Что такое имя нарицательное и собственное. Собственные и нарицательные имена существительные

Русский язык – это сложная и в то же время стройная система. Слова состоят из морфем, предложения из слов, тексты из предложений. Каждая названная категория входит в состав определенного раздела: лексики, фонетики, словообразования, . Все слова в русском языке делятся на большие лексико-грамматические разряды. Эти разряды изучаются в морфологии. Этот раздел изучает части речи и их грамматические признаки. Пожалуй, самой многочисленной группой является группа имен существительных.

Важно! Имя существительное имеет общее категориальное значение предмета.

Они делятся по разным основаниям на группы. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, мужского, среднего и женского рода, склоняемыми, несклоняемыми и разносклоняемыми. Имена собственные и нарицательные — предмет рассмотрения данной статьи.

Они пишутся в составе предложения с маленькой буквы, исключая те случаи, когда этого требуют правила пунктуации. Например, это может быть начало предложения или предложение с прямой речью.

Все имена нарицательные разделяются на подгруппы по значению:

  • Конкретные. Это слова, обозначающие понятия, которые осязаемы. Другими словами, эти предметы реальны, их можно взять в руки. Например: принтер, стол, ложка, телефон, пенал, органайзер, лисица, фортепиано, замок, дерево, сосна, земля, луна, спонсор, журнал.
  • Абстрактные. То есть такие, которые обозначают понятия, которые человек может чувствовать, но осязать их он не может. Примеры: любовь, дружба, смятение, испуг, эмоции, недомогание, ненависть, симпатия, привязанность, новизна, лукавство, притяжение.
  • Собирательные. Они обозначают группы людей, объединенных общим признаком. К примеру: детвора, студенчество, учительство, молодежь, пенсионеры, школяры.
  • Вещественные. Они обозначают какие-либо вещества. Например: манка, золото, нефть, пластмасса, стекло, кукуруза, перловка, горох.

Существительные собственные

Выделяется достаточно большая группа имен существительных, которые имеют значение уникальности, единичности, отдельности. То есть они каким-то образом выделяются из общего ряда предметов, явлений, понятий.

В русском языке их принято называть собственными. Имя существительное собственное пишется всегда с заглавной буквы. В ряде случаев могут писаться не только с заглавной буквы, но еще и в кавычках.

Познавательно! Уроки русского: – на встречу или навстречу

Собственные существительные делятся на типы:

  • Фамилии, имена и отчества людей, а также псевдонимы: Иван Бунин, Александр Грин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Антоша Чехонте, Теодор Драйзер, Виктор Гюго, Проспер Мериме.
  • Клички животных: Мурка, Мухтар, букет, Жданка, Милка, Черныш, Белый, Смелый, Пушок.
  • Названия из области географии и астрономии: Марс, Плутон, Большая Медведица, Забайкалье, Днестр, Припять, Москва, Саяны, Карпаты, Волга, Енисей, Альдебаран, микрорайон Изумрудный, деревня Васильевка, Байкал, Виктория, Австралия, Евразия.
  • Названия важнейших исторических событий, а также праздников: Бородинское сражение, Новый год, битва при Ватерлоо, Курская дуга, Сталинградская битва, Мамаев курган.
  • Наименования произведений искусства и литературных произведений: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Отцы и дети», «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо», «Лунная соната», «Музыка слез», «Ленинградская симфония», «Утро в лесу», «Необыкновенные приключения Нильса с дикими гусями» .
  • Названия печатных периодических изданий, телевизионных и радиопередач, названия учреждений: «События», «Вести-маяк», Большой театр, МХАТ, Новоширокинский рудник, «Литературная газета», «Сегодня», «Свадьба в Малиновке», Новоорловская школа.

Особенности

Необходимо помнить, что четкого деления на собственные и нарицательные имена нет.

Важно! Существительные могут менять свой статус в зависимости от контекста и речевой ситуации.

Ярким примером ситуации, когда собственное стало нарицательным, является история с маркой авто «Мерседес», когда это слово стало означать любой большой и дорогой автомобиль, а также фирма «Ксерокс» стала обозначать копирование вообще. И наоборот, пример перехода нарицательного существительного в собственное: снежок – пес Снежок; продукты – магазин «Продукты».

Правильное написание собственных и нарицательных существительных объясняется достаточно легко.

Первые всегда пишутся с большой буквы. Вторые всегда нужно писать со строчной буквы, кроме случаев, которые подчиняются строгой закономерности пунктуационных правил русского языка.

Есть еще некоторые особенности собственных и нарицательных имен существительных. Эти особенности помогут точно определить, к какому разряду относится слово:

  • Собственные имена существительные не могут образовывать формы множественного числа. Исключением могут быть фамилии лиц одной семьи: чета Васильевых, семья Игнатьевых, Силиных, Четверяковых.
  • Нарицательные имена способны образовывать форму множественного числа. Исключением являются лишь те, которые всегда имеют форму только единственного числа (молоко, детвора, учительство) .

Полезное видео

Подведем итоги

Естественно, что носителям языка не составляет труда определить принадлежность существительного к той или иной группе. А вот иностранцам при изучении русского языка сделать это бывает достаточно сложно. По этой причине важны грамматические показатели собственных и . Наибольшую сложность составляют те случаи, когда происходит процесс перехода из одной группы существительных в другую. Прав был Антон Павлович Чехов, когда говорил, что незнание языка сродни состоянию, когда у человека нет паспорта. И действительно, русский язык по праву является одним из самых трудных языков с позиции грамматики в современном мире.

Открытый урок, 2 класс. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Цель : познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
На следующем слайде вы видите слова: Амина, София, Тимур, Мурад, Шарик, Бобик, Хасавюрт, Махачкала, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро.
-выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Ася, Руслановна, Амир, ученик, Алиева, Алиевич, Гаджиев, дом,.
имя отчество фамилия

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
(на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Хасавюрт.
Слайд

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.Уроженцами Хасавюрта являются многие знаменитые спортсмены, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, Артур Бетербиев, братья Мавлети Адам Батиров, Махач Муртазалиев.
Достопримечательностями города являются храм Знамения Божьей Матери на ул. Орджоникидзе, до недавнего времени - крупнейший православный храм на Северном Кавказе. В Хасавюрте также имеется большая мечеть. Построен Исламский университет имени Саитбега Даитова.
В центре Хасавюрта Дылымского кольца имеется памятник, посвящённый Герою Советского Союза Э. Б. Джумагулову.

Поэт Григорий Афанасьевич Симаков волею судеб приехал в Дагестан в 1986 году. Два года своей жизни он отдал г. Хасавюрту, где и начал печататься в городской газете «Дружба». Самым первым его опубликованным поэтическим произведением стали стихи о Хасавюрте.

Я изъездил почти всю Россию,
Но всегда мой кончается путь
В моём городе светло-синем,
Под названием Хасавюрт.

Здесь живут люди с добрым сердцем,
Словно братья, одной семьёй.
Украинцы, кумыки, чеченцы.
Всем ты Родиной стал город мой.

Ты домами к солнышку тянешься.
Как цветущий сиреневый куст
И делами своими ты славишься.
О тебе люди песни поют.

Над тобой небо синее, синее.
Над тобой зори маком цветут.
Для меня нет на свете красивее
И милее тебя Хасавюрт.

Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди.В центре Хасавюрта имеется памятник, посвященный Герою Советского Союза___________________.

Слова для справок: Хасавюрт, Ярыксу, Джумагулову.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило по выбору,Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.
МОЛОДЦЫ!

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :



3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

Имена собственные и нарицательные

Учитель начальных классов

Шайдуллина В.И.

г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

1.Минута чистописания.

Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

Классная работа.

Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

Прочитайте предложение.

Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Азалия, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Азалии)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Цель урока:

сформировать знания и умения отличать собственные имена существительные от нарицательных,

научиться правильно писать имена собственные (с заглавной буквы и использованием кавычек).

Тип урока:

Образовательно-воспитательный.

Нарицательные существительные служат для названия классов однородных предметов, состояний и действий, лиц, растений, птиц и животных, явлений природы, общественной жизни. В большинстве своем имеют единственное и множественное число (гора – горы, ромашка – ромашки, дождь – дожди, победа – победы, демонстрация – демонстрации и др.). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.

Упражнение: Просмотрите сюжет. Назовите картинки, которые вы видели (пример: горы, моря и т.д.). Подходят ли они под группу нарицательных существительных?

Собственные существительные служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Красное море, Софиевская площадь).

Упражнение: Прослушайте песню Красной Шапочки. Запишите все запомнившиеся собственные и нарицательные имена существительные

Пишутся с большой буквы, но НЕ заключаются в кавычки:

1. Фамилии имена и отчества (Иванов Сергей Никонорович), псевдонимы (Максим Горький, Леся Украинка), имена действующих лиц в сказках (Иванушка, Аленушка, Буратино, Мальвина), рассказах (Овсов /Чехов «Лошадиная фамилия»/), баснях («Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка задумали сыграть квартет.» (И. Крылов.).

2) Клички животных (собака Джулька, кот Джим, попугай Гоша, хомяк Петрушка).

3) Географические названия (Украина, Южный Ледовитый океан, озеро Байкал, горы Тибет, Черное море).

4) Названия небесных тел (Луна, Солнце, Юпитер, Орион, Кассиопея).

5) Названия улиц, площадей (улица Пироговская, Ленинградская площадь, переулок Гамарника).

8) Названия со словом имени (им.), даже в случае, когда подразумевается, но не пишется (парк имени Т. Г. Шевченко, парк Горького, школа им. В. Чкалова).

9) Названия организаций и высших государственных учреждений (Министерство образования и науки Украины, Верховный Суд Украины).

10) Названия орденов, памятников (орден Богдана Хмельницкого, орден Великой Отечественной Войны, орден Славы; памятник М.Ю. Лермонтову, памятник Неизвестному матросу).

11) Названия праздников, памятных дат (дней), исторических событий (День Победы, Новый год, День медработника, День учителя, День матери)

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

1) Названия газет и журналов, телевизионных программ (галета «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журнал «Единственная», «Рыболов Украины», программа «Поле чудес», «Что? Где? Когда»).

2) Названия литературных и музыкальных произведений, произведения живописи, названия кинофильмов (роман «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», стихотворение «Узник», «Свеча», картина «Черный квадрат», «Купание красного коня», кинофильм «Гостья из будущего», «Петербургские тайны») и т.д.

3) Названия заводов, фабрик, пароходов, самолетов, кинотеатров, гостиниц и так далее (при условии, что нет и не подразумевается слово «имени» (завод «Краян», фабрика «Рошен», теплоход «Тарас Шевченко», «Хаджибей», самолет «Боинг», «Ту-124», кинотеатр «Звездный», «Москва», гостиница «Красная», «Лондонская»).

4) Названия различных товаров (автомобиль «Жигули», духи «Шанель», холодильник «Самсунг», телевизор «Томсон» и др.).

Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Айболит». Подчеркните одинарной чертой собственные имена существительные, двойной чертой нарицательные имена существительные.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо".

Упражнение. Выделить собственные имена существительные.

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собрались самые известные мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов. Самым молодым среди них был Дик Сенд, герой романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Самым веселым все считали Тартарена из Тараскона, героя романа Альфонса Доде, а самым «правдивым» был, конечно, барон Мюнхгаузен из книги Распе. Все члены клуба считались с мнением самого мудрого из них капитана Немо, одного из героев книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Упражнение. Прослушайте песню из кинофильма "Три Мушкетера". Ответьте на вопрос: Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, Гасконь - собственные или нарицательные имена существительные?

В русском языке существует множество примеров перехода имени собственного в имя нарицательное.

Вот некоторые примеры:

1. Торт Наполеон получил название от любившего данный вид кондитерского изделия императора Наполеона Бонапарта.

2. Саксофон – так назвал духовой инструмент бельгийский мастер Сакс.

3. Изобретатели Кольт, Наган, Маузер дали названия созданному оружию.

4. По месту, из которого были завезены, получили свои названия апельсин (голландское слово appelsien), персик (Персия), кофе (страна кафа в Африке), брюки (Брюгге – город в Голландии).

5. Нарцисс – цветок, названный в честь мифологического юноши Нарцисса, разгневавшего Богов тем, что из-за влюбленности в себя он только смотрел на свое отражение в воде и больше ничего и никого не замечал. Боги превратили его в цветок.

Вопросы на закрепление новой темы:

1. Какие имена существительные имеют единственное и множественное число?

2. Как правильно написать: кинотеатр Пушкина, кинотеатр Пушкин?

3. Отгадайте загадки:

«Летающий» город - ______________________________.

«Неживое» море - ________________________________.

«Цветные» моря - ________________________________.

«Молчаливый» океан - ____________________________.

Цветы с женскими именами - _______________________.

Домашнее задание:

Самостоятельно придумать 5-7 загадок, ответ которых будет содержать имя нарицательное (на примере загаданных в классе) на темы – интересные факты Земли, греческая мифология, русские народные сказки.

Использование терминологии при определении частей речи и их разновидностей - дело обычное для филологов. Для простого человека зачастую всякие мудрёные названия кажутся чем-то неясным и сложным. Многим школьникам не даются отвлечённые термины, обозначающие разновидности частей речи, и они обращаются за помощью к родителям. Взрослым приходится снова заглядывать в учебники или искать информацию в Интернете.

Сегодня мы попытаемся простым и понятным русским языком рассказать о том, что такое собственные и нарицательные имена существительные, чем они отличаются, как их найти и правильно употребить в речи и в тексте.

Что за часть речи?

Прежде чем определить часть речи в русском языке, нужно правильно задать к слову вопрос и определить, что оно обозначает. Если к слову, которое вы выбрали, подходят вопросы «кто?» или «что?», а обозначает оно предмет, то оно является именем существительным. Эту простую истину усваивают легко даже школьники, помнят многие взрослые. А вот вопросом о том, собственное или нарицательное существительное перед вами, уже можно поставить человека в тупик. Попробуем разобраться, что обозначают эти лингвистические определения.

Ответ в значении

Все слова, принадлежащие к рассматриваемой нами части речи, делятся на несколько видов и разрядов по разным признакам. Одна из классификаций - это деление на собственные и нарицательные имена существительные. Различать их не так уж сложно, нужно только разобраться в значении слова. Если называется отдельное конкретное лицо или какой-то единичный предмет, то оно является собственным, а если значение слова указывает на общее название многих похожих предметов, лиц или явлений, то перед вами нарицательное существительное.

Поясним это примерами. Слово «Александра» является собственным, потому что обозначает имя отдельного человека. Слова «девочка, девушка, женщина» - нарицательные имена существительные, потому что они представляют собой общее название для всех лиц женского пола. Разница становится понятна, а кроется она в значении.

Имена и клички

Принято причислять к собственным именам существительным несколько групп слов.

Первую составляют имя, отчество и фамилия человека, а также его прозвище или псевдоним. Сюда же входят кошачьи, собачьи и клички других животных. Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Мурка, Пушинка, Шарик, Дружок - эти имена выделяют одно конкретное существо среди других, себе подобных. Если к этим же объектам подобрать нарицательное существительное, то можно сказать: поэт, кошка, собака.

Названия на карте

Вторую группу слов составляют наименования различных географических объектов. Приведём примеры: Москва, Санкт-Петербург, Вашингтон, Нева, Волга, Рейн, Россия, Франция, Норвегия, Европа, Африка, Австралия. Для сравнения приведём и нарицательное существительное, соответствующее приведённым названиям: город, река, страна, континент.

Космические объекты

В третью группу входят различные астрономические названия. Это, например, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Меркурий, Солнечная система, Млечный путь. Каждое из приведённых названий - имя собственное, и к нему можно подобрать обобщённое по смыслу нарицательное существительное. Примеры названных объектов соотносятся со словами планета, галактика.

Названия и бренды

Ещё одной группой слов, которые относятся к собственным, являются различные названия чего-либо - магазинов, кафе, литературных произведений, картин, журналов, газет и так далее. В словосочетании "магазин «Магнит»" первое - нарицательное существительное, а второе - собственное. Приведём ещё подобные примеры: кафе «Шоколадница», роман «Война и мир», картина «Водоём», журнал «Мурзилка», газета «Аргументы и факты», парусник «Седов», завод «Бабаевский», газовая плита «Гефест», система «Консультант Плюс», вино «Шардоне», торт «Наполеон», партия «Единая Россия», премия «Ника», шоколад «Алёнка», самолёт «Руслан».

Особенности правописания

Поскольку собственные имена указывают на конкретный единичный предмет, отмечая его из всех других подобных, они и на письме также выделяются - пишутся с заглавной буквы. Дети усваивают это ещё в самом начале обучения в школе: фамилии, имена, отчества, обозначения на карте, клички животных, другие названия чего-либо пишутся с большой буквы. Примеры: Николай Васильевич Гоголь, Ванька, Иван Калита, Челябинск, Новосибирск, Новгород, Ангара, Кипр, Турция, Австралия, Жучка, Пушок, Мурзик.

Есть ещё одна особенность написания собственных имён существительных, она касается названий заводов, фирм, предприятий, кораблей, периодических изданий (газет и журналов), произведений искусства и литературы, художественных, документальных и прочих кинофильмов, спектаклей, машин, напитков, сигарет и прочих подобных слов. Такие названия пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. В филологической науке они называются собственными наименованиями. Примеры: автомобиль «Нива», газета «Московский комсомолец», радио «Маяк», поэма «Руслан и Людмила», духи «Шанель», журнал «За рулём», сигареты «Тройка», напиток «Фанта», издательство «Просвещение», группа «Абба», фестиваль «Кинотавр».

С заглавной буквы начинается имя собственное, со строчной - нарицательное существительное. Это несложное правило часто помогает человеку при определении норм правописания. Запоминают это правило легко, но иногда встречаются трудности. Как известно, русский язык богат своими исключениями к каждому правилу. В школьную программу такие сложные случаи не включаются, а потому в заданиях учебника по русскому языку даже младшие школьники без труда по первой букве в слове определяют, собственное или нарицательное существительное перед ними.

Переход имени собственного в нарицательное и наоборот

Как уже было отмечено выше, нарицательное существительное - это обобщённые названия чего-либо. Но русский язык - живая изменяющаяся система, и иногда в ней происходят различные трансформации и изменения: иногда нарицательные существительные становятся собственными. Например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы. Общечеловеческие ценности, обозначенные нарицательными именами существительными любовь, вера и надежда, уже давно стали женскими именами - Вера, Надежда, Любовь. Таким же образом возникают некоторые клички животных и другие названия: Шарик, Снежок и т. д.

Происходит в русском языке и обратный процесс, когда собственные существительные становятся нарицательными. Так, от собственного имени итальянского физика Вольта была названа единица электрического напряжения - вольт. Имя мастера музыкальных инструментов Сакс стало нарицательным существительным «саксофон». Голландский город Брюгге дал название слову "брюки". Имена великих оружейников - Маузер, Кольт, Наган - стали названиями пистолетов. И таких примеров в языке существует немало.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва