Во второй половине 19 столетия. Социально-экономическое развитие пореформенной России

Тема 9 Россия во второй половине XIX века. Буржуазные реформы 1860-1870-гг. Контрреформы Александра III .

9.1. Отмена крепостного права

19 февраля 1855 на престол взошел Александр II, став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, новый император осознавал необходимость глубоких реформ.

Причины отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. на российский престол вступил Александр II (1855-1881) – старший сын Николая I. Это было время тяжелых испытаний для России – обнаружилась несостоятельность николаевской системы. Стала ясной насущная необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидация крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения. Крестьянский протест выливался в массовые движения, охватывающие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Поражение России в Крымской войне, выявивило технико-зкономическую отсталость, главной причиной которой являлось крепостное право. Основным уроком Восточной войны явилось осознание, что дальше медлить с решением крестьянского вопроса нельзя. Парижский мир 1856 г. свидетельствовал об утрате Россией авторитета и грозил потерей влияния в Европе. Общество, привыкшее всего ждать сверху, ждало решения проблем от прогрессивного правительства.

Рис 1 Александр II

На имя императора стали поступать записки и письма с критикой пороков существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти послания расходились во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. С решительной критикой самодержавно-крепостнической системы выступил апологет консерватизма, один из идеологов теории «официальной народности» М.П.Погодин, который решительно заявил: «Прежняя система отжила свой век…, России теперь нужна другая система». Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания». На освобождении крестьян от власти помещиков настаивал и А.И.Герцен в «Колоколе».

Позицию радикалов, группирующихся вокруг журнала «Современник», выразил Н.Г.Чернышевский – в опубликованных трех статьях он поводил идею немедленного освобождения крестьян без всякого выкупа. О необходимости отмены крепостного права Александр II впервые официально заявил перед представителями московского дворянства в марте 1856 г.: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Правительству Александра II пришлось встать выше узкокорыстных интересов правящего сословия - дворянства, подавляющее большинство которого выступало против каких-либо реформ.

Сторонниками реформ выступала либерально настроенная бюрократия – прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов, программ преобразований и методов их исполнения. Либеральная бюрократия во главе с Н.А. Милютиным олицетворяла творческий потенциал самодержавной системы. Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора, неизменно поддерживал ее. Очагами формирования либерального чиновничества являлись министерства.

Подготовка крестьянской реформы . Подготовка крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, руководителем которого являлся С.С. Ланской, заместителем (товарищем) - Н.А. Милютин. В январе 1857 г. учрежден Секретный комитет, переименованный затем в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». «Рабочим» органом при Главном комитете стали Редакционные комиссии.

Судьба российского крестьянства решалась и в губернских комитетах, ведущие позиции в которых играло поместное дворянство, большинство которых выступало вообще против всякой реформы. Помещики черноземных губерний поддерживали вариант освобождения крестьян с предоставлением небольших наделов земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест об освобождении крестьян, согласно которым 22,5 млн. крестьян обоего пола 45 европейских губерний России сразу получили личную свободу и гражданские права. Но неравноправие сохранилось – общинная система сковывала крестьянство: без согласия мирского схода крестьянин не мог переехать, не мог распоряжаться землей, крестьяне платили подушную подать (отменена Александром III), для них сохранялись телесные наказания. Сохранение общины отвечало желаниям самого крестьянства и обеспечивало более плавный переход от традиционного к индустриальному обществу. Согласно реформе надельная земля отводилась не подворно, а всей общине, затем община распределяла ее по отдельным дворам по численности наличных душ.

«Положения» определяли размеры крестьянских земельных наделов – максимум, больше которого крестьянин не мог требовать у помещиков, и минимум, меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину. Нормы наделов, взаимоотношения между крестьянами и помещиками фиксировались в уставных грамотах. Они проверялись мировыми посредниками. Они же разрешали возникающие конфликты между помещиками и крестьянами. Если надел, которым пользовался крестьянин до реформы, был больше максимальной нормы, помещик имел право отрезать излишки (отрезки) до этой нормы. Если же наоборот, меньше низшей нормы, помещик обязан прирезать (прирезки) земли до нормы. В среднем по России отрезки составили 20% крестьянских земель. В 8 губерниях наделы крестьян увеличились на 18 – 20%, в 27 губерниях – сократились и лишь в 9 остались прежними или немного увеличились.

Крестьяне получали землю за выкуп, который рассчитывался по капитализированному оброку. При реальной стоимость земли в 544 млн. руб. крестьянство выплатило 867 млн. руб., т.е. в полтора раза больше. Посредником между государством и помещиками выступало государство, предоставившее крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей. В 1906г. выплаты прекращены.

Со дня обнародования Манифеста предусматривалось ввести в селениях крестьян «крестьянское общественное управление». За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. реформой П.Д.Киселева. На основе общины крестьяне образовывали волостное и сельское общество (сходы) с выборными старостами и старшинами. Сход защищал интересы крестьян, выполняя также фискальные функции, волостной при этом вершил суд, руководствуясь при этом нормами обычного права.

Реформа принесла свободу крепостному крестьянству, расчистив дорогу для развития буржуазных отношений, модернизации страны, понимаемая как процесс трансформации традиционного общества в индустриальное, положила начало другим буржуазным реформам. Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, являлась в конечном итоге важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Реформы, проведенные Александром II, отвечали требованиям либеральной общественности, консерваторы считали реформу слишком большой уступкой, а радикалы – недостаточной.

9.2. Реформы местного управления .

В 1864 г. была проведена земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборные в земские распорядительные органы - собрание гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям (разрядам). Земские собрания формировали исполнительные органы – земские управы. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. На жалование у земств по найму содержались земские врачи, учителя, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку (так называемый «третий элемент»).

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения – образование, здравоохранение, организация торговли и промышленности, ветеринарная служба. Земства сыграли особую роль в развитии здравоохранения и просвещения. К 1880г. на селе было открыто 12тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование 2млн. крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства просвещения. Кроме того, земства, вопреки законодательным запретам, превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. С земско-либеральной оппозицией вынуждено было считаться правительство.

С 1870 г. стала проводиться в жизнь реформа городского самоуправления. Городские думы формировались на выборной основе. Избирательная система строилась на принципе имущественного ценза, что вело к преобладанию в органах городского самоуправления имущей части общества. Городские думы, избиравшиеся на 4 года, занимались исключительно хозяйственными вопросами городского значения. Думы, в свою очередь, избирали постоянно действующие исполнительные органы -городские управы, в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов

9.3. Судебная реформа .

Наиболее последовательной из реформ 60-х годов являлась судебная реформа 1864 г., предусматривающая всесословность суда, независимость его от администрации, открытость, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями, назначаемыми губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза.

По новым судебным уставам предварительное следствие передавалось из ведения полиции судебным следователям. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоящие на государственной службе. Уголовные и тяжкие преступления рассматривались в окружных судах, мелкие уголовные и гражданские дела - в мировом суде. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебные уставы 1864 г. впервые в России вводили нотариат. В столице, губерниях, уездах создавались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые удостоверяли сделки, оформляли наследственные права.

В судебной реформе наиболее последовательно осуществлялись принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда – духовный суд (консистория) по делам духовных лиц и военные – для военных. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, закон ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати.

9.4.Финансовая реформа.

Проведение в 60-х годах Х1Х в. серии финансовых реформ вызвано расстройством финансов в ходе Крымской войны, необходимостью их централизации, приведением налоговой системы в соответствие с изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Заметную роль в подготовке финансовой реформы сыграли государственный контролер В.А.Татаринов, А.Д. Гурьев, будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Особая роль в новой банковской системе империи принадлежала учрежденному в 1860 г. Государственному банку. Он стал банком банков, влиятельным органом контроля над финансами и денежным обращением. Госбанк играл существенную роль в кредитовании промышленности и торговли, обладал исключительным правом эмиссии банкнот, осуществляемой по требованию правительства.

Ликвидирована финансовая самостоятельность министерств и ведомств, введен единый общегосударственный бюджет и единая общегосударственная касса. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Бюджет (роспись доходов и расходов), утративший тайну, с 1862г. публикуется в печати. Деятельность Минфина была подотчетна Государственному контролю. Губернские контрольные палаты, подотчетные только государственному контролеру, ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений.

9.5. Налоговая реформа.

Податная комиссия подготовила государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов на соль, табак, вино и пр., сопровождающаяся многочисленными злоупотреблениями и вымогательством откупщиков. В ответ на прокатившуюся по стране волну массовых выступлений против винных откупов, с января 1863г. вводилась акцизная система: продажа алкогольной продукции объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором в пользу государства.

Основную тяжесть налогов несло податное население. Крестьяне платили введенную еще Петром I подушную подать, для мещан она с 1863г. заменялась налогом на недвижимое имущество. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60 – 70-х годах составили свыше 25% государственных доходов. Более половины расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления. Дефицит бюджета регулярно погашался внешними займами. Треть расходов тратилась только на его обслуживание. На образование, медицину, социальное призрение государство тратило лишь 0,1% от госбюджета.

9.6.Реформа образования.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. С этой целью государство разработало школьную реформу.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в среднем образовании вводился принцип формального равенства для людей всех сословий и вероисповеданий. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в реальных – особое внимание уделялось точным наукам. Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий могли поступать главным образом в технические вузы. Первым четырем ступеням классической гимназии соответствовали прогимназии, дающие право их выпускникам поступать в 5-й класс гимназии. Высокая плата за обучение позволяла учиться главным образом детям привилегированных и состоятельных сословий.

В 1863г. был утвержден Университетский («головнинский») устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России, предоставивший университетам довольно широкую автономию. Должности ректоров, проректоров, деканов становились выборными, с последующим утверждением их министром народного просвещения. Руководство жизнью университетов и факультетов принадлежало советам. Университеты имели собственную цензуру. Устав 1863г. не позволял поступать в университеты женщинам. Но правительству пришлось считаться с требованиями времени и оно разрешило открывать частные высшие женские курсы, наиболее известные из них Высшие женские курсы профессора В.И.Герье в Москве, Бестужевские (по имени основателя – профессора К.Н.Бестужева-Рюмина) – в Петербурге. Последние имели огромный престиж в образовательной среде, так как давали наиболее основательное высшее образование.

9.7. Военная реформа .

Поражение в Крымской войне показало, что русская армия не может противостоять более современным европейским. Под руководством Д.А. Милютина, двадцать лет (1861 – 1881), пребывающем на посту военного министра, проводилась в жизнь военная реформа, установившая всеслословность воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, сократила срок действительной службы до 6 (вместо 25), на флоте – до 7 лет. Срок службы зависел от образовательного ценза: окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию -1,5 года, выпускники вузов – 0,5 года. В самой армии рядовых обязательных обучали грамоте. Активно проводилось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создана сеть специализированных военных учебных заведений.

Оперативное управление войсками на местах осуществляли созданные 15 военных округов. В результате реформирования сократилась численность армии – если к концу Крымской войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек, то к 1858г. армия насчитывала до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение, усилилась ее боеспособность.

Реформы 1860-70 гг. стали результатом компромисса между либералами и консерваторами. В России созданы условия для развития капиталистических отношений, ускоренной модернизации экономики страны, однако, преобразования мало коснулись социально-политической сферы - сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное деление общества, пережитки крепостничества.

9.10. Контрреформы Александра III.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894). Опасаясь покушения со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной.

Внутриполитический курс Александра III выразился в ограничении реформ 1860-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы». Вдохновителями этого курса являлись обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор «Московский Новостей» М.Н.Катков.

Рис. 2 Александр III

В изданном в августе 1881г. распоряжение об охране государственного порядка и общественного спокойствия позволяла объявлять любую местность на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог подвергаться аресту, предаваться военному суду и даже ссылке без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это «временное» распоряжение действовало вплоть до 1917г.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) установили строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, введенную реформой образования 1863 г. Ранее выборные должности ректора и деканов стали назначаемыми, при этом учитывалась их политическая благонадежность. В 1885г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В пять раз выросла плата за обучение. В 1882 – 1883 гг. закрыто большинство высших женских курсов, что фактически привело к ликвидации высшего женского образования. Студенческие волнения 1887 – 1893 гг. были ответом учащейся молодежи на реакционные меры в области высшего образования. Министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п. людей».

«Положение о земских участковых начальниках» (1889 г.) восстановило власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате великой реформы. Упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» усилило роль дворянства в земствах, резко сократив при этом представительство от крестьян. По новому «Городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права горожан путем повышения имущественного ценза для избирателей.

Схема 1 Экономическое развитие России в XIX в.

Изменения в экономической и политической жизни после падения Целостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой - российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия рсализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-нриходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.- в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность

В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX - начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука

Во второй половине XIX - начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философскою осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был — удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского - основоположника современной гидроаэродинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал рад открытий в психологии. Нобелевские премии получили И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912-1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX - начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н. Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук». В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература

Художественная литература второй половины XIX - начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Театр

Во второй половине XIX-начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы - А. Н. Островского, Л. Я. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В. Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино

На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. {в Петербурге - в увеселительном саду «Аквариум», в Москве - в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова возникли в 1907-1908 гг. Первоначально они также создавали доку ментальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. - первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 каргин. В 1911-1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Особую известность приобрели фильмы режиссера Я. А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И. И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф. М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Музыка

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А. Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (затем - С. И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. А. В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки М. И. Петипа стали классикой мирового балета.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С. П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913).

Живопись и скульптура

В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер батальной живописи,

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительны ми формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII - начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде-Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура

Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определи теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Мегрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В. Жолтовский) - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо