Классификация машин постоянного тока по способу возбуждения. Способы возбуждения машин постоянного тока

7.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И КОНСТРУКЦИЯ

Два неподвижных полюса N и S создают магнитный поток. В пространстве между полюсами помещается стальной сердечник в виде цилиндра (рис. 7.1.1).

На наружной поверхности цилиндра помещен виток медной проволоки abcd, изолированный от сердечника. Концы его присоединены к двум кольцам, на которые наложены щетки 1 и 2. К щеткам подключена нагрузка zн.
Если вращать сердечник с частотой n в указанном на рисунке направлении, то виток abcd, вращаясь, будет пересекать магнитные силовые линии, на концах его будет наводиться ЭДС. И если к витку подключена нагрузка zн, то потечет и ток. Направление тока определится правилом "правой руки". Из рисунка видно, что направление тока будет от точек b к а и от d к с. Соответственно во внешней цепи ток течет от щетки 1 к щетке 2. Щетку 1, от которой отводится ток во внешнюю цепь, обозначим (+), а щетку 2, через которую ток возвращается в машину обозначим (-). При повороте витка на 180° проводники аb и cd меняются местами, изменяется знак потенциала на щетках 1 и 2 и изменится на обратное направление ток во внешней цепи.
Таким образом, во внешней цепи течет переменный синусоидальный ток (рис. 7.1.2).

Чтобы выпрямить переменный ток, необходимо в машине применить коллектор (рис. 7.1.3).

В простейшем случае это два полукольца и к ним припаиваются концы витков abcd. Полукольца изолирования друг от друга и от вала. При вращении в витке abcd в нем попрежнему возникает переменная ЭДС, но под каждой щеткой будет ЭДС только одного знака: верхняя щетка будет иметь всегда (+), а нижняя - всегда (-).
Кривая тока во внешней цепи будет иметь другую форму (рис. 7.1.4).



Из графика видно, что нижняя полуволна заменена верхней. Если применить не один виток, а два и присоединить их концы к коллекторным пластинам, которых теперь 4, то кривая выпрямленного тока будет иной.
При наличии нескольких витков кривая выпрямленного напряжения будет более сглаженной (рис. 7.1.5).

Машина постоянного тока конструктивно состоит из неподвижной части - статора и вращающейся - ротора. Статор имеет станину, на внутренней поверхности которой крепятся магнитные полюсы с обмотками (рис. 7.1.6).

Ротор машины чаще называется якорем. Он состоит из вала, цилиндрического сердечника, обмотки и коллектора (рис. 7.1.7).

Магнитные полюсы и сердечник якоря набираются из отдельных листов электротехнической стали. Листы покрываются изолированной бумагой или лаком для уменьшения потерь на гистерезис и вихревые токи. Коллектор набирают из медных пластин, имеющих сложную форму (рис. 7.1.8). Пластины друг от друга изолированы специальной теплостойкой прокладкой. Такая же изоляция имеется между коллектором и валом двигателя. Набор коллекторных пластин образует, цилиндр-коллектор.



К внешней поверхности коллектора прилегают токосъемные щетки, которые выполнены из спрессованного медного и угольного порошка.
Щетка помещается в металлическую обойму и прижимается к коллектору пружинами (рис. 7.1.9).

7.2. СПОСОБЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

Возбуждение - это понятие, связанное с созданием основного магнитного поля машины. В машинах с электромагнитным возбуждением основное поле создается обмотками возбуждения. Имеются конструкции, в которых возбуждение создается постоянными магнитами, размещенными на статоре.
Различают четыре схемы включения статорных обмоток: с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением (рис. 7.2.1).



Изображения под пунктами б, в, г на рис. 7.2.1, называются схемами с самовозбуждением. Процесс самовозбуждения происходит за счет остаточной намагниченности полюсов и станины. При вращении якоря в этом, небольшом по величине, магнитном поле (Ф ОСТ = 0,02 0,03 Ф О) индуцируется ЭДС - Е ОСТ.
Поскольку обмотка возбуждения подключена через щетки к якорю, то в ней будет протекать ток. Этот ток усилит магнитное поде полюсов и приведет к увеличению ЭДС якоря. Большая ЭДС вновь увеличит ток возбуждения и произойдет нарастание магнитного потока до полного намагничивания машины.

7.3. ОБМОТКИ ЯКОРЯ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Для работы машины постоянного тока необходимо наличие двух обмоток; обмотки возбуждения и обмотки якоря. Первая, как известно, служит для создания в машине основного магнитного потока, а во второй происходит преобразование энергии.
Обмотка якоря является замкнутой системой проводников, уложенных в пазах.
Элементом якорной обмотки является секция, которая может быть одно - или много витковой. Секция состоит из активных сторон и лобовых частей. При вращении якоря, в каждой из активных сторон индуцируется ЭДС, величина которой равна:

т.е. она зависит от магнитной индукции полюсов ВСР, длины проводника L и скорости его движения V. В реальной машине, будь она генератором или двигателем, в наведении ЭДС участвуют все проводники обмотки якоря.
Величина суммарной ЭДС:

где n - скорость вращения якоря (ротора), об/мин;
Ф - магнитный поток полюсов;
С е - постоянный коэффициент, зависящий от количества витков в секции.
Обмотка якоря может быть петлевой и волновой. Петлевая обмотка, если ее изобразить в развернутом виде, имеет следующий вид (рис. 7.3.1):

Расстояние между активными сторонами одной секции называется первым шагом обмотки - y 1 . Расстояние между началом второй секции и концом первой называется вторым шагом обмотки - у 2 . Расстояние между, началами секций, следующих друг за другом, называется результирующим шагом - у. Шаги обмотки определяются числом пазов.
Расстояние между коллекторными пластинами, куда припаиваются начало и конец, принадлежащие одной секции, называется шагом по коллектору - у к. В петлевой обмотке у к = 1. Шаг ук определяется числом коллекторных пластин.
Развернутая волновая обмотка имеет вид: (рис. 7.3.2).

Форма волновой обмотки отлична от петлевой и, следовательно, будет иное соединение секций.
Однако шаги волновой обмотки имеют общее с петлевой определение.
Шаг по коллектору здесь значительно больше единицы (у к >> 1).

7.4. ЭДС И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ МОМЕНТ ГЕНЕРАТОРА
ПОСТОЯННОГО ТОКА

Как уже отмечалось, ЭДС, наведенная в обмотке вращающегося якоря генератора, пропорциональна магнитному потоку полюсов и частоте его вращения:

Магнитный поток в генераторе, как известно, создается током возбуждения I в.
Если вращать якорь c постоянной частотой n и непрерывно измерять выходную ЭДС Е, то можно построить график Е = f (I в) (рис. 7.4.1).

Эта зависимость называется характеристикой холостого хода. Она строится для режима, когда генератор не имеет внешней нагрузки, т.е. работает вхолостую.
Если подключить к генератору нагрузку, то напряжение на его зажимах будет меньше E на величину падения напряжения в цепи якоря:

Здесь: U - напряжение на зажимах;
Е - ЭДС в режиме х.х.;
I Я - ток якоря;
R Я - сопротивление в цепи якоря.
Падение напряжения в цепи якоря обычно не превышает 2-8 % ЭДС генератора.
Уменьшение напряжения на выходе генератора связано с размагничиванием машины магнитным полем якоря, а также падением напряжения в его обмотках.
В каждой машине постоянного тока имеет место взаимодействие между током якоря I Я и магнитным потоком Ф. В результате на каждый проводник обмотки якоря действует электромагнитная сила:

где В - магнитная индукция,
I Я - ток в обмотке якоря,
L - длина якоря.
Направление действия этой силы определяется правилом левой руки.
Подставим сюда среднее значение магнитной индукции ВСР и величину тока в каждом проводнике обмотки якоря I = I Я / 2 а.
Получим

Электромагнитный момент, действующий на якорь машины, при числе проводников обмотки N:

где - величина, постоянная для данной машины;
d - диаметр якоря;
р - число пар полюсов;
N - число проводников обмотки якоря;
а - число пар параллельных ветвей.
При работе машины в режиме генератора электромагнитный момент действует против вращения якоря, т.е. является тормозным.
Для привода генератора требуется электродвигатель мощность, которого должна покрыть все потери в генераторе:

где Р - полезная электрическая мощность генератора;
D Р Я - потери в обмотке якоря;
D Р В - потери в обмотке возбуждения;
D Р М - потери на намагничивание машины;
D Р МЕХ - механические потери, связанные с трением вращающихся частей.

Коэффициент полезного действия генератора определяется отношением:

У современных генераторов постоянного тока коэффициент полезного действия составляет 90-92 %.

7.5. ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

В соответствии с принципом обратимости машина постоянного тока может работать как в качестве генератора, так и в качестве двигателя. Уравнение ЭДС для двигателя составлено на основании 2-го закона Кирхгофа с учетом направления ЭДС:

Ток в цепи якоря:

В соответствии о формулой Е а = С е Ф n частота вращения определяется выражением:

Подставим значение Е из уравнения U = Е - I Я R Я, получим:

т.е. частота вращения двигателя прямо пропорциональна подведенному напряжению и обратно пропорциональна магнитному потоку возбуждения.
Из этой формулы видно, что возможны пути регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока:
1. Изменением напряжения сети U. Регулируя подаваемое напряжение Uсети можно менять частоту вращения.
2. Включением в цепь якоря добавочного сопротивлению (R " Я = R Я + R ДОБ). Изменяя сопротивление R ДОБ, меняют частоту вращения.
3. Изменением магнитного потока Ф. Машины с постоянными магнитами не регулируются. Машины с электромагнитами позволяют регулировать поток Ф путем изменения тока возбуждения I B .
На рис. 7.5.1. показана схема включения в сеть двигателя постоянного тока.

По закону электромагнитной индукции при прохождении тока по обмотке якоря происходит взаимодействие ее проводников с магнитным полем полюсов. На каждый проводник обмотки будет действовать электромагнитная сила Р эм = В СР LI, пропорциональная магнитной индукции полюсов В, длине проводника L и току I, протекающему по проводнику.
Направление действия этой силы определяется правилом правой руки.
Не повторяя рассуждений, проведенных для генератора постоянного тока, запишем выражение для вращающего момента:

M=C M Ф I Я

где C M - коэффициент пропорциональности.
Вращающий момент у двигателей с независимым и параллельным возбуждением с увеличением нагрузки может как расти, так и уменьшаться, поскольку с ростом потребляемого тока I и размагничивания полюсов, уменьшается магнитный поток Ф.

Двигатели с последовательным возбуждением имеют отличные от вышеприведенных двигателей характеристики.
Из схемы, приведенной на рис. 7.2.1 в, видно, что магнитный поток в машине создается обмоткой возбуждения, включенной последовательно с обмоткой якоря. Следовательно, I B = I Я и выражение для вращающего момента будет иметь вид:

Последняя формула показывает, что чем больше нагрузка на двигатель, тем большим будет вращающий момент. Это обстоятельство делает двигатель с последовательным возбуждением незаменимым на электротранспорте (трамвае, троллейбусе и т.д.).
Реверсирование или изменение направления вращения двигателей постоянного тока может осуществляться изменением полярности тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке возбуждения.

7.6. ЭЛЕКТРОМАШИННЫЕ УСИЛИТЕЛИ

Простейшим усилителем мощности является обычный генератор постоянного тока с независимым возбуждением. Коэффициент усиления машины определяется отношением тока, протекаемого в обмотке якоря, к току возбуждения:

В таком исполнении коэффициент усиления равен порядка 15 - 30.
Усилительную способность генератора можно увеличить, если использовать каскадную схему включения генераторов. В этом случае с выхода первого генератора подключается обмотка возбуждения второго, а выход со второго генератора будет превышать по мощности вход первого в 1000 и более раз.
Каскадная схема применяется редко из-за своей громоздкости и дороговизны.
Чаще используют так называемые электромашинные усилители (ЭМУ). Элек-трическая схема ЭМУ приведена на рис. 7.6.1.



Конструктивно электромашинный усилитель представляет собой коллекторную машину постоянного тока с независимым возбуждением, имеющую два комплекта щеток (продольные 1-1" и поперечные 2-2").
Ток, протекающий по обмотке возбуждения Iв, создает продольный магнитный поток Фd, направленный по оси полюсов машины. При вращении якоря на поперечных щетках 2-2" появляется ЭДС Е 2 = С n Ф d Так как они замкнуты накоротко, то в обмотке якоря появляется большой ток I 2 . Этот ток создает в обмотке якоря сильное поперечное магнитное поле реакции якоря Ф q , неподвижное в пространстве и направленное по оси щеток 2-2". Под действием магнитного потока Ф q в якорной обмотке ме-жду щетками 1-1" возникает ЭДС Е 1 = С n Ф q >>Е 2 , так как Ф q >>Ф d . При подключении к щеткам 1-1" нагрузки R н в цепи потечет ток I я превышающий ток I в в десятки тысяч раз. Электромашинные усилители применяют для автоматического управления мощными электродвигателями.


7.7. ОДНОЯКОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

Для преобразования переменного тока в постоянный, как известно, используют выпрямители. Преобразование постоянного тока в переменный можно осуществить электромашинными преобразователями. Каскад из двух машин: (асинхронный двигатель переменного тока и генератор постоянного тока) вполне решают эту задачу.
Но бывает ситуация, когда необходимо преобразовать постоянный ток низкого напряжения в постоянный ток повышенного напряжения. Делается это в одной комбинированной машине, состоящей из двигателя и генератора постоянного тока с общей магнитной системой. Со стороны низкого напряжения это электродвигатель, а со стороны повышенного напряжения - генератор постоянного тока с независимым возбуждением.
В одних и тех же пазах якоря преобразователя заложены самостоятельные обмотки низкого и повышенного напряжения. Концы обмоток присоединены к соответствующему коллектору (рис. 7.7.1), причем обмотка повышенного, напряжения имеет значительно большее число проводников, чем обмотка низкого напряжения.
Одноякорные преобразователи широко применяются в авиационной технике, а также в общепромышленных установках, где первичным источником постоянного тока является аккумулятор.
Одноякорные преобразователи постоянного тока в трехфазный переменный отличается от рассмотренного тем, что обмотка повышенного напряжения состоит из

трех секций, смещенных друг от друга на 120°. Выводы секционных обмоток припаяны к трем контактным кольцам и с помощью токосъемных щеток переменный ток передается к потребителю.


7.8. ТАХОГЕНЕРАТОРЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Тахогенераторами называют электрические машины малой мощности, работающие в генераторном режиме и служащие для преобразования частоты его вращения в электрический сигнал.
Тахогенераторы постоянного тока по принципу действия и конструктивному оформлению являются электрическими коллекторными машинами.
Выходной характеристикой тахогенератора является зависимость величины на-пряжения на зажимах якоря U я от частоты его вращения n при постоянном магнитном потоке возбуждения Ф и постоянном сопротивлении нагрузки Rнагр
На рис. 7.8.1 показана выходная характеристика тахогенератора при различных R нагр.

7.9. МИКРОДВИГАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Разнообразие изделий детского технического творчества не позволяет остановиться на конкретных решениях.
В структурные композиции любого подвижного объекта почти всегда входит электродвигатель. Именно он преобразует электрическую энергию в механическое движение.
Разновидность электропривода модели в первую очередь зависит от источника питания.
Если модель работает автономно, то, естественно, для нее необходим и автоном-ный источник питания. Это, как правило, электрохимическая батарейка или аккумулятор.
При выборе схемы электропривода необходимо лишь согласовать напряжение электродвигателя с источником питания.
В стационарных установках используется обычная электросеть напряжением 220, 127 В. Для понижения напряжения до безопасного уровня применяются понижающие трансформаторы и иногда выпрямители переменного тока в постоянный.
Такие приборы могут не входить в конструкцию изделия и являются вспомогательными.
Ниже в табл. 7.9.1 приводится техническая характеристика наиболее применяемых в техническом творчестве электродвигателей.



§ 2.5. ГЕНЕРАТОРЫ

Назначение. Микромашины постоянного тока используются в качестве генераторов в различных установках радио- и проводной связи, на самолетах, автомашинах и др. Большое распространение в измерительной и счетно-решающей технике получили тахогенераторы постоянного тока.

Современные электрические станции вырабатывают энергию в форме трехфазного переменного тока. Значительная ее часть используется без преобразования в другие виды энергии. Однако на транспорте, в металлургической промышленности, в телефонной связи, для сварки, в некоторых схемах автоматического регулирования и т. д. необходимо или предпочтительнее использование постоянного тока. В этих случаях для выработки энергии часто используют электромашинные генераторы постоянного тока. Кроме того, генераторы постоянного тока применяют как возбудители синхронных генераторов, для питания радиостанций, электролиза и зарядки аккумуляторных батарей.

Уравнения напряжений и моментов. В обмотке якоря индуктируется э. д. с. Если по обмотке проходит ток I а, то имеет место падение напряжения в сопротивлении r а цепи якоря, которое складывается из сопротивлений щеточного контакта и обмоток: якоря, дополнительных полюсов и компенсационной. В переходных режимах возникает также падение напряжения на индуктивности L a якоря. Согласно второму закону Кирхгофа

где и - напряжение на зажимах якоря.

Это выражение называют уравнением напряжения генератора. Оно показывает, что в любой момент времени э. д. с. генератора уравновешивается напряжением и падением напряжения в якоре.

При вращении якоря, даже в случае холостого хода, имеет место момент сопротивления М 0 вращению, который обуславливается потерями в машине на трение, на вихревые токи и гистерезис. Этот момент называют моментом холостого хода. При нагрузке в результате взаимодействия тока якоря с магнитным потоком генератора возникает тормозной электромагнитный момент М. При всяком нарушении постоянства скорости вращения возникает динамический момент.

где J - момент инерции якоря;

ω - угловая скорость вращения, рад /сек.

В генераторном режиме эти моменты уравновешиваются механическим моментом М мех приводного двигателя:

Это выражение называют уравнением моментов генератора. Уравнение показывает, что в любой момент времени в генераторном режиме механический момент приводного двигателя уравновешивается моментами холостого хода, электромагнитным и динамическим.

Классификация по способу возбуждения. На рис. 2.28 дана классификация электрических машин по способу возбуждения. При электромагнитном возбуждении поток полюсов создается обмотками возбуждения, питаемыми постоянным током. В машинах с независимым возбуждением обмотки возбуждения питаются от постороннего источника тока (рис. 2.29, а). В машинах с самовозбуждением обмотка возбуждения питается током от якоря этой же машины (рис. 2.29, б, в, г ).



Рис. 2.28. Схема классификации электрических машин по способу возбуждения

Самовозбуждение может осуществляться при параллельном соединении с якорем обмотки возбуждения (рис. 2.29, б ), при последовательном соединении (рис. 2.29, в ) и при смешанном (рис. 2.29, г ),



Рис. 2.29. Схемы возбуждения машин постоянного тока:

а - независимое; б - параллельное; в - последовательное; г - компаундное

когда одна обмотка возбуждения соединена параллельно с якорем, а другая последовательно. Машины с таким соединением обмоток соответственно называются машинами параллельного, последовательного и компаундного (смешанного) возбуждения.

Ток независимой и параллельной обмоток возбуждения у машин средних и больших мощностей имеет небольшую величину, не превышающую нескольких процентов, а у микромашин достигает значительной величины - до 30% от тока, идущего через якорь.

В последнее время в связи с улучшением качества магнитожестких материалов, в частности с применением алюминиево-никелевых сплавов, машины малой мощности часто выполняют с возбуждением от постоянных магнитов. Иногда применяется комбинированное возбуждение: электромагнитное и от постоянных магнитов. В этом случае на полюсы магнитной системы, имеющей вставку из постоянных магнитов, надевают обмотки, которые питаются по одной из схем электромагнитного возбуждения.

Машины с постоянными магнитами. Большое распространение получают микромашины с возбуждением от постоянных магнитов. Такие машины постоянного тока называются магнитоэлектрическими. В ряде случаев характеристики этих машин имеют показатели, не уступающие машинам с электромагнитным возбуждением. Машины с постоянными магнитами надежны в работе и хорошо сохраняют первоначальные магнитные характеристики в течение длительного времени. В связи с отсутствием обмотки возбуждения они имеют следующие преимущества: уменьшение расхода цветных металлов, снижение нагрева, веса и габаритов, а также увеличение к. п. д. Их недостатком является невозможность регулировать поток возбуждения.

Важным преимуществом постоянных магнитов является постоянство создаваемого ими магнитного потока, значение которого не зависит от изменения температуры, напряжения и скорости вращения. Особенно большие выгоды от применения постоянных магнитов дает их использование в микромашинах малых мощностей. Например, применение постоянных магнитов в машинах мощностью до 10 вт может в два раза увеличить их к. п. д. и существенно уменьшить габариты. Использование постоянных магнитов в машинах мощностью больше 1 квт нецелесообразно.

В настоящее время в Советском Союзе изготовляются высококачественные магнитные сплавы на основе системы железо - никель - алюминий, в ряде случаев с примесью меди, кремния, кобальта и титана. Эти сплавы обладают большой хрупкостью и плохо поддаются обработке. В последнее время часто постоянные магниты изготовляются прессовкой порошка соответствующего сплава со связующими смолами. Этот метод является наиболее экономичным при массовом производстве магнитов сложной формы, но прессованные магниты имеют несколько худшие магнитные свойства.

Основной характеристикой материала постоянных магнитов служит кривая размагничивания 1 (рис. 2.30), которая является частью петли гистерезиса. Кривая размагничивания показывает зависимость индукции в теле магнита от размагни-

Рис. 2.30. Кривая размагничивания

чивающего действия, которое может создаваться м. д. с. обмотки с током, охватывающей магнитопровод, или падением магнитного потенциала во внешней магнитной цепи. Точка пересечения кривой размагничивания с осью ординат определяет значение остаточной индукции В r , а точка пересечения с осью абсцисс - значение коэрцитивной силы Н с. В современных магнитах В r = 0,5 - 1,5 тл; H с =20 000 - 40 000 а/м.

При полном отсутствии размагничивающего действия (например, постоянный магнит в виде замкнутого кольца) индукция в теле магнита равна В r . Если магнитопровод имеет воздушный зазор или магнитопровод охватывает размагничивающая обмотка, то индукция в теле магнита уменьшается в соответствии с кривой размагничивания. Если размагничивающее действие соответствует напряженности Н с, то магнит полностью размагничивается. Способность магнита создавать магнитное поле во внешнем пространстве характеризуется удельной магнитной энергией А = BH/2.

Если индукция магнита равна В r или напряженность равна Н с, то энергия магнита (кривая 2, рис. 2.30) равна нулю. Кривая 2, характеризующая удельную энергию магнита, имеет максимум BH макс. Чем ближе кривая размагничивания приближается к прямоугольному виду, тем больше максимальная энергия магнита.

На практике стараются создать такой режим работы магнита, чтобы его полезная энергия была бы близка к максимальной. Из-за наличия рассеяния рабочую точку магнита выбирают несколько выше точки максимальной энергии кривой размагничивания.

Если магнит размагнитить до точки К (рис. 2.30), то его свойства, характеризуемые участком КВ r кривой размагничивания, утрачиваются. Если снять вынужденное размагничивание, индукция в теле магнита не восстановится до значения В r . При уменьшении размагничивающего действия увеличение индукции происходит по кривой нового гистерезисного цикла, представляющего собой узкую петлю, которую можно аппроксимировать прямой КС, носящей название линии возврата.

Если при работе машины не происходит размагничивания ниже точки K , то в дальнейшем характеристика состояния постоянного магнита определяется линией возврата КС. При размагничивании до точки К" характеристика магнита определяется линией возврата К"С".

Конструкция машин с постоянными магнитами отличается лишь особенностью устройства магнитной системы, в которой делаются вставки из постоянных магнитов (рис. 2.31). Все остальные конструктивные узлы и детали остаются такими же, как и в машинах с электромагнитным возбуждением. Выбор конструктивной формы



Рис. 2.31. Вставки из постоянных магнитов: а - радиальные; б - скобообразные; в - кольцевые; г - торцовые; д - цилиндрические

магнитопровода в значительной степени определяется свойствами материала вставки из постоянного магнита. Вставки магнитов с высоким значением коэрцитивной силы Н с и малым значением остаточной индукции В r делают короткими с большой площадью поперечного сечения. Наоборот, вставки материала с малой Н с и большим В r делают длинными с малой площадью поперечного сечения.

Для получения хороших качеств постоянного магнита при заливке он должен остывать с большой скоростью (обычно 15-20 град/сек), что не удается получить в магнитах большого объема. Поэтому большие постоянные магниты делаются составными.

Магнитная проницаемость постоянных магнитов в десятки раз меньше, чем обычной электротехнической стали. Это оказывает специфическое влияние на рабочие свойства машины, в частности реакция якоря проявляется значительно слабее.

Характеристика холостого хода. Характеристика холостого хода показывает зависимость э. д. с. Е генератора от тока возбуждения I в при отсутствии нагрузки I а = 0 и постоянной скорости вращения п, т. е. Е = f(I в) при I a = 0, п = const.



Рис. 2.32. Характеристики холостого хода: а - полная; б - практическая

Для того чтобы получить э. д. с. якоря равной нулю, необходимо, чтобы по обмотке возбуждения проходил бы в обратном направлении ток I в , соответствующий абсциссе об. При дальнейшем увеличении отрицательного значения тока I в э. д. с. Е меняет знак (ветвь 2). При уменьшении тока I в значение э. д. с. уменьшается (ветвь 5).

После изменения направления тока в обмотке возбуждения э. д. с. становится положительной и с ростом тока увеличивается (ветвь 4 ). Последнюю ветвь называют восходящей. Характеристика имеет вид петли, вызванной гистерезисом. Средняя линия 5 между ветвями 1 и 4 представляет собой основную или расчетную характеристику холостого хода, аналитическое определение которой рассмотрено в § 1.1. Точка номинальной работы машины к обычно выбирается на колене характеристики.

На практике обычно характеристику холостого хода снимают упрощенным методом от точки остаточного магнетизма а (рис. 2.32,б ) до максимального значения напряжения U макс ≈ 1,25U н и обратно до тока возбуждения I в = 0. Ветвь 2, расположенную

Рис. 2.33. Самовозбуждение генератора параллельного возбуждения

между нисходящей ветвью 1 и восходящей 3, называют практической характеристикой холостого хода. В генераторе параллельного возбуждения нельзя изменять направление тока в обмотке возбуждения (иначе он размагничивается), поэтому представляется возможным снять только практическую характеристику. При холостом ходе в якоре генератора с параллельным возбуждением проходит ток возбуждения I в, он создает некоторую реакцию якоря и падение напряжения в цепи якоря. Однако практически характеристики холостого хода генераторов параллельного и независимого возбуждения совпадают.

При холостом ходе генератора ток в последовательной обмотке возбуждения отсутствует. Поэтому характеристика холостого хода компаундного генератора такая же, как у генератора с параллельным возбуждением.

Самовозбуждение генератора с параллельной обмоткой возбуждения. Генератор параллельного возбуждения может возбуждаться без постороннего источника напряжения. Этот процесс называется самовозбуждением.

Для исследования процесса самовозбуждения необходимо иметь характеристику холостого хода U = f(I в ) и характеристику обмотки возбуждения U в = f в (I в ) = r в I в (рис. 2.33). При вращении якоря невозбужденного генератора в его проводниках вследствие остаточного магнетизма индуктируется остаточная э. д. с. Е ост =0-1. В результате ее действия по обмотке возбуждения проходит ток I в1 , который создает в машине поток. Если этот поток оказывается направленным встречно по отношению к потоку остаточного магнетизма, то машина размагничивается окончательно и самовозбуждения генератора не происходит. Если же поток направлен согласно с потоком остаточного магнетизма, то суммарный поток машины усиливается. В этом случае току возбуждения I в = 1-1" согласно характеристике холостого хода соответствует напряжение U 2 , равное ординате точки 2. Но при напряжении U 2 , согласно характеристике обмотки возбуждения, ток возбуждения увеличивается до значения I в2 . В свою очередь при токе возбуждения I в2 напряжение на якоре увеличивается до U 3 и так далее. В точке А пересечения характеристик холостого хода и обмотки возбуждения

процесс самовозбуждения заканчивается, и на зажимах генератора устанавливается напряжение U A . Этот процесс, рассмотренный как ступенчатый, в действительности проходит плавно.

Таким образом, в результате самовозбуждения напряжение на генераторе повышается от Е ост до U a . Если надо получить напряжение Uто необходимо, чтобы ордината точки пересечения характеристик холостого хода и обмотки возбуждения была бы меньше (например, А"В" <АВ). Для этого надо увеличить угол а наклона характеристики обмотки возбуждения к оси абсцисс. Тангенс угла α определяется из треугольника АОВ.

где m I - масштаб тока, а/мм;

т U - масштаб напряжения, в/мм;

r в - сопротивление цепи обмотки возбуждения, ом.

Из этого выражения видно, что тангенс угла наклона характеристики обмотки возбуждения пропорционален сопротивлению r в. Поэтому для увеличения угла α необходимо увеличить сопротивление r в , что можно осуществить увеличением сопротивления регулировочного реостата в цепи обмотки возбуждения. В результате увеличения r в точка А перемещается в A 1 , и на якоре генератора устанавливается новое напряжение, меньшее U a . При дальнейшем увеличении сопротивления r в угол а растет, а напряжение на якоре генератора уменьшается. При некотором значении сопротивления r вк цепи обмотки возбуждения, которое называется критическим, характеристика обмотки возбуждения OА 2 сливается с начальной частью характеристики холостого хода. Такой угол α кр называется критическим. При значении угла α = α кр самовозбуждения генератора не происходит. Если α>α кр, например характеристика обмотки возбуждения занимает положение ОА 3 , генератор тем более не может возбудиться.

Если необходимо возбудить генератор при α>α кр, то следует увеличить скорость вращения якоря. В этом случае ординаты всех точек характеристики холостого хода возрастают пропорционально скорости вращения и при некотором значении скорости вращения n кр, называемой критической, начальная часть характеристики холостого хода сольется с прямой 0А 3 . При дальнейшем увеличении скорости вращения характеристика холостого хода будет пересекать характеристику обмотки возбуждения ОА 3 и генератор возбудится. Таким образом, для самовозбуждения параллельного генератора необходимо соблюдение следующих условий:

1) наличие остаточного магнетизма;

2) совпадение направления действия потоков обмотки возбуждения и остаточного магнетизма;



Рис. 2.34. Нагрузочные характеристики:

а - генератор с независимым возбуждением; б - сравнение характеристик при одинаковом токе якоря

жения в цепи якоря. Поэтому нагрузочная характеристика располагается ниже характеристики холостого хода. Чем больше ток I а якоря, при котором снята нагрузочная характеристика, тем ниже она смещена (рис. 2.34, а). Обычно снимают несколько характеристик, в том числе при I а = I н .

Нагрузочные характеристики генераторов параллельного и независимого возбуждения обычно практически совпадают, так как в большинстве случаев реакция якоря и падения напряжения, создаваемые проходящим по якорю током возбуждения, невелики.

Последовательная обмотка компаундного генератора соединяется таким образом, что создаваемый ею поток направлен согласно с потоком параллельной обмотки возбуждения. Поэтому нагрузочная характеристика компаундного генератора (кривая 2 на рис. 2.34, б) идет выше, чем у генератора независимого возбуждения (кривая 1). Если последовательная обмотка имеет достаточное число витков, то нагрузочная характеристика может идти даже выше, чем характеристика холостого хода (кривая 3).

Характеристический треугольник. Для оценки влияния реакции якоря и падения напряжения в цепи якоря строят характерис-

Рис. 2.35. Построение характеристического треугольника

тический треугольник абв (рис. 2.35), катеты которого соответствуют: аб - падению напряжения в цепи якоря, бв - току возбуждения, компенсирующему влияние реакции якоря.

Для построения характеристического треугольника необходимо иметь характеристику холостого хода 1 и нагрузочную 2. На нагрузочной характеристике находят точку номинального напряжения а. Для определения э. д. с. генератора вертикально вверх отточки а откладывают отрезок аб =I a R a .

Ордината бд определяет э. д. с. генератора. Для ее создания при номинальном режиме необходимо, чтобы по обмотке возбуждения проходил ток, равный од. Если бы реакции якоря не было, то (согласно характеристике холостого хода) для создания этой э. д. с. потребовался бы ток возбуждения ог. Следовательно, сторона характеристического треугольника бв= од - ог соответствует току возбуждения, компенсирующему размагничивающее действие реакции якоря. Прямоугольный треугольник абв называется характеристическим. Характеристический треугольник, построенный для того же значения тока якоря при более высоком напряжении U (например, треугольник а"б"в"), оказывается не равным треугольнику абв. Действительно, сторона треугольника, соответствующая падению напряжения, а"б" = аб, но сторона, соответствующая реакции якоря, б"в" > бв. Это объясняется тем, что при насыщении машины увеличивается размагничивающее действие поперечной реакции якоря.

Внешние характеристики. Внешняя характеристика показывает зависимость напряжения U якоря от тока 1 а якоря в случае, если сопротивление r в регулировочного реостата в цепи обмотки возбуждения и скорость вращения п остаются неизменными, т. е. U = f (I a) при r в = const и п = const.

В генераторе с независимым возбуждением напряжение на обмотке возбуждения сохраняется постоянным, и внешняя характеристика может быть определена как U = f(I a) при I в = const и п = const.

При увеличении тока I а возрастают падение напряжения в якоре и реакция якоря, вследствие чего уменьшается напряжение U на зажимах генератора (рис. 2.36, а). Внешняя характеристика может

быть снята при уменьшении тока нагрузки (кривая 1) или при его увеличении (кривая 2 ). В первом случае ток возбуждения устанавливается таким образом, чтобы при номинальном токе якоря напряжение U = U н , а во втором - чтобы при холостом ходе Е 0 = U н . На рис. 2.36, а стрелками показано направление, в котором снимаются характеристики. Обычно внешние характеристики снимают при уменьшении тока нагрузки.

Снижение напряжения на якоре генератора параллельного возбуждения уменьшает ток I в возбуждения, так как на-



Рис. 2.36. Внешние характеристики: а - характеристики генератора с независимым возбуждением; б - характеристики генераторов с различной системой возбуждения

пряжение на обмотках якоря и возбуждения одинаково. Уменьшение тока I в ведет к добавочному снижению напряжения U. Поэтому внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения 2 (рис. 2.36, б ) идет ниже, чем характеристика 3 генератора с независимым возбуждением. При снятии внешней характеристики ток I а увеличивают путем уменьшения сопротивления нагрузочного реостата в цепи якоря.

На величину тока якоря I а генератора параллельного возбуждения оказывает влияние как уменьшение нагрузочного сопротивления, так и уменьшение тока I в. Пока сталь насыщена, преобладающее значение имеет первый фактор. При размагничивании машины начинает преобладать второй фактор. Поэтому при уменьшении нагрузочного сопротивления ток якоря растет лишь до критического значения I кр, обычно превышающего I н в два - два с половиной раза. После этого, несмотря на дальнейшее понижение нагрузочного сопротивления, ток якоря I а уменьшается (на рис. 2.36, б рта часть характеристики 2 показана пунктиром).

Изменение напряжения генератора при переходе от номинального режима к холостому ходу называется номинальным изменением напряжения и обозначается

где U 0 - напряжение при холостом ходе генератора, равное его э. д. с. Е 0 .

Обычно ΔU = 5-10% для генераторов независимого возбуждения и 10-15% -для генераторов параллельного возбуждения.

Большой интерес представляет внешняя характеристика компаундного генератора. Его последовательная обмотка возбуждения в значительной степени компенсирует реакцию якоря и падение напряжения в цепи якоря. Поэтому с изменением нагрузки напряжение якоря компаундного генератора может в определенных пределах автоматически поддерживаться приблизительно постоянным (кривая 4). Часто последовательную обмотку возбуждения проектируют таким образом, чтобы генератор при холостом ходе и при номинальной нагрузке имел номинальное напряжение (кривая 4 ). Такой генератор называется нормально компаундированным. В некоторых случаях необходимо поддерживать постоянным напряжение не на зажимах якоря, а в конце линии. Так как в линии имеет место падение напряжения, то при номинальной нагрузке на зажимах якоря напряжение должно быть выше номинального (кривая 5), для этого увеличивают число витков последовательной обмотки возбуждения.

В сварочных генераторах последовательная обмотка возбуждения соединяется таким образом, что ее м. д. с. направлена встречно по отношению к м. д. с. параллельной или независимой обмотки возбуждения. В этом случае внешняя характеристика имеет резко падающий характер (кривая 1).

Регулировочные характеристики. Регулировочная характеристика показывает, как должен меняться ток I в возбуждения, чтобы при изменении тока I а нагрузки сохранялось бы постоянным напряжение U якоря при неизменной скорости вращения п, т. е. I в = f(I a ), при U = const и п= const.

Напряжение генератора с независимым возбуждением падает при увеличении тока нагрузки (внешняя характеристика, рис. 2. 36, а ). Поэтому для поддержания напряжения необходимо с ростом нагрузки увеличить ток возбуждения (кривая 1, рис. 2.37). Регулировочная характеристика генератора параллельного возбуждения имеет точно такой же вид, как и независимого.

Согласно внешним характеристикам 4 и 5 компаундного генератора (рис. 2.36, б), при увеличении тока нагрузки I а напряжение U генератора в некотором интервале возрастает, а затем начинает падать. Для поддержания неизменным напряжения U регулировочная характеристика тока I в параллельной обмотки возбуждения должна иметь характер, обратный внешней характеристике. Поэтому регулировочная характеристика 2 (рис. 2.37) имеет вначале падающий, а затем возрастающий характер.

Регулировочная характеристика 3 компаундного генератора с усиленной последовательной обмоткой имеет более падающий характер.

Характеристики нагрузочная, внешняя и регулировочная называются рабочими.

Характеристики генератора последовательного возбуждения. В генераторе последовательного возбуждения ток якоря является током возбуждения, т. е. I в = I а = I (см. рис. 2.29, в). Поэтому характеристику холостого хода, нагрузочную и регулировочную снять нельзя. Их можно снять по схеме независимого возбуждения. В генераторе последовательного возбуждения имеются лишь две переменные U и I а . Поэтому генератор имеет только внешнюю

Рис. 2.37 Регулировочные характеристики

Рис. 2.38. Внешняя характеристика генератора с последовательным возбуждением



С целью сохранения величины потока при изменений режима тахогенераторов их выполняют с независимым возбуждением или с возбуждением от постоянных магнитов. Для уменьшения амплитуды пульсации коллектор выполняют с большим числом пластин, чем в генераторах общего применения.

Зависимость напряжения на выходе тахогенератора от скорости вращения при постоянном сопротивлении нагрузки называется выходной характеристикой тахогенератора. От тахогенератора требуется возможно большая линейность выходной характеристики.

Выделяя в уравнении напряжения генератора (2.19) падение напряжения ΔU щ в щеточных контактах, получаем выражение напряжения тахогенератора для установившегося режима



Коэффициент k, который является тангенсом угла а наклона выходной характеристики к оси абсцисс (рис. 2.39), называют крутизной выходного напряжения.

Обычно крутизну определяют числом вольт выходного нап-

Рис. 2.39. Влияние сопротивления переходного контакта на выходную характеристику тахогенератора

ряжения на 1000 об/мин. В маломощных тахогенераторах, предназначенных для специальных схем, крутизна составляет 3-5 в на 1000 об/мин, в тахогенераторах общего применения50-100 в.

Из выражения (2.22) следует, что крутизна выходного напряжения тахогенератора зависит от величины нагрузочного сопротивления R н усилителя или вольтметра, на которое замыкаются щетки тахогенератора.

Реакция якоря тахогенератора уменьшает поток Ф, в результате чего, согласно (2.22), выходные характеристики тахогенератора имеют меньшую крутизну и при изменении тока становятся нелинейными. При увеличении нагрузочного сопротивления R н линейность выходной характеристики и крутизна возрастают (рис. 2.40, пунктир).

Выражение (2.21) показывает, что вследствие падения напряжения под щетками выходная характеристика тахогенератора сдвигается вниз на величину ΔU" щ (рис. 2.39). В результате появляется мертвая зона оа, в пределах которой вращающийся тахогенератор не дает напряжения. Для уменьшения падения напряжения в щеточном контакте выбирают самые мягкие щетки с наименьшим переходным сопротивлением. В некоторых случаях применяют металлические щетки с серебряными напайками в местах соприкосновения с коллектором. Этим достигается резкое уменьшение смещения выходной характеристики.

Сопротивление обмотки возбуждения и, как следствие этого, ток возбуждения I в весьма значительно изменяются с повышением

Рис. 2.40. Выходные характеристики тахогенератора при разных сопротивлениях вольтметра: 1 - сопротивление вольтметра 10 000 ом; 2 - сопротивление вольтметра 5 000 ом; 3 - сопротивление вольтметра 2 000 ом

Рис. 2.41. Конструктивная схема двухколлекторного радиогенератора

Рис. 2.42. Конструктивная схема двухякорного радиогенератора

температуры. Это ведет к изменению выходной э. д. с. Тахогенераторы с постоянными магнитами значительно менее чувствительны к изменению температуры. Для уменьшения влияния температуры на точность измерений тахогенератора при независимом электромагнитном возбуждении магнитную систему делают сильно насыщенной.

Электродвижущая сила тахогенератора пропорциональна скорости вращения, которая представляет собой производную угла по времени. Это дает возможность использовать тахогенераторы для электрического дифференцирования в счетно-решающих устройствах, а также для получения ускоряющих и замедляющих сигналов, которые являются производными по времени от соответствующих координат, задаваемых схемами автоматики.

Радиогенераторы. На радиостанциях используются два напряжения постоянного тока: низкое (обычно 15 в) для питания накала электронных ламп и высокое (обычно 750- 1500 в ) для питания анодных и сеточных цепей ламп.

Генераторы для питания радиостанций мощностью до 1 квт выполняются двухколлекторными (рис. 2.41) с двумя независимыми якорными обмотками на разные напряжения, которые расположены в общих пазах. Радиогенераторы мощностью более 1 квт выполняются с двумя отдельными якорями и магнитными системами, расположенными в общем корпусе (рис. 2.42). Генераторы имеют двухили четырехполюсное исполнение, выполняются закрытыми и обязательно имеют защитные от радиопомех фильтры и экранирование.

Обмотка возбуждения генераторов присоединяется параллельно к цепи якоря низкого напряжения. Таким образом, по отношению к цепи низкого напряжения радиогенератор является генератором с параллельным возбуждением, а по отношению к цепи высокого напряжения - генератором с независимым возбуждением. Таким образом, при изменении напряжения цепи низкого напряжения изменяется ток возбуждения, что в свою очередь оказывает влияние на величину высокого напряжения. Регулирование напряжения осуществляется изменением сопротивления реостата в цепи возбуждения.

Радиогенераторы обычно приводятся во вращение двигателями внутреннего сгорания.

Для переносных радиостанций и для аварийных режимов используются радиогенераторы с ручным или с ножным приводом через редуктор.

1. Какие системы возбуждения имеют генераторы постоянного тока? Какими преимуществами обладает компаундный генератор? Почему внешняя характеристика генератора параллельного возбуждения имеет более падающий характер, чем генератора независимого возбуждения? В одинаковой ли степени опасно короткое замыкание для генераторов независимого и параллельного возбуждения?

2. Частью какой кривой является кривая размагничивания постоянного магнита? Какое влияние может оказать реакция якоря на постоянный магнит? В каком случае восстанавливается и в каком случае не восстанавливается индукция постоянного магнита после его размагничивания?

3. Может ли быть значение индукции находящегося в машине постоянного магнита равно В r ? Как влияет воздушный зазор на характеристики постоянного магнита?

4. Может ли иметь место самовозбуждение у полностью размагниченного генератора? Чем отличается тахогенератор от обычного генератора постоянного тока? Может ли обычный генератор работать как тахогенератор и наоборот? Почему тахогенератор не выполняют с самовозбуждением? Какие преимущества и недостатки имеют тахогенераторы с независимым возбуждением и с возбуждением от постоянных магнитов?

5. Почему в тахогенераторе нарушается линейная зависимость между выходным напряжением и скоростью вращения? Как влияет величина нагрузочного сопротивления на выходную характеристику тахогенератора? Чем обусловлено наличие зоны нечувствительности? Каким образом при помощи тахогенератора может быть осуществлено дифференцирование углового или линейного перемещения?

6. Какие конструктивные особенности имеют радиогенераторы? Какую систему возбуждения имеют радиогенераторы?

Для работы электрической машины необходимо наличие маг­нитного поля. В большинстве машин постоянного тока это поле создается обмоткой возбуждения, питаемой постоянным током. Свойства машин постоянного тока в значительной степени опре­деляются способом включения обмотки возбуждения, т. е. спосо­бом возбуждения.

По способам возбуждения машины постоянного тока можно классифицировать следующим образом:

машины независимого возбуждения , в которых обмотка возбуждения (ОВ) питается постоянным током от источ­ника, электрически не связанного с обмоткой якоря (рис. 11, а );

машины параллельного возбуждения , в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно (рис. 11, б );

машины последовательного возбуждения (обыч­но применяемые в качестве двигателей), в которых обмотка воз­буждения и обмотка якоря соединены последовательно (рис. 11, в );

машины смешанного возбуждения , в которых имеются две обмотки возбуждения – параллельная ОВ1 и после­довательная ОВ2 (рис. 11, г );

машины с возбуждением постоянными маг­нитами (рис. 11, д ).

Все указанные машины (кроме последних) относятся к маши­нам с электромагнитным возбуждением , так как маг­нитное поле в них соз­дается электрическим током, проходящим в обмотке возбуждения.

Рис. 11. Способы возбуждения машин по­стоянного тока

Начала и концы обмоток машин по­стоянного тока со­гласно ГОСТу обо­значаются: обмотка якоря – Я1 и Я2, об­мотка добавочных полюсов – Д1 и Д2, компенсационная обмотка – К1 и К2, обмотка возбуждения независимая – Ml и М2, обмотка возбуждения параллельная (шунтовая) – Ш1 и Ш2, обмотка возбуждения последовательная (сериесная) – С1 и С2.

Контрольные вопросы

1. Какие участки содержит магнитная цепь машины постоянного тока?

2. В чем сущность явления реакции якоря машины постоянного тока?

3. Почему МДС якоря, действующая по поперечной оси, вызывает размагничи­вание машины по продольной оси?

4. Как учитывается размагничивающее действие реакции якоря при расчете числа витков полюсной катушки обмотки возбуждения?

5. С какой целью компенсационную обмотку включают последовательно с об­моткой якоря?

6. Почему с увеличением воздушного зазора ослабляется размагничивающее влияние реакции якоря?

7. Какие способы возбуждения применяют в машинах постоянного тока?

8. Что называется коммутацией в М.П.Т?

9. Способы улучшения коммутации?

Лекция № 4

Генераторы постоянного тока и их основные характеристики

Основные понятия

В процессе работы генератора постоянного тока в обмотке якоря индуцируется ЭДС Е а. При подключении к генератору нагрузки в цепи яко­ря возникает ток, а на выводах генератора устанав­ливается напряжение, определяемое уравнением на­пряжений для цепи якоря генератора:

(28.1)

– сумма сопротивлений всех участков цепи якоря: обмотки якоря r а, обмотки добавочных полюсов r д, компенсационной обмотки r к.о, последовательной обмотки возбуждения r с и переходного щеточного контакта r щ.

Якорь генератора приводится во вращение при­водным двигателем, который создает на валу гене­ратора вращающий момент М 1 . Если генератор ра­ботает в режиме х.х. (I a = 0), то для вращения его якоря нужен сравнительно небольшой момент холо­стого хода M 0 . Этот момент обусловлен тормозными моментами, возникающими в генераторе при его работе в режиме х.х.: моментами от сил трения и вихревых токов в якоре.

При работе нагруженного генератора в проводах обмотки якоря появляется ток, который, взаимодей­ствуя с магнитным полем возбуждения, создает на якоре электромагнитный момент М . В генераторе этот момент направлен встречно вра­щающему моменту приводного двигателя ПД (рис. 12), т. е. он является нагрузочным (тормозящим).

При неизменной частоте вращения (n=const ) вра­щающий момент приводного двигателя М 1 уравнове­шивается суммой противодействующих моментов: мо­ментом х.х. М 0 и электромагнитным моментом М, т. е.

M 1 = M 0 + M.(28.3)

Выражение (28.3) – уравнение моментов для генератора при n = const. Умножив члены уравнения (28.3) на угловую скорость вращения якоря w, получим уравнение мощностей:

Р 1 =Р 0 + Р эм, (28.4)

где Р 1 = М 1 w – подводимая от приводного двигателя к генератору мощность (меха­ническая); Р 0 = М 0 w – мощ­ность х.х., т.е. мощность, подводимая к генератору в режиме х.х. (при отключен­ной нагрузке); Р эм = Мw – электромагнитная мощность генератора.

Рис. 12. Моменты, действующие в генераторе постоянного тока.

Согласно (25.27), получим

Р эм = Е а I а

или с учетом (28.1)

где P 2 – полезная мощность генератора (электрическая), т. е. мощ­ность, отдаваемая генератором нагрузке; Р эа – мощность потерь на нагрев обмоток и щеточного контакта в цепи якоря.

Учитывая потери на возбуждение генератора Р э.в ,получим уравнение мощностей для генератора постоянного тока:

P 1 = P 2 + P 0 + P эа + P э.в (28.6)

Следовательно, механическая мощность, развиваемая при­водным двигателем Р 1 , преобразуется в генераторе в полезную электрическую мощность Р 2 , передаваемую нагрузке, и мощ­ность, затрачиваемую на покрытие потерь (Р 0 +Р эа + Р э.в ).

Так как генераторы обычно работают при неизменной частоте вращения, то их характеристики рассматривают при условии n = const. Рассмотрим основные характеристики генераторов посто­янного тока.

Характеристика холостого хода – зависимость напряжения на выходе генератора в режиме х.х. U 0 от тока возбуждения I в :

U 0 = ¦ (I в) при I = 0 и n = const.

Нагрузочная характеристика – зависимость напряжения на выходе генератора U при работе с нагрузкой от тока возбу­ждения I в :

U = ¦ (I в) при I = 0 и n = const.

Внешняя характеристика – зависимость напряжения на вы­ходе генератора U от тока нагрузки I :

U = ¦(I в) при r рг = const и n = const,

где r рг – регулировочное сопротивление в цепи обмотки возбуж­дения.

Регулировочная характеристика – зависимость тока возбуж­дения I в от тока нагрузки I при неизменном напряжении на выходе генератора:

I в = ¦(I) при U= const и n = const.

Вид перечисленных характеристик определяет рабочие свой­ства генераторов постоянного тока.

(МПТ) - это общий термин, объединяющий генераторы (ГПТ) и двигатели (ДПТ). Как правило, говоря об МПТ, имеют в виду биполярные машины, у которых имеются чередующиеся «северные» и «южные» магнитные полюсы возбуждения и механический или электронный коммутатор тока вращающейся обмотки якоря с одним единственным кольцевым полюсом (в отличие от униполярных машин). Мы также будем придерживаться этого принципа.

Классификация МПТ

В электромашиностроении и теории электромашин принято разделять МПТ на устройства с явно и с неявно выраженными полюсами возбуждения, с цилиндрической или многогранной станиной, с возбуждением постоянным током или постоянными магнитами, с механическим коммутатором-коллектором на якоре или бесконтактные. Назначение машин постоянного тока разделяет их на общепромышленные и специализированные. Среди последних можно назвать, например, тяговые ДПТ, используемые в рельсовом транспорте. Выделяются также металлургические ДПТ, в особенности двигатели для прокатных станов и т. д.

Как известно, обмотки машин постоянного тока разделяются на обмотки возбуждения (ОВ) и якоря (ОЯ). Первые служат для возбуждения магнитного поля устройства, а вторые - для отбора мощности от питающей электросети в режиме двигателя или для питания электрической нагрузки в режиме генератора. Существуют еще и обмотки дополнительных полюсов, используемые для облегчения процесса коммутации.

Электрические машины постоянного тока независимо от того, являются ли они генераторами или двигателями, могут быть классифицированы на основе схем соединения их обмоток возбуждения и якоря. Они могут составлять единую электрическую цепь или же вообще не иметь электрической связи (независимое возбуждение). Этот принцип классификации делит МПТ на два основных типа. Вы поймете дальнейшую их классификацию из представленной ниже схемы.

Устройство машины постоянного тока

ГПТ может использоваться как ДПТ без каких-либо конструктивных изменений. Конечно, промышленностью выпускаются машины, предназначенные для работы в качестве двигателей, и машины, являющиеся генераторами. Однако отличия между ними состоят в конструкции отдельных частей, и на этапе общего ознакомления могут быть проигнорированы. Следовательно, далее будем рассматривать устройство машины постоянного тока в общем, без привязки к режиму ее работы.

Ниже на рисунке показан поперечный разрез простой МПТ с двумя парами явно выраженных полюсов. Конструкция ее содержит две основные части: статор и якорь. Рассмотрим, из каких деталей они состоят.

Статор содержит станину, а также главные и находящиеся между ними дополнительные полюсы (на рисунке не показаны).

Станина - это внешняя конструктивная оболочка МПТ. Она бывает литой из чугуна (у машин старых конструкций) или сварной из толстого листа стали. Станина механически прочно скрепляет всю сборку МПТ. Кроме того, она служит магнитопроводом для магнитного потока, производимого главными полюсами.

Последние прикреплены к станине с помощью винтов или сварки. Основное их назначение - нести катушки обмотки возбуждения, намотанные на них и соединенные последовательно между собой таким образом, чтобы магнитная полярность полюсов чередовалась, т. е. после «северного» полюса следовал бы «южный» и т. д.

Полюсные наконечники (башмаки), являющиеся расширением главных полюсов, служат двум целям: для предотвращения соскальзывания катушек и для равномерного распределения поля возбуждения на большей части окружности воздушного зазора.

Якорь машины постоянного тока состоит из сердечника с обмоткой, втулки и вала. Сердечник - это стальной каркас цилиндрической формы, сложенный из тонких электрических листов стали, покрытых с обеих сторон электроизоляционным лаком. Это делается для предотвращения появления вихревых токов, стремящихся замкнуться в толще сердечника. В пазах его уложены секции петлевой или волновой обмотки якоря, коллектор машины постоянного тока и щетки. Обмотку якоря нужно присоединить к внешней электросети постоянного тока. Но нельзя непосредственно соединить выводы обмотки с сетевым вводом, потому что она вращается. Поэтому между сетью и обмоткой якоря установлен коммутатор-коллектор, представляющий собой множество изолированных друг от друга пластин из меди, образующих внешнюю цилиндрическую поверхность, разделенную изоляционными дорожками. Неподвижные контактные щетки скользят по ней, когда якорь с коллектором вращаются. Таким образом неподвижные щетки физически соприкасаются с вращающейся обмоткой якоря, а с их помощью уже можно выполнить подключение к внешней сети машины постоянного тока.

Развитие конструкций МПТ

Первые промышленные образцы МПТ появились в 70-х гг. 19 в. Поначалу они имели кольцевой якорь с тороидальной (граммовской) обмоткой. После изобретения барабанного якоря они приобрели законченный вид, примерно соответствующий вышеприведенному рисунку. Однако конструкция машин постоянного тока во второй половине 20 в. претерпела довольно сильные изменения. Прежде всего они коснулись статора. Вместо явно выраженных главных полюсов стали применять неявнополюсную конструкцию. В ней сосредоточенную катушку возбуждения каждого главного полюса заменили несколько меньшие по размерам катушки, расположенные в пазах шихтованного статора, который имеет прямоугольную или многогранную форму, как на рисунке ниже. В тех же пазах статора размещают и компенсационную обмотку, о которой будет сказано далее. В результате конструкция машин постоянного тока стала намного легче.

В связи с развитием управляемого асинхронного электропривода некоторые специалисты высказывают мнение о скором вытеснении асинхронными двигателями ДПТ из традиционных для них областей применения, таких как тяговый электропривод или привод металлургических механизмов. Однако пока еще рано говорить об этом как о свершившемся факте.

Общий принцип образования обмотки якоря

Любая из обмоток якоря является замкнутой сама на себя непрерывной электрической цепью, состоящей из последовательно соединенных секций (катушек). В простейшем случае секция может представлять просто один виток с двумя пазовыми проводниками или же быть многовитковой. Пазовые стороны секции всегда разнесены на расстояние, чуть меньшее полюсного деления - части окружности якоря, приходящейся на один главный полюс. Поэтому они в каждой из секций всегда находятся под главными полюсами противоположной полярности. В единую замкнутую цепь секции соединяются на пластинах коллектора. Способ же этого соединения и определяет тип обмотки. Рисунок ниже поясняет принцип образования обмотки якоря машины постоянного тока из шести многовитковых секций, соединяемых на пластинах коллектора.

В положении, показанном на рисунке, щетки разделяют обмотку якоря на две параллельные ветви: верхнюю, в которую входят секции L 1, L 2 , L 3 , и нижнюю, состоящую из секций L 4 , L 5 , L 6 . Число таких ветвей зависит от типа обмотки якоря, но оно всегда четное и не может быть меньше двух.

Петлевые и волновые обмотки якоря

Это два основных типа обмоток, каждый из которых имеет несколько разновидностей. Мы рассмотрим их простейшие варианты. Слева на рисунке ниже показана форма секций, из которых состоит простая петлевая обмотка якоря машин постоянного тока. Как можно увидеть, такая же форма секций характерна для волновой обмотки.

В первом варианте один (начальный, стартовый) вывод каждой двухвитковой секции подключен к i-й пластине коллектора, а второй (конечный, завершающий) вывод соединен на соседней (i+1)-й пластине коллектора с начальным выводом следующей секции (см. рисунок выше). Таким образом, выводы каждой секции присоединены к двум рядом расположенным пластинам, а сама секция, состоящая из двух пазовых сторон и двух лобовых частей по форме напоминает петлю (отсюда и название обмотки).

Секция волновой обмотки имеет выводы, присоединенные не к соседним пластинам коллектора, а к разнесенным на определенный шаг, называемый шагом обмотки по коллектору у к. Для простой петлевой обмотки у к =1, а для простой волновой - у к =(К±1)/р, где К - число пластин коллектора, р- число пар главных полюсов. Как видно из рисунка, вследствие такого способа соединения секции приобретают форму, похожую на полуволну синусоиды, что и обусловило название обмотки.

Принцип действия в режиме генератора

Согласно первоначальной трактовке явления электромагнитной индукции в движущемся проводнике, данной еще Фарадеем, когда он пересекает при движении силовые линии магнитного поля, в нем наводится ЭДС. Следуя этому принципу, можно объяснить причину наведения ЭДС в активных проводниках (тех, что уложены в пазы) обмотки якоря МПТ. Действительно, они движутся под главными полюсами, пересекая при этом линии поля. Поскольку последние непрерывны, каждый проводник якоря независимо от того, расположен ли он на его поверхности (так было в первых конструкциях МПТ) или в пазах, пройдя под полюсом, пересечет все исходящие из его наконечника линии поля. Направление действия индуцированной в проводнике ЭДС можно определить, применяя правило правой руки, которое иллюстрирует рисунок ниже.

Пазовые проводники якоря попарно входят в состав витков катушек его обмотки. Сумма ЭДС витков дает ЭДС катушки. Неподвижные щетки делят всю обмотку якоря на несколько (минимум две) параллельных ветвей. Сумма ЭДС всех катушек, входящих в параллельную ветвь, дает ЭДС всей обмотки якоря МПТ. Таким образом, принцип действия машин постоянного тока при работе генератором можно сформулировать так: якорь возбужденной машины вращается приводным двигателем, в его обмотке наводится ЭДС, которая вызывает протекание постоянного тока якоря в замкнутой электроцепи, включающей обмотку, коллектор, щетки и внешнюю сеть с нагрузкой.

При наличии тока якоря на него начинает действовать тормозящий электромагнитный момент. Он создает нагрузку для приводного двигателя. Чем больше электрическая мощность нагрузки генератора, тем сильнее тормозится его якорь и тем выше нагрузка приводного двигателя. При этом согласно закона сохранения энергии в последнем расходуется столько топлива на приведение якоря генератора во вращение, чтобы высвобожденная при его сгорании химическая энергия за вычетом энергетических потерь в двигателе и генераторе равнялась бы энергии, отбираемой электрической нагрузкой от машины постоянного тока.

Устройство и принцип действия в режиме двигателя

В этом режиме ток якоря подается в его обмотку от питающей электросети при пуске. На пазовые проводники якоря с током, находящиеся под главными полюсами, действуют силы Ампера. Направление их определяется по правилу левой руки, которое иллюстрирует рисунок ниже. Их сумма создает вращающий электромагнитный момент якоря (в отличие от тормозящего в режиме генератора), и он приходит во вращение.

Но во вращающихся пазовых проводниках, как и в генераторном режиме, наводятся ЭДС, которые дают суммарную ЭДС обмотки якоря. Она действует встречно напряжению питающей сети, частично уравновешивая его. Так выглядит принцип действия машин постоянного тока при работе двигателя. При этом согласно закона сохранения энергии от питающей электросети двигателем отбирается столько электроэнергии, сколько требуется механической энергии для приведения в движение присоединенного механизма с учетом энергетических потерь (электрических и механических). Иначе говоря, чем сильнее нагружен двигатель механически, т. е. чем больше вес и момент инерции приводимых им в движение механизмов или чем больше момент сопротивления среды, препятствующий их движению, тем большее количество электроэнергии потребляется двигателем от сети.

О физическом механизме наведения ЭДС в проводниках обмотки якоря МПТ

Следует отметить, что физикам-теоретикам не нравится вышеприведенный (и популярный в технической литературе) физический механизм наведения ЭДС, т. к. силовые линии магнитного поля - это всего лишь умозрительный образ, придуманный Фарадеем для его описания. Никаких подтверждений действительного существования их как реальных физических объектов не существует.

Альтернативным механизмом наведения ЭДС в движущемся пазовом проводнике обмотки якоря МПТ является воздействие на электроны внутри него силы Лоренца, пропорциональной магнитной индукции в месте расположения проводника. Однако и здесь имеется противоречие, заключающееся в том, что внутри пазов якоря магнитная индукция исчезающе мала, а на величине ЭДС проводников это не сказывается. Поэтому вместо индукции в пазе в формулу подставляют индукцию в воздушном зазоре, что, конечно же, неправильно, но дает результат, близкий к наблюдаемому на практике.

Выходом из данной коллизии является переход к описанию магнитного поля не посредством вектора магнитной индукции, а при помощи векторного магнитного потенциала. Активным сторонником такого подхода был выдающийся русский электротехник К. М. Поливанов. Более подробно с этой проблемой можно познакомиться в работах автора.

Магнитное поле МПТ при нагрузке

В нагруженной МПТ имеется два вида магнитных потоков: поток ОВ и поток ОЯ, создаваемые токами этих обмоток. Силовые линии первого из них направлены вдоль осей пары полюсов, через которые он замыкается, как это показано на фигуре 1 на рисунке ниже. Такой поток возбуждения называется продольным. Если полюсов в МПТ больше двух, то в воздушном зазоре под наконечником каждого из них это поле также является продольным.

Силовые линии потока ОЯ замыкаются поперек оси полюсов, поэтому применительно к МПТ говорят о поперечном поле якоря, которое показано на фигуре 2 на том же рисунке.

Поток якоря суммируется с потоком возбуждения, образуя результирующий поток. В этом проявляется реакция якоря машины постоянного тока, заключающаяся в воздействии поперечного поля на продольное поле возбуждения, силовые линии которого при этом искажаются, сгущаясь возле одного края полюса и разреживаясь возле другого. В ГПТ сгущение силовых линий поля, т. е. его усиление относительно поля возбуждения, происходит под набегающим на якорь краем полюса, а в ДПТ - под сбегающим, как показано на фигуре 3.

Побочные следствия реакции якоря

Вследствие явления магнитного насыщения стали результирующее поле под краем полюса, где оно усиливается, не может увеличиться в той же степени, в которой ослабляется под противоположным краем. Поэтому результатом данного эффекта является общее снижение магнитного поля нагруженной машины. В случае генератора ослабление поля уменьшает генерируемое напряжение.

Реакция якоря машины постоянного тока искажает пространственную картину силовых линий поля, следовательно, изменяется положение магнитной нейтрали (МН) - в двухполюсной МПТ она перпендикулярна силовым линиям потока возбуждения и совпадает с геометрической нейтралью ГН. Щетки должны быть размещены на МН, в противном случае это приведет к искрению под ними. Таким образом, в связи с реакцией якоря трудно определить точное положение МН. Впрочем, для этого существуют апробированные на практике способы.

Вторым негативным следствием данного эффекта, которое существенно ухудшает эксплуатационные характеристики машины постоянного тока, является повышение максимального напряжения между рядом расположенными пластинами. Посмотрите еще раз на схему простой петлевой обмотки. Если стороны некоторой ее секции находятся одновременно под краями двух соседних разноименных главных полюсов с увеличенным из-за реакции якоря полем, то индуктируемое в этой секции напряжение, а следовательно, и напряжение между парой соседних пластин коллектора может существенно превысить его величину, когда реакция якоря отсутствует, т. е. при холостом ходе. Причем такое превышение наступает обычно сразу на нескольких участках коллектора, расположенных в зонах увеличенного поля. В результате может возникнуть такое явление, как круговой огонь на коллекторе, которое может его полностью разрушить. Поэтому без специальных конструктивных способов подавления реакции якоря работа машины постоянного тока, имеющей среднюю и большую мощность, практически невозможна.

Способы борьбы с реакцией якоря

Наиболее простым и первым из появившихся способов стало увеличение воздушного зазора от середины к краям наконечников полюсов, т. е. выполнение расходящегося зазора. При этом увеличивалось магнитное сопротивление потоку реакции якоря, и воздействие его на поле возбуждения уменьшалось. Но сопротивление росло и для потока возбуждения, что вынуждало увеличивать габариты катушек на главных полюсах.

Для ослабления потока якоря при изготовлении главных полюсов используется электротехническая сталь с магнитной анизотропией ее свойств (магнитной проницаемости) вдоль и поперек оси полюсов. Полюсы из такой стали хорошо проводят продольный поток возбуждения и плохо - поперечный поток якоря. Однако такая сталь очень дорога, а ее свойства сильно зависят от температуры и изменяются с течением времени.

Наконец был найден радикальный способ борьбы с реакцией якоря машины постоянного тока. Устройство и принцип действия ее при этом почти не изменились, но добавилась еще одна обмотка - компенсационная. Она размещается в пазах, выполняемых в наконечниках главных полюсов (или в пазах статора вместе с обмоткой возбуждения при неявнополюсной конструкции), как показано на рисунке ниже, и присоединяется последовательно к обмотке якоря, т. е. по ним проходит одинаковый ток.


Однако направление обтекания им витков компенсационной обмотки выбрано таким образом, что возбуждаемый ею магнитный поток направлен навстречу потоку реакции якоря и компенсирует его.

Все современные электрические машины постоянного тока, имеющие среднюю и большую мощность, оснащаются такой обмоткой.

2. Генераторы независимого, параллельного и смешанного возбуждения и внешние характеристики.

1. Классификация машин постоянного тока по способу возбуждения.

Для работы генератора необходимо наличие в нем магнитного поля. В зависимости от способа создания магнитного поля все генераторы постоянного тока (ГПТ) делят на:

1 - генераторы с независимым возбуждением:

Электромагнитные, где поле создается специальной обмоткой,

Магнитоэлектрические, где поле создается с помощью постоянных

магнитов;

2 - генераторы с самовозбуждением:

Параллельного возбуждения,

Последовательного возбуждения,

Смешанного возбуждения.

Свойства генераторов анализируют с помощью характеристик, устанавливающих зависимости между основными величинами, определяющими работу генератора. Таковыми являются:

Напряжение на зажимах, U , B;

Ток нагрузки, I , A;

Ток возбуждения, I в , А;

Полезная электрическая мощность, Р , Вт;

Частота вращения якоря n , мин.

Номинальные значения этих величин входят в паспортные данные всех генераторов постоянного тока. Можно указать и ряд дополнительных величин, например, число пар полюсов Р , сопротивления обмоток R я , R ш , R c и т.п. Основную группу характеристик снимают при неизменной частоте вращения якоря.

Основными характеристиками ГПТ являются:

1. Характеристика холостого хода U o = f(I в ); I = 0;

(U o - напряжение холостого хода генератора).

2. Внешняя характеристика U = f(I); R в = 0;

(R в - сопротивление реостата в цепи возбуждения).

3. Регулировочная характеристика I в = f(I); U = U ном ;

(U ном - номинальное напряжение генератора).

2. Генераторы независимого, параллельного и смешанного возбуждения

и внешние характеристики.

При независимом возбуждении (рис.38) обмотка возбуждения (ОВ) питается от независимого источника постоянного тока.


Независимое возбуждение генераторов применяют в случае необходимости регулирования в широких пределах тока возбуждения I в и напряжения на зажимах машины. У генераторов с независимым возбуждением

I я = I н

Генераторы с самовозбуждением имеют ОВ, питаемые от самого генератора.

Генератор с параллельным возбуждением (рис.39)

I я = I н + I в


У мощных машин I в составляет 1-3% тока якоря I я , у малых машин до нескольких десятков процентов.

Генератор со смешанным возбуждением (рис.40)


Основной обычно является параллельная обмотка. Последовательная обмотка подмагничивает машину при увеличении тока нагрузки , чем компенсирует падение напряжения в обмотке якоря и размагничивающее влияние реакции якоря.

I я = I н + I в .

Способ возбуждения генератора определяет его свойства и характеристики.


Характеристика холостого хода генератора с независимым возбуждением имеет вид кривой намагничивания сердечника В = f(H) и повторяет ее петлю гистерезиса (кривая 1 - восходящая ветвь, 2 - нисходящая ветвь). Е ост соответствует Ф о - остаточному магнитному потоку.

Внешняя характеристика ГПТ с независимым возбуждением имеет падающий характер, т.к. вследствие реакции якоря магнитный поток Ф ослабляется при увеличении I я . Следовательно уменьшается Е , что вызывает дополнительное снижение U.

U = E - R я I я .

Регулировочная характеристика имеет восходящий характер, т.к. чтобы поддержать U = const при любой нагрузке, необходимо при увеличении I я увеличить Е так, чтобы

U = E - R я I я = const.

Величина Е регулируется с помощью изменения I в (а следовательно Ф ).

У генераторов с параллельным возбуждением характеристики холостого хода и регулировочная практически не отличаются от соответствующих характеристик ГПТ с независимым возбуждением.




Внешняя характеристика по сравнению с характеристикой ГПТ с независимым возбуждением пойдет ниже, т.к. уменьшение U будет вызываться не только падением напряжения на якорной обмотке (R я I я ) и реакцией якоря, но и еще уменьшением Ф, т.к. I в = U / R в . Более того при достижении Iя величины I кр = (2 - 3) Iя ном ток якоря начнет уменьшаться с уменьшением , т.к. магнитная цепь будет ненасыщенной и уменьшение U будет происходить быстрее, чем уменьшение R н . При R н = 0 (режим К.З.) I я обычно не превышает номинального значения и определяется величиной Е ост.


Для ГПТ со смешанным возбуждением характеристика холостого хода совпадает с характеристикой холостого хода ГПТ с параллельным возбуждением. Вид внешней характеристики определяется способом включения обмоток возбуждения ГПТ. При согласном включении обмоток параллельной (шунтовой) и последовательной (сериесной) магнитные потоки суммируются, внешняя характеристика пойдет выше характеристики ГПТ с параллельным возбуждением, т.к. уменьшение Фш и реакция якоря будет компенсироваваться увеличением Фс. Подбором числа витков обмоток можно добиться равенства


Uхх = Uном, что позволит обеспечить стабильность напряжения.

При встречном включении обмоток Ф = Ф ш - Ф с и характеристика получается круто падающей. Достоинством ГПТ со встречным включением обмоток является то, что он не боится коротких замыканий в цепи нагрузки.

Регулировочные характеристики ГПТ со смешанным возбуждением имеют вид, представленный на рис. .

Кривая 1 - с нормально рассчитанной последовательной обмоткой.

Кривая 2 -при усиленной последовательной обмотке.

Кривая 3 - при последовательной обмотке с меньшим числом витков.

3. Принцип самовозбуждения генераторов.

Для самовозбуждения генератора необходимы следующие условия:

Наличие остаточного магнитного потока Ф о ,

Направление остаточного магнитного потока должно совпадать с

направлением потока возбуждения,

Сопротивление цепи возбуждения не должно превышать некоторого

критического значения.


Принцип самовозбуждения в ГПТ реализуется следующим образом: магнитным потоком Фо в обмотке якоря индуктируется Ео. В обмотке возбуждения, подключенной к цепи якоря, возникает ток Iво. Ток Iво возбуждает магнитный поток Ф > Ф о. Потоком Ф индуктируется Е 1 > E o , под действием Е 1 возникает новый ток I в > I во и т.д. Процесс самовозбуждения закончится, когда ЭДС станет равна падению напряжения на сопротивлениях цепей якоря и возбуждения Е = I в R, где

R = R я + R в + R p , R я , R в , R p - сопротивления обмотки якоря, обмотки возбуждения, регулировочного реостата, включенного последовательно с обмоткой возбуждения.

Другими словами процесс самовозбуждения закончится, когда характеристика холостого хода Е = f(I в) пересечется с прямой

.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо