В сетевой модели данных значения первичного ключа. Виды моделей данных

6/18 февраля 1863 (Екатеринбург) – 1926 (пос. Усcекирке, Финляндия; ныне пос. Поляна Ленинградской обл.). Живописец, художник-камнерез и общественный деятель.

Сын рабочего-горняка, художника-самоучки Козьмы Денисова, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Петербурге и Москве. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-е удостоился наград за камнерезные изделия на Уральской и Казанской научно-технических выставках, на выставке в Копенгагене (1888) и на Всемирной выставке в Париже (1889).

В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу ОПХ. В частых поездках по Уралу исполнил пейзажи, в которых запечатлел разнообразные явления природы, растительность и геологические особенности края: «Лесной пожар» (1888 и 1897; золотая медаль на Международной выставке в Сент-Луисе в 1904), «Средний Урал» (1894), «Вершина Полюда» (1898), «Шинхан» (1901), «Река Тискос» (1909). В ряде работ, по выражению биографа, запечатлел «портрет камня»: «Камень Узкий на реке Чусовой», «Полюдов камень», «Камень высокий». Писал также виды уральских деревень, сцены добычи и переработки полезных ископаемых: «Кувшинский завод», «Геологический разрез», «Добыча аметистов». Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), С.-Петербургского общества художников (1907, 1908). Одно время был казначеем «Мюссаровских понедельников» (Общества для оказания помощи семействам художников). В 1900–1901 провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми. В 1902 и 1911 организовал в Петербурге выставки «Урал и его богатства», на которых показал свои картины, скульптуры из самоцветов и образцы минералов. С 1902 подписывался «Денисов-Уральский».

В Петербурге продолжал заниматься камнерезным искусством: исполнял фигурки из самоцветов, декоративные чернильницы, пресс-папье, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на фоне акварельной живописи) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал сложные фигуры, составленные из разных камней («Попугай», «Индюк»). В 1912 организовал в Петербурге Общество содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального производства «Русские самоцветы». Открыл ювелирную камнерезную мастерскую и магазин (на наб. Мойки, 42; с 1911 – на Большой Морской, 27); пытался конкурировать с Домом Фаберже.

В 1916 создал серию карикатурных скульптур из самоцветов «Аллегорические фигуры воюющих держав» (восковые формы Г. И. Малышева), которые были показаны им на специальной выставке в Петрограде.

В художественном творчестве и в общественных выступлениях стремился обратить внимание на ценность природных богатств Урала, призывал к рациональному и бережному отношению к его ресурсам. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов съезда горнопромышленников в Екатеринбурге и разработал проект о льготах на промышленную добычу драгоценных камней. В 1917 обратился к Временному правительству с проектом разработки месторождений самоцветов.

Перед революцией поселился на своей даче в финском поселке Усcекирке, близ Петрограда. В мае 1918 поселок был отрезан советско-финляндской границей. В последние годы написал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картой «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску. Судьба и местонахождение большей части этого дара неизвестны, как неизвестно и местонахождение могилы художника.

В Екатеринбурге имеется бульвар Денисова-Уральского. В 2008 в Петербурге учрежден почётный знак «Орден Алексея Козьмича Денисова-Уральского», которым награждаются российские и иностранные граждане за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства.

Представлен в ГРМ («Пейзаж с озером»), в музее С.-Петербургского Горного университета, художественных музеях Екатеринбурга, Перми, Иркутска и в частных собраниях. Большинство камнерезных работ утрачено.

Библиография:

* ХН СССР 3/336; ХРЗ.

Выставка аллегорической группы Мировой войны 1914–1916 гг. А. К. Денисова-Уральского в Петрограде // Огонек. 1916. № 12 (перепечатано: Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 151).

Павловский В. В. А. К. Денисов-Уральский. Свердловск, 1953 (библиогр. и список лит. трудов).

Семенова С. Очарован Уралом. Свердловск, 1978 (список лит. трудов и худож. произв. в музеях СССР).

История фирмы Фаберже / Публ. Т. Ф. Фаберже и В. В. Скурлова. СПб., 1993. С. 75.

Скурлов В. Алексей Козьмич Денисов-Уральский – учредитель Общества «Русские самоцветы» // Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997. С. 296–312.

Будрина Л. А. Страницы творчества А. К. Денисова-Уральского // Известия государственного уральского университета: Гуманитарные науки. Вып. 8. Екатеринбург, 2004. № 33.

Семенова С. А. К. Денисов-Уральский. Жизнь замечательных уральцев. Екатеринбург. 2011.

Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. 148–159.

Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России: Каталог выставки в Московском кремле. 2011. С. 216–233.

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства

Родился в семье горного рабочего, художника-самоучки, чьи работы из самоцветов экспонировались на выставках в Москве, Петербурге, Вене. Учился камнерезному искусству у отца. В 1884 получил от ремесленной управы Екатеринбурга звание мастера рельефного мастерства. В 1880-х экспонировал свои работы из камня на Уральской и Казанской научно-технических выставках, Всемирной выставке в Париже (1889), международной выставке в Копенгагене.

В 1887 по совету писателя Д. Н. Мамина-Сибяряка приехал в Петербург, некоторое время посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1887–1888). Начал заниматься живописью. В поездках по Уралу исполнил множество пейзажей, в которых запечатлел разнообразные природные явления, растительность и геологические особенности края. Картины Денисова-Уральского репродуцировались в различных петербургских журналах и на открытых письмах Общины св. Евгении.

Принимал участие в Весенних выставках в залах ИАХ (1898, 1899), выставках Общества русских акварелистов (1895, 1896, 1898, 1908, 1910), Санкт-Петербургского общества художников (1907–1908). Экспонировал свои работы на многих международных выставках; в 1897 за картину «Лесной пожар» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Сент-Луисе. Провел персональные выставки в Екатеринбурге и Перми (1900–1901) и Петербурге (1902, 1911) под названием «Урал и его богатства».

Одновременно с живописью продолжал заниматься камнерезным искусством: выполнял чернильницы, пресс-папье, фигурки из самоцветов, «наборные картины» (макеты горного пейзажа из самоцветов на акварельном фоне) и «горки» (коллекции камней, соединенных в виде миниатюрных гротов). Создавал ювелирные украшения из золота, изумруда, рубина, жемчуга. В середине 1910-х выполнил из камня скульптурные карикатуры - аллегории стран - участниц Первой мировой войны, которые показал на специально устроенной выставке в Петербурге (1916).

Активно занимался общественной деятельностью. Выступал за развитие отечественной горной промышленности, бережное отношение к природным ресурсам Урала. В 1903 участвовал в I Всероссийском съезде деятелей геологического и разведывательного дела в Петербурге. В 1911 стал одним из инициаторов созыва в Екатеринбурге съезда горнопромышленников. В 1912 организовал в Петербурге общество содействия развитию и улучшению кустарного шлифовального производства «Русские самоцветы». В 1917 обращался к Временному правительству с проектом разработки цветных камней.

В конце 1910-х жил на даче в финском поселке Усекирко под Петербургом; в мае 1918 был отрезан от родины советско-финляндской границей и фактически оказался в эмиграции.

В последние годы создал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». В мае 1924 передал в дар Свердловску свое творческое наследие, состоящее из 400 полотен, и обширную коллекцию минералов и изделий из камня. Однако местонахождение большей части дара в настоящее время неизвестно.

Произведения Денисова-Уральского находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге, Музее горного института в Петербурге и других.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо