Полезные ископаемые в ленобласти. Полезные ископаемые ленинградской области

Региональный компонент.

Из стандартов второго поколения. В содержание курса входят темы:

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, полезные ископаемые родного края.

Тема: «Полезные ископаемые Ленинградской области».

Цели: познакомить учащихся с полезными ископаемые Ленинградской области, составить таблицу месторождений полезных ископаемых области.

Задачи: продолжить формировать умения

  • самостоятельно работать с текстовым материалом, с таблицами,
  • анализировать через отбор и сравнение материала,описывать наблюдение

совершенствовать умения

  • исследовать новый объект, делать предположения,
  • работать с картой, с печатной информацией, с таблицами
  • работать в команде, публично выступать, делать выводы, обобщения, оценивать свою работу.

Через знания и умения продолжить воспитывать у учащихся любовь к малой родине.

Оборудование: образцы полезных ископаемых с нумерацией: 1-гранит, 2-боксит, 3-сланец, 4-фосфорит, 5-доломит, карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», таблицы «Полезные ископаемые Ленинградской области», статьи об использовании полезных ископаемых и местах их добычи.

План урока :

  1. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого (ПИ) по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике.
  2. Ответы детей: описание полезного ископаемого.
  3. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте.
  4. Ответы детей.
  5. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы.
  6. Ответы детей и заполнение таблицы. (Свойства ПИ его использование, подготовка рассказа и выступления команды о ПИ).
  7. Итоги урока. Определение темы, целей.
  8. Разновариантные домашние задания.
  9. Оценки за урок.

Ход урока

1. Оргмомент. 1 этап урока. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике (5 минут)

У команд лежат образцы полезных ископаемых с цифрами: у первой команды – 1 (гранит), у второй – 2 (боксит), у третьей – 3 (сланец), у четвёртой – 4 (фосфорит), у пятой – 5 (доломит).

Учитель: Рассмотрите, что лежит у вас на партах. Из какого царства эти предметы?

Ответы детей : Из подземного. Это полезные ископаемые.

Учитель: Зачем же они здесь?

Дети: Наверное, будем изучать эти полезные ископаемые.

Учитель: Проведите исследование№1. Опишите это ископаемое по плану, который составляли на предыдущих уроках.

2 слайд – план описания полезного ископаемого

  1. состояние (жидкое, твёрдое, газообразное)
  2. основное свойство (горючесть, плавкость, прочность)
  3. добыча
  4. использование

Учитель: Можете ли вы дать ответ на все пункты плана?

Дети: Нет, только на первый пункт – можем описать полезное ископаемое.

Учитель: Сделайте предположение, каким свойством обладает ископаемое и где может использоваться. Решите, кто будет отвечать от команды.

На прошлом уроке мы начертили таблицу. Пришло время её заполнить. Слушая ответы ребят, подготавливая свой ответ, вписывайте в таблицу всё, что узнаете о ПИ.

3 слайд - таблица ПИ

Учитель обходит команды, направляя работу детей. Дети начинают обсуждение.

2 этап. Ответы детей – описание полезного ископаемого (5 минут). 4 слайд – фотография гранита. 1 команда.

Ископаемое серого цвета с белыми и чёрными вкраплениями, прочное. Думаем, что это гранит. Его добывают у нас в Прудах и используют в строительстве.

5 слайд – фотография боксита. 2 команда.

Ископаемое тёмно коричневого, бордового цвета. Оно плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.Названия его не знаем, думаем, что раз оно прочное, то его можно использовать в строительстве. Может оно и горит, а может, если нагреть, то может во что-то превратиться.

6 слайд – фотография сланцев. 3 команда.

Порода тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может и рассыпаться. Применять его могут так же, как сказала предыдущая команда. Мы видели в программе «Галелео» такое ископаемое и думаем, что это сланец. Там говорили, что он горит. Если это так, то главное свойство ископаемого – горючесть.

7 слайд – фотография фосфоритов. 4 команда. Может оно горюче, но не можем проверить.

8 слайд – фотография доломитов. 5 команда.

Может быть это свойство используют в строительстве. Но если это металл, то тогда у него другое использование и качества.

Учитель:

Дети: Чтобы мы учились исследовать новое, учились пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике. Описывать внешний вид ископаемого, сделать предположение о его свойствах и использовании.

9 слайд – чему учились на этапе .

Рефлексия.

На магнитной доске начерчена таблица оценивания своей работы.

Учитель: Подведём итоги этого этапа урока. Заполните таблицу, в которой вы оцените свою работу на этом этапе.

Каждый ученик прикрепляет своё имя на магните в тот показатель, которым он себя оценил:

Оценка моей работы

Учитель: У вас уже заполнена часть таблицы.

10 слайд – внешний вид, свойства ПИ.

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное.

Тёмно-коричневого, бордового цвета, плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

3 этап. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте (4 мин.)

11 слайд – карта Ленинградской области.

Учитель выдаёт командам карту «Полезные ископаемые Ленинградской области», на которой рядом со значками, обозначающими ископаемое, стоят цифры: 1, 2, 3, 4, 5, обозначающие месторождения и на которой обозначены стороны горизонта.

Учитель: Проведите исследование №2

12 слайд – исследование №2.

  1. Что это за ископаемое? Найдите на карте номер вашего полезного ископаемого. Посмотрите каким значком оно обозначается. Узнайте название вашего полезного ископаемого.

Учитель: Не забывайте заполнять таблицу.

4 этап – ответы детей (14 мин.)

Учащиеся быстро находят на картах ПИ и отвечают.

13, 14, 15, 16, 17 слайды – карта Ленинградской области.

1 команда: у нас точно гранит, добывают его рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

2 команда: у нас боксит (алюминий). Добывают его в Бокситогорске на востоке Ленинградской области.

3 команда: у нас сланец. И добывают его в Сланцах на юго-западе Ленинградской области.

4 команда: у нас фосфорит. Его добывают в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области.

5 команда: у нас доломит. Добывают в Пикалёво на востоке Ленинградской области.

Учитель: Зачем бы нужен этот этап?

Дети: Узнать где добывается полезное ископаемое и как оно называется.

18 слайд – цель этапа.

Учитель: У вас уже часть таблицы заполнилась

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное

в Бокситогорске на востоке Ленинградской области

Тёмно-коричневого,бордового цвета, плотное прочное. Вкраплений в нём нет.

в Сланцах на юго-западе Ленинградской области

Тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может рассыпаться.

4. Фосфорит

в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

5. Доломит

в Пикалёво на востоке Ленинградской области

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископ.

5 этап. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы (4 мин.)

На доске прикреплены статьи о ПИ.

  1. С закладкой Санкт-Петербурга стала бурно развиваться промышленность. Город рос и строился. Для его строительства требовался гранит . Его добывали в северной части Карельского перешейка в карьерах. Так вблизи Выборга возник карьер Петерлакс. Здесь вырубали колонны для Исаакиевского собора. Гранит добывали для украшения других городов России. Есть месторождение в посёлке Пруды, там добывают гранит и гранитную крошку.
  2. В 1916 году под городом Тихвином было обнаружено месторождение бокситов – руды буро-красного или зеленовато-серого цвета, из этой руды получают алюминий. На месте месторождения возник город Бокситогорск , а в городе Волхов был открыт первый в нашей стране алюминиевый завод.
  3. Город Сланцы получил своё название от горючего материала – сланцев . Горючие сланцы – горная порода тёмно-бурого цвета, насыщенная органическими веществами. Эта порода используется в качестве топлива и химического сырья, горючего газа. Добывают эту породу в шахтах.
  4. В конце 1950-х годов учёные открыли Кингисеппское фосфоритовое месторождение, на базе которого было построено предприятие по производству минеральных удобрений, содержащих фосфор. Фосфор необходим жизнедеятельности растений, для созревания плодов. Он входит в состав минеральных удобрений, благодаря которым можно получить высокие урожаи.
  5. В районе Пикалёво сосредоточены запасы доломитов , которые используют для получения цемента. В городе построен цементный завод. Ещё доломиты измельчают,превращая в муку. Используют для размягчения и раскисления почв.

Учитель: Капитаны команд, выберите на доске нужную статью и используя план, подготовьте ответ всей командой. Слушая выступления команд, не забывайте заполнять таблицу

Дети готовятся отвечать.

6 этап – Ответы детей и заполнение таблицы (10 мин.)

Слушаем ответы команд и заполняем таблицу.

20 слайд – в итоге получается таблица:

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

Приозерск, Выборг

Серого, розового цвета, зернистый, прочный.

В строительстве.

Бокситогорск, Пикалёво

Буро-красный, зеленовато-серый, плавкость. Получают алюминий.

В строительстве, в промышленности, в быту.

Тёмно-бурого цвета с органическими веществами, горючесть.

Топливо, как химическое сырьё.

4. Фосфорит

Кингисепп

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

Минеральные удобрения.

5. Доломит

Пикалёво

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

Цемент для строительства.

Проверьте ваше заполнение таблицы. Сделайте исправления.

Учитель: Для чего был нужен этот этап урока?

Дети отвечают: Чтобы мы учились работать с печатной информацией, приводить в порядок полученные знания через составление таблицы, узнали свойства ПИ, где оно используется.

В итоге показываю слайд, на котором отражены ответы детей.

21 слайд – цель этапа.

  1. Узнать о свойствах полезного ископаемого
  2. Где оно используется
  3. Подготовить рассказ и выступление команды о ПИ

7 этап. Итоги урока. Определение темы, целей (2 мин.)

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Дети: Узнали, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области, их основные свойства, узнали, где их добывают ископаемые, где используют.

Учились работать с таблицей – составляли таблицу месторождений области.

Развивали умение самостоятельно работать с печатной информацией.

Делали анализ через описание и наблюдение.

Учитель: Для чего был нужен такой урок? (Его цели.)

Дети: Урок был нужен для того, чтобы мы изучили полезные ископаемые нашего края.

Учитель: определите тему урока.

Учащиеся: «Полезные ископаемые Ленинградской области»

22 слайд – цели, задачи, тема урока.

23 слайд. 8 этап. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте варианты заданий. Подумайте, какой вариант выберите вы. Запишите в дневник задание.

Разные варианты задания

  1. найти в сети Интернет какие ПИ ещё добывают в нашей области
  2. посетить библиотеку или читальный зал и найти информацию о других ПИ, добываемых в нашей области
  3. узнать: зачем нужен алюминий?

Дети записывают свой выбор в дневник.

9 этап – оценки за урок. (2 мин.)

Учитель: Прикрепите своё имя в таблице в другой столбик, если вы изменили мнение о своей работе к концу урока (первая таблица на магнитной доске).

Подхожу к стенду и комментирую таблицу. Выставляю оценки.

Учитель : Лучшими капитанами команд сегодня были: … Они умело организовывали работу команды, прекрасно отвечали. Этим командам за работу «5».

Одна команда неверно логически распределила отрывки при прочтении статей. Если бы вы пересказали текст, как другие команды, то ошибки бы не было. В итоге было трудно понять смысл текста и мне пришлось перечитывать его. Поэтому командная оценка – «4».

Остальные команды тексты пересказали, а не зачитывали. Хочу похвалить Машу и Наташу. Эти девочки очень старались, были весь урок активны, у них хорошо заполнены таблицы. За работу тоже «5». Занизила свою оценку Полина. За урок крепкая «4». А вот Света завысила самооценку: в работе команды принимала участие не всегда, руку поднимала редко и таблицу заполнила с ошибками.

Фотографии самооценки учащихся, которую выполнили при помощи магнитных карточек с именами детей.

Литература:

  1. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2008.
  2. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З. А. Томанова, М. А. Шаталов, А. Н. Любарский. СПб.: Специальная Литература, 2007
  3. Газета «ЭКО Петербург». Апрель 2008 год. Санкт-Петербурга.
  4. Природа родного края: учебное пособие для учащихся 6 кл./ Томанова З. А., Любарский А Н. – СПб.: Специальная Литература, 2007.
  5. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. – М.:5 за знания, 2007. – (Методическая библиотека).
  6. Светогорск: краеведческий очерк/ по материалам А.А.Осмакова. – СПб.: Изд-во «МорВест», 2002.
  7. Вехи выборгской истории. Учебное пособие по краеведению. Коллектив авторов: Волкова Л.Г., Геращенко Л.В., Коробова Т.А., Усольцева Т.В., Федосеева В.Н., – Выборг 2005.
  8. Красная книга природы Ленинградской области. Особо охраняемые природные территории. Правительство Ленинградской области. Министерство окружающей среды Финляндии. Биологический научно-исследовательский институт Санкт-Петербургского государственного университета. – Санкт-Петербург 1999.
  9. Ленинградская область: сегодня и завтра. Творческий коллектив: А.В. Агапова, В.А. Антонов, В.В. Балашов, В.Б. Богуш и другие. Правительство Ленинградской области, 2003 г. ИПК «Вести». 2003 г.
  10. История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней. Под общей редакцией С.А. Лисицына. Санкт – Петербург. Специальная литература. 2003.
  11. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Составитель В. А. Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.

Территория Ленинградской области находится на стыке двух больших тектонических структур. Северо-западная часть области принадлежит Балтийскому кристаллическому щиту.

Сформировавшиеся породы

Здесь на поверхность выходят так называемые архейские раннепротерозойские породы . Время образования пород по мнению археологов составляет более 600 млн. лет назад , считается, что породы сформировались в результате вулканических извержений.

В кембрийский период сформировались толщи осадочных пород : синие глины с прослойками песчаников. Месторождения фосфоритов и горючих сланцев образовались около 400 млн. лет назад в ордовикский период. В каменноугольный период образовались месторождения известняков, бокситов и доломитов. В четвертичные периоды рельеф области окончательно сформировался, как полагают ученые.

Полезные ископаемымые

Территория Ленинградской области достаточно богата полезными ископаемыми. Бокситы, сланцы, глина, фосфориты, песок, известняк – основные природные ископаемые, которые добывают в данном регионе. Постоянно выявляют новые виды сырья: природный газ, отделочный камень, битум, магнетитовые руды.

Методы добычи

Наиболее важное значение в рамках добычи сырья в Ленинградской области имеют бокситы. Эти полезные ископаемые залегают неглубоко, что сделало возможным добывать их открытым способом . Горючие сланцы и фосфориты наоборот добываются шахтным методом .

Строительные природные материалы

Большие запасы строительных природных материалов содержатся в недрах области. На территории Ленинградской области залегают огромные запасы таких востребованных полезных ископаемых, как гранита, кирпичной и огнеупорной глины, известняка, формовочного песка . Гранит добывают на севере Карельского перешейка, чаще всего он используется в качестве облицовочного материала в строительной сфере. Недалеко от города Пикалево сосредоточены залежи известняков.

А также

Огромное количество болот области обуславливает большие запасы торфа, здесь находится более 2300 месторождений.

Также здесь добывают фосфатные руды, горючие сланцы, кварцевые стекольные пески. Ленинградская область знаменита синими кембрийскими глинами и термальными водами.

«Красивые водопады мира» - Водопад. Игуасу находится в Южной Америке. Игуасу. Вечность Мироздания - вот что такое Игуасу. Водопад Фишт. Гадельша. Широкие и мощные водопады. Кивач. Анхель в переводе на русский язык означает. Лучшие водопады мира. Глотка дьявола. Анхель. С образованием на реке Суне водопадов связана красивая легенда.

«Воды суши география» - Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Озера. Водохранилища. Озера, подземные воды, болота, мерзлота, ледники. Особенности солевого и газового состава. Вспомним о происхождении озерных котловин. Ледники. Какие озера преобладают в районах с влажным климатом. Голубые глаза России. Болота. Россию можно смело назвать страной озер и вечной мерзлоты.

«Урок в 6 классе о подземных водах» - Исток – начало реки. Какие условия необходимы для образования подземных вод? Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны. Цели урока. Части реки. Повтори. План описания речной системы. Значение и использование подземных вод. Реки. ВОПРОС 4. Какой вид подземных вод изображен на рисунке?

«Водопады мира» - Туман можно ощущать даже за несколько километров от водопада! Водопад –это поток воды, стремящийся или падающий с высоты. Ниагарский водопад. Самые красивые водопады мира. Происхождение водопада. Вода в стремительном потоке, Мой завораживает взгляд. Водопад Анхель (Angel Falls) - самый высокий в мире свободно падающий водопад высотой в 978 метров.

«Вода на поверхности Земли» - Текст. Ледники. Работа с учебником. География. Зло или добро. Условия образования озёр. Представление. Различие озёр по происхождению. Озера. Многолетняя мерзлота. Болота. Подземные воды.

«Подземные воды» - Карстовые пещеры, сталактиты и сталагмиты – результат деятельности подземных вод. Долина гейзеров. Схема расположения основных типов подземных вод. Карстовые источники. Загрязнение подземных вод. Сооружение для очистки подземных вод. Там, где водоносные горизонты пересекаются с земной поверхностью, возникают источники.

Всего в теме 12 презентаций

3.Геология Ленинградской области

Геол о гия (от гео… и …логия), комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли; в узком смысле слова - наука о составе, строении, движениях и истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Большинство прикладных и теоретических вопросов, решаемых геологией, связано с верхней частью земной коры, доступной непосредственному наблюдению.

Инженерная геология – наука о формировании и изменении инженерно-геологических условий, территорий, о геологических условиях строительства и эксплуатации сооружений, о рациональном использовании геологической среды, для создания безопасных и комфортных условий жизнедеятельности человека.

Инженерные изыскания для строительства - работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов с учетом рационального использования и охраны природной среды, а также получения данных для составления прогноза изменений природной среды под воздействием строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.

Инженерные изыскания являются одним из важнейших видов строительной деятельности, с них начинается любой процесс строительства и эксплуатации объектов. Комплексный подход, объединяющий различные виды инженерных изысканий позволяет проводить разностороннее и своевременное обследование строительных площадок, зданий и сооружений.

Основные виды изысканий в строительстве:

Инженерно-геодезические;

Инженерно-геологические;

Инженерно-гидрометеорологические;

Инженерно-экологические (мобилизационные работы; полевые работы; лабораторные; камеральные работы);

Изыскания грунтовых строительных материалов (опытные полевые работы; обследование земляных сооружений при их реконструкции).

Геология Ленинградской области.

Ленинградская область богата памятниками природы. Это не только отдельные объекты геологические, водные, ботанические, - но и целостные участки природы - территории, акватории. К территориальным памятникам относятся охраняемые государством урочища - участки с нетронутой особо живописной природой, ценные в научном отношении участки долин, побережий морей и озер, истоки рек, реликтовые озера...

Памятники геологической истории на территории Ленинградской области встречаются в виде живописных скал и геологических обнажений, раскрывающих историческое прошлое Земли, а также в виде пещер, водопадов, валунов и некоторых других образований.

Памятниками эти природные объекты называются потому, что они свидетельствуют об истории природы и совершающихся в ней процессах, помогают нам раскрыть многие ее тайны.

Так, остатки окаменевшей фауны в геологических обнажениях позволяют нам определить возраст слагающих их горных пород и часто помогают организовать поиски различных полезных ископаемых. Скопления валунов на полях указывают на деятельность ледника в давно минувшие годы...

Геологическое прошлое нашей области сложно и многообразно.

В северной части Карельского перешейка на поверхность выходят древнейшие магматические горные породы - граниты. Их изучение позволяет нам проникнуть не только в глубь Земли, но и в глубь веков. Они говорят о том, что в отдаленное от нас докембрийское время, когда на Земле еще не было органической жизни, из ее недр поднимались потоки огненно-жидкой лавы-магмы, сопровождаемые многообразными процессами: вулканическими извержениями, землетрясениями, вертикальными и горизонтальными смещениями отдельных участков земной коры и другими явлениями. У поверхности Земли магма остывала, затвердевала и превращалась в граниты.

Граниты на Корельском перешейке

Древнейшие архейские и протерозойские породы - граниты, диориты и измененные - метаморфические - гнейсы Карельского перешейка составляют часть так называемого Балтийского кристаллического щита.

Южнее реки Вуоксы они уходят на большую глубину, под более молодые осадочные образования верхнепротерозойского и палеозойского возрастов.

С начала палеозоя почти вся территория Ленинградской области была покрыта морем, на дне которого отлагались разнообразные осадочные горные породы.

В основании палеозойских отложений лежат песчаники и синие кембрийские глины (возраст около 6вв млн. лет). Они хорошо знакомы ленинградским метростроевцам, так как большинство тоннелей были пройдены по синим глинам. Эти глины бедны органическими остатками, как и лежaщие выше песчаники.

Отложения следующего, ордовикского периода более разнообразны. Это песчаники, известняки, доломиты, глинистые и горючие сланцы. Они выходят непосредственно на поверхность южнее Ленинграда в пределах так называемого Ордовикского плато.

Плато представляет собой плоскую возвышенную равнину с абсолютными отметками поверхности 2в-8в метров. К югу от Ленинграда плато резко обрывается высоким, до 4в метров, уступом, который носит название Балтийско-Ладожского глинта (от датского слова "glint" - обрыв, утес, уступ).

Уступ Балтийско-Ладожского глинта

Глипт протянулся в широтном направлении, в 2в-25 километрах к югу от реки Невы и Финского залива, через всю Ленинградскую область, от реки Сяси на запад до города Палдиски в ЭССР.

Глинт пересекают реки Копорка, Ижора, Саблинка, Тосна, Лава и другие. Именно здесь и находятся, главным образом, геологические обнажения - памятники природы.

Западная, повышенная часть Ордовикского плато носит название Ижорской возвышенности (до 176 метров абсолютной высоты). Отличительной ее чертой является почти полное отсутствие рек и озер. Близость к земной поверхности легко растворимых поверхностными и подземными водами горных пород, таких, как известняки, породила здесь развитие так называемых карстовых процессов. Они заключаются в разрушении известняков и образовании в них многочисленных провальных воронок, подземных каналов и трещин, по которым вода уходит вниз.

р.Саблинка

С ордовикскими отложениями связаны крупнейшие месторождения полезных ископаемых нашей области. Одно из них - месторождение фосфоритов у города Кингисеппа. Оно разрабатывается производственным объединением Кроме Кингисеппа на территории Ленинградской области выявлено еще несколько месторождений фосфоритов. Во всех случаях полезным компонентом является фосфат, представленный обломками и целыми створками раковин морских моллюсков - брахиопод, живших на дне Ордовикского моря. Раковины содержат 35-37 процентов пятиокиси фосфора.

Завод «Фосфорит»

С отложениями ордовика связаны также месторождения горючих сланцев (Сланцевский район). Первая тонна сланца в нашей области была добыта в 1934 году, когда начала действовать шахта N1 (впоследствии ей присвоили имя С. М. Кирова). Сейчас в Сланцах три шахты, в которых ежегодно добывают до 5 миллионов тонн сланца.

Кроме того, большое значение для народного хозяйства имеют ордовикские известняки. Они разрабатываются как сырье для металлургии, цементной и стекольной промышленности. Крупнейшие месторождения - Пикалевское и Кикеринское. Общая мощность отложений ордовика 2вв-3вв метров.

Мезозойские и третичные осадки на территории нашей области отсутствуют, так как к этому времени море ушло за пределы Ленинградской области.

Вся перечисленная древняя осадочная толща палеозоя лежит на кристаллическом фундаменте почти горизонтально. Выше залегают четвертичные отложения, начавшие формироваться около в.5-1.5 миллиона лет назад, и продолжают накапливаться в наше время. Они состоят из ледниковых, водно-ледниковых, озерных, речных, морских и болотных образований. Мощность их в пределах долины реки Невы достигает 5в и более метров, на некоторых участках восточной области превышает 1вв метров.

Большинство ученых считает, что современный рельеф сформировался главным образом в результате деятельности ледника в четвертичный период. В то время территория нашей области неоднократно покрывалась материковыми льдами. В последнюю межледниковую эпоху (около 85-75 тысяч лет назад) северная часть области была затоплена водами моря. В результате переноса и отложения осадков ледниками и талыми ледниковыми водами возникли своеобразные формы современного рельефа в виде беспорядочного скопления холмов, часто чередующихся с понижениями, нередко занятыми озерами и болотами, так называемый холмисто-моренный рельеф, если холмы сложены суглинками с щебнем и валунами, и камовый рельеф, если холмы сложены песками.

В конце последнего оледенения, примерно 12 тысяч лет тому назад, во время таяния ледника воды скапливались и в предглинтовой низменности. В это время образовался большой водоем, соединявший воды Финского залива с Ладожским озером, центральная часть Карельского перешейка была тогда островом. Окончательно контуры современного рельефа образовались сравнительно недавно, всего 4.5-5 тысяч лет тому назад.

Таблица полезных ископаемых Ленинградской области:

Месторождение

Запасы (тыс. тонн)

Кингисеппское месторождение фосфатных руд

Ленинградское месторождение горючих сланцев(город Сланцы)

Радынский бокситовый рудник(добыча прекращена)

Железно-марганцевые конкрециив акваторииФинского залива

руда- 2411марганец- 188 576

Пикалёвское месторождение флюсовых известняков

Сланцевское месторождение известняков

более 9000, с месторождением «Боровня» - более 45 000

Алмазные трубки

промышленная добыча не ведётся

Радоновые источникиу посёлкаЛопухинкаиВоронино

Минеральные термальные водыподЛугой

Ленинградская термальная аномалия(месторождение термальных подземных вод)

Схема расположения памятников природы на территории Ленинградской области.

1. Саблинские пещеры и водопад. 2. Геологические обнажения на реке Поповке. 3. Геологические обнажения на реке Оредеж. 4. Геологические обнажения около Старой Ладоги. 5. Дудергофские высоты. 6. Исчезающая река Рагуша. 7. Выборгские граниты. 8. Приозерские граниты. 9. Жихаревская пещера. 1в. Радоновое озеро в Лонухинке. 11. Baлун "Старик". 12. Источники села Кипень. 13. Сестрорецкие дюны. 14. Геологические обнажения у села Ям-Тесово. 15. Геологические обнажения около озера Антоновского. 16. Каньон реки Лавы. 17. Граниты озера Ястребиного. 18. Граниты на острове Густом. 19. Габбро-нориты Щелейки. 2в. Озеро Красное. 21. Источники урочища Донцы. 22. Новонладожские дюны. 23. Конечно-моренная гряда Мичуринская. 24. Геологические обнажения на реке Сабе. 25. Ольгинский валун. 26. Токсовские камы. 27. Камы Кирсино-Шапки. 28. Дюны Лисьи горы.

Почвы.

Дерново-подзолистые почвы

Основным типом почв в области являются подзолистые, бедные перегноем и отличающиеся значительной кислотностью. При этом на суглинках, в низких местах с повышенным накоплением влаги, главным образом в еловых лесах, образуются сильноподзолистые почвы с мощным верхним слоем. В более высоких местах, менее благоприятных для накопления влаги, образуются среднеподзолистые почвы. На супесях и песках, плохо удерживающих влагу, в сосняках встречаются слабоподзолистые почвы. Там, где преобладает травяная растительность, - на лесных вырубках, в редких смешанных или лиственных лесах - образовались

На территории Ижорской возвышенности, на породах, содержащих известь, которая нейтрализует кислотность и предохраняет верхний слой почвы от вымывания, сформировались дерново-карбонатные почвы. Это лучшие среди почв области: они богаче других перегноем и минеральными веществами, имеют хорошо выраженную комковатую структуру. Их также называют «северными чернозёмами».

В низинах и на плоских участках местности, при слабом стоке (плохом дренаже) атмосферных вод, вызывающем их застой на поверхности, а иногда при высоком уровне стояния грунтовых вод образуются торфянистые и болотистые почвы. Они распространены в центральной части области, на востоке Карельского перешейка, на побережье Финского залива, в Приладожье.

В некоторых местах на луговых террасах (по рекам Волхову, Луге и другим), заливаемых водой в половодье, из речных наносов образуются богатые перегноем аллювиальные почвы. Их площадь невелика.

Основными почвообразующими породами являются глины, суглинки, пески и торф. Сельскохозяйственное использование почв области требует их искусственного улучшения.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо