Технология устройства дорожек и площадок. Организация транспортного и пешеходного движения при благоустройстве межмагистральных территорий

Практически в каждом саду имеются дорожки, которые не только украшают его, но и делают комфортным передвижение по саду.

Дизайн садовых дорожек должен соответствовать стилю сада, газонов, цветников и архитектуре дома.

Строительство садовых дорожек – занятие довольно простое в том случае, если соблюдать все основные этапы данного процесса и если правильно подобрать строительный материал.

Наиважнейшие этапы строительства дорожек садовых

Основными этапами в данном занятии является проектирование будущего объекта, подготовка для него ложа и подбор материала, необходимого для строительства.

В процессе проектирования необходимо разработать схему прокладки объекта на участке. При этом следует учитывать стиль, в котором выполнен сам участок. Так, к примеру, для сада, выполненного в классическом стиле, подойдут прямые дорожки, а их пересечения рекомендуется делать под прямым углом.

Если же сад выполнен в так называемом пейзажном стиле, то здесь уместно будут смотреться дорожки с изгибами, плавными пересечениями. Помимо этого при проектировании необходимо учитывать удобство пользования ими, привычки тех людей, которые будут по ним прогуливаться.

Необходимо подготовить ложе для будущей дорожки: снять грунт, утрамбовать, засыпать щебнем и песком.

После того как создание проекта подошло к концу, можно перейти к следующему этапу, а именно к подготовке ложа для будущей дорожки. Для этого следует разметить место для садовых дорожек и снять с данной территории грунт. Грунт необходимо вынимать на такую глубину, которой будет вполне достаточно для укладки основания объекта и для финишного слоя.

Строительство дорожек садовых выполняется с учетом того, что они должны выступать над грунтом сантиметра на 2-3. Дно полученного углубления следует хорошенько утрамбовать, а затем уложить слой щебня высотой сантиметров 10-15 и опять-таки все хорошенько утрамбовать. Если строится дорожка для подъезда автотранспорта, то слой щебня следует увеличить до 20-30 см. Сверху на данный слой необходимо насыпать песок слоем в 3-5 см и разровнять.

После этого можно смело приступать к финишному этапу , а именно к подбору отделочного материала и, конечно же, его укладке. Лучше всего использовать такой материал, который прекрасно впишется в общий стиль садового участка.

Кроме того, отделочный материал лучше приобретать высокого качества, твердый, надежный и морозостойкий. Затем следует выбрать метод укладки подобранного материала.

При применении метода укладки, в котором фигурирует смесь из песка и гравия либо заливка бетонным раствором, немаловажно учитывать все необходимые пропорции ингредиентов, для того чтобы не допустить разрушения в сезон заморозков. Перед тем как начать укладывать отделочный материал, следует установить бордюры. Они бывают бетонными либо из пластика.

Вернуться к оглавлению

Зачастую для декорирования садового участка применяют некоторые дизайнерские задумки.

К примеру, можно сделать различные разветвления садовых дорожек, идеально выровненные газоны или же газоны с высотными перепадами. По всему периметру объекта можно выполнить растительные бордюры, например, из земляники.

Шикарно смотрятся небольшие постройки, цветники вдоль садовых дорожек.

Зачастую дорожки украшают миксбордерами, которые представляют собой рабатки, обладающие довольно большой шириной и имеющие различные формы.

Подобные рабатки необходимо засаживать многолетними цветущими растениями, период цветения у которых протекает в различное время. Желательно, чтобы растения были разного размера.

Технология рабаток такова: на заднем плане следует посадить самые высокие растения, далее среднерослые и ближе – низкорослые и стелющиеся сорта. Если же высадить газон между миксбордером и , то на выходе получится шикарный садовый участок.

Как правило, при создании дорожек применяют пару направлений:

  1. Классическое, или регулярное.
  2. Пейзажное, или ландшафтное.

Дорожки, выполненные в ландшафтном стиле, основаны на натуральных видах природы, на сочетании в их планировке декоративных сортов растений и на применении естественных форм.

Классический же тип является архитектурным, т. е. он основан на сочетании формы и красок разнообразных декоративных растений, а также на получении высокохудожественного эффекта.

Данный стиль зачастую применяется для облагораживания территорий центральных парков, больших садов и скверов в городах.

Строительство дорожек садовых следует тщательно продумывать еще на стадии разработки проекта возведения дома, в этот же момент и нужно определиться с направлением, которое будет лежать в основе будущего строительства.

Это необходимо для того, чтобы удачно расположить сад, дворик; дорожки, которые будут соединять отдельно расположенные элементы садового участка, постройки и т. д.

Садовые дорожки не только являются очень удобным местом передвижения, но и украшением сада.

Вернуться к оглавлению

Мощеные садовые дорожки и укладка плитки тротуарной

Специально для подъездной дороги, как правило, строят мощеные садовые дорожки. Такие дорожки превосходно будут выглядеть и в случае, когда цоколь постройки выполнен из такого материала, как кирпич.

Тротуарную плитку укладывают на выровненные щебеночные, песчаные или бетонные основания, учитывая условия эксплуатации, которые и определяют схему укладки.

Мощеные садовые дорожки дополнят стиль садового участка. Дорожки можно мостить клинкером, или, как его иначе называют, дорожным кирпичом. Клинкер является материалом, обладающим шероховатой поверхностью, толщина его составляет всего 4 см.

Данный материал не входит в разряд недорогих, поэтому применяется для не очень часто. Наиболее популярным материалом является тротуарная плитка.

Толщина каждой плитки колеблется в пределе 4-10 см, а длина 10-28 см, ширина же 9-20 см. Специально для необходимо выбрать плитку толщиной в 6 см, а для подъездов – 8 см.

Сегодня производители предлагают материал самой разнообразной формы и оттенка, а так же материал, покрытый природной крошкой. Поэтому дорожку можно выкладывать из плиток как одного оттенка, так и различных цветовых гамм, делая причудливые узоры.

Для того чтобы уложить плитку, следует использовать смесь из цемента и песка. Порой применяют и щебень в том случае, когда необходимо сделать оформление автомобильной площадки.

При использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка.

Но при использовании щебня имеется риск того, что дорожка впоследствии просядет. Избежать данной неприятности поможет георешетка. Ее высота может быть самой различной, и зависит она только от того, какая сила нагрузки предполагается на дорожку.

Георешетки выпускаются песочного, зеленого и черного оттенков. На слой гравия необходимо установить данную решетку и закрепить специально предназначенными для этого клиньями.

Сверху она присыпается слоем из щебня или же камня, а затем следует уложить слой геотекстиля. Последний слой нужен для того, чтобы избежать в дальнейшем вымывания песка. На геотекстиль уложите состав на основе цемента, а уже на него – плитку тротуарную.

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.

Технология устройства дорожек и площадок .

При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.

Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.

Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.

Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.

Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.

Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.

2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.

Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;

5 класс - дороги для конной езды ;

6 класс - хозяйственные дороги и проезды;

Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.

Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:

Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Типы покрытий для дорожек и площадок

Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.

Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:

Прессования;

Вибропрессования;

Вибропроката;

Вибрирования.

Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.

Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.

Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,

Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.

Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.

Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.

Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.

После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.

Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.

Освещение территории.

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.

При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.

Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.

Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.

При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.

Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.

Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.

Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
- ширина должна быть не менее 60 см;
- тип мощения зависит от их назначения;
- с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
- тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
- строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

Устройство пешеходных дорожек и площадок

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.









11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Раскладка плит или булыжных спилов.
4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
13. Устройство газона в швах между плитами.

Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
18. Полив.

Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

Устройство автомобильных дорожек и площадок.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.



7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.

5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
13. Установка опалубки.
14. Устройство деформационных швов.
15. Заливка бетона М300.
16. Демонтаж опалубки.
17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
14. Уплотнение катком.
15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
16. Уплотнение катком.

Установка бордюрного камня

Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

Технология производства работ по установке бордюрного камня:

1. Разбивка территории.
2. Отбивка вертикальных отметок.
3. Выемка грунта до твердого основания.
4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
11. Устройство бетонных замков.
12. Затирка швов раствором.

В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

Елена Русу является руководителем компании

Практически в каждом крупном городе России имеются велодорожки, нооо нигде не видел, чтобы они были выполнены правильно.

Для начала определяемся, зачем нужен велосипед в городе. У велосипеда есть два основных предназначения: спортивно-развлекательное и транспортное. С первым все понятно. На велосипедах народ катается в парках и на набережных. Почти все велодорожки, что у нас строят, обслуживают как раз спортивно-развлекательную функцию велосипеда. От этого многие стереотипы, которые прочно вбиты в головы чиновников и простых людей. Например, часто можно услышать: «Зачем делать велодорожки, если у нас кататься можно только 3 месяца в году?». То есть, человеку даже в голову не приходит, что ездить на велосипеде можно в любую погоду. Транспортной функции велосипеда у нас практически не уделяют внимания. А зря. В той же Москве по разным данным от 2-х до 5 миллионов велосипедов (точной статистики нет), и многие люди могли бы использовать велосипед как альтернативу общественному транспорту или личному автомобилю. Но основная проблема заключается в инфраструктуре.

При бурном развитии техники велосипед и другие транспортные средства в ближайшие годы получат новую жизнь. Уже сейчас электрические велосипеды позволяют без труда передвигаться по городу даже с непростым рельефом. Электросамокаты компактны и маневренны. Каждый год придумывают все новые индивидуальные средства передвижения по городу, так что мне сложно предположить, кого мы встретим на велодорожках через несколько лет. Возможно, они в скором времени утратят название «велодорожки», а станут полосами для индивидуального низкоскоростного (до 25 км/ч) транспорта.

Но вернемся в настоящие. Большинство людей не могут использовать велосипед для повседневных поездок, потому, что это небезопасно. Сейчас правила дорожного движения предписывают велосипедисту ехать по дороге. Учитывая общую низкую культуру вождения, велосипедист на дороге подвергается риску. Некоторые велосипедисты стараются ехать по тротуарам, это допускается правилами, но неверно. Так как на тротуаре опасности уже подвергается пешеход, особенно дети, на которого может налететь велосипедист.

Именно поэтому очень важно для велосипедистов создать отдельную инфраструктуру, чтобы они не пересекались ни с машинами, ни с пешеходами. И безопасность – это первое, что надо учитывать, когда мы говорим о проектировании велодорожек.

Удивительно, но главными противниками развития велодвижения, являются автомобилисты. Казалось бы, они должны быть первыми, кто должен требовать хорошей велоинфраструтуры. Ведь многие, кто сейчас использует автомобиль, пересядут на велосипед, если это будет безопасно и удобно. Будь я заядлым автолюбителем, я бы уже давно митинги проводил под окнами Департамента транспорта с требованием делать велодорожки и удобные парковки для велосипедистов. Все на велосипед, а я без пробок буду на машине ездить;)

В России сейчас нет никакого опыта развития велоинфраструктуры. Наши города только столкнулись с этим. В ближайшие годы многому предстоит научиться. Будет хорошо, если мы обратимся к опыту разных стран и учтём его.

Вот в Хельсинки, столице Финляндии, о проблеме с транспортом задумались ещё 30 лет назад. Тогда был создан велосипедный департамент при администрации города. Собственный департамент для великов! А в Москве, к примеру, первая велодорожка появилась только в 2011 году на проспекте Вернадского. А первая велосипедная полоса и вовсе появилась совсем недавно. Правда, пока работает всё далеко не идеально.

Водители всё никак не привыкнут, что велодорожка – это не полоса для парковки.

Кстати, согласно поправкам в ПДД, движение на автомобилях по велосипедной дорожке и полосе облагается штрафом в 2000 рублей. Вопрос только в том, как тщательно сотрудники ГИБДД будут это контролировать. Возможно, стоит им напоминать о том, что бюджет государства можно пополнять с помощью нового штрафа.

Одна из худших велодорожек в мире находится в Москве на Пятницкой улице. Какой идиот ее придумал, история умалчивает. Надеюсь, его уже скормили крокодилам. Сделать дорожку посередине узкого тротуара – это надо же додуматься до такого…

На пересечении дорожки и улицы нет никаких опознавательных знаков для водителей. Нет никаких знаков, цветовых обозначений и даже лежачего полицейского.

Кроме всего прочего, дорожка начинается из ниоткуда и уходят в никуда.
В других странах тоже дураков хватает. Некоторым кажется, что для того, чтобы сделать велодорожку, достаточно нарисовать краской линии на тротуаре. Вот в Вильнюсе сделали такое. Как вам?

Плохих примеров можно привести много, но не хочу тратить на них ваше время. Давайте разбираться, какими должны быть правильные велодорожки.

Недавно “Городские проекты перевели” и издали целую книгу«Проектирование городских велодорожек» . В книге есть множество примеров, схем, иллюстраций того, как нужно делать велодорожки. Если вдруг в вашем городе мэр задумал развивать велодвижение, обязательно подарите ему такую книгу.

Самое главное, необходимо помнить, что велосипедист – это отдельный участник дорожного движения. Он не хуже автомобилей или пешеходов. И инфраструктура для велосипедистов нужна отдельная. У нас часто к велосипедисту относятся либо как к пешеходу на велосипеде, либо как к маленькому автомобилю, предлагая пользоваться уже существующей инфраструктурой. Это невозможно. Большинство людей отказываются от поездок на велосипеде по причине безопасности. И лишь грамотная инфраструктура позволит людям пользоваться велосипедом как альтернативой общественному транспорту или личному автомобилю.

Велодорожки бывают нескольких типов.

Тип первый – односторонние защищённые велодорожки. Они расположены на уровне проезжей части и отделены от неё барьером, как эта велодорожка в Дублине. В качестве барьера могут быть столбики, клумбы или делиниаторы.

А эта дорожка в Праге отделена от проезжей части парковковкой

В Нью-Йорке – столбики, парковка и клумбы.

Отделение бордюром

В России с физическими барьерами большие проблемы, так как они зимой мешают убирать снег. Здесь надо искать какое-то другое решение.

На правильной велодорожке есть разметка, всем участникам дорожного движения должно быть понятно, что это зона велосипедистов. Если же не нашлось средств на столбики, дорожка от дороги обособляется разметкой. Автомобилисту должно быть четко понятно, что это велодорожка, и въезд на нее запрещен.

Один из главных гарантов безопасности и комфорта – ширина велодорожки, от которой будет зависеть, разъедетесь ли вы со встречным велосипедом, сможете ли обогнать впереди едущего. Минимальная рекомендуемая ширина велодорожки составляет 1,5 м. Но в зонах интенсивного велодвижения её следует увеличить до 2 метров. Ширина буферной зоны парковки должна составлять метр. Отличные велодороги в Пекине;) Но это отдельный случай, так как раньше в Китае велосипед был вообще основным видом транспорта.

Потенциально опасные точки правильно выделять цветом, разметкой и знаками «Уступи дорогу велосипеду».

Люки и канализационные решетки не должны препятствовать движению велосипеда. Например, решетки ливневой канализации должны быть такими, чтобы колёса велосипеда в них не проваливались.
Очень важный и опасный момент – пересечение велодорожки с автобусными остановками. Здесь дорожку рекомендуется прокладывать за остановками общественного транспорта, чтобы велосипедисты не мешали подъезду транспортных средств и посадке пассажиров.

Тип второй – приподнятые велодорожки.

Они проложены выше уровня проезжей части и могут быть с односторонним или двусторонним движением.
Как уже сказал, такая велодорожка должна проходить выше уровня проезжей части – например, на уровне тротуара или на промежуточном уровне. Дорожка должна быть отделена от проезжей части бордюром, зелеными насаждениями или уличной мебелью. Чтобы пешеходам было понятно, что это велодорожка, надо использовать другое покрытие.

Отдельно для России надо заметить, что покрытие тротуара не должно уступать по качеству покрытию дорожки. Часто встречаю ситуации, когда на велодорожке идеальный асфальт, а на тротуаре кривая плитка. Потом все удивляются – а чего это пешеходы идут по дорожке?

Дорожка должна быть безбарьерной, никаких бордюров!

Если велодорожка проходит вдоль полосы для парковки, то рекомендуемая ширина буферной зоны для выхода пассажиров составляет 0,9 м. Такая ширина позволит предотвратить столкновение велосипедистов с дверьми машин

Тип третий – двусторонние велодорожки.

Это обособленные зоны для велодвижения в обоих направлениях, но расположенные на одной стороне дороги. Преимущество таких велодорожек в том, что они предотвращают движение велосипедистов по проезжей части навстречу потоку. Разметку, как и в предыдущих случаях, обязательно наносить по всей длине.

Рекомендуемая ширина двусторонней велодорожки составляет 3,7 м.

Для выполнения поворота с велодорожки необходимо предусмотреть зону ожидания для поворота в два приёма. Опять же, дорожку следует обособить столбиками и прочими разделителями.

При проектировании велодорожек необходимо учитывать перекрестки и разграничить зоны, предназначенные для разных видов транспорта. Продуманная схема позволит сократить время ожидания для велосипедистов.

Обязательно должны быть оборудованы зоны остановки у светофора. Согласно американскому исследованию, 77% велосипедистов чувствуют себя в большей безопасности, если на перекрёстках есть такая зона.

Длина зоны обычно составляет от 3 до 5 метров. Стоп-линия указывает место, где должны остановиться автомобили.

Кстати, светофор для велосипедистов обычно загорается на несколько секунд раньше, чем светофор для машин. Это позволяет велосипедистам набрать скорость и безопасно занять свою полосу за перекрестком.

Зоны остановки следует выделять цветным покрытием, например, как в Лондоне.

Безопасную траекторию на перекрёстках велосипедистам указывает разметка. Разметка должна быть выполнена из белого противоскользящего и светоотражающего материала. Вот перекрёсток в Нью-Йорке:

Перекрёсток в Нидерландах.

На перекрёстке можно использовать стрелки, символы «Велосипедист» и цветное дорожное покрытие.

Правильным в деле проектирования велодорожек будет предусмотреть зоны ожидания для поворота в два приёма. Зоны ожидания маркируются символом велосипеда и стрелкой, которые указывают требуемое направление движения и расположение велосипедов.
Такая зона размещается в защищенной части дороги, обычно на полосе для парковки или между велосипедной полосой и пешеходным переходом.

Но также зона ожидания может размещаться у края поперечной дороги на парковочной, а не на автомобильной полосе или в кармане, выделенном из тротуара. Нелишними будут дорожные знаки и велосипедный светофор.

На подъезде к перекрёсткам велодорожки организовывают таким образом, чтобы избежать столкновения велосипедистов с поворачивающим транспортом.

Обычно для этого перед перекрестком завершается ограждение защищенной велодорожки или полоса для парковки, после чего велосипедная полоса смещается ближе к автомобильной полосе или совмещается с ней.

Если велодорожка прерывается незадолго до перекрестка, то на нем следует предусмотреть традиционную велосипедную полосу, зону остановки у светофора или совмещенную полосу для движения велосипедов и поворота.

Если велодорожка переходит в велосипедную полосу, то ее рекомендуемая ширина составляет 1,8 м. За 9–15 м до завершения буферной зоны велодорожки необходимо запретить парковку автомобилей.
Пересечение проезжей части велосипедистам упрощают велосипедные светофоры. Это обычный красно-жёлто-зелёный светофор, оборудованный пиктограммой велосипеда.

Светофор в Амстердаме

Парковка, затрудняющая видимость, должна быть запрещена не менее чем за 30 м до перехода и не менее чем через 6 м после него.

Что делает велодорожку наиболее заметной? Конечно же, цвет. Как следует из опросов, припаркованная на зеленой полосе машина становится слишком заметной, поэтому водители предпочитают не парковаться в этих местах.

По краям цветной дорожки наносится стандартная белая полоса, улучшающая видимость в ночное время.

Цветное покрытие должно быть выполнено из противоскользящего и светоотражающего материала. Кроме этого, необходимо установить знаки «Уступите дорогу велосипедисту». Зоны перестроения могут выделяться прерывистым цветным покрытием.

Если нет возможности сделать велодорожку целиком цветной, надо хотя бы сделать её таковой на проблемных участках и перекрёстках, как в Копенгагене.
Еще немаловажный вопрос: из чего делать разметку? Наиболее распространённый способ устройства разметки – это нанесение краски, в которую могут добавлять микрошарики и светоотражатели. Это наиболее дешевый и недолговечный материал, а при намокании краска становится скользкой.

Эпоксидная смола и метилметакрилат более долговечны. Но смола чувствительна к влаге и температуре, долго сохнет, а второй вариант дороже смолы и обычной краски.

Термопластик в качестве материала для покрытия долговечен и прост в нанесении, но это недешевый вариант. При этом срок его службы составляет от 5 лет, так что это компромиссный вариант и наиболее востребованный.

Хотя есть ещё и цветной асфальт, но он требует трудоёмкого обслуживания. И как минус – нет светоотражающих свойств.

Вот в Нидерландах, к примеру, чаще используется цветной асфальт и цветная дорожная плитка.

При правильном построении инфраструктуры должна быть учтена и система велосипедной навигации.
Сюда входят знаки подтверждения, поворота, принятия решений. Навигационные указатели может дополнять навигационная разметка. Очень хорошие знаки в Амстердаме. Всё как надо

А еще во многих странах на дорожках ставят счетчики, чтобы понять, сколько по ним ездит велосипедистов.

Наглядно показывает эффективность дорожек.
К сожалению, до сих пор любая попытка как-то улучшить велосипедную инфраструктуру встречается не только недоумением чиновников, но и острым неприятием со стороны автомобилистов и пешеходов. Как правило, они уверены, что велодорожки только усугубят транспортную ситуацию, и вообще, зачем нужен ещё один полноценный участник дорожного движения, если в городе и так места мало.

На самом деле, это всего лишь миф. Осенью я писал о том,как изменилось движение в Нью-Йорке после того, как ряд улиц города реконструировали под нужды велосипедистов.

Оказалось, что после того, как на дорогах открыли велосипедные полосы, число аварий сократилось (в том числе и тех, в которые попали велосипедисты), а скорость движения автомобилей не только не уменьшилась, но и выросла на некоторых участках за счёт того, что многие просто пересели на велосипеды.

Вот стандартная схема изменения нью-йоркских улиц, по которой Департамент транспорта города действует с 2007 года.

Как видите, автомобильные полосы урезаются и сужаются, зато появились выделенные полосы для автобусов и велосипедов, а одна из парковочных полос была смещена для защиты велосипедистов и подверглась озеленению. Так, например, поступили с Первой авеню. Эти меры не только снизили число аварий и увеличили количество велосипедистов на 160% (что в свою очередь улучшило экологическую обстановку), но и благотворно повлияли на местный бизнес: продажи в магазинах и кафе, расположенных в зоне “велосипедного ренессанса”, резко выросли.

Можно продолжать упорствовать, а можно проводить подобные эксперименты в России. Тогда каждый сам сможет убедиться в том, что его город станет уютнее, безопаснее и привлекательнее не только для него самого, но и для туристов, студентов и инвесторов.

Как я уже писал, в дело велосипедизации страны огромный вклад вносят“Городские проекты” . И благодаря книге “Проектирование городских велодорожек”, средства на перевод и издание которой мы собрали все вместе на Планете.ру, наконец-то можно создать правильную велоинфраструктуру.

Теперь велосипедисты и им сочувствующие могут не просто возмущаться, что им плохо ездится, а прочитать, как именно надо сделать, чтобы всем было хорошо и удобно, и со знанием дела требовать от городской администрации нормальную велодорожку. Хороших примеров у нас в книге как раз много.

Все, кто к велодвижению неравнодушен, могут теперь приобрести «Проектирование городских велодорожек» в интернет-магазинах, например на“Озоне” , или в обычных оффлайновых книжных. Те, кто участвовал в сборе средств на публикацию, в самое ближайшее время получат свои лоты со всеми полагающимися бонусами в виде автографов, экскурсий и прочего. Ну и, по традиции, книжка отправится в городские библиотеки, администрации, ВУЗы и другие места, где принимаются решения по поводу того, какими будут наши города

КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

ТР 72-98

МОСКВА - 1998

Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия".

Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.

Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта.

1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.

1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные.

1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на .

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы:

дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на .

2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.

2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.

Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней

Размеры, мм

2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см2.

2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные - из бетонных или железобетонных плит.

2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров.

Машины для уплотнения грунтов

Марка машины

Тип катков

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

связный грунт

несвязный грунт

ДУ-31А (Д-627)

Самоходный, на пневматических шинах, статический

ДУ-29 (Д-624)

Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом

Прицепной вибрационный

3.8. Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или экскаваторов ЭО-2621, ЭО-2626 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

3.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

3.10. При устройстве дренажей проверяют: уклон подушки; качество фильтров обсыпки; плотность соединения звеньев труб в стыках; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщина слоя песка; влажность и степень уплотнения песка.

3.11. К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

3.12. Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу "от себя" с соблюдением проектных уклонов.

3.13. Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с .

3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.

3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня.

3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на .

3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой.

После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см.

3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.

3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2.

3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.

Модель, тип, марка

Основные конструктивные особенности

Щебеночные смеси

Укатываемые бетонные смеси

толщина уплотняемого слоя, м

жесткость бетонной смеси

толщина уплотняемого слоя, м

число проходов по одному следу

Самоходные статические гладковальцевые

Самоходные вибрационные гладковальцевые

Самоходные пневмоколесные на спецшасси

Самоходные комбинированного действия

3.27. При устройстве покрытий из литых бетонных смесей роль опалубки могут выполнять бортовые камни, а при их отсутствии используют инвентарную металлическую опалубку.

3.28. Опалубка должна быть установлена строго по отметкам на участке длиной, обеспечивающей устройство покрытий в течение смены и иметь герметичные стыковые соединения.

При односкатном профиле дороги опалубку устанавливают на всю ширину покрытия, при двухскатном - на половину ширины.

3.29. Литая бетонная смесь доставляется на строительный объект только в автобетоносмесителях. Во время движения автобетоносмесителя бетонная смесь должна перемешиваться.

На объекте бетонная смесь требуемой консистенции выливается из автобетоносмесителя на подготовленное основание.

3.30. После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона или различного специального оборудования.

3.31. В конце рабочей смены устраивают поперечный температурный шов. Шов устраивают в виде упорной доски толщиной 5 см или металлического шаблона, обернутых пергамином, на полную ширину и высоту укладываемой полосы дороги.

Закрепляется доска (шаблон) к грунту и бетону с помощью металлических штырей. Перед возобновлением работ установленная доска (шаблон) снимается.

3.32. Температурные швы можно нарезать в отвердевшем бетоне на всю толщину покрытия, они должны иметь ширину 10 мм и заполняться в верхней части на 1/3 толщины резино-битумной мастикой, в нижней - сухой цементно-песчаной смесью состава 1:3.

3.33. Уход за бетоном нужно осуществлять сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита.

3.34. В случае когда бетонное покрытие устраивается непосредственно по песчаному основанию, на это основание укладывается полиэтиленовая пленка с целью сохранения толщины бетонного покрытия.

3.35. Декоративные бетонные покрытия получают при помощи бетонных смесей, приготовленных на цветных заполнителях, цветных цементах или пигментах, а также благодаря различным технологическим приемам в процессе их устройства.

3.36. Выбор и количество вводимых пигментов определяется лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя при подборе состава цветных бетонов с учетом применяемых материалов.

3.37. Из цветного бетона устраивают как однослойное покрытие, так и верхний слой двухслойного толщиной 6-8 см.

3.38. Для лучшего сцепления слоев перед укладкой смеси поверхность нижнего слоя очищают от пыли и грязи, увлажняют и обрабатывают тонким слоем цементно-песчаного раствора (1:3).

Деформационные швы в двухслойном покрытии должны быть совмещены в плане.

3.39. Свежеуложенный цветной монолитный бетон требует специального ухода. Наиболее оптимальными материалами для ухода являются светонепроницаемые пленки, песок, дорнит.

3.40. Для нанесения рисунка на поверхность покрытия используют различное оборудование, а также специальные матрицы, валики, щетки.

3.41. Строительство сборных покрытий выполняется из железобетонных плит, размеры и качество которых должны соответствовать ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 .

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо