Возврат целевых субсидий проводки бюджетное учреждение. Остатки субсидии на выполнение задания: что нужно помнить при возврате? Отражение операций по возврату целевых субсидий в отчете ф.0503737

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

На примерах рассмотрим различные ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания:

1) если возврат целевых субсидий осуществляется в текущем году, в очередном отчетном периоде;

2) когда выявлены нарушения в использовании целевых субсидий;

3) если показатели госзадания не достигнуты.

Пример 1.

Автономному учреждению была выделена целевая на приобретение научного оборудования в сумме 1 000 000 руб. Оборудование приобретено за 945 000 руб. Остаток средств в размере 55 000 руб. был возвращен учредителю. Какими корреспонденциями счетов отразить данную операцию в учете, если возврат осуществляется:

1) в текущем году;

2) в следующем году?

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 73, 96 Инструкции № 183н будут сделаны следующие записи (в зависимости от ситуации):

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции в текущем году (в году, в котором субсидия предоставлена)

Операции в следующем отчетном периоде (за прошлый год, в котором субсидия предоставлена)

Отражена задолженность перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет (последним днем отчетного периода)

Перечислены средства целевой субсидии в бюджет

Пример 2.

В 2017 году автономному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение книг для пополнения библиотечного фонда в сумме 500 000 руб. На конец года у учреждения имелся неиспользованный остаток в размере 26 000 руб. 1 марта 2018 года учредителем подтверждена потребность учреждения в использовании остатка субсидии в 2018 году на те же цели. Как отразить в учете операции с остатком субсидии?

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 73, 97 Инструкции № 183н будут отражены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции в 2017 году (на последний день отчетного периода)

Отражена задолженность перед бюджетом бюджетной системы РФ в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет

Принято решение учредителя о расходовании целевых средств на приобретение библиотечного фонда в 2018 году

Пример 3.

В 2017 году автономному учреждению была выделена целевая субсидия на ремонт помещений в сумме 2 000 000 руб. Субсидия израсходована полностью. В 2018 году в ходе проведения контрольным органом проверки выявлены нарушения в части расходования целевых средств. Вынесено предписание по возврату в бюджет целевых средств в размере 46 000 руб. Как отразить в учете возврат целевых средств из средств, полученных от приносящей доход деятельности?

По данному вопросу финансовым ведомством даны два варианта отражения операций.

1. Согласно Письму Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803 осуществляется перевод расчетов с КВФО 5 на КВФО 2 следующим образом:

2. В Письме Минфина РФ от 15.08.2016 № 02-05-10/47664 задолженность перед бюджетом и перечисление средств отражаются сразу по КВФО 2:

Пример 4.

Согласно отчету автономного учреждения о выполнении госзадания за 2017 год некоторые показатели не достигнуты. По результатам произведенных учредителем расчетов учреждение обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания, в сумме 865 000 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с п. 178 Инструкции № 183н будут отражены следующие записи.

В случае невыполнения учреждением задания учредителя остаток сумм субсидии должен быть возращен в доход бюджета. В статье изложен порядок отражения данной операции в учете.

Правовое основание для возврата в бюджет сумм субсидий.

Частью 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлено, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания. Аналогичная норма в отношении автономных учреждений установлена п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях).

Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Из них следует, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.

В 2016 году федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля должны обеспечить возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений (п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»).

В отношении учреждений субъектов РФ и муниципальных образований такие правила устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.

В качестве примера такого нормативного акта можно привести Закон Амурской области от 31.08.2007 № 368-ОЗ «О бюджетном процессе в Амурской области», которым установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в очередном финансовом году подлежат возврату в областной бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.

Таким образом, требование о возврате остатка субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя, выдвигается только в случае недостижения учреждением показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. При этом, если учреждение израсходовало суммы субсидий полностью, а показатели, установленные учредителем, не достигнуты, возврат остатка субсидии производится за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.

К сведению

По мнению Минфина, изложенному в Письме № 02-06-07/19436, возврат в федеральный бюджет остатков сумм субсидий на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ и на иные цели.

Заметим, что в отношении возврата остатков сумм субсидий, выделенных из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, Минфин придерживается аналогичного мнения. Так, в Письме от 11.04.2016 № 02-04-09/20394 на вопрос о возврате остатков субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям Амурской области на выполнение государственного задания, при недостижении показателей объема услуг (работ) финансовое ведомство ответило: областное бюджетное или автономное учреждение Амурской области должно вернуть в бюджет указанного субъекта РФ средства в размере, соответствующем недостигнутым показателям объема оказанных государственных услуг, установленным в государственном задании, либо за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, либо (в случае отсутствия таких средств) за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности.

Основания для возврата сумм субсидий.

В Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436 выделено несколько оснований для возврата сумм субсидий в доход бюджета:

  • возврат остатков сумм субсидий, предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевой субсидии.

В бухгалтерском учете операции по возврату остатков сумм субсидий отражаются с применением счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/19436).

Если учреждение перечислило в 2016 году в доход бюджета остатки сумм субсидий без использования счета 0 303 05 000, по нашему мнению, принимая во внимание положения п. 18 Инструкции № 157н, следует произвести исправительные операции и отразить в учете перечисление суммы субсидии в порядке, рекомендуемом Минфином.

Примеры отражения на счетах бухгалтерского учета операций по возврату сумм субсидий в доход бюджета.

Порядок отражения в учете операций по перечислению сумм субсидий в доход бюджета зависит от основания для их возврата (корреспонденции счетов приведены в соответствии с информацией, изложенной в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436).

Невыполнение задания учредителя.

130 4 205 31 560

130 4 401 10 130

Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

510 4 201 11 000

130 4 205 31 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий

130 4 401 10 130

130 2 401 10 130

130 4 303 05 000

130 2 303 05 000

Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета

130 4 303 05 000

130 2 303 05 000

610 4 201 11 000

310 2 201 11 000

Пример 1

Между медицинским учреждением и учредителем на 2015 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 700 000 руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году был выявлен факт неполного выполнения учреждением задания учредителя. Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 50 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка субсидии будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

Возврат неизрасходованного остатка сумм целевых субсидий

510 5 201 11 000

130 5 205 81 000

Начислен доход, поступивший от суммы целевой субсидии, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка целевой субсидии

180 5 205 81 000

180 5 303 05 000

Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

Пример 2

У медицинского учреждения по состоянию на 1 января 2016 года имеется остаток средств целевой субсидии в сумме 5 000 руб. В феврале учреждение перечислило их в доход бюджета, сделав при этом следующую бухгалтерскую запись:

В связи с выходом Письма Минфина РФ № 02-06-07/19436 учреждение оформило бухгалтерскую справку (ф. 0503833) и сделало исправительные записи, отразив в учете возврат суммы субсидии с применением счета 5 303 05 000:

Возврат остатка сумм целевой субсидии в случае нарушения их расходования

Поступили денежные средства в форме целевой субсидии

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислен доход, поступивший от сумм целевых субсидий, на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий)

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

130 2 401 10 130

180 2 303 05 730

Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств

130 2 303 05 000

610 5 201 11 610

Пример 3

В автономном медицинском учреждении проведена проверка целевого расходования средств целевой субсидии в 2014 – 2016 годах. По итогам проверки было выявлено нецелевое использование средств субсидии, выделенной учреждению в 2015 году, в размере 150 000 руб. Расходы, не принятые к зачету, были восстановлены и возвращены в доход бюджета. Поскольку средства субсидии были израсходованы полностью, восстановление расходов происходило за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете ситуация, описанная в примере, будет отражена так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Сторнированы операции по расходам, не принятым к зачету (операции совершаются методом «красное сторно»):

– по сумме начисленных расходов

– по сумме оплаченных расходов

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения

Расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий, отнесены на расходы, совершаемые им в рамках приносящей доход деятельности

Перечислены в доход бюджета суммы, подлежащие восстановлению

В заключение отметим, что бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных ч. 17 и 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, перечисляют в доход бюджета остатки средств субсидий. Возвращаются остатки не только сумм неизрасходованных целевых субсидий, но и сумм субсидий:

  • предоставленных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • в случае выявления в ходе проверки нарушений в части расходования средств целевых субсидий.

Операции по возврату средств в доход бюджета отражаются с помощью счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские записи по отражению таких операций приведены в Письме Минфина РФ № 02-06-07/19436.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Письмо Министерства финансов Республики Татарстан
от 26 февраля 2008 г. N 21-95-82-557
"О возврате субсидий и субвенций прошлых лет"


Документ с изменениями, внесенными:
Письмом Министерства финансов Республики Татарстан от 2 июня 2008 г. N 21-95-83.1-1827

____________________________________________________________________

Финансово-бюджетным
палатам муниципальных
образований РТ
Территориальным отделениям
Департамента казначейства
Министерства финансов
Республики Татарстан

В связи с многочисленными обращениями финансово-бюджетных палат и территориальных отделений Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан по вопросу возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет, предоставленных из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан сообщает следующее.
Возврат осуществляется в два этапа:
I этап: Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет с лицевого счета получателя муниципального района должны перечисляться в доход муниципального района (городского округа, поселения) на счет Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан 40101810800000010001 как дебиторская задолженность прошлых лет по коду бюджетной классификации 1 13 03050 05 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов муниципальных районов и компенсации затрат бюджетов муниципальных районов" (1 13 03040 04 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов городских округов и компенсации затрат бюджетов городских округов") с обязательным указанием кода администратора финансово-бюджетной палаты (Получатель УФК по РТ (Финансово-бюджетная палата)) и ИНН/КПП получателя Финансово-бюджетная палата. Платежное поручение заполняется в соответствии с приказом МФ РФ от 24.11.2004 года N 106н .
II этап: Данные неиспользованные целевые средства, полученные муниципальными образованиями в прошлые года, должны быть перечислены в доход бюджета Республики Татарстан. Для этого необходимо сформировать платежное поручение согласно примера по приложению 1.
При этом в платежных поручениях на перечисление указанных средств в бюджет Республики Татарстан следует указать:
Счет получателя: 40201810900000000002
Получатель: УФК по РТ (л/с 02092011000 Министерство финансов Республики Татарстан)
ИНН получателя: 1654019570
КПП получателя: 165501001
Банк ГРКЦ НБ Респ. Татарстан банка России г. Казань
БИК банка 049205001
в поле 104 - 092 1 18 02040 02 0000 151 "Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов муниципальных районов" (092 1 18 02030 02 0000 151 "Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов городских округов");
ОКАТО: муниципального образования, которым перечисляются средства.
в поле "Назначение платежа" - возврат остатков субсидий и субвенций из бюджета муниципального района (городского округа, поселений) в бюджет Республики Татарстан по коду 000 1 19 05000 05 0000 151 "Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов муниципальных районов" (000 1 19 04000 04 0000 151 "Возврат остатков субсидий и субвенций из бюджетов городских округов") с обязательным указанием кода администратора - первые три знака кода бюджетной классификации - получателя целевых средств и обязательным указанием наименования субсидий, субвенций. Обращаем Ваше внимание на то, что при перечислении указанных средств в назначении платежа необходимо указывать дополнительную классификацию (код цели субсидий) по субсидиям и субвенциям, контролируемым федеральным казначейством и наименование субсидий и субвенций.
В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н , операции по перечислению сумм возвратов неиспользованных целевых средств отражаются администраторами муниципальных образований - получателями целевых средств в учете следующими бухгалтерскими записями:
Дт счета 1 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кт счета 1 21002 151 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
с отражением у органа, организующего исполнение бюджета, кассового выбытия:
Дт счета 1 40201 151 "Поступления в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кт счета 1 20201 610 "Выбытия средств с единого счета бюджета".
При этом в месячном отчете об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (ф. 0503317) указанные операции должны быть отражены в разделе "Доходы":
по графе 16 " Бюджеты городских округов" со знаком "минус" (КБК 1 19 04000 04 0000 151);
по графе 17 "Бюджеты муниципальных районов" со знаком "минус" (КБК 1 19 05000 05 0000 151);
В дополнение напоминаем, что в целях устранения разногласий по данным отчетности органов Федерального казначейства и финансовых органов Республики Татарстан средств# в порядке межбюджетных отношений необходимо осуществлять не позднее трех рабочих дней до окончания отчетного периода (совместное письмо Минфина России от 2 июня 2005 г. N 06-02-06 и Федерального казначейства от 2 июня 2005 г. N 42-7.1-01/2.1-135).
По аналогии должно происходить зачисление остатков субсидий и субвенций прошлых лет, выданных из местных бюджетов бюджетам поселений с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации и кода администратора, утвержденного в решении муниципального района. Коды бюджетной классификации утверждены

На 01.01.2017 на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения имеются остатки различных неиспользованных целевых субсидий, в учете они отражены по кредиту счета 5.205.81. Согласно п. 94 Инструкции к приказу Минфина РФ от 16.12.2010 174н (далее — Инструкция) «отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации) осуществляется по дебету счета 030305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и кредиту счета 020581660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам», кредитовый остаток по счету 5.205.81 увеличивается соответствующей проводкой как на остаток целевых субсидий, который будет возвращен в бюджет, так и на остаток целевых субсидий, потребность в которых имеется. Данная бухгалтерская проводка совершается в первый рабочий день финансового года при наличии на лицевом счете остатков целевых субсидий прошлых лет. Затем, при получении от учредителя Сведений по форме 0501016, согласно п. 93 Инструкции «отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем, осуществляется по дебету счета 020581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 030305730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», кредитовый остаток по счету 5.205.81 уменьшается соответствующей проводкой на сумму субсидий, потребность в которых подтверждена, то есть в кредите счета 5.205.81 продолжает оставаться сумма субсидий, подлежащих возврату в бюджет. Возврат же в бюджет остатков неиспользованных субсидий прошлых лет осуществляется в соответствии с п. 93 Инструкции, в котором указано, что «возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет отражается по дебету счета 030305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и кредиту счета 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», в результате чего сальдо по счету 5.303.05 закрывается. В письме Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436 приведены несколько иные бухгалтерские записи по учету остатков целевых субсидий прошлых лет. Как следует отразить операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Операции с остатками субсидий на иные цели прошлого года бюджетному учреждению следует отражать в порядке, который был предложен Минфином России в письме от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. На данный момент возможность применения данных корреспонденций следует закрепить в учетной политике учреждения.

Обоснование позиции:
Бюджетным учреждениям помимо субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут предоставляться субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления такой субсидии из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий.
Частью 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Учитывая изложенное, можно прийти к выводу: если у бюджетного учреждения по состоянию на конец финансового года остались неиспользованные остатки целевых субсидий, то соответствующие суммы подлежат перечислению в бюджет. При этом, в случае подтверждения потребности в данных целевых средствах, бюджетное учреждение вправе направить данные средства в очередном году на те же цели, на которые в прошедший год они были выделены.
Что касается бухгалтерского учета, то необходимо отметить следующее. Факты хозяйственной жизни регистрируются в учете на основании первичных учетных документов (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации, в частности, о принятых учреждением обязательствах (п. 4 Инструкции N 157н).
В целях обеспечения единого подхода к порядку бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями, в частности, остатков неиспользованных субсидий на иные цели, было издано письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436. Корреспонденции 5 и 8 из Таблицы данного письма описывают порядок отражения в учете бюджетных (автономных) учреждений задолженности перед бюджетом по возврату остатков целевых субсидий прошлого года и операции по подтверждению потребности в данных средствах. Данные операции, согласно письму, должны выглядеть следующим образом
1) Дебет 5 205 81 560 Кредит 5 303 05 730
— увеличение задолженности бюджетного учреждения по возврату неиспользованных остатков субсидий на иные цели, в доход бюджета;
2) Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 205 81 560
— уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в бюджет).
Кроме того, в письме приведена бухгалтерская запись, посредством которой отражается поступление средств от возврата из бюджета целевой субсидии при принятии решения о наличии потребности (если до подтверждения потребности средства были перечислены в бюджет):
Дебет 5 205 81 660 Кредит 5 201 11 610.
Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н были внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174), касающиеся, в частности, порядка отражения в учете операций с остатками целевых субсидий. На наш взгляд, внесенные в Инструкцию N 174н изменения в данной части содержат некоторые неточности (опечатки).
В частности, в абзаце 16 пункта 93 Инструкции N 174н бухгалтерская операция по дебету счета 0 205 81 560 и кредиту счета 0 303 05 730 анонсирована как «отражение задолженности по неиспользованным остаткам субсидий на иные цели (цели бюджетных инвестиций) в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем». Напротив, операция по дебету счета 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» и кредиту счета 0 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» из абз. 9 п. 94 Инструкции N 174н озаглавлена как «отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)».
По всей видимости, путаница возникла между этими положениями Инструкции N 174н. Первая операция, поскольку она, по сути, отражает операцию по увеличению задолженности перед бюджетом по возврату остатка целевой субсидии прошлого года, могла иметь в Инструкции N 174н следующее описание: «отражение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет». Вторая корреспонденция, поскольку, по сути, она не отражает увеличение задолженности перед бюджетом, могла бы иметь следующее описание: «уменьшение задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в части возврата в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (в случае, если остаток средств не перечислялся в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации)».
С учетом наличия противоречий между разъяснениями специалистов Минфина России и положениями, внесенными в Инструкцию N 174н, корреспонденции, необходимые для отражения рассматриваемых операций, бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 4 Инструкции N 174н, и внести соответствующие положения в учетную политику.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (целевая субсидия);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как проводится возврат субсидий в бюджет

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.
  • Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

    Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

    ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

    Условия возврата

    Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  • До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  • При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
  • Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

    В проверочных актах указывается комплекс данных:

    • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
    • тематика проверки;
    • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
    • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
    • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
    • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
    • нормативная база;
    • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
    • список фактических расходов по субсидии;
    • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
    • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
    • признание использования денег целевым или нецелевым.
    • При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

      Как отразить в учете

      При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

    1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
    2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
    3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.
    4. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

      При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

    5. Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
    6. в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).
    7. В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

      В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

      В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

    8. между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
    9. при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
    10. Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

      В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

    11. по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
    12. по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.
    13. Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

      Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

      В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

    14. Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
    15. Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
    16. Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.
    17. Отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет в учете и отчетности бюджетного (автономного) учреждения.

      Вопрос:
      Просим Вас проконсультировать по вопросу оформления документов по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет. Какие забалансовые счета участвуют в данных операциях? Отображение возвратов в ф. 0503737 и ф. 0503723?
      Отразили операции по возврату субсидий прошлых лет и дебиторской задолженности прошлых лет в соответствии со статьей «Формирование квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в 2016 г.» .

      Однако в Теханализе ошибка.


      Помогите устранить ошибку.

      Ответ:
      По общему правилу поступление (возврат) доходов на счет 201 00 (210 03) отражается параллельно на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (пункт 365 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Перечисление (выплаты) денежных средств со счета 201 00 (210 03) и восстановление выплат отражается параллельно на счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (пункт 367 Инструкции № 157н).

      В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поступление доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.

      В текущей редакции приказа Минфина России от 17.12.2015 № 199н пункт 44.1 не содержит подобных рекомендаций, поскольку данное положение включено приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н в Инструкцию № 157н (подп. «а» п. 2.3). Согласно абзацу 2 пункта 365 Инструкции № 157н счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» применяется «и для учета учреждениями операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет» .

      По аналогии в Учетной политике учреждения можно закрепить, что счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» применяется для отражения возврата субсидий прошлого года, поскольку нет другого аналитического признака, по которому можно выделить обороты по возврату доходов текущего года от возвратов доходов прошлых лет.

      Для составления Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяется регламентированный отчет «Ф. 0503737, Отчет об исполнении плана ФХД (действует с 01.01.2016) Правило 737 (2016) .

      Правилом 737 (2016) предусмотрено отражение в строке 591 Отчета (ф. 0503737) оборотов по восстановлению дебиторской задолженности прошлых лет (восстановлению кассовых расходов прошлых лет), учтенных по дебету счета 17 по видам расходов, а также отражение в строке 592 Отчета (ф. 0503737) оборотов по возврату остатков субсидий прошлых лет, учтенных по кредиту счета 18 по статьям аналитической группы подвида доходов, аналогично формируются строки 950, 910 в разделе 4, а в разделах 1 и 2 эти обороты не учитываются.

      Для составления Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8″ применяется регламентированный отчет » Ф. 0503723, Отчет о движении денежных средств учреждения «. Для автозаполнения отчета по данным бухгалтерского учета в 2016 г. применяется Правило 723 .

      Правилом 723 предусмотрено отражение в строке 421 Отчета (ф. 0503723) оборотов по восстановлению дебиторской задолженности прошлых лет (восстановлению кассовых расходов прошлых лет), учтенных по дебету счета 17 по видам расходов, а также отражение в строке 422 Отчета (ф. 0503723) оборотов по возврату остатков субсидий прошлых лет, учтенных по кредиту счета 18 по статьям аналитической группы подвида доходов.

      Учет бюджетных субсидий, предоставляемых учреждению

      В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения бюджетных субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм бюджетных субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

      Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм бюджетных субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

      Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

      Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

      Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

      Начисление сумм доходов.

      По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

      Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».

      Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг».

      Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

      Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

      Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

      Для справки:

      Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении бюджетных субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

      Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

      Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

      Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением.

      В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.
      Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

      Возврат неиспользованных остатков сумм субсидий.

      Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат субсидии в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

      Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

      Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

      Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания. Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате субсидии в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

      Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

    18. возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
    19. возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
    20. возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.
    21. При отражении возврата неиспользованного остатка суммы в учете субсидии применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

      Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436). Как заверить копию документа «надлежащим» образом Пожалуй, нет такого бухгалтера, которому бы не приходилось готовить копии документов: для представления налоговика м статьи 88, 93 НК РФ, во внебюджетные фонд ы статьи 37, 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О […]

    22. Религия и вера в Узбекистане Узбекистан позиционирует себя как светское государство. Но я бы назвала эту страну скорее мусульманской, чем светской, потому что эта религия все-таки преобладает среди населения, а самое главное, в умах людей. Хотя, она не единственная. […]
    23. Эксперты оценили шансы россиян дожить до пенсии Около 17,4 процента мужчин и 6,5 процента женщин могут не дожить до пенсионного возраста в течение предложенного правительством переходного периода. Такие расчеты представил Институт демографии Высшей школы экономики на […]
    24. Закон Приморского края от 28 июня 2007 г. N 93-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края"" Закон Приморского края от 28 июня 2007 г. N 93-КЗ "О внесении изменений в Закон […]
    25. Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, […]
    26. Гост и федеральный закон Об охране окружающей среды: федер. Закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ: в ред. в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от […]
     
    Статьи по теме:
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
    Депортация интеллигенции
    Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо