Жизненные примеры с иррациональными установками. Иррациональные установки

Доброго времени суток, дорогой друг!

Анализ и примеры иррациональных установок

1. Меня должны все любить и одобрять мои действия

Анализ: это иррациональная идея, так как данная цель недостижима, стараясь её достичь, человек теряет самостоятельность, становится неуверенным и в конечном результате – саморазрушается, словно песчаник .

Желательно быть любимым человеком; правда разумные люди не будут в жертву приносить свои устремления и интересы в безнадёжной попытке достичь такой цели.

2. Всегда существует идеальное или единственно правильное решение любой проблемы и его необходимо найти, иначе не избежать проблем

Анализ: Иррациональное убеждение, так как идеального решения не существует, представляемые результаты неудачных попыток найти идеальное решение нереальны и могут вызвать панику или тревогу, и такой перфекционизм приводит к принятию неоптимального решения. Умные люди стараются найти различные возможные решения проблемы и принимают наиболее для них подходящие и лучшие, понимая, что не бывает идеального ответа.

3. Пугающие или опасные события являются основанием для сильных переживаний, об этом необходимо постоянно помнить

Анализ: Это иррациональная идея, так как тревога и беспокойство мешают объективной оценке возможности возникновения опасного события. Зачастую они мешают эффективному с ним совладению, если оно происходит; тревога даже может повысить вероятность опасного события, ведёт к увеличению возможности его появления, не предотвращая неизбежных событий, а вследствие тревоги множество неприятных ситуаций представляются намного хуже, нежели они есть на самом деле.

Люди с рациональным мышлением понимают, что потенциальные опасности не настолько катастрофические, как это может показаться на первый взгляд; также они понимают что тревога не может предотвратить пугающих событий и даже может повысить их вероятность возникновения. Тревога сама по себе может больше причинить вреда, нежели её вызвавшая причина. Рациональный человек понимает, что необходимо совершать то, чего боишься, для того чтобы убедиться в отсутствии настоящей опасности.

Эти распространённые иррациональные убеждения, в реальности, являющиеся различными комбинациями одиннадцати идей и сведённые к трём: использование выражений вроде «надо», «следовало бы» и «должен» в нашем мышлении.

Именно категорическое мышление («Мне следует…», «Я должен…» и «Мне надо…») людей заводит в беду. Категоричные утверждения такого рода отражают иррациональность и могут усугубить или вызвать эмоциональное нарушение. С ними лучше всего бороться при помощи рационального спора (к примеру, с помощью рационального анализа бороться со своим категоричным мышлением).

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие происходящих с ними событий, а вследствие их негативной интерпретации, из-за иррациональных установок, усвоенных ими с детства и в течение жизни.

На основе лишенных рациональности убеждений возникают ложные умозаключения. Например, после некоего свершившегося факта человек произвольно делает умозаключение: «Я не смог сдать вступительные экзамены, значит, я ни на что не способен». Возникшая связь, в свою очередь, может привести к самостоятельно закрепленной новой иррациональной установке.

Основная задача в подобной ситуации - научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.

Установка - это тенденция к определенной интерпретации происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, т. е. качество жизни человека.
Иррациональные установки имеют характер предписания, требования, приказа и носят абсолютистский характер.

В связи с этими особенностями иррациональные установки конфронтируют с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации личности.


Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей.

Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности.
Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила.

Большинство наших проблем возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку, который не в ладах с собой и окружающими, часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры.

Вот некоторый перечень наиболее часто встречающихся иррациональных установок :


1. Установка долженствования

Установка проявляет себя в трех сферах.

Первая сфера - установка долженствования в отношении себя - то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить.

Вторая сфера установки долженствования - долженствование в отношении других - то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру, - то, что «должны» нам природа, погода, правительство и т. п.
Заключая внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни в формулу «хотелось бы», человек гарантированно избавляет себя от разрушительных и бесплодных переживаний. И изменение отношения с «должно» на «хотелось бы» - один из основополагающих антистресс-факторов. То есть человек выбирает пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры : должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.), обязательно, «во что бы то ни стало», «кровь из носу».

2. Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Например: «Ужасно остаться одному на старости лет».

Слова-маркеры : катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

3. Установка предсказания негативного будущего

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

Вот так, становясь пророками, а вернее - псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем.
Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность.

Слова-маркеры : что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т. п.

4. Установка максимализма

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: «Полюбить - так королеву, а украсть - так миллион!».
Мышление характеризуется позицией «все или ничего!».

Слова-маркеры : по максимуму, только на отлично, на пятерку, на 100 % («на все сто»).

5. Установка персонализации


Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений:
«Они наверняка шепчутся обо мне» или «Все на меня смотрят».

Слова-маркеры : местоимения «я, меня, мною, мне» и т. п.

6. Установка сверхобобщения

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: «Если не получилось сразу, не получится никогда». Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры : все, никто, все, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

7. Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не доставлю ему удовольствия уволить меня - уволюсь по собственному желанию». И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его «суровый» взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник решил уволиться.

Слова-маркеры : он(она/они) думает(ют).

К счастью, когнитивные явления могут быть замечены при самонаблюдении, поэтому их характер и связи можно проверить в широком множестве систематических экспериментов. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может полнее самореализоваться и улучшить качество своей жизни.

Развивайте в себе позитивное отношение к окружающему!

Удачи и хорошего настроения!

Негативные эмоции появляются у людей не вследствие происходящих с ними событий, а вследствие их негативной интерпретации, из-за иррациональных установок, усвоенных ими с детства и в течение жизни.

На основе лишённых рациональности убеждений возникают ложные умозаключения. Например, после некоего свершившегося факта человек произвольно делает умозаключение: "Я не смог сдать вступительные экзамены, значит, я ни на что не способен". Возникшая связь, в свою очередь, может привести к самостоятельно закреплённой новой иррациональной установке.

Основная задача в подобной ситуации — научиться контролировать свой мыслительный процесс, сделать его упорядоченным.

Установка — это тенденция к определённой интерпретации происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, т. е. качество жизни человека.

Иррациональные установки имеют характер предписания, требования, приказа и носят абсолютистский характер.

В связи с этими особенностями, иррациональные установки конфронтируют с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации личности.

Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей.

Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности.

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила.

Большинство наших проблем возникает из-за иррациональных установок, которые омрачают людям жизнь и приводят к неврозам. Человеку, который не в ладах с собой и окружающими, часто присуще иррациональное мышление. Устранив иррациональные установки, можно изменить жизнь к лучшему.

Для облегчения процесса их выявления, фиксации и проверки рекомендуется использовать так называемые слова-маркеры.

Вот некоторый перечень наиболее часто встречающихся иррациональных установок :

Установка долженствования

Установка проявляет себя в трёх сферах:

  1. Первая сфера — установка долженствования в отношении себя — то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге, и что-либо одновременно будет мешать вам его исполнить.
  2. Вторая сфера установки долженствования — долженствование в отношении других — то, что мне должны другие. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моём присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всём оправдывало наши ожидания.
  3. Третья сфера установки долженствования — требования, предъявляемые к окружающему миру, — то, что "должны" нам природа, погода, правительство и т.п.

Заключая внутреннее отношение ко многим явлениям своей жизни в формулу "хотелось бы", человек гарантированно избавляет себя от разрушительных и бесплодных переживаний. И изменение отношения с "должно" на "хотелось бы" — один из основополагающих антистресс-факторов. То есть человек выбирает пожелание, предпочтение вместо абсолютного требования.

Слова-маркеры : должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, "во что бы то ни стало", "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации и отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, которые лежат вне любой системы оценки. Установка проявляет себя в высказываниях, носящих крайне негативный характер. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет".

Слова-маркеры : катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Данная установка представляет собой тенденцию верить в то, что ожидания негативного развития событий оправдаются, при этом не важно, были ли эти ожидания высказаны или же существовали в виде мысленных образов.

Вот так, становясь пророками, а вернее — псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем незаметно для себя делаем всё для их воплощения, и в итоге их же и получаем.

Но выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем — не есть само будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истинность.

Слова-маркеры : что, если, а вдруг, а ведь может быть… и т.п.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется выбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже недостижимых, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Полюбить — так королеву, а украсть — так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "всё или ничего!"

Слова-маркеры : по максимуму, только на отлично, на пятёрку, на 100% ("на все сто").

Установка персонализации

Эта установка проявляет себя как склонность связывать события со своей личностью, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать события в аспекте личных значений:

"Они наверняка шепчутся обо мне" или "Все на меня смотрят".

Слова-маркеры : местоимения "я, меня, мною, мне" и т.п.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение означает выведение общего правила или приход к общему выводу на основании одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате делается неоправданное обобщение на основании избирательной информации. Например: "Если не получилось сразу, не получится никогда". Формируется принцип — если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски похожих случаях.

Слова-маркеры : все, никто, всё, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценён тревожным подчинённым как мысль или даже созревшее решение о его увольнении. За этой трактовкой может последовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: "Я не доставлю ему удовольствия уволить меня — уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник решил уволиться.

Слова-маркеры : он(она/они) думает(ют).

К счастью, когнитивные явления могут быть замечены при самонаблюдении, поэтому их характер и связи можно проверить в широком множестве систематических экспериментов. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может полнее самореализоваться и улучшить качество своей жизни.

Развивайте в себе позитивное отношение к окружающему!

Удачи и хорошего настроения!

,

Что такое психологическая установка?
Установка – это склонность и готовность определенным образом воспринимать и реагировать на события, людей и различные явления окружающей действительности. Иначе говоря, установка – это наше отношение к тому или иному объекту или явлению в нашей жизни, которое формирует наше понимание происходящего и последующее поведение.

Установки, как правило, нами не осознаются, это важно понимать. Ваш привычный способ трактовки событий и реакций на них часто кажется вам нормальным, естественным и правильным. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека, а чаще всего происходят из детства, и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения. То есть когда заходит речь об изменении установок, то целесообразнее говорить не об их правильности и неправильности, позитивности или негативности, а полагаться на то, насколько они помогают или мешают вам как в жизни в целом, так и в достижении поставленных целей. Аналогичным образом обстоят дела и с нашими ограничивающими убеждениями, о которых вы можете прочитать в моих статьях:

Давайте рассмотрим иррациональные, мешающие психологические установки на примерах:

  • Всегда существует единственное правильное решение любой проблемы и я должен его найти, иначе не избежать негативных последствий или даже катастрофы.
  • Я должен быть компетентным и успешным, я также я должен получить одобрение абсолютно всех значимых людей в моей жизни. Ужасно, когда этого не происходит.
  • Другие должны обращаться со мной доброжелательно, справедливо, подобающим образом. Ужасно, когда они этого не делают.
  • Все должны меня любить и поддерживать, иначе я никчемный человек, который не заслуживает любви и уважения (ничего хорошего в жизни).
  • Все мои желания должны исполняться легко и быстро, не встречая слишком много трудностей. Невыносимо, когда дела обстоят иначе.

На первый взгляд такие установки могут показаться крайностями, которые присущи очень ограниченному числу людей. Однако при более близком рассмотрении и анализе своих реакций, мыслей, эмоций и поведения в определенных ситуациях, вы возможно заметите у себя наличие схожих установок. Какое влияние такие установки оказывают на нашу жизнь, думаю, пояснять излишне.

Если человек воспринимает мир, окружающих его людей и происходящие с ним события через призму “все должны меня любить и поддерживать”, то каждый раз, когда его опыт предлагает альтернативную картину мира, этот человек будет испытывать тревогу, злость, негодование, собственную никчемность, его самооценка будет занижаться и ожидания от себя будут окрашиваться в негативный оттенок. Более того, человек с такой иррациональной установкой будет крайне зависим от чужого мнения и отношения к нему, будет искать и пытаться заслужить любовь и одобрение не только значимых для него других, но и людей в целом. В итоге, жизнь больше похожа на страдание, чем на прекрасное приключение.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва