Медовый Спас: традиции, обычаи и советы по выбору меда. Медов ли Спас

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

В православном календаре указаны даты четырех многодневных постов. Самым коротким, но в то же время одним из самых строгих считается Успенский пост. Почему он так называется и как был установлен, сколько дней длится и что можно вкушать в это время — об этом читайте далее. А также мы расскажем о главных праздниках этого периода, освящении меда и яблок.

Как питаться в Успенский пост?

Этот пост длится лишь две недели: с 14 по 27 августа. Но по строгости его можно сравнить с Великим.

  • Согласно монастырскому уставу, постное меню исключает мясо, молочные продукты, яйца.
  • В понедельник, среду и пятницу принято употреблять хлеб, овощи и фрукты.
  • Во вторник и четверг — горячую пищу, но без масла.
  • В субботу и воскресенье разрешается вареная еда с растительным маслом.

И лишь на Преображение Господне принято употреблять рыбу.

Но верующие во время поста не чувствуют себя болезненно. Их трапеза обогащена всевозможными витаминами, которые в достаточном количестве имеются в овощах, ягодах, фруктах и меде, который освящают в первый день Успенского поста — на праздник Перенесения Честных Древ, более известный в народе как Медовый Спас.

О том, можно ли вкушать плоды и мед до освящения, мы уже писали в статье «Можно ли есть яблоки и мед до Медового и Яблочного Спаса?» .

Но главное правило поста, о котором часто вспоминают священники, — не ешьте друг друга, то есть не ссорьтесь, не обижайте, не унижайте, не злословьте и так далее.

Все остальные предписания монастырского устава стоит соотносить с состоянием собственного здоровья и условиями жизни. Со всей строгостью поститься не смогут беременные, кормящие мамочки, больные и путешественники. Поэтому им стоит обсудить с духовником или священником, к которому они обращаются, нюансы питания.

Когда и в честь чего был установлен Успенский пост?

Свое название пост получил из-за того, что он предшествует празднику Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Пресвятая Богородица знала, что Сын скоро заберет Ее к Себе, поэтому и готовилась к этому событию.

Многие святые указывают на то, что Дева Мария усилила пост и молитву не ради Себя, а ради всего человечества, которое она усыновила в лице апостола Иоанна Богослова.

Например, Симеон Солунский — святой XV века — писал так:

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.

Поэтому верующие, соблюдая Успенский пост и пребывая в молитве, благодарят Пресвятую Богородицу за Ее помощь и заботу.
Фактически первое упоминание о том, что христиане постились перед Успением, мы находим в беседе Льва Великого, произнесенной еще в 450 году.

Официально установление подтвердил Константинопольский Собор в 1166 году.

Изнесение честных древ и Преображение Господне: освящение меда и плодов

На период с 14 по 27 августа выпадают два важных христианских праздника, более известных в народе как Медовый и Яблочный Спас. Само слово «Спас» указывает на то, что эти праздники посвящены нашему Спасителю — Иисусу Христу.

Изнесение честных древ или Медовый Спас?

14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь отмечает изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник установили еще в Константинополе. Так как в августе люди часто болели, то верующие вместе с духовенством 14 августа проходили по улицам города крестным ходом, неся с собой Крест Господень. Эта благодать освящала город, поэтому болезни прекращались.

В Русской Церкви этот день обозначился еще одним праздником — датой Крещения Руси . Хоть у нас День крещения Руси и отмечается 28 июля (в день памяти князя Владимира), но на самом деле Киев крестился 1 августа (по новому стилю 14) 988 года.

В фольклорной традиции день 14 августа известен как «Медовый Спас» и «Маковей». Поэтому люди приносят в храм для освящения мед нового урожая и всевозможные травы. Многие считают, что обязательно надо освятить мак. Но так ли это?

«Маковей» и Маккавеи — есть ли общее?

В первый день Успенского поста выпадает еще один праздник — день памяти семи мучеников Маккавеев . Эти святые жили еще до Рождества Христова в Иудее и пострадали за то, что не преступили закон — не вкусили нечистую пищу. Мученическую кончину они приняли на глазах у родной матери.

Но никакой связи между мучениками Маккавеями и освящением мака нет. Поэтому верующим не стоит так беспокоиться, где бы достать это растение для букета. Можно купить готовый букет из разных растений или собрать его из любимых цветов и целебных трав, ведь 14 августа освящают разные лекарственные растения и мед нового сбора.

В древности существовала традиция приносить часть собранного урожая для освящения в храме — Сам Бог благословлял этот урожай. Соответственно значительная часть принесенного и оставлялась в церкви. Эти продукты затем раздавались бедным.

Сегодня же благочестивая традиция освящения осталась, но, тем не менее, практически никто не оставляет в храме мед, травы или плоды. Некоторые же приходят в церковь лишь для того, чтобы что-то освятить. Такой подход есть не что иное, как превратное понимание церковных обычаев. Для православного молитва и Литургия всегда должны стоять на первом месте, освящение воды, куличей или плодов — лишь дополнение к празднику.

Не просто Яблочный Спас

19 августа Церковь отмечает один из самых важных православных праздников — . В этот день Иисус Христос вместе с тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — взошел на гору Фавор. Там ученики увидели преобразившегося Господа — весь Христос просиял неземным светом.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Литургия в этот день особо наполнена этим Божественным светом, белые ризы священников тоже символически указывают на свет Христов.

Этот праздник также становится назиданием для верующего, ведь каждый из нас призван к преображению — достижению святости.

Дополнением к празднику Преображения Господнего служит освящение плодов нового урожая. Так как на Руси это были преимущественно яблоки, то и сам день назвали Яблочным Спасом. Но важно не забывать: освящение фруктовых корзинок — это только дополнение к празднику, а не его цель.

Успение ≠ смерть

Заканчивается Успенский пост в праздник Успения Богоматери. Поэтому 28 августа, если это не среда или пятница, можно вкушать любую пищу.

Сам же день в православной традиции изображен как светлый праздник, а не траурный день погребения Девы Марии.

Почему? Да потому, что Пресвятая Богородица словно не умерла, а уснула. И Сын забрал Ее к Себе на Небо. Притом забрал не только душевно, а и телесно. Теперь Она пребывает со Христом в Царстве Небесном и не прекращает молиться за людей.

О соблюдении Успенского поста рассказывает священник Евгений Попиченко:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.

Марина Чижова

  • Откуда появилась традиция?
  • В чем смысл освящения плодов?
  • Монастырский устав
  • Что и когда принято освящать?
  • В чем суть праздников?
  • Суеверия, связанные с традицией

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что - выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно - до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас - яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа - так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа - целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник - Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти здесь.

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды - дары Божии - по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас - это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева - тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт - иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы - райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас - это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.

Август богат на православные праздники, и Медовый Спас - один из них. Его корни уходят в славянские языческие традиции. Узнайте ниже о сути Первого Спаса, его традициях, а также приметах и заговорах для этого дня.

Спас Медовый - летний церковный праздник

Православной церковью установлено - Медовый, Яблочный и Ореховый. Название произошло от слова «Спаситель». По некоторым источникам, от традиции спасать душу постом, потребляя только яблоки, мед и орехи. Именно таким был пост несколько столетий назад, сейчас миряне не соблюдают его столь рьяно, а церковь не препятствует этому.

Дата Медового Спаса - 14 августа, он празднуется первым. Оттого и одно из его названий - Первый Спас. На эту же дату приходится первый день Успенского поста.

Праздник посвящен памяти Происхождения честных древ Животворящего Креста , победам Андрея Боголюбского над булгарами и императора Мануила над сарацинами. Медовым его называли еще до прихода христианства на русские земли. В середине августа начинается сбор меда, что было поводом для особой отметки в славянском календаре.

14 августа почитаются и святые мученики Маккавеи . Отсюда еще одно название - Маковей, или Маковый Спас. Но здесь дело не только в созвучии слов. К середине последнего летнего месяца дозревает мак. В Сибири праздник называют Калинником, почитают еще и калину.

Водосвятие, освящение колодцев, купание людей и скота - важные традиции православного летнего праздника. Поэтому его часто называют Спас на воде. Интересно, что на 12 дней раньше отмечается , после которого поверья запрещают купаться в естественных водоемах.

Старинные традиции Первого Спаса

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Пасечники осеняли крестным знамением улья, выламывали соты и святили их в церкви. Часть меда полагалось подарить священнику, еще часть - отдать нищим. Отсюда пошла пословица: «на Медовый Спас даже нищий медку попробует» . После службы в храме праздник пчеловодов продолжался на пасеке, где собиралась молодежь с песнями. Их тоже угощали медом.

Каждый старался попасть на водосвятие и окунуться в освященную воду, помогающую от болезней и порчи. Скот также купали и кропили святой водой. Чистили и освящали реки, ручьи, колодцы. Умывались росой для сохранения красоты и молодости. После медового праздника в воду не заходят - лето идет на спад, температура воздуха и воды понижается. Не купались ночью, после заката. Даже в святой праздник возле воды бродит нечистая сила.

Празднование Первого Спаса не ограничивается службой в церкви, освящением продуктов питания, крестным ходом и водосвятием. В старину его было принято отмечать с большим размахом. Народные гулянья и застолья пользовались популярностью. Молодежь пела и плясала до утра, старики расходились пораньше.

На Киевщине сооружали маковеевский крест , украшенный цветами и головками мака. На его вершине устанавливали тыквенный светильник со свечой внутри. Возможно, отсюда пошло убеждение, что славяне праздновали Хэллоуин.

Обязательными были блюда из меда и мака - пироги, блины, выпечка, а также хмельной мед и другие сладкие напитки. Блины с маком - обрядовая пища, с нее начинается трапеза. Во время нее пели песни, загадывали загадки о маке и меде, вспоминали пословицы об этих продуктах. Девушки водили хороводы и осыпали парней маком, чтобы побыстрее выйти замуж.

Как правильно праздновать Маковей

Как и в любой христианский праздник, следует посетить церковь. Священнослужитель освятит воду и продукты прихожан, ниже описаны те, которые положено брать в храм на Медовый Спас. Подайте милостыню, пожертвуйте денег на храм.

Если в вашем городе проходит водосвятие, стоит окунуться в освященную воду. Это зарядит энергией, улучшит здоровье и самочувствие, избавит от негатива. Не попали на водосвятие - искупайтесь на городском пляже, походите босиком по росе, умойтесь ею. Роса с роз сохраняет красоту, с полевых трав - здоровье. Вода Первого Спаса смывает все грехи. Запаситесь впрок, добавляйте в воду для уборки дома, чтобы беда обходила стороной.

На Медовый Спас молящимся прощаются все грехи. Если не удалось посетить храм, можете прочитать молитву дома. Наличие свечей, ладана и икон не обязательно, главное - вера и искреннее раскаяние. Особенно это касается женщин, Спас на воде отпускает «бабьи грехи».

После богоугодных дел можно устроить застолье. Его обязательные элементы - мак и мед . Можно поставить на стол блюда из калины. Но не забывайте поститься. По понедельникам, средам и пятницам можно есть только сырые фрукты с овощами и мучное. Во вторник и четверг допускаются горячие блюда без масла. В субботу и воскресенье можно алкоголь и растительное масло.

Пригласите гостей и весело проведите время. Угостите медом домового. Мак ему не предлагают, нечистая сила, к коей относится домовой, его не переносит.

Что святить в церкви в Спас на воде

Мед - главный атрибут праздника Медовый Спас. Его и полагается святить в первую очередь, в новой и красивой посуде. Каждый должен съесть хотя бы ложку освященного меда для улучшения здоровья и долголетия. Перед тем, как попробовать его, загадайте желание. Не съедайте весь, оставьте немного освященного меда на будущее. Ниже описаны способы его заговаривания.

Не забудьте взять в храм бутылочку с водой. С давних времен в этот праздник святили воду, не стоит пренебрегать этой традицией. Вода Медового Спаса наполнена целительной энергетикой. Ей снимают порчу и сглаз, прогоняют болезни и нечистую силу.

Мак и маковые цветы традиционно освящают 14 августа. На освященный в храме мак можно читать заговоры на мир в семье, защиту от воров, спокойный сон. Маком обсыпают углы дома, чтобы прогнать нечистую силу. На него же делают сильные привороты и порчи. Нельзя расходовать весь продукт, оставьте немного для рождественской кутьи. Особо ценился мак, освященный семью Спасами, то есть, семь лет подряд носимый в церковь. В дом, где он хранится, не зайдет ни одна ведьма.

Можно освятить букет цветов, в котором присутствуют маки - маковейчик . Цветы хранят возле икон до весны, после чего вплетают в косы на сутки. Это укрепит волосы. Из освященных васильков и бархатцев делают отвары для купания больных детей. Можно брать семена цветов и плодовых культур, которые будут посажены в конце лета или осенью.

В дохристианские времена первый мед, мак и букеты цветов жертвовались богам. Так крестьяне благодарили небесных покровителей за хороший урожай. Только после подношений можно было садиться за праздничный стол.

Приметы - что можно и нельзя

В христианские праздники нельзя работать, Спас на воде - не исключение. Под запретом - домашние дела. Исключение - работа на пасеке, чистка и выкапывание колодцев, прищипывание гороха, купание скота и приготовление пищи для праздничного застолья. К остальным работам приступали на следующий день, 15 августа.

По болгарскому суеверию, если зять вручит на Спас подарок свекру, ссоры в семье прекратятся навсегда. Спас - веселый и шумный праздник. Нельзя грустить и ссориться, иначе ругань поселится в доме надолго.

Не угостите нищего или откажете в милостыне - накличете беду, деньги навсегда уйдут из дома. Принято помогать вдовам и сиротам деньгами, продуктами, добрыми делами. Тот, кто наколет дров одинокой женщине, никогда не узнает горя и голода.

Колодец, выкопанный на Маковей, ни одна ведьма не испортит. Еще один удачный для этого день - летнее равноденствие. А на даже подходить к воде нельзя, ее полагается набрать заранее.

Промочить ноги или одежду - к прибыли. Пчелиный укус предвещает ссору. Получить мак от любимого - к разлуке.

Дождь 14 августа - к богатому урожаю в следующем году. Птицы начали путешествие на юг - к холодной осени и суровой зиме. Гроза - к теплой осени.

Заговоры и обряды на Маковей

В середине августа мед, мак и полевые цветы превращаются в мощные магические инструменты . Обряды направлены на улучшение супружеских отношений, примирение домочадцев, получение брачного предложения. Не обходилось и без приворотов, но желать зла в этот день нельзя, негатив вернется. Не возбраняется денежная магия.

Букет для счастья дочери

Колдовство, сотворенное родной матерью в святой праздник, обладает особой мощью. На Маковей можно наладить личную жизнь дочери, приблизить ее свадьбу и наделить красотой. Утром девушка должна отправиться в церковь и освятить букет из маков и полевых цветов, перевязанный красной лентой. После службы она возвращается домой и отдает букет матери, которая говорит:

Пусть твоя судьба будет такая красивая, как цветок, и такая счастливая, как ты сейчас, пришла с суженым домой.

Букет хранится в комнате дочери. Если есть иконы - возле них, в противном случае подвесьте его под потолком.

Заговоры на мед

Спас - повод заготовить мед на целый год. Если в семье произошла ссора, мед добавляют в чай с заговором:

Мед-медок, смягчи пыл, усмири гнев, убери обиду.

Попробовать заговоренный чай должен каждый член семьи. В идеале это должно произойти за одним столом, но можно пить чай и по отдельности, в разных комнатах – все равно сработает.

Молоко с медом - народное средство от простуды. Эффективнее его сделает освященный на Спас мед и следующий заговор, который начитывается на готовое снадобье:

Колдунья-болезнь, с меня слезь! Уходи за болота, за леса, за поля, уходи навсегда! Горька ты на вкус, холодна! Медком подслащусь, теплым молоком согреюсь. Да будет так!

Заговор на женихов и привлекательность поможет оказаться в центре мужского внимания. В ночь с 14 на 15 августа смажьте губы медом с такими словами:

На мёд притянешься, от него не оторвёшься.

В процессе можно представлять конкретного человека или целую толпу ухажеров, осыпающих вниманием и подарками. Делать медовую маску для губ нужно до Успения (28 августа) .

На освященный сотовый мед можно читать заговор на деньги. Положите его на обеденный стол, перекрестите и скажите:

Боже Создатель всех, семена благословляй и умножай, и к употреблению нашему благопотребным делай: ходатайством Иоанна Крестителя и Предтечи, милостиво внемля нашим молитвам, пчел этих благослови и освяти своим благоутробием благоизволи, пусть обильные плоды свои приносят, к храму твоему и твоих святых алтарей для красоты, купно же и нашему употреблению быть им, о Иисус Христос Господь наш, честь и слава тебе, во веки веков. Аминь.

Откусите немного, жуйте и одновременно говорите:

Как мёд сладок, так и денежки сладки. Как пчела мёд по немного собирает, да богатый улей набирает, так и я богатство наберу. Как мёд к пчеле липнет, так и деньги пусть ко мне липнут.

Заговоренный мед с одновременным прочтением второго заговора должны есть только вы. Воск собирайте в коробочку. Когда мед закончится, растопите воск, добавьте к нему монетки и скатайте шарик. Храните его под порогом дома или предприятия, которое принадлежит вам.

Ритуалы с маком

На мак заговаривают мужа от измены, когда он дома. Жена выходит за дверь и сыплет мак у порога с такими словами:

Как ты, мак, сер и мелок, так и всякая, кто грудь имеет, пусть для раба Божьего (имя мужа) предо мною, рабой Божьей (ваше имя) блекнет и мелеет. Ключ, замок, язык.

Подстройте так, чтобы муж переступил через рассыпанный мак. Больше заглядываться на других женщин он не будет, все внимание достанется супруге.

Наговоренный на примирение мак поможет наладить отношения в коллективе или семье. Начитайте 9 раз на горсть:

Как солнце по нраву всему живому, как жалеет мать свого дитятю, так пусть же и я, раба Божья (имя), буду мила рабу Божьему (имя). Аминь! Аминь! Аминь!

Насыщенный энергетикой примирения продукт сыплют в карманы и обувь тому, с кем нужны дружеские отношения.

Заговор на удачную торговлю читают на растущей Луне . Нужен новый носовой платок - расстелите его на прилавке. На платок высыпьте стакан мака, освященного на Спас. 9 раз читайте:

Кто на мак этот наступит, тот у меня весь товар купит.

Мак рассыпьте перед прилавком, чтобы покупатели не уходили без товаров. Повторяйте обряд от Новолуния до Полнолуния каждый рабочий день, и отбоя от клиентов не будет.

Мак важный атрибут денежной магии, который влияет на любые источники дохода. Чтобы обрести богатство, возьмите новый платок из зеленой ткани. Начертите на нем круг мылом, которым еще никто не пользовался. В центр круга насыпьте мак - чем больше, тем лучше. Безымянным пальцем рабочей руки (правой - для правши, левой - для левши) начертите на маке крест и скажите:

На море-океане есть один остров, на нем земля, где живет Господь Бог, Матерь Божья и я туда пойду, к ним ближе подойду, поклонюсь пониже и скажу потише: Божья Мать, ты на земле жила, в руки свои хлеб брала, за него деньгами платила, что в кошельке своем носила. Без гроша хлеб не дадут, вещь не соткут, свечей в церкви не продадут. Дай, Господи Боже, мне, столько денег, сколько мака на этом платке. Да будет так!

Разделите мак на две равных части. Первую храните в кошельке. Вторую добавьте в теплую ванну. Сидя в ней, представляйте материальные блага, в которых нуждаетесь.

Медовый Спас - праздник с богатой историей, посвященный вначале аграрным, а затем и христианским событиям. Мед, мак и полевые цветы приобретают особое значение. С их помощью можно привлечь богатство и улучшить отношения с людьми. Народные приметы и обычаи Спаса на воде помогут провести этот летний день правильно.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва