Урок на тему роль насекомых в природе. Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект урока

Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека

Выполнила:

Береснева Татьяна Михайловна,

учитель биологии

Велиж

2013

Урок: Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;
  2. проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование:

  1. таблицы с изображением отрядов насекомых;
  2. коллекции насекомых;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация о многообразии и значении насекомых.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока, определение цели и задач.

Ребята! Мы с вами изучили животных, относящихся к типу Членистоногих. Давайте вспомним, какие классы включает этот тип (Ракообразных, Паукообразных и Насекомых).

А какой из этих класов самый разнообразный? (насекомые)

Как показала практика

Обширнее класса нету:

От полюса и до полюса

Они заселили планету.

Именно про эту огромную группу животных идет речь в этом четверостишьи, ведь численность насекомых по разным данным насчитывается от 1,5 до 2,5 млн. видов.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все, что знаем про насекомых, поговорим об их многообразии и той огромной роли, которую они играют в поддержании экологического равновесия в природе. А также узнаем о практическом значении насекомых в жизни человека.

  1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная письменная работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?»).
  1. Насекомые – исключительно водные животные.
  2. Все насекомые способны к полету.
  3. Насекомые – раздельнополые животные.
  4. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.
  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.
  6. Все насекомые растительноядные животные.
  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.
  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.
  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.
  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.

Ответ: 4, 5, 7, 8, 10.

  1. Изучение нового материала (беседа с рассматриванием коллекций насекомых разных отрядов).

Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Каковы общие черты строения всех насекомых? Какие классы животных сходны по строению с насекомыми? В чем преимущество насекомых перед другими беспозвоночными? Почему именно этот класс занял господствующее положение на Земле?

Вспомните, на какие отряды делится класс Насекомых. Кратко охарактеризуйте эти отряды по плану:

  1. Название отряда;
  2. Число видов;
  3. Особенности внешнего строения;
  4. Местообитание;
  5. Типичные представители.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 3 - 4 ученика, каждая группа получает коллекции или картинки насекомых без названия. Затем группы представляют свои отряды, а другие учащиеся исправляют и дополняют.

  1. Самостоятельная работа с учебником (анализ рисунков и текста по § 16 - 19 с заполнением таблицы в тетради «Значение насекомых»).

Значение в природе

Практическое значение для человека

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Ребята! В каких столбцах таблицы получилось больше всего строк с записями? Какой столбец оказался не заполнен? Почему? Представьте себе, что этот класс исчезнет. Отразится ли это на жизни природы или окажется незаметным? Почему вы так думаете? Что должен сделать человек, чтобы эти удивительные создания природы как можно дольше радовали нас своим соседством? На основании анализа данных в таблице и ответов на вопросы, сформулируйте вывод о значении насекомых на Земле и запишите его в тетрадь.

  1. Разгадывание загадок о насекомых с показом презентации (фронтальная работа с классом). Необходимо не только отгадать насекомое, но и определить его принадлежность к отряду.

От простуды лечит мед,

Он здоровье нам дает.

Мед цветочный принесла

Медоносная..................(пчела).

Слайд

Всегда готов к прыжку

Зеленый чудный конь!

Поймать его попробуй

В открытую ладонь!............(кузнечик).

Слайд

В куче мусора живет

Многочисленный народ.

Посмотрите, как хлопочет

Рыжий маленький рабочий!

Вот хвоинку тащит в дом,

Чтоб теплее было в нем.

Очень дружная семья у

У лесного...................(муравья).

Слайд

Две белых, две желтых – четыре салфетки

Сорвались с цветка и уселись на ветке.

Салфеточки белые в черный горошек –

Чудесные крылья порхающих мошек........... (бабочка).

Слайд

Лапками-лопатками работая как крот,

Злое насекомое в земле прорыло ход.

Погибла картошка, нарцисс пожелтел.

Кто у растений корни объел?.............(медведка).

Слайд

Из болота прилетел,

Позвонил и на нос сел.

Надоедливый вампир

На носу устроил пир.............. (комар).

Слайд

Этот жук в воде живет,

Лихо лапками гребет

Замечательный пловец,

Он зовется................. (плавунец).

Плоский, зеленый, похожий на щит

Жук на тоненьком стебле сидит.

Пусть его в руки взять не опасно,

Я не возьму: он ведь пахнет ужасно............. (клоп).

Слайд

Быстрокрылый вертолетик

К нам уселся на цветочек............(стрекоза).

Слайд

Ребята, давайте еще раз вспомним отряды насекомых, которые мы изучили.

Слайд

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторите § 16 - 19, ответьте на вопросы к этим параграфам. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Подготовьте сообщение или презентацию о значении насекомых (по желанию).

Береснева Т.М., учитель биологии


Урок проходит в виде конкурсов. Для участья формируются 3 команды по 6 человек, остальные – болельщики.

I. Представление команд

Команда “Муравьи ”, девиз – “Бессодержательных созданий в мире нет и муравьи вам свой дадут ответ”.
Команда “Жуки ”, девиз – “Жуки гудят, скрипят, пищат и победить сейчас хотят”.
Команда “Стрекозы ”, девиз – “К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки сегодня мы, стрекозы”.

II. Разминка

Каждой команде задается по 5 вопросов.

Вопросы I команде

1. Как по внешнему виду узнать насекомое?
(1 пара усов, 3 пары ног, 2 пары крыльев, 3 отдела тела)

2. Какая бабочка по ночам грабит ульи? Почему укусы пчел для нее безболезненны?
(Бабочка семейства бражников – мертвая голова; укусы не действуют, т. к. тело ее густо покрыто волосками.)

3. Зачем пчеле вентилятор?
(Для охлаждения и во избежание перегрева улья они машут крыльями, приносят и разбрызгивают воду)

4. Если дневная бабочка крапивница садится под крышу сарая или залетает в комнату днем, что это значит?
(Что будет дождь через 1–2 часа)

5. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)

Вопросы II команде

1. Какие насекомые одомашнены человеком?
(Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)

2. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову?
(Жук-чернотелка, бомбардир)

3. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)

4. С помощью каких насекомых человек борется с насекомыми-вредителями?
(Жужелица, божья коровка, наездник, муха-журчалка)

5. Из кого состоит пчелиная семья? Чем они отличаются друг от друга?
(Матка, трутни, рабочие пчелы; отличие в размерах и выполняемых функциях)

Вопросы III команде

1. Сколько видов насекомых обитает на Земле? Каковы среды их обитания?
(2 000 000 видов; обитают повсюду – в воздухе на высоте 1 500–2 000 м, в пресных и морских водоемах, в почве, во всех растениях и животных)

2. Как спасаются насекомые?
(Мухи, бабочки, стрекозы – улетают;
осы, пчелы, шмели –жалят;
жуки – убегают;
кузнечики – прыгают;
клопы, божьи коровки, бронзовики – выделяют жидкость с отвратительным запахом)

3. Какие насекомые являются переносчиками заболеваний человека?
(Малярийный комар переносит малярию;
муха – дизентерию, холеру, дифтерит;
вши – сыпной и возвратный тифы
тараканы – дизентерию, холеру)

4. Какой вред приносят жуки–щелкуны?
(Личинки проволочника вредят посевам сахарной свеклы, кукурузы, моркови, картофеля, пшеницы; живут личинки в почве 2–3 года)

5. Какие насекомые–санитары вам известны?
(Жуки-могильщики, трупоеды)

За каждый правильный ответ учащиеся получают 5 очков.

III. Конкурс “Найди ошибку”

От каждой команды приглашают по 2 человека, учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

IV. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 3 человека. Задание состоит в том, чтобы определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

(За этот конкурс высший бал - 10 очков.)

Ответы на зоошутку: голова мухи, сяжки жука-навозника, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

V. Конкурс “Зоологический музей”

От каждой команды приглашают по 1 человеку (за этот конкурс высший балл – 5 очков).

Участник должен попробовать себя в качестве экскурсовода. Включается видео, идут кадры о разных отрядах насекомых, звук отключен, озвучивают участники. Побеждает тот, кто правильно и интересно справится с данным заданием.

VI. Конкурс “Поймай насекомое”

От каждой команды приглашают по 2 человека, с помощью магнитика они ловят вырезанные картинки с изображениями насекомых (использовалась детская игра “Поймай рыбку”), кто в течении 2 х минут сумеет больше всех поймать и назвать их, зарабатывает 5 очков в этом конкурсе.

VII. Кроссворд

(Кроссворд оценивается в 10 очков.)

По горизонтали:

По вертикали :

Ответы на кроссворд

По горизонтали : 3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.

По вертикали: 1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

VIII. Конкурс болельщиков

За каждый правильный ответ болельщики получают 1 очко.

Пока команды отгадывают кроссворд, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Из членистоногих только насекомые имеют органы выделения в виде …?
(Мальпигиевых сосудов.)

2) Развитие личинок божьих коровок происходит с …?
(Полным превращением.)

3) Назовите жуков имеющих предостерегающую окраску?
(Клопы-солдатики, бронзовики, жужелицы, божьи коровки.)

4) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)

5) Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих и почему?
(Жук-олень – за “ветвистые” рога,
жук-носорог – за твердый вырост в виде рога,
слоники – за ротовые органы в виде хоботка.)

6) Кого называют “пчелиным волком”?
(Роющая оса для своих личинок запасает медоносных пчел.)

7) Какое насекомое слышит ногами?
(Кузнечик.)

8) Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей?
(Нет, в период размножения самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови, необходимой для созревания яиц.)

9) Почему при укусе комара ощущается зуд?
(Ядовитая слюна, попав в ранку, вызывает этот зуд.)

10) Назовите насекомых – вредителей полей, садов, лесов.
(Поля – капустная белянка, свекольный долгоносик, жук “кузька”, озимая совка, колорадский жук; лес – парный и непарный шелкопряд; сад – тля, яблоневая плотожерка, яблоневый цветоед.)

IX. Следствие ведут “нюхачи”

От каждой команды приглашают по 1 человеку, который разбирается в запахах.

Кусочки губки имеют запахи (мяты, укропа, хрена, апельсина). Если правильно назовите все запахи, то из их первых букв составляется название насекомого.

(Муха – отряд двукрылые.)

X. Подведение итогов

Награждение победителей и болельщиков, которые набрали больше всего очков.

Задания вопросники составлены при помощи использования литературы:

1. В. Сабунаев Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976 г.
2. В. В. Нестеров Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969 г.
3. В. А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

«Многообразие и значение насекомых»

Цель: познакомить обучающихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; ознакомить с редкими и исчезающими видами.
Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока :

Образовательная:

- Познакомитьучащихся с разнообразием класса Насекомые

Показать их значение в жизни человека и в природных сообществах

Совершенствовать умение узнавать на рисунках, таблицах

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности класса Насекомые.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающая:

Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать),

Продолжить развитие культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в парах;

Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания

Продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательная:

Способствовать формированию мировоззренческих идей о

целостности мира

Создать условия для воспитания коммуникативности;

Привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

Формировать экологическую культуру учащихся.

Воспитывать чувство гордости за свой край.

Методы:
а) словесные – беседа на основе знаний обучающихся, сообщения семиклассников;
б) наглядные – демонстрация таблиц, слайдов, наглядных пособий, коллекции насекомых, дополнительной литературы;
в) технические – использование ИКТ;

Приёмы деятельности учителя

Эвристическая беседа с использованием знаний учащихся; организация работы с текстом и рисунками учебника, дополнительными источниками информации; организация выполнения творческих заданий, вызывающих эмоциональный отклик: организация работы с интерактивной доской.

Планируемые результаты

Учащиеся понимают, что насекомые хорошо приспособлены к условиям жизни, поэтому столь многообразны; прослеживают их роль в природе и жизни человека.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Мёд полезен (хотя у некоторых людей на него аллергия), а укусы пчёл опасны (хотя используются в лечебных целях).

Оснащённость урока

Таблицы с изображением насекомых разных отрядов, коллекционные экземпляры насекомых, рисунки, рисунки в учебнике, открытки, дополнительная литература – книги и журналы, карточки для проверки знаний и умений, листы для самостоятельной работы, компьютер, компьютерная презентация учителя с музыкальным сопровождением.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают причины многообразия насекомых, используя личный опыт; прослеживают их роль в природе и жизни человека; предлагают способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и переносчиками болезней; выполняют творческие задания.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности, работать с дополнительными источниками, отличать и выбирать стиль речи и письма, эмоционально откликаться на изучаемый материал.

Основные понятия урока

Первичнобескрылые, крылатые насекомые, полиморфизм, относительный характер приспособленности к условиям жизни, круговорот веществ в природе, колорадский жук.

Вид урока: с применением средств мультимедиа.

Источники информации

Основные : Базовый учебник «Многообразие живых организмов» автор Захаров В.Б., Сонин Н.И., Москва «Дрофа» 2012г

с. с. 165 – 169;карточки, компьютерная презентация учителя.

Дополнительные : Интернет-ссылки

1. http: //www/ floranima.ru/classes/2703.html (Насекомые. Общая характеристика. Классификация)

2. http: //zooex.baikal.ru/insecta.htm (Насекомые. Общая характеристика. Роль в жизни человека)

Домашнее задание

Учебник, с. 165 – 169, табл., вывод, подготовить творческий отчёт по уроку.

http: //zooex.baikal.ru/insecta.htm (Насекомые. Общая характеристика. Роль в жизни человека)

Оценки за урок

Всем выставляются оценки за работу в парах, работу у доски; по усмотрению учителя.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Учитель : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна. Сегодняшний урок проведу у вас я.

Посмотрите друг на друга- улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне. И так начинаем.

    Выяснение цели и задач урока

В 5-ой книге цикла «Мир животных» Игоря Ивановича Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?

Послушайте мелодию и ответьте на вопрос: О чём она вам напомнила?

Звучит «Полёт шмеля» - небольшая сцена из оперы «Сказка о царе Салтане», написанная Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым в 1899-1900 годах (Звучит музыка)

Ответы учащихся

О чём же мы будем говорить на уроке? ( О насекомых)

Кто может назвать тему урока? (Многообразие насекомых)

Кто назовёт цель урока? (Изучить многообразие насекомых)

Кто назовёт задачи урока? (Познакомиться с основными отрядами насекомых. Узнать значение насекомых в природе и в жизни человека)

    Изучение нового материала .

Сколько насекомых на планете? ( Много)

На Земле полагают от 2 до 5 млн, для сравнения птиц около 9 тыс. видов, зверей больше 4 тыс. видов.

Скоро лето и они в великом изобилии наполнят наши леса, сады, поля и водоемы. Насекомые на Земле появились в период палеозойской эры около 300 млн. лет назад. Где только не встретишь насекомых! Живут они и на огромных высотах. Встречаются насекомые и в абсолютно безводных пустынях, где никогда не выпадает дождя, и нет никаких растений. Обитают насекомые в условиях вечной тьмы, в пещерах, куда почти не поступают органические вещества. Удивительно, но насекомые могут подниматься в верхние слои атмосферы. Некоторые насекомые приспособились к жизни в тканях растений и в телах животных. Другие перешли к жизни в воде.

ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ ТАК ШИРОКО И ПРОЦВЕТАЮТ? Приложение №1

Да, потому, что им присуще огромное разнообразие форм и необычная плодовитость.

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат)

Среди них есть и наши друзья и злейшие враги, но мы должны с ними считаться, изучать их особенности, потребности и образ жизни. О насекомых слагали песни, сказки, пословицы, стихи.

Выставка книг

Памятники насекомым .

Вот в этом великом разнообразии нам придется сегодня разобраться. Весь класс насекомых делится на 2 группы. Приложение № 2

Беседа учителя об отрядах насекомых.

Показ слайдов.

Работа в парах.

Работа по учебнику .

Мы с вами рассмотрели как можно больше классов и их представителей.

Многие насекомые занесены в Красную книгу Вологодской области:

    Стрекозы – 2 вид

    Равнокрылые – 1

    Сетчатокрылые – 1

    Ручейники – 1

    Двукрылые – 2

    Перепончатокрылые – 6

    Жуки – 1 5

    Бабочки - 28 (Мнемозина, Пеструшка таволговая, Бархатница, Муравьиный лев)

V . Первичное закрепление нового материала.

Распределение отрядов насекомых

1. Божья коровка ■ + 8. Слепень ○ -

2. Жук-олень ■ 9. Пчела ◊ +

3. Кузнечик + 10. Колорадский жук ■ -

4. Муравей ◊ + 11. Комнатная муха ○ -

5. Оса ◊ + 12. Овод ○ -

6. Саранча - 13. Сверчок +

7. Тутовый шелкопряд □ + 14. Шмель ◊ +

15. Бабочка–белянка □ -

Вы должны отметить значками насекомых, которые относятся к:

1. Перепончатокрылым - ◊

2. Двукрылым - ○

3. Чешуекрылым - □

4. Жесткокрылым - ■

Плюсами и минусами отметить:

1. Полезных насекомых + 2. Вредных насекомых -

Работа на партах, на доске «Распределите насекомых по отрядам»

Прямокрылые майский жук

Равнокрылые муха

Жесткокрылые саранча

Чешуекрылые тля

Двукрылые пчела

Перепончатокрылые крапивница

На стенде картины, рисунки:

    Бабочка на цветке.

    Майский жук.

    Клевер и шмель.

    Муравейник.

    Бабочка Аполлон.

    Кузнечик.

На магнитной доске термины:

    Красная книга.

    Грызущий ротовой аппарат.

  1. Отряд Прямокрылые.

    Общественные насекомые.

    Опыление.

Виды насекомых.

    Летающие. Стрекозы, мухи, бабочки.

    Бегающие. Тараканы, вши.

    Плавающие. Жук-плавунец, личинки стрекоз,

    Роющие. Медведка, Термиты, Майский жук.

Задание «Угадайте название насекомого и отряд»

    Крапивница, Бабочки;

    Божья коровка, Жуки;

    Щитник, Клопы;

    Махаон, Бабочки;

    Жук-плавунец, Жуки;

    Тутовый шелкопряд, Бабочки;

    Жук-носорог, Жуки;

    Комар, Двукрылые;

    Оса, Перепончатокрылые;

    Уховертка, Уховертки;

Задание: Внимание! Черный ящик! : В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использования еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике! (Натуральный мед)

А теперь давайте ещё один раз вспомним и перечислим значение насекомых в природе.

Сначала послушаем стихотворение.

Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота В них любовь и сказка, счастье и мечта.

Задание: заполните таблицу «Значение насекомых в природе».

«Значение насекомых в природе»

    Опылители цветковых растений

(В России около 30% растений - цветковые).

2. Почвообразователи (Термины и муравьи).

3. Принимают участие в круговороте веществ.

4. Входят в состав различных пищевых цепей.

5. Знание пищевых цепей позволяет использовать их для борьбы с другими насекомыми – вредителями сельского хозяйства.

1. Многие личинки (гусеницы) насекомых, например гусеницы бабочек, питаются живыми тканями растений, причиняя им существенный вред.

3. Многие насекомые являются переносчиками опасных заболеваний (комары, блохи, вш

Работа в парах по карточкам

Взаимопроверка

Вывод: Насекомые хорошо приспособлены к условиям жизни, поэтому многообразны. Их роль в природе как положительна, так и отрицательна.

Зачем надо изучать эту тему? (Ответы учащихся.)

Где это может пригодиться Вам в жизни? (Ответы учащихся.)

Что Вас больше всего взволновало на уроке? (Ответы учащихся.)

Первая помощь при укусе пчёлами и осами

1.Вынуть жало.

2.Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.

3.Если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

1.не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

2.на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

3.воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

4.осы и пчёлы не любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

5.есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

    Закрепление пройденного материала

Работа на месте по карточкам. Оценивает учитель.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1 вариант

А . К какому классу относят животное, изображённое на рисунке:

1)Паукообразные 2)Ракообразные

3) Насекомые 4)Моллюски

В . Для насекомых характерно наличие

1)Жабр 2)Крыльев 3)Трахей 4) Сложных глаз

5)Внеполостное пищеварение 6) Хелицер

С

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 2 вариант

А . В хозяйственной деятельности человек использует:

1)Бабочек 2)Тутовых шелкопрядов 3)Рыжих лесных муравьёв

4)Рыжих тараканов

В. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи. Запиши последовательность.

А) орёл Б) змея В) кузнечик Г) растение Д) лягушка

С . Почему насекомые самый многочисленный класс?

    Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

    Домашнее задание

Стр. 166 -168 изучить текст,

рассмотреть иллюстрации в учебнике

http ://ru .wikipedia .

ПО ВЫБОРУ

Подготовить творческие работы

по теме “Многообразие насекомых:

  • сообщения

Приложение № 1

ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ,

ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ИХ ШИРОКОЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ПРИРОДЕ

Признак животного

Особенности класса насекомых

Биологическое значение признака

Движение

Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных…)

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на отделы

Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы, брюшка

Способ питания

Разнообразное строение ротовых органов (грызущий, сосущий, лижущий ротовой аппарат)

Возможность использования разнообразной пищи

Ориентация в окружающей среде

Наличие развитых органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, партнеров для размножения

Размеры тела

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступ­ных для других животных

Способ дыха­ния

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Развитие нервной системы

Усложнение нервной системы: раз­витие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов, инстинктов

Приложение №2

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Весь класс насекомых делится на 2 группы

Это низшие или первичнобескрылые и настоящие или крылатые.

Отряды первичнобескрылых:

1. Бессяжковые единственные насекомые без усиков, без осязательных сяжек, нет глаз. Крохотные от о,5 до 2 мм., бесцветные, медлительные жители сырых мхов и пней, питаются более мелкими насекомыми и соками грибов, протыкая их гифы.

2. Ногохвостки самые мелкие насекомые от 0,2 до 6 мм., самые древние. Живут везде – в почве, в парниках, в цветочных горшках, гнезде птиц. Под корой деревьев, на поверхности водоемов. Участвуют в преобразовании трупов людей, животных и растений в перегной, участвуют в почвообразовании. Кормятся спорами грибов, водорослей, лишайников, поедая зеленую мякоть растений, приносят вред полям.

3. Двухвостки от 2 до 50 мм., живут под опавшими листьями, камнями, в гнилых пнях, муравейниках. Без глаз, хвостовые придатки у одних при отступлении задом вперед служат для ощупывания пути, у других для того, чтобы поднести ко рту пойманное насекомое, изогнув над собой зад тела.

4. Щетинохвостки обитают там же, где и двухвостки, имеют фасеточные сожные глаза, прыгают отталкиваясь последней парой конечностей. По строению близки к настоящим насекомым.

Подкласс крылатых подразделяется на насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением .

Распределение видов по отрядам проводят с учетом таких признаков, как характер развития, особенности строения крыльев, строение ротового аппарата Основные признаки некоторых отрядов насекомых представлены ниже.

Насекомые с неполным превращением

Отряд прямокрылые - большинство представителей отряда растительноядны, но встречаются и хищники. Сюда относятся кузнечики , капустянка , саранча . Зеленый кузнечик живет в траве на лугах, в степях. Имеет длинный булавовидный яйцеклад. Капустянка - имеет роющие ноги, хорошо летает и плавает. Наносит большой вред подземным частям огородных растений, например огурцам, моркови, капусте, картофелю и др. Некоторые виды саранчи склонны к массовому размножению, тогда они собираются в огромные стаи и летят на значительное расстояние (до нескольких тысяч километров), уничтожая всю зеленую растительность на своем пути.

Отряд равнокрылые - все его представители питаются соками растений. Многие виды тли причиняют большой вред культурным растениям. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады , размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев..

Насекомые с полным превращением

Отряд жуки , или жесткокрылые, - это самый многочисленный отряд насекомых, до 300 000 видов. Жуки распространены в самых разнообразных условиях суши и пресных водоемов. Их размеры колеблются от 0,3 до 155 мм длины. Многие жуки наносят большой вред культурным растениям. Одним из вредителей картофеля и других растений является колорадский жук , завезенный к нам из Америки. Жук-кузька - вредитель зерновых; майский жук - его личинки повреждают корни деревьев и клубни картофеля; свекловичный долгоносик - поражает сахарную свеклу. Кроме того, сюда относятся жуки-короеды , вытачивающие ходы в коре и лубяных волокнах ценных пород деревьев, а личинки златок и i живут в мертвой древесине, наносят большой ущерб лесопромышленным хозяйствам.

Многие жуки портят запасы пищевых продуктов: гороховая зерновка, жук-хлебное точило , жук-кожеед , повреждающий кожаные, шерстяные изделия. К отряду жуков относится еще маленький жук трубковерт . Очень интересна биология этих жуков. В весеннюю пору трубковерт особым образом надрезает лист до главной жилки. Надрезанная часть листа увядает и теряет упругость. Тогда жук свертывает се кульком и туда откладывает яйца. Образуется нечто вроде сигары. Так у трубковерта выражается забота о потомстве.

Отдельные жуки питаются остатками растений и животных и выполняют в природе роль санитаров, например: жуки-гноевики и гробарики . Некоторых можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. Так, божья коровка уничтожает тлю, а большие зеленые жуки-краскотелы - гусениц.

Жуки бывают чрезвычайно красивы, больших размеров, например жук-олень , или рогач , занесенный в Красную книгу, достигает длины до 8 см, личинки его развиваются в гнилых пеньках около пяти лет и вырастают до 14 см длиной. В водоемах живут разнообразные по размерам и по способу питания Жуки - жук-плавунец, и водолюб черный. Жук-плавунец - хищник, водолюб черный - растительноядный.

Отряд бабочки , или чешуекрылые , - представители этого отряда отличаются разнообразной окраской своих крыльев. Сюда относятся крапивница , капустница , тутовый шелкопряд и др. Среди видов, обитающих на Дальнем Востоке, имеются очень крупные ночные бабочки, которые в размахе крыльев соответствуют ширине развернутой тетради. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками - чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами . Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки - очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядны, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты.

Тутовый и дубовый шелкопряды - их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон , аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз , на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо.

Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями, отличающиеся очень быстрым полетом - бражники , - названы так потом названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающим на ранах и пнях.

Отряд перепончатокрылых - объединяет разнообразных насекомых: пчел , шмелей , ос , наездников , пилильщиков и др. Образ жизни у этих насекомых разнообразный. Некоторые из них растительноядные, так как их личинки (очень похожие на гусениц) наносят большой вред зерновым и другим растениям, например хлебный и сосновый пилильщики . Питающиеся листвой личинки пилильщиков настолько приобретают черты сходства с гусеницами бабочек, что их называют ложными гусеницами. Поразительное приспособление - яйцеклад пилильщиков, служащий для выпиливания в тканях растений кармашков, в которые самки пилильщиков прячут яйца, проявляя тем самым оригинальную заботу о потомстве.

Прекрасными опылителями растений являются шмели . Это общественное насекомое. Семья шмелей существует только одно лето. Гнезда строят в мышиных норках, дуплах, гнездах белки, в скворечниках. Гнездо строит самка, оборудуя восковые ячейки в нем для откладывания яиц. В ячейку помещают запас пищи - смесь цветочной пыльцы с медом. Вышедшие из яйца личинки поедают пищу и через две-три недели ткут шелковые коконы, превращаясь в куколки. Из куколок выводятся рабочие шмели, самки и самцы. К концу лета в крупных гнездах насчитывается до 500 шмелей. Осенью старая матка, самцы и рабочие умирают, а молодые матки прячутся иа зимовку.

Образ жизни ос похож на шмелиный. Они также существуют одно лето. Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней (один из видов роевых ос): они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето уничтожают тысячи пчел.

Из общественных насекомых отряда перепончатокрылых большую пользу приносит пчела медоносная . Она и чудесный опылитель растений, и вырабатывает исключительно полезный продукт питания - мед, а также воск, маточное молоко, широко используемые человеком в парфюмерии. медицине, для изготовления лаков, красок и т. д.

Пчелиная семья - это удивительно сложное целое, в котором все члены семьи очень тесно связаны друге другом. Жизнь и процветание всего рода одинаково невозможны без матки и без трутней, без рабочих пчел. Используя знания о жизни всех членов пчелиной семьи, специалисты-пчеловоды научились создавать для пчел специализированные домики - улья, условия для питания пчел (вывозят на те поля, где выращивают растения-медоносы) и получать при этом не только мед хорошего качества, но и количества.

Представителей отряда перепончатокрылых используют как биологический метод борьбы с вредными насекомыми. К ним относят различных наездников, а также трихограмму, которую выводят искусственным путем

Отряд двукрылые . Сюда относятся всем известные насекомые: мухи , комары , мошки , оводы , слепни и другие похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом . Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.

Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке. Обыкновенный комар (пискун) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный - под углом к ней, высоко подняв задний конец тела. Малярийный комар откладывает яйца в водоем по одному, обыкновенный - пачками, плавающими на поверхности в виде плотиков. Личинки грибных комаров живут в плодовых телах шляпочных грибов.

Мухи , в отличие от комаров. имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда муха откладывает яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок.

Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках нищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на открыто лежащие продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу человека бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид. Поэтому очень важно вести борьбу с мухами. Продукты питания защищают от мух марлей или колпаками, овощи и фрукты перед

Полужесткокрылые : тараканы, термиты, богомолы, клопы.

Вторичнобескрылые : вши, пухоеды, блохи.

Прямокрылые : кузнечики, сверчки, медведки, уховертки, саранча.

Равнокрылые: цикады, тля.

Сетчатокрылые : златогузка, муравьиный лев, поденки, стрекозы, ручейники, веснянки.

Приложение № 3

ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Роль в природе

и жизни человека

Представители

численность

вредителей

с/х культур

Стрекозы (стрелки,

красотки, коромысло)

Жуки (божья коровка,

жужелицы)

Перепончатокрылые

(наездники)

Опылители

растений

Перепончатокрылые

(пчёлы, шмели)

Участвуют в

почвообразовательных

процессах

млекопитающих, птиц,

рептилий, амфибий, рыб

Двукрылые

(мухи, комары)

растений

Прямокрылые

(кузнечики, саранча, сверчки)

(клоп-черепашка)

(белянки, яблоневый цветоед)

(колорадский жук, майский жук, короед,

жук-щелкун)

Переносчики

Возбудителей заболеваний человека и животных

Самки комара (малярия)

Москит (лихорадка)

Мухи (глистные инвазии)

Личинки большого овода

(кожа крупного рогатого скота)

Личинки лошадиного овода

(желудок лошадей)

Вши (сыпной тиф)

Блохи (чума)

Приложение № 4

Приложение №5

ВИКТОРИНА “КТО ЭТО?”

Приложение № 6

« ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ»

    Что такое энтомология? (наука о насекомых)

    Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

    Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский жук)

    Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? Почему? (жук-олень, жук-слоник)

    Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

    Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все входы и выходы)

    К какому отряду относят Платяную моль? (Отряд Чешуекрылые)

    В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в “Сказке о царе Салтане” А.С.Пушкина? (комар, муха, шмель)

    Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое? (майский жук)

    Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

    В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева “Баранкин, будь человеком”? (в бабочку - Махаон, капустницу, муравьев)

    Из какого произведения строчки и о ком идет речь: “Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты, слоны”? (“Тараканище” К.И.Чуковский)

Приложение № 7

РЕБУСЫ

ТАРАКАНОВЫЕ

ПРЯМОКРЫЛЫЕ

Литература:

1.Высоцкая М.В. «Биология. Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. 7 класс» Волгоград: Учитель, 2009г, 448стр

2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс» М: Дрофа, 2012г, 256стр.

3. Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» М: Просвещение, 1986г, 224стр

Интернет – ресурсы:

1.Загадки http://detkam.e-papa.ru/zagadki/11/ , http://riddle-middle.ru/zagadki?cat_id=6

2. Ребусы http://biouroki.ru/rebus/14.html

3. http://biouroki.ru

г
рызущий грызуще -лижущий сосущий лижущий колюще

Должность: учитель биологии.

План урока

Тема: Многообразие насекомых, их значение в природе и жизни

человека.

(2 часа)

Задачи урока:

Методические : характеризовать основные отрядов насекомых, и характеристику класса; особенности организации насекомых, позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, а так же значение насекомых как в природе так и для человека.

Компетентностные : формирование общей культуры учащихся, определяющей, адекватное поведение человека в окружающей среде, исследования новых видов насекомых и изучения их поведения; формирование коммуникативных умений, рефлексивности, поисковые умения, умения рецензировать работы своих товарищей, умение анализировать, делать выводы, правильно выстраивать алгоритм своих действий при создании презентаций, умение классифицировать живые организмы, использование технологии: проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийная приставка; на каждом компьютере, на рабочем столе находится папка с именами учащихся группы; здесь находятся папки для работы со следующими названиями: "наша коллекция"-пустая, "наша презентация"-пустая, "фото насекомых«-изображения, фотографии насекомых; энтомологические коробки, коллекции насекомых

Вид деятельности - проект.

Урок I

Структура урока:

Организационный этап : учитель знакомит учащихся с содержанием программы на урок. Рассказывает о планах на первый и второй урок.

На доске эпиграф « Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (китайская мудрость).

Мотивационная часть : урок начинается с прочтения стихотворения участницы проекта по данной теме 2007года Виктории Попошевой.

ЭНТОМОЛОГИЯ

На этом свете знают не многие
Значение слова “энтомология”.
А эта наука в масштабах огромных
Исследует всюду жизнь насекомых!

И кто-то со смехом вам скажет, быть может:
“Наука вам эта ни в чем не поможет!”
Так пусть же узнает этот невежда:
Без насекомых не будет как прежде.

Зеленых лугов и полей без конца-
Земля наша словно лишится лица!
Лишь голод и смерть – вот то, чего люди
Добьются, когда насекомых не будет!

Мир Членистоногих защиты просит

Для нас они только лишь радость приносят!

И пользы больше, чем вреда.

Давайте мы будем беречь их всегда!

И просмотра презентации о насекомых, демонстрирующий великое многообразие класса шестиногих. Перед просмотром презентации классу предлагается.

Проблемный вопрос: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

После просмотра учитель говорит:

- процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.

Учитель ставит перед классом вопрос:

- вспомните, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?

Ожидаемые ответы обучающихся:

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)

Учитель:

Итак, по данным характеристики Класса Насекомых перейдём к практической части нашего занятия. Нам предстоит повторить характеристики основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в три этапа.

Этап первый. Сделаем виртуальную коллекцию насекомых. Для этого нам понадобится компьютер. Учащиеся рассаживаются по группам (5), согласно названию папок на рабочем столе).

1.жесткокрылые

2.перепончатокрылые

3.чешуекрылые

4.прямокрылые и стрекозы

5.тараканы и двукрылые

Проводится жеребьёвка: группы учащихся получают название одного из отрядов насекомых. Учитель определяет задачу: из папки «фото насекомых» перетащить картинки необходимых насекомых в папку «моя коллекция» (время выполнения 3 минуты). Затем учитель поочерёдно по сети выводит работы групп на экран для всеобщего обозрения. Проводится проверка полученных результатов на предмет соответствия заявленному отряду. Ошибочно занесённые в коллекцию насекомые выделяются (но не удаляются!). На этом первый этап завершается.

Этап второй . Работа с энтомологическими коллекциями.

Учитель обращается к классу с вопросом:

На основе каких данных, вы отнесли насекомых к предложенным отрядам?

Учащиеся отвечают по группам. Группа подходят к коллекционному материалу. Учитель ставит задачу: продолжить задание первого этапа, собирать в пустую энтомологическую коробку насекомых выбранного отряда, при этом дать его характеристику, определить значение. По окончании ответа исправляются ошибки. После окончания этого этапа работы переход к электронной версии и с учётом характеристики каждого отряда её исправления. (В случае обнаружения ошибок неправильные ответы удаляются). Комментирование выявленных ошибок

За несколько минут до конца урока учитель даёт вводную инструкцию к прохождению третьего этапа.

Этап третий . Создание и защита проекта об одном из отрядов насекомых. Учитель комментирует программку, выданную в начале урока, где указаны требования к презентациям и критерии выставления оценок.

Урок II

Ход урока:

Для создания простой линейной презентации отводится 15-20 минут. Защита должна пройти за 3-4 минуты.

Алгоритм демонстрации презентации:

1. Вывод презентации на экран;

2. Выступление (защита);

3. Самооценка;

4. Оценка класса;

5. Оценка учителя

После просмотра, обсуждения и оценки презентаций слово даётся группе обучающихся, которые подготовили заранее сообщение о насекомых нашей Республики Алтай.

В качестве итога учитель предлагает на основе знаний о признаках рассмотренных отрядов выделить признаки присущие всему классу насекомых.

В итоге составляется следующая характеристика:

1) Тело расчленено на три отдела - голову, грудь и брюшко;

2) На грудном отделе 3 пары ног и обычно 2 пары крыльев;

3) Тело разделено на сегменты: грудной состоит из 3 сегментов- передне-, средне-, заднегруди, брюшко из 10 сегментов;

4) На голове расположены крупные фасеточные глаза. К передней поверхности головы прикрепляются усики, которые могут иметь разную форму;

5) Грызущий ротовой аппарат является формой, из которых сформировались все остальные;

6) Брюшко насекомых снабжено различными придатками, располагающимися на самом конце.

Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.

(предполагаемые ответы)

Переносчики заболеваний - мухи, тараканы, комары

Опылители растений - шмели, пчёлы, мухи;

Санитары леса - муравьи

Вредители плодово-ягодных и овощных культур - яблоневая плодожорка, капустная белянка

Переносчики малярии - малярийный комар;

Переносчик сонной болезни - муха це-це.

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

Какие же особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся)

УСЛОЖНЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ТРАХЕЙНОЙ СИСТЕМЫ)

СОЧЕТАНИЕ ПРОЧНОСТИ И ЛЁГКОСТИ НАРУЖНОГО ХИТИНОВОГО СКЕЛЕТА

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Итог : в ходе урока вы проявили необходимые знания не только по биологии, но и по другим предметам, а так же пользовательские умения работы на персональных компьютерах, все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал.

Спасибо всем за интересный урок!

Урок 45 (18)

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: сформировать знания обучающихся о многообразии насекомых.

Задачи:

1)Образовательная: познакомиться с многообразием насекомых; установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека; актуализировать знания учащихся о строении и размножении насекомых.

2)Развивающая: продолжить работу над формированием общеучебных умений работать с рисунками; анализировать, обобщать; работать с тетрадью; учить культуре речи.

3)Воспитательная: уделить большую роль экологическому и эстетическому воспитанию; воспитывать товарищеские отношения, чувства взаимопомощи при работе.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: иллюстрации, аудиозаписи, учебник, рабочая тетрадь, цитаты о насекомых, раздаточный материал.

Основные понятия: первичнобескрылые, крылатые насекомые, общественные насекомые, круговорот веществ в природе.

Ход урока

I .Орг.момент.

II .Мотивация.

Недавно я прочитала в журнале «Мир животных» статью с названием «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней». Как вы думайте, про кого это написано в статье?

А почему эта фраза именно про насекомых?

Действительно, рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты. Но эти существа оказывают огромное влияние на человека. Без насекомых мы не можем прожить. Следовательно, что же сегодня на уроке мы должны с вами выяснить?

Работаем по плану:

    Классификация насекомых.

    Роль насекомых в природе: опылители цветковых растений, почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.

    Значение насекомых для человека.

    Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним, а кто же такие насекомые и как они устроены.

III .Повторение.

Игра «Продолжи ответ»

    Насекомые относятся к типу…

    Живут насекомые …

    Тело покрыто…

    Ходильных ног у насекомых…

    Назовите части тела.

    Назовите количество крыльев.

    Глаза насекомых… (сложные)

    Нервная система состоит из…

    Кровеносная система состоит из…

    Дыхательная система представлена…

    Выделительная система представлена…

    Оплодотворение у насекомых…

    Между личинкой и взрослой особью…

Молодцы ребята!

Но а сейчас « Третий лишний»

Сердце, сосуды, мальпигиевы сосуды.

Трахеи, жабры, зеленые железы.

Циклоп, дафния, краб.

Паук, скорпион, муравей.

Муха, двухвостка, ламинария.

Молодцы ребята, справились с заданиями.

Минутка отдыха.

А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза, подумайте о прекрасном, о хорошем.

Раздать зеленые квадраты!

И так, открывайте глаза, Что вам напоминает зеленый цвет?

(Лето, много насекомых, они чем-то заняты, они все разные.)

IV .Новая тема.

Итак, ребята, начинаем знакомиться с группами насекомых. Работа с текстом, делаем схему.

Все они делятся на две группы: первично-бескрылые и крылатые.

1.К первично-бескрылым относятся просто организованные насекомые, например, чешуйницы, ногохвостки (учебник стр.164), двухвостки – каждый ее видел. Киреев Данил нам сейчас расскажет, что ему известно о двухвостках.

2.Крылатые насекомые – более высокоорганизованные животные. Их поделили на две группы: насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением.

Насекомые

С неполным превращением С полным превращением

Отряд прямокрылые Отряд ручейники

Отряд термиты Отряд бабочки

Отряд тараканы Отряд жуки

Отряд стрекозы Отряд блохи

Отряд равнокрылые Отряд перепончатокрылые

Отряд поденки Отряд двукрылые

Отряд клопы

Отряд вши

Признаки, на основе которых проводится разделение на отряды, являются строение ротовых частей.

Выступление групп.

Молодцы ребята, выяснили.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем –

Четыре лишь крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.

А. Фет.

Ребята, про кого эти замечательные строки? Правильно, о бабочке.

А какую роль играют бабочки в природе? Они опылители. А зачем нужно опылять растения?

А это что же звук? (включить полет шмеля)

А что делает в природе шмель? Какова его роль?

Он не только опыляет растения, но еще и больно кусается, или правильно сказать жалит. А каких еще жалящих насекомых вы знаете?

Подумайте, как нужно поступить, если вас ужалила пчела или оса.

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

Меры предосторожности.

Но несмотря на отрицательную роль пчел, они делают и доброе дело, производят мед, который очень полезен.

Велико значение насекомых, особенно муравьев и термитов в почвообразовательных процессах. Эти насекомые разрыхляют почву, вентилируют ее, увлажняют, обогащают перегноем, разрушают растительные и животные остатки.

Насекомые – одно из важнейших звеньев в круговороте веществ в природе, входят в цепи питания.

Растения – тли – муравьи – синица – хищные птицы.

Составьте свою цепь питания.

Насекомые – вредители животноводства.

Слепни – кровососущие двукрылые.

Оводы – откладывают яйца на теле, тем самым вызывают истощение, понижение удойности, ценности кожи.

Насекомые – вредители растений. Земляная блошка, огородная белянка, капустницы, тля.

Итак, ребята, много сегодня мы с вами узнали о насекомых?

Теперь мы с вами понимаем, почему так говорят о насекомых? «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней».

Сегодня на уроке мы это и доказали.

V .Закрепление.

Ответим на вопросы:

    К каким последствиям привело бы полное исчезновение насекомых?

    Какую положительную роль играют насекомые в природе, нужно ли их охранять?

    Отрицательная роль насекомых в жизни человека.

Очень много вы сегодня работали. Давайте выставим оценки.

VI .Домашнее задание.

Страницы учебника164 – 167. Составить цепь питания.

Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

    Если поднимется температура, появиться отек – надо обратиться к врачу.

Меры предосторожности.

    Не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения.

    Осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками.

    Варенье в походе нужно есть очень осторожно, чтобы оса, пчела не ужалила слизистую оболочку рта.

    Есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо