Виды познания таблица по обществу. Виды знаний егэ обществознание

Общее понятие знаний

«Все люди по природе жаждут знать»

Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.

Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.

В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .

Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .

Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Итак, многозначность термина «знание»:

Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

Знание как познавательно-значимая информация;

Знание как отношение человека к действительности .

Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Виды и формы знаний

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .

Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть:

Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)

Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть :

паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;

антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;

личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.

Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .

По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:

Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .

Слайд 2

План урока.

  • Термин «знание»
  • Виды знаний.
  • Научное познание
  • Социальное познание.
  • Слайд 3

    Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

    • Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности
    • Как познавательно значимая информация
    • Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.
  • Слайд 4

    Виды знаний.

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Научное познание

    Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.

    Антон Чехов.

    Слайд 8

    Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знанийо природе, человеке и обществе.

    Слайд 9

    Проверим домашнее задание:

    В чём состоят особенности научного познания?

    Слайд 10

    особенности научного познания следующие:

    Объективность добываемого знания;

    Развитость понятийного аппарата (категориальность);

    Рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью;

    Проверяемость;

    Высокий уровень обобщения знаний;

    Универсальность;

    Использование специальных способов и методовпознавательной деятельности.

    Слайд 11

    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен,может изучать все в человеческом мире.

    Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

    Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

    Слайд 12

    Проверим домашнее задание.

    Назовите основные уровни и формы научного познания.

    Слайд 13

    Научное познание – уровни:

    • Эмпирический
    • Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.
    • Теоретический
    • Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружениеза видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
  • Слайд 14

    Формы научного познания

    • Эмпирический уровень:
    • Научный факт (событие, физический процесс)
    • Эмпирический закон
    • Теоретический уровень:
    • Проблема
    • Гипотеза
    • Теория
  • Слайд 15

    Методы научного познания

    Эмпирические методы:

    • наблюдение, эксперимент,
    • измерение, описание,
    • сравнение.

    Теоретические методы:

    • Аналогия (сходство в качествах),
    • Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»),
    • Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности(«прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело»)
    • Абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства)
  • Слайд 16

    Сделаем выводы:

    • Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта)
    • Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта.
    • Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.
  • Слайд 17

    Социальное познание.

    Люди существуют друг для друга.

    Марк Аврелий.

    Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

    Слайд 18

    Проверим домашнее задание.

    Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.

    Слайд 19

    Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений

    Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и пониманиеего помыслов, побуждений, намерений

    Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы.

    Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

    Слайд 20

    Особенности социального познания

    1.Субъект и объект познания совпадают.

    2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

    3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

    Слайд 21

    4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

    5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

    Слайд 22

    Особенности гуманитарного познания

    Понимание - (стр. 62 М.М.Бахтин)

    Обращение к текстамписем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений,художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл.

    Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

    Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

    Слайд 23

    Социальный факт

    • Объективный Научный
    • Событие, имевшееместо в определенноевремя, при определенных условиях.
    • Не зависит от исследователя.
    • Может быть не зафиксирован.
    • Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.
    • Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.
  • Слайд 24

    Виды социальных фактов.

    • Действия, поступкилюдей, отдельных индивидов илибольших социальных групп
    • Продукты человеческой деятельности(материальные и духовные)
    • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения,оценки
  • Слайд 25

    Зачем интерпретировать социальный факт?

    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение).

    Прежде всего факт подводитсяпод какое-либо научное понятие.

    Слайд 26

    Сделаем выводы:

    Таким образом, интерпретация социального факта -это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

    Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

    Слайд 27

    Повторим ранее изученное.

    1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером

    А) представления

    Б) понятия

    В) суждения

    Г) умозаключения

    Слайд 28

    2. Критерием (ями) истины является (ются):

    А) соответствие господствующему в обществе учению

    Б) практика

    В) мнение руководства

    Г) всё указанное выше

    Слайд 29

    3. И чувственное и рациональное познание.

    Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
    Структура процесса познания:

    1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
    2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
    3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

    Характеристика основных видов познания



    Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
    Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
    Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
    Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

    Виды знаний:
    Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
    Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
    Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
    Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
    Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
    Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
    Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

    Формы познания

    Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
    эмпирический уровень
    методы:
    – наблюдение;
    – эксперимент;
    – описание.
    теоретический уровень
    методы:
    – индукция (от частного к общему);
    – дедукция (от общего к частному);
    – анализ (разложение целого на части)
    – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
    Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
    донаучное – предпосылки научного знания
    паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
    лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
    антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

    Особенности социального познания:
    - субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
    - ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
    - сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

    При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
    - устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
    - выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
    - изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
    - рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

    Особенности познания средствами искусства:
    - эмоциональная окрашенность;
    - осуществляется при помощи образов.
    Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
    Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

    Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.

    Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.

    Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.

    Что такое знание

    К основным значениям понятия «знание» относятся:

    1. Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
    2. Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
    3. Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.

    Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.

    Классификация знаний

    Рассмотрим основные классификации:

    • по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
    • по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
    • по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
    • по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.

    Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.

    Виды человеческих знаний

    Основные виды знаний в современной классификации:

    1. Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
    2. Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
    3. Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
    4. Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
    5. Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
    6. Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
    7. Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
    8. Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
    9. Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.

    Формы знаний

    Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.

    К основным признакам относятся:

    • рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
    • сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
    • систематизировано – повторяющееся;
    • получается в результате эмпирических исследований;
    • стремится к точности и конкретике;
    • доказуемо и обладает научным языком;
    • не предполагает авторскую трактовку.

    Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:

    1. Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
    2. Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
    3. Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
    4. Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
    5. Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
    6. Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.

    Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.

    Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.

    К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.

    Знание - результат познания действительности
    Виды знаний
    Житейское - базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведния людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
    Эмпирическое - основывается на человеческом опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств.
    Научное - п онимание действительности, достоверное обобщение фактов. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, которые часто приобретают формы формул, графиков, и т. д.
    Практическое - овладение вещами, преобразование мира
    Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
    Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
    Иррациональное - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
    Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
    Познание
    1) Познание - процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных при взаимодействии человека с окружающим миром;
    2) Познание - процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание
    Структура процесса познания:
    Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
    Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
    Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
    Цель - истина (то ради чего осуществляется познавательная деятельность)
    Средства - с помощью чего осуществляется познавательный процесс
    Виды познания:
    Чувственное и рациональное
    Чувственное познание
    В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
    Формы чувственного познания:
    Ощущение-отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол-холодный)
    Восприятие-целостный образ предмета (стол-холодный, гладкий, теплый)
    Представление-чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
    Особенности чувственного познания:
    - отражает только признаки предметов
    - пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)
    - нельзя постичь сущности предметов и их свойств
    Рациональное познание
    Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
    Формы рационального познания:
    1. Понятие-мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-мебель; классификация)
    2. Суждение-форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
    3. Умозаключение-форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит,она летает).
    -индукция- от частного к общему
    -дедукция -от общего к частному
    -аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
    Особенности рационального познания:
    - имеет обобщенный характер
    - носит абстрактный характер
    - активно и целенаправленно
    - связано с речью
    Пути познания
    Научный и ненаучный
    Научный
    Особенности научного познания:
    1. стремится к максимальной объективности
    2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
    3. использует особый научный язык
    4. использует особые методы
    5. проверяемость и воспроизводимость знаний
    6. системность
    7. доказательность
    Уровни научного познания:
    1.эмпирический- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Изучаемые предметы отображаются поверхностно.

    2.т еоретический - выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении. На теоритическом уровне используется абстрактное мышление, с помощью которого изучается суть вещей. На этом уровне происходит обьяснение сути явлений, формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

    Методы научного познания:
    Эмпирические
    наблюдение
    эксперимент
    сравнение
    Теоретические
    анализ и синтез
    воображение.
    выдвижение гипотез
    формализация
    построение теоретических моделей.
    Ненаучный
    а) мифологический
    б)жизненный опыт (обыденное). Получение знаний-побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.Знания-набор сведений.
    в) народная мудрость. Обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
    г)здравый смысл. Стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (Если не знаешь-не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
    д) художественно-образный
    Социальное познание.
    Социальное познание -познание общества.
    Особенности социального познания:
    1. субъект и объект познания совпадают
    2. общество-сложный объект для изучения,так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
    3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента
    4. субъективность изучающегочеловека
    5. многообразие выводов и оценок по одним и темже явлениям.
    Принципы социального познания:
    1. конкретно-исторический подход-рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности -наиболее устойчивые, существенные связи (промышленный переворот)
    2. руководство научными методами.
    3. соблюдение дистанции к объекту-объективность
    4. выбор значимого в явлении
     
  • Статьи по теме:
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
    Депортация интеллигенции
    Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо