Во второй половине 19 начале 20 века. Наследие Николая I

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычайным успеха умственного движения» (К.А. Тимирязев).

Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».

В стране возникли новые научные центры: «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863), «Общество русских врачей», «Русское техническое общество» (1866). Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.) .

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, - писал К.А. Тимирязев в середине 90-х годов, - и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство».

А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С.В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). (Приложение 2.) Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.

Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.

И.П. Павлов (1894-1936) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.

Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.

В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К.А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался. (Приложение 3.)

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей». Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны коллективной жизни.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) .

Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.


Александр вступил на престол после смерти своего отца в 1855г. Российская печать и университеты получили больше свободы.

В результате неудачной Крымской войны (1853-1856) империя оказалась на краю социальной и экономической пропасти: ее финансы и хозяйство были расстроены, технологическое отставание от передовых стран мира все увеличивалось, население оставалось бедным и неграмотным.

Заявка на реформы была сделана Александром II в марте 1856 г., вскоре после его вступления на престол.

В середине ХIХ столетия Россия являлась крупнейшим государством мира. Подавляющее большинство русского населения составляли крестьяне. Основными категориями крестьянства были крестьяне удельные, государственные и помещичьи.

Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья - тягло, При барщинном хозяйстве обработка барского поля производилась бесплатным трудом крепостных крестьян. При оброчном хозяйстве крепостные крестьяне отпускались на оброк: могли заниматься любым видом хозяйственной, ежегодная выплата помещику, Бывали случаи, когда оброчные крестьяне становились богаче своих помещиков. Дворянские хозяйства также находились в состоянии глубокого кризиса. Сельское хозяйство России нуждалось в кардинальном реформировании.

В масштабе страны преобладало мелкое производство, представленное домашней промышленностью и ремеслом (льнопрядение, обработка шерсти, тканье полотна и валяние сукна). В середине XIX в. усиливается специализация мелкой промышленности, и в ряде областей появляются специализированные центры, в которых скапливаются товаропроизводители одной определенной отрасли промышленности. Крупная промышленность в середине XIX в. представлена мануфактурами и фабриками. В стране начинался промышленный переворот . Отставание Российского государства от Европы было огромным. Важнейшей причиной неэффективной работы российской промышленности было крепостничество. Негативным фактором было и отсутствие квалифицированной рабочей силы.

Реформы

Начало проведения одной из центральных реформ относится к 1864 г., были изданы новые «Судебные уставы», изменившие порядок судопроизводства в империи. До реформы суды находились под сильным влиянием властей, По судебной реформе вместо сословных судов вводился суд внесословный . Судьям были даны несменяемость и независимость. Вводилась состязательность суда, что давало возможность объективного и детального расследования. Кроме того суд становился гласным. Была изменена и система судов - для разбора мелких дел - мировые суды. Для разбора мелких дел, возникающих в крестьянской среде - волостные суды, д ля разбора дел более серьезных в губернских городах - окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. За Сенатом же закреплялась функция общего надзора за состояние судопроизводства в стране.

Одновременно с изменением системы судов и судопроизводства была значительно смягчена система наказаний. Так, отменялись разные виды телесных наказаний.

В 1874 г. был обнародован Устав о всеобщей воинской повинности . Раньше русская армия формировалась в результате рекрутских наборов, люди состоятельные могли откупиться от 25-летней военной службы, наняв рекрута. По новому закону на воинскую службу должны были призываться все мужчины, которым исполнялся 21 год. Взятые на службу должны были отслужить шесть лет в строю и девять лет числиться в запасе. Затем до достижения ими 40 лет они должны были числиться в ополчении.

Изменилась система солдатской подготовки. Солдат учили выполнять священный долг по защите своего Отечества, их учили грамоте

Реформа образования началась в 1863 г., когда был утвержден Устав университетов - профессорская корпорация получила самоуправление, а Совет профессоров в каждом университете мог избирать всех университетских должностных лиц. К 1863 г. относится первая в России попытка создать высшее учебное заведение для женщин.

Доступ в гимназии стал одинаково открыт для. Гимназии были двух типов - классические и реальные. В классических основным считалось изучение гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях упор делался на изучение математики и естественных наук. В 1871 г. император Александр подписал новый устав гимназий, - классическая гимназия - единственный тип общеобразовательной и внесословной школы, С конца 50-х годов в стране открываются женские гимназии для учениц из всех сословий, а также женские епархиальные училища для дочерей лиц духовного звания.. При Александре II был создан новый тип светской начальной школы - земские, которые находились на попечении земств и быстро стали многочисленными. Появились вольные крестьянские школы, создаваемые крестьянскими обществами. Продолжали существовать церковноприходские школы. Во всех губерниях были созданы народные воскресные школы. Обучение во всех типах начальных школ было бесплатным

Общая государственная роспись доходов и расходов теперь подлежала ежегодной публикации, т.е. была введена гласность бюджета. Создана система общегосударственного контроля. Регулярно и централизованно рассматривались сметы по всем ведомствам на будущий год. Было также введено «единство кассы» - порядок, при котором движение всех денежных сумм в казначействах империй подчинялось общему распоряжению Министерства финансов. Шло реформирование банковской системы в стране: в 1860 г. был создан Государственный банк. Была проведена и реформа налогообложения. Одним из наиболее важных преобразований была отмена винных откупов. все вино, поступившее в продажу, облагалось акцизом - особым налогом в пользу казны.

В 1875 г., когда вспыхнуло восстание сербов против турок. Это способствовало распространению патриотических чувств в русском обществе. В начале 1877 г. по инициативе России была проведена конференция европейских дипломатов, которая потребовала от султана уступить. Султан отказался. Тогда в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции . Зимой 1878 г. султан запросил мира. Предварительный мирный договор был подписан в Сан-Стефано. Условия Сан-Стефанского мирного договора были опротестованы Англией и Австрией, не желавших усиления России в этом регионе. На Берлинском конгрессе статьи договора были пересмотрены. По Берлинскому трактату (июле 1878г.),Он привел к ухудшению отношений между Россией и ведущими европейскими странами Англией, Австрией, Германией. Таким образом, Россия не смогла помочь славянским народам и усилить свое влияние на Балканах и осталась почти изолированной, без надежных союзников и друзей.

Последствия реформ

Оживилась экономика страны, Ускорился рост городского населения, города стали играть более значительную роль в развитии страны. Более быстрыми темпами, чем раньше, стали развиваться строительство дорог, транспорт, Постройка сети дорог позволила увеличить обороты внешней торговли России, увеличилось число торговых и промышленных предприятий. Улучшилось состояние гос. бюджета.

Дворянство утратило монопольное положение в стране, хотя из числа дворян назначались высшие гос. чиновники и дворяне возглавляли органы управления. Дворяне переживали тяжелый материальный кризис. Земли дворян постепенно переходили к крестьянам и торгово-промышленному классу.

Разорение дворянства, перераспределение земельной собственности и рост антиправительственных настроений в среде дворянской молодежи стали важнейшим итогом преобразований 60-70-х годов XIX в.

Российское общество теперь состояло из граждански равноправных классов. Все одинаково призывались на военную службу, могли на равных основаниях заниматься любым делом. Процесс демократизации общества стал важнейшим следствием реформ Александра. Для некоторых нигилизм был жизненным кредо. Относясь критически к существующему строю, они не считали для себя обязательным подчиняться установленным правилам. Наибольшую роль в агитационной работе в 50-60-е годы сыграли журналы.

В обществе резко усилились революционные и антиправительственные настроения. Сформировались и подпольные организации, ставящие своей целью борьбу против существующего режима в целом и лично против императора Александра II. Большинство их было сосредоточено в Петербурге и Москве. В 1861 г. была создана организация «Земля и воля», выступавшая за созыв бессословного народного собрания и выборное правительство, полное самоуправление крестьянских общин и создание добровольной федерации областей. К ней примыкал тайный революционный кружок ишутинцев, они ставили своей задачей подготовку революционного переворота в России. Член ишутинского кружка Каракозов 4 апреля 1866г. выстрелил в Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Каракозов был арестован и казнен. Выстрел привел к массовым арестам, усилению цензуры. Правительство отошло от реформ.

В 70-е годы революционное движение в России росло и принимало все более экстремистский характер. В начале В конце 70-х годов на базе «Земли и воли» были образованы две новые организации: «Черный передел», желавший добиться перераспределение земель в пользу крестьян и национализации земли, и «Народная воля», ставящая во главу угла политическую борьбу, уничтожение самодержавия, введение демократических свобод и террор против высших лиц в государстве. Основным «объектом» - Александр II, В этих условиях была учреждена «Верховная распорядительная комиссия». 1 марта 1881, Александр II скончался - в Петербурге народовольцы взорвали царский экипаж бомбой.

Эпоха великих либеральных реформ закончилась.

Александр III Его сын Александр III. Главной своей целью Александр III считал укрепление самодержавной власти и государственного порядка. Основное направление его внутренней политике - подавить в стране революционные выступления и пересмотреть принятые при Александре II законы, чтобы сделать невозможным их дальнейшее распространение.

Александр отправил в отставку некоторых министров, и великого князя Константина Николаевича, Из лиц, приближенных к престолу, особо выделялся К.П. Победоносцев (1827-1907). Основным направлением он считал создание сильной монархической России путем восстановления в русской жизни церковности: Значительную роль во внутренней политике играл В. К. Плеве (1864-1904), министр внутренних дел. Благодаря его действиям все личные свободы в стране были ограничены. Была также ужесточена цензура.

Правительство провело важные реформы в сфере налогообложения и финансов. В 1885 г. была отменена подушная подать. Были также введены различные налоги (земельные, на страхование_. В 1888 г. государственный бюджет стал бездефицитным.

Большое внимание правительство по-прежнему уделяло аграрной сфере - главной отрасли экономики страны. Усилия были направлены на то, чтобы облегчить положение крестьян. Был создан Крестьянский поземельный банк - помочь крестьянам покупать и продавать землю. Был издан ряд законов, которые вошли в историю как контрреформы - они привязывали крестьян к сельской общине и помещичьему имению, ограничивали хозяйственную свободу крестьян. Введение в 1889 г. института земских начальников, - усиливал правительственную опеку над крестьянами. Эту же цель преследовало изданное в 1890 г. новое положение о земствах - роль дворянства в земских учреждениях была более усилена. Новое положение о городском самоуправлении в 1892 г. усиливало права администрации.

Для поддержания дворян, в 1885 г. был учрежден Дворянский поземельный банк. .

Для упорядочения отношений между рабочими и фабрикантами было принято фабричное законодательство, - системы штрафов за проступки. Впервые была законодательно оговорена продолжительность рабочего дня. установлены рабочие нормы для женщин и детей.

Царская администрация предпринимала шаги для развития отечественной промышленности. В страну привлекались иностранные капиталы (черную металлургию и в добывающую пром.). Иностранный капитал определял развитие машиностроения и электротехнической промышленности. В стране продолжался промышленный переворот.

Приоритетным направлением деятельности правительства было строительство железных дорог. Уже в 90-е годы железнодорожная сеть охватила почти половину всех российских городов и соединила Москву и Петербург. Однако основным видом транспорта - гужевой, а типом дорог -- грунтовые, что тормозило экономическое развитие страны.

Наиболее распространенным типом городских поселений были малые города.

Во второй половине XIX в. В западных и центральных районах империи намного быстрее развивалась промышленность, Развитие внутреннего рынка и рост товарности с/х оказали влияние на взаимоотношения России и других государств.

Внешняя политика Эпоха 1881-1894 годов оказалась спокойной для России: Россия не воевала с другими гос-ми. Во второй половине XIX в. Продолжался ее территориальный рост. В 50-60-е годы в ее состав вошли казахские и киргизские земли. К 1885 г. в состав Российской им-перии вошла уже вся Средняя Азия. В 1887 и 1895 гг. между Россией и Англией были заключены соглашения, определившие границу с Афганистаном.

Россия по-прежнему ввозила машины и оборудование и разнообразные товары широкого потребления, а вывозила преимущественно с/х продукцию - зерно, пеньку, лен, лес, продукцию животноводства.

Падение хлебных цен отрицательно сказалось на взаимоотношениях русских и германских помещиков. Таможенная война между Россией и Германией была особенно напряженной в 1892-1894 гг., а в 1894 г. был подписан торговый договор, невыгодный для России.

С этого времени усиливаются противоречия между Германией и Россией, которые в начале XX в. приведут к столкновению Этих держав в Первой мировой войне.

В конце XIX в. в империи проживало около 130млн человек. Россия была многонациональным государством Православие являлось государственной религией в империи. Православие являлось важнейшей основой образования и культуры в России.

Культура

Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов -Д.И. Менделеев .

Появилась телефонная связь.

В1892г. началось строительство трамвайных путей.

Литература – Толстой, Достоевский, Тургенев.

Живопись – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский.

Музыка – Чайковский, (Бородин, Мусоргский. Римский- корсаков -Могучая кучка рук. Балакирев)



Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.

Россия во второй половине XIX века

18 февраля 1855 г. после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) прошло под знаком глубокой модернизации российского общества. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест о ликвидации крепостного права и утверждены законодательные акты, составившие «Положение о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости». В 1864 г. введены земское самоуправление (постепенно, в 34 губерниях Европейской России), суд присяжных и адвокатура, в 1870 г. — городское самоуправление, в 1874 г. — всеобщая воинская повинность.

В 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Оно было подавлено. В 1864 г. России удалось завершить Кавказскую войну, продолжавшуюся 47 лет. Присоединение к России в 1865-1876 гг. значительных территорий Средней Азии поставило царскую администрацию перед необходимостью организовать управление удалённой инокультурной окраиной.
Реформы 1860-1870-х гг. привели к резкому росту экономики и особенно — индустрии. Наиболее заметным аспектом этого роста стал «железнодорожный бум» второй половины 1860-х-начала 1870-х гг., в ходе которого были построены важнейшие магистрали: Москва-Курск (1868 г.), Курск-Киев (1870 г.), Москва-Брест (1871 г.).
В середине XIX в. Россия была сельскохозяйственной страной, крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. По условиям отмены крепостного права крестьяне должны были выкупать свои земельные наделы. «Выкупные платежи» тяжелым бременем ложились на сельские общества и нередко растягивались на долгие годы, что вызвало более 1 300 массовых выступлений крестьян, из них более 500 были подавлены с применением силы. Общинное землепользование (невозможность распоряжаться своими наделами) и малоземелье вызывали недовольство крестьян и сдерживали рост численности рабочего класса, а отсутствие социальных гарантий со стороны государства вело к усилению эксплуатации рабочих.

Широкое распространение в обществе в это время получили идеи В. Г. Белинского (1811-1848 гг.), А. И. Герцена (1812-1870 гг.) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889 гг.), считавших, что идеальное государственное устройство может утвердиться лишь на принципах распространения привычных русской деревне общинных порядков на всё общество. Средством переустройства общественной жизни им виделось всеобщее крестьянское восстание. Для подготовки этого всероссийского крестьянского мятежа революционная молодежь попыталась наладить пропаганду своих идей среди крестьян («хождение в народ» в 1874-1875 гг.), но в крестьянской среде наивно-монархические настроения были еще очень сильны. Часть молодежи ошибочно полагала, что убийство царя автоматически вызовет развал госаппарата, что облегчит революцию. Уже в 1866 г. произошло первое покушение на Александра II, а в 1879 г. возникла тайная организация «Народная воля», поставившая своей задачей террор против видных сотрудников царской администрации, а в качестве высшей цели — цареубийство. 1 марта 1881 г. Александр II был убит «народниками», но крестьянской революции не произошло.

Царем стал сын Александра II — Александр III. Для его правления (1881-1894 гг.) были характерны охранительные тенденции. Новый монарх стремился всячески укрепить государственный аппарат и повысить управляемость страной. Для этого он пошел на частичное свёртывание преобразований, которые были проведены Александром II. В историографии этот период получил название «период контрреформ» . В уездах появились земские начальники (дворяне), управлявшие крестьянскими делами; в губерниях были учреждены охранные отделения для борьбы с революционным движением. Права земского самоуправления были существенно ограничены, а выборная система изменена с целью обеспечить преобладание в земских органах делегатов от помещиков. Реакционные изменения были внесены в судебное и цензурное дело. С другой стороны, администрация Александра III стремилась выступать в роли социального арбитра. Правительство вынуждено было принять законы, ограничившие эксплуатацию рабочих. В 1883 г. была отменена подушная подать.

Александр III умер в 1894 г. На престол вступил его сын Николай II, который как и отец боролся против либеральных тенденций и был последовательным сторонником абсолютной монархии, что, впрочем, не мешало ему благосклонно относиться к тем или иным новациям и преобразованиям, если они носили тактический характер и не затрагивали основ самодержавия. В частности, в правление Николая II (1894-1917 гг.) были введены золотое обеспечение рубля и государственная винная монополия, что существенно оздоровило финансы страны. Транссибирская железная дорога, строительство которой было завершено в те годы, связала дальневосточные рубежи с центральными регионами России. В 1897 г. была проведена Первая Всероссийская перепись населения.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости способствовало бурному развитию капитализма: появлению большого числа промышленных и торговых предприятий, банков, строительству железных дорог, развитию сельскохозяйственного производства. К концу XIX в. численность рабочих возросла вдвое и достигла 1,5 млн человек. В 1879-1900 гг. удельный вес крупных предприятий вырос с 4 до 16% т. е., в 4 раза, рабочих на них — с 67 до 76%.

Рост численности пролетариата сопровождался появлением первых революционных рабочих организаций. В 1883 г. Г. В. Плеханов (1856-1918 гг.) и его соратники в Женеве объединились в группу «Освобождение Труда», положившую начало распространению марксизма в России. Группа разработала программу русской социал-демократии, окончательной целью которой провозглашалось создание рабочей партии, свержение самодержавия, захват политической власти рабочим классом, передача средств и орудий производства в общественную собственность, устранение рыночных отношений и организация планового производства. Издания этой группы распространялись в России в более чем 30 губернских центрах и промышленных городах.
В России стали возникать марксистские кружки (к концу XIX в. их было около 30). В 1892 г. в Самаре начал революционную деятельность В. И. Ленин (Ульянов, 1870-1924 гг.) . В 1895 г. совместно с участниками марксистского кружка студентов-технологов (С. И. Радченко, М. А. Сильвин, Г. М. Кржижановский и др.) и петербургскими рабочими (И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов, Б. И. Зиновьев и др.) Ленин создал в Санкт-Петербурге организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» , который вскоре был разгромлен полицией, а Ленину пришлось эмигрировать.

В 1898 г. в Минске состоялся съезд представителей петербургского, московского, киевского, екатеринославского «союзов борьбы» и Бунда (партии еврейского пролетариата). Съезд провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК). По поручению съезда ЦК издал Манифест РСДРП , в котором кратко были поставлены демократические и социалистические задачи российского пролетариата и его партии. Однако партия еще не имела программы и устава, ее местные комитеты находились в состоянии идейного и организационного разброда.
В 1855 г. Курильские острова были официально включены в состав России. Присоединение Приамурья и Приморья было оформлено Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами с Китаем. По Айгунскому договору не разграниченные земли по левому берегу Амура были признаны владением России, а по Пекинскому к ней отошло Приморье (Уссурийский край). В 1875 г. остров Сахалин перешел к России, а Курильские острова — к Японии.
В 1867 г. из присоединенных владений Кокандского ханства и Бухарского эмирата было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. к России были присоединены Самаркандский и Ката-Курганский округа Бухарского эмирата, который признал протекторат России. В 1869 г. был образован Закаспийский военный отдел с центром в Красноводске. После 1881 г. была образована Закаспийская область с Центром в Асхабаде. По соглашению с Великобританией (Англией) 10 сентября 1885 г. была установлена граница России с Афганистаном, а в 1895 г. — граница на Памире.
Весной 1875 г. вспыхнуло восстание в турецких владениях России на Балканах. Сербы обратились за помощью к русскому правительству, которое потребовало от Турции заключить с сербами перемирие. Отказ турок вызвал русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Летом 1877 г. русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию.

Однако сил для решительного наступления не хватало. Выдвинутый на юг отряд генерала Гурко занял Шипкинский перевал на Балканском хребте, но не смог продвинуться дальше. С другой стороны многочисленные попытки турок сбить русских с перевала так же не увенчались успехом. Особенно опасным стало опоздание русских с занятием Плевны на западном фасе задунайского плацдарма. Турецкие войска первыми достигли этого стратегически важного пункта и закрепились в нём. Три крайне кровопролитных штурма 8 (20), 18 (30) июля и 30-31 августа (11-12 сентября) 1877 г. не увенчались успехом. Осенью русские заняли укрепления Телиш и Горный Дубняк, окончательно блокировав Плевну. Пытаясь поддержать окружённую крепость, турки предприняли контрнаступление сразу и от Софии, и на восточном фасе плацдарма. На софийском направлении турецкое контрнаступление было отражено, а Восточный фронт русского расположения был прорван, и лишь отчаянная контратака русских войск, смявшая турецкие порядки под Златарицей, стабилизировала фронт. Исчерпав возможности к сопротивлению, после неудачной попытки прорыва, плевенский гарнизон капитулировал 28 ноября (10 декабря) 1877 г. Зимой 1877-1878 гг. в неимоверно тяжёлых погодных условиях русские войска форсировали Балканский хребет и нанесли туркам решающее поражение при Шейново. 3-5 (15-17) января 1878 г. в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита последняя турецкая армия, а 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь без всякого сопротивления. По Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Южная Бессарабия, Батум, Карс и Ардаган были присоединены к России.
Направления в литературе и искусстве, сложившиеся в первой половине XIX в., получили своё дальнейшее развитие и во второй половине XIX в. - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. представляли собой настоящий переворот, следствием которого были кардинальные изменения в социальной, государственной и всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры. Произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворить. Существенно расширился и круг лиц интеллигентного труда, носителей культуры. Немаловажное значение имел также и научно-технический прогресс, который служил и факторам, и показателем развития культуры.

Начало XX в. — это «Серебряный век» русской культуры , в первую очередь в сфере литературы и искусства. Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. В России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль и др.), достижения точных наук; получили широкое распространение в литературе и искусстве различные направления. А общемировая культура существенно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. Выступления русских композиторов, оперных певцов, мастеров балета проходили в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, Англии, США.
В русской литературе второй половины XIX в. особенно яркое изображение получили темы народной жизни, различные общественно-политические течения. На это время приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. В 1880-1890-е гг. в русской литературе выделяются А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский. Традиции критического реализма, присущие этим писателям, нашли своё продолжение и развитие в творчестве пришедших в литературу в начале XX в. писателей нового поколения — А. М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений. К объединениям символистов (создателей и теоретиком русского символизма был поэт В. Я. Брюсов) принадлежали К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок. Противоположное символизму направление, акмеизм возник в русской поэзии в 1910 г. (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Представители другого модернистского течения в русской литературе и искусстве — футуризма — отрицали традиционную культуру, её моральные и художественные ценности (В. В. Хлебников, Игорь Северянин, ранний В. В. Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве оставались главными центрами русской театральной культуры во второй половине XIX в. — начале XX в. В репертуаре Малого театра ведущее место занимали пьесы А. Н. Островского. Среди актеров Малого театра выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин и др. На сцене Александринского театра блистали Мария Савина, Владимир Давыдов, Полина Стрепетова.
В 1860-1870-е гг. стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1898 г. в Москве К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, а в 1904 г. в Петербурге В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр.
Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства . Большую роль в развитии и организации музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Н. Г. Рубинштейн стал инициатором создания Московской консерватории (1866 г.).
В 1862 г. в Петербурге образовался «Балакиревский кружок» (или по словам В. Стасова «Могучая кучка»), куда входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оперы Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов», Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка» и «Царская невеста» — это шедевры русской и мировой музыкальной классики. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840-1893 гг.), расцвет творчества которого приходится на 1870-1880-е годы. П. И. Чайковский — крупнейший создатель симфонической, балетной и оперной музыки (балеты «Лебединое озеро» , «Щелкунчик», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» и др.). Чайковским написано свыше ста романсов, преимущественно по произведениям русских поэтов.
В конце XIX-начале XX вв. в русской музыке появилась плеяда талантливых композиторов: А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин. С помощью богатых меценатов возникают частные оперы, среди которых широкую известность получила частная опера С. И. Мамонтова в Москве. На её сцене в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

В русской живописи господствующее положение занял критический реализм, основной темой которого стало изображение жизни простого народа, прежде всего крестьянства. В первую очередь эта тема нашла своё воплощение в творчестве художников-передвижников (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Н. Суриков, В. Г.Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясодоев, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан). Выдающимся представителем русской батальной живописи был В. В. Верещагин, крупнейшим художником-маринистом — И. К. Айвазовский. В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства», в которое вошли А. Н. Бенуа, Д. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь.
Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и технических новинок способствовали возведению сооружений, характерных для индустриального развития страны: заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, банков, торговых центров. Ведущим стилем становится модерн, наряду с которым возводились здания древнерусского и византийского стиля: Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. Н. Померанцев), здания Исторического музея в Москве (арх. В. О. Шервуд) и Московской городской Думы (арх. Д. Н. Чичагов) и др.
Значительным событием в общественной и культурной жизни стало открытие памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г., скульптор А. М. Опекушин), Среди выдающихся скульпторов этого времени выделяются: М. М. Антакольский, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.

Успешно развивалась наука . С именем великого учёного Д. И. Менделеева (1834-1907гг.) связано открытие Периодической системы элементов; исследования И. М. Сеченова в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов; И. И. Мечников создал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии.
«Отец русской авиации» Е. Н. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, изобрёл аэродинамическую трубу и в 1904 г. основал Аэродинамический институт; К. Э. Циолковский заложил фундамент теории движения ракет и реактивных приборов. Академик В. И. Вернадский своими работами дал начало многим научным направлениям в геохимии, биохимии, радиологии, экологии. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
С развитием естественных наук связаны технические открытия и изобретения: создание электрической лампочки накаливания (А. Н. Лодыгин), дуговой лампы (П. Н. Яблочков), радиосвязь (А. С. Попов).
Выдающийся учёный С. М. Соловьёв разработал фундаментальный труд «История России с древнейших времён», в котором обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа.

Отмена крепостного права, несмотря на ее неполноту, создала условия для бурного развития капитализма. В 1861-1900 гг. Россия превратилась из сельскохозяйственной в аграрно-индустриальную капиталистическую страну, одну из великих мировых держав. В конце XIX в. в промышленном производстве она заняла пятое место, после США, Англии, Германии и Франции.
В результате имперской политики Россия присоединила огромное пространство в Средней Азии, остановив в этом районе экспансию Англии и получив сырьевую базу для текстильной промышленности. На Дальнем Востоке были присоединены Приамурье и Уссурийское Приморье, и закреплено владение Сахалином (взамен уступки Курильских островов). Началось политическое сближение с Францией.

Возникшее революционной движение народников не смогло поднять крестьян на восстание, террор против царя и высших чиновников оказался несостоятельным. В 1880-х гг. началось распространение марксизма, в 1892 г. — революционная деятельность Ленина, в 1898 г. была создана РСДРП.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва