Скоростной поезд Сапсан (29 фото). Поезд «Сапсан»: билеты, скидки, тарифы, услуги, советы путешественникам и многое другое

Сапсан - уникальный представитель отряда соколообразных и семейства соколиных, которому принадлежит рекорд скорости среди всех живых существ на планете. В пикирующем полете сапсан способен ускоряться до 322 км/ч, проще говоря, за 1 секунду птица пролетает 90 м. В горизонтальном полете быстрее сапсана летает только черный стриж.


Сапсан - беспощадный хищник и превосходный охотник. Человек рано подметил ум и хорошую обучаемость этих птиц, поэтому в охоте именно сапсанов использовали чаще всего, а само понятие "соколиная охота" уходит корнями в 1 тысячелетие до н. э. Впервые сапсан, как номинативный вид, был описан в 1771 г. британским орнитологом Танстеллом, а в России до середины 19 века сапсана называли соколом.

Ближайшие родственники сапсана - лаггар, балобан, ланнер и кречет. Благодаря схожему фенотипу их нередко объединяют в одну группу, тем не менее, по ряду характерных признаков сапсана несложно узнать среди других птиц. Сегодня ученые выделяют около 19 подвидов сапсана, имеющих незначительные внешние отличия.


В лапах сапсана, по всей видимости, птица чистик.
Самка сапсана, фото из Владивостока.

Как выглядит сапсан

Среди прочих соколов сапсан выделяется достаточно крупными размерами: величина взрослой птицы составляет 34 - 50 см. Отличия между полами заключаются только в размерах: самки крупнее самцов, их вес достигает 1,5 кг, тогда как масса самцов не превышает 440 - 750 г. Размах крыльев птиц бывает от 80 до 120 см.

Как любой активный хищник, сапсан имеет крепкое сложение с развитой мускулистой грудной клеткой и вытянутые заостренные крылья. Хвост сапсана длинный, узкий, с закругленным кончиком. Его главное оружие - сильные пальцы со смертоносными когтями и загнутый серпом клюв с зазубренным крючком на верхней половине, предназначенный для добивания и разделывания жертвы.

Верхняя часть туловища взрослых птиц покрыта аспидно-серыми перьями с черными кончиками. В зависимости от ареала, брюхо птиц бывает бледно-серого, розоватого или рыжего цвета с тонкими темными пестринами, продолжающимися от брюха к бокам и подхвостью. Грудь птиц украшают пестрины каплевидной формы.

От углов клюва к горлу располагается участок черных перьев, так называемые "усы", резко контрастирующие с белым или рыжеватым горлом и хорошо заметные у сапсана на фото. Глаза птицы большие, карие, их окружает участок голой кожи, такой же желтой, как восковица.

Отличить молодняк от взрослых птиц довольно просто: молодые особи окрашены менее контрастно, их ноги желтые и только по мере взросления становятся черными, а восковица имеет серо-голубой цвет.


Слёток сапсана, фото из Владивостока.


Морда сапсана крупным планом.

Ареал и образ жизни

Сапсаны легко приспосабливаются ко многим условиям обитания, поэтому их можно встретить в любой точке планеты, за исключением Антарктиды и Новой Зеландии. На большей части ареала сапсаны живут оседло, лишь популяции арктического пояса совершают сезонные миграции далеко на юг.

Излюбленные места обитания сапсанов всегда расположены в непосредственной близости от водоемов: это труднодоступные склоны гор, речные обрывы, моховые болота. Изредка птицы селятся в пределах населенных пунктов, обустраивая гнезда на крышах каменных высоток. Например, жители Атланты могут наблюдать онлайн за парой хищников, живущих на балконе офисного небоскреба.

В любом случае сапсаны очень привязаны к гнездовой территории и используют ее из поколения в поколение и не меняют даже при сокращении кормовой базы.


Сапсан в полёте, вид сверху.


Сапсан после обеда.

Чем питается сапсан

Основу рациона сапсанов составляют мелкие и средние птицы: воробьи , скворцы , дрозды , голуби, некрупные водоплавающие. Изредка хищники охотятся на белок и зайцев, употребляют ящериц, лягушек и насекомых.

Сапсан высматривает добычу с высокой точки, иногда вспугивает с земли. Наметив жертву, хищник стремительно набирает высоту, а затем почти под прямым углом пикирует вниз, сложив крылья. Мощными лапами сапсан по касательной наносит удар такой силы, что у жертвы часто отлетает голова, а тело лопается по всей длине. Сапсан переносит и поедает добычу на возвышении, оставляя нетронутыми крылья, ноги и голову.



Сапсан интересуется фотографом.
Ручной сапсан, их приручают для охоты.
Птица сапсан заходит на посадку в гнездо.
Сапсан в полёте.
Сапсан добыл голубя.
Сапсан садится на камень.

Размножение

Сапсаны образуют пару на всю жизнь и приносят потомство 1 раз в год. Процесс ухаживания заключается в замысловатых воздушных пируэтах, совместной чистке перьев и обгрызании когтей.

В зависимости от ландшафта гнезда располагаются на уступах и в расщелинах скал, в дуплах деревьев, на болотных кочках или под карнизами каменных зданий. Гнездо сапсана легко узнать по отсутствию подстилки и куче костей вокруг.





Птица сапсан в полёте.
Выводок сапсана в гнезде.

В кладке обычно бывает 3 яйца красно-коричневого цвета в более темную крапинку. Насиживание длится от 33 до 35 дней, а появившиеся на свет птенцы отличаются очень большими ногами и грязно-белым пуховым оперением.

В возрасте 35 - 45 дней потомство начинает вылетать из гнезда, но еще несколько недель остается на попечении родителей.

Сегодня ввиду крайне малочисленной популяции сапсан находится под охраной многих государств, а торговля птицами запрещена во всем мире.

Вчера проехал на “Сапсане» 1300 километров – от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно.
Что тут сказать – получилась одна из самых коротких, но и одна из самых приятных поездок года!
Поезд Siemens Velaro RUS, специально спроектированный для эксплуатации в России и названный у нас «Сапсаном»
отправился в первый коммерческий рейс вечером 17 декабря 2009 года. Принятая программа развития
скоростного сообщения – уже вторая попытка МПС/РЖД открыть более частое чем раз в сутки
ежедневное движение скоростных поездов между двумя столицами – предыдущая окончилась в конце 1990-х годов
провалом по техническим и экономическим причинам.
Поезд производит очень приятное впечатление. Внутри чисто и аккуратно, а ход очень ровный,
чему способствует как конструкция подвески, так и ужесточенные нормы содержания пути.
Крейсерская скорость на участке Химки-Славянка – 200 км/час, в черте Санкт-Петербурга и Москвы – 140 км/час,
по станциям Тверь и Бологое – 120 км/час, по Малой Вишере, Клину и большим мостам через реки – 140 км/час.
Между Бологое и Малой Вишерой на отдельных перегонах разрешена скорость 250 км/час,
которая реально может достигаться во время движения.
В составе семь вагонов 2 класса, 2 вагона 1 класса (отличающихся по сути только кожаными креслами и наличием розеток),
а также вагон-бар. Утренний и вечерний рейсы преодолевают 646 км за 3 часа 45 минут -
при как минимум 10-минутном резерве на случай опозданий. Дневной находится в пути 4:15
и имеет остановки в Твери, Вышнем Волочке, Бологом и Окуловке.
Всего закуплено 8 составов, из которых четыре обслуживают рейсы (два на ходу, один на техобслуживании и один в резерве).
Остальные предназначены для открытия новых маршрутов, в первую очередь – в Нижний Новгород.
Рассматривается возможность заказа еще нескольких поездов.















Немногочисленным их пассажирам проводники предлагают горячий завтрак (из тележки с надписью "Аэрофлот").








Стоп-кран "французского образца".












А также серверная стойка с новейшей системой, которая еще находится в стадии тестирования - системой поддержки электронной регистрации. Как известно, с января можно будет пройти электронную регистрацию (при которой не нужно стоять в очереди в кассу или к автомату за билетом) на круглогодичные скорые поезда. Но к сожалению только с начальной станции их отправления, даже если поезд идет из Москвы во Владивосток. Для решения этой проблемы и был разработан этот комплекс, состоящий из сервера и набора мобильных терминалов, раздаваемых проводникам. На крупных станциях сервер по беспроводной сети связывается с системой "Экспресс" и получает данные пассажира. При посадке ему достаточно будет показать проводнику свой паспорт, которые сверит его данные через терминал, сосединенный также по беспроводной связи с сервером поезда. Никаких очередей и бумажных билетов! На случай отказов или потерь терминалов предусмотрен и обычный принтер для печати списка пассажиров.


Тем временем мы прибыли в Санкт-Петербург.

Совсем еще недавно поезд воспринимался как малокомфортное средство для передвижения по территории страны. Но со временем уровень комфортности для пассажиров стал расти. В поездах дальнего следования уже нормой стало, когда в комплект удобств включают салфетки, полотенца, предметы гигиены.

Но скорость передвижения оставалась прежней. Изменить время в пути и поднять качество обслуживания призваны поезда нового поколения.

"Сапсан": быстрый транспорт

Новейший высокоскоростной поезд называется "Сапсан". Так компания железнодорожных перевозок показывает, что новый так же быстр и стремителен, как и эта птица из

Специально для российской корпорации ОАО "РЖД" немецким машиностроительным концерном Siemens сконструирован поезд "Сапсан", схема вагона которого принципиально отличается от привычной для многих россиян. Проектная максимальная скорость новой машины достигает 350 км/ч.

За основу новых поездов было взята платформа Velaro, модификация поездов ICE 3. При проектировании были учтены требования стандартов и климатические условия России.

Поезда активно эксплуатируются на двух направлениях "Москва - С. Петербург" и "Москва - Нижний Новгород". Причем на последней ветке поезда, как правило, двухсистемные, где при протяженности маршрута в 436 километров достигает 160 км/ч. Тогда как односистемные поезда первого направления двигаются со скоростью до 250 км/ч при протяженности 645 км.

"Сапсан" - поезд нового поколения

В отличие от привычной компоновки в поездах "Сапсан" схема вагона принципиально новая. И как такового локомотивного состава здесь уже нет.

В России уже ранее была попытка разработать свой поезд со скоростными характеристиками до 350 км/ч. Еще с 1992 года в течение семи лет ЦКБ морской техники "Рубин" велась подготовка к выпуску первого высокоскоростного российского поезда - "Сокол-250" (ЭС-250). И к 2000 году был собран опытный образец.

Конструкторские решения "Сокола" не имели аналогов в практике отечественного машиностроения. Он обладал такими характеристиками:

  • цельносварной кузов из легких ;
  • управление поездом на базе микропроцессорной системы;
  • усовершенствован тяговый привод, с новым токоприемником и т.д.

Но разработка "Сокола-250" была приостановлена и заморожена, так как было принято решение о том, что проще и выгоднее воспользоваться разработками фирмы Siemens с небольшими доработками с учетом российских реалий.

Он состоял из 10 вагонов с общей вместимостью более 600 пассажиров, весь маршрут преодолевал за 3 часа 45 минут.

Ниже на фото представлен поезд "Сапсан" (схема вагона 4).

Где перекусить?

В поездах "Сапсан" схема вагона-ресторана принципиально отличается от традиционного понятия "ресторан". Он разделен на две зоны. Одна зона с буфетом и стойками со стоячими местами для быстрого перекуса, вторая - с комфортными местами со столиками на четырех пассажиров. Заказать еду из ресторана могут и другие пассажиры поезда, причем в вагонах бизнес-класса еда уже включена в стоимость билета. Комплект обеда и сервисного обслуживания напоминает предлагаемый в самолетах.

Вагоны повышенной комфортности

Как и при авиаперевозках, в поездах "Сапсан" для удобства пассажиров есть вагон 1-го класса.

Схема мест в вагоне "Сапсана" для пассажиров 1 класса представлена ниже.

Помимо специальной переговорной комнаты, места в которой покупаются сразу на четырех человек, здесь для пассажиров установлены кожаные кресла. Они раскладывающиеся, с регулируемой спинкой не только для всей спины, а и для поясничной зоны.

Для повышения удобства присутствует индивидуальное освещение с раздельной системой развлечений. Предусмотрена зона Wi-Fi и возможность для подзарядки мобильных устройств.

Переходы между вагонами выполнены "гармошками" без переходных дверей, а между тем сами пассажирские салоны разделены прозрачными раздвижными дверями, оснащенными фотодатчиками, и поэтому они открываются/закрываются автоматически.

При проходе всего состава, от головы до хвоста, прилагать физические усилия на открывание дверей не нужно. Герметичность наружных дверей выполнена таким образом, что при температуре наружного воздуха -20⁰ температура внутри салона неизменна и комфортна во всем составе.

В "Сапсан" схема вагона продумана таким образом, чтобы крупная располагалась в отдельном отсеке, а мелкие вещи хорошо помещались на верхних полках.

Где покупать билет?

Теперь может показаться странным, что приобрести билет вполне возможно не только в здании вокзала, но и непосредственно в самом поезде.

Как отражает схема 6 вагона, "Сапсан" оборудован также специальным местом для людей с ограниченными возможностями. Есть специальная площадка для и ряд кресел для инвалидов. Для удобства таких людей туалет оборудован специальными поручнями, а входная дверь в вагон рассчитана на габариты инвалидных колясок. В этом же вагоне и располагается билетная касса, а для мам с грудными детьми отведена небольшая комната со столом для пеленания.

Система развлечений

Для удобства пассажиров вагоны оборудованы специальными мониторами, на которые выводится как рекламная информация о самом поезде, так и развлекательные программы. Пассажиры оснащаются индивидуальными одноразовыми наушниками, между креслами располагается пульт управления. При помощи кнопок можно выбрать несколько радиоканалов или смотреть и слушать видеофильм.

В зависимости от типа вагона и цены билета, по пути следования есть возможность подключения к услугам интернета. В отдельных вагонах эта услуга предоставляется за дополнительную плату.

Также пассажир в пути следования может воспользоваться периодическими печатными изданиями, которые находятся в специальном кармашке сиденья.

В каждом вагоне расположено табло, на котором в режиме онлайн выводится информация о температуре воздуха и текущей скорости состава.

Поддержка правопорядка в пути

На билете в этот скоростной состав в глаза сразу бросается предупреждающая надпись о том, что курение в поезде категорически запрещено. И это неспроста.

Ниже схематически представлен еще один вагон поезда "Сапсан". Схема вагона 9 выглядит таким образом.

Все вагоны, подсобные помещения и туалеты оснащены датчиками, реагирующими даже на малейшую задымленность. Стоит только датчикам сработать и уловить признаки дыма, как весь состав автоматически тормозит и прекращает движение до тех пор, пока причина задымления не будет устранена.

В пути следования за охраной правопорядка постоянно наблюдает специальный наряд сил правопорядка, как в форме, так и в гражданской одежде.

В целом, несмотря на разницу в цене по сравнению с обычными поездами, поезд "Сапсан" пользуется большим спросом у пассажиров. Если сравнить стоимость перелета на самолете в бюджетном классе, цена может показаться и высокой. Но надо помнить, что поезд приходит практически из центра одного города в центр другого. Так что для тех, кто ценит свое время, "Сапсан" - идеальный выбор!

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва