Зеркальные нейроны и эмпатия. Зеркальные нейроны: терапия «действия и наблюдения» после инсульта, травм и аварий Что такое зеркальные нейроны

Вы наверняка замечали, что живущие вместе люди не только частично перенимают повадки друг друга, но и становятся похожими друг на друга. Так вот, предполагается, что причина такого сходства кроется в зеркальных нейронах. Помимо этого, существует теория, что именно такой тип нейронов отвечает за способность человека сопереживать. сайт расскажет, что такое зеркальные нейроны и как они связаны со способностью человека и животных к сопереживанию (эмпатии).

Зеркальные нейроны - ключ к сопереживанию и пониманию?

В 1990-х годах итальянские ученые в ходе наблюдения за корой головного мозга обезьян обнаружила интересную закономерность: у обезьяны срабатывал один и тот же моторный нейрон не только тогда, когда она сама принимала пищу, но и в процессе наблюдения за аналогичными действиями другой обезьяны. Такое явление заинтересовало ученых, ведь способность поставить себя на место собрата присуща и людям. Зеркальными нейронами назвали некую совокупность клеток, которые «зеркально» активируются при наблюдении за определенными движениями другого человека (животного).

Интересно также, что реакция зеркальных нейронов наблюдается только на определенные виды действий, которые мы можем предсказать, исходя из прошлого опыта. К примеру, на обычное движение руки они не реагируют. Но если мы видим человека, который чувствует боль, собирается съесть что-нибудь вкусненькое или выпить холодной воды в жаркий день, мы на синаптическом уровне понимаем, что дальше собирается сделать человек. Более того, нам зачастую хочется сделать то же самое.

Настроиться на «волну» другого человека можно не только при помощи зрения: звуки, запахи, тактильные ощущения также способствуют такому феномену.

Зеркальные нейроны - здоровая критика интересной теории

Теория о том, что именно благодаря зеркальным нейронам мы способны к эмпатии, довольно привлекательна и логична. К примеру, мы видим, как человеку плохо, зеркальные нейроны активируются, мы автоматически «настраиваемся» на его волну и частично перенимаем чувства человека. А поскольку зеркальные нейроны соединены с другими участками мозга, которые направляют сообщения во все части тела, мы способны «синхронизировать» с другим человеком даже физиологические показатели: дыхание, давление крови, ЧСС. Помимо этого, с зеркальными нейронами также связывают эмоциональное заражение - т.е. возникновение идентичных или схожих эмоций, воспринимаемых у другого человека в определенной ситуации.

Именно поэтому, как предполагают некоторые специалисты, аутисты и психопаты не способны сопереживать другим - у них функции зеркальных нейронов нарушены. То же самое говорят о больных шизофренией.

Критики теории о ключевой роли зеркальных нейронов в понимании действий и эмоций других людей считают, что выводы теории слишком глобальны и пока не подтверждены.

Дело в том, что отследить и объяснить активность зеркальных нейронов в мозге человека не так просто. Поэтому Джеймс Килнер и Роджер Лемон из Лондонского университетского колледжа подробно изучили 25 работ ученых, в которых приведен анализ записей активности зеркальных клеток у обезьян. Эти записи свидетельствуют о наличии двигательных клеток, свойства которых схожи с зеркальными в:

  • лобных долях мозга, контролирующих движения;
  • в теменной доле.

Однако некоторые из таких клеток способны к зеркальной реакции только во время наблюдения за живым существом; другие способны к такому ответу и на записанные на видео движения. Также наблюдается, что некоторые зеркальные нейроны проявляют реакцию на небольшое количество специфических движений, в то время как другие группы нейронов реагируют на более широкий спектр движений или даже на звуки, которыми такие движения сопровождается. Некоторые клетки способны подавлять активность во время наблюдения за определенными движениями.

Также отмечается, что угол наблюдения и возможность получения награды - факторы, влияющие на активность зеркальных нейронов у обезьян. Такие особенности свидетельствуют, скорее всего, о том, что зеркальные нейроны - только составляющая сложной системы мозговой активности, которую специалистам еще предстоит понять.

Д. Килнер и Р. Лемон полагают, что экспериментов с обезьянами недостаточно для полного понимания работы и функций зеркальных нейронов, а на человеке аналогичные эксперименты провести невозможно. Единственное подобное исследование, проведенное на людях, свидетельствует о наличии зеркальных нейронов в височной доле и фронтальной коре человеческого мозга. Существует многих типов зеркальных нейронов, доказать наличие и функциональную значимость которых у людей еще предстоит.

Ученые разобрались, почему одни люди умеют искренне сопереживать и сочувствовать окружающим, а другие остаются "сухарями".

"Я хороший - поэтому сочувствую. А ты плохой - поэтому от тебя понимания не дождешься". По такому моральному параметру пытаемся делить друг друга мы.
Но на самом деле это не совсем правильно.

Нет "хороших и понимающих" или, наоборот, "плохих и бесчувственных" людей. Есть лишь люди с разными особенностями мозга...

Зеркальный нейроны - это особые нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом.

Феномен зеркальных нейронов и интуиция

На основе чего мы воспринимаем эмоции другого человека

Что такое сочувствие, сопереживание, откуда появляются эти эмоции? Однажды во Франции, исследуя этот вопрос, провели любопытный опыт.

Одну группу добровольцев попросили изобразить на лице разные эмоции - грусть, радость, тоску, гнев, отвращение. Подопытных сфотографировали, а затем показали снимки другой группе, одновременно фиксируя ее участников. Выяснилось удивительное: при взгляде на эмоциональные снимки в мозге добровольцев мгновенно активизировались те же участки, как если бы они сами грустили, радовались, тосковали, злились или испытывали отвращение. Фактически одни люди внутренне "зеркалили" эмоции других - не осознавая этого.

Этот опыт лишь подтвердил версию нейрофизиологов о том, что в мозге каждого из нас есть особые клетки, которые , без всякого анализа, понимать эмоции другого человека. Ученые назвали эти клетки "зеркальными нейронами" .

Как зеркальные нейроны помогают нам учиться и познавать


Сегодня считается, что существование огромного количества крохотных "зеркал" в нашем мозге было эволюционно предопределено. Человек - слишком развитое существо, его поведение определяется не только инстинктами (как поведение у животных), но и довольно сложными социальными нормами. А дальше цепочка проста.

Чтобы усвоить необходимые для выживания навыки и информацию, человеческий детеныш должен уметь очень хорошо подражать взрослым, понимать мотивы их поступков, быстро запоминать и имитировать их движения. Именно за это отвечают "зеркальные нейроны". Те первые представители вида homo sapiens, которые не имели их в достаточном количестве, просто вымерли, не оставив потомства. Ну а ми - наследники миллионов "зеркальных" поколений - "зеркалим" друг друга постоянно, легко и непринужденно, не замечая того.

От чего зависит количество зеркальных нейронов в мозге

Правда, люди все-таки отличаются друг от друга. Мозг одних бывает буквально переполнен зеркальными нейронами - такие люди легкообучаемы, умеют сопереживать, чутко реагируют на перемены в окружающих, о них говорят: "Тонко чувствует мир". Мозг других может быть не столько одарен "зеркалами" - такой человек в своем развитии опирается не на подражание, а в основном на собственные интеллектуальные резервы, поражая (если позволяет) свежим взглядом на мир, но при этом часто кажется окружающим "бесчувственным".

Количество "зеркал" в мозге зависит от разных факторов. Например, от пола. У женщин зеркальных нейронов в несколько раз больше, чем у мужчин, поэтому они лучше приспособлены к пониманию и сочувствию. Так сложилось в результате эволюции: мать, которая проводит много времени с ребенком, должна быть эмоционально открыта и уметь сопереживать - чтобы ее малыш по зеркальному принципу мог развить собственные эмоции.

Свой отпечаток также накладывают генетики и социальные нормы, существовавшие у разных народов на протяжении поколений: например, у представителей эмоционально сдержанных народов (японцев, китайцев, шведов, индейцев Северной Америки) "зеркал" больше, чем у темпераментных итальянцев или эмоционально открытых французов, ведь "сдержанным" надо уметь замечать эмоциональные перемены даже на каменных лицах. Поэтому китаец легко "расшифрует" чувства открытого европейца, а вот европеец в отношении китайца будет в тупике.

Краткая заметка:
Уникальный психологический центр "Диалог" предоставляет для всех желающих высокопрофессиональные индивидуальные консультации, основанные на передовых методиках и огромном опыте специалистов, а также реализует удивительные психологические тренинги с использованием танцевальной терапии.

Видео: Что такое Феномен зеркальных нейронов

За что еще отвечают зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны отвечают за многие явления в нашей жизни.

Благодаря им нам действительно страшно во время просмотра ужастиков - хотя логика понимает, что бояться нечего, ведь ужасы происходят не с нами, а по ту сторону экрана.

Благодаря им повышается настроение, если мы попадаем в окружение улыбчивых жизнерадостных людей.

Благодаря им мы сами можем поднять настроение загрустившему приятелю, просто улыбнувшись ему.

А еще волшебную силу зеркальных нейронов уже вовсю используют в физиологии и медицине. Давно замечено: когда люди смотрят, положим, боксерский поединок, у них непроизвольно напрягаются мышцы и сжимаются кулаки. Так человеческие мышцы "сочувствуют" тому, что мы видим на экране. Этот нейроэффект уже сейчас применяется для восстановления людей, переживших серьезные травмы, инсульт, и прочие заболевания, ухудшающие двигательную функцию. Как выяснилось, если демонстрировать таким пациентам специальные фильмы с соответствующими движениями, то их тело само, без изнурительных тренировок, "вспоминает", как двигаться правильно.

"Зеркала" можно сознательно использовать и в обычной жизни. Прости смотрите на улыбающихся, успешных, здоровых людей - и ваш мозг, и ваше тело начнут настраиваться на ту же позитивную волну.

Лекция "Зазеркалье мозга: феномен зеркальных нейронов"

Научно-познавательный фильм "Теория всего: Бог в нейронах и общая схема Вселенной; Современная нейрология

«Сегодня в большинстве областей, чтобы успешно работать, необходимо уметь налаживать хорошие отношения и сотрудничество с людьми. Те, кто строит свои ментальные отношения на основе логических структур, занимаясь компьютерами или инженерным делом, иногда очень страдают от хаотичности и неопределенности межличностных отношений». Очень часто мы, люди, непредсказуемы, поведение наше или реакция не прогнозируемы, что ставит нас самих, а тем более наших собеседников в неловкое положение, рушит перспективы взаимопонимания.

И здесь считаю уместным привести слова профессора Калифорнийского университета Мэтью Либермана: «Четыре из пяти процессов, протекающих в сознании человека в фоновом режиме, когда мозг отдыхает, связаны с мыслями о других людях и о самом себе». А потому (1) следует не быть врагом себе – не оскорблять себя во внутреннем диалоге , не критиковать и не унижать, а подружиться с собою, имеющим установку на рост , спокойным и уравновешенным. И (2) постараться не иметь врагов вообще – дабы эфир постоянного внутреннего вещания не засорялся перепалками, разбирательствами и спорами с воображаемым собеседником.

Кстати, вторым правилом из 25-ти правил и принципов тех, кто намерен стать самым умным и самым богатым, которые присутствуют в первой части почти одноименной книги, я поставил именно: «У тебя не должно быть врагов! »

Нейробиологи считают, что у человеческого мозга имеется социальная сеть, отвечающая за отношения индивидуума с окружающим его обществом. Наша жизнь с младенчества, наше окружение, а тем более наш осознанный выбор, с кем дружить и общаться, – все это формирует уникальную социальную сеть каждого отдельно взятого человека. Она аналогична нейронным сетям, управляющим зрением, движением или слухом. Мы первоочередно замечаем в бешеном потоке звуков и изображений именно: (1) интересующее нас, (2) то, что нам дорого, близко, (3) что понятно нам. Мозг фокусирует внимание именно на этом. Также и с социальной сетью, которая в зависимости от наших убеждений, парадигм и стереотипов диктует нам, с кем дружить, а от кого держаться подальше.

Зеркальные нейроны

В 1995 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти из Пармского университета сделал открытие, касавшееся отдельной группы нейронов. Риццолатти обнаружил, что зеркальные нейроны, распределенные по всему объему мозга, срабатывают, когда человек видит, как другие люди совершают то, что называется «намеренным действием». Если вы видите, как кто-то берет со стола и съедает кусочек фрукта, в вашем мозге срабатывают зеркальные нейроны. Но они срабатывают и тогда, когда вы сами его съедаете. Именно такая способность помогает нам получить интуитивное представление о целях других людей.

Ведущий специалист по зеркальным нейронам из Голландии Кристиан Кисерс объясняет, как именно зеркальные нейроны обеспечивают человеку непосредственное проникновение в намерения другого человека. «Когда мы видим выражение лица другого человека, мы активируем те же сети в своем двигательном центре; кроме того, мы передаем информацию на островок, связанный с нашими эмоциями. Видя выражение вашего лица, я улавливаю движение лицевых мышц, что вызывает аналогичную моторную реакцию на моем лице; в итоге улыбка вызывает ответную улыбку. Кроме того, моторная реакция отправляется и в ваши эмоциональные центры, так что вы в какой-то мере разделяете эмоции собеседника».

Исследователь зеркальных нейронов из UCLA Марко Якобони пишет: «Настоящее общение содержит в себе больше, чем видео, видео – больше, чем телефон, потому что все мы реагируем на язык тела и особенно – на выражение лица собеседника».

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) является зеркалом верующего [в котором временами отражаются его пороки и недостатки, а иногда и истинное положение дел]» .

Пророк Мухаммад наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека - милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]» .

Так как же заклятого врага превратить в приветливого друга ? Всегда быть искренне добродушным, игнорировать все плохое и фокусировать свое зрительное и слуховое внимание лишь на хорошем, исходящем от него, сколь бы ничтожно малым оно ни было.

В Священном Коране сказано:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость. Постарайся остаться искренне приветливым и улыбчивым даже с заклятым врагом. Через некоторое время, после нескольких (возможно, десятков) искренних и добрых жестов с твоей стороны, когда его зеркальные нейроны просканируют и отразят всю доброту и красоту, излагаемую языком твоего тела и неизменно запечатленную на твоем лице] ты [оставаясь истинно спокойным, уравновешенным и приветливым] увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Зеркальные нейроны – это средство, при помощи которого мозг распознает, что другие чувствуют и что они намерены делать. Такие нейроны помогают определить, как реагировать на того или иного человека, стоит ли налаживать с ним сотрудничество или же лучше сразу от него отказаться .

«Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим.

Зеркальные нейроны отвечают за подражание.

Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца не ясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии , в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путем имитации . Некоторые исследователи утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к освоению навыков, связанных с речью» .

О точном назначении этих необычных нейронов у ученых нет единого мнения, но участие этих нейронов в некоторых процессах не вызывает сомнения. Например, то, что эти нейроны ответственны за подражание и, как следствие, за обучение, за речь и культурное развитие.

С младенчества люди стараются во всем подражать своим родителям. И первое, чему они научаются, так это устной речи, причем в обход учебников и преподавателей. Далее начинают копировать модели поведения. И так продолжается на протяжении всей жизни. Только потом уже мы подражаем людям из нашего окружения, тем, с кем чаще всего общаемся, встречаемся. И даже не стремясь к этому, мы все равно копируем друг друга. Стиль речи, образ мышления, мимика и жесты – все прилипает .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]» .

Именно поэтому стоит внимательно относиться к выбору друзей, то есть следует понимать, какими людьми мы себя окружаем: успешные они или не очень, угрюмые плаксы, вечно жалующиеся на жизнь или счастливые жизнелюбы, интеллектуально богатые, умеющие правильно и красиво изъясняться или постоянно использующие бранные слова, активные это люди или пассивные, оптимисты или пессимисты. Создайте вокруг себя «правильное» окружение, и очень скоро вы станете счастливым обладателем всех атрибутов успешности.

Визуализация

Способность на уровне фантастики! Улучшение двигательных моторных навыков при помощи визуализации этих действий. Зеркальным нейронам, в сущности, безразлично, выполняете ли вы действие или представляете его выполнение, они все равно работают. Улучшение координации объясняется укреплением проводящих связей между нейронами во время визуализации. Очень полезное для спортсменов, и не только, свойство.

Наш мозг посредством зеркальных нейронов копирует все, что видит через глаза и слышит через уши.

Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 626, хадис № 2101; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 146–(2628); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 497, хадисы № 8130, 8131, оба «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 285, хадис № 364, «сахих».

Тема зеркальный нейронов и эмпатии уже поднималась на страницах этого сайта, особенно в контексте гипноза. Итак, обобщим доступную на сегодняшний день информацию о зеркальных нейронах.

1. Эмпатическое сопереживание — врождённая способность мозга, которая во многом опосредована зеркальными нейронами.

Многими авторами сообщалось, что наблюдение за действиями других людей способствует возникновению похожего стиля поведения. Ещё в 1890 году William James описал идеомоторные действия — когда мысль о каком-то действии непроизвольно увеличивает вероятность совершить это действие. Chartrand et al. (1999) исследовании т.н. эффект хамелеона , который заключается в том, что человек начинает бессознательно подражать позе, манерам, выражениям лица и другим аспектам поведения своих партнёров по общению таким образом, что его поведение начинает становиться максимально похожим на поведение людей в его окружении. Кроме того, было выявлено, что более эмпатичные от природы люди проявляют этот эффект с большей степени. Во многих из приведённых ниже экспериментов авторы отмечают, что у более эмпатичных людей система зеркальных нейронов более активна.

2. Система зеркальных нейронов развивается у человека в течение первого года жизни. Её основные функции — моделирование психических состояний и подражание действиям других на основе сенсорной информации. Считается, что система зеркальных нейронов обеспечивает нашу способность к языку.

Falck-Ytter et al. (2006) продемонстрировали, что у 12-месячных детей функционирует специализированная система распознавания действий, чего не наблюдается у 6-месячных детей. Эта система обусловливает отслеживающие и предугадывающие движения глаз, когда ребёнок наблюдает, например, за тем, как взрослый тянется к какому-либо предмету. Работа такой системы, по мнению авторов, требует понимания взаимодействия между рукой и объектом, к которому она направлена. 6-месячный ребёнок следит за самой рукой, в то время как 12-месячный по направлению движения руки угадывает, к какому предмету она движется, и переводит глаза на целевой предмет.

Другие авторы изучали механизмы СЗН в контексте имитации. Испытуемые учились гитарным аккордам, наблюдая и повторяя за опытными гитаристами. Во время наблюдения за игрой наставников в мозгу испытуемых происходила активация префротнальной коры, и эта активность ещё больше возрастала, когда испытуемые пытались имитировать игру и повторять аккорды за своими наставниками. Кроме того, в это время происходила дополнительная активация префронтальной зоны 46, которую традиционно связывают с планированием движений и моторной памятью. Считается, что она организует процесс соединения элементарных двигательных актов в комплексное действие, которое человек пытается сымитировать.

3. Система зеркальных нейронов позволяет эмпатически моделировать психическое состояние другого человека и его ощущения посредством наблюдения, «отображая» наблюдаемую информацию на моторные зоны головного мозга наблюдателя, фактически, воспроизводя те же самые ощущения.

4. Система зеркальных нейронов позволяет моделировать эмоции, движения и ощущения в разных модальностях: слуховые, болевые, обонятельные, вкусовые, а также эмоции.

В эксперименте на фМРТ (Morrison et al., 2004) было продемонстрировано, что при ощущении укола булавкой и наблюдении за тем, как такой же укол получает другой человек, активируются одни и те же болевые зоны в дорсальной части передней поясной извилины (зона ACC 24b).

Jabbi et al. (2007) с помощью фМРТ исследовали эмпатическое сопереживание эмоции отвращения — важнейшей эволюционно выработанной эмоции. Отвращение исследовали в контексте неприятных запахов или вкусов. Испытуемые наблюдали за выражениями лиц, которые были вызваны отвратительными, нейтральными или приятными запахами. Оценивалась активность в зоне переднего островка и примыкающей к нему лобной покрышки (англ. anterior insula, adjacent frontal operculum, далее — IFO). Далее авторы соотносили уровень эмпатического сопереживания испытуемых (которое оценивалось ими самими) с активностью в их зонах IFO во время наблюдения за выражениями лиц. Была выявлена чёткая связь между степенью эмпатического сопереживания как неприятным, так и приятным эмоциям и степенью активности в зоне IFO, ответственной за обработку вкусовых и обонятельных стимулов. Авторы указывают, что эмпатия затрагивает не только негативные, но и позитивные ощущения, а также что зона IFO задействована в формировании эмпатического чувства путём отображения телесных ощущений на внутреннее состояние тела, что согласуется с предполагаемой интроцептивной функцией IFO.

Если предыдущие эксперименты описывали связь между наблюдением и активностью СЗН, то в следующих анализировали аналогичную связь для слуховых сигналов. В исследовании Gazzola et al. (2006) авторы предлагали испытуемым вначале наблюдать за тем, как другой человек совершает некое действие, затем давали испытуемым прослушать звук этого же действия. При фМРТ мозга было выявлено, что в обоих случаях у испытуемых происходит активация левой височной, теменной и премоторной коры, соответствующей анатомическому расположению СЗН, что подтверждает наличие слуховой зеркальной системы. Более того, в премоторной коре наблюдался особый соматотопный паттерн активности: дорсальная часть коры была более активна при выполнении и прослушивании соответствующих звуков движений рук, вентральная — при выполнении и прослушивании соответствующих звуков движений рта. Эта система также активировалась при наблюдении указанных действий. У людей, которые были более эмпатичными, наблюдалась более выраженная активность этой зоны мозга, что указывает на связь эмпатии с работой системы зеркальных нейронов.

Известен эксперимент, в котором двум группам испытуемых предлагали прослушивать короткие фортепианные мелодии (Bangert et al., 2006). В первой группе были пианисты, во второй — люди, не умеющие играть на фортепиано. В ходе сканирования мозга было выявлено, что у пианистов по сравнению с людьми, не играющими на фортепиано, активность СЗН (зоны Брока, зоны Вернике, премоторной и других зон) и соответствующих слуховых и моторных зон была намного выше. (Обновление от 28.05.2017. Нужно иметь ввиду, что, согласно современным представлениям, выделение зон Брока и Вернике, вероятно, устарело. Подробнее: http://neuronovosti.ru/rozenkranzgildenstern_are_dead/). Исследователи пришли выводу, что развитый навык игры у пианистов проявлялся в большей активации системы зеркальных нейронов, а также активации специфических нейронных сетей, характерных, по-видимому, для музыкального мозга.

5. Система зеркальных нейронов участвует в распознавании намерений.

Весьма показателен эксперимент, описанный Blakemore & Decety (2001). Для демонстрации испытуемым были выбраны две условные ситуации: «до чаепития» и «после чаепития». В каждой ситуации демонстрировались три серии кадров (см. рис. 1).

Рис. 1. Верхний ряд кадров — первая ситуация, нижний ряд — вторая. Слева — общий контекст ситуации, в середине — изолированное движение руки, справа — движение руки в контексте ситуации с намерением. Blakemore & Decety, 2001.

В первой была показана общая обстановка кухонного стола, сервированного для чаепития (в первой ситуации) или с признаками конца чаепития (во второй ситуации) — контекст ситуации.

Во второй серии кадров показано движение руки, тянущейся к чашке, одиноко стоящей на столе. Эти кадры призваны запустить в наблюдателе процесс внутреннего моделирования хватательного акта, который будет иметь место в такой ситуации, чтобы в дальнейшем при сканировании мозга отфильтровать эту активность.

В третьей серии кадров то же движение (рука, тянущаяся к чашке) происходило в контексте накрытого стола (т.е. первые две серии кадров «объединялись»). В первой ситуации рука тянулась за полной чашкой, стоящей на накрытом столе. Во второй ситуации — за пустой чашкой, стоящей среди другой посуды, на которой видны остатки еды. Подразумевается, что в первой ситуации человек берёт чашку с намерением выпить чай, а во второй ситуации — убрать грязную посуду со стола.

Рис. 2. Зоны активности отмечены стрелкой. Blakemore & Decety, 2001.

Во время просмотра этих кадров испытуемым проводилось сканирование мозга, после чего в ходе обработки информации были проанализированы и отфильтрованы компоненты, ответственные за зрительную и моторную обработку. В результате исследователи выявили активность в зоне, соответствующей анатомическому расположению СЗН (см. рис. 2). Исследователи предположили, что эта активность соответствует осознаванию намерения человека, руку которого испытуемые наблюдали: для чего человек брал чашку — чтобы выпить чай или чтобы убрать со стола.

6. Активность внутреннего процесса моделирования зависит от компетентности и опыта наблюдателя.

Рис. 3. Цветные видеоролики классических движений балета и капоэйры, исполненных профессиональными танцорами. Двенадцать различных движений для каждого стиля (a -балет, b — капоэйра). Calvo-Merino et al., 2005.

В эксперименте Calvo-Merino et al. (2005) участвовали две группы танцоров: одни профессионально занимались балетом, другие танцевали капоэйру. Испытуемым демонстрировали два видеоролика танцев — балета и капоэйры (рис. 3), во время чего им проводилось фМРТ-сканирование мозга.

В результате было выявлено, что у профессиональных танцоров активность отделов мозга, соответствующих системе зеркальных нейронов (премоторной коры, верхней теменной коры справа, задней верхней теменной коры слева), была значительно выраженнее, когда они наблюдали за движениями танца, которым владели сами (рис. 4-6).

Рис. 4. Calvo-Merino et al., 2005.

Рис. 5. Влияние опыта на нейрональный ответ на наблюдение движений после внесения поправок. Calvo-Merino et al., 2005.

Рис. 6. Calvo-Merino et al., 2005.

Исследователи пришли к выводу, что ответ мозга на наблюдаемое действие зависит от моторных навыков самого наблюдателя. Хотя испытуемые видели одни и те же видеоролики, их мозг реагировал наиболее интенсивно на те движения, которые они могли выполнить сами. Кроме того, по мнению исследователей, СЗН кодирует не просто отдельные компоненты движений, но целые паттерны и комбинации, поскольку движения танцев, которые наблюдали испытуемые, имели много общих мышечных элементов и были в принципе доступны для всех испытуемых. Тем не менее, эти видеоролики вызывали нейрональный ответ, который отличался в зависимости от опыта наблюдателя. Кроме того, было ещё раз продемонстрировано, что моторные зоны, ответственные за подготовку и выполнению мышечного движения, активировались также при наблюдении этого движения. Иначе говоря, система зеркальных нейронов не просто отвечает на визуальную кинематику движений, но трансформирует наблюдаемое движение в специфические моторные способности наблюдателя. Этот вывод поддерживает «теорию подражания» (англ. simulation theory, Gallese & Goldman, 1998).

7. Эмпатическое чувство зависит от умственных установок.

В эксперименте Lamm et al. (2007) авторы исследовали влияние умственных установок на эмпатическое сопереживание чужой боли. В рамках предварительного инструктажа группе испытуемых сообщали, что они увидят видеоролики, на которых будет показан новый метод лечения пациентов с неким неврологическим заболеванием. Метод заключается в том, что пациенты прослушивают специальные очень громкие и неприятные звуки, которые вызывают болевые ощущения. Поскольку метод новый, некоторым из этих пациентов он помог, а некоторым нет. Испытуемых просили наблюдать за лицами пациентов, на которых во время прослушивания пациентами звуков возникало выражение боли. В эксперименте было две пары факторов: во-первых, испытуемым сообщали об успешности (или безуспешности) лечения для пациента, которого они видели на видео; во-вторых, испытуемых во время просмотра видео просили или представить себя на месте пациента, или представить с позиции наблюдателя, как эту боль ощущает пациент. В ходе эксперимента проводилось фМРТ сканирование мозга испытуемых, а также другие измерения, включающие опросники уровня боли, эмоций и эмпатического сопереживания. Авторы оценивали зоны активности мозга, уровень личного дискомфорта испытуемых и уровень их эмпатического сопереживания.

При сканировании была выявлена обширная нейронная сеть, которая активировалась у испытуемых при наблюдении за выражениями лиц пациентов и отражала сенсорную, когнитивную и эмоциональную обработку (рис. 6).

Рис. 6. Гемодинамический ответ при наблюдении за болевыми ощущениями. Lamm et al., 2007.

Было выявлено, что субъективная установка испытуемых значительно влияла на их уровень эмпатического сопереживания и личного дискомфорта. Наибольшее сопереживание, альтруистическая мотивация помощи и наименьший дискомфорт был связан, во-первых, со знанием об успешности лечения, во-вторых, с субъективной «позицией наблюдателя» — когда испытуемых просили не представлять себя на месте пациента, а представить, что чувствуют сами пациенты. Соответственно, когда испытуемые пытались поставить себя на место пациентов (рис. 7), а также если им сообщалось о неэффективности такого болезненного лечения в конкретном случае (рис. 8), при наблюдении за гримасами боли у испытуемых был наибольший личный дискомфорт и наименьшее эмпатическое сопереживание. Более того, в мозгу отмечалась активация центров, ответственных за страх, мотивацию бегства и самозащиты, например, миндалевидного ядра (рис. 9).

Рис. 7. Зоны мозга, активные при постановке себя на место пациента. Lamm et al., 2007.

Рис. 8. Зоны мозга, активные при представлении о безуспешности лечения. Lamm et al., 2007.

Рис. 9. Активность миндалевидного ядра при представлении себя на месте пациента. Lamm et al., 2007.

Иначе говоря, было продемонстрировано, что от того, как человек относится к наблюдаемым эмоциям другого человека, зависит уровень его собственного дискомфорта, эмпатии, и самое главное — мотивация.

8. Эмпатия и работа СЗН лежат в основе гипнотерапевтического раппорта.

Система зеркальных нейронов объединяет в себе нейронные сети, ответственные за подражание, моделирование психических состояний (движений, эмоций, ощущений и др.), распознавание намерений и речь. Эмпатия, в отличие от логического анализа, представляет собой способ мозга воссоздать эмоциональное состояние собеседника, отображая соответствующие сенсорные данные на соответствующие отделы мозга. Современный гипноз можно определить как состояние сознания в совокупности с динамикой сенсорного восприятия, происходящие в рамках особых терапевтических отношений. Эриксоновский гипноз представляет собой, по сути, особый способ взаимодействия людей, а терапевтические отношения — обёртку для эмоциональных и когнитивных элементов этого процесса.

Милтон Эриксон разработал и успешно внедрил в практику множество приёмов, метафорически согласующихся с нейрофизиологией системы зеркальных нейронов. Эти приёмы, в первую очередь, подстройку (гармонизацию), используют все эриксоновские терапевты (Antonelli et al., 2010; Rossi & Rossi, 2006).

литература:

  • Antonelli, C., Luchetti, M. Mirror neurons and empathy: proposal of a novel paradigm for hypnosis. Contemporary Hypnosis 2010; 27(1):19-26.
  • Banert, M., Peschel, T., Schlaug, G., Rotte, M., Drescher, D., Hinrichs, H., Heinze, H. J., Altenmüller, E. Shared networks for auditory and motor processing in professional pianists: Evidence from fMRI conjunction. NeuroImage 2006; 30: 917–926.
  • Blakemore, S. J., Decety, J. From the perception of action to the understanding of intention. Nature , August 2001; 2: 561–567.
  • Calvo-Merino, B., Glaser, D. E., Passingham, R. E., Haggard, P. Action Observation and Acquired Motor Skills: An fMRI Study with Expert Dancers. Cerebral Cortex 2005, 15, 8: 1243 – 1249.
  • Falck-Ytter, T., Gredeback, G., von Hofsten, C. Infants predict other people’s action goals. Nature Neuroscience 2006; 9, 7: 878–879.
  • Gallese, G., Goldman, A. Mirror neurons and the simulation theory of mind-reading. Trends Cogn Sci 1998; 2:493–501.
  • Gazzola, V., Aziz-Zadeh, L., Keysers, C. Empathy and somatotopic auditory mirror system in humans. Current Biology 2006; 16: 1824–1829.
  • Jabbi, M., Swart, M., Keysers, K. Empathy for positive and negative emotions in the gustatory cortex. NeuroImage 2007; 34: 1744–1753.
  • Lamm, C., Batson, C. D., Decety, J. The neural substrate of human empathy: effects of perspective-taking and cognitive appraisal. Journal of Cognitive Neuroscience 2007; 19(1): 42–58.
  • Morrison, I., Lloyd, D., di Pellegrino, G., Roberts, N. Vicarious responses to pain in anterior cingulate cortex: Is empathy a multisensory issue? Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience ,
    Обучение гипнозу:

Вот много говорят о зеркальных нейронах. «Зеркальные нейроны (mirror neurons) - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц» (Википедия). Теория зеркальных нейронов как возможности понимать действия и эмоции других людей подвергается разумной критике за свои чрезмерно глобальные выводы. Пропоненты теории считают зеркальные нейроны создателями нашей цивилизации и причиной аутизма (в случае неполадок в таких нейронах). Факты же таковы, что про эти нейроны именно в человеке, а не обезьяне, известно пока мало, и требуются множество исследований, прежде чем переходить к обобщениям. В конце концов, зеркальные нейроны, – лишь малая часть системы понимания мира вокруг нас. Ведь это невероятная сложная задача, и едва ли наш мозг может осуществлять это с помощью небольшой группы нейронов, расположенных в моторных регионах мозга. И пока вокруг зеркальных нейронов ломают копья, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Во-первых, теория утверждает, что когда мы, например, бьем ногой по мячу, у нас активируются моторные нейроны, для того, чтобы совершить такое действие. Когда мы сами не двигаемся, но смотрим на человека, бьющего ногой по мячу, у нас активируются те же нейроны, хотя и в меньшей степени. Интереснее то, что когда мы просто представляем себе , что сами или кто-то другой бьет ногой по мячу, в мозге происходит то же самое.

Исследования с профессиональными спортсменами доказали, что визуализация (воображение) моторных движений действительно работает. Да, можно, не вставая со стула, воображать, как вы бьете пенальти или берете высоту в прыжке, и ваши навыки в этих действиях станут измеримо улучшаться в реальном исполнении. Выяснились и несколько правил: представлять надо обязательно так, чтобы движения были успешными . Если представлять неудачи, то реальные результаты станут только хуже. Другое правило: визуализация должна обязательно сочетаться с практикой .

Вы можете провести простой эксперимент: вообразить себе, как вы пишите какое-то предложение своей недоминантной рукой. Скорость, с которой вы сможете это делать в своем воображении, будет так же мала, а ваши действия так же неуклюжи, как и в реальности! Если вы поставите себе цель научиться писать этой рукой, то, по мере обучения, ваши действия будут становиться успешнее и легче, как на бумаге, так и в воображении. Это работает именно потому, что при визуализации мы используем те же самые части мозга, которые задействованы и при реальном выполнении физических действий.

Такая невероятная способность не может оставаться невостребованной мозгом: уж слишком она хороша. Поэтому наши сновидения, согласно некоторым исследованиям, представляются именно симуляциями поведения в неясных ситуациях. Эта инсценировка для нас, во сне, представляется реальной, и мы можем безопасно потренироваться, в поисках правильного поведения и эмоционального отношения к этому. Как минимум, половина всех наших снов – симуляция, а 20% сновидений — инсценировка угрожающих событий, где наш мозг рассматривает различные варианты выхода из них. Некоторые сны, которые мы все прекрасно знаем, кончаются неудачей, внушая нам страх и ужас – это неудачный вариант, который, тем не менее, даем нам понимание чего-то важного.

Качество мысленной симуляции ситуации зависит от опыта. Так, профессиональные хоккеисты, которых изучали в одном исследовании, существенно отличаются в симуляции ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, которые знают о нем только понаслышке. Возможно ли, только наблюдая за действиями хоккеистов по телевизору или на стадионе, стать хорошим хоккеистом? Сегодня нет доказательств, что такой путь эффективен. Но качество симуляции будет расти, и как оказывается, это зависит даже от одного опыта взаимодействия , и этот опыт может быть пустячным.

Так, в одном исследовании люди сначала сопоставляли картинки со словами. Они могли видеть слова, например: швабра, щетка, бутылка, и соответствующие им картинки. Люди не знали, что некоторые объекты показывались им в разных ориентациях – так, одним зубная щетка показывалась горизонтально, а другим — вертикально. После этого людей отвлекли на 20 минут, а затем стали показывать на мониторе предложения, по одному слову за раз, и участники должны были нажимать кнопку, чтобы перейти к следующему слову. От них требовалось как можно быстрее решить, осмысленное ли предложение они видят.

Представьте себе: двадцать минут назад человек на секунду увидел картинку зубной щетку, в вертикальном положении, а потом получает предложение: Тетя Роза все же нашла зубную щетку на полу в ванной .

Мы начинаем мысленную симуляцию ситуации на лету, по мере чтения или прослушивания предложения. Когда человек доходит до слов «на полу» — его мозг говорит ему, что если так, то щетка должна лежать горизонтально. Но двадцать минут назад он видел ее вертикальной, и у него в мозге возникает несоответствие образов, и требуется дополнительное время для изменения воображаемой картинки! Все, кто получали такие несоответствующие картинки, демонстрировали задержку во времени реакции.

Это говорит о том, что даже мимолетный опыт меняет процесс воображения, и влияет на понимание. Поэтому если опыт человека в какой-то сфере занимает десятки тысяч часов, то его воображение знакомой ситуации будет существенно отличаться от воображения новичка. Еще это говорит о том, что для понимания мира мы постоянно воображаем его в мозгу – каждый объект, который видим, звук, который слышим и слова, которые читаем.

Симуляция буквально ведет себя также, как и реальность. Попробуйте, идя пешком, представить, что вы едете на велосипеде, крутя педали. У вас не получится делать это одновременно хорошо. Опять же, потому что, одно реальное действие и другое, воображаемое, начинают конкурировать за один и тот же регион мозга.

Но мы можем идти и петь, и вдобавок подбрасывать мячик теннисной ракеткой. Именно поэтому ученые долго не могли понять, почему разговоры по телефону, даже по громкоговорящей связи так сильно влияют на качество управления автомобилем. Казалось бы, вождение требует, в основном, движений рук и ног, и зрения, а разговор – движений рта и слуха. Но разгадка оказалась именно в том, о чем именно идет разговор по телефону. Когда разговор касается пространственных или зрительных аспектов, вождение ухудшается. Вас просят по телефону решить, что делать с дверью на даче, и для того чтобы это сделать, ваш мозг должен представить себе дачу, покосившуюся дверь, и начнет занимать ресурсы именно тех регионов, которые вовлечены в вождение.

Люди, у которых нарушены какие-то моторные функции, как выясняется, хуже понимают соответствующие движения других людей. Так, например, у некоторых пациентов с синдромом Паркинсона ухудшается понимание глаголов, а у больных деменцией – существительных, соответствующих их проблемам. Другие не могут зрительно оценить вес коробок, которые поднимает человек. Это происходит из-за физического ограничения воображения таких действий – ведь чтобы это понять, надо активировать регион в мозге, а он поражен. Это полезное знание, потому что есть гипотеза, что, возможно, путем обучения словам можно улучшить состояние этих больных!

Понимая это, сравнительно легко обнаружить и социально опасные патологии. Так, при показе картинок, изображающих негативные эмоции у людей, и в частности, у детей, можно, используя биометрические данные, понять, ощущает ли смотрящий такие же эмоции, иными словами, переживает ли он эмпатию. У некоторых людей, которых можно назвать социопатами, такая способность физически ограничена – их мозг не может активировать соответствующие регионы мозга, чтобы понять переживания других людей.

Когда мы развиваем свое воображение, вспоминая прошлые события (а мы именно реконструируем их каждый раз) или читая художественные книги, мы начинаем лучше понимать окружающий нас мир . Так, мир Фенимора Купера активирует зрительную система, чтобы видеть, как индеец замер и слился с деревом, заметив оленя, слуховую систему, чтобы слышать, как едва скрипит тетива его лука, обонятельную систему, чтобы чувствовать грибной запах осеннего леса. Моторная кора также активируется, и напрягаются мускулы, как если бы вы сами держали в руках лук с натянутой тетивой. Поэтому чтение хорошей художественной литературы — занятие весьма полезное, по многим причинам, в том числе, и для своего будущего.

Наше воображение – мощная способность. Каждую секунду мы стараемся понять мир вокруг нас, и когда нам это не удается, это потому, что нам сложно это представить. Это удивительно, ведь мы можем представлять даже очевидно несуществующие объекты: единорогов, зомби-вегетарианцев или розовощеких амуров.

Возможно, мы как раз можем это, потому что читали увлекательные (и значит эмоционально-заряженные) книжки про это, или смотрели фильмы. Стивен Кинг, например, умеет увлечь нас и обогатить наше воображение какой-нибудь жуткой гадостью, которой, как мы знаем, не существует, но которую после чтения мы легко можем вообразить (и бояться ее).

Другой подход — тренироваться. Стоит попробовать «королевский» метод улучшения воображения:

«- Не может быть ! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

— Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй еще раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.
— Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!» (Льис Кэролл. Алиса в стране чудес ).

Кроме понимания настоящего, наше воображение готовит нас к будущему, где нам и предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Гарвардских психолог Дэниел Гилберт заметил (Gilbert, 2006): «Самое великое достижение человеческого мозга – его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг – машина предвосхищения, и творение будущего сама важная работа которой он занят ».

Bergen, B. K. (2012). Louder than words: the new science of how the mind makes meaning . New York, NY: Basic Books.

Bosbach, S., Cole, J., Prinz, W. & Knoblich, G. (2005). Inferring another’s expectation from action: the role of peripheral sensation. Nature Neuroscience , 8, 1295-1297.

Gilbert, D. (2006). Stumbling on Happiness . New York: Alfred A. Knopf.

Malcolm-Smith, S., Koopowitz, S., Pantelis, E., & Solms, M. (2012). Approach/avoidance in dreams. Consciousness and Cognition, 21 (1), 408-412.

Wassenburg, S. I. & Zwaan, R. A. (2010). Readers routinely represent implied object rotation: The role of visual experience. Quarterly Journal of Experimental Psychology , 63, 1665–1670.

Weinberg, R. (2008). Does imagery work? Effects on performance and mental skills. Journal of Imagery. Research in Sport and Physical Activity , 3(1), 1–21.

Woolfolk, R. L., Parrish, M. W., & Murphy, S. M. (1985). The effects of positive and negative imagery on motor skill performance. Cognitive Therapy and Research , 9, 335–341.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо