Правление александра 3 внутренняя и внешняя политика. Местное самоуправление в России к концу правления Александра III

Основные направления во внешней политике Алекс.3:

1)Укрепления влияния на Балканах.

2)Поиск надежных союзников.

3)Поддержка мирных отношений со всеми странами.

4)Установление границ на юге Средней Азии

5)Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

Политика России на Балканах: После Берлинского конгресса (пересмотр Сан-Стефанского мир.дог.), Австро-Венгрия значительно укрепила свои позиции на Балканах (оккупировав Боснию и Герцеговину, но также А.-В пыталась распр.свое влияние и на другие балканские страны,в этом А-В поддерживала Германия, А-В хотела ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы между Россией и А.-В становится Болгария.

После турецкого ига Болгария обрела свою государственность, Россия помогла Болгарии разраб.конституцию и Болгария стала констит.монархией (по ней власть правителя огранич., зато широкими правами обладал глава правительства) По Берлинскому договору (1878) претендент на болгар.престол должен был получить одобрение российского императора. Болгария находилась под рос.влиянием,что не устраивало А-В,А-В начала подстрекать сербского короля начать войну против Болгарии. 1885 Сербия объявила войну Болгарии,но болгарская армия разбила сербов и вступила на террит.Сербии.

К этому времени в Восточной Румелии (Юж.Болгарии в составе турец.империи)вспыхнуло восстание против турец.владычества,турки были изгнаны из Вос.Румелии,и было объявлено о присеод.Вос.Румелии к Болгарии. Это вызвало балканский кризис. В любой момент могла начаться война между Болгарией и Турцией да еще с вовлечением туда России и других стран. Александр 3 разгневался объединен.Болгарии без ведома России. Алекс.отступил от традиции солидарности с балканскими народами,и предложи Болгарии самой решать свои внешнеполитические проблемы. На Балканах Россия фактически из противницы Турции превратилась в ее союзницу. 1886 – дипломатич.отношения между Россией и Болгарией были разорваны.

Поиск союзников:

1880 – у России осложн.отношения с Англией: столкновение интересов 2-х государств происх.на Балканах, Турции.Сред.Азии. Кроме этого Германия и Франции находились на грани войны друг с другом. Германия и Франция стали искать союза с Россией на случай войны друг с другом.

6 июня 1881 - был подписан секретный австро-русско-германский договор«Союз 3-х императоров» (нейтралитет каждой из сторон в случае,если бы одна из них оказалась в войн с 4-ой стороной). В то же время Бисмарк в1882 заключает втайне от РоссииТройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против России и Франции,союз предусматривал оказание военной помощи одной из сторон в случае воен.действий с Россией или Францией. Но для Алек.3 заключ.Тройств.союза не было тайной и Алек.стал искать других союзников.

Германия намеревалась начать войну с Францией,но Россия в этом ей помешала. Германия решила наказать Россию в экономическом плане (не предоставить России займа и повысить пошлины на русский хлеб)

Русско-франц.союз:

В конце 1880- х происходит сближение Росси и Франции,что было единств.путем для Фран.избежать войны с Германией.

Июль 1891- ведутся переговоры о сближении между Россией и Францией. Политическое соглашение предусматривало: если на Францию нападут Германия или Италия,поддержанные Германией.и в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии,поддержанный Германией, Россия должна была выставить на германский фронт 700-800 тыс.чел.из общего числа мобилизируемых в 1,6 млн.чел, а Франция 1,3 млн.чел. Союзники обязались не заключать сепаратного мира в случае войны, русско-фр.союз заключ.на то время, пока сущ.Тройственный союз. Секретность договоры была очень высока,Алек.3 предупреди, в случае разглашения договора союз будет расторгнут.

Среднеазиатская политика:

В Средней Азии после присоед.Казахстана,Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства, продолж.присоед.туркменских племен. В правл.Алекс.3 территор.России увелич.на 430 тыс.кв.км. На этом расширение границ империи закончилось. России удалось избежать военного столкновения с Англией.

1885- соглашение о создании русско-англ.военных комиссий для определения окончат.границ России и Афганистана.

Дальневосточное направление:

В конце 19 века на Востоке усиливается экспансия Японии. Япония была феодальной страной, но после буржуазной революции, японская экономика стала динамично развиваться. Япония проводила агрессивную политику на Д.Востоке. 1864 – война между Японией и Китаем в борьбе за Корей, в которой Китай потерпел поражение. Корей становился зависимым от Японии и к Японии отходили Ляодунский полу-ов. Но Россия, Германия и Франция заявили офиц.протест и заставили Японию отказаться Ляод.полу-ва. По соглашению с Россией, Япония получала право держать войска в Корее. Россия становилась соперницей Японии на Дальнем Востоке. Однако,из-за отсут.дорог,слабости военных сил на Дальнем Востоке Россия была не готова к военным столкновения и сталась их избежать.

1891- началось строительство Россией Великой Сибирской Магистрали. – ж/д линия от Челябинска до Владивостока (протяж.7 тыс.км). С ж/д дорогой силы на Д.Востоке у России должны были возрасти.

В царствование Алекс3 (1881-1894) Россия не вела ни одной войны,за поддержание европейского мира Алекс.получил название Миротворец. С.Ю.Витте писал, что Александр глубоко поднял международ.престиж России без пролития капли русской крови.

Преемники Александра II

§ 171. Император Александр III Александрович (1881–1894)

Портрет императора Александра III

В частностях надлежит отметить следующие важные мероприятия времени императора Александра III.

1. В отношении сословий был проведен ряд мер, имевших целью упорядочить их расстроенное положение. Дворянство переживало после крестьянской реформы тяжелый экономический кризис. Его хозяйство пришло в расстройство с потерей дарового крестьянского труда. Земли уходили из рук дворян со значительной быстротою, а вместе с тем, с продажею усадеб, и сами дворяне покидали уезды. Правительство рядом мер стремилось всячески поддержать упадавший класс. Дворянам было предоставлено преобладание в земствах (путем соответственного изменения в порядке земских выборов). Была в уездах учреждена должность «земских участковых начальников». Они заменили собою мировых судей и в то же время получили большую административную власть над крестьянскими обществами. Предоставленная по закону местным дворянам, должность земского начальника должна была, конечно, поднять значение дворянства в уездах. В то же время правительство пришло на помощь и материальным нуждам дворянского сословия. Был учрежден «дворянский земельный банк» для выдачи дворянам ссуд под залог их земель на очень льготных условиях.

Одновременно правительство делало попытки и к улучшению материального быта крестьян . Во многих местах крестьянские наделы оказались недостаточными для того, чтобы обеспечивать возросшее крестьянское население. Появилась острая нужда в земле. Ввиду этого для крестьян был учрежден «крестьянский земельный банк», выдававший ссуды крестьянам для приобретения земель покупкою. Другим средством для борьбы с малоземельем явилось крестьянское переселение на свободные земли в Сибири и Средней Азии. Правительство пыталось упорядочить переселенческое движение и направлять его; оно приходило на помощь переселенцам, указывая им земельные участки и облегчая им трудности далекого пути. Малоземелье гнало крестьян из деревень в города и на фабрики. Рост фабричного производства в России во второй половине XIX в. повел к тому, что в городах и фабричных центрах образовался многолюдный рабочий класс , оторванный от земли и не обеспеченный ничем, кроме фабричного труда. Отношения между фабрикантами и рабочими иногда обострялись, вели к столкновениям и стачкам. Власть была поставлена в необходимость регулировать эти отношения законом. При императоре Александре III не только началось фабричное законодательство, но и была учреждена должность фабричных инспекторов для наблюдения за фабричными порядками с целью ввести дисциплину среди рабочих и охранить их законные интересы от эксплуатации хозяев.

Прием волостных старшин Александром III. Картина И. Репина, 1885-1886

2. В отношении финансов и государственного хозяйства при императоре Александре III были приняты важные меры. Финансовое положение России после войны 1877–1878 гг., вследствие различных причин (§163), было неудовлетворительно. Курс кредитных билетов был низок (доходил до 60 коп. за рубль и даже менее) и постоянно колебался. Каждый год в бюджете бывали дефициты. Император Александр III прибег к чрезвычайной бережливости и усвоил систему покровительственных пошлин, высоко облагая привозные товары и поощряя русское производство. Министры финансов (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте) один за другим последовательно проводили эту финансовую политику и не только достигли прекращения дефицитов, но успели, сверх того, образовать значительный запас золотой наличности. С ее помощью была подготовлена реформа денежного обращения, произведенная уже при императоре Николае II . В видах экономического подъема восточных окраин и более тесной связи их с государственным центром была предпринята постройка великой Сибирской железной дороги, соединившей Европейскую Россию с Тихим океаном, и Закаспийских железных дорог, соединивших Среднюю Азию с Россией.

Николай Христофорович Бунге, министр финансов эпохи правления Александра III. Портрет работы И. Тюрина, 1887

3. Внешняя политика императора Александра III отличалась определенностью и устойчивостью. Строго охраняя национальные русские интересы, он решительно уклонялся от вмешательства в Европейские дела и всегда обнаруживал неизменное миролюбие. При первых проявлениях со стороны южных славян недовольства русским протекторатом император Александр III отступился от него и предоставил Болгарию и Сербию их собственным силам. Он не поддерживал старых связей и с прусскими Гогенцоллернами, будучи очень недоволен германской политикой на Берлинском конгрессе (§169). Основанный в те годы под гегемонией Германии «тройственный союз» ее с Австрией и Италией император Александр III считал угрозой европейскому миру и интересам России и Франции. Поэтому он сблизился именно с Францией и вошел с ней в оборонительный союз, восстановивший политическое равновесие в Европе и надолго ставший оплотом европейского мира. Постоянство русского государя в поддержании общего мира и искренность его миролюбия дали ему наименование «миротворца». Во все царствование Александра III Россия имела лишь одно мелкое вооруженное столкновение с афганцами (1885) на р. Кушк по случаю присоединения к России Мервского оазиса и оазиса Пенде. Поражение афганского отряда генералом Комаровым не вызвало никаких дальнейших осложнений ни с Афганистаном, ни с покровительницей его Англией, и спорные земли остались за Россией.

4. Будучи представителем строго-национальной политики внешней, император Александр и внутри своего государства являлся носителем русской национальной идеи . Он стремился к тесному объединению инородческих окраин с государственным центром и к возможному обрусению инородцев. Объединительная политика особенно сильно коснулась Остзейского края. Там вместо старых немецких форм управления и самоуправления были введены общегосударственные учреждения с русским языком; а немецкий университет в г. Юрьеве (носившем до 1893 г. название Дерпта) был преобразован в русский. В польских губерниях также делались шаги к усилению русского влияния. В отношении же Финляндии были приняты решительные меры. В царствование императора Александра II финляндцам удалось достигнуть таких форм самоуправления, которые обращали Финляндию из автономной русской провинции как бы в особую страну. Финляндскому населению было разрешено иметь свою монету (марки и пенни), свою почту, свою таможенную систему, свои железные дороги, даже свое войско. Нет сомнения, что все эти признаки внутренней самостоятельности и обособленности должны были воспитать в финляндцах взгляд на свою родину как на особое государство, находящееся лишь в унии с Россией. Ко времени императора Александра III этот взгляд повел уже ко многим неудобствам и недоразумениям между правительством и финляндскими сеймом и сенатом. Не сочувствуя финляндскому обособлению, государь объявил (1890), что великое княжество Финляндское состоит «в собственности и державном обладании империи Российской» и что надлежит возвратить его в более тесное единение с прочими частями Русского государства. Сообразно с этим принципом был усилен правительственный контроль за финляндским управлением и намечены, а частью и осуществлены, меры к ограничению финляндской автономии.

Я не боялся турецких пуль на фронте, и вот должен прятаться от революционеров в своей собственной стране...

Несмотря на разные точки зрения историков на правление императора Александра 3, ученые сходятся в одном – внутренняя политика Александра 3 была последовательной (этоже можно сказать и внешнеполитических событиях). В основе этой политики была идеология консерватизма. На этот выбор императора повлияло воспитание, окружение, а также судьба его отца-реформатора Александра 2, убитого террористами. Это отложило сильный след в его сознании и, придя к власти, Александр 3 делал все, чтобы укрепить власть и оказать максимальное давление на всех "недовольных". Во многом по этой причине часть внутренней политики Александра 3 вошла в историю под названием «контрреформы», поскольку были противоположностью либеральных реформ его отца, Александра 2. В статье описываются основные составляющие внутренней политики российского царя-миротворца Александра 3, который правил с 1881 по 1894.

Предпосылки и идеология правления

В 1881 году был убит отец Александра 3, император-реформатор Александр 2. Главной виной часть императорского окружения считало именно проведение либеральных реформ, которые распространили среди радикально настроенных кругов чувство вседозволенности. Именно поэтому Александр 3 начал свое правление с устранения от участия в управлении страной таких либералов как М.Лорис-Меликов и Д.Милютин. Главным советником Александра 3 стал известный консерватор К.Победоносцев. Именно его советы и наставления окончательно сформировали идейный фундамент взглядов нового императора на государственное правление. Можно выделяют следующие ключевые моменты, в которых видна вся внутренняя политика Александра 3:

  1. Укрепление самодержававия.Основа стабильности любого государства – это сильная и надежная власть, которая может гарантировать порядок;
  2. Пересмотр либеральных реформ. Свобода должна быть контролируемой, иначе оппозиционно настроенные круги могут начать насилие. Фактически часть свободы общества ограничивается для его же безопасности.
  3. Решение ключевых проблем аграриев и рабочих.Общество – это одна большая семья, которой нужен отец. Власть отца в стране представляет император, его мнение неоспоримо.
  4. Поддержка дворянства. Власть должна опираться на кого-то, кто эту васть будет защищать. Александр 3 сделал ставку на дворянство, которое вновь начало получать существенные привеллегии.

Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Таким образом, главной идей внутренней политики Александра 3 стала вера в то, что самодержавная власть может помочь нестабильному обществу обрести уверенность и почувствовать себя в безопасности.

Контрреформы

Часть внутренних преобразований в годы Александра 3 вошли в историю как Контрреформы. Они были направлены на преодоление негативных последствий либеральных реформ Александра 2. Большая часть контрреформ проходила в период с 1889 по 1892. Более подробно об этих преобразованиях Александра 3 читайте


Укрепление самодержавия


Политика по отношению к крестьянству и рабочим

В отношении крестьянства Александр 3 предпринял ряд нововведений, которые являлись либо дополнением к крестьянской реформе 1861 года, либо исправлением ее основных недостатков. Можно выделить такие основные мероприятия:

  • С 1883 по 1886 годы была ликвидирована подушная подать. Этот вид налогов был введен еще при Петре и являлся частью утверждения крепостнической системы.
  • В 1881 году обязал крестьян выкупить свои наделы. Фактически это было ликвидацией статуса временно обязанных, когда фактически свободные крестьяне продолжали отрабатывать панщину. На деле это нововведение так и не было реализовано до падения монархии в 1917 году.
  • В 1889 году Крестьянский земельный банк разрешал крестьянам брать земли в аренду.

Главным событием для крестьянства был указ 1893 года, который окончательно закрепил общину как основной экономический и социальный элемент села. По этому закону было запрещено продавать или сдавать в залог надел земли. С помощью этого император пытался обезопасить крестьянство от разорения и превращения в нищий пролетариат. Кроме того, передел общинной земли можно было проводить не чаще, чем раз в 12 лет. Именно в крестьянской общине император видел основу стабильности и порядка в селе. Таким образом, политика Александра 3 по отношению к крестьянству характеризуется с одной стороны защитой и опекой от новых экономических вызовов (например, рынок, конкуренция), но с другой стороны, эти законы поощряли пассивность крестьянства, не стимулировали инициативу в селе.

Укрепление позиций дворянства


Национальная и конфессиональная политика

Александр 3 понимал, что для империи частичная опасность исходит от некоторых наций, в первую очередь поляков. Началась политика введения русского языка в польских гимназиях и школах. Учителя из центральных регионов империи получали надбавку к зарплате в случае, если соглашались ехать преподавать в западные регионы. Такая же политика была по отношению и к другим языкам. В этом плане Александр 3 полностью продолжал политику своего предшественника. Такую политику Александр 3 считал основой безопасности империи.

Кстати, в 1883 году был принят закон, который спустя несколько столетий признавал за старообрядцами легальный статус.

Экономические нововведения

Во-первых, Александр 3 не только ликвидировал старые налоги, но и утверждал новые:

  • в 1894 году впервые был введен квартирный налог. Его собирали со всех собственников жилья. Города были разделены на 5 классов, отсюда и сумма предполагаемой платы.
  • Началось усиление косвенного налога – это надбавка к стоимости товара или к отдельному тарифу.

Кроме того, в 1891 году был принят новый тариф на таможенные пошлины. Его историки называют одним из самых высоких за последние 50 лет. Однако несмотря на это, казна пополнилась новыми средствами, что стало основой для дальней промышленной модернизации, а также укрепления военной мощи страны.

Кстати, именно в период Александра 3 начал свою карьеру знаменитый министр финансов, а позже председатель совета министров, граф С.Витте.

Таким образом, внутренняя политика Александра 3 характеризуется консерватизмом, который был направлен на усиление стабильности и безопасности страны.

1 марта 1881 года, после теракта, совершенного участниками революционной организации «Народная воля», от тяжелых ранений умер император Александр II. На престол взошел второй сын императора — Александр Александрович. Александр III был коронован 15 марта 1881 года.

Будущий монарх воспитывался в военной среде. Поэтому принято считать, что им не было получено светского образования, считавшегося традиционным и обязательным для его статуса, но был очень работоспособен и физически невероятно силен.

Воспитанием молодого царя занимался , обер-прокурор Святейшего Синода, знаменитый теоретик монархии, который в течение первых месяцев правления Александра был наиболее влиятельным человеком в российском правительстве.

Потрясенный многочисленными покушениями на жизнь и трагической смертью своего отца, понимая, что начавшая было реформироваться Россия погрузилась в мрачное болото террора, в начале своего правления царь был поставлен перед необходимостью выбора нового курса государственного правления. Это было время противоборства двух партий: либеральной (желающей продолжения реформ, начатых Александром II) и монархической.

В начале своего правления Александру пришлось «лавировать» между либералами и сторонниками реакции. В итоге идея конституционности Российской Империи была отвергнута, а царем был провозглашен курс на укрепление монархии, сохранение традиций и отрицание идей либерализма. В то время оказать какое-либо влияние на выбор, сделанный новым царем, могло общественное мнение, к которому уже было принято прислушиваться.

Но бесчеловечно жестокий теракт 1 марта, в результате которого погиб не только монарх, но и несколько абсолютно ни в чем не виновных людей, не вызвал в обществе того подъема революционной сознательности, который был ожидаем террористами. Традиционное общество в ожидании жесткой реакции власти притихло и отшатнулось от народовольцев. Убийство императора вызвало паническую растерянность в обществе. Масштабные меры розыска и дознания привели к тому, что вскоре все оставшиеся в живых организаторы и исполнители теракта были разысканы, допрошены и осуждены. Пятеро участников убийства царя были публично казнены. Надежды революционеров на то, что убийство царя вызовет подъем народного движения, не оправдалась.

Александр III, изучив обстановку в обществе, принял решение о полном отказе от либеральных замыслов своего отца, взяв курс на возвращение к абсолютной монархии . Что повлияло на ход мысли молодого императора? Основной причиной фактором стала охота, которую террористы устроили на его отца, не только убийство, но и предыдущие 6 покушений. Новый царь решил исключить вероятность любых угроз для монархии.

Положительные итоги правления Александра III

Мир . В течение его 13-летнего правления Российская империя не принимала участия ни в одной войне. Исключением стал единственный военный эпизод – в 1885 году у реки Кушка части под командованием генерала А. В. Комарова одержали победу над афганскими войсками.

Мир и спокойствие внутри страны . Система органов, контролировавших внутреннюю безопасность государства, во время правления 13-го императора и самодержца всероссийского усовершенствовалась и окрепла как никогда прежде. Основную роль в поддержке режима сыграл Департамент полиции, деятельность которого приобрела невиданный размах. К середине 80-х годов XIX века террористическая активность в стране совсем прекратилась. За все время была одна-единственная увенчавшаяся успехом террористическая акция: в Одессе, в 1882 г. убили прокурора В.С. Стрельникова.

В 1886 году при активном участии А.И. Ульянова, старшего брата будущего вождя Октябрьской революции, была создана «Террористическая фракция» «Народной воли», которая состояла, в основном, из студентов Петербургского университета. Террористы решили убить императора в годовщину смерти его отца, приурочив теракт к 1 марта. Благодаря сильным оперативным позициям органы внутренней безопасности покушение предотвратили. Организаторы были задержаны, осуждены и казнены.

Экономический подъем и процветание . Желание царя развить и подчеркнуть все русское было распространено и на экономическую политику, что определило рост российской промышленности и торговли. Доходы государства впервые за долгое время превысили расходы. За период с 1881 г. до 1894 г. в стране был совершен настоящий экономический прорыв, создана собственная промышленность. Страна модернизировала армию и флот (которые царь признавал единственными реальными союзниками), стала самым главным в мире экспортером продовольствия. Было построено 114 кораблей: 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. Армию привели в порядок в порядок после дезорганизации, случившейся во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Была начата постройка Великой Сибирской магистрали - железнодорожной линии Челябинск-Омск-Иркутск-Хабаровск-Владивосток длиной около семи тысяч километров.

Облегчение жизни как крестьян, так и рабочих . Принимаемые для этого меры включали в себя, например, прекращение временнообязанного положения, постепенную отмену подушной подати, небезуспешные попытки узаконить и привести в порядок отношения между рабочими и их нанимателями. Были понижены выкупные платежи, узаконен выкуп крестьянских наделов, создан крестьянский банк для возможности получения ссуды для покупки земли. Был ограничен фабричный труд малолетних, а также работа в ночное время женщин и детей.

Развитие национальной культуры . Грандиозные по своей значимости, бесценности и великолепию произведения искусства времен Александра III — это неотъемлемая часть нашего духовного «золотого запаса». По мнению С. Дягилева, для национальной культуры Александр III стал наилучшим монархом. Начался настоящий подъем в литературе, живописи, музыке и балете. По-настоящему большое русское искусство, прославившее нашу страну, началось именно в то время.

Развитие музейно-исторической деятельности и распространение русской культуры . Александром III были предприняты масштабные меры для развития исторических знаний о нашей Родине. Активизировалась деятельность императорского исторического общества под руководством самого императора. Были созданы Исторический музей в Москве и Патриотический музей в Севастополе. Основан первый сибирский университет, создан проект Русского археологического института в Константинополе, начало действовать Русское Императорское Палестинское общество. По всему миру возведено множество православных храмов.

Толковая внешняя политика . Положение России на международной арене было укреплено. Россия продолжала приобретение надежных партнеров, стремилась сохранять мир со всеми государствами. Территория государства «подросла» на 430000 кв. км. Были присоединены Казахстан, Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират.

Отрицательные итоги правления Александра III

Устранение возможностей для независимости местного самоуправления. В «Городовом положении» 1892 г. органы городского самоуправления были включены систему государственных учреждений.

Реакция в сфере образования . В 1884 г. была начата университетская контрреформа, нацеленная на воспитание лояльной массы интеллигенции. Был введен университетский устав, университеты были лишены автономии. Все учебные программы попали под контроль. Вышло распоряжение министра просвещения, ставшее известным как «закон о кухаркиных детях». Нормативный акт чрезвычайно усложнил поступление в гимназии и в университеты для детей из низов общества.

Внутренняя политика не решила коренных проблем в жизни рабочих и крестьян . Принятые меры по переселению крестьян оказались недостаточными для решения проблемы малоземелья. Рабочие не получили в ожидаемом объеме социальных гарантий, к тому же было положено начало созданию фабричного законодательства, с одной стороны сдерживавшего произвол хозяев предприятия, но с другой — исключавшего свободу выступления недовольных рабочих.

Перегибы в национальной политике . Здесь император усилил русификацию, подавляя малейшие проявления национальных движений. Развитие всего русского было совмещено с формированием неприязни к различным «инородцам» – полякам, финнам, евреям, армянам и представителям других национальностей. Евреям усложнили путь в гимназии, а тем более в университеты.

Заключение

До сих пор в нашем сознании нет единого мнения в отношении результатов деятельности Александра III. Впрочем, в истории практически не существует первых лиц государства (а в особенности это касается монархов), оставивших о себе на сто процентов негативное или позитивное впечатление.

Для других - это прежде всего монарх, не желавший прогресса в общественных отношениях, поощрявший реакцию, антисемитизм, не одобрявший чрезмерной образованности низших слоев общества, остановивший «социальные лифты».

Итоги контрреформ противоречивы: России удалось достичь невиданного промышленного подъема, сохранить мир, но при этом возросла социальная напряженность и различные «брожения» в обществе. Период правления царя-миротворца был затишьем перед неизбежной бурей. Это было время сочетания технического прогресса, экономического подъема и реакции, нежелания признавать необходимость прогресса в общественных отношениях и социального компромисса. Одновременно с этим усиливался полицейский режим и сословные привилегии дворянства.

Вопрос к VI пункту. Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.

Устав 1863 года значительно расширял автономию университетов. В частности, ректора избирало собрание университета, деканов – собрания факультетов, а попечителю учебного округа отводилась довольно скромная роль с небольшими полномочиями.

Вопрос к параграфу №1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?

Новый император был убеждённым и искренним сторонником самодержавия, потому не принимал никаких либеральных реформ политической системы. Главным вдохновителем его внутренней политики был такой же убеждённый монархист Константин Петрович Победоносцев. Однако именно потому, что теория официальной народности была искренним убеждением Александра III, он не следовал ей слепо во всех сферах жизни страны (искренняя убеждённость обычно трезвая, а не слепая). В экономике претворялись в жизнь многие либеральные идеи. Император их одобрял, потому что политическую сферу они не затрагивали, а только укрепляли Россию финансово.

Вопрос к параграфу №2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?

Под контрреформами понимаются меры, которые не отменяли прежние реформы, а сводили на нет или значительно корректировали их результаты.

Вопрос к параграфу №3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?

Возможности лишь по своему усмотрению:

Издавать особые постановления;

Наказывать штрафом или арестом до 3 месяцев;

Выдворять за пределы губернии подозрительных лиц;

Запрещать народные собрания;

Приостанавливать деятельность земств;

Закрывать торговые и промышленные заведения.

Вопрос к параграфу №4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?

Земские начальники были потомственными дворянами. Их назначал министр внутренних дел. По этим причинам они в большинстве своём представляли интересы бюрократического аппарата, а также дворянства. Таким образом, частично восстанавливался контроль дворян над крестьянами.

Вопрос к параграфу №5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём говорилось в «циркуляре о кухаркиных детях»?

Основные законодательные акты:

1884 год – новый университетский устав;

1886 год – закрытие Высших женских курсов;

1887 год – циркуляр о кухаркиных детях, который предписывал не принимать в гимназии детей, чьи родители были низкого звания (служили кучерами, лакеями, прачками, мелкими лавочниками и т. п.) – часто именно такие студенты, образованные, но без возможности карьерного роста в отсутствии протекции родителей или их друзей, пополняли ряды революционеров.

Вопрос к параграфу №6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?

Попечительская политика проявлялась в отмене временнообязанного положения, снижении выкупных платежей, отмене подушной подати, создании Крестьянского банка и переселении крестьян на малозаселённые земли. То есть Александр III старался быть тем самым добрым к народу царём, на которого крестьяне всегда надеялись.

Вопрос к параграфу №7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?

Система рабочего законодательства стала складываться в 1880-е – 1890-е года (начиная с указа 1882 года, который ограничивал детский труд). Система представляла собой ряд указов, за выполнением которых следили государственные чиновники. Она контролировала некоторые аспекты взаимоотношений рабочих и их нанимателей, защищая интересы первых. Однако ни о каком участии в этом контроле самих рабочих речи не шло.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В чём вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?

Главных отличия два. Во-первых, Александр II метался между консерваторами и либералами. Он начал правление с реформ, потом отступил от этого курса, в конце жизни, возможно снова хотел их возобновить, хотя сложно сказать наверняка, насколько он прислушивался к Лорис-Меликову. Правление Александра III в этом смысле было гораздо более целостным (правда, и длилось оно почти вдвое меньше) – полностью консервативным, наполненным контрреформами и гораздо более эффективными, чем при его отце мерами по охране порядка (нельзя забывать, что народовольцы именно при Александре III были разгромлены, а новая террористическая организация появилась уже только при Николае II).

Ну, и второе отличие более очевидно. При Александр II были проведены масштабные реформы, которые способствовали политической модернизации, при Александр III – соответствующие контрреформы, которые серьёзно скорректировали результаты предыдущих преобразований.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?

Они отличались ступенью образования (первые давали среднее, вторые – начальное образование), соответственно, набором предметов и уровнем их преподавания. Кроме того, гимназия была менее доступна из-за платы за обучение и циркуляра о кухаркиных детях.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Каково значение рабочего законодательства?

Рабочее законодательство впервые в России ограничило произвол владельцев предприятий. Также оно было частью попечительской политики. Эта политика в целом должна была усилить доверие народа к монарху и таким образом укрепить самодержавие.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX в. Подготовьте презентацию для одноклассников.

Изображение: Боровское уездное училище во второй половине XIX века.

Текст: В Российской империи всё было регламентировано по разрядам. Гимназии полагались губернским городам. Боровск был не губернским, а уездным городом, потому здесь располагалось уездное училище. Всё же, не приходское, полагавшееся селу.

Изображение: здание бывшего Боровского уездного училища

Текст: Как и в других уездный училищах в Боровске дети два года изучали закон Божий, грамматику, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, физику, «естественную историю» (то есть естествознание). Уроки проходили похоже на нашу школу с объяснением нового материала и опросом домашнего задания. Но обычной практикой были телесные наказания.

Текст: Именно в этот период Боровское училище выделяется одним своим преподавателем – Константином Эдуардовичем Циолковским – великим теоретиком ракетостроения и освоения космического пространства. Именно здесь он работал и написал большую часть своих научных трудов.

Изображение: Константин Эдуардович Циолковский

Текст: Константин Эдуардович преподавал арифметику и геометрию. По воспоминаниям он очень интересно вёл уроки, часто демонстрировал различные опыты, хотя геометрия и уж тем более арифметика меньше их подразумевают, чем та же физика. Несколько раз ученики даже запускали самодельные воздушные шары, где воздух нагревался лучинами в небольших гондолах.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.

Дмитрий Андреевич Толстой, родившийся в 1823 году, принадлежал к графскому роду потомков знаменитого дипломата и сподвижника Петра I, но относился к небогатой его ветви. К тому же, он рано потерял отца. Закончил Императорский Царскосельский лицей, но состояние и положение в обществе получил только благодаря женитьбе в 1853 году на Софье, дочери Дмитрия Гавриловича Бибикова (в этом же году ставшего министром внутренних дел) и влиятельной при дворе статс-дамы Софьи Сергеевны урождённой Кушниковой.

По воспоминаниям современников Дмитрий Андреевич недолюбливал тестя, а тёщу просто ненавидел и не хотел про неё ничего слышать. Но это воспоминания относятся к более позднему времени. А вначале вероятно именно связи родителей жены позволили ему продвинуться по карьерной лестнице. Иначе как объяснить, что в возрасте 38 лет он уже стал сенатором – довольно рано для Российской империи.

Наверняка в период своего возвышения Толстой был консерватором, иначе в «мрачное семилетие» он не удостоился бы руки дочери видного государственного деятеля. Однако после смены власти резко переменил взгляды. Дмитрий Гаврилович Бибиков со смертью Николая I ушёл со всех постов, его зять не просто продолжал служить, а пришёлся, как говориться, ко двору. В 1865 году его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 - ещё и министром народного просвещения.

На этих постах Толстой показал себя как убеждённый реформатор. При нём действовал новый университетский устав, был открыт целый ряд высших учебных заведений, включая высшие женские курсы и даже Варшавский университет (несмотря на недавнее польское восстание). Однако когда государственная политика приобрела несколько консервативный характер, министр снова приспособился. К примеру, он провёл в 1871 году реформу гимназий, при которой реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, выпускники которых по-прежнему не имели доступа в университеты. В таком же умеренно-консервативном ключе в 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах. Сложно сказать, с какими соображениями императора была связана отставка Толстого, но своих постов он лишился в 1880 году.

Однако при новом императоре граф опять стал министром, теперь уже внутренних дел. Теперь он претворял в жизнь полностью консервативную политику контрреформ Александра III. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены на возвышение дворянства, регламентацию крестьянского быта и преобразование местного управления и самоуправления ради роста влияния назначаемых сверху чиновников. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати была существенно ограничена временными правилами 1882 года.

Министром граф служил до самой смерти в 1889 году.

Дмитрий Андреевич Толстой был эффективным реализатором идей императоров, но, похоже, не имел собственных убеждений и склонялся то к либерализму, то к консерватизму в зависимости от того, каковы были настроения наверху. Для него всегда высшей ценностью оставалась карьера. По воспоминаниям он даже отказался от любимой им девушки ради брака с дочерью Бибикова. Именно такие люди добивались успеха в бюрократической машине Российской империи – не имеющие своего мнения и потому тем полнее исполнявшие распоряжение начальства.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо