«Густой зеленый ельник у дороги.

Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.
http://bunin.niv.ru/review/bunin/009/820.htm

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/bunin.html

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил! Thick green spruce near the road ,
Deep fluffy snow.
They went deer, mighty , legged ,
To back throwing heavy horn.

Here is a trace of it . Here trodden paths ,
Here the tree bent and white teeth scraped -
And many conifers crosses, ostinok
Crumbled from the top on the snow .

Here again measured trace and rare ,
And suddenly - jump! And far away in the meadow
Lost dog rut - and branches ,
Studded horns on the run ...

Oh, how easily he left the valley !
Wildly in excess of fresh forces ,
In a rapidly gleefully brutal ,
He took away the beauty of death !

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родины. При этом функции, выполняемые нарисованными поэтом пейзажами, очень разные в зависимости от конкретного произведения. Пейзаж может выражать чувства, испытываемые лирическим героем, способствовать возникновению контраста между миром и социальными элементами, может стать эмоциональным фоном, тонко настраивающим читателя на восприятие стихотворения. Именно понимание Буниным российской природы сделало ее изображение в его творчестве прекрасным и действенным инструментом, служащим целям литератора.

«Густой зеленый ельник...» написан в 1905 году. Впрочем, опубликовано оно было в сборнике, подытоживающем творчество поэта за 1903-1905 гг, под названием «Олень».

Главная тема произведения

Центральной темой небольшого стихотворения является природа — ее описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идет по ельнику, протаптывая тропы и ища себе пропитание. Природа мирная, спокойная, и олень — единственный, кто нарушает ее неподвижность. А вот в третьем четверостишии все меняется. В гармонию зверя и леса вмешивается третий фактор — человек.

Оленя, до того естественно передвигавшегося по лесным угодьям, пугает охота. Он вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это словами «он красоту от смерти уносил», подчеркивая, что ничего хорошего зверю от человеческих развлечений ждать не приходится.

Перемена в темпе и характере повествования стремительна, она пугает читателя, заставляет вздрогнуть, оторопеть на мгновение. И при этом симпатию и сочувствие вызывает спугнутый олень и потревоженный ельник, а вовсе не сорвавшаяся охота. Читатель испытывает радость от того, что полный сил олень легко уходит от гончих и людей, остается свободным и живым.

Структурный анализ стихотворения

«Ельник» - произведение короткое, всего 4 строфы, каждая — из одного четверостишия. Рифма перекрестная. В первых двух строфах, подчеркивая величие и спокойствие природы, Бунин почти не употребляет глаголов: они появляются лишь в случае необходимости, описывая движения животного.

В третьей строфе благодаря пропущенному глаголу во фразе «И вдруг — прыжок!» достигается стремительность, внезапность действия. Подчеркивается, что мирная картина леса разрушена, своей охотой человек, травящий благородное животное собаками, попрал природу.

В последней строфе множество эпитетов и восклицаний, что передает радость от успешного спасения оленя.

Данное стихотворение выражает восхищение литератора русской природой и предупреждает о необходимости ее сохранения. Бунин не обвиняет людей напрямую, он вообще не говорит о них ничего, а человек как субъект и вовсе отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту Бунин вызывает сочувствие у читателя и заставляет задуматься о том, стоят ли развлечения потревоженной красоты.

Иван Алексеевич Бунин

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной.
Он красоту от смерти уносил!

Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам. Бунин тонко чувствовал природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью, полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным образом радость бытия соединяется с тоской по истине, добру, настоящей красоте. По тому, чего слишком мало порой оказывается в людях.

Произведение «Густой зеленый ельник у дороги…» датировано 1905 годом. Впервые оно было опубликовано под названием «Олень» в сборнике Бунина «Стихотворения 1903—1906», выпущенном книгоиздательским товариществом «Знание». «Густой зеленый ельник у дороги…» — это не просто описание природы, но и призыв к защите ее от бездумного уничтожения. В первом четверостишии практически нет глаголов, сведено к минимуму движение. Для поэта важнее обозначить место действия (зимний лес, укрытый пушистым снегом) и назвать главного героя (молодой тонконогий олень с тяжелыми рогами). Далее картина конкретизируется, обрастает подробностями. Перед читателями возникает образ гордого красивого животного, которое когда-то неспешно прогуливалось по ельнику, протаптывая тропинки, разыскивая пропитание. Ситуация кардинально меняется в третьем четверостишии, играющем роль кульминационного. Олень почувствовал опасность. Все произошло быстро, неожиданно. Внезапность подчеркивается поэтом при помощи слова «вдруг» и тире: «И вдруг — прыжок!». В четвертой и последней части произведения дается благополучный финал. Животное сумело уйти от охотников, спасти свою красоту от смерти. Бунин восхищается зверем — его стремительностью, силой, легкостью.

Издревле олень считается универсальным благоприятным символом. Он ассоциируется с чистотой, восходом, обновлением, светом, духовностью и созиданием. Наиболее характерные качества животного: грациозность, стремительность, красота. Образ оленя неслучайно появляется в стихотворении Бунина. Посредством него поэту удается продемонстрировать читателям величественность и великолепие северной природы. Из всех лесных зверей именно олень в наибольшей степени подходит в качестве олицетворения красоты и благородства.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо