Машиностроение и металлообработка. Экономическая характеристика отрасли

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка.

Наиболее крупные предприятия: ОАО «Мальцовский портландцемент», г. Фокино. крупнейший производитель высококачественного цемента не только в России, но и в Европе; Брянский машиностроительный завод (БМЗ) – предприятие, основанное в 1873, выпускает железнодорожные локомотивы, судовые дизеля и пр.; Брянский завод колёсных тягачей (БЗКТ); Жуковский велосипедный завод.

Экономический профиль Брянской облас­ти определяет машиностроение, на долю которого приходится почти 1/3 производимой промышленной про­дукции области. Здесь производят дизельные двигатели для судов различного класса, рефрижераторные секции и грузовые вагоны, тепловозы, экскаваторы и дорожно-строительные машины, боль­шегрузные автомобили, автофургоны, медицинскую технику и транзисторы. Получила развитие промышленность строительных материалов, а также пищевая, специализирующаяся на мясных и молочных продуктах, производстве консервов. Главные промыш­ленные центры: Брянск, Дятьково, Клинцы.

Ведущая отрасль сельского хозяйства – земледелие. На терри­тории области выращиваются зерновые (рожь, ячмень, овес, пше­ница) и технические культуры (сахарная свекла, лен-долгунец, ко­нопля, хмель). Развиты картофелеводство и овощеводство, мясо­молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Сельское хозяйство области имеет зерново-картофелеводческое направле­ние с развитым молочно-мясным скотоводством и свиноводством. Технические культуры представлены льном и коноплей.

Владимирская область . В структуре промышленности основную роль играет машиностроение, создающее до 40 % промышленного продукта, существенное значение играет пищевая промышленность (до 17 % промышленного продукта), электроэнергетика (10 %), стекольная (до 7 %) и лёгкая (около 5 %) промышленности.

Основные центры машиностроения – Владимир, Ковров, Муром. Значимые предприятия: Владимирский тракторный завод, Владимирский электромоторный завод, Электроприбор; Ковровский механический завод, Экскаваторный завод «Ковровец», Завод им. Дегтярёва; Муромский стрелочный завод, Муромский машиностроительный завод, Муромский тепловозостроительный завод; Кольчугинский завод «Электрокабель»; Заводы автомобильных комплектующих: Автосвет (Киржач) и ОСВАР (Вязники), «Стакол» (Петушки), Автоприбор (Владимир); Гороховецкий завод подъёмно-транспортного оборудования.

В пищевой промышленности наиболее развита переработка молочной продукции и кондитерское производство.

Регион характеризуется существенным дефицитом электроэнергии, потребность на 3/4 покрывается из ОЭС Центра через Владимирские электросети. Крупнейшие объекты – Владимирская ТЭЦ мощностью в 400 МВт, и узловая Владимирская подстанция 750 кВ мощностью 2500 МВА.

Стекольная промышленность:Гусевской хрустальный завод; ЗАО «Символ» – около 60 % российского оконного стекла (г. Курлово); ОАО «Красное Эхо» (посёлок Красное Эхо); ООО «РАСКО» (посёлок Анопино).

Основной грузопоток региона проходит по трём из четырёх направлений транссиба, кроме того в регионе часть большого московского ж/д кольца, ветки Александров – Иваново и Камешково – Иваново. Развита и сеть внутренних железных дорог; ветки Ковров – Муром, Владимир – Тула. Крупнейшие локомотивные депо Александров, Владимир и Муром.

Развито грузовое и пассажирское судоходство по Клязьме и особенно Оке, порты Вязники и Муром,Гороховецкий судостроительный завод.

Аэропорт местных авиалиний Семязино в 5 км от Владимира (1950 х 42 (асфальтобетон) до 25 тонн и 650 х 70 (грунт)), посадочные площадки в Вязниках, Гороховце, многочисленные военные аэродромы. Над регионом проходит значительная часть воздушных коридоров восточного направления от Москвы.

Сельское хозяйство специализируется на растениеводстве, молочно-мясном скотоводстве и птицеводстве. Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство молочно-мясного направления. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. Коневодство (владимирские тяжеловозы). Площадь сельхозугодий – 930,9 тыс. га (32,1 % земельного фонда), в том числе пашня – 66,8 %. Посевные площади составляют 476,5 тыс. га, из которых 58,7 % занимают кормовые культуры, 29 % – зерновые. Из зерновых выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс. Планируется расширение посевов рапса (для производства рапсового масла), а также специальных сортов картофеля и овощей (для переработки на месте, производства овощных соков). Около 25 специализированных предприятий занимаются выращиванием племенного скота. Несколько рыбных хозяйств, многочисленные пасеки.

Калужская область . Площадь 29 800 км². Население 1 001 435 чел. Областной центр – г. Калуга.

Наибольшую долю в объёме промышленного производства имеют машиностроение и металлообработка; пищевая; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; и энергетика.

Отраслью специализации региона является машиностроение: транспортное (Людиновский тепловозостроительный завод, автоконцерн «Фольксваген», Калужский завод путевых машин и гидроприводов, Калужский завод транспортного машиностроения), турбинное (Калужский турбинный завод), котельное (Киров), авиамоторостроение (Калужский двигатель), сельскохозяйственное машиностроение (Людиново), специальное автомобилестроение (Козельск), приборостроение (лазерная техника в Калуге) и радиоэлектроника, а также производство стройматериалов (в том числе ОАО Стройполимеркерамика (Воротынск) в составе трех заводов: Сантери сантехника, Воротынский кирпич и Воротынская керамика).

Благодаря относительно высокой рентабельности особенное развитие в последнее время получает пищевая промышленность (Ликероводочный завод «Кристалл», Калужский мясокомбинат, Калужский хлебокомбинат и др.), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительный комплекс, имеется атомная промышленность (Товарково и Обнинск), лёгкая промышленность (Фабрика «Художественная вышивка» в Тарусе), чёрная и цветная металлургия (порошковая и цветная в Калуге).

Сельское хозяйство характеризуется направленностью на молочно-мясное скотоводство, картофелеводство, лесное хозяйство, пригородное овощеводство, выращивание фуражного зерна и льноводство. Основную долю сельскохозяйственной продукции (более 50 %) в области производят хозяйства населения.

Курская область . Площадь 29 800 км². Население 1 155 400 (2009) чел. Областной центр – г. Курск.

Экономика области основана на использовании двух основных видов природных ресурсов: плодородных сельскохозяйственных земель и железных руд Курской магнитной аномалии, добываемых в Михайловском карьере. В Российской Федерации Курская область выделяется продукцией сельского хозяйства, добычей железной руды, производством сахара и выработкой электроэнергии, продукцией легкой промышленности.

Основные отрасли промышленности:

– добыча и обогащение руды;

– машиностроение (производство электротехнических изделий, счетных машин, мельнично-элеваторного оборудования, подшипников, буровых установок, кузнечно-прессового оборудования);

– химическая и нефтехимическая (производство химического волокна, резинотехнических изделий), пищевая (производство сахара);

– легкая (трикотажная, пенькообрабатывающая) промышленность; производство стройматериалов.

Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий составляют 2146 тыс. га, или 72% всех земель области, пашня – 1628 тыс. га, или 54%. В области выращивают зерновые, технические, кормовые культуры. Разводят крупный рогатый скот мясомолочного направления, свиней, птицу.

Курская область характеризуется развитой транспортной инфраструктурой. В области насчитывается 9,2 тыс. километров автомобильных дорог, 1561 км железнодорожных путей, в том числе 242 км электрифицированных. Через территорию области проходят две железнодорожные магистрали: «Москва–Харьков» и «Воронеж–Киев», расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций.

На территории области действует одна из крупнейших в России Курская АЭС.

Рязанская область . Площадь 39 600 км². Население 1 157 740 человек (2009). Областной центр – г. Рязань.

Область является старопромышленным регионом с многоотраслевым комплексом. В отраслевой структуре промышленного производства большая доля приходится на машиностроение и металлообработку, значительные доли составляют нефтепереработка, электроэнергетика, производство строительных материалов и пищевая промышленность.

Важнейшие отрасли – нефтепереработка и электроэнергетика. Основное предприятие региона – Рязанский НПЗ с эффективной перерабатывающей мощностью в 15 млн. т./год производящий высококачественные автомобильные и прямогонные бензины, дизельные топлива, авиационный керосин, котельные топлива (мазуты), дорожные и строительные битумы, смазочные масла.

Развито производство строительных материалов (Михайловский цементный завод группы Евроцемент, Скопинский стекольный завод), производство кожи и её переработка (ОАО «Сафьян»), цветная (Касимов, Рязань и Скопин) и порошковая металлургия, производство химических волокон.

Главные промышленные центры – города Рязань, Скопин, Касимов. В Рязанской области выпускают автоагрегаты («Скопинский автоагрегатный завод»), радиоэлектронику (Рязанский радиозавод, «Рязанское ПО счётно-аналитических машин»), металлорежущие станки (Рязанский станкостроительный завод), кузнечно-прессовое оборудование, сельскохозяйственные машины (картофелеуборочные комбайны ЗАО «Комбайн» (производство остановленно)ООО «Берц» выпуск коммунального и торфоуборочного оборудования,ОАО «Тяжпрессмаш» выпуск кузнечно-прессового оборудования.

На территории области действуют несколько электростанций: Рязанская ГРЭС и ГРЭС-24 в городе Новомичуринск Ново-Рязанская и Дягилевская ТЭЦ в городе Рязань. Общая электрическая мощность электростанций – 3470 МВт.

Через регион проходят два важнейших железнодорожных пути: «историческое» направление Транссибирской магистрали и две основных линии на Кавказские железные дороги (через Павелец и через Ряжск).

Осуществляется судоходство по Оке с оборудованными портами в Рязани и Касимове и по Мокше на всём их протяжении.

Учебный аэродром Рязани Турлатово способен принимать самолёты любого класса. В межобластном пассажирском сообщении особое значение имеет железнодорожный экспресс Москва – Рязань (три отправления в сутки, время в пути 2,5 часа). Расстояние от Рязани до Москвы – 196 км.

По территории региона проходят нефтепроводы, питающие сибирской и волжской нефтью Московский и Рязанский НПЗ. Объём перекачки превышает 20 млн. т/год ОАО АК «Транснефть».

Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство молочно-мясного направления. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу, овец. Племенное коневодство (2 конезавода). На начало 2009 года в хозяйствах всех сельхозтоваропроизводителей насчитывалось 202,8 тыс. голов крупного рогатого скота, 95,2 тыс. голов свиней, 60 тыс. голов овец и коз. Так же активно развито производство пищевого куриного яйца.

Выращивают ячмень, пшеницу, рожь, овёс, кормовые культуры, сахарную свёклу, фрукты и ягоды.

Смоленская область . Площадь 49 778 км². Население 974 139 (2009). Областной центр – г. Смоленск.

В объёме промышленного производства (55 946 млн. руб. (2004)) выделяются ювелирная промышленность (около 15 %; ОАО ПО «Кристалл»), электроэнергетика (около 13 %; Смоленская АЭС, «Смоленскэнерго»), машиностроение (около 12 %; «Автоагрегатный завод», «Вагоноремонтный завод»), пищевая промышленность (около 10 %) и химия (около 9 %; «Дорогобуж»).

Основные электростанции: Смоленская АЭС 3000 МВт; Смоленская ГРЭС 630 МВт; Смоленская ТЭЦ-2 275 МВт; Дорогобужская ГРЭС 220 МВт, также имеется десять станций меньшей мощности.

Химическая промышленность: ОАО «Дорогобуж» (пос. Верхнеднепровский Дорогобужского района) – производитель минеральных удобрений, синтетического аммиака, серной и слабой азотной кислот и катализаторов. Производство пластмассовых изделий, кабельной продукции, реагентов для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности; Рославльский химический завод выпускает продукцию бытовой химии (масляные краски, белила, лаки); Вяземский завод синтетических продуктов – фармацевтическую и косметическую продукцию.

Основные производители строительных материалов: Смоленский ДСК, Сафоновский завод стройматериалов; кирпичные заводы: Смоленские № 1 и № 2, Вяземский, Рославльский, Сафоновский и Ельнинский; Издешковский завод строительной извести, Вяземский горно-обогатительный комбинат (щебень и песок для ЖБИ), Вяземский завод железобетонных шпал.

Регион занимает первое место в Центральном районе по производству молочных консервов и сухого молока, в области множество производителей сыра, крупные производители мучной, мясной, масложировой и овощеконсервной продукции.

Основное направление специализации машиностроения – изготовление узлов, деталей и запасных частей к автомобилям. Основные предприятия подотрасли: Ярцевский литейно-прокатный завод (бывш. «Двигатель») – чугунолитейное производство и сборка дизельных моторов; Рославльский автоагрегатный завод – тормозная аппаратура; Смоленский автоагрегатный завод – коробки передач.

Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство (более 55 % стоимости продукции отрасли) молочно-мясного направления. Поголовье крупного рогатого скота составляет около 725 тыс. голов, в том числе 290 тыс. коров. Птицеводство концентрируется на крупных птицефабриках, расположенных в пригородной зоне областного центра (АО «Сметанино», АО «Пригорское», Дивинская птицефабрика). Сельскохозяйственные угодья области занимают 1,75 млн. га (1 % площади сельхозугодий РФ) или 35,2 % её территории. 1,3 млн. га приходится на пашню, в южных районах распаханность достигает 70 %.

Растениеводство области специализируется на кормовых (44 % посевных площадей) и зерновых (45 %) культурах, производстве льна, картофеля и овощей. Под зерновыми занято 595 тыс. га.

Основные транспортные узлы региона – города Смоленск и Вязьма. Расстояние от Смоленска до Москвы – 419 км.

Орловская область . Площадь 24 700 км². Население 816 900 (2009). Областной центр – г. Орел.

Экономика имеет ярковыраженный индустриально-аграрный характер. Основные отрасли промышленности – машиностроение (30% объёма производства), пищевая промышленность (более 25% с мукомольной) и промышленность строительных материалов (13%). Кроме Орла, где сосредоточена большая часть предприятий, отдельные заводы есть в Ливнах и Мценске, а также в малых городах. Чёрная металлургия высоких переделов (7%) возникла во второй половине XX века благодаря удобному транспортному положению.

Более 60% промышленной продукции орловской области приходится на город Орёл, на втором и третьем месте по промышленному потенциалу следуют Ливны, где развиты машиностроение и пищевая промышленность и Мценск, машиностроение и завод вторичного алюминия. Остальные промышленные центры в основном перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Среди них выделяется Верховье с крупным молочно-консервным заводом.

Сельское хозяйство ориентировано на выращивание зерновых, сахарной свеклы, конопли, картофеля. Животноводство представлено молочномясным скотоводством, мясосальным свиноводство, мясошерстным овцеводством, птицеводством. Развито племенное коневодство.

Тверская область . Площадь 84100 км 2 . Население 1 369 413 чел. Административный центр – город Тверь. Граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями.

Отрасли промышленности:

– машиностроение – экскаваторы, пассажирские вагоны (Тверь), электропоезда, спецвагоны (Торжок), текстильное оборудование, сельскохозяйственные машины, гаражное оборудование (Бежецк), противопожарное оборудование (Торжок), электротехнические изделия (Кашин,Бологое), приборы и осветительная аппаратура (Ржев, Лихославль) и др;

– пищевая – крупнейшие предприятия – ОАО «Мелькомбинат» и ОАО «Волжский пекарь» Fazer в Твери, ОАО «Ладон» молочный комбинат в Бологое;

– деревообрабатывающая – фанера, деревянные строительные детали (Вышний Волочёк, Нелидово, Земцы), мебель (Тверь, Ржев, Торжок), целлюлозно-бумажное производство (Кувшиново);

– производство стройматериалов (Бологое);

– стекольная (Вышний Волочек, Спирово) и фарфоро-фаянсовая (Конаково);

– текстильная и кожевенно-обувная – хлопчато-бумажные (Вышний Волочек), шерстяные (Завидово), шелковые (Тверь) и льняные (Осташков) ткани.

– химическая – химическое волокно, стеклопластики, стекловолокно, полиграфические краски.

На территории области располагаются крупнейшие электростанции: Калининская АЭС мощностью 3 ГВт; Конаковская ГРЭС мощностью 2,4 ГВт.

Регион пересекают два магистральных нефтепровода: Ярославль – порт Приморск (Балтийская трубопроводная система) направляющий сырьё на экспорт и на Киришский НПЗ, мощность трубопровода более 25 млн. т/год; Ярославль – Полоцк (на Полоцкий НПЗ и экспорт через порт Вентспилс).

Проходят несколько магистральных газопроводов: Нижний Новгород – Санкт-Петербург и Тула – Санкт-Петербург, продлённый до Уренгоя «Сияние Севера» (Вуктыл – Ухта – Торжок и далее на Минск), компрессорная станция в г. Торжок. На Конаковскую ГРЭС природный газ поступает по ветке от внешнего московского кольцевого газопровода.

Сельское хозяйство области специализируется на молочно-мясном скотоводстве и льноводстве. Значительно развиты свиноводство и птицеводство. Ведутся посевы ржи, овса, кормовых культур; картофеля, овощей.

Основными центрами туризма на территории Тверской области являются – озеро Селигер и система верхневолжских озер, исток реки Волги, города Тверь, Торжок, Старица, Вышний Волочек, Ржев и Торопец, Иваньковское водохранилище – именуемое иначе «Московским морем». Активно развивается туризм на территории Кимрского и Калязинского районов, а так же в Весьегонске.

Тамбовская область . Площадь 34 300 км². Население 1 196 900 чел. (2009). Административный центр – г. Тамбов.

Машиностроение (производство химического оборудования, комплектующие детали и запасные части к автомобилям и тракторам, оборудование для текстильной промышленности, приборостроение, бытовые холодильники, кузнечно-прессовые машины), химическая, легкая, пищевая (сахарная, мясная, мукомольно-крупяная, маслобойная, консервная).

Сельское хозяйство: возделывают зерновые культуры, сахарную свёклу, подсолнечник, кормовые культуры, картофель. Развито садоводство. На базе переработки зерна и картофеля производят спирт, крахмал и патоку. Животноводство области специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления, свиней, овец и птицы.

Тамбовская область относится к аграрным областям России. В отраслевой структуре промышленного производства ведущую роль играют пищевая промышленность, машиностроение и металлобработка, химическая и нефтехимическая отрасли. Значительный удельный вес приходится на электроэнергетику. Машиностроение области специализируется на производстве оборудования для железнодорожного транспорта, легкой и химической промышленности, запасных частей к автомобилям и тракторам, боростроении; химическая промышленность.

Специализацией сельского хозяйства является выращиваниет (пшеницы, ржи, ячменя), сахарной свеклы, подсолнечника, широко развито садоводство. Животноводство представлено молочно-мясным направлением, а также свиноводством, овцеводством и птицеводством.

Тульская область . Население 1 553 100 чел. (2009). Областной центр – г. Тверь.

Производство минеральных удобрений: Новомосковская акционерная компания «Азот», которая входит в состав Минерально-химической компании «ЕвроХим», Компания «Щекиноазот».

Бытовая химия: Новомосковскбытхим – Procter & Gamble). Производство синтетического каучука (Ефремов), производство резинотехнических изделий, производство синтетических смол и пластических масс (Узловая), производство синтетических красителей, химических волокон и нитей (Щёкино).

Машиностроение: оборонное (КБП, Тульский оружейный завод), сельскохозяйственное (Тула, Плавск), электроника (Донской и Богородицк), подъемно-транспортное, горно-шахтное и горно-рудное (Ясногорск, Тула), химическое и нефтехимическое, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Наиболее яркий представитель пищевой промышленности – производитель знаменитых пряников – кондитерская фабрика «Ясная Поляна». Крупными представителями отрасли являются: Тульский комбинат хлебопродуктов (мука и комбикорма), Товарковский (Продимекс) и Куркинский сахарные заводы.

На сегодняшний день машиностроение и являются одними из наиболее развитых отраслей промышленности в нашей стране. Значение этих отраслей для экономики страны сложно переоценить. Предприятия машиностроительной промышленности обеспечивают потребности общества в машинах и оборудовании, которые применяются практически во всех сферах деятельности — в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте и в повседневной жизни.

Машиностроение и металлообработка имеют не только сугубо практическое значение, они также играют немаловажную роль в научно-техническом прогрессе. Развитие машиностроения в развитом государстве должно происходить в соответствии с определенными законами: машиностроение должно развиваться в два раза быстрее средних темпов развития хозяйства в стране (если принять эти темпы за единицу), а наиболее значимые из отраслей машиностроения — в четыре раза быстрее. К этим показателям необходимо стремиться всякому современному государству.

Первоочередной задачей является реконструкция существующих заводов, оснащение их новейшей техникой, а также возведение новых предприятий, соответствующих современным стандартам, с необходимым уровнем технического оснащения. Следует уделять также особое внимание развитию тех производств, которые связаны с производством потребительских товаров и удовлетворением нужд населения.

Машиностроение и металлообработка как единая отрасль может быть подразделено на следующие сферы: машиностроение как таковое, ремонт оборудования, машин и механизмов, а также производство и металлических изделий различного назначения.

Многие отрасли машиностроения — электротехника, приборостроение, станкостроение и др. - требуют достаточно больших затрат квалифицированного труда. Крайне важно также наличие качественной металлургической базы, при ее дефиците особое значение приобретает использование металлолома, а также доставка сырья из близлежащих областей.

Машиностроение и металлообработка обеспечивает надлежащее снабжение прочих отраслей хозяйства необходимым оборудованием: тракторами, сельскохозяйственной техникой, различными деталями и узлами, комплектующими для машин и механизмов, оборудованием для газовой, угольной промышленности и т.д. Предприятия, специализирующиеся на электротехнике, занимаются производством низковольтного оборудования, высоковольтной аппаратуры, кабелей для энергетических компаний, нефтехимического производства, станкостроения, электрифицированного транспорта и т.д.

Еще одна значительная отрасль машиностроения — это приборостроение. В данной области особенно важно оснащение заводов новейшим оборудованием, чтобы выпускаемая ими продукция соответствовала всем международным стандартам и могла производиться не только для внутренних нужд, но и на экспорт.

Станкостроение призвано обеспечить другие отрасли промышленности необходимыми для работы станками и оборудованием, в частности, легкая и пищевая промышленность крайне нуждаются в его услугах. Автомобильная промышленность, инструментальная промышленность, даже производство бытовой продукции, такой как стиральные машины — для всех этих сфер промышленности важнейшее значение имеет машиностроение и металлообработка. Также активно используют продукцию, производимую машиностроительными заводами и предприятиями по обработке металла, и услуги, ими оказываемые, производители металлических конструкций и ремонтные компании, занимающиеся починкой оборудования.

Итак, как мы выяснили, машиностроение и металлообработка в наши дни имеют решающее значение для процветания научно-технического прогресса, экономики и успешного развития всех прочих отраслей производства. Сегодня все отрасли промышленности имеют тесную взаимосвязь и зачастую обеспечивают потребности друг друга. Производства, связанные с машиностроением и обработкой металлов, наиболее важны и востребованы в данных условиях. Металлообрабатывающие заводы поставляют всевозможные детали и комплектующие машин и оборудования, станки и т.д., обеспечивая саму возможность существования других сфер производства, предприятий легкой и пищевой промышленности и т.д.

Наше предприятие занимает лидирующие позиции в сфере машиностроения и металлообработки. Мы действуем на данном рынке уже не первый год и имеем высокую репутацию, неоднократно подтвержденную практикой. Мы изготавливаем качественную продукцию по приемлемым ценам, строго соблюдаем сроки, следим за соблюдением всех технических норм и тщательно придерживаемся требований заказчика. Заказывая у нас изделия из металла, вы можете быть уверены в том, что на выходе получите именно тот продукт, который был вам нужен, продукт, полностью соответствующий заявленным задачам и способный выдержать все предполагаемые нагрузки. Мы реализуем типовые проекты, представленные в широком ассортименте, и работаем по чертежам заказчика, создавая эксклюзивное, нестандартное оборудование. Многие из наших заказчиков сотрудничают с нами уже не первый год, и неизменно остаются довольны высоким качеством услуг и уровнем сервиса. Сфера нашей деятельности широка, мы работаем с крупными производственными объединениями и маленькими фирмами, с российскими и зарубежными компаниями. Нам важен каждый клиент, и мы с вниманием подходим к потребностям и особенностям каждого, кто бы к нам ни обращался.

Машиностроение и металлообработка — наша основная специализация. Мы производим металлоконструкции, не только типовые, но и нестандартные. По этому профилю мы сотрудничаем с гигантами машиностроения, но также беремся и за небольшие индивидуальные заказы. На нашем предприятии есть возможность осуществить любой вид обработки металла.

У нас есть собственное литейное производство. Мы работаем с любыми металлами и сплавами, с алюминием, латунью, бронзой, медью, чугуном и т.д., благодаря чему мы имеем возможность производить любые литые изделия. Нет такого заказа на литье, с которым мы не смогли бы справиться. Мы принимаем заказы на серийное изготовление технических деталей, необходимых для удовлетворения нужд машиностроительной отрасли, и на художественное литье из бронзы, неповторимый, эксклюзивный продукт в единственном экземпляре. На нашем предприятии работают высококвалифицированные специалисты, которые не только четко знают все технические нормы и придерживаются их, но также и обладают тонким эстетическим вкусом. Доверяя нам художественное литье, вы можете быть уверены в результате.

Помимо художественных и декоративных изделий, мы выпускаем и широкий спектр чисто технических деталей и промышленных механизмов. На нашем предприятии производятся следующие механические виды металлообработки: прессование, вальцовка труб, ковка, штамповка, гибка металлов, мы используем как горячий, так и холодный вид обработки. Такое разнообразие техник и способов обработки металла помогает нам решать широчайший круг задач. Мы можем изготовить изделие любой сложности и назначения, как типовое, так и нестандартное, по эскизам и чертежам заказчика.

Еще одно несомненное достоинство нашего предприятия как поставщика устуг по машиностроению и металлообработке — это наличие собственного, отлично налаженного механосборочного производства. Отличная, современная техническая база позволяет нам осуществлять любые необходимые заказчику работы, в частности, фрезерные, токарные и расточные. На нашем производстве стоит только самое современное технологическое оборудование, мы постоянно совершенствуем и обновляем свой парк техники. На наших станках ежедневно производятся сложнейшие работы, обработка узлов и металлических деталей для аппаратов и машин самого разного назначения.

Машиностроение и металлообработка — ключевая сфера нашей деятельности. За нашими плечами — годы плодотворной работы, сотни довольных клиентов, которые возвращаются к нам снова и снова. Наши проектировщики и рабочие — высококвалифицированные и опытные специалисты, способные справиться с любым объемом работы, с блеском выполнить любой заказ, каким бы сложным он ни был. Мы можем с уверенностью сказать, что в сфере машиностроения и металлообработки, мы - лучшие!

Металлообработка представляет собой целый комплекс отраслей промышленного производства, которые занимаются изготовлением различных машин и технологического оборудования (в том числе и оборонного назначения), а также самых разнообразных предметов потребления.

В ходе производственного цикла, где применяется технология металлообработки , происходит существенное изменение размеров, формы и качественных характеристик заготовок, изготовленных из металлов и их сплавов.

Задача изменения различных геометрических и прочих характеристик металлов и сплавов решается путем из обработки различными методами, такими как: бработка давлением,литье, механическая обработка, сварка, различные инновационные технологии.

Что касается ассортимента машиностроительной продукции, то он очень широк, поскольку эта отрасль отличается высокой степени дифференциации, а производство отдельных ее видов располагается в самых различных регионах. При этом следует заметить, что даже при выпуске практически одинаковой продукции нередко применяются совершенно разные технологии.

Обработка металлов резанием

Как показывает практика, там, где металлам требуется придать необходимые формы и геометрические размеры применяется технология металлообработки , осуществляемая резанием.

Существует несколько способов, при помощи которых эта процедура осуществляется на практике. В качестве критерия их классификации специалисты использует вид режущего инструмента, и поэтому различают:

  • Фрезерование
  • Точение
  • Сверление
  • Шлифование
  • Строгание
  • Долбление

Фрезерование является одним из наиболее распространенных и широко применяемых технологических процессов обработки различных материалов (преимущественно черных и цветных металлов) резанием. Оно выполняется на специальном оборудовании (фрезерных станках) с помощью такого режущего инструмента, как фрезы. Будучи закрепленными в шпинделях, фрезы получают вращательное движение, а обрабатываемые детали или заготовки перемещаются в горизонтальной плоскости.

Точение представляет собой механическую обработку разнообразных тел вращения, спиральных и винтовых поверхностей с помощью различных резцов на токарных и токарно-винторезных станках. Сама процедура точения заключается в том, что заготовка закрепляется в патроне в процессе обработки, вращается вокруг своей оси совпадающей с осью шпинделя, а снятие слоя необходимой толщины с ее поверхности производится путем продольного либо поперечного перемещения режущего инструмента, закрепленного в специальных резцедержателях, установленных на суппортах.

Сверление , это технологическая операция, при помощи которой в различных материалах сверлятся или рассверливаются отверстия различных диаметров. В качестве режущего инструмента в ходе этой процедуру выступает сверло, которому одновременно сообщается вращательное и поступательное движения. В большинстве случаев сверление производится на специализированных сверлильных станках, однако его можно производить и на фрезерных станках, а так же ручными дрелями. Кроме того, эта операция осуществляется и на станках токарной группы, но при этом само сверло, закрепленное в пиноле задней бабки, совершает поступательное движение строго по оси детали, которая вращается.

Шлифование используется для того, чтобы произвести чистовую обработку деталей различных машин и оборудования. Производится оно при помощи специальных шлифовальных кругов, которыми с поверхностей снимается очень тонкий слой материала. При этом режущий инструмент (то есть шлифовальный круг) вращается одновременно с самой деталью или заготовкой, если речь идёт о круглом шлифовании. Что касается плоского шлифования, то здесь продольная подача осуществляется заготовкой, а подача в поперечном направлении – шлифовальным кругом или же заготовкой.

При строгании снятие слоя материала с поверхности производится с помощью возвратно-поступательного движения резцов, причем сама заготовка также совершает движение подачи. Осуществляется оно на строгальных станках.

Долблением обрабатываются как плоские, так и фасонные поверхности, причем режущим инструментом выступает специальный резец, который совершает главное движение, а движение подачи происходит смещением заготовки закреплённой на станке. Эта процедура производится на долбежных станках.

То значение, которое имеет машиностроение в экономике любого государства, переоценить очень трудно. Именно оно является тем «локомотивом», который выводит страну на новый уровень развития.

Роль такой отрасли промышленности, как машиностроение , в экономике любого современного развитого государства чрезвычайно велика. Можно с уверенностью сказать, что именно от того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит и состояние многих других отраслей.

Специалисты оценивают перспективы машиностроения основываясь, прежде всего, на том, насколько широко и активно внедряются в нем современные инновационные технологии. Эта отрасль стимулирует развитие такого важного сегмента, как станкостроение, на предприятиях которого изготавливается высокопроизводительное и высокоточное металлообрабатывающее оборудование. Его использование, в свою очередь, приводит к существенному повышению уровня конкурентоспособности экономики в целом.

Следует заметить, что для успешного развития машиностроительной отрасли требуется наличие целого ряда обязательных условий. К таковым относятся хорошо развитая и обширная теоретическая база, богатый практический опыт, наличие перспективных разработок в области инновационных технологий.

Станкостроение всегда было той сферой, которая пользовалась в развитых с экономической точки зрения странах особо пристальным вниманием как у инженеров и конструкторов, так и у менеджеров. Собственно говоря, это совсем неудивительно, потому что от того, насколько хорошо развита эта отрасль, во многом зависти и то, будет ли успешным машиностроительный комплекс государства, как на внутреннем, так и на международном рынке. Именно от станкостроения во многом зависит то, будут ли другие сферы экономики обеспечены достаточным количеством по-настоящему современного технологического оборудования.

Обработка металлов резанием

В машиностроении те технологические процессы, которые связаны с обработкой металлов резанием, занимают ведущее место. В процессе производства машин и механизмов они являются наиболее дорогостоящими и сложными в техническом отношении.

Комплекс проблем и вопросов, касающихся резания металлов, включает в себя не только различные сведения непосредственно об этом процессе, но также и о режущем инструменте, способах его использования и материалах для изготовления, а также конструктивных особенностях. Кроме того, успешное резание металлов предполагает правильное использование оборудования.

В настоящее время наука о резании металлов успешно и динамично развивается. Результатами этого процесса является усовершенствование технологии производства , разработка и внедрение новых видов режущего инструмента, обладающего улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Следует заметить, что современное машиностроение – это та отрасль, в которой наиболее широко и активно внедряются разнообразные средства механизации и автоматизации производства, причем этот процесс имеет комплексный характер.

На современных машиностроительных производствах широко используются станки с числовым программным управлением, которые производят обработку заготовок по предварительно заложенным в них программам, практически без участия человека. Оператор только закрепляет заготовки, снимает обработанные детали и контролирует процесс функционирования оборудования.

Методы обработки металла резанием

Все технологические процессы обработки металлов , предполагающие образование стружки, подразделяются на пять основных видов:

. Точение . Его основными отличительными чертами являются быстрое вращение заготовки и относительно медленное перемещение режущего инструмента;

. Строгание . Оно предполагает прерывистую подачу режущего инструмента и прямолинейное возвратно-поступательное движение заготовки;

. Сверление . При нем или деталь, или режущий инструмент остаются неподвижными;

. Фрезерование . Характеризуется медленным перемещением детали и быстрым вращением режущего инструмента;

. Шлифование . Обеспечивается за счет очень быстрого вращения шлифовального круга и относительно медленного перемещения обрабатываемой заготовки.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва