Содержание курса информатики в начальном обучении. Информатика в начальных классах

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета "Информатика" в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета "Информатика и информационные технологии" основной школы. Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).

  • по курсу информатики автора А.В. Горячева - учебники-тетради №.№ 1 - 4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных занятиях;
  • по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета "Информатика" формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, "Окружающий мир", в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная доска".

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района метро);
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
  • компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
  • компьютерные синтезаторы звука;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Приложение

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика" автора А.Л. Семенова (II класс) (1ч - информатика и 1 ч - факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Теоретическая информатика (34 ч)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч)

2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов - цвет, форма. Одинаковость объектов. (2ч)

3. Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. (3 ч)

4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством - понятия "все", "каждый". (4 ч)

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). (4 ч)

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. (4 ч)

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. (4 ч)

8. Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию. (4 ч).

9. Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. (3 ч)

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. (5 ч)

Информационные технологии (30 ч)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

2. Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (6 ч)

3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (8 ч)

4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (10ч)

5. "Слепой" клавиатурный ввод. (от 5 до 15 ч - в случае интеграции с уроками русского языка.)

Информационная культура (4 ч)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).

2. Словари.

3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом - 2 - 4ч.

Предлагаемые проекты:
1) "Мое имя";
2) "Моя семья";
3) "Мои друзья. Записная книжка";
4) "Я сам";
5) "Наша сказка";
6) "Наш класс"; " Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева (II класс)

№ п/п Тема урока № п/п Тема урока
1 Признаки предметов 19 Способы задания множеств
2 Описания предметов 20 Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов
3 Состав предметов 21 Отображение множеств
4 Действия предметов 22 Кодирование
5 Симметрия 23 Вложенность (включение) множеств
6 Координатная сетка 24 Пересечение множеств
7 Контрольная работа 25 Объединение множеств
8 Разбор контрольной работы 26 Контрольная работа
9 Повторение 27 Разбор контрольной работы
10 Действия предметов 28 Повторение
11 Обратные действия 29 Понятия "истина" и "ложь"
12 Последовательность событий 30 Отрицания
13 Алгоритм 31 Логические операции "И" и "ИЛИ"
14 Ветвление 32 Графы, деревья
15 Контрольная работа 33 Комбинаторика
16 Разбор контрольной работы 34 Контрольная работа
17 Повторение 35 Разбор контрольной работы
18 Множества. Элементы множества 36 Повторение

Матрица межпредметных связей для практических заданий

Информатика Русский язык Чтение Математика Окружающий мир
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий Последовательность действий при:
  • разборе предложений;
  • разборе слов;
  • установлении связи слов в предложении;
  • проверке безударных гласных в корне
Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений. Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах). Последовательность постановки вопросов к тексту. Последовательность действии при решении задач и вычислении выражений Последовательность действий при выполнении опытов. Последовательность действий в быту. Последовательность действий в школьной жизни. Последовательность происходящего в природе
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Распределение предметов по группам в соответствии с заданными признаками Признаки:
  • слов (звукобуквенный анализ, разбиение по слогам);
  • частей речи (род, число и т. д.);
  • частей предложения (анализ предложения)
Названия признаков в характеристиках персонажей. Характеристики персонажей через значения признаков. Сравнение персонажей и распределение их по группам в соответствии со значениями их признаков Характеристики чисел (кратность, число знаков). Характеристики фигур (форма, размер). Составные части задачи Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике. Классификация предметов и явлений в соответствии со значениями признаков в природе, обществе, технике
Логика высказываний
Высказывания. Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме "если... то..." Вопросы к тексту с ответами "да" и "нет". Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения в процессе решения задач Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике. Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
    Введение
1.1. Информатика как наука: предмет и понятие
Появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века. Область интересов информатики - это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вы числительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.
Термин «информатика» (в том смысле как он применен в первом абзаце) в отечественной литературе используется сравнительно недавно, к тому же его толкование до настоящего времени еще нельзя считать установившимся и общепринятым. Терминологические и понятийные трудности, связанные с сущностью самого понятия «информатика» (равно как и производных понятий) не преодолены до сих пор.
Касаясь вопроса об объекте и предмете науки информатики, в общегносеологическом плане противопоставление объекта и предмета науки является относительным. И все же представление о различии понятий «объект науки» и «предмет науки» важно для установления существа любой науки.
Объект - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя, а предмет - это посредствующее звено между субъектом и объектом исследования. Понятие «предмет науки» выражает диалектическое единство объективной и субъективной сторон познания, оно не тождественно понятию «объект науки». Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Отсюда получается вывод, что предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект - на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе.
      Информатика как учебный предмет в средней школе.
Ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения. В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы. Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.
    Теоретическая часть
      Особенности преподавания информатике в начальной школе.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.
Внедрение курса информатики в начальные классы предполагает изменение подходов к обучению в целом. Для учета потенциальной возможности развивающей функции курса информатики и психофизиологических особенностей развития школьников возникает необходимость использования имеющихся кадров – учителей начального звена при условии повышения их квалификации в области использования новых информационных технологий.
Информатика в младших классах преподается в основном в тех школах, где есть лицейные или гимназические классы. Эти школы, как правило, имеют компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной техникой. В соответствии с утверждением классиков марксизма-ленинизма, что бытие определяет сознание, обучение информатике в таких школах носит явно "машинный" характер, т.е. достаточно большое количество времени дети проводят за компьютерами, в обучении активно используются развивающие интеллектуальные среды.
Использование компьютеров в обучении школьников младших классов может привести к дезориентации ребенка в окружающей действительности, срыву процессов ассимиляции в становлении его мышления. При; работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, желаемым и действительным. Дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, при этом необходимые для работы с компьютером навыки не соответствуют операционным способностям ребенка. Так же компьютеры могут служить препятствием для получения детьми необходимого опыта оперирования реальными объектами и событиями и, кроме того, могут ограничить физическую активность и физическое развитие детей. Поэтому среда обучения в младших классах должна организовываться таким образом, чтобы использование компьютерной предметности уравновешивалось наличием ее материального эквивалента.
В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро. Применяемые в младшей школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1-4-х классов. Так на уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
    диалоги;
    работа в группах;
    игровые методики;
    информационные минутки;
    эвристический подход.
Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик - ученик", "ученик - учитель". успешность формирования любых знаний зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
    через усвоение учащимися общественного смысла учения;
    через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
В процессе обучения необходимо включить «Информационную минутку».
Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике". Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления, он будет учить детей "добывать" новую информацию. По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информационной культуры, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения, создаст дополнительную мотивацию.
Еще одним видом обучения является – игра.
Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, даже ученики, отличающиеся "леностью ума", желающие получить все в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации; кто не просто располагает хорошей "кладовой памяти", но и может пользоваться ее богатствами.
Необходимо указать еще одну важную роль познавательных игр, превращающую их в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам. В игре учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащать себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Дидактические игры предполагают определенную заранее цель, план и общие для всех участников правила. Игры эти должны помогать не только лучше усваивать учебный материал, но и углублять представления по различным вопросам, полученным в ходе учебы, расширять кругозор, обогащать новыми сведениями.
Для изучения информатике можно использовать следующие способы обучения:
Вариант 1 . Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).
Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в рамках одного урока без деления на группы
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.
При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как “электронная доска”.
Вариант 3 . Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 чай) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.
      Материально – техническое оснащение кабинета информатики.
Кабинет информатики организуется как учебно-воспитательное подразделение младшей, средней общеобразовательной и профессионально-технической школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по курсу «ИНФОРМАТИКА».Материально – техническая база играет одну из самых главных ролей в изучении информатики. Учитель в основных случаях для эффективности обучения опирается на нее.
Материально-техническая база
    Стол двухместный или одноместный с ПЭВМ.
    Стол преподавателя с ПЭВМ.
    Стол – подставка под принтер.
    Телевизор.
    Графопроектор мультимедийный или с транспарантными лентами.
    Мультимедийное оборудование.
    и т.д.................

В результате изучения данного учебного модуля предмета Технологии ученик должен знать/понимать:

· роль трудовой деятельности в жизни человека;

· распространенные виды профессий связанные с технологией (с учетом региональных особенностей);

· воздействие технологической деятельности человека на окружающую среду, а так же здоровье человека;

· область применения и назначение технических устройств (в том числе компьютеров);

· основные источники информации;

· назначение основных устройств компьютера;

· правила безопасности при работе с техническими устройствами и машинами (в том числе с компьютером);

· уметь выполнять инструкции при решении учебных задач;

· организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, используя рисунки, сборные схемы, эскизы, чертежи; выбирать материалы учитывая свойства по внешним признакам;

· соблюдать последовательность операций при изготовлении и сборке изделия;

· создавать модели элементарных объектов из деталей конструктора и различных доступных материалов;

· выполнять декоративное оформление и отделку изделий;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· - выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.);

· - соблюдения правил безопасности при работе с

· материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами

· информационных и коммуникационных технологий;

· - создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

· - сотрудничество в процессе совместной работы;

· - умение решения учебных и практических задач с использованием возможностей

· компьютера;

· - поиска необходимой информации с использованием простейших запросов;

· - преобразования и создания простых информационных объектов на компьютере.

Цели обучения информатике в начальных классах: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, ее обработки использовании и преобразовании, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютерных технологий.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

· Ознакомление с основными свойствами информации, обучение приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;

· дать первоначальное представление о компьютере, его устройстве и современных информационных и коммуникационных технологиях;

· дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства .

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: Основные понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании, использовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств в том числе компьютера. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги, слайды, презентации и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Компьютер в качестве исполнителя алгоритма. Основные устройства компьютера и их функции. Организация и обработка информации в компьютере. Основные команды, понимаемые и используемые компьютером. Преобразование различных видов информации: числовой, текстовой, графической и звуковой при помощи компьютера. Хранение и передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Глобальные сети интернет. Использование сетей для получения информации. Роль информации в жизни общества и человека. Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой для человека информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства. Практика в содержании предмета информатики формируется из задач по информатике с предметным содержанием (без-компьютерная составляющая обучения) и решения компьютерных практических заданий. Для этого требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех школьников в соответствии с уровнем оснащения школы. Формы организации обучения в школе. Обучение информатике и информационным технологиям можно осуществлять несколькими вариантами силами преподавателей начальных классов. 1-й вариант. Без-компьютерное изучение информатики в рамках 1 урока с включением в содержание программы использования таких предметов как: математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир. Обучение проводится учителем без деления класса на группы.. 2-й вариант. Создание компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. В данном случае необходимо учитывать: наличие компьютеров в начальной школе (компьютер с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиа проектор с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру), электронных средств обучения и готовность преподавателей начальной школы к применению компьютера на уроках информатики. Один компьютер в кабинете можно использовать как "электронная" доска, то есть использоваться во время вызова к нему учащихся для выполнения заданий или команд, предусмотренных учебной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства работы с классом. 3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока. Этот способ возможен, если имеется достаточная материальная база (компьютерный класс, компьютерные программы), готовность учителя к преподаванию предмета Информатики обозначим, что использование компьютерной техникой на каждом уроке информатики как в начальной школе, так же как в среднем и старшем звене обучения необязательно. Поэтому даже при наличии только одного компьютерного класса в школе можно его использовать и для обучения информатики, и для использования при обучении других предметов. При наличии компьютерной техники в обучении информатике необходимо соблюдать технику безопасности, требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, санитарные нормы организации труда детей за компьютером . Работу за компьютером необходимо заканчивать специальными профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1-2 мин).

Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения:

*Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и облегчения работы с текстом

*Клавиатурные тренажеры с обычной скоростью работы

*Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы

*Компьютерные лабиринты для управления объектом

*Компьютерные мозаики

*Логические игры на компьютере

*Компьютерные энциклопедии, путешествия

*Компьютерные топологические схемы (района, метро)

*Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением

*Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды

*Компьютерные синтезаторы звука

*Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках

*Компьютерные среды управления исполнителем.

Основные правила поведения учащихся в компьютерном классе:

Входить, выходит, передвигаться по классу можно только с разрешения учителя.

Необходимо занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся.

Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства, подключение съемных носителей и компакт-дисков учащимся без разрешения преподавателя не разрешается.

Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

В целях экономии времени материалы по организации обучения, размещенные в Интернете, могут быть заранее приготовлены и использованы преподавателем на уроке. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете в целях безопасности .

Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать стандартам, санитарным нормам и правилам. рекомендации по организации рабочего места ученика отражены в приложении.

Расстановка компьютерных столов должна свершаться так, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были со стороны стены помещения.

Для предотвращения травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола

Необходимо чтобы кабинет был оборудован устройством отключения электропитания.

Оставлять детей в компьютерном классе без учителя строго запрещено.

Непрерывный курс информатики в школе в контексте ФГОС

Попробуйте вспомнить, сколько вам было лет, когда вы впервые увидели компьютер? А когда первый раз на нем смогли поработать? По данным статистики, представители поколения 60-70-х гг. XX в. впервые встретились с этим уникальным устройством примерно в 35-40 лет, поколения 80-х гг. - в 18-20 лет, родившиеся в 90-х гг. - в 13-14 лет. А современные малыши? В три-четыре года! Поэтому, на наш взгляд, уже не актуально ставить вопрос о том, когда начинать изучать информатику. Необходимо разумно подходить к тому, зачем и как обучать современных детей основам информатики и компьютерной грамотности.

Информатизация общества - это реальность. В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Компьютерные локальные, региональные, межрегиональные и глобальные (спутниковые) системы связи создают особую инфраструктуру современной цивилизации. Пользоваться этой информационной инфраструктурой и обогащать ее завтра будут современные дошкольники и младшие школьники. Именно поэтому дети данной возрастной группы должны уже сегодня иметь представление об информатике как предметной области и уметь пользоваться компьютером как средством своей деятельности.

Информатика вводится как учебный модуль предмета «Технология» в III-IV классах, где формируются общеучебные умения и навыки. В V- VII классах рекомендуется продолжать изучать информатику за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения. В VIII- IX классах информатика уже является самостоятельным учебным предметом федерального компонента государственного стандарта общего образования (базовый курс). В старшей школе (X- XI классы) вводится профильное обучение.

В данной модели изучение информатики и ИКТ на начальной ступени образования направлено на достижение следующих целей:

Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

Формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Несмотря на то, что данная модель не предполагает обязательного изучения предмета «Информатика» в качестве самостоятельной дисциплины в I-IV классах, теоретическая составляющая предмета может изучаться за счет компонента образовательного учреждения. В таком случае выделяются следующие цели и задачи обучения информатике в начальной школе («Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе (2002 г.)»):

«Цель обучения информатике в начальной школе должна заключаться в формировании первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Отсюда можно выделить задачи обучения:

Познакомить учащихся с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

Дать школьникам первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства» .

Следует отметить, что на практике младшие школьники не имеют возможности работать в компьютерных классах, поэтому курс реализуется, как правило, в безмашинном варианте за счет школьного компонента.

Модель 3 - основана на Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО 2009 г.).

При наличии соответствующей материально-технической базы учебный модуль «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)» реализуется в рамках предмета «Технология».

Учащиеся должны познакомиться с техникой безопасности и правилами поведения в кабинете вычислительной техники, с назначением основных устройств компьютера; научиться пользоваться компьютером для реализации образовательных целей, цифровыми образовательными ресурсами; освоить текстовый и графический редакторы.

Кроме того, стандарт предполагает формирование не только компьютерной, но и информационной грамотности младших школьников в процессе изучения всех обязательных предметов начальной ступени образования, на факультативах, в кружках, при работе над проектами.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией (сведениями).

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

Оценивать потребность в дополнительной информации;

Определять возможные источники информации и способы ее поиска;

Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеке, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

Организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

Создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

Использовать информацию для построения умозаключений, для принятия решений;

При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий .

Следует отметить, что начальный курс информатики ориентирован на формирование не только базовых понятий курса, но и общеучебных умений и навыков, а также на развитие теоретического и творческого мышления.

Согласно данным современных исследований в области развития мышления, часть вышеуказанных задач может быть перенесена и на дошкольную ступень образования, так как именно старший дошкольный и младший школьный возраст являются благоприятными периодами для развития интеллекта и формирования элементов учебной деятельности.

В настоящее время в рамках большинства образовательных систем осуществляется работа по созданию дошкольных курсов информатики, ориентированных на решение как общеучебных (формирование мотивации учения, развития речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения и т. д.), так и специфических задач, связанных с:

Подготовкой к предстоящему обучению (построение информационно-логических моделей; деятельность, требующая применения умственных операций);

Предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений;

Подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения .

Известны курсы информатики А. В. Горячева, Н. В. Ключ, Ю. А. Соколовой и др., эффективность применения которых на практике позволяет сделать вывод о возможности и необходимости изучения информатики уже в дошкольном возрасте.

В связи с вышесказанным встает острая проблема реализации принципа преемственности в процессе изучения элементов информатики на различных ступенях образования.

Преемственность в обучении - это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

Понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению.

На наш взгляд, наиболее действенных результатов можно добиться только путем частичного упрощения программы с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, целесообразно при выборе программы обучения учитывать принцип непрерывности, а именно предпочтительнее использовать на практике учебные курсы, которые условно можно назвать «О-11», а именно разработанные для дошкольной ступени образования и для I-XI классов общеобразовательной школы. В подобном случае будет наблюдаться единство принципов построения программы, методов, средств и приемов обучения, а также обеспечиваться концентризм при введении основных понятий (закрепление и углубление ранее изученного материала, но уже на новом уровне сложности, с учетом возрастных особенностей детей).

Согласно требованиям нового ФГОС НОО, в процессе обучения в начальной школе необходимо реализовывать интегрированный подход через установление методологического, содержательного, технологического единства процессов обучения отдельным предметам. Это касается и информатики. Так, например, в содержание начального курса математики введен раздел «Работа с данными», предполагающий рассмотрение следующих вопросов: «Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблиц. Интерпретация таблицы. Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой». На уроках русского языка и литературного чтения дети учатся работать с текстом, как источником информации, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеке, Интернете и т. д. На занятиях по окружающему миру помимо поисковой деятельности учащимся предлагается оформить результаты опытно-экспериментальной работы в формате мультимедийной презентации, реферата.

Как видно из вышесказанного, в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно за счет включения информационно-коммуникационных технологий во все изучаемые предметы осуществляется технологическое единство.

Таким образом, изучение элементов информатики в начальной школе не только должно быть направлено на создание максимально благоприятных условий для усвоения детьми базового курса, но и ориентировано на формирование навыков решения различных задач с применением элементов формальной логики, алгоритмического, системного и объектно-ориентированного подходов, независимо от выбранной модели обучения.

Обучение информатике в начальной школе

Цель обучения информатике в начальной школе - это формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики - формирование первичных представлений об объектах информатики; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, то есть информационных объектов и моделей, в том числе с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, используемых при изучении других школьных предметов.

С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:

Формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;

Формирование представления о тексте как об описании объекта;

Формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку работать с текстом, т. е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния).

Если «свернуть» эту триединую задачу в одно ключевое слово, то этим словом окажется слово «описание», которое выстраивается в следующую логику рассуждений, наглядно представленную в виде таблицы:

Описание - это основная методическая идея, которая должна пронизывать обучение информатике в начальной школе.

Во-первых, научить описывать объекты окружающей действительности - не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание - это творческая умственная деятельность, активно развивающая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание - основа эффективного использования компьютера в любой сфере человеческой деятельности.

Но почему описанию следует учить на уроках информатики, если этим занимаются на уроках русского языка, литературы и природоведения?

На уроках информатики внимание уделяется не просто описанию, а описанию объекта. Описание объекта - это текст, который может обрабатываться компьютером. Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т. е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком. Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько правильно в документе отражен его смысл.

Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакторе, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер. На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, буква, цифра) объектов младшие школьники приобретают прочные представления и опыт, которые впоследствии помогут им без особых затруднений освоить базовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться видеть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выделять существенные признаки предметов и явлений позволяет правильно классифицировать объекты и строить модели.

Кто должен и может вести уроки информатики в начальной школе

Существует два мнения по этому поводу. Первое - обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителя начальных классов. Второе - уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.

Особенности проведения уроков учителем начальной школы

Учитель начальных классов может провести любой урок в своем классе, если он владеет содержанием и методикой обучения. Специально проведенные исследования убедительно доказывают, что это действительно возможно при соблюдении некоторых условий.

Первое важное условие: учитель должен сам этого хотеть, так как даже переход на новый букварь, учебник по русскому языку или математике вызывает у учителя начальных классов естественное дополнительное напряжение моральных, интеллектуальных и физических сил.

Обучение информатике в столь жестком режиме, как один час в неделю, требует от учителя организации урока в высоком темпе и владения методиками введения понятий информатики.

Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски. Наличие электронного пособия к курсу существенно облегчает работу учителя.

Второе важное условие: у учителя начальных классов первые три-пять лет должен быть постоянно действующий консультант - учитель информатики или завуч школы, владеющий информационными технологиями.

Третье важное условие: учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий.

Для проведения компьютерного практикума учитель начальной школы может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.

В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно-информационная картина мира ребенка и его представление об иерархии понятий и действий. В начальной школе дети, как правило, не задают вопросов об устройстве мира или компьютера. Их вполне устраивает тот факт, что компьютер есть, а как он работает, какие принципы заложены в основу его построения, детей мало интересует.

Задача учителя начальной школы - выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника об объектах информатики.

Постепенно представления школьника целенаправленно развиваются, и к концу 4 класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваивают информационные технологии, так как в их сознании уже сформированы необходимые понятия. В базовом курсе они будут развивать и обобщать полученные в начальной школе знания на более высоком теоретическом уровне, как это делается на уроках химии и физики, пропедевтика которых реализуется в рамках природоведения и предметной области «Окружающий мир».

Пропедевтика (греч. - предварительно обучаю) - это вводный курс, систематически и элементарно изложенный. Однако это не означает, что в рамках предварительного обучения происходит формирование примитивных, ненаучных представлений.

Благодаря пропедевтическому курсу, закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в основной школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.

Для справки:

Информационный подход - это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации. В центре внимания школьников находится форма представления информации, а также содержание устного сообщения, текста, рисунка, т. е. их смысл или, собственно, информация.

В таком контексте ни на одном уроке, кроме информатики, сообщения, тексты и графические объекты не рассматриваются. Ни на каком другом уроке не говорится о роли информации в существовании, управлении и развитии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал - он активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения освоения информатики, она начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит необходимые действия.

Дети легко запоминают и усваивают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске). Они визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). И при дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визуально».

Особенности проведения уроков учителем информатики

Учитель информатики может проводить уроки в любом классе базовой или старшей школы, так как он владеет содержанием предмета. Однако обучение в начальной школе ему можно доверить при соблюдении тех же трех условий.

Первое важное условие: учитель должен сам этого захотеть.

Если учитель информатики выразил желание преподавать информатику во 2, 3 и 4 классах, значит, он должен изучить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками по другим предметам, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, а опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.

Второе важное условие: у учителя информатики первые два-три года должен быть консультант - учитель начальных классов или завуч школы, владеющий содержанием и методикой обучения в начальной школе.

Желательно, чтобы учитель информатики прошел курсы повышения квалификации в области возрастной психологии и обучения в начальной школе.

Третье важное условие: учитель должен придерживаться рекомендуемой формы организации и проведения урока.

Как обеспечить эффективность одночасового обучения?

Один учебный час (35-40 минут) в неделю - это бесконечно малое время, для того чтобы освоить такую дисциплину, как информатика, включающую в себя теоретическую и практическую составляющие. И тем не менее, это возможно. Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности обучения информатике в начальной школе при одночасовом курсе показали, что добиться устойчивых положительных результатов можно, если соблюдать определенные условия обучения. Залог успеха заключается в опоре на учебный материал других дисциплин, изучаемых младшими школьниками по 5-6 часов в неделю плюс домашние задания, и в особой форме организации и проведения урока (см. раздел «Особенности проведения уроков учителем информатики»).

Опора на учебный материал других дисциплин

Как показывает практика и специальные исследования, недопустимо дублирование учебного материала других уроков. Например, «Алфавит» - тема одного из уроков русского языка. Казалось бы, что нового можно добавить на уроках информатики об алфавите? Да, алфавит - это все буквы, расставленные в определенном порядке. Дети это знают и знают алфавит. В чем же заключаются особенности изучения этой темы на уроках информатики? Дети уже знают, что такое алфавит, и могут назвать все буквы в алфавитном порядке. Следовательно, нет необходимости объяснять это детям и можно приступить к новому материалу, суть которого - в использовании алфавита для удовлетворения разного рода информационных потребностей, в частности, в информационных технологиях. Но не все сразу, действовать следует постепенно и осторожно с учетом психологических особенностей младшего школьника. Что он про алфавит не знает? Он не знает, что у каждой буквы есть порядковый номер и что с помощью порядкового номера можно зашифровывать, закодировать сообщения. Это интересно, ново и необычно. Удалось заинтересовать детей. Налицо особенный, отличный подход к уже известному объекту изучения - алфавиту. Особенность подхода можно и не озвучивать, не тратить на это драгоценное урочное время - дети интуитивно понимают, что это не русский и не математика, а информатика. Кроме того, возникает интуитивное ощущение органической связи всего со всем: математики и русского языка (буква и порядковый номер буквы), реальной жизни и учебы (кодирование сообщений).

Форма организации и проведения урока

Понятно, что успешное освоение учебного материала информатики возможно лишь при условии опоры на учебный материал других уроков. Но для того, чтобы что-то успеть, активно опираясь на материал других уроков, учитель должен обеспечить чрезвычайно высокий темп урока. Это возможно, но накладывает на ход проведения урока особые, жесткие требования - учитель должен:

Четко осознавать, что надо преподать на данном уроке;

Понимать, на какие знания и особенности ребенка он может опираться;

Иметь четкий, тщательно выверенный план урока и не отклоняться от него, так как времени очень мало, но иметь дополнительный дидактический материал для организации индивидуального подхода к особо одаренным и наоборот, к детям с замедленной реакцией на происходящее на уроке.

Учитель должен осознанно разработать для себя на основании конкретных условий в данной школе четкую структуру урока, которую надо строго отслеживать из урока в урок. Это позволит ему сэкономить драгоценные минуты урока и не отвлекаться на лишние оргмоменты. Дети на первых уроках должны освоить эту структуру, понять и усвоить приемы и обозначения в учебниках, четко знать этапы проведения урока информатики.

Необходимость приучить детей к жесткому «распорядку» накладывает особую ответственность на проведение первых уроков информатики. Дети быстро схватывают и усваивают особенности каждого урока. Учащиеся должны знать и понимать, что урок информатики проводится только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 40 минут прожить в напряженном режиме, если они хотят получить результат. Ниже приведена схема урока.

Этап № урока Содержание деятельности

I Введение в урок, мотивация учебной деятельности, предварительное тестирование

II Объяснение нового материала в виде эвристической беседы, чтения текстов из учебника, просмотра презентации (с использованием электронных плакатов электронного пособия) и т. д.

III Закрепление нового материала в процессе выполнения заданий в рабочей тетради - смысловая подготовка к компьютерному практикуму

IV Обсуждение домашнего задания

V Подготовка к компьютерному практикуму, компьютерной эстафете (повторение правил техники безопасности, постановка задачи и пр.)

VI Компьютерный практикум с использованием электронного пособия (соответствующий теме урок пособия), работа с клавиатурным тренажером или тренажером мыши, выполнение развивающих заданий и пр.

VII Подведение итогов, выставление оценок

Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информатики. Учитель тоже легко справляется с этим, если готов к уроку. Обычно интерес детей к уроку проявляется на самом высоком уровне, именно благодаря четкости и интеллектуально-организационной напряженности проведения урока.

На уроке информатики, в условиях жесткого режима его проведения, явно проявляется (во всей полноте), насколько тот или иной ребенок владеет общеучебными умениями и навыками.

Не следует уделять на уроке особое внимание проявлению отсутствия общеучебных умений. Ребенок сам это видит и понимает. Доброжелательный разговор во внеурочное время необходим. Если ребенок не успел выполнить предыдущее задание, пусть оставит его, попытается включиться в следующее. Можно также предусматривать для таких детей особый режим, особые задания. Это неудобно и дополнительная забота, но это необходимо.

Жесткая структура урока не предполагает «тупого» повторения из урока в урок одних и тех же игр, физкультминуток и т. д. В арсенале учителя должно быть немало вариантов различных игр и эстафет, коротких стихотворений и упражнений, которые отрабатываются и используются в «цикле». Например, на одном занятии дети знакомятся с новым вариантом игры или эстафеты, с новым набором упражнений. Используют их на двух-трех уроках и затем осваивают новые. В приложении и в методических разработках уроков приведены возможные варианты игр, эстафет и физкультминуток.

Дополнительная информация для учителя

Основные понятия и термины информатики

В предметной области «информатика» можно разделить два вида понятий и терминов: основные и вспомогательные.

К основным можно отнести такие понятия, на которых строится содержание непрерывного курса информатики. Это понятия информации и информационного процесса, информационного моделирования и информационного управления, а также понятия, производные от них: данные (закодированная информация), виды информации, хранение информации, обработка информации, носитель информации, источник информации и приемник информации, и т. д.

Информация проявляет себя в информационных процессах, которые не существуют сами по себе, точно так же, как не существует движение само по себе - не всегда существует «носитель» этого движения. К информационным процессам относятся процессы передачи, хранения и обработки информации, процессы кодировании и декодирования, поиска и оптимизации, преобразования информации из одной формы представления в другую, процесс управления и др.

Так, например, обязательное изучение в курсе информатики понятие «информационное моделирование» обусловлено тем, что при работе с информацией мы всегда либо имеем дело с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо сами разрабатываем такие информационные модели. Например, алгоритм и программа - это разные виды информационных моделей, и потому это производные понятии от понятия «информационное моделирование». К информационному моделированию относится процесс создания базы данных, что требует прежде всего разработки структурной модели данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе также относится к информационному моделированию (или, иначе, к информационному отражению информационной потребности пользователя). Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели. Информационное моделирование - это метод научного исследования и познания, поэтому оно является не просто объектом изучения информатики, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности человека.

Управление является важнейшим информационным процессом, поэтому и понятие информационных основ управления относится к важнейшим в информатике. Отношение между понятиями «управление» и «информационные основы управления» носит такой же характер, что и отношение между понятиями «модель» и «информационная модель». Информационное управление реализуется посредством передачи информации. Понятие информационного управления является обобщающим для группы понятий: «объект управления», «управляемый объект», «цель управления», «модель управления», «прямая связь», «обратная связь», «схема управления», «управляющая информация», «автоматическая система управления», «контур управления», «норма», «критерий», «эффективное управление» и т. д. По сути, информационное управление связано с информационным (смысловым) воздействием на управляемый объект, в то время как «прямое» управление может осуществляться посредством физического или энергетического воздействия. Управление также носит деятельностный характер, что находит отражение в содержании и методике обучения информатике.

Основными объектами изучения информатики являются:

информационные процессы;

информационные системы;

информационные ресурсы;

информационные модели;

информационные технологии;

средства информатизации;

методы информатизации.

Если обобщить их, то речь идет прежде всего об информационных процессах, информационном моделировании и информационных основах управления. Имен но эти основные понятия (иногда их называют базовыми) и определяют ведущие содержательные линии непрерывного курса информатики. Они же являются основными видами информационной деятельности.

К вспомогательным относятся общенаучные, межпредметные понятия и термины, которые необходимо использовать для разъяснения основных понятий информатики. Это философские и общенаучные понятия, такие как «объект», «система» и др., которые не объясняются ни в каком школьном курсе.

В соответствии с традиционной классификацией, наиболее общими видами изучаемых различными науками систем являются:

Системы неживой природы;

Системы живой природы;

Технические системы;

Социотехнические системы;

Общественные системы;

«идеальные», или абстрактные системы;

Экологические системы, включающие всю совокупность живых и неживых систем;

Человек как система духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и иных качеств.

В каждой науке рассматриваются те или иные конкретные системы, что находит свое отражение в соответствующих учебных курсах. Например, в физике это системы неживой природы, в математике - абстрактные системы, в психологии - человек, в социологии - социальные группы и общественные системы. При обучении информатике должна быть решена задача осознания школьниками общего (инвариантного) и особенного (вариативного) в протекании информационных процессов в системах различной природы. Именно поэтому информатика играет ведущую роль в формировании мировоззрения, в развитии межпредметных связей и в формировании общепредметных понятий.

К общепредметным можно отнести понятия, которые имеют такое же отношение к информатике, как и к любой другой школьной дисциплине, однако целенаправленно ни один школьный курс (ни одна учебная дисциплина) эти понятия не формирует. Это такие понятия, как «объект», «система», «процесс», «алгоритм», «результат», «цель», «управление», «исполнитель», «источник», «приемник», «метод», «способ».

Ведущие содержательные линии задают структуру непрерывного курса. Чтобы не только структура учебной дисциплины, но и само ее содержание было устойчивым (конечно же, в определенных границах, позволяющих педагогу реализовать свои педагогические предпочтения и учесть специфику учебного заведения), необходимо понять, на какой основе, в соответствии с какими принципами следует производить содержательное наполнение ведущих содержательных линий. Другими словами, необходимо ответить на вопросы: как организован отбор содержания модулей непрерывного курса информатики в данной концепции и как осуществлять отбор содержания конкретных тем в ходе обучения.

В педагогике принято выделять «внутреннюю» и «внешнюю» сущность содержания образования и учебного предмета. Внутреннюю сущность содержания составляют:

совокупность знаний, в которую входят понятия и термины, факты, законы и закономерности, открытые наукой, теории и гипотезы, методологические знания, оценочные знания;

Общие и специальные способы деятельности;

Опыт продуктивной, в том числе творческой деятельности;

Система оценочных норм, отношения к изучаемым вопросам.

Все перечисленные компоненты должны быть в явном виде отражены в содержании каждого модуля и каждой темы в процессе обучения на каждой его ступени.

«Внешняя сущность» - это содержание обучения, которое определяется его целями. Цели обучения имеют иерархическую структуру и свою специфику для разных возрастных групп обучаемых, поэтому основное содержание курса необходимо формировать с учетом его последующей реализации в рамках конкретной ступени обучения.

Общие цели обучения информатике:

1) формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как об элементах реальной действительности, о системах различной природы, о видах и способах управления системами различной природы;

2) формирование и развитие первичных представлений об объектах информатики, знакомство с основными понятиями информатики;

3) развитие опыта создания и преобразования различных информационных объектов - текстов, рисунков, таблиц, схем, диаграмм, электронных таблиц, баз данных, справочных систем, в том числе с помощью компьютера;

4) развитие умения описывать объекты реальной действительности, используя понятия информатики, использовать полученную информацию для создания моделей и систем управления объектами различной природы;

5) развитие умений и навыков строить информационные модели, создавать и передавать сообщения, собирать и использовать информацию с целью управления, использовать компьютер при решении информационных задач, при создании и использовании моделей с целью управления.

В обучении информатике принято выделять четыре ступени обучения (четыре последовательных блока курса):

Пропедевтическая ступень (начальный курс информатики) - обучение в классах 1-6, 2-6, 3-6 или 5-6, в зависимости от «точки входа» в предмет;

Основная ступень (основной или базовый курс, 7-9 классы);

Профильная ступень (профильные курсы, 10-11 классы);

Профессиональная ступень (вузовский курс).

Заметим, что выделенные ступени обучения информатике не вполне совпадают с тремя ступенями общего образования: начальное образование (1 ступень, 1-4 классы); основная школа (2 ступень, 5-9 классы), старшая школа, профильная подготовка (3 ступень, 10-11 классы).

Начальный курс обучения информатике в контексте непрерывного обучения со второго по одиннадцатый класс.

Основная задача начальной общеобразовательной школы (1-4 классы) - создать основы для получения образования в общем смысле: научить читать, писать, считать, заложить прочную базу для развития общеучебных навыков. Основная, задача начального курса информатики - заложить основы осознанной, целенаправленной, грамотной работы с информацией, сформировать первичные представления об основных объектах информатики. Обучение информатике в ходе изучения начального курса носит характер «введения в информатику» на основе обобщения жизненного опыта, знаний, умений и навыков, полученных при изучении других школьных дисциплин. Это не просто осознанное восприятие информации, ее адекватная интерпретация, формирование и развитие способности описывать объекты реальной действительности с точки зрения информационного подхода, т. е. с использованием основных понятий информатики, но и формирование навыков осознанно выбирать форму представления информации в виде, наиболее целесообразном в соответствии с поставленной целью: текст (текстовое представление информации), рисунок, схема, диаграмма (графическое представление информации) или число (числовое представление информации).

На начальной ступени изучения информатики школьники учатся использовать информацию в учебной и познавательной деятельности и в повседневной жизни с целью произвольного (осознанного и целенаправленного) управления своими действиями. В ходе изучения информатики младшие школьники приобретают первоначальные навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий, к которым относятся телефон, магнитофон, компьютер с его программным обеспечением (различные редакторы, программы-тренажеры, обучающие и контролирующие программы, электронная почта) и др.

В зависимости от конкретных условий, можно использовать одну из нескольких организационных моделей обучения информатике на начальной ступени образования: информатика как отдельный урок (1 час в неделю), информатика на межпредметной основе (включение, интеграция отдельных тем в различные уроки - русский язык, математику, природоведение, технологии), компьютер на уроках изобразительного искусства (ИЗО), компьютер как ТСО на различных уроках в начальной школе, информатика и окружающий мир и т. д. Организационная модель обучения информатике выбирается учителем, школой или регионом, в зависимости от совокупности конкретных условий (в классе, в школе, в регионе) - технической оснащенности, наполнения медиатеки, обеспеченности кадровым составом и пр.

В настоящее время разработаны и внедрены учебно-методические комплекты, позволяющие реализовать любую из вышеописанных моделей (вариантов) обучения и обеспечить младшим школьникам свободный доступ к использованию информационных ресурсов школьной библиотеки в целях образования и самообразования.

Высокая учебная и познавательная активность школьников до 11 лет определяется их возрастными особенностями. Школьники этого возраста не всегда осознают свои действия (они часто действуют непроизвольно, неосознанно, интуитивно). В ходе изучения в курсе информатики различных действий с информацией (сбор, представление, преобразование, хранение, передача) их учебная деятельность становится осознанной, что существенно повышает эффективность этой деятельности. Внимание учащихся направлено на познание объектов окружающей их действительности; ведущая деятельность - учебная и познавательная. Компьютер всегда может быть использован как средство обучения, как средство знакомства с внешним миром на любом уроке. Особенности возраста учащихся начальной школы и 5-6 классов таковы, что если учитель просто использует компьютер (как ТСО) и все многообразие мультимедийных средств обучения (электронные фильмы, мультфильмы, энциклопедии, справочники, обучающие и контролирующие программы и т. д., которыми в настоящее время активно оснащаются школьные библиотеки), то школьник учится пользоваться не только компьютером, но всем объемом коммуникационного, аудиовизуального оборудования.

На начальной ступени образования компьютер можно использовать в качестве средства для развития концентрации внимания, восприятия качества и количества, для развития мелкой моторики рук, для пробуждения и развития мотивации к учению, логического и системно-информационного мышления, и т. д.

Компьютер в начальной школе может быть использован как средство развития абстрактного мышления и формирования понятий информатики, а также как средство развития творческих способностей детей, как средство презентации решений и идей.

На начальной ступени обучения информатике содержание строится на трех инвариантных содержательных линиях. Адекватность интерпретации информации, полученной школьником в процессе чтения или наблюдения, тесно связана со знанием способов и правил представления информации, в том числе ее кодирования и декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных. Знакомство с понятием информационной модели, с простейшими исполнителями, с различными способами представления команд и данных, со схемой управления (на простых жизненных примерах), когда школьники для конкретной ситуации могут назвать управляющий объект и объект управления, определить, что является каналом связи, способствует развитию абстрактного мышления школьников.

Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным целям начального образования - научить грамоте (читать, писать, считать). Компьютерные программы помогут раскрыть разные грани «написания» и «чтения» текстов, музыки, рисунков, предоставить интерактивные среды для вычислений, различных способов представления и кодирования информации. Следует отметить, что общее понятие текста является одним из важнейших не только для информатики, но и для всей современной культуры.

Активная и «пассивная» работа с электронными энциклопедиями, музыкальными экспозициями, справочными и информационными системами создает условия для получения и развития навыков работы в библиотеке, с печатными словарями и справочниками, глоссариями в книгах, помогает научиться ведению собственных записных книжек. Это залог последующей грамотной работы с информацией, представленной в электронном виде.

Основные объекты информатики, предназначенные для изучения на начальном этапе обучения:

В соответствии с линией «Информационные процессы» - виды информации, представление информации, кодирование и декодирование, правила работы с компьютером и программами, с информационными системами;

В соответствии с линией «Информационное моделирование» - цели моделирования, виды информационных моделей;

В соответствии с линией «Информационные основы управления» - знакомство с различными исполнителями и их свойствами, предварительное знакомство с простыми системами (человек и велосипед, человек и книга, человек и компьютер, где компьютер рассматривается как «черный ящик»), с правилами управления компьютером.

В 5-6 классах в процессе обучения информатике основное внимание школьников должно быть направлено на освоение культуры использования различных информационных ресурсов в ходе учебной деятельности, т. е. на формирование готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных задач и саморазвития. Все это производится наряду с развитием базовых понятий информатики, развитием творческих и познавательных способностей учащихся. Если нет возможности организовать обучение информатике на отдельном уроке (1 час в неделю), можно использовать уроки технологии (1 час - информатика, 1 час - технология), уроки эстетического цикла (ИЗО, музыка), либо актуализировать знания по информатике в конкретной учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин (иностранного языка, русского языка и др. с использованием мультимедийных программ). Так, можно использовать компьютер на уроках технологии для изучения информационных технологий (2 часа) и активно использовать компьютер как ТСО на различных уроках при обучении, предоставляя учащимся возможность использовать электронные энциклопедии, справочные издания, учебные программы для самообразования в школьной библиотеке (в читальном зале) и т. д. Необходимо обеспечить свободный доступ для школьников к электронным информационным ресурсам в рамках образовательного учреждения, в том числе через Интернет, для образования и самообразования.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва