Состав чисел от 3 до 7. Конспект занятия «Состав числа три

Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.

Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10

А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.

Урок по математике в 1 классе по теме: « Состав числа 3 ».

Задачи урока:

Правильно писать цифру 3; соотносить цифру и число предметов;

Формирование умения образования чисел в пределах трёх, числового ряда чисел, устных вычислительных навыков; умение записывать результат сравнения чисел, используя знаки: ,

Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей и закономерностей, коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

Воспитание мотивации к учению.

Ход урока.

    Организационный момент.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Отгадайте загадку: В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка.)

Сегодня на урок к нам пришёл Незнайка, а пришёл он к нам с заданием, ему в школе задали д\з, а он не может с ним справиться. Поможем ему?

    Коррекционные упражнения на развитие мышления, зрительного, слухового восприятия.

На доске выставлено 10 геометрических фигур: большой красный квадрат, маленький красный отрезок, 7 маленьких красных квадратов, 1 маленький зеленый квадрат.

В стране Математика случилось большое недоразумение: собралось несколько фигур вместе на семейный праздник и вдруг решили, что одна фигура «лишняя».

Подумайте, какая фигура могла быть лишней. (Лишняя фигура - большой красный квадрат.)

Почему, вы решили, что она лишняя. По какому признаку вы определяли? (по размеру). Если это семья маленьких фигур, то лишний - большой красный квадрат.

Лишняя фигура – отрезок.

Почему, вы решили, что она лишняя. По какому признаку вы определяли? (по форме). Если это семья квадратов, то лишний - отрезок.

Лишняя фигура - маленький зелёный квадрат. Почему, вы решили, что она лишняя. По какому признаку вы определяли? (по цвету). Правильно, если это семья красных фигур, то лишний - маленький зеленый квадрат.

Как вы думаете, как можно назвать эту семью так, чтобы ни одна фигура не была лишней? (Геометрические фигуры.)

Как вы думаете, мы справились с заданием? Помогли Незнайке?

    Актуализация пройденных знаний, устная разминка.

Давайте посчитаем членов этой семьи.

Какая фигура будет началом отсчета? (Большой красный квадрат.) Давайте хором посчитаем геометрические фигуры. (счет до 10 и обратно)

Какие числа мы уже записываем цифрами? Поставьте цифры.

Упражнения в запоминании цифр, счёте предметов. Соотнесение цифры и множества предметов.

Учитель показывает цифровые карточки 2,1,3. Учащиеся показывают соответствующе множество предметов.

Учитель показывает множества предметов. Дети - соответствующую цифру.

Учитель показывает множества предметов. Дети - на один предмет меньше, больше.

    Сообщение темы урока.

А сейчас внимательно посмотрите на доску.

Сколько вагонов на доске? 2

Что изменилась? Сколько вагонов стало? 3

Как получить число 3? к 2+1=3

Значит, если я к 2+1, то получу какое число? 3.

С каким числом, мы будем работать сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?

Посмотрите, на доску.

Что принес Незнайка? (яблоки)

Сколько их? 3

Какого они цвета? Какого размера?

По каким признакам можно их разбить на группы? По размеру и по цвету.

Как можно получить число 3? (1+2) или (2+1)

Сколько шариков? (Три.) На какие части их можно разбить? По какому признаку? Придумайте примеры про шарики. (1+1+1=3; 2 + 1;)

Итог: - Как получить число 3? (проговаривают примеры)

Физминутка: Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

И с него свалилась вниз!

Сколько груш было? 3

Сколько стало? 2

А что произошло? Съели 1 грушу.

Так как же из 3 получили 2? Как это записать примером? 3-1=2

    Работа в тетрадях.

Письмо в воздухе числа 3.

Какая цифра написана на верхней строке?

Сколько цифр написано?

Сколько отступили клеток вправо от написанных цифр?

Сколько нужно написать вместо точек?

Запишите цифру 3 три раза. Вправо отступите 1 клетку и запишите ещё цифру 3 три раза.

Посмотрите на строчку ниже. Какие цифры изображены слева?

Как думаете, какая будет следующая цифра? 3

Какие цифры написаны справа? Какой цифры не хватает? 3 стоять она будет перед 2.

А теперь встали все и отдохнём.

Физминутка: Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт – моет ушки, щёчки трёт,

Убирает Хомка хатку, и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка сильным хочет стать.

    Закрепление.

Сколько кругов на первой полке? (На первой полке один красный круг.)

Запишите это число цифрой 1.

Сколько кругов на второй полке?

На второй полке два маленьких синих круга. Запишите это число цифрой 2.

Давайте сравнить число фигур на первой и второй полках.

Число один меньше или больше, чем число два. Читаю запись слева направо: один меньше двух. Выбираю значок «

Сколько синих треугольников на 1 полке?3. Запишите это число цифрой 3.

Сколько красных треугольников на 2 полке? 2 . Запишите это число цифрой 2.

Три больше или меньше 2? Какой значок поставим? Больше.

Сколько красных квадратов на 1 полке? 1

А на 2 полке? 3

1 меньше или больше 3? Какой знак поставим.

А теперь все записи прочитаем.

Составление и решение задачи по рисунку.

    Итог урока.

С каким числом мы сегодня познакомились?

Какой цифрой оно обозначается?

Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, что бы им было, не только понятно, но и интересно. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Я уже рассказывала в своем блоге о дидактических играх, которые я использую не только на занятиях, но и в индивидуальной работе. Сегодня хочу рассказать еще о некоторых.

Игры на состав чисел.

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности) .

Состав числа мы начинаем изучать в старшей группе. Материал для деток сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Состав числа – это два меньших числа для одного числа. Вот несколько вариантов дидактических игр. Многие идеи заимствовала у вас, дорогие коллеги.

1 вариант «Прищепки».

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» - одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания!

2 вариант «Весы»

Можно играть в весы, которые с двумя чашечками. На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3. Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка. Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.

По фотографиям становиться понятно, как можно усложнять содержание данной игры по мере знакомства с ней.

3 вариант «Математический цветок»

(идея Екатерины Смирновой или Лидии Карпенко) .

4 вариант «Поймай рыбок»

(увидела у Татьяны Романевич) .

Помимо ознакомления с составом числа, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с азами геометрии. Разобраться с многообразием линий им поможет следующая игра.

Игра «Такие разные линии»

Цель: Познакомить с основными геометрическими понятиями: точка, линия, луч, отрезок, угол. Учить различать ломаные, кривые линии, линии замкнутые и незамкнутые.

Вариант 1. Детям предлагается разделить все картинки на стопочки. В одну стопочку – незамкнутые, в другую замкнутые.

Вариант 2. Посели в домик. В этом домике живут ломаные линии, в этом прямые, а в этом кривые.

Вариант 3. Раздели карточки на 5 групп (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые) .

И конечно, развитие математических представлений трудно представить без развития логики. С этой целью использую широко известные игры «Тангам» «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Благодаря этим играм, и тем которые я уже описывала в рубрике моего блога «Дидактические игры», мне удается заинтересовывать детей математикой, делать познание увлекательным. Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Методика ознакомления детей с составом числа

Методика ознакомления старших дошкольников с составом числа

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей начинают, знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. (5- это 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц, подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины и толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и т. п., а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки.

Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины т. п.

Варианты заданий. Составить группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 карандаш красный, 1 карандаш зеленый, 1 карандаш синий - всего 3 карандаша) .

Составить группу из разных игрушек или вещей (1 кубик, 1 матрешка, 1 заяц, 1 погремушка – всего 4 игрушки) .

Составить группу из моделей геометрических фигур разного вида (1 квадрат, 1 круг, 1 прямоугольник, 1 треугольник – всего 4 фигуры) .

Подобрать указанное число картинок, на которых изображены предметы, объеденные родовым понятием (1 кофточка, 1 платье, 1 пальто – всего 3 предмета одежды) .

Выполнить указанное количество разных гимнастических упражнений (1 раз присел, 1 раз поднял руки вверх, 1 раз хлопнул в ладоши – всего выполнил 3 упражнения) .

Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее – с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие одежды, третьи – посуды) .

Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов.

Дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка – всего 3 предмета посуды».)

Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей? ») постепенно подменяют общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Кака получилось у тебя 4 игрушки? »

Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, варьируются не только вопросы, но и порядок их постановки. Дети могут сказать, по скольку разных предметов, а потом назвать общее их число или сначала сказать, сколько всего, а затем – по скольку разных предметов.

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3? »

Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3.

Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (четыре, пять) предмета! » Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора? » и т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 – это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовыми понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1шкаф, 1 буфет – всего 6 предметов мебели) .

В работе с детьми 6 -7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур – 1 круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) ; распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единица счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: одна группа голубых флажков, еще одна – розовых, еще одна – желтых и еще одна – синих») .

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2 – 3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других – из 7 предметов посуды, у третьих – из 7 разновидностей овощей и т. д.) .

Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например, на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней – из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого) .

Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей? », «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер, и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля? »

Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько единиц содержится в числе 7? ». Работу по этой теме проводят на 6 -7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих – во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течении всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

www.maam.ru

Состав числа. Карточки и презентация.

Posted on by Антонина Алексеевна

Обучающие карточки и презентация «Состав числа» для учащихся 1 классов, хорошо подойдут в качестве наглядного материала при изучении темы «Состав чисел первого десятка».

На каждой карточке число и его состав в виде сложения различных предметов. К каждому числу изготовила карточки со всеми возможными вариантами состава данного числа.

Презентация «Состав числа» создана в программе Microsoft PowerPoint. Она аналогична карточкам. Если быть точнее, то это карточки созданы на основе презентации.

Но, презентация интереснее чем карточки тем, что второе слагаемое появляется с анимационным эффектом. При желании эффект анимации можно заменить или вообще удалить.

Карточки «Состав числа»

Чтобы скачать карточку щелкните на картинку и она увеличится (дождитесь загрузки) , затем щелкните еще раз и сохраните на свой компьютер.

Материал с сайта nachalo4ka.ru

Интерактивная презентация и карточки с аналогичным оформлением по теме «Состав чисел первого десятка. Числовые домики.»

Презентация и карточкиподойдут для уроков математикив 1 классеи для занятий с дошкольниками.

  • Закрытые окошки с составным слагаемым открываются по щелчку на любое окошко, в любом порядке.
  • Переход на следующий слайд по кнопке справа.
  • Состав чисел 3, 4, 5 – здесь объясняем, закрепляем и повторяем переместительный закон сложения (например, 2+1 и 1+2 одно и то же) .
  • Состав чисел от 4 до 10 представлен двумя вариантами слайдов. На одном слайде за закрытым окошком второе составное слагаемое, на другом слайде – первое составное слагаемое.
Презентация online

скачать презентацию

Карточки «Числовые домики»

Настранице размещены образцы карточек в уменьшенном размере, скачайте карточки архивом в полном размере по ссылке ниже. Для ознакомительного просмотра щелкаем на картинку правой кнопкой мыши, изображение увеличится.

В комплекте с карточками картинки закрытых окошек для вырезания. При индивидуальной работе закрытым окошком можно прикрыть окошко с числом.

Если Вам понравились презентация и карточки, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Подробней nachalo4ka.ru

Состав чисел для дошкольников - Математика и логика - Развитие ребенка с IQsha.ru

В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 - это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 - это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу.

Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.

Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой - это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 - это 3 и? 5 это 2 и?

Как помочь ребенку запомнить состав чисел?

Маленькие хитрости

Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 - это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число.

Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 - это 2 и сколько?, нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

Больше практики

Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество.

Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».

Программное содержание:

- познакомить с цифрой и составом числа 3;

Закрепить геометрические фигуры;

Учить расчленять сложную геометрическую фигуру на простые;

Учить находить цифру 3 среди множества других цифр;

Развивать мелкую моторику рук путем лепки предметов из соленого теста.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: сказочный герой Жихарка, Картинка с изображением светофора. Картинки из геометрических фигур (елочка, домик, цыпленок), геометрические фигуры, цифры, соленое тесто, цветной картон.

Раздаточный: цифры, геометрические фигуры, соленое тесто, цветной картон.

1. Организационный момент . В гости приходит Жихарка.

2. Знакомство с цифрой и составом числа 3.

Жихарка предлагает детям назвать цифры стоящие на доске (дети называют).

Затем загадывается загадка:

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на тебя.

(Светофор.)

Выставляется картинка с изображением светофора.

Дети считают огни светофора. Сколько всего огней? На какую геометрическую фигуру они похожи? (Ответы детей).

Выставляется цифра 3.

Выгнув шею-

Гусь и только,-

Цифра три

Спешит за двойкой.

Дети пишут цифру три в воздухе. Затем находят ее у себя на столе и показывают ее Жихарке.

А как же мы получили число 3? (1 огонек +1 огонек +1 огонек).

3. Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

4. Учить расчленение сложную геометрическую фигуру на простую.

Выставляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дети их называют.

Затем выставляются картинки с изображением предметов из геометрических фигур.

Из каких геометрических фигур состоит домик? Елочка? Цыпленок? (Ответы детей). Сколько всего картинок у нас? Сколько огней у светофора? (Ответы детей).

5. Развитие мелкой моторики рук путем лепки предметов из соленого теста.

По образцу детям предлагается вылепить цифру 3 из соленого теста.

6. Рефлексия.

Выставка готовых работ.

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

Умения дошкольника писать и считать очень пригодятся ему в первом классе

Как наглядно объяснить дошкольнику состав числа?

Для успешного освоение математики в школе следует постараться научить сына или дочку простейшему счету до поступления в школу. Начинать нужно с представления чисел и их графического обозначения – цифр. Последних всего десять – от 0 до 9, и число 10 состоит из цифр 1 и 0, которые обозначают количество чего-либо (конфет, кубиков, яблок).

Выучить цифровой ряд до 10 туда и обратно в ходе игры и практических действий можно за несколько вечеров. Чтобы малыш сразу усвоил, как он формируется, важно объяснить, что каждое последующее число отличается от предыдущего в сторону увеличения (при счете от 0 до 9) или уменьшения (при счете в обратном направлении). Это научит его отличать порядковые и количественные числительные (например, четвертый в числовом ряду или четыре предмета).

Увлекательное и эффективное обучение счету

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа



Счеты помогут изучить все числа. Можно применить их, играя в магазин

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками



Карточки с цифрами можно легко изготовить самостоятельно

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков



Числовые домики можно рисовать в тетради или изготовить их из цветной бумаги, в окошки домика ребенок будет ставить необходимые карточки с цифрами

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 - это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.



Если развесить карточки по всему дому, то можно повторять хоть цифры, хоть буквы в любое время и месте

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке».

Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.

Обучение счету – во многом творческий процесс. Сын играет в футбол – считайте вместе голы, дочка кормит голубей – считайте птиц, сравнивайте, каких и на сколько больше. Если малыш любит рисовать, можно попросить его изобразить определенное количество мячиков, машинок и других предметов. Если лепить – создать заданное число фигурок. Попутно стоит задавать «хитрые» вопросы: «могу я взять у тебя один карандаш, сколько у тебя теперь осталось?» и другие подобные.

Заставлять ребенка считать не нужно, это лишь отобьет охоту к учебе. Каждое занятие должно проходить не более 15 минут в спокойной, доверительной атмосфере. Закреплять их можно на прогулках, считая деревья, дома, транспорт. Дополнительно следует подключать обучающие счету мультфильмы, фото и видео, которые широко представлены в интернете. Родителям важно быть последовательными и терпеливыми. Только тогда их чадо научится оперировать простыми и сложными цифрами.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо