заботились. И мальчик всегда радовал родителей. Недавно он достиг совершеннолетия. Отец нашел ему прекрасную невесту царских кровей, сыграли свадьбу. И вот в ночь после брачного пира юноша пропал.

Он молод. Хорошо одет. По нему видно, что он из знатной семьи. Родом он из Рима.Так ты не видел здесь никого, кто бы подходил под мое описание? “.

“Нет. У нас тут все больше люд попроще, а то и вообще больные да нищие. Сам погляди. Вот этот, например. Прибился к нам недавно – смотри, одни лохмотья на нем. Живет подаянием, и молится с утра до ночи!”

В этом нищем слуга не смог узнать того самого юношу, который после свадьбы уходя, отдал молодой жене свой золотой перстень и сказал: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Алексий, так звали юношу, с детства был воспитан в любви к Богу, и именно Ему он решил посвятить всю свою жизнь. Он отправился в город Эдесса, где хранился Нерукотворный образ Христа – оставленный Самим Иисусом Христом отпечаток лица на полотне. Там в притворе храма – в посте и молитве – святой провел 17 лет. Когда в видении Пресвятая Богородица указала церковному сторожу на Алексия как на человека Божия., жители Эдессы стали почитать его. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы и направился на родину апостола Павла, в город Тарс. Но корабль сбился с курса и причалил рядом с Римом. Святой увидел в этом промысел Божий и направился к дому своего отца.

Годы скитаний изменили внешность Алексия до неузнаваемости и никто так и не узнал его. Еще 17 лет преподобный прожил в каморке под лестницей родного дома. Зачастую ему приходилось терпеть унижения и оскорбления от слуг, но он принимал всё со смирением. Пища его состояла из хлеба, воды и постоянной молитвы.

Однажды в воскресенье после Божественной литургии в соборе произошло чудо. Все присутствующие услышали голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Искать его голос велел в доме сенатора. Множество народу вместе с императором и Папой Римским отправились туда, но не застали святого Алексия в живых. В руке преподобный держал свиток с описанием всей своей жизни, которое составил, зная о приближении смертного часа.

Житие было прочитано, и отец, мать и жена узнали Алексия. Поклониться телу святого пришло множество верующих, и немало было явлено чудес и исцелений.

На Руси история Алексия, человека Божия, всегда была особо любима народом. Памятуя историю преподобного, русские люди стараются привечать нищих и странников и просить их о молитве.

Алексей человек Божий , (ДЕНЬ ПАМЯТИ 30 МАРТА ), наравне с бедным Лазарем, стали своими героями бедняков именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих.

В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей:


Слева святой Алексий справа Иоанн Предтеча

Алексей, человек Божий — святой, сын знатного римлянина, сенатора Евфимиана, живший во времена римского папы Иннокентия I (402-417) и его жены Аглаиды. В молодые годы Алексей покинул родные места, вначале он жил в Сирийском городе Латакия , пас там мулов и с погонщиками добрался до Эдессы. Долгое время нищенствовал при храме в г. Эдесса в Сирии (ныне это турецкий город Шанлыурфа, город пяти пророков в уотором по преданию родился Авррам ). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его. По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс . Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

А затем возвратился в Рим, в родительский дом, где, не узнанный близкими и пренебрегаемый слугами, жил подаянием в доме родителей под лестницей. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
Незадолго до кончины Алексея, во время богослужения в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда на службе присутствовали императоры Аркадий и Гонорий, святой римский папа Иннокентий услышал голос от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в Пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение ». В четверг вечером папа, императоры и народ собрались в храме и стали молиться, чтобы Господь указал им на святого. В конце концов послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки ». Сам Евфимиан понятия не имел, о ком идет речь, но прислужник рассказал своему господину про нищего, о котором ему когда-то поручил заботиться Евфимиан, и поведал о том, какую благочестивую жизнь вел тот нищий. Евфимиан побежал к святому, но тот уже умер. В руках покойного обнаружили свиток, однако вынуть этот свиток никто не мог. Тогда в дом к Евфимиану пришли императоры и папа Иннокентий . После молитв папа извлек из рук святого свиток, который оказался автобиографией. После ее прочтения обнаружилось, что святой Алексей был сыном Евфимиана.


Папа римский Иннокентий Первый и император Рима Гонорвий

Похоронен он был, вероятно, в римском храме Святого Петра, где на площади перед собором был выставлен гроб с телом Алексея, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии .


Позднее мощи святого Алексея были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме и ныне покоятся там же, под престолом в одной раке с мощами мученика св. Вонифатия . Храм святого Вонифатия был построен на том самом месте где находился дом родителей святого Алексея куда он и вернулся нищим после странствования по Сирии.


Церковь Вонифатия в которой покоятся мощи Алексея.

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412 —435 ) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках.


Над алтарём католической церкви Вонифатия, та самая лестница под которой в доме родителей жил святой Алексий. Сейчас её только позолотили

До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи . Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.


Колодец из родительского дома святого Алексия из которого святой пил воду. Колодец стоял у дома на месте храма


Эдесская икона Богородицы святого Алексея. Чудотворная икона находится в этом же храме и называется
Мадонна ди Сант-Алессио (Мадонна святого Алексея)

Возникновение культа святого Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений .


Церковь Вонифатия

В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому . Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых », в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был католический святой епископ Праги Адальберт .

Гробница с мощами Св.Алексея под престолом церкви в г.Риме.

В 1216 году мощи святого Алексия были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых — Вонифатия и Алексия их мощи и покоятся в одной гробнице под главным престолом.

Мощи святого Алексия были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II)


Золотой ковчег с головой св. Алексея

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву »


В новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого, похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом .
От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого Алексия .

Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича Романова . В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел. Алексиане опекали осуждённых на смерть, помогали психически больным, погребали умерших от чумы .


СВЯТЫНИ ХРАМА.
. Храмовая икона прп. Алексия человека Божия
. Икона Пресвятой Богородицы Грузинская
. Икона святителя Филарета Московского
. Мощи Киево-Печерских святых
. Мощевик Киево-Печерских святых храма прп. Алексия человека Божия
. Чудотворная икона "Целительница"
. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Федоровна .


Красивый храм 18 века в честь святого Алексея человека Божьего есть и в городе Костроме.

Всё это говорит, что святой из далёкого Рима, был очень почитаем и в России .


Возвысився на добродетель и ум очистив, /
к Желанному и Крайнему достигл еси, /
безстрастием же украсив житие твое, /
и пощение изрядное восприим совестию чистою, /
в молитвах яко безплотен пребывая, /
возсиял еси яко солнце в мире, /
преблаженне Алексие.

С древних времен почитают святого Алексея. Это Божий человек, который не был пострижен в монахи, однако причислен к лику преподобных.

«О Великий Христов угодник, святой Божий человек Алексей, моли Бога о нас!» - так может звучать краткая молитва, которую можно читать ежедневно любому человеку о защите своего дома, семьи, города и государства в целом. Можно просить помощи и защиты в опасных житейских ситуациях, на море и на суше, в зоне военных действий и просто утром, на день грядущий.

Имя

Защита, отражение, предотвращение - все эти слова характеризуют Алексея. Это имя занимает особенное положение на Руси. В православном календаре день святого Алексея встречается не один раз, есть несколько святых с таким именем. Православные верующие особо почитают сына Романовых - царевича Алексея. Царевича Алексея и преподобного связывает невидимая нить. Ведь только при нем стали служить в храмах специальную службу и строится храмы с именем святого.

Например, по приказу царя Михаила Романова, в селе, входящем в собственность княжны Трубецкой, был построен храм имени преподобного. Это село носило название Копытово, а позже переименовано в Алексеевское. Здесь царь проводил достаточно времени, охотясь и просто отдыхая с семьей. Именно из этого места он отправлялся на богомолье в Со временем деревянная церковь обветшала, и ее разобрали. Престол же перенесли в построенный каменный храм Тихвинской Божией Матери, где теперь есть Алексеевский придел.

Корни

Сам святой Алексей имеет римские корни. Его родители были благочестивы, имели знатное происхождение. Отца звали Евфимиан, а мать - Аглаидой. Рождение долгожданного сына римской четы пришлось на 5-й век. Алексей воспитывался в христианских традициях, на примере родителей, которые постоянно помогали нищим, вдовам, странникам, сиротам и всем, кто нуждался в их помощи. С юных лет он хотел служить только одному Богу, однако, когда достиг возраста совершеннолетия, вынужден был обручиться с молодой девушкой из знатных.

Но не прожив с ней, сразу молодой жених отдал невесте свое кольцо. «Пусть между нами будет Господь…» - сказал Алексей, дав понять жене, чтобы она хранила кольцо, пока Бог не обновит их своей благодатью. Сказав сие, он отправился в Азию, где раздал все, что у него было, и принял облик нищего.

Теперь Алексей, святой человек, стал простым нищим, просящим возле храма подаяния. Ночи он отвел для горячей молитвы к Богу. Так длилось на протяжении семнадцати лет. Едой преподобному служили только вода с хлебушком. Нельзя описать радость, испытанную им при принятии милостыни от собственных слуг, которые находились в поисках пропавшего господского сына и промыслом Бога оказались в этих местах.

Слуги не узнали хозяина в исхудавшем нищем, просящем подаяния у храма. Алексей прослыл человеком Божиим и праведником среди местного населения. Дабы слава не зацепила его сердце, он решил покинуть это место и отправился из Эдессы, города, где провел все это время (сегодня это современная Турция), куда глаза глядят, сев на первый попавшийся корабль, который направлялся в Тарс (на родину апостола Павла).

Промысел Божий

Но промыслом Божиим святой Алексей не попал в место назначения. Сильная буря изменила ход корабля, и он оказался снова в Риме. Придя к себе домой, он не был узнан своими родителями, женой, слугами… Но они с радостью приняли странника и предоставили ему место в своих владениях. Так праведник провел еще семнадцать лет, подвергаясь всяческим издевкам со стороны слуг, которые отбирали у него пищу, присылаемую богомольцу с господского стола. Нельзя сказать, что святой прожил эти годы легко, наблюдая со стороны за родителями и женой, которые скорбели о пропавшем Алексее…

Смерть

Почувствовав приближение смерти, святой Алексей, человек Божий, описал подробно свою жизнь. А в это же самое время народ услышал глас Бога в самом соборе Святого Петра, который призывал найти человека Божия, способного помолиться о Риме. Люди были в недоумении, как услышали второй раз призыв Бога. Это произошло уже в присутствии самого императора Гонория. Голос указал на дом господина Евфимиана, где слуги подтвердили о присутствии в нем нищего, который творит непрестанную молитву и смиренно сносит все унижения. Придя в дом к Евфимиану, люди увидели почившего смертью праведника Алексея, лицо которого сияло, а в руках был свиток с описанием всей его жизни.

Первые чудеса

Долго рыдали родители и жена у тела святого. Они были поражены его праведностью. А свиток в руках Алексея был так зажат, что никто не мог его взять. И только после того, как сам император смиренно встал на колени перед телом праведника и просил его разжать руки, дабы взять написанное, свиток стал доступен для прочтения.

После того как тело подвижника было перенесено на соборную площадь, к нему потекли потоки паломников, многие из которых получили чудесные исцеления. Останки святого нес даже сам император. Погребен богомолец был тридцатого марта в церкви Святого Вонифатия. Теперь это День святого Алексея. Именно здесь он когда-то венчался со своей женой. Так святой Алексей, не приняв монашеского пострига, достиг праведности и почитается как великий подвижник, получивший лик преподобного.

Почитание

До десятого века почитание святого распространялось в основном по православному Востоку. С десятого века его имя появляется в святцах Рима. В 1216 г. были обретены мощи святого. Они положены под престол храма, расположенного на Авентинском холме. Хотя сама церковь еще с 986 г. носила имя святого Вонифатия и Алексея. Ниже расположено фото святого Алексея, изображенного на иконе. Сегодня мощи святого разделены и хранятся в разных частях православного мира. Существуют предания о подаренной императором Мануилом вторым греческой обители Агиа-Лавра главе Алексея, о похищении новгородским купцом руки праведника из Софии и другие. В 2006 г. в Иоанно-Предтеченский монастырь прибыла частица мощей, подаренная итальянской стороной.

В Западной Европе имя святого быстро приобрело известность, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, прибывшим сюда с Востока. Первым европейским произведением стала поэма, написанная лангедойским диалектом французского языка, автором которой стал Тибо Шампанский.

Прославление образа

В России образ святого, его жизнь и подвижничество вдохновили художников и писателей на создание различного рода произведений. Его почитание пришло из Византии. В Средние века приобрела большую популярность книга «Святые сказания», автором которой был Иаков Варагинский. В народе это сочинение известно больше под названием «Золотая легенда». По всей Европе было известно об этих легендах. В книге было описано двести житий святых, среди которых был и праведник святой Алексей. Сочинения были переписаны в монастырях на разные языки: от каталонского, немецкого до польского.

«Золотая легенда» не раз подвергалась критике во времена Реформации, но при этом по популярности она уступала только Библии. Вплоть до семнадцатого века на основе сказаний из «Золотой легенды» было созданы множество икон, картин, гравюр, фресок, ораторий, опер и других произведений искусства. Среди них весомое место занимает святой Алексей. На Руси в это самое время, при царствовании Алексея Михайловича, было сложено множество песен, стихов и сказаний, посвященных праведнику.

Времена СССР

Но и в последующие годы имя Алексей было прославлено. Например, во времена Советского Союза героев с именем Алексей было достаточное число. Была даже написана известная песня «Алеша», авторами которой стали и Эдуард Колмановский. Алеша - это был собирательный образ, национальный герой не только для русских, но и для болгар. Песня «Алеша» стала гимном города Пловдива, а рядовой Алексей Скурлатов стал прототипом для одиннадцатиметрового монумента. Он был участником военной операции 1944 года в Болгарии, разведчиком и связистом телефонной линии между Софией и Пловдивом.

Забвение

К сожалению, после определенных событий в 1989 году песня «Алеша» перестала играть ежедневно на радиостанции города Пловдив. Местная община требовала снести и монумент как признак «советской оккупации». Однако по решению болгарского Верховного суда памятник не тронули, оставили его как символ Второй мировой войны. Имя Алеша до сих пор является очень популярным среди славянского населения, особенно в России и Болгарии. А в известном городе Харькове в честь святого назван целый район - Алексеевка. Там же находится и источник с одноименным названием.

Иконография и церковные службы

Касательно иконографии можно сказать, что первая икона Святого Алексея относится ко временам восьмого века. Он был изображен на фресках Римского храма Святых Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. Русская иконопись характеризуется некоторым сходством в образах святого Иоанна Предтечи и праведника Алексея. В Европе иконопись в основном изображает сцены из жизни богомольца, согласно сказаниям, описанным в разных источниках. Чаще всего изображаются римский папа с преклоненными коленями перед почившим святым и слуги, выливающие грязную воду на нищего Алексея.

На службах в церкви православный святой Алексейупоминается в студийной редакции миней и при чтении специального канона, составленного Иосифом Песнописцем. В отличие от православной церкви, католическая исключила празднование святого из нового календаря.

Это произошло в ходе реформаторского движения. Теперь этот день необязателен для празднования, но стал памятным и торжественным для монастырей и орденов, носящих имя праведника. Однако святой Алексей житие свое прожил так не для прославления себя, а для возможности соединиться со своим Небесным Отцом, творцом всего видимого и невидимого, даятелем жизни и света, любви и добра.

Молитвенные воздыхания

По всему христианскому миру слышны воздыхания к Богу и просьбы, обращенные ко святому. В православии это особенный праведник, к которому ежедневно обращаются верующие. Известно множество случаев исцеления и других чудес, которые проявляет Бог по отношению к людям, в сердцах и устах которых звучит молитва святому Алексею, просьбы помочь, обращенные к праведнику, стяжавшему у Бога великую благодать своей подвижнической жизнью.

Эта молитва описана во многих православных молитвословах и других источниках. Их можно приобрести в церковных лавках, православных храмах, можно найти на электронных ресурсах в интернете. Однако, даже если у вас нет ее под рукой, вы всегда можете в глубине своей души в сердечной молитве обратиться к святому за помощью. Скажите своими словами все то, что наболело, обратитесь к нему как к другу и живому предстоятелю пред Всевышним. Будьте уверены: ваша просьба будет обязательно услышана, и, если она не противоречит Божьему закону, если она не будет направлена во вред другим или самому себе, Бог обязательно ответит на просьбу святого Алексея о вашей нужде.

Алекси́й, челове́к Бо́жий (конец IV - начало V вв.) - христианский святой (в лике преподобных), аскет . Почитается Православной (день памяти - 17 марта по юлианскому календарю) и Католической (день памяти - 17 июля) Церквями. Житие святого Алексия было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Мощи Алексия, человека Божия, находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме .

Реальное существование Алексия не подтверждается никакими источниками, кроме житийных, в связи с чем его историчность остаётся под вопросом.

Жизнеописание

История святого Алексея известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V - начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью ». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.

После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Урфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.

По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс . Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.

Фреска «Житие св. Алексия» (XI век) в нижней части базилики Святого Климента в Риме

Главный престол базилики святых Вонифатия и Алексия с мощами этих святых

Скорее всего, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых », житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе. Поэма Тибо Шампанского о святом Алексии является первым произведением, написанным на лангедойльском диалекте французского языка. О жизни святого Алексия рассказывается в «Legenda aurea» («Золотой легенде ») и «Vita dei Patri» - ценных житийных источниках XIII века . В 1632 году в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого Алексия на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.

Житие святого Алексия было очень популярным сюжетом для церковного искусства в Италии. Самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший Алексий с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова . В «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790 год) Александра Радищева , история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы .

Иконография

Мария Египетская и Алексий, человек Божий
(икона работы царских изографов, XVII век)

Предположительно самое раннее (VIII век) изображение святого Алексия сохранилось на фреске в крипте базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме. В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей :

…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения ».

В росписях православных храмов изображение святого Алексия обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных , аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения святого Алексия часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине - второй половине XVII века так как святой Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича . В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).

Для европейского искусства характерны в основном отдельные сцены жития святого Алексия (например, на фресках XI века в церкви Сан-Клементе в Риме, в миниатюрах рукописей XII века). Наиболее часто изображали служанок, выливающих грязную воду на святого в одеждах нищего или римского папу, приклоняющего колени перед Алексием, лежащим на смертном одре. Эта традиция прослеживается в витражах и фресках XIV-XV веков и в гравюрах XVI-XVIII веков.

Гимнография

Алексий человек Божий
(православная икона)

На Востоке ранние тексты службы святому Алексию известны по Типикону Великой церкви (X век), Стишному Прологу (XI век), Студийско-Алексиевскому Типикону (1034 год). В западных источниках: Мессинском Типиконе 1131 года и Евергетидском Типиконе (первая половина XII века) имеются указание на совершение службы Алексию с Аллилуйя , а при совпадении празднования с субботой или воскресением - петь стихиры , седальны и читать житие.

Православная гимнография
Тропари , глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.
Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость.
Кондак , глас 2 Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

В настоящее время в православной церкви употребляется служба святому Алексию, содержащаяся в минеях студийской редакции , и канон святому, составленный преподобным Иосифом Песнописцем.

Современный взгляд Католической Церкви

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора , праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Calendarium Romanum (). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви. Основанием для исключения послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой ».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва