Мораль егэ обществознание. ЕГЭ обществознание

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением - главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль - ценности и нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека - нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей - общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) - 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal - относящийся к идее) - 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль - это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - блаженство) - направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы - 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus - утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» - гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание.

Основа человеколюбия - «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) - русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода) - 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 - 1832) - английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 - 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально - историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап - конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Если стыд - чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

| 81-91

Опишите три примера влияния искусства на воспитание детей.

Пояснение.

1. Воспитание нравственных качеств. Читая великое произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», школьница Варя поняла, что такое честь, достоинство, мораль.

2. Воспитание волевых качеств. Варя занимается в музыкальной школе. Она знает, что сначала произведение будет звучать коряво, но в дальнейшем, у неё всё получится. Таким образом, воспитывается сила духа и вера в себя.

3.Воспитание моральных принципов. Алла, посмотрев детский спектакль «Морозко» в школьном театре, знает, что не в деньгах счастье, а в трудолюбии.

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Ва­ри­ант 39. (Часть С)

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы (мораль, право, традиции и т.д.);

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Функции социального контроля:

а) социализация индивидов;

6) регулирование взаимодействия людей;

в) корректировка девиантного поведения и т.д.

4. Формы социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль);

б) внешний (формальный и неформальный).

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Виды социального контроля:

а) внутренний (самоконтроль)

б) внешний (формальный и неформальный)

4. Элементы социального контроля:

а) Социальные санкции (формальные и неформальные);

б) Социальные нормы (право, мораль и т.д.)

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) У Антона голубые глаза - биологические.

Б) Рост Петра - 180 см - биологические.

В) Анна трудолюбива - социальные.

Г) Катя очень отзывчива - социальные.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих - социальные.

Ответ: 11222.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса - честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

Пояснение.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Рост Ларисы ниже среднего - нет, неверно.

2) Лариса - честный человек - да, верно.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза - нет, неверно.

4) Лариса добрая и отзывчивая - да, верно.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка - нет, неверно.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками - да, верно.

Ответ: 246.

Ответ: 246

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Пояснение.

«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности - нет, неверно.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью - да, верно.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности - да, верно.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения - да, верно.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. - нет, неверно.

Ответ: 234.

Фируза Токтоньязова 11.04.2017 22:46

Первая позиция неверна однозначно. Не все живые существа способны к творческой деятельности. Животные не способны, тем не менее мы не можем их не причислять к живым существам.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.

2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.

3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.

4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.

5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.

Пояснение.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Признаки морали: всеобщность и добровольность.

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Пояснение.

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

1) Мо­раль­ные нормы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти об­ще­ства - да, верно.

2) Мо­раль всегда фор­ма­ли­зо­ва­на в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах - нет, неверно.

3) Мо­раль по­мо­га­ет че­ло­ве­ку оце­ни­вать со­бы­тия об­ще­ствен­ной жизни - да, верно.

4) Ос­но­вой мо­ра­ли яв­ля­ет­ся внут­рен­няя мо­ти­ва­ция че­ло­ве­ка и его са­мо­кон­троль - да, верно.

5) Мо­раль все­гда обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние людей в со­ци­у­ме - нет, неверно, не всегда.

Ответ: 134.

В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.

Пояснение.

Ответ: мораль.

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Добро , мораль , гуманизм , совесть , честь .

Пояснение.

Добро, гуманизм, совесть, честь - это категории морали.

Ответ: мо­раль.

Ответ: мо­раль

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ис­хож­де­нии морали;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­во­куп­ность одоб­рен­ных об­ще­ствен­ным мне­ни­ем норм, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние людей в социуме, их обя­зан­но­сти друг перед дру­гом и перед обществом. (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о про­ис­хож­де­нии морали, например: Мо­раль воз­ник­ла естественно-историческим путём и вос­хо­дит к обычаю. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, о про­ис­хож­де­нии морали.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали, например: ин­те­гра­тив­ная функ­ция мо­ра­ли за­клю­ча­ет­ся в обес­пе­че­нии не­об­хо­ди­мой ста­биль­но­сти и це­лост­но­сти общества. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и/или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали

1) социальные нормы

2) санкции

3) государственное принуждение

4) формальная определенность

5) ответственность

6) свободный выбор

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Государственное принуждение и формальная определенность относятся к «праву».

Ответ: 34.

Денис Уланов 16.05.2017 13:20

В данном задании правильным ответом является 3 5, т.к это характерно для норм права. (По гос. принуждению наступает ответственность за правонарушение)

Валентин Иванович Кириченко

Ответственность может наступить и за нарушение норм морали. Например, родители ругают ребенка узнав о его двойке

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Пояснение.

Мораль - при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и плохом, пра­виль­ном и неправильном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм поведения, вы­те­ка­ю­щих из этих представлений.

Ответ: мораль.

Ответ: Мораль

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2016 по обществознанию.

Пояснение.

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни - мораль.

Ответ: мораль.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

2) смысл жизни

4) свобода

5) собственность

6) счастье

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Александр Югов 30.01.2017 00:35

Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?

Валентин Иванович Кириченко

Я вам сочувствую

Ольга Семибокова 01.04.2017 20:15

Почему смысл жизни это моральная ценность

Валентин Иванович Кириченко

Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

Пояснение.

Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.

Ответ: 245.

Ответ: 245

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Пояснение.

Коммуникативная функ­ция обеспечивает вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в социуме.

Ответ: коммуникативная.

Ответ: коммуникативная

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

Маша Степанова 04.08.2016 16:45

по каким же материалам готовиться к ЕГЭ, если, к примеру, в сборнике Баранова даже такой функции нет? но присутствует регулятивная и координационная.

Валентин Иванович Кириченко

Советую по учебникам Боголюбова, наиболее приближен к ЕГЭ. В сборнике Баранова очень много ошибок

Анвар Таштемиров 12.03.2017 10:36

А можете ли вы написать все функции морали?(можно без объяснения,просто перечислить)заранее спасибо)

Валентин Иванович Кириченко

Функции морали:

1. познавательная

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая

6. аксиологическая (формирует ценности)

Диана Максак 11.11.2018 11:17

А интегративная не подходит?

Иван Хеорхе

екатерина потёмкина 22.01.2019 12:46

В вашем перечне функций морали по Боголюбову таки нет коммуникативной, как того требует правильный ответ в пояснении.

Иван Иванович

В учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому выше был отрицательный ответ. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым. Ответ в нем «коммуникативная». Это единственное на что я могу сослаться для Вас.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. Виды социальных норм

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;

− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Автор считает, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». Со­глас­ны ли Вы с этим мнением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.


<...>

<.. .="">

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту своей позиции:

Толь­ко индивид, на­де­лен­ный сво­бо­дой вы­бо­ра имеет воз­мож­ность выбора;

Право и мо­раль опре­де­ля­ют кон­крет­ные права,обязанности,роли в от­но­ше­нии кон­крет­но­го индивида.

Право и мо­раль уста­нав­ли­ва­ют кон­крет­ные санкции(формальные и неформальные) за ис­пол­не­ние или не­ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний в обществе.

Право и мо­раль вы­сту­па­ют ис­точ­ни­ком адап­та­ции к ко­крет­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния индивида.

Право и мо­раль опре­де­ля­ют гра­ни­цы дозволенного, т.к сво­бод­ная воля ин­ди­ви­да не все­гда может быть на­прав­ле­на в мир­ное русло.

Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни индивида? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те три позиции.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои действия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свойства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и морали. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной конкретно-исторически обу­слов­лен­ной меры свободы. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его поведения. Иное дело - мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель свободы.

Различие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной ответственности. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мотивации; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных категорий, ле­жа­щих в их основе; в раз­ли­чии субъектов, при­ме­ня­ю­щих эти санкции. <.. .="">

Проводя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санкциями, сле­ду­ет учи­ты­вать конкретно-исторические условия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные регуляторы. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное отличие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех обществах. Сте­пень жёсткости мо­раль­ных санкций, как и правовых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных народов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись правовыми, а пра­во­вые - моральными.

Нельзя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от моральных, как фор­маль­ная их определённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов показывают, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санкций.

Специфика пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёсткости и фор­маль­ной определённости, а в спо­со­бах обеспечения, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с государством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и институтов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие позиции:

1) Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

2) Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности.

3) Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека,

4) мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же, как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определѐнностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

21. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

23. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведѐнном Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва