Как делать 25 задание по обществознанию огэ. Задания на установление истинности двух суждений

Описание презентации Алгоритм выполнения заданий части 2 ОГЭ по обществознанию по слайдам

Задание 26 Задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. Для выполнения задания необходимо: — внимательно прочесть текст, — уяснить его содержание, — понять тему, — выявить основные идеи текста. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста. Следует выделить основную идею каждого фрагмента и кратко сформулировать ее. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Виды планов План может быть простым или сложным. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме. — Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. — Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

Критерии оценивания задания 1. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана). 2. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла. 3. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: верно ли определена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних» , отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу); насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста). 4. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла. 5. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется 1 балл. 6. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется 0 баллов

Задание 27 Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в тексте в явном виде. Задания могут содержать требования: найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т. п.); найти в тексте ответы на 2 -3 вопроса; найти в тексте доказательства (аргументы и т. п.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи; заполнить пробелы в таблице. Проверяются и оцениваются умения извлекать информацию из текста. Например, приведение одной позиции вместо требуемых трех-четырех свидетельствует о недостаточном уровне владения данным умением. Обратите внимание: Задание непосредственно относится к тексту, Рассуждения экзаменуемого, не связанные с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ сводится к рассуждениям, которые к тексту напрямую не относятся, то он оценивается в 0 баллов. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание 28 Задание предполагает преобразующее воспроизведение или интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько моделей: определить, что является фактом, определить его причины; установить последствия описанного социального явления; объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п.); оценить роль тех или иных факторов и т. п. В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены подробности и приведен лишь фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов. Задание, как и предыдущее задание 27, также непосредственно относится к тексту, но требует его интерпретации и привлечения знаний курса. Следует внимательно читать, что и в каком количестве надо назвать и какие источники информации привлечь (только текст или знания по курсу, личный опыт, факты общественной жизни).

Задание 29 Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. В задании может быть две части (например, объяснение и примеры). Данный тип заданий имеет несколько моделей условий и требований: Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления… Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)… Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами …(приведите три примера, подтвердите тремя конкретными примерами)… С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения… Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера … и кратко поясните каждый пример… Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации… Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте характеристики)… На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации …

Критерии оценивания задания 29. Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов, их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям; Во-вторых, рассуждения должны конкретизировать сущность приведенного в задании теоретического положения, оценивается логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как правило, носят общий, абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Максимальный балл – 3 балла.

Задание 30 Задание - задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, - проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. Задание предполагает использование информации из текста для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ответ на вопрос фрагмент текста Оценивается задание следующим образом: Дано объяснение, приведен фрагмент текста. – 2 балла. Дано объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста. -1 балл. Ответ неверный. — 0 баллов. Задачи имеют два уровня требований: первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии; второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике. В вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.

Примеры заданий 30 Условие задания – проблемная ситуация Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС. Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то, что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха? Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Условие задания – социальный факт В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста, который может обосновать вашу оценку. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

Задание 31 Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное здание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. З адание к тексту строится таким образом, что в своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: мнение учащегося: согласие или несогласие с высказанной позицией; аргументы (объяснения), в случае согласия или несогласия.

Критерии оценивания задания 31 — Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента. – 2 балла. — Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента. — 1 балл. — Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный. — 0 баллов. Оценивается: — содержательная полнота, — логическая обоснованность собственной позиции ученика, — разнообразие приведенных им аргументов. Аргументами могут служить знания, факты, примеры, почерпнутые из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта. Данный тип заданий имеет ещё одну модель усло вия и вытекающих из него требований: -с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п.) автора. Максимальный балл – 2:

Памятка ученикам Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад лежности - это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф фект узнавания» , как показывает практика, чрезвычайно ва жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли тературе рекомендациями. Следует помнить: если в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст; если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ; если основой текста являются оценочные суждения, яв но показано отношение к чему-либо - это публицистический текст; если представлены количественные показатели, отра жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ екта, это статические материалы; если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо сти, политический документ; если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин формационные материалы» (Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене 1. С чего начинать работу с текстом? Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важно в процессе предварительного чтения четко опреде лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред полагает привлечение контекстных знаний. 2. Нужно ли определять главную идею текста? Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте? » .

Как работать с текстом на экзамене 3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в ко тором они представлены в работе. Выполнить по следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла. 4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

Как работать с текстом на экзамене 5. На что обращать внимание при выполнении заданий? Важно: внимательно прочитать задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из каких частей складывается задание; стараться выполнить все задание; если вы можете ответить только на часть задания, обяза тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы); не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием.

Задачи у этого вопроса две:

  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «»
  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Функции среднего класса.
  1. Что такое средний класс?
  2. Какие функции выполняет средний класс?

Источники:

Каждый человек возрастом за восемнадцать по собственному опыту знает, что такое экзамен . Но школьный экзамен – это еще полбеды. Здесь человек учится довольно много времени, поэтому привыкает к учителям, а те, в свою очередь, - к ученикам. И, возможно, окажут на экзамен е некоторое послабление или помощь. Но теперь, с приходом в нашу страну Единого Государственного Экзамена, все меняется. И вместо живого общения с человеком из комиссии мы вынуждены зарисовывать кружочки в тестах.

Инструкция

На самом деле это есть самая серьезная . Вспомним философию восточных боевых искусств, когда говорят: "Никогда ни стоит недооценивать своего противника". В данном случае – это противник, которого лучше переоценить, и значительно лучше подготовиться.

Но, взглянув с другой стороны, понимаешь, что обществознание – такой же предмет, как и все остальные. Следовательно, ничего сверхъестественного здесь нет. Для успешной сдачи экзамен а требуется лишь определенная подготовка и уверенность в своих силах.

Готовиться стоит начинать примерно или год до экзамен а. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, воспринятая когда-то в прошлом, значительно лучше усваивается и легче извлекается, нежели та, что прочитана пару часов назад.

Как писал Джон Кехо в книге «Подсознание может все», информация, которую мозг воспринимал в течении жизни, не исчезает. Даже если человек не помнит чего-то, это не значит, что этого нет. Основная часть воспринятого материала откладывается в подсознании. А в нужный момент мозг может это воспоминание. Но уверенности в том, что это правильный ответ, не будет. Будет четкое понимание, что проявляются не знания, а . Но это лишь ненавязчивая работа подсознания, которая помогает найти правильный ответ в различных вопросах.

Что же касается непосредственно самого экзамен а, то за день до него лучше не загружать мозг ничем лишним, а просто отдохнуть. Перегрузка информацией и волнение перед ответственным днем могут привести к стрессу, а это не самое лучшее, что может быть. Поэтому самый правильный вариант – это отдохнуть и выспаться.

Совет 3: Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию

Задание 26 в ОГЭ: как правильно выполнять его? Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл? Особенности ответа и советы школьнику.

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.

Источники:

  • ОГЭ по обществознанию: разбор заданий с развернутым ответом
  • Как выполнять задания 26 по обществознанию

Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос (требование), установить, к какой области содержания относится вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный (несколько верных) и убедиться в его правильности.

Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления единственного правильного варианта. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.

Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх, выделенных по проверяемым умениям.

Назад

Задания на распознание понятия по существенным признакам

Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных тестированиях.

Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

  1. предпринимательством
  2. реформированием
  3. производством
  4. творчеством

В тексте данного задания даётся определение понятия «предпринимательство». Если Вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные действия:

1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идёт о хозяйственной деятельности человека, следовательно, понятие относится к проблеме экономики;

2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это «инициативная», «самостоятельная» «осуществляемая на свой риск в рамках закона», «направленная на получение прибыли»;

3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае вид хозяйственной деятельности человека;

4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа, выбрать и записать правильный: искомый ответ - 1) предпринимательство.

Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав ещё раз все иные варианты.

Назад

Задания на выявление (распознание) признаков понятия

Технология их выполнения весьма проста: выявить содержание обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнести выявленные признаки понятия с предложенными вариантами ответа.

Что является признаком любого государства?

  1. взимание налогов и сборов
  2. демократический режим
  3. разделение властей
  4. федеративное устройство

Из условия задания очевидно, что необходимо установить родовой признак государства, т.е. признак, свойственный государству любой формы в любой исторический период. Проанализировав предложенные варианты ответа, мы установим, что таковым является вариант 1) - взимание налогов и сборов происходит в любом государстве прошлого и настоящего в отличие от разделения властей, демократии и федеративного устройства.

Необходимо очень внимательно читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не поставленное задание, а то, которое он сформулировал себе сам, невнимательно или фрагментарно уяснив условие. Мы привели задание, в котором многие выпускники совершают именно такую ошибку - упускают при чтении слово «любое», которое является ключевым.

Назад

Задания на выявление проявлений понятия

Выполнение подобных заданий предполагает несколько логических действий: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение признаков понятия с предложенными проявлениями.

Что из перечисленного относится к факторам производства?

  1. прибыль
  2. налоги
  3. зарплата

Выполнение задания целесообразно начать с определения понятия «факторы производства»: факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ. Остаётся соотнести с выявленным нами содержанием понятия предложенные в качестве вариантов ответа конкретные проявления. Только одно из них - 2) - относится к факторам производства.

Назад

Задания на определение структуры понятия

Основой выполнения подобного задания является определение понятия, с которым соотносятся предложенные в качестве вариантов ответа элементы.

Понятие «общество» включает в себя

  1. природную среду обитания человека
  2. формы объединения людей
  3. все сообщества живых организмов
  4. окружающий человека мир

Определим понятие: общество - обособившаяся от природы часть материального мира, не потерявшая связь с ней. Соотнесём предложенные варианты ответа с этим определением - это позволит исключить как неверные варианты 1) и 4). Вариант «все сообщества живых организмов» включает природную составляющую, а не только объединения людей, поэтому данный вариант неверен. Правильный ответ - 2).

Назад

Задания на сравнение

Эти задания несколько сложнее рассмотренных выше разновидностей, поскольку предполагают оперирование не одним, а несколькими понятиями.

Правовые нормы, в отличие от других видов социальных норм,

  1. поддерживаются силой государства
  2. регулируют поведение людей
  3. опираются на силу общественного мнения
  4. содержат образцы поведения

Существуют многообразные иерархические связи понятий. Род - это мыслимое множество предметов (обозначаемых соответствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс объектов. Вид - это подразделение понятий внутри рода. Видовые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода.

В нашем задании требуется среди родовых черт сложных социальных норм отыскать видовую характеристику правовой нормы (это и будет требуемая черта отличия). «Регулируют поведение людей», «содержат образцы поведения», а также в определённой мере и «опираются на силу общественного мнения» - всё это родовые признаки, а вот «поддерживаются силой государства» - видовой признак правовых норм. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые определения понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что правовые нормы устанавливаются государством и опираются на его силу, т.е. ответ 1) отличает правовые нормы от других видов социальных норм.

Назад

Задания-задачи

Рассмотрим задание:

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

  1. начальное общее
  2. основное общее
  3. среднее общее
  4. среднее профессиональное

Процесс решения таких задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Для решения мы используем следующий алгоритм:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.)

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с её условием:

  • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
  • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

  • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
  • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой и надо вспомнить;
  • соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4. Проанализируйте предлагаемые варианты ответа с преобразованным условием.

5. Убедитесь в правильности полученного Вами ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Следование приведённому алгоритму позволяет выделить существенную для правильного выполнения задания информацию: Виолетта учится в 10 классе гимназии, то есть в образовательной организации среднего общего образования, следовательно, правильный ответ 3).

Назад

Задания на установление истинности двух суждений

Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Выполнение подобного задания начнём с вычленения и определения основного понятия. В нашем случае - это «политические партии». Вспомним, что политическая партия - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении). Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Оба суждения верны. Правильный ответ 3).

Задания 23 и 24 проверяют умения находить социальную информацию в различных источниках, анализировать ее данные и делать выводы.

Рассмотрим на примере.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 23 и 24.

В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» результаты опроса в % от числа опрошенных приведены в таблице.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая разделяют более четверти опрошенных граждан

2) большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своем городе очень хорошей

3) около трети опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе

4) более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую

5) большинство населения не задумывается о состоянии экологии в их городах и затруднилось ответить на поставленный вопрос.

Ответ_______

Приступая к выполнению заданий такого типа, следует внимательно проанализировать все приведенные социологические данные и сначала отобрать те выводы, которые точно не соответствуют результатам опроса. В задании это утверждения 2, 4 и 5 (4,8% и 2,2% от участвовавших в опросе не может считаться большинством, а упомянутых в четвертом выводе «более половины», то есть более 50%, в данной таблице не указано вовсе).

Далее следует выбрать те выводы, которые точно соответствуют данным таблицы. В задании это позиции 1 и 3 (четверть от 100% — это 25%, а указанные 28% соответствуют утверждению «более четверти»; треть от 100% — это примерно 33% и указанные 37% соответствуют данному утверждению).

Таким образом, в ответе могут быть указаны цифры: 13.

Необходимо обратить внимание на то, что таблица (или диаграмма) относится к двум заданиям 23 и 24.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) среди населения страны Х. нет единства мнений по вопросам экологической обстановки

2) правительству страны Х. можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан

3) экология является самой острой проблемой для экономики страны Х.

4) основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке

5) при развитии производства должен быть усилен экологический контроль

Ответ______

Примерно одинаковое количество жителей страны Х оценивают экологическую обстановку в стране скорее как хорошую (28,1%) и как очень плохую (28%), при этом большое количество жителей страны (37,1%) оценивают ее как скорее плохую. Можно сказать, что единство мнений среди граждан страны Х. нет. Таким образом, вывод 1 – правильный.

Выводы 2, 3 и 5 не вытекают непосредственно из данных таблицы, они связаны с ними косвенно.

А вывод 4 непосредственно вытекает из данных опроса и отражает недовольство населения экологической обстановкой в стране.

Последнее задание из тестовой части ОГЭ по обществознанию – двадцать пятое – по своей сути идентично двадцать четвертому. В нем выпускникам девятых классов также нужно работать с таблицами, графиками и диаграммами, построенными на основании социологических опросов. Однако формулировки положений, представленных для анализа, зачастую не столь прямые, как в предыдущем номере, поэтому читать их нужно еще внимательнее. Правильный ответ на задание дает выпускнику 1 балл.

Разбор типовых вариантов задания №25 ОГЭ по обществу

Первый вариант задания

В 2010 году в стране Х провели социологический опрос среди совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы считаете, зачем люди из нашей страны ездят за границу на длительный срок?». Результаты даны в таблице:

Какие из данных ниже выводов непосредственно вытекают из результатов опроса? Укажите в ответе верные варианты.

  1. В стране Х нет условий для профессионального роста специалистов.
  2. Граждане страны Х стремятся посетить другие страны и увидеть мир.
  3. Граждане довольно низко оценивают систему образования в стране Х.
  4. Государство в стране Х обеспечивает общественный порядок, ситуация там стабильна.
  5. Возможности заработка в стране Х ограничены.

О возможностях для профессионального роста специалистов по данному опросу судить сложно – для этого не хватает данных. А вот то, что граждане стремятся увидеть мир, сказать можно – ведь это 3 по значимости причина отъезда людей за границу. Насчет оценки системы образования тоже ничего определенного сказать нельзя; это же относится и к обеспечению общественного порядка государством. Зато можно сделать вывод о том, что возможности для заработка в стране Х довольно ограниченные: эта причина отъезда за границу является самой популярной. Итак, ответ – 2,5.

Второй вариант задания

В разных городах страны Н провели социологический опрос, связанный с оценкой экологической ситуации в городе. Результаты (ответы на вопрос «Как вы оцениваете экологическую обстановку в своем городе?») даны в таблице:

Какие выводы из приведенных ниже непосредственно вытекают из результатов опроса? Запишите цифры верных утверждений в ответ.

  1. Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в хорошей экологической обстановке.
  2. Экология является самой острой проблемой в стране Н.
  3. Правительству страны Н можно дать совет увеличить финансирование экологических программ.
  4. Среди населения страны Н нет единства мнений насчет экологической обстановки.
  5. При развитии производства необходимо усиливать экологический контроль.

Первое положение верно: более половины опрошенных охарактеризовали экологическую ситуацию как «скорее плохую» и «очень плохую». Насчет того, что экология – самая острая проблема страны, сказать что-то определенное сложно. А вот посоветовать правительству увеличить финансирование экологических программ можно, ведь большая часть населения недовольна экологией в своих городах. Однако и единства мнений среди опрошенных нет – почти одинаковое количество людей проголосовали за столь разные варианты, как «скорее хорошая» и «скорее плохая». Пятое положение – общая фраза, которая не имеет ничего общего с опросом. Запишем ответ: 1, 3, 4.

Третий вариант задания

Статистические службы государства Х изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012. Результаты представлены в диаграмме:

Выберите утверждения, непосредственно вытекающие из результатов исследования, и укажите в ответе цифры, под которыми они даны.

  1. Бытовая техника отечественного производства востребована меньше той, что произведена за границей.
  2. Предприятия по производству бытовой техники в стране Х активно осваивают выпуск новых моделей.
  3. Зафиксирован рост продаж новой бытовой техники иностранных производителей.
  4. Спрос на бытовые товары в стране Х сократился.
  5. Протекционистская политика в стране Х привела к тому, что спрос переориентировался с продукции иностранных производителей на продукцию отечественных.

Анализируя первое положение, нужно обращать внимание только на белые и серые столбики: видно, что доля техники иностранного производства всегда выше, значит, оно верно. Процент продаж новой бытовой техники производителей из страны Х неуклонно падает, значит, нельзя сказать, что они активно осваивают выпуск новых моделей (2 – неверно). Продажи техники иностранных производителей постоянно растут, значит, 3 – верно. Сказать о том, что спрос на бытовые товары в стране упал, нельзя; то же относится к пятому положению – переориентации спроса на отечественную продукцию не происходит. Ответ: 1, 3.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва