История России с древнейших времен до конца XX века. Арсланов Р.А., Керов В.В

Автор этих строк, посвятивший немало лет изучению массовых источников по аграрной истории России, со временем обнаружил четкие контуры существенного влияния природноклиматического фактора на российский исторический процесс. С выходом ряда публикаций по этой проблеме появились и ученые, в свою очередь обнаружившие проявления этого фактора. В итоге был создан коллектив, предпринявший разработку нового курса российской истории.

В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается резкое повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. Выходит огромное количество книг. Однако многие из них по-прежнему создаются в традиционном плане, молчаливо исходя из отрицания какой-либо существенной роли в развитии российского социума природно-климатического фактора. В то же время современная публицистика с недавних пор довольно часто подчеркивает суровый, холодный климат нашей страны. Правда, дальше констатации этого факта дело не идет. Да и в курсах отечественной истории фиксация суровых природных условий не сопряжена с выявлением особенностей российского исторического процесса.

В предлагаемой вниманию читателей «Истории России с древнейших времен до начала XXI века» в трех книгах предпринята попытка анализа как непосредственных, так и опосредованных проявлений воздействия природно-климатического фактора на исторический процесс в нашей стране.

Общеизвестно, что на заре человечества природа и климат сыграли громадную роль в становлении рас и народов. Мыслители западного Средневековья отчетливо сознавали, что деятельность людей, их жизненные потребности обусловлены средой обитания, а условия географической среды во многом определяли психический склад народов и их исторические судьбы. Влияние природно-климатического фактора ярко прослеживается не только в том случае, когда сопоставляются, с одной стороны, страны Двуречья и Нила, а с другой - страны севера Европы, но и в том случае, когда сравниваются исторические судьбы и темпы развития запада и востока Европы.

Важнейшей особенностью экономики Российского государства всегда был необычайно короткий по времени для земледельческих обществ рабочий полевой сезон. На западе же Европы, благодаря теплым течениям Атлантики и влиянию атлантических циклонов, этот сезон был примерно вдвое длиннее, а «мертвым сезоном», когда львиная доля работ на полях прекращалась, были лишь декабрь и январь. Эта не бросающаяся горожанину в глаза деталь носит между тем фундаментальныйхарактер. так как столь кардинальное различие в производственных условиях функционирования земледельческих обществ радикальным образом влияло на экономическое, политическое и культурное развитие запада и востока Европы. В основных европейских странах благоприятные природно-климатические условия способствовали не только росту совокупного прибавочного продукта в виде высоких урожаев, но и развитию широкого спектра неземледельческих занятий, росту городов, промышленности, культуры и т. д., создавали более комфортные условия быта. При таком типе развития роль государства в создании так называемых всеобщих условий производства была всегда минимальна, а центр тяжести развития был «внизу»: в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве горожанина ремесленника и купца. Феодальной сеньории и городской коммуне была свойственна максимальная активность их административной, социальной и социокультурной функций. В конечном счете отсюда проистекало удивительное богатство и разнообразие форм индивидуальной деятельности, бурное развитие промышленности и торговли, культуры, науки, искусства.

На просторах Восточно-Европейской равнины с ее резко отличными от Запада природно-климатическими условиями ситуация была совсем иной. Преобладание неплодородных почв и необычайная кратковременность рабочего цикла земледельческих работ делали индивидуальное крестьянское хозяйство не только малоэффективным, но и напрямую зависимым в критические моменты производства от помощи крестьянской общины Даже в этих условиях, требующих величайшего напряжения сил и мобилизации всех ресурсов семьи, - русский крестьянин не достигал необходимой степени концентрации труда. Отсюда невысокая агрикультура, низкая урожайность, скудная кормовая база скотоводства, отсутствие удобрений, что в конечном счете приводило к низкому объему совокупного прибавочного продукта в масштабах целостного социума. Подобная ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Однако потребности более или менее гармоничного развития общества вызывали к жизни и в конце концов порождали своего рола компенсационные механизмы, помогавшие преодолеть отрицательное воздействие неблагоприятных условий жизнедеятельности. Одним из таких механизмов была просуществовавшая целое тысячелетие община, выручавшая каждое индивидуальное крестьянское хозяйство в критические моменты производства. Другим механизмом явилось, по завершении объединения русских земель, создание жестких рычагов власти по изъятию необходимого обществу совокупного прибавочного продукта, обеспечивающего в первую очередь функционирование самого государства. Это выразилось в становлении российского самодержавия и неотделимого от него режима крепостного права. Созданное на востоке Европы Русское самодержавное государство, как показано в данном курсе, отличалось целым рядом институциональных особенностей, вызванных опосредованным влиянием окружающей среды. Самой трудной для него была задача создания крупной промышленности. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII–XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. Но, тем не менее, она была создана. Были сооружены оборонительные системы, обеспечивающие освоение южных и юго-восточных пространств страны. Посредством подневольной мобилизации огромных масс народа была создана и необходимая инфраструктура (дороги, гавани, верфи, сама блистательная столица Российской империи). В итоге многовековых усилий держава достигла грандиозных успехов, став сильнейшим европейским государством. Однако итог такого развития был асимметричным, ибо подавляющее большинство населения страны попрежнему продолжало заниматься земледелием, экстенсивный характер которого и низкая урожайность постоянно требовали все новых рабочих рук и роста эксплуатации крестьянства. В XIX столетии европеизация дворянской элиты и разночинной интеллигенции достигла высокого уровня. Географическая близость России и Европы резко усиливала в обществе иллюзии близости путей развития. Между тем вопиющий контраст с Западом - отсталость деревни и огромного большинства населения - будоражил общественную мысль, заставлял ее искать выход из создавшегося положения, в том числе посредством радикальных левых идей. К середине этого века, когда промышленность России достигла внушительного развития, компенсационные механизмы общинного уклада жизни крестьянства и жесточайший режим крепостничества лишились энергии своего поступательного развития. Российское общество было обречено на мучительные поиски новых путей, средств и способов развития, которые дали бы мощный импульс аграрному развитию.

Реформа 1861 г., ликвидировав в основном крепостное право и положив начало буржуазным реформам, дала простор, хотя и ограниченный, капиталистическому развитию страны. Тем не менее аграрный вопрос тяжелейшими веригами лежал на плечах общества. Земля по-прежнему цепко держала огромнейшую часть населения. Парадоксальное аграрное перенаселение старого земледельческого центра сдерживалось организацией массовых переселений на восток страны. В свою очередь, российская промышленность, пережив в 1890-е гг. стремительный подъем, тем не менее, была не в силах поглотить этот «излишек» населения, поскольку по-прежнему общий объем реальной продукции земледелия был далек от необходимой нормы. Прогрессивные попытки П. А. Столыпина создать крупное товарное крестьянское хозяйство за счет ликвидации общины в течение примерно 20 лет не учитывали повседневную острую актуальность архаичной общины в выживании российского крестьянства. Итог известен - три революции начала XX века.

Пособие для поступающих в вузы

Введение

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

Тема 2. Образование древнерусского государства.

Тема 3. Древняя Русь Х-начала ХII вв.

Тема 4. Принятия христианства и начало становления российской православной цивилизации.

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси.

Тема 6. Культура Древней Руси.

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.

Тема 8-9. Объединение русских земель и образование Московского государства.

Тема 10. Русская культура середины XIII-ХV вв.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.

Тема 12. Социально-политическое развитие России в ХVI в.

Тема 13. Закрепощение крестьян в России

Тема 14. Русская культура в конце XV-XVI вв.

Тема 15. Социально-политическое развитие России в начале ХVII в.

Тема 16. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.

Тема 17. Социально-политическое развитие России в ХVII в.

Тема 18. Внешняя политика России в ХVII в.

Тема 19. Русская культура в ХVII в.

Тема 20. Эпоха петровских преобразований

Тема 21. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 22. Эпоха дворцовых переворотов

Тема 23. Русская культура первой половины ХVIII века.

Тема 24. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Тема 25. Внутренняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 26. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

Тема 27. Внешняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 28 . Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

Тема 29. социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 30. Внутренняя политика первой четверти XIX в.

Тема 31. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 32. Движение декабристов.

Тема 33. Внутренняя политика второй четверти XIX в.

Тема 34. Общественное движение второй четверти XIX в.

Тема 35. Внешняя политика 1825-1856 гг.

Тема 36. Культура России первой половины ХIХ в.

Тема 37. Социально-экономическое развитие 1860-начале 1890-х гг.

Тема 38. Отмена крепостного права.

Тема 39. Внутренняя политика 1860-1881 гг.



Тема 40. Внутренняя политика 1881-1894 гг.

Тема 41. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.

Тема 42. Внешняя политика России второй половины XIX В.

Тема 43. России второй половины ХIХ В.

Тема 44. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX-начале XX В.

Тема 45. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале XX В.

Тема 46. Социально-политический кризис начала 1900-Х гг.

Тема 47. Внешняя политика России в конце XIX В.-1905 Г.

Тема 48. Первая Российская революция

Тема 49. Третьеиюньская монархия в 1907-1914 гг.

Тема 50. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

Тема 51. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

Тема 52. Россия в первой мировой войне в 1914-1916 гг.

Тема 53. Российская культура в начале ХХ века.

Тема 55. Россия в межреволюционный период

Тема 56. Октябрьская революция и Внутренняя политика большевков в первые годы советской власти

Тема 57. Гражданская война в России

Тема 58. Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

Тема 59. Новая экономическая политика

Тема 60. Национальная политика советского государства

Тема 61. Политическая борьба в РКП(б) в 1920-е годы.

Тема 62. Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы.

Тема 63. Развитие отечественной культуры в период 1917- середина 1920-х гг.

Тема 64. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х-30-е гг.

Тема 65. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 66. Внешняя политика СССР в конце 1920-х-1930-е гг.

Тема 67. Развитие отечественной культуры в конце 20-х - 30-е гг.

Тема 68. Великая Отечественная война.

Тема 69. СССР во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.

Тема 70. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х-начале 60-х гг.

Тема 71. Социально-экономическое развитие СССР в 50-х - середине 60-х гг.

Тема 72. Внешняя политика СССР в середине 50 - начале 60-х гг.

Тема 73. "Оттепель" и советская культура в конце 50-х - 60-е гг.

Тема 74. СССР в середине 1960-х - начале 80-х гг.

Тема 75. Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг.

Тема 76. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Тема 77. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Тема 78. Российская Федерация в 1991-2000 гг.

Тема 79. Внешняя политика Российской Федерации

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с вавилонским столпотворением, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их рассеиванию по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - волохов, вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже(приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. Военная демократия. Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - военных предводителей. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

1. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

6.5. Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа?

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи военной демократии и назовите ранние политические образования восточных славян.

1. Что известно о языческих верованиях славян?

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х11 вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Энциклопедия для детей. т.5.ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. М.,1995.

Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХУ11 века. М.,1994.

Тема 2. Образование древнерусского

государства

1. Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

1.1. Социально-экономические предпосылки

1.1.1. Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в У11 - 1Х вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

1.1.2.На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

1.1.3. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

1.2. Социально-политические предпосылки.

1.2.1. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

1.2.2. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

1.3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

1.4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

1.4.1. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

1.4.2. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

1.4.3. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зародыша государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 1Х-Х вв.

2. Основные этапы СКЛАДЫВАНИЯ

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

2.1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

2.2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Норманская теория. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, и пошел род на род и воевати почаша сами на ся. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла борьба престижей). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. норманнской теории, разработанной в ХУ111 в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном призвании варягов он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. Русь же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования древнерусского государства

Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь из варяг в греки, подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Этноним русь северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда, с одной стороны, становится понятным быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а с другой, - быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов.

2.2.2. Объединение восточно-славянских племен. В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

2.3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

2.3.1. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, где сидел боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (964-972), добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970-971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

2.3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Сын Святослава и Малуши,

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство.

он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытался он укрепить и языческую веру, а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху - ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

2.3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

3. основные признаки

ДРЕВНЕРУССКОГО государства к концу Х в.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

4. Особенности образования государства

восточных славян.

4.1. Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

4.2. Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

5. историческое значение образования

государства у восточных славян

5.1. Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

5.2. Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

5.3. Мощный импульс получает древнерусская культура.

5.4. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

5.5. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало волны кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

5.6. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Вопросы и задания

1. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в 1Х в? Попытайтесь определить степень их зрелости.

2. Как внешние связи и влияния воздействовали на жизнь восточных славян в 1Х-Х вв.?

3. В чем сущность, а также сильные и слабые стороны норманизма и антинорманизма?. Каково происхождение этнонима русь?

4. Проанализируйте содержание летописной легенды о призвании варягов, а также арабские источники, рассказывающие о русах. Что в них вам представляется мифическим, а что реально отражающим процесс становления государства у восточных славян? Какова реальна роль варягов в этом процессе?.

5. Расскажите об основных событиях жизни восточных славян во 2-ой пол.1Х- нач. Х вв. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега?

6. Найдите доказательства тому, что процесс образования государства у восточных славян завершился лишь к концу Х в.

Литература

1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (1Х-Х11 вв.). М., 1999. Лекции 4-5.

2. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России 1Х -нач. ХХв. М.,1991.

3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 1-6.

4. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.

5. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Гл.1.

Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме: «Русь сдревнейших времен до конца XII века».

Оборудование:
Название игры, тема, портреты русских князей, карточки с заданием, таблица подсчета и итогов игры. См Приложение 1 .

Эпиграф :

«Родная сторона становится еще более
близкой и родной, когда знаешь ее
историю».
М.И. Калинин

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры. Представление команд (2 команды).

II. Игра .

1. Ступень «Блиц вопрос »:

  • С кем воевали восточные славяне? (С кочевым народом)
  • Был ли у них верховный Бог? (Перун)
  • Что такое судебный поединок? (Это испытание призванное выявить виновного)
  • В чем значение появление «Русской Правды» на Руси? (Это первый письменный кодекс на Руси)
  • Кто выступает в Киевской Руси в качестве главного судьи? (Князь)
  • Почему Ярослава современники прозвали Мудрым? (Этот князь был очень образован и владел 5 языками, в Киеве организовал книгописный и переводческий центр)
  • Какие народы входили в состав Киевской Руси? (Славянские, финно-угорские, прибалтийские)
  • Какие категории населения были? (Дружинники, бояре, смерды, холопы и т.д.)
  • Какой тип хозяйства преобладал? (Натуральный)
  • Что представляли собой замки? (Деревянные укрепленные пункты)

2. Ступень «Разгадай карту»:
Пронумеруйте (обозначьте) участки пути «из варяг в Греки»:
– Днепр
– Ладожское озеро (Нево)
– Волхов
– Ловать
– Ильмень-озеро
– Балтийское (Варяжское) море
– Черное (Понт) море

3. Ступень «Историческое событие» (Угадай дату)
Крещение Руси? (988г.)
Создание «Русской правды»? (1072г.)
Когда был Любечский съезд князей? (1097г.)
Восстание в Киеве? (1068г.)
Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125г.)
Первое упоминание о Москве? (1147г.)

4. Ступень «Лови ошибку»
Исправь не менее шести ошибок (некоторые встречаются несколько раз) в следующем тексте.
После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замка – смерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты.

5. Ступень «Кроссворд»
1. Владелиц вотчины (боярин). 2. Раб (холоп). 3. коллектив крестьян (община). 4. Крестьянин, несущий военную службу (смерд). 5. Жилище крупного землевладельца (замок) по горизонтали. 5. Феодально-зависимый крестьянин (закуп) по вертикали . 6. наследованное земельное владение (вотчина). 7. Воин князя (оруженник). 8. Глава племени, а затем государства на Руси (князь). 9. Управитель в вотчине (тиун).

6.Ступень «Крылатые выражения»
Объяснить их значение и происхождение.
1. Не все коту масленица – в жизни бывают не только удовольствия.
Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Ее отмечают народными гуляньями, катаньем с гор, играми, потехами, сожжением соломенного чучела зимы, хождением в гости. На масленицу всегда пекут блины, которые, будучи круглой формы, являются символами солнца, возрождением жизни после зимней спячки. Их подают с молоком, сливками, сметаной – любимым лакомством кошек. Сразу после Масленицы наступает Великий пост, во время которого на протяжении шести недель следует воздерживаться от развлечений и жирной пищи.

2. После дождичка в четверг – неизвестно когда или никогда.
Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна – бога грома и молнии. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы часто оставались неуслышанными и не помогали. Вот тогда и родилось выражение «после дождичка в четверг», оно стало применяться ко всему несбыточному, к тому, что вряд ли когда исполнится.

3. Проще пареной репы – о несложном деле, не требующем большого искусства.
До конца XVIII, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить не требовалось большого умения – горшок с репой ставился печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела.

4. Пускать красного петуха – устроить пожар.
Петух у славян был олицетворением огня. Возможно, это происходило оттого, что петухи русской породы имели красно-огненное оперение, а перья хвоста при дуновении ветра напоминали языки пламени. У крестьян было поверье, что во время грозы красный петух вместе с молнией соскакивае6т с тучи на крышу соломенной избы и возникает пожар. В реальной жизни нередко пожар случался от преднамеренных поджогов, тогда говорили: «Ему пустили красного петуха».

5. Тютелька в тютельку – совершенно точно, точь-в-точь.
В старославянском языке «тютелька» - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и то же место говорили: «Он попал тютелька в тютельку».

7. Ступень «Человек - загадка»
На стенде портреты Игоря, Ивана Калиты, Олега, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Определите, о ком идет речь?

  • Эта женщина жестоко отомстила за смерть своего мужа. Назовите имя мужа. (Игорь)
  • В годы правления этого князя Москва стала духовным центром Руси. (Иван Калита)
  • «Вещим» остался этот князь в истории. (Олег)
  • Этот князь создал закон о порядках в Новгороде, нанес крупное поражение печенегам, уделял большое внимание культуре, просвещению, строительству церквей, монастырей. (Ярослав Мудрый)
  • Внук Ярослава Мудрого. Был полководцем и государственным деятелем, написал «Поучение детям». (Владимир Мономах)

III. Подведение итогов.
Награждение победившей команды. Вручение – лаврового венка и медалей – знатоки истории.

  • Что может нового узнали?
  • Чему научились?
  • Кто оказался лучшим, и что помогло достичь победы?

VI. Анализ – Рефлексия (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Конечно, хорошо провести обсуждение или анкетирование о прошедшей игре. Но если времени совсем не остается, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Данные об эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку – напротив своей фамилии в списке цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый – радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Список литературы

  1. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 160 с.
  2. История. 5-9 классы: повторительно-обощающие уроки в нетрадиционной формах/ авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И.Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.
  3. История России: С древнейших времен дол конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Провсещение,2002 – 256 с.
  4. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод. Пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 400 с.
  5. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.- 208 с.

А.Н. САХАРОВ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений

Допущено Министерством образования

Российской Федерации

Москва «Русское слово» 2003

ББК 63.3 (2) С 22

РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,

профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560М.Н. Чернова

Методическое редактирование - канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс

Методический аппарат - Г.И. Старобинская

Художественное оформление - С.Н. Якубовский

Сахаров А.Н.

С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М.; «ТИД «Русское слово-РС», 2003. - 320 с.: ил.

ШВИ 5-94853-057-4 (ч. 1) Ю Ш 5-94853-126-0

В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.

Введение

Что означают слова «история России»? Ведь Россия - это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой - болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом - сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.

С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли - западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.

В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до

сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.

Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых, словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят - «русский народ», «татарский народ» и т. д. Во-вторых, под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения - купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» - это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.

В истории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все - крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия - продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.

В то же время необходимо помнить, что каждый член общества - это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек - часть коллектива с его общими интересами, с другой - он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями,

привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, - это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами

отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.

История - одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии - величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ - и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей - и насилиях над личностью человека и целых народов.

История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.

Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» - «древний» и «логос» - «учение») иантропология (от греческих слов «антропос» - «человек» и «логос»).

Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.

Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.

Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» - «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.

С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи - погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,

воспоминания людей, их дневники, а позднее - книги, газеты, ж у р н а л ы, о т р а ж а ю щ и е ж и з н ь эпохи, кино - фотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.

Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик п р о ш л ы х веков, в том числе и прошлого нашей Родины.

1. Раскройте смысл названия данного учебника.

2. Почему история - одновременно и прекрасная и жестокая наука?

3. В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:

а) различные народы вовлекались в круговорот российской истории; ^ :Н&.7 лацил" ^ ^ ^ ^

б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.

4. Придумайте предложение, в котором слово «народ»

6. Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.

7. Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г " " . » . "

8. Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой

Родина индоевропейцев. Индоевропейцы - это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лиственных лесах, на покрытых травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные реки, складывалась древнейшая индоевропейская общность людей.

Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы общего происхождения сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее дерево или именно березу. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.

От этого времени до нас дошли следы поселений, открытых археологами. На плодородных землях вдоль берегов полноводных рек от Карпатских гор до Поднепровья начали расселяться земледельцы-ското- воды, а далее, на восток, на необозримых степных пространствах вплоть до южных отрогов Уральских гор - скотоводы.

Поселения трипольцев. Примером поселений земле- дельцев-скотоводов могут служить остатки древнего поселка в Поднепровье у села Триполье, относящиеся к IV - III тысячелетиям до н. э. Поэтому жителей той поры назвали условнотриполъцами.

Занятия земледелием и скотоводством увеличили хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовали росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в III тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках и освоении новых земель.

Родословная народов Евразии. С юго-востока Европы началось триумфальное распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался

в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге, в лесостепной и степной полосе, индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, простирались от Атлантики до Индии. Поэтдму их и назвалииндоевропейцами.

В Т У - III тысячелетиях до н. э. былая общность индоевропеицев стала распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики),западноевропейскую (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки и др.),славянскую (восточные, западные и южные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, чехи, сербы, словаки, хорваты, словенцы и др.) ибалтскую (литовцы, латыши и др.).

Однако следы былой общности проглядывают повсюду. В славянских и иранских языках немало общих слов и понятий - бог, хата, боярин, господин, топор, собака, богатырь и др. Все они пришли к нам от древних иранцев. Эта общность видна и в прикладном искусстве. В узорах вышивок, в украшениях »§ глиняных сосудах - повсюду использовалось сочетание ромбов и точек. В районах расселения индоевропейцев на столетия сохранился домашний культ лосей и оленей, хотя в Иране, Индии и Греции эти животные не водятся. То же относится и к некоторым народным праздникам - например, к медвежьим, проводимым многими народами в весенние дни пробуждения медведя от зимней спячки. Все это следы северной прародины индоевропейцев.

Много общего у этих народов и в религиозных культах. Так, славянский языческий бог Перунгромовержец сродни литовско-латышскому Перкунису, индийскому Парджанье, кельтскому Перкуниа. И сам он очень напоминает главного греческого бога Зевса. Славянская языческая богиня Лада, покровительница брака и семьи, сопоставима с греческой богиней Латой.

Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами.

Глиняные статуэтки.

Триполъская культура. III тыс. до н.э.

Костяной ритуальный топорик.

II тыс. до н. э.

Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви - угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера - мордва, удмурты, мари, коми и др. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки тюрок и монголов. Их потомки - калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины. На Северном Урале, между устьями Печоры и Оби, располагались неолитические предки уральских народов, говорившие на так называемых уральских, языках. Население Южной Сибири, Алтая и Саян - древние алтайцы - объяснялось на алтайских языках. На Кавказе говорили на кавказских языках. К югу от Кавказского хребта выделились предки грузин.

Северокавказцы раньше других освоили плавку металла (благо он в изобилии имелся на Кавказе) и выделку металлических орудий и оружия, они разводили крупный рогатый скот и свиней, перешли к скотоводству, первыми освоили колесные повозки.

Уральские народы первыми спустили на воду лодки, изобрели лыжи и сани.

Поселившиеся в лесной зоне индоевропейцы переходили к скотоводству и земледелию лесного типа, продолжали развивать охоту и рыболовство. Все вместе здешнее население в суровых условиях леса и лесостепи отставало от набиравших темпы развития народов Средиземноморья, юга Европы, Передней Азии, Двуречья, Египта. Природа в это время являлась главным регулятором человеческого развития.

Место предков славян среди индоевропейцев. Во II тысячелетии до н. э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течение ряда веков одно целое. И резко отличались от тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе.

В 9ередине II ТЫсячелета«идо н. э. обособились германские племена.лгбалты и славяне составили общую

балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы

А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров. Отв. ред. А. Н. Сахаров

История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебное пособие

Предисловие

Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя не учитывать, а просто потому, что меняется сам мир, вместе с миром меняемся мы – поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражением исторического развития как всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества. История дает этому многократные примеры. Так, вторая половина XVIII в . и начало XIX в. с революционными потрясениями во Франции и победой легитимизма на Востоке Европы ввели в жизнь идеологию Просвещения, тесно связанную в государственной сфере с идеалами просвещенного абсолютизма, которые отразились и в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, и в концепции С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность», и в их понимании органического, эволюционного, не прерываемого революциями развития цивилизации. Бурное развитие буржуазных отношений во ъторой половине XIX в. вызвало к существованию, с одной стороны, концепции либерального, демократического обновления человечества в соответствии с идеалами гражданского общества, правового государства, а с другой – породило марксизм, ставший идеологией отторгаемых в этом обновляющемся мире низов. Это дало два совершенно различных исторических подхода к прошлому и настоящему. XX век сформулировал свое понимание общественного развития. Русская революция, семидесятилетняя практика сначала революционно-тоталитарного, а позднее тоталитар- но-бюрократического государства породили понимание истории сквозь призму марксизма-ленинизма, адаптированного к практике устроителей новой жизни и менталитету миллионных масс обездоленных, обделенных жизнью людей. Другая часть мира исповедовала и совершенствовала буржуазно-демократические концепции исторического развития, в том числе и России, далекие от резко классовых оценок адептов марксизма-ленинизма. Свое понимание российской истории и образования на территории бывшей империи революционно-тоталитарного, а затем тоталитарно-бюрократического общества дали русская либерально-буржуазная эмигрантская историография, антисталинская революционная эмигрантская общественная мысль, а позднее диссидентское историческое видение. И вся эта оценочная мозаика стала феноменом именно XX века с его страшными войнами, противоборством различных общественных систем, острейшей идеологической непримиримостью. Исторические курсы, написанная история страны, в живейшей степени отражали этот полунаучный, полуидеологический феномен.

На конец XX в. – рубеж XXI в. пришелся в России и странах Восточной Европы еще один общественный излом.

И теперь в новых исторических условиях ученые могут спокойно оглядеться, провести ревизию всего исследовательского багажа прошлого, и с полным пониманием общественной закономерности появления тех или иных концепций, взглядов и даже заведомых фальсификаций истории, попытаться взять из него все действительно научно ценное и отбросить ненужную конъюнктурно-идеологическую шелуху.

Как раз эту цель и ставят перед собой авторы настоящей «Истории России» в трех книгах.

Мы надеемся, что наша «История России» благодарно отразит наиболее сильные, объективно значимые оценки истории нашей Родины, которые содержатся в русской дореволюционной, советской, эмигрантской, диссидентской историографии. Это не значит, что мы за мешанину взглядов; опорой для исторической оценки в первую очередь остается факт, источник, документ. Синтез мировых, в том числе отечественных, концепций истории России покоится как раз на введенных учеными разных школ, разных поколений и стран мощных источниковых, документальных пластах, которые по тем или иным причинам оказались прежде невостребованными.

За последние годы значительный шаг вперед сделали современные российские историки, чьи труды вобрали новую и свежую источниковую базу, оригинальные, освобожденные от прежних конъюнктурных доминант исследовательские подходы, лучшие достижения мировой историографии. Многие из этих работ послужили основой для создания как «Истории России» в целом, так и отдельных ее разделов. Некоторые разработки вошли в состав «Истории России» в их дискуссионных вариантах, что особо оговаривается в тексте издания.

Характерной особенностью настоящей «Истории России» является также освобождение ее от какой-то одной навязчивой идеи, которая якобы доминировала в историй страны. В прошлые века это была идея автократической власти, якобы оплодотворявшая страну и народ, или рассуждения о великой роли православия в истории России. В XX в. таковой стала мысль о примате материального, экономического производства и классовой борьбы в мировой истории, в том числе и истории нашего Отечества. Не отрицая значения ни того, ни другого, ни третьего, создатели трехтомника полагают, что на историю страны воздействует гораздо более богатая и разнообразная палитра факторов, нежели скудный.набор из двух-трех схематических доминант. Причем эти факторы имеют различное значение в разные периоды истории страны. Наряду с уже отмеченными рассмотрено влияние географического фактора на жизнь страны, ее полиэтничность, региональные особенности, внешнеполитические обстоятельства, колонизационные процессы, личностный фактор, влияние духовных начал на эволюцию общества и ряд других специфических обстоятельств, воздействовавших в тот или иной период особенно активно на исторический путь страны. Все это позволяет не только воссоздать историю отдельных классов, но и подойти к эволюции всего общества в целом, со всеми его институтами, в его основных противоречиях и сцеплениях народа как такового, состоящего как из высших, привилегированных слоев населения, из «среднего» сословия, из обывателей, так и из низов общества, которые совместно, сцепленные друг с другом и находившиеся в отдельные периоды в остром антагонизме, созидали историю страны, выдвигаясь порой на ее авансцену, а порой отходя в тень и затухая в своей общественной значимости.

В истории народа, страны, государства все и вся зависимы друг от друга, все связаны вековыми отношени ями, все находились и находятся nqd воздействием одних и тех же исторических факторов. Ни один период в истории страны, ни одна значительная личность не выскакивает неожиданно и неподготовленно, как чертик из табакерки. И даже XX век, принесший России столько радостей и горя, небывалых взлетов и ужасающих исторических провалов, торжества и трагедий целых классов, сословий, групп, обусловлен природой всего общественного развития страны. Гири истории обычно точно взвешивают судьбу и цивилизационную значимость народа. И народ обычно платит за это сполна.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва